Ст. 1. ...в часы покоя моего и в делах моих – букв. «когда я сидел и когда я вставал»; этими словами охвачена вся жизнь человека. Ст. 2. ...с высоты – букв. «издалека». Ст. 5. ...возложил на меня руку Твою – жест благословения (ср.: Быт. 48:14–20 ; Исх. 33:22 ). Ст. 8. Если взойду на небо – у пророка Исаии небо названо престолом Божиим (см.: Ис. 66:1 ); ...если сойду во ад – эти слова св. отцы толкуют как пророчество о сошествии Господа нашего Иисуса Христа во ад. Ст. 11–12. После восторженного изумления перед тем, что Бог знает о человеке все (ст. 1–6) и наполняет Собою весь мир (ст. 7–10), Псалмопевец постигает еще одно дивное свойство Бога – Его власть над природой, когда Он заставляет стихии менять свои свойства на противоположные, когда Он тьму превращает в свет. Святые отцы прочитывают в этих стихах иносказание, понимая под тьмою скорби и беды, которые теряют свою губительную силу, если этого хочет Бог. Ст. 11. ...покроет – букв. «растопчет». Ст. 13. ...Ты создал меня – букв. «Ты создал мои почки».   Псалом 139 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 2. ...вооружались на битву – букв. «готовились к войнам». Ст. 3. Ср.: Пс. 57:5 . Ст. 5–6. Ср.: Пс. 63:6 ; Иер. 18:22 . Ст. 8. Осенил... – поместил в тень. Ст. 11. Наказание огнем нередко упоминается в Библии (см.: Чис. 16:35 ; Пс. 10:6 ). Ст. 13. Одним из строжайших требований библейской морали было соблюдение справедливости в суде по отношению к бедному и убогому (ср.: Ис. 11:4 ); ...благое воздаяние – букв. «справедливость, правда».   Псалом 140 Ст. 2. ...как фимиам – фимиамом назывался особо приготовленный курительный состав из душистых смол, который возжигался при богослужении (см.: Исх. 30:7–8, 34–38 ); ...жертва вечерняя – Закон Моисеев предписывал совершать ежедневное жертвоприношение на жертвеннике: одно – утром, другое – вечером (см.: Исх. 29:38–41 ). Ст. 3. Даруй – букв. «положи». Псалмопевец просит Бога сделать его молчаливым. О том, какие беды может принести развязный язык, подробно говорит Сирах (см.: Сир. 28:15–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другие так хотят понимать апостола, что будто он говорит о постоянных своих внешних скорбях, гонениях, бедах, как 1Кор. 2:3 . Рим. 8:35. 36 . 2Кор. 11:29. 30 . Но первое объяснение, кроме словозначения, подтверждается и в следующем стихе. Ст. 14. искушения моего, еже во плоти моей, – по древнейшим лучшим спискам, перевод, итал. булг. Коптс. у Евсевия эмесийск., Кирилла, Иеронима Пειρασμον υμων ν τι σαρκ μου – «искушения вашего от моей плоти» 38 искушения, испытания, – (таково собственное значение искушения Сирах. 27, 5 . πειρασζεσθαι ν τινι Мф. 6:13 . 1Пет. 4:12 ), которое представляла для вас, для любви вашей ко мне, моя тяжкая телесная болезнь, – ни уничижисте, ни оплевасте – не пренебрегли, не оплевали. Eκπτυειν хотя сходно в значении с словом ξουτενειν, но сильнее сего; κπτυειν значит отбросить что инбудь как гнусное, ξουτενειν пренебречь, Рим. 14, 3. 10 . Но яко ангела Божия приясте мя, – приняли меня с великим уважением, с благоговейною любовью, как будто послан к вам ангел с неба; ( 2Цар. 19:27 . Мал. 2:17 ), – яко Христа Иисуса, даже более, чем ангела, как самого Спасителя приняли. Прекрасная постепенность в выражении и чувствовананиях и замечательная для тех, которые не принимают Иисуса не только более чем ангела, – но и как ангела. Сл. Евр. 1:12–14 . Ст. 15. τισ ουν ην ο μακαρισμς υμων; μακαρζειν ублажать Иак. 5; 2 . Лк. 1:48 . μακαρισμος; – самое действие, когда называют кого блаженным Рим. 4:9. 6 . Апостол напомнает галатам, – как считали они себя счастливыми, приняв в первый раз проповедь Павла, сколько было восторгов, сколько радости! Свидетельствую вам, яко очеса ваша извертели быша: вы готовы были для меня на величайшие пожертвования: око на языке св. писания означает вещь драгоценную. Втор. 32:10 . Зах. 2:8 . Пожертвовать для кого-нибудь глазом – присловие употребительное у греков и римлян, и означает самое великое пожертвование. (Horaf. Sat. 2, 5. 55. Terent. Adelph. 4, 5 67) Итак, апостол в ст. 13–15. изображает, что аа) галаты при первом обращении к вере, не смотря на немощи Павла (13)., не только не презрели его, напротив приняли со всем уважением и любовью (14); бб) они считали себя блаженными и готовы были на самые тяжкие пожертвования – для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1) Чтение слова Божия бывает спасительно для человека только тогда, когда он читает с благоговением и за объяснениями при недоуменных вопросах обращается к пастырям Церкви или к толкован. св. отцов и учителей Церкви ( 2Петр. 3:16 ). 2) При чтении Библии мы должны помнить то, что некоторые места нужно понимать в буквальном смысле, напр. исторические, а некоторые в переносном, напр. притчи (сравни родосл. И. Христа... Его рождение... Крещение... Страдания и Воскресение (букв. пон.) и притчи о сеятеле, десяти девах, соблазняющ. руке... (переносн. понят.). 3) Читаемое место Писания необходимо рассматривать не отрывочно, а в общем ходе... справлят. с параллелями... 4) Во избежание ошибок, свое понимание поверять с объяснениями людей, от Господа поставленных на церков. учительство: Ефес. 4:11–12 . Если какое место не дается для понятия, то оставить его до благоприятного времени... спросить пастыря... И Апост. не настаивает на обязат. разумения всего: 1Кор. 14:38 . Прем. Сирах также показывает о невозможности каждому и скоро понять Писание: З:21–24; 38:24–25. 5) Разобрать глав, места свящ. Писания, извращаемые сектант. в вопросе о чтении его: Иак. 1:5 ; 2Кор. 3:14–16 ; Фил. 3:15 ; 2Тим. 3:16 ; Лук. 10:21 ; Втор. 8:3 . 1) При толков. свящ. Пис. нужно помнить, что изложен. в Слове Бож. дело нашего спасения составляет тайну даже для Ангелов: 1Петр. 1:10–12 ; срав. Мф. 24:36 . В Писании есть нечто и неудобовразумительное: 2Петр. 3:16 . Сам человек не в силах изъяснить никакого пророчества: 2Петр. 1:20–21 . И апостолам не вдруг открывался ум к уразумению Писаний: Лук. 24:45 ; 2) Только избранным людям (апостолам) и их преемник. Господь открывал знание тайн Цар. Небесн: Мф. 13:10–11 . Эти люди, при изъяснении Писаний, руководились не одним собствен. умом, как делают сектанты, а, водимые Св. Духом, справлялись с свящ. Преданием. Только таким способом и можно «здраво и верно» истолковать писанное и незаписанное учение Христово: 2Кор. 2:17 . 3) Пользуясь наставлен. пастырей в познании Писаний, мы доверяемся не лицам, а действующему через пастырей Св. Духу: Деян. 20:28–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   5) Тайны в Христианской Вере весьма благотворны и для самой Веры, и для человека, который должен принять её. Если бы в откровении были только одни постижимые истины, оно скоро потеряло бы в глазах наших свою полную цену, тогда как, запечатлённое Божественным характером непостижимости, оно естественно возбуждает к себе и постоянно поддерживает в человеке чувство уважения, удивления и благоговения. Существование тайн в Христианском откровении указывает человеку кратчайший путь к усвоению откровения — путь веры, врачует тяжкий недуг нашей природы гордость разума, источник бесчисленных зол, и даёт цену нашей вере, нашему смирению и покорности воле Божьей, когда свой разум мы пленяем в послушание Христово (5 Кор. 10:5).    6) Эти тайны Христианства, предмет нашей веры, имеют самое благотворное отношение и к нашей деятельности. Открывая пред нами бесконечные совершенства Господа, они питают наше благоговение к Нему; а свидетельствуя о Его бесконечных благодеяниях нам, возбуждают и питают в нас любовь к Нему и благодарность. Они указывают человеку и сильнейшие побуждения к добродетели, и высочайший образец всех добродетелей — в Божественном Искупителе, и самые верные средства к осуществлению их в дарах Божественной благодати. § 92. Взгляд на учение нравственности    В нравственном, учении Нового Завета можно различать две части: во-первых — закон и, во-вторых,— побуждения к исполнению закона.    I. Закон, имея целью научить нас, с одной стороны, отложити, по первому житию, Ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных, а с другой — облещися в Нового, созданного по Богу в правде и в преподобии истины (Еф. 4:22-24), предлагает нам два главнейшие начала деятельности: это, по отношению к нам самим, начало самоотвержения, по отношению к Богу и ближним — начало любви. Первое выражено в следующих словах Спасителя: иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по мне грядет (Марк. 8:34), и прямо направлено к искоренению в нас того начала, которым руководствуется человек падший, т. е. к искоренению самолюбия, служащего в нас источником всякого греха (Сирах. 10:15). Последнее выражено также самим Спасителем в следующих словах: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь,— вторая же подобна ей: возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе (Матф. 22:37-39), и имеет целью укоренить в нас семя новой жизни, святой и богоугодной, и привнести в нас союз совершенства (Кол. 3:14).    1) Раскрывая, в частности, начало самоотвержения, Новый Завет заповедует нам    а) чтобы мы, прежде всего, покаялись и вообще каялись во всех своих грехах: покайтеся (Матф. 3:2), так начал проповедь свою Божественный Учитель, и так же повелел начинать её своим Апостолам (Лук. 24:47);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Мис.: «Слушайте и речь мне не прерывайте, Музыкальная игра во зло бывает тогда, когда музыка употребляется в сообществе пьяных мужчин и женщин, пользующихся незавидной репутацией, припевающих под музыку разные неприличные песни, возбуждающие страсть и похоти. Такие игры, действительно, запрещены в св. Писании. Премудрый Сирах говорит: «Сладкопение муссикиева в пиршестве вина» ( Сир.32:7,8 ). Потом повелевает: «Вовремя вставай, а не последи (иных) в дом отыди, и не ленися» ( Сир.32:13 ). Сказав это, научает: «Тамо (т. е. в своём доме) играй и твори помышления твоя, и не согрешай словом гордым» ( Сир.32:14 ). А в стихе 4-м «наказывает старейшине так: «Глаголи, старейшино, подобает бо ти, испытною хитростью, и не возбрани муссикии». Вот видите: «муссикия» в своём доме не возбраняется, а в пиршестве вина не похваляется. С такого пира повелевается скорее встать, уйти в свой дом и тамо играть и творить благочестивые помышления. В роде человеческом первый изобретатель музыки есть Иувал. «Сей бяше показавый певницу и гусли» ( Быт.4:18,21 ). Св. Иоанн Златоуст , перечислив роды занятий того временя, – между прочим, и изобретение Иувалом певницы и гуслей, говорит: «Смотри, как мало-по-малу встроилось благосостояние рода человеческого» (толк. на Быт. стр. 179 том. 4-й). Это благосостояние некоторыми употреблялось не во славу Божию, а во славу идолам: Навуходоносор царь, при поклонении златому телу, по велел играть в трубы, свирели, гусли и проч. (см. Дан.3:7 ), но его обличили тогда св. трие отроки. Это же благосостояние употреблялось и во славу Божию, а не во славу идолам: Давид царь, неся киот Господень с трубным гласом, сам – «бряцаше во органы устроены пред Господем», ( 2Цар.6:14–15 ) Жена же его Мелхола посмеялась над ним, за что и была наказана от Бога ( 2Цар.6:16–23 ). Следовательно, музыкальное изобретение есть благосостояние рода человеческого и этим благосостоянием можно угождать Богу, можно и злоупотреблять. Царь Давид, когда поставил киот в скинию, определил к нему следующих лиц: «Иоиила играть в орган, псалтырь и гусли; Асафа возглашать в кимвал; Изанея и Озила, священников, трубить всегда в трубы пред киотом завета Божия» ( 1Пар.16:5–6 ). «Священницы же стояху на стражах своих и Левиты во органы пояху песни Господни, яже сотвори Давид в похвалению Господа... и священницы пояху трубами пред ними, и весь Израиль стояше» ( 2Пар.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(3) Автобиографические заметки указывают на то, что книга многократно завершалась, а затем вновь продолжалась (ср. 16:24 слл.; 24:30–34; 33:16–18; 39:12–14:32, а также два заключения/подписи 50:27–29 и 51:30). (4) Открытым остается вопрос об отдельных крупных стадиях роста. Открывала ли, к примеру, гл. 24 изначально вторую часть, была ли она продолжением 1:1–23:27 (+ 51:13–29), или же ею завершалась первая часть (1:1–24:29)? Трудно понять также и то, какова была история редакций концовки книги, начиная с больших фрагментов после 38:24 слл.: является ли 42:15–43:33 заключением или началом заключительной композиции? (5) Крупные части наставления Бен-Сиры возникли, очевидно, в «доме учения» (51:29), т.е. были предназначены для занятий («циклы поучений»), как показывает развитие отдельных фрагментов такого рода. (6) Происхождение от Бен-Сиры (аутентичность) ставится под сомнение или дискутируется лишь для очень малого числа текстов краткой версии ( Hebr I , Gr I): впрочем, представляется, что и страстная молитва о спасении Сиона 36:1–17, и заключительный акростих 51:13–30b хорошо связываются с литературным и богословским контекстом; иначе обстоит дело лишь с литанией 51:12a-o, дошедшей только в HsB. 2.2 Исторический контекст Иисус, сын Элеазара (Бен-Сира, греч. Сирах – «броня?», возможно, семейное имя), согласно различным указаниям, которые мы находим в книге, принадлежал к числу Иерусалимских граждан. Идеальный (авто)портрет книжника 38:24–39:11 говорит о досуге (38:24), путешествиях (39:4; ср. также 34:9–11) и общественной деятельности (39:4.10 слл.) и прославляет возвышающееся сословие книжников. В 51:23, 29 мудрец приглашает в свой «дом учения», т.е. в свою школу. Остается открытым вопрос, был ли сам приверженец или почитатель первосвященника из рода Ониадов, исполнявшего эти обязанности еще до начала споров о преемстве (ср. хвала Симону, гл. 50: очевидно, речь идет о Симоне II, ок. 220–195г. до н.э.), священником или храмовым писцом при священниках (ср. упоминание таковых в указе Антиоха III от 197г. до н.э.: Иосиф Флавий, Древности, XII, 142). Если книга и читалась в Кумране и содержит некоторые точки соприкосновения с мышлением Кумранской «общины» (45:25: связь священнического союза с Давидовым; упоминание Садока в сомнительном с точки зрения авторства псалме между 51:12 и 13), все же нельзя назвать автора предтечей кумранитов. То же самое следует сказать и о наименовании его «протосаддукеем» (несмотря на близость в эсхатологии и в том, что касается священства). Различие в темах, общих с эфиопским Енохом, таких как творение, суд и откровение (ср. Сир.3:21–24 ), могло бы указывать на современные споры; это может быть отнесено и к прославлению действующей династии первосвященников в Сир.50:1–24 в сравнении с критикой в эфиопском Енохе и Завещании Левия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1 ст. а также сказанное о смерти 1:14). 354  Условный период не имеет конца, главного предложения, вместо которого апостолом высказывается общая мысль в 9 ст. 355  Апостол говорит здесь о грехопадении и наказании ангелов до сотворения мира. Гофман, Фаррар и многие новейшие толкователи утверждают, что здесь апостол указывает на Быт. 6:2 и, как и ап. Иуда (1:6), заимствует такое толкование этого стиха из апокрифической кн. Еноха. Но хотя апостолы Пётр и Иуда говорят о грехопадении и наказании ангелов, случившихся до того времени, с которого начинается повествование Библии , однако они вполне могли заимствовать это из Ветхого Завета, где о падении ангелов рассказывается хотя не ясно, но ясно предполагается учение о дьяволе и злых духах, а о наказании их приблизительно так же говорится и у пр. Исаии Ис. 24:21, 22 . И нет оснований предполагать другое объяснение. 356  По код. Sin. АВС читается: σιρος ζψου или вместо σειρας ζψου – низвергнув в тёмные ямы, могилы, в тёмные места ада, или: низвергнув, предал их тёмным местам преисподней в наказании блюсти на суд. 359  Κσμος как местожительство нечестивых, оба раза без члена, для указания противоположности гибели всего мира спасению только 8 душ семейства Ноя. 360  Местность, где были эти погибшие города, нося следы страшного разрушения, и теперь напоминает, что нечестивые таким же образом будут наказаны огнём (3:7). 364  Под δξαι некоторые толкователи (Гофман и др.) в виду следующего стиха разумеют здесь злых духов, которых ап. Павел называет κοσμοκρτορες ( Еф. 6:12 ). Но большинство толкователей думают, что следующий стих указывает только, что апостол не исключает и их из ряда высших сил, называемых им δξαι, и что и они хотя пали, однако не потеряли свойственной им славы. 366  φυσικ γεγεννημνα физически рождённый, как принадлежащие природе, и потому рождённые на уловление и истребление. 367  ν ος γνοοσιν βλασφημοντες=τατα, ν ος γν... ср. Сирах: ν μεγλ κα ν μικρ μη γνει (5:15). 368  Гофман и другие, утверждая, что φϑορ не встречается для обозначения нравственного растления, а значит просто разрушение, истребление чего-либо, каковое значение это слово имеет и в предшествующем выражении: ες λωσιν κα φϑορν, толкуют стих так: „дерзкие хулители злых духов, подобно тому, как неразумные животные, не зная, в чём дело, и жадно стремясь к приманке, уловляются и убиваются, так и они в своём неразумии (ν τοτοις, γνοουσι) думая, что всё сотворено для удовлетворения их чувственности, и уничтожая всё, что даёт природа, для удовлетворения своих похотей, чрез это погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Часто же миролюбивый и так сребролюбием ослепляется, что злата из сундуков и для своих крайних нужд вынуть не может. Скупой питается убого, одевается скудно, живет холодно, сидит темно, спит мало, стережет бодрственно и беспокоится всегда. А когда миролюбец так худ и скуп для себя; то как он может быть добр и милостив для других, как он может подавать нищим, щедрить убогим? Сего в нем и не бывает, как то премудрый Сирах уверяет: мужеви скупому, – говорит он, –, не лепо есть богатство; и человеку завидливу на что имение? Иже себе зол, кому добр будет? И не возвеселится во имении своем. Завидящаго себе самому несть злейша: и сие воздаяние злобы его. Скупый ни себе, ни другим добра не творит. Лукав бо есть завидяй оком, отвращаяй лице, и презираяй души. Око лихоимца само не насыщается части, и обида лукаваго изсушает душу. Око лукаво завидливо и о хлебе, и на трапезе своей скудно, а для других быть щедру, ему и совсем невозможно. Ежели же когда и добро кому творит, то непременно творит или из стыда, что другие в глаза осуждают его, или по честолюбию, дабы прикрыть мерзкую скупость свою, или в забытии, как бы на малое время оставив скупость свою, но после паки скоро изъявит злобу свою ( Сир.14:3,5–10 ). Мало даст, а много поносити будет, и отверзет уста своя яко проповедник, днесь взаим даст, а утро истяжет. Но приятно ли сие Господу и похвально ли перед человеками? Никак! Ненавидим есть человек таковый Господу и человекам ( Сир.20:15 ). Ненавидим Господу; ибо он дар Божий, общий для всех, присвояет себе одному. Ненавидим Господу; ибо он из эконома, разделять Божии дары долженствующего, учинился похитителем и татем. Ненавидим Господу; ибо он стяжал в себя свойство совсем противное благости и щедрости Его. Ненавидим и человекам; ибо чужд стал быть всякого чувствования человечества, уничтожил в себе всякое человеколюбие. Ненавидим человекам; ибо он сделался относительно к ближним презрительным, поносительным, притесняющим, обижающим, гонящим. Ненавидим Господу и человекам; ибо имея разум просвещенный, волю свободную, духовное существо Ангелам подобное, все помрачил, растлил, повредил, к чувственному, плотскому, земному пригвоздил, пригвоздил к злату и сребру, к земле, к грязи, к праху, к совершенному ничтожеству, вместо того, чтобы прилеплену быть ему к единому Богу и к духовным его благим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Слово 29, 5, PG 36, 80А (р. п.: Т. 1. С. 416). 178 1 Тим. 3:16. 179 Тит. 2:11. 180 Рим. 4:14. 181 Евр. 12:1. 182 Мф. 13:25. 183 Мф. 10:27, Лк. 12:3. 184 Символ веры. 185 Малая доксология. 186 Иер. 28:9 (по славянской Библии — 51:9). 187 «Благочестие» (εσβεια) в святоотеческой письменности обыкновенно выступает синонимом ортодоксии, а не ортопраксии, как это слово чаще всего понимается в современной речи. Поэтому «символ благочестия» здесь — Символ веры. 188 Необходимо заметить, что в древности «Священными Писаниями» называли не только книги Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всякое писание святых. Поэтому и здесь речь может идти также о разных местах у отцов. 189 1 Петр. 5:6. 190 1 Кор. 15:28. 191 1 Кор. 15:25. 192 Ин. 14:28. 193 Сирах. 1:4. 194 Такого стиха в Библии не обретается, но издатель греческого текста дает здесь ссылку на Сирах. 23:20 (по славянской Библии — 23:29): прежде неже создана быша вся уведена Ему, хотя смысл сего места прямо противоположен цитированным словам. Вероятно, св. Григорий цитировал по памяти из какого–то еретического труда, где они искажают слова Писания, не сверившись с подлинным текстом. 195 Ин. 5:19, 30. 196 Ин. 6:38. 197 Лк. 6:12. 198 Евр. 5:8. 199 Лк. 2:52. 200 Ин. 3:14 и др. 201 Ин. 7:39. 202 Лк. 13:32; Евр. 5:9; Ин. 19:28, 30. 203 Ин. 1:1. 204 Там же. 205 Притч. 8:25. 206 Пс. 71:17. 207 Варух 3:36. 208 Ин. 10:30. 209 Ин. 10:30. 210 Ин. 14:10. 211 Ин. 14:9. 212 Пс. 109:3. 213 См. Пс. 71:7–8. 214 Фил. 2:10. 215 Пс. 144:13. 216 Ср. Дан. 2:44. 217 2 Кор. 3:6. 218 Ср. 1 Кор. 2:14. 219 «τον περ αυτος οχλον» — буквально: «окружающую их толпу». 220 Ин. 20:22. 221 Ин. 20:23. 222 Иоанн Златоуст, Омилия 86 на Евангелие от Иоанна, 3, PG 59, 471 (р. п.: Т. 8. (2). С. 589). 223 В оригинале игра слов: «φαντασα, κατ την φαντασαν τν κεφλων». Слово «φαντασα» по–гречески означает как «фантазию», так и «привидение», «призрак». 224 «Акефалами» — буквально: «безголовыми» — называлась секта радикальных монофизитов, которая отреклась от своего патриарха Петра Монгуса, как принявшего в 482 г. Энотикон (т. е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона, и таким образом оставшаяся без иерархического возглавления. Во главе их стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и софист Павел. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Между тем, исходные точки у них совершенно различны: апостол увещевает быть долготерпеливыми до пришествия Господня, а сын Сирахов, – стремиться к мудрости, с трудом достигаемой. Различны и сами образы сравнения: апостол указывает на терпение земледельца, а сын Сирахов, – на труды земледельца. В данном случае, мы не вправе отказать апостолу в оригинальности; как выросший среди земледельцев, он, без сомнения, мог взять этот образ сравнения из своего личного наблюдения. Апостол Иаков, говоря о злых действиях языка и сравнивая его с огнём ( Иак.3:5–8 ), имел в виду, по мнению Штира 27 , место из Сир.28:12–15 , где изображается несчастье от злых наушников. Но Штир опускает из виду, что апостол рассматривает это зло вообще, а Сирах, – специально по отношению к гневу; сравнение же языка с огнём было употребительно в ветхозаветные времена ( Пс.119:4 ; Притч.16:27 ) и впоследствии, вошло даже в пословицу 28 . Иак. 3:2 : ср. Сир.19:17 ; Сир.14:1 . И эти два места, принимаемые Штиром за параллельные, не имеют сходства ни по форме, ни по содержанию. Хотя у обоих авторов речь идёт о грехе словом, но апостол под этим грехом разумеет погрешность в учении, а сын Сирахов, – грех словом в собственном смысле. Ближе к изречению апостола стоит место в книге Притчей ( Притч.10:19 ; Притч.15:1 ). Иак.2:23 . ср. 1Мак.2:52 , – где говорится о вере и оправдании Авраама; но изречение апостола скорее можно принять за воспроизведение Быт.15:6 , как справедливо замечает Кэрль 29 , на что при том указывает употреблённая апостолом формула: «и исполнилось слово Писания». Приводимые Штиром места, как параллельные Мф.6:19–20; Лк.12:33 ; 1Тим.6:19 ср. Тов.4:9 : Сир.29:14–15 , не имеют сходства не только по форме, но и по содержанию; ибо Господь и ученики Его говорят о собирании сокровищ для вечности, а Товит и Сирах, – для временной жизни. Эта образная речь о стяжании сокровища могла быть заимствована из обыденной речи. В Талмуде читается: «предки мои собирали сокровища на земле, а я – на небе; они собирали такого рода сокровища, которые никакого плода им не принесут, а я – такие, которые принесут мне плод», – ответ царя на вопрос братьев 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010