Послание это не может принадлежать пророку Иеремии, т.к. содержание его отличается от подлинного послания Иеремии, отправленного вавилонским пленникам ( Иер. 29 ). Затем, содержание послания говорит о том, что оно написано в Вавилоне, а не в Палестине. Подробности, изложенные в полемике, как например, процессия с идолами (4–6 стт.), языческие распутства (42–43) показывают, что вавилонские культовые обычаи стояли перед глазами автора. Блаженный Иероним называет это послание «подложным». Это подтверждается: 1) отсутствием его в еврейской Библии; 2) изложение послания существенно отличается от изложения пророчеств Иеремии; оно не имеет того священного величия речи, каким дышат пророчества Иеремии. Однако, Послание с глубокой древности усвояется пророку Иеремии. Во 2 Макк. 2, 1–3 читаем: «В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым..., чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их...» Эти слова, очевидно, перекликаются с Посланием Иеремии, где сказано: «Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам...» Это сходство позволяло древним приписывать Послание перу Иеремии, однако, послание мог скорее написать Варух – ближайший помощник пророка. Это можно заключить из некоторого сходства Послания с книгой пророка Варуха, что и позволило в Латинской Библии поместить Послание как главу кн. пророка Варуха. Не имея канонического достоинства, Послание Иеремии имеет нравоучительный авторитет, особенно благодаря заключающимся в нем увещаниям, подкрепленным историческими и богословско-философскими примерами – непоколебимо веровать в единого истинного Бога, Творца и Владыку вселенной, не смущаться никакими соблазнительными примерами языческого культа (5–6, 61–72). Книга пророка Варуха (неканоническая) 1. Сведения о личности пророка Варуха Пророк Варух, согласно написанию книги, был сыном Нирия, причем, в подписании его предки указаны до пятого колена, что означает знатность его происхождения (1, 1). Действительно, брат Варуха Сераия при царе Седекии был постельником и участвовал в посольстве этого царя в Вавилон к Навуходоносору ( Иер. 51, 59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

После завоевания Ханаана Израиль ведет оборонительные В. во времена Судей (Суд 3-12), при царях Сауле и Давиде (1 Цар 11-17; 28-30; 2 Цар 5. 17-25; 8. 1-14; 10). Характерно, что, когда израильтяне вопреки Божией воле просят прор. Самуила поставить над ними царя, они вменяют в обязанность царю вести В. по воле народа («войны наши» - 1 Цар 8. 20), а не В. Господни; и поставленный по Божию попущению на царство Саул впосл. был лишен царства Богом именно за искажение идеи В. Господней, за ведение В. по своей воле (1 Цар 15). В повествованиях о царе Давиде, напротив, подчеркивается, что он был послушен Богу, вел В. Господни (1 Цар 18. 17; 25. 28). Победой над хорошо вооруженным филистимским силачом Голиафом Давид, вышедший на поединок лишь с пращой и камнями, был обязан упованию на Господа (1 Цар 17. 37-51). Став царем, Давид в хвалебной песне Господу исповедует, что именно Бог дарует ему военные победы: «Бог препоясует меня силою... научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук» (2 Цар 22. 33, 35; ср.: Пс 17. 33 и сл.); военное могущество царя Давида - это проявление Божия могущества (2 Цар 23. 8-39). Силой Божией побеждает ефиоплян иудейский царь Аса (2 Пар 14. 9-15); молитвенное призывание Бога перед битвой иудейского царя Иосафата с моавитянами и аммонитянами принесло иудеям победу: «...дал им Господь торжество над врагами их... Сам Господь воевал против врагов Израиля» (2 Пар 20. 20-29). С упованием на Бога сражаются израильтяне с врагами при Маккавеях : язычники «надеются на оружие и отважность,- говорит Иуда Маккавей ,- а мы надеемся на всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир» (2 Макк 8. 18). Как о великих праведниках, «которых весь мир не был достоин» (Евр 11. 38), говорит ап. Павел о ветхозаветных воителях: «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, которые верою побеждали царства... угашали силу огня, избегали острия меча... были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр 11. 32-34). В концепции В. Господней находит оправдание вооруженная борьба.

http://pravenc.ru/text/155138.html

После разрушения Иерусалима и переселения иудеев в Вавилон жители города освободили пророка. Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора предоставил И. выбрать место жительства. Пророк пожелал остаться в своем отечестве и быть советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, к-рые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили И. идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка надежду на возвращение в землю обетованную. Один из циклов его речей, условно называемый «Книга утешения» (Иер 30-31), возвещал уже о новом завете (см. Иеремии пророка книга ). В поздней библейской литературе Автор книг Паралипоменон отмечает политические события, связанные со служением И. В 2 Пар 35. 25 упоминается плач, сложенный И. на смерть царя Иосии, к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. у Мегиддо в битве с войсками фараона Нехао II (см. об этом также в ст. Иеремии плач ). В 2 Пар 36. 12 о царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних». Аллюзиями на события Книги прор. Иеремии исследователи считают 2 Пар 36. 13, 15 ( Rudolph W. Chronikbücher. Tüb., 1955. S. 334-337; Wolff. 1976. S. 6). Указ Кира II об освобождении иудеев вышел «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (2 Пар 36. 22). Иисус, сын Сирахов, среди ветхозаветных праведников упоминает И. (Сир 49. 6-7), к-рого цари иудейские «оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Сир 49. 9). В 2 Макк 15. 12-16 сообщается о сонном видении Иуде Маккавею: он должен был «возбудить к мужеству» своих воинов. Вместе с первосвященником Онией ему явился др. муж, «украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием», это, по словам Онии, был И., «который много молится о народе и святом городе». Он дает Иуде золотой меч, чтобы поразить всех врагов. (Образ И. как небесного ходатая присутствует в последующей иудейской традиции.)

http://pravenc.ru/text/293630.html

После разрушения Иерусалима и храма Соломона в 586 г. до н.э. археологические свидетельства о погребальных пещерах евреев вновь появляются только в хасмонейский период, когда Иерусалим снова стал владением иудеев. В результате маккавейского восстания в середине II в. до н.э. Иудой Маккавеем было создано независимое Иудейское царство. Хотя Иуда Маккавей и его браться были известны своим противостоянием введению эллинистической культуры, последующие хасмонейские правители, тем не менее, эллинизировали свое царство. Наиболее ярким свидетельством этого являлась монументальная семейная гробница и мемориал победы Симона Маккавея в их родном городе Модине, в который он перенес останки своих родителей и братьев. К сожалению, до нашего времени не сохранилось никаких археологических останков этой гробницы. Однако описания таких древних литературных источников, как книги Маккавееев и Иосифа Флавия, не оставляют сомнения в том, что она была сделана как подражание гробнице царя Мавзола из Кари, так называемого мавзолея Галикарнасского (современное — Бодрум), являвшегося одним из семи чудес света античного мира: «И воздвиг Симон здание над гробом отца своего и братьев своих и вывел его высоко, для благовидности, из тесаного камня с передней и задней стороны, и поставил на нем семь пирамид, одну против другой, отцу и матери и четырем братьям; сделал на них искусные украшения, поставив вокруг высокие столбы, а на столбах полное вооружение — на вечную память, и подле оружий — изваянные корабли, так что они были видимы всеми, плавающими по морю. Этот надгробный памятник, который сделал он в Модине, стоит до сего дня» (1 Макк. 13, 27-30). Подобным образом повествует об этом событии и Иосиф Флавий: «Симон послал в город Баску за останками своего брата и похоронил их на родине, в Модии... При этом случае Симон воздвиг отцу своему и братьям своим огромный памятник из белого отесанного камня. Вышина этого памятника была очень велика, так что он был виден на далекое расстояние; окружен был этот мавзолей портиками и обелисками удивительно искусной работы. Кроме того, он соорудил еще семь пирамид в честь своих родителей и каждого из братьев» .

http://bogoslov.ru/article/398427

После спасения, иудеи обратились к царю Птоломею с просьбой своими силами наказать тех отступников из еврейской общины Египта, кто «ради права гражданского презрел отечественное благочестие». Царь дает им такую санкцию покарать отступников, которых и было убито «более трехсот». И тут, естественно, не обошлось без «пятой колонны», но очень интересными представляются слова приговора над ренегатами, они заслуживают смерти за то, что «ради права гражданского презрели отечественное благочестие». Ничего не находите? Тотальная попытка в наше время повсеместно навязать всему миру некие, якобы универсальные и подходящие для всех «права человека», вкладывая в них западноевропейскую антихристианскую модель. И это уже было. Итоги В качестве краткого итога. Неоднократно показана связь как книг Ветхого Завета между собой, так и книг Ветхого и Нового Завета. А также в этих книгах мы находим ряд важных положений, значимых и тогда и в наши дни. Например, во «второй книге Маккавейской» неоднократно обращается внимание читающих на то, что «чем кто согрешает, тем и наказывается» («Книга Премудрости Соломона» 11:17). То есть мы видим указание на Правосудие Божие. В тяжелый и ответственный момент Иуда велел народу «день и ночь призывать Господа» - речь идет о непрестанной молитве. И три дня, соблюдая пост и стоя на коленях, иудеи усердно молились. Необходимость регулярной и постоянной молитвы. Иуда Маккавей просил Господа простить его воинов, совершивших прегрешение и павших за веру. Важность молитвы за умерших. Еще раз повторим перечень приоритетов, за что своих соплеменников призывал сражаться Иуда Маккавей: за законы Божии, за Храм, город, отечество и лишь в заключение - за права гражданские. Он знал, « что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным» (2 Макк 15:21). И потому условным знаком для своих бойцов он сделал слова: «Божия победа». Нам все время пытаются навязать, и это происходит с разных сторон, и со стороны еретиков и сектантов и со стороны модернистов и экуменистов, что Христианин не должен сопротивляться, если даже создана угроза его вере, Церкви, Христианам, Отечеству, причем угроза, как физической гибели, так и духовной. Но события Маккавейских книг прямо говорят нам о том, что личные обиды это одно, но нельзя оказываться в стороне от борьбы за веру, за возможность правильно славить Господа Бога, мириться с тем, когда гибнут твои единоверные и единокровные братья и сестры. Неучастие, а участвовать можно в разных формах, в зависимости от талантов и способностей, при таких событиях, это не Богоугодное дело и «отойдя в сторону» от борьбы, это не спасение души, а начало ее смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

пр. Иер. 48:40–47 ); города будут взяты, и крепости будут завоеваны и истреблен будет Моав из числа народов; потому что он восстал против Господа» 42 . «Почему завладел Молхом (т. е. Молох, божество аммонитское, принимаемое за весь народ Аммонитский), Гадом, т. е. уделом колена Гадова, и народ (аммонитский) его в городах его живет? Посему, вот наступают дни, говорить Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых (Равваф, иначе Рабба) слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, а города ее будут сожжены огнем, и овладееть Израиль теми, которые владели им, говорить Господь». (Иерем. 49:2–5). «Поскольку ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израилевой душевно радовался; за то вот Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам 43 и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель, сокрушу тебя; Я сделаю Раббу (Равваф) стойлом для верблюдов, и сынов Аммоних пастухами овец». (Иезек. 25:6–7). Моавитяне, после Халдейского опустошения, снова восставали – но, по освобождении Евреев из плена Вавилонского, были покорены сыном Иоанна Гиркана Ианнеем (или Александром около 100 г. до P. X), а после покорения Сирии и Палестины Римлянами, имя Маовитян исчезает из истории, – «Моав истреблен из числа народов». Аммонитяне же были поражены Иудою Маккавеем (1 Макк. 5:6) «Имя Аммонитян не упоминается среди народов». (Иезек. 25:10). И величахуся на пределы Моя, т. е. расхитив земли Иудеев, после отведения последних в плен в Вавилон, Аммонитяне и Моавитяне с наглостию хвалились сим хищничеством, тогда как земля Иудейская по преимуществу есть удел Божий. Св. пр. Иоиль также возвещал гнев Божий тем народам, которые, после опустошения Иудеи Халдеями, брали в плен оставшихся Иудеев, продавали в рабство народам, и разделили между собою землю Божию, т. е. Иудею Иоил. 3:1–6 . Живу Аз, говорит Господь. Это клятва Божия. Поскольку же клянутся только высшим и несомненным, и поскольку выше и истиннее Бога ничего нет, то Бог и клянется Сам Собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Правда, Симеон II праведный 208 и его Сын Ония III являются личностями весьма замечательными (особенно первый), истинными эллинистами, свободными от крайностей строго националистической партии или ассидейства, а тем более далекими от преступных эллинистов 209 . За благочестивый образ жизни и деятельность в качестве представителя народа Симеона II прославляет Иисус сын Сирахов (глава 50), а Онию III автор 2 Маккавейской книги (III, I-IV, 6, 33). – Но очевидно партия последнего замечательного первосвященника была так слаба, что его легко мог свергнуть его недостойный брат Иисус, или Иасон, купив первосвященническое достоинство у сирийского царя ( 2Мак. 4:7–10 ). В наступившие с этого времени особенно печальные дни для Израиля „вышли сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие... Они установили у себя необрезание, и отступили от святого завета и соединились с язычниками и предались, чтобы делать зло“ (1 Макк. 1:11–15). Иасон, „этот безбожник, а не первосвященник“ испросил у царя разрешение учредить в Иерусалиме греческую гимназию и внести жителей в списки антиохийских граждан ( 2Мак. 4:9–13 ). Следствием этого было распространение в Иерусалиме греческих обычаев и образа жизни. Даже священники стали относиться с небрежением к своим обязанностям при храме и „спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска“ ( 2Мак. 4:14 ). Сам Иасон дошел до того, что отправил в Тир триста драхм серебра на жертву Геркулесу ( 2Мак. 4:19 ). Но скоро он потерял свою должность. Один из его приближенных, по имени, Менелай, „надбавив триста талантов серебра против Иасона“, получил от царя первосвященническое место ( 2Мак. 4:24 ). Этот человек был еще более беззастенчивым и низким, чем Иасон. Его дееписатель называет „жестоким тираном“ и приписываете ему „ярость дикого зверя“. Между тем Иасон не хотел уступать добровольно первосвященнического престола Менелаю, и между ними возгорелась борьба ( 2Мак. 5:5 ...).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все эти детали имеются в 28-й и 29-й главах Притчей Соломоновых и чуть ли не дословно повторяют описание бегства Антиоха IV Епифана из Персии. Тот «приказал правящему колесницею погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним (.) Бог (.) поразил его неисцельным и невидимым ударом (.) Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела (.) и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию (.) смрад же зловония от него невыносим был в целом войске». Описание бегства Антиоха завершается выводом: «Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью» (2 Макк.: 9. 4,5,8–9,28). Как видим, аналогия почти полная» . Находится ретроспективная аналогия и победителю Святополка – Ярославу Владимировичу, который отличался хромотой. В новгородской версии описания ночной битвы Ярослава со Святополком на Днепре в 1016 году Ярослав одерживает победу еще «до света», что дало И. Н. Данилевскому «возможность соотнести данное сообщение с рассказом книги Бытия о поединке, который происходит на берегу реки, причем один из участников его охромевает. Речь идет о борьбе праотца Иакова с ангелом в Пенуэле, на восточном берегу Иордана (Быт.: 32. 24–32). В этом случае новгородский летописец, по-видимому, сравнивает Ярослава с Иаковом» . Причем исследователь приводит и ряд других сопоставлений между Ярославом и Иаковом: «И того и другого пытался убить старший брат, но в обоих случаях героя предупреждает близкая ему женщина: Ярослава – сестра Предслава, а Иакова – мать Ревекка. От гнева брата оба бегут к родственникам матери, за пределы страны (Ярослав – за море, а Иаков – в Месопотамию). Там они женятся на дальних родственниках матери (Ярослав – на шведской принцессе Ингигерд, а Иаков – на дочерях Лавана, Лии и Рахили). (…) Упоминание Ярослава как хромца («Что придосте с хромьцемь сим? – спрашивает у новгородцев воевода Святополка) непосредственно перед битвой вполне может быть понято как намек на то, что Святополк в этом рассказе идентифицируется с Давидом, Киев – с Иерусалимом, а сам Ярослав – с хромцом, который не должен туда попасть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Пример жизни прор. Иезекииля как одного из ветхозаветных праведников приводится в наставлении матери 7 сыновьям (4 Макк 18. 17). (О сведениях из жизни пророка в межзаветной лит-ре см. в ст. Иезекииль .) И. п. к. в Новом Завете используется реже, чем книги др. великих пророков ВЗ, причем нередко это использование ограничено лишь неочевидными аллюзиями. Так, притчу о горчичном зерне, к-рое, «когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф 13. 32) толкователи сопоставляют с пророчеством Иезекииля об отрасли кедра, посаженной Господом на «высокой горе Израилевой»: эта отрасль также станет «величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» (Иез 17. 23). В И. п. к. речь идет о буд. восстановлении Израильского царства, ставшем прообразом Царства небесного, к к-рому относятся слова Христа в притче. В притче о Добром Пастыре (Ин 10. 11-18) использовано сходное представление о Боге как об истинном Пастухе, к-рый заберет Своих овец у неверных пастырей и приведет их из рассеяния в горы Израилевы, где те будут пастись «на тучной пажити» (Иез 34. 10-14). Объединение стада под Главой-Христом («...будет одно стадо и один Пастырь» - Ин 10. 16) является исполнением пророчеств И. п. к., напр.: «На этой земле, на горах Израиля, Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их...» (Иез 37. 22). Мысль прор. Иезекииля о том, что Бог хочет спасения всех людей («Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» - Иез 18. 23; «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» - Иез 33. 11), использована во 2-м Послании ап. Петра в объяснении того, почему, как полагают нек-рые христиане, «медлит Господь исполнением обетования». Это кажущееся «медление» является на самом деле свидетельством долготерпения Божия и Его милосердия к грешникам: «...долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр 3. 9).

http://pravenc.ru/text/293579.html

Разделы портала «Азбука веры» Бог сотворил мир из какой-то субстанции? Похожие вопросы 3 Ответа Бог создал мир из ничего. “Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий”. (2я Макк.7:28). “Приписать существо сотворенного силе и воле Того, Кто есть Бог всего, – это достойно веры и удобоприемлемо, согласно с разумом и вполне одобрительно, ибо «невозможное человекам возможно Богу» ( Лк. 18:27 ) Между тем как люди могут делать что-либо не из ничего, но из подлежащей материи, Бог особенно превосходит людей тем, что Он Сам призвал в бытие материю Своего создания, которая прежде не существовала”. (Св. Ириней Лионский . Против ересей. Книга 2). Бог действительно сотворил мир из ничего. Если же говорить о видимом мире и подразумевать под его сотворением и его “шестидневное” обустройство, то можно сказать, что из ничего была сотворена его первооснова, “из которой”, затем, было создано множество прочих творений: “Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества, наслать на них множество медведей или свирепых львов” ( Прем.11:18 ). См. также: “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.” ( Быт.1:11 ); “И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]” ( Быт1:20 ). В рамках современной научной космогонии материя вечна и бесконечна. Однако Писание и Церковь, как справедливо сказано выше, утверждают обратное: Бог сотворил мир именно из ничего, актом Своей всемогущей творческой силы. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/iz-chego-bog-sot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010