Одним из важных косвенных результатов работы Комиссии этого периода стало то, что сама Комиссия из дискуссионного клуба, которым она рисковала стать поначалу, стала с помощью Божией церковным органом, где на основании спокойного, профессионального богословского анализа и обсуждения формулируется взвешенная церковная доктринальная позиция. Наряду с выполнением поручений Патриарха и Священного Синода Богословская комиссия обсуждала и иные вопросы. В частности, насколько я помню, практически с самого начала деятельности на ее заседаниях регулярно звучали предложения внести в повестку дня наряду с «прикладными», злободневными вопросами и фундаментальные богословские проблемы, а также вопросы развития и совершенствования богословской науки в Русской Православной Церкви. Плодом таких обсуждений стало то, что с наступлением нового века Богословская комиссия обратилась к оценке состояния и перспектив развития современного православного богословия. Первая общецерковная богословская конференция «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» состоялась в феврале юбилейного 2000 года. С тех пор Комиссией было организовано еще четыре тематические богословские конференции, и сегодня на повестке дня обсуждение программы уже шестой Международной богословской конференции Русской Православно Церкви, которая запланирована на ноябрь нынешнего года. Перед Богословской комиссией стоят две главные задачи: • Проводить богословский анализ и давать экспертную оценку тем документам и тем явлениям жизни, которые требуют такого анализа и оценки. Эта работа проводится по поручению Священного Синода, когда возникает в том необходимость. • И в то же время системно заниматься анализом нашей богословской ситуации, состоянием православной науки и мысли с тем, чтобы искать пути освоения богословской мыслью новых, актуальных проблем, которые перед нами ставит сама жизнь. Остановлюсь кратко на втором направлении. О богословии Существуют разные взгляды на то, что есть богословие. Одни считают, что «богослов это тот, кто чисто молится». Это древнее изречение принадлежит Евагрию Понтийскому и представляет собой аскетическую точку зрения на богословие.

http://patriarchia.ru/db/text/636348.htm...

Епископ Иларион просит Богословскую комиссию изучить спорный документ, принятый на православно-католической встрече в Равенне 15 ноября 2007 г. 18:23 Итоговый документ Х пленарного заседания Смешанной православно-католической встречи в Равенне должен быть тщательно изучен Синодальной Богословской комиссией , считает представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион . «Документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде», — заявил владыка Иларион в четверг в интервью «Интерфаксу». Поэтому, по его словам, равеннский документ «должен быть тщательно изучен группой специалистов по каноническому праву, экклезиологии и церковной истории» в рамках Богословской комиссии Русской Православной Церкви, и официальная оценка последней должна быть затем утверждена Священным Синодом. Представители Московского Патриархата не подписали данный документ, поскольку покинули одно из первых заседаний комиссии в Равенне в октябре этого года из-за несогласия с участием в нем представителей так называемой «Эстонской апостольской церкви», созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Русской церкви. После этого владыка Иларион заявил, что без учета мнения Московского Патриархата православно-католический диалог считаться легитимным не может. В интервью «Интерфаксу» он назвал сомнительными положения равеннского документа, описывающие соборность и церковную власть «на " универсальном " уровне, то есть на уровне Вселенской Церкви». По его словам, авторы документа начинают говорить здесь не о современных Католической или Православной Церквах, «но скорее о некой теоретической Церкви, построенной по модели Церкви времен Вселенских соборов». Представитель Московского Патриархата не согласился также с 39-м параграфом документа, утверждающим, что после разрыва между Восточной и Западной Церковями в 1054 году обе Церкви продолжали созывать соборы в кризисных ситуациях, на которых «присутствовали епископы Поместных Церквей в общении с Римским престолом и, хотя это и понималось по-другому, в общении с Константинопольским престолом».

http://patriarchia.ru/db/text/322488.htm...

В делегацию Румынского Патриархата вошли: Преосвященный архиепископ Тарговиштский Нифонт, Преосвященный епископ Нижнедунайский Кассиан, викарий Патриарха Румынского Преосвященный епископ Кымпинский Киприан, Патриарший советник протоиерей Михаил Тица и В. Кубряков. Состоялся обмен мнениями, в ходе которого делегация Русской Православной Церкви призвала ради сохранения братских отношений между двумя Патриархатами пересмотреть принятое в октябре решение. Однако в результате переговоров взаимопонимания достигнуто не было. Было предложено продолжить переговорный процесс. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить глубокую озабоченность в связи с отсутствием положительной реакции Священноначалия Румынской Православной Церкви на предложения Священного Синода Русской Православной Церкви. 3. Признать необходимым продолжить переговорный процесс.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии , о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.) . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.) и принять к сведению ее результаты. 2. Принять к сведению перечень церковно-практических проблем в сфере совершения Таинств, подготовленный в рамках подготовки и проведения конференции. 3. Направить данный перечень для изучения и подготовки предложений по совершенствованию практики тайносовершения в Синодальную Богословскую комиссию и в Синодальную Богослужебную комиссию.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ:

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию». Интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым) В интервью порталу «Богослов.Ru» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Иларион (Алфеев), отвечая на вопросы главного редактора портала, говорит о своем видении роли и места возглавляемой им Комиссии в современной жизни Церкви, о богословских проблемах, стоящих перед Православной Церковью сегодня. Также затрагивается вопрос подготовки и созыва Всеправославного собора. Ряд обсуждаемых тем этими вопросами не исчерпывается. Статья Протоиерей Павел Великанов: Ваше Высокопреосвященство, 5 октября 2011 года вы были назначены на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии. Высшее руководство Русской Православной Церкви избрало именно вас для того, чтобы поручить очень тонкую и многогранную задачу, – руководить деятельностью Церкви в области богословия. Хотелось бы узнать о вашем видении роли и места Комиссии в современной жизни Церкви. Планируется ли развитие Комиссии в некое подобие «головного научно-исследовательского института», «экспертного совета», или же ее функции останутся неизменными? Митрополит Иларион (Алфеев): Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что перед Синодальной богословской комиссией и, соответственно, ее председателем никогда не ставилась задача «руководить деятельностью Церкви в области богословия». В отличие, скажем, от епископского служения, которое является прежде всего служением управления (1 Кор 12:26-29), но также и сохранения вероучительного и канонического Предания, богословское служение есть особое призвание. Для его исполнения требуются, помимо верности Церкви, соответствующая компетентность и способность к богословскому мышлению. Сегодня перед нами стоит задача не «управления богословием», а создания условий для того, чтобы у нового поколения православных богословов развивались эти качества.

http://bogoslov.ru/article/2438343

Положение о Синодальной богослужебной комиссии 24 декабря 2015 г. 22:30 Документ утвержден решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года ( журнал 113 ). I. Общие положения 1. Синодальная богослужебная комиссия (именуемая в дальнейшем — «Комиссия») является коллегиальным органом при Патриархе Московском и всея Руси (именуемом в дальнейшем «Патриарх») и Священном Синоде Русской Православной Церкви (именуемом в дальнейшем «Священный Синод»). 2. Комиссия подотчетна Патриарху и Священному Синоду. 3. В своей деятельности Комиссия руководствуется Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями и определениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха, определениями Священного Синода, настоящим Положением. 4. Высшее руководство и начальственное наблюдение за деятельностью Комиссии осуществляют Патриарх и Священный Синод. 5. Текущее руководство Комиссией осуществляет Председатель Синодальной богослужебной комиссии (именуемый в дальнейшем — «Председатель»). 6. Председатель назначается и освобождается от должности Священным Синодом. 7. Положение о Комиссии, изменения и дополнения к нему утверждаются Священным Синодом. II. Задачи Комиссии 8. Составление новых и редактирование существующих богослужебных текстов и чинопоследований по поручению Патриарха и Священного Синода. 9. Проведение экспертизы богослужебных текстов и чинопоследований по поручению Патриарха и Священного Синода. 10. Продолжение трудов по упорядочению богослужебной практики и редактированию богослужебных текстов. 11. Поддержка научных исследований, связанных с формированием источниковой базы для изучения богослужения Православной Церкви и его истории. 12. Рассмотрение вопросов, связанных с богословским и миссионерским значением православного богослужения. 13. Подготовка материалов, документов и дел, подлежащих рассмотрению Патриархом и Священным Синодом по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии. 14. Внесение на рассмотрение Патриарха и Священного Синода предложений по результатам деятельности Комиссии.

http://patriarchia.ru/db/text/4305319.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал участникам Архиерейского Собора о работе над новыми учебными пособиями для духовных школ 3 февраля 2016 г. 01:25 2 февраля 2016 года, выступая с сообщением на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель  Синодальной Библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион рассказал о подготовке новых учебников для духовных учебных заведений. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по решению Высшего Церковного Совета 22 ноября 2013 года была создана рабочая группа по стандартизации учебной программы бакалавриата духовных школ. Ее председателем стал  митрополит Волоколамский Иларион. Работая непосредственно с духовными школами, сверяя программы, члены рабочей группы обнаружили существенный разнобой в преподавании различных дисциплин, к настоящему времени уже полностью устраненный. Стала очевидной и еще одна серьезная проблема. «Мы также обнаружили то, о чем многие из нас, преподававших в разное время в духовных школах, знали, но, наверное, не осознавали до конца масштаб проблемы, а именно: в наших учебных заведениях практические отсутствуют современные учебники по самым разным дисциплинам», — рассказал митрополит Иларион. Был проведен опрос, в ходе которого выяснялось, какой учебной литературой пользуются в духовных школах. На основе присланных ответов составили рейтинг учебной литературы. Первое место в этом рейтинге заняла изданная в начале ХХ века «Толковая Библия» А.П. Лопухина. В рейтинг попали также целый ряд дореволюционных учебных пособий и некоторые книги, написанные в русской эмиграции, в том числе богословами так называемой парижской школы. «Одним словом, мы увидели, что современных учебных пособий, которые, с одной стороны, учитывали бы всю многовековую традицию преподавания богословских, церковно-исторических и иных дисциплин в Русской Церкви, а, с другой стороны, отражали бы достижения, имеющие место в светском образовательном пространстве и в зарубежной науке, у нас нет», — констатировал председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/4367...

Иерархию и братства объединяет одна цель – быть стражами чистоты православной веры и единства Церкви. Сегодня в братства приходят люди, которые не совсем правильно представляют их роль в Церкви и конечную цель деятельности. Не имея достаточного соборного и церковного сознания, они стараются через братства реализовать какие–то свои, часто весьма субъективные, идеи. Братства понимаются ими как какая–то оппозиция церковной иерархии. Они часто критикуют те или иные соборные или синодальные решения, не соглашаются с ними; вместо того чтобы помочь донести до людей эти решения, помочь разобраться в каких–то сложностях, они дестабилизируют обстановку в церковной среде. Деятельность этих людей в братствах и является причиной того, что крестные ходы, молитвенные стояния становятся более похожими на митинги протеста или политические демонстрации. Деятельность братств должна осуществляться в единстве и согласии с иерархией. Если мы будем едины в наших действиях и мыслях, в нашем стремлении служить благу Святой Церкви и народу Божию, то сможем сберечь чистоту веры и решить наболевшие проблемы. – Волна борьбы с ИНН, несколько утихнув, все же не прекратилась. В книжной лавке Почаевской лавры до сих пор предлагают листовки против ИНН, в одном из киевских храмов подобными листовками оклеивают церковные двери. Все это происходит уже спустя два года после Синодальных постановлений, решения расширенного пленума Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви и разъяснительного послания Патриарха Алексия II. Не являются ли подобные действия противлением Церкви и возможны ли канонические меры со стороны священноначалия для ограждения паствы от влияния подобных «ревнителей»? – Проблема ИНН в нашей Церкви еще остается, к сожалению, актуальной. После заседания Синодальной богословской комиссии и послания Священного Синода по этому вопросу ситуация в церковной среде немного успокоилась. Однако находятся такие«ревнители», которые своими высказываниями о том, что ИНН — это уже и есть печать антихриста, продолжают будоражить сознание верующих.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

В Санкт-Петербурге завершилось заседание Священного Синода Авг 24, 2023 Комментарий , Новости , Событие Санкт-Петербург, 24 августа . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых ключевых решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось сегодня под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ рассказал, что во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся 19 июля Архиерейском Совещании и его итогах. «Синод постановил выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания и благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад», — сообщил В.Р. Легойда. По словам представителя Церкви, Синод утвердил Постановление Архиерейского Совещания, а также документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», выразив благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за его подготовку. Члены Священного Синода также заслушали сообщение Святейшего Патриарха об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. «По итогам обсуждения, с целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненным военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Синод постановил учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях», — сообщил В.Р. Легойда.

http://sinfo-mp.ru/v-sankt-peterburge-za...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 1 октября 2004 года 18 апреля 2005 г. 16:00 1 октября 2004 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена святого Благоверного князя Димитрия Донского трех степеней в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и 625-летием Куликовской битвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1.Учредить орден святого Благоверного князя Димитрия Донского трех степеней. 2. Принять положение о вышеозначенном ордене.   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД и работы с ВИЧ инфицированными, подготовленной Синодальной богословской комиссией совместно с Отделом внешних церковных связей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД и работы с ВИЧ инфицированными. 2. Опубликовать данную концепцию в церковных средствах массовой информации. 3. Духовно-нравственную оценку причин усиления эпидемии ВИЧ/СПИД и церковное видение мер по профилактике ее распространения, содержащиеся в концепции, довести до сведения государства и общества. 4. Рекомендовать епархиальным преосвященным и священнослужителям руководствоваться данной концепцией при организации епархиальной и приходской диаконической работы и пастырском попечении о ВИЧ инфицированных. 5. Считать целесообразным создание рабочей группы, состоящей из священнослужителей, профессоров и преподавателей Духовных школ, специалистов по этике, биоэтике, представителей Министерства здравоохранения, иных государственных ведомств и общественных организаций. Задачами этой группы должны быть разработка рекомендаций по осуществлению пастырских трудов и организации диаконической заботы Церкви о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом, а также разрешение сложных вопросов церковной практики.

http://patriarchia.ru/db/text/425645.htm...

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу «Богослов.ru». В беседе с главным редактором портала протоиереем Павлом Великановым владыка Иларион рассказал о своем видении роли и места возглавляемой им Комиссии в современной жизни Церкви, о богословских проблемах, стоящих перед Православной Церковью сегодня, затронул вопрос подготовки и созыва Всеправославного Собора, а также осветил другие темы. – Ваше Высокопреосвященство, 5 октября 2011 года вы были назначены на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии. Высшее руководство Русской Православной Церкви избрало именно вас для того, чтобы поручить очень тонкую и многогранную задачу, – руководить деятельностью Церкви в области богословия. Хотелось бы узнать о вашем видении роли и места Комиссии в современной жизни Церкви. Планируется ли развитие Комиссии в некое подобие «головного научно-исследовательского института», «экспертного совета», или же ее функции останутся неизменными? – Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что перед Синодальной богословской комиссией и, соответственно, ее председателем никогда не ставилась задача «руководить деятельностью Церкви в области богословия». В отличие, скажем, от епископского служения, которое является прежде всего служением управления (1 Кор 12:26-29), но также и сохранения вероучительного и канонического Предания, богословское служение есть особое призвание. Для его исполнения требуются, помимо верности Церкви, соответствующая компетентность и способность к богословскому мышлению. Сегодня перед нами стоит задача не «управления богословием», а создания условий для того, чтобы у нового поколения православных богословов развивались эти качества. Комиссия по определению не является научно-богословским учреждением и выполняет функции именно экспертного совета, который по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода работает над конкретными темами, коллегиально формулируя ответы на поставленные вопросы. В этом и состоит ее главная задача.

http://pravoslavie.ru/51566.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010