Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОНН ПАНОПОЛИТАНСКИЙ [Греч. Νννος Πανοπολτης] (ок. 400, Панополь, Египет - ок. 470, там же(?)), греч. поэт-эпик. Подобно таким авторам, как еп. Синесий Киренский , Клавдиан , Драконтий , Авзоний , Н. П. был представителем языческо-христианского синкретизма в позднеантичной культуре. Известны 2 основных его произведения - «Деяния Диониса» (Τ Διονυσιακ) и «Парафраз святого Евангелия от Иоанна» (Μεταβολ το κατ Ιοννην γου Εαγγελου). О жизни Н. П. сведений не сохранилось; большинство рукописей его поэм анонимно. В рим. эпоху Панополь (ныне г. Ахмим, мухафаза Сохаг) был крупным культурным центром. Уроженцами Панополя были современники Н. П.- поэты Кир Панополитанский (ок. 400 - после 457) и Пампрепий (ок. 440-484). Н. П. как уроженец Панополя и автор «Деяний Диониса» упоминается в «Истории» Агафия Миринейского (кон. VI в.; Agath. Myr. Hist. IV 23). О том, что «ученейший (λογιτατος) Нонн из Панополя» переложил гекзаметром творение Иоанна Богослова, говорится в визант. словаре «Суда» (X в.; Suda. N 489 s. v. Ννναι). Эпиграмма в Палатинской антологии (AG. 9. 198), написанная от лица Н. П., также называет его родиной Панополь и указывает на его пребывание «в фаросских пределах» (ν Θαρη), т. е. в Александрии. Возможно, эпиграмма принадлежит 1-му издателю Н. П., автору краткого стихотворного пересказа его книг. Именем Н. П. подписана также любовная эпиграмма из Палатинской антологии (Anthol. Palat. 10. 120). Приблизительные даты рождения и смерти Н. П. устанавливаются по предполагаемому времени написания его произведений; как считают совр. ученые - примерно между 400 и 470 гг. (Brill " s Companion. 2016. P. 30). Прежде делались попытки отнести жизнь и творчество Н. П. к IV в. ( Cautadella. 1934; Riemschneider. 1957; D " Ippolito. 1964). Э. Ливреа высказал предположение, что поэт Н. П.- это еп. Нонн Эдесский. Иаков, диакон еп. Нонна Эдесского, в Житии св. Пелагии описывает ее красоту словами, близкими к лексике Нонна, и кроме того, сам еп. Нонн в Житии упоминается неоднократно. Однако это лишь одна из возможных гипотез. Высказывалась также гипотеза о том, что Н. П.- это авва Нонн, комментатор сочинений свт. Григория Богослова, живший в VI в. Однако независимо от того, был ли Н. П. христ. епископом, он, очевидно, был христианином, его богословские познания весьма обширны.

http://pravenc.ru/text/2577949.html

Содержание Письмо 135 к Евоптию Письмо 147 к Олимпию Письмо 113 к Евоптию Письмо 4 к Евоптию Письмо 105 к Евоптию Письмо 16 к Гипатии     Настоящая публикация представляет собой первый перевод на русский язык избранных писем Синесия Киренского, а именно: 135, 147 (фрагмент), 113, 4, 105, 16. Публикация сопровождается вступительной статьей и комментариями. Публикация представляет собой перевод избранных писем Синесия Киренского, греческого автора конца IV – начала V в. Дата его рождения до сих пор является предметом споров: некоторые ученые приводят 365 г. 1 , большинство же исследователей согласны в том, что Синесий родился не позднее 370 г., вскоре после смерти Юлиана, и жил при императорах Валенте, Феодосии Великом, Аркадии и Феодосии Младшем, пока не исчез с исторической арены около 413 или 414 г. Своим отечеством Синесий считал Спарту и возводил свой род через спартанского царя Эврисфена к Гераклидам 2 . О родителях Синесия ничего не известно, кроме того, что они были людьми обеспеченными и имели репутацию в обществе. Скорее всего, они умерли, когда он был еще ребенком 3 . У Синесия были брат и сестра 4 , к которым он всю жизнь питал нежную привязанность и дружбу. Его сестра Стратоника, чью красоту он воспевает в эпиграмме, была женой Феодосия, придворного императорского двора 5 . Брат Синесия (скорее всего, младший 6 ) Евоптий на протяжении всей жизни был для Синесия одним из самых дорогих и близких людей. На основании того, что под актами Эфесского собора (431) стоит подпись Евоптия, можно предположить, что он стал епископом Птолемаиды после смерти Синесия. Однако, скорее всего, это простое совпадение имен 7 . Детство и юношеские годы Синесий провел в родной Кирене. Ни в одном из своих сочинений Синесий не упоминает имен своих учителей в Кирене, однако его знакомство с творчеством греческих поэтов, философов и риторов указывает на то, что он получил классическое образование. В 393 г. Синесий приехал в Александрию и оставался там вплоть до 395 г. Этот период его жизни является неким ключом к пониманию религиозного самосознания Синесия, т. к. в этот период он не просто становится неоплатоником, но, что более существенно, изучает неоплатонизм под руководством Гипатии. Гипатия также была одной самых близких друзей и наставников Синесия. Он расстраивался, если долго не получал от нее письма, просил помощи в своих научных изысканиях, советовался с ней по поводу своих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

епископ Синезий Киренский (370/5–413/4) Письма Сборники епископ Синезий Киренский Епископ Птолемаидский. Богослов, философ, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Биография Родился в Кирене. Синезий (Синесий, др.-греч. Συνσεος) был чистым греком знатного происхождения. В 393—397 вместе со своим братом Евпотием учился в Александрии, у знаменитой Гипатии, в то время схоларха Александрийской школы (годы пребывания Синезия в Александрии были годами расцвета деятельности Гипатии). Синезий был, по-видимому, энергичным общественным деятелем. Вернувшись на родину, в 397 г. был избран главой посольства в Константинополь к императору Аркадию с миссией о снижении налогов в Кирене и о защите её от кочевых племен. Три беспокойных года (397—400), проведенные в Константинополе, Синезий использовал для литературных занятий (в числе прочего составил известное обращение к императору, «О царской власти», содержащее советы о том чем должен заниматься мудрый правитель, и смелое заявление, что главной задачей императора должна являться война с коррупцией). В 402 г. Синезий побывал в Афинах, но уехал оттуда разочарованным, не найдя учителей, у которых мог бы учиться. К этому времени популярность Синезия на родине выросла до такой степени, что в 409-410 гг. жителями и клиром Птолемаиды он был избран епископом.  Умер Синезий в 413 или 414 г., пробыв епископом не более 4 лет. Его ранняя смерть объясняется семейными несчастьями, преждевременной смертью членов его семьи и собственной, сегодня неизвестной, тяжелой и неизлечимой болезнью. Источники сообщают о высоком моральном облике Синезия, о его склонности к уединению, о постоянных занятиях «философией возвышенного типа» и науками. Его научные интересы засвидетельствованы письмом к Гипатии (в этом письме впервые упоминается ареометр), одним из первых дошедших до нас описаний астролябии, а также работой по алхимии в форме комментария к псевдо-Демокриту.  Неоплатоническая философия Синезия имела переходный, языческо-христианский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

истории. А. могли по-прежнему гордиться царившей в них атмосферой свободы выражения мнений: ап. Павел, несмотря на необычность его проповеди, не подвергся никаким преследованиям. Первые афиняне, уверовавшие во Христа («Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» - Деян 17. 34), объединились в общину, для к-рой ап. Павел, как и проч. Церквам, поставил епископа, пресвитера и диакона и учредил богослужение. Первым епископом А. в визант. традиции считается сщмч. Иерофей ( Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 307). Однако Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. IV 23. 3; ср.: III 4. 10-11) называет первым афинским предстоятелем сщмч. Дионисия Ареопагита , ссылаясь на свидетельство еп. Коринфского сщмч. Дионисия (кон. II в.). В первые века христианства община пополнялась в основном из числа уроженцев др. областей Римской империи, прибывших в А. Свт. Наркисс , преемник Дионисия, происходил из Палестины, а сменивший его еп. Публий - с о-ва Мальта. В кон. II в. епископом А. был св. Кодрат , принявший мученическую смерть от язычников. Массовое гонение на афинских христиан произошло при имп. Деции в сер. III в., когда пострадали святые мученики Ираклий , Венедим , Венедим и свт. Леонид с дружиной. В святоотеческой лит-ре и позднейшей визант. словесности А.- символ культуры и образованности, свт. Иоанн Златоуст говорит о величии афинских мудрецов и полководцев, но при этом подчеркивает ничтожность их деяний в сравнении с апостольскими. В зависимости от контекста древние афиняне то удостаиваются похвалы за свои добродетели (свободолюбие, любовь к учености), то служат отрицательным примером идолопоклонства, жестокосердия и непостоянства. Уже в нач. V в. А. начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни, утрачивают свое экономическое значение. В 395 г. городу угрожали опустошением вестготы под предводительством Алариха, однако жителям удалось от них откупиться. Птолемаидский архиеп. Синесий Киренский, посетивший А. вскоре после этого события, отмечал, что «в городе нет ничего замечательного, кроме славных имен».

http://pravenc.ru/text/77100.html

Язык поэм Гомера - результат длительного развития греч. поэтического языка. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» представляют собой замечательное явление с т. зр. продолжительности их художественной жизни и влияния на греч. культуру. Язык поэм Гомера, как итог развития ионийского эпоса, сочетает в себе лексику и грамматические формы различных периодов истории - от микенского (XIV-XII вв. до Р. Х.) до аттического (VI в. до Р. Х.). Впосл. этот язык вместе со стихотворными размерами (гекзаметр и элегический дистих) был закреплен за жанром эпической поэзии и отчасти эпиграммы и использовался до XVI-XVII вв. В раннехрист. лит-ре на гомеровском диалекте написаны нек-рые поэтические парафразы книг Свящ. Писания (авторы - Аполлинарий Лаодикийский, Нонн Панополитанский и др.), часть стихотворений свт. Григория Богослова, повествование о храме Св. Софии Павла Силенциария и др. Диалекты классического периода Г. я. архаического и классического времени (VIII-IV вв. до Р. Х.) был полидиалектным. Параллельно с развитием мн. территориальных диалектов складывались и более обобщенные, хотя и местные формы языка - диалектные койне. Они имели по крайней мере 2 варианта: разговорно-обиходный и в той или иной степени стилистически обработанный, употреблявшийся в деловом языке (его особенности отразили надписи) и в языке лит. произведений, где постепенно создавалась некая традиция: определенному лит. жанру должен соответствовать определенный вариант диалектного лит. койне. К классическому периоду (V-IV вв. до Р. Х.) в различных областях многополисного и многоукладного эллинского мира сформировались дорийское койне на Пелопоннесе и в Вел. Греции, эолийское койне в Ср. Греции, ионийское койне в малоазийских областях. Главную роль в это время играло аттическое койне. Диалектные койне различались в основном фонетическими особенностями. Грамматических различий (в форме окончаний) было не много. Дорийское койне Диалекты сев.-зап. Балкан, большей части Пелопоннеса и Вел. Греции по мн. фонетическим и грамматическим особенностям объединяются в одну группу, называемую обычно дорийской. Эти диалекты сохраняли архаические особенности Г. я., поэтому именно дорийские формы греч. слов чаще всего используются при сопоставлении индоевроп. языков. О дорийском лит. койне можно судить по языку офиц. надписей и произведениям поэтов, напр. Алкмана из Спарты (VII в. до Р. Х.). Примеры использования дорийского диалекта в христ. лит-ре немногочисленны ( Синесий Киренский , V в.). Эолийское койне

http://pravenc.ru/text/166467.html

Настоящая публикация охватывает следующие письма 18 : 135, из которого видны впечатления Синесия от путешествия в Афины; 147 (фрагмент), в котором Синесий рассказывает о жизни людей в своем поместье; 113, в котором содержится призыв защищать родной город от варваров; 4 (фрагмент), в котором Синесий в трагикомическом стиле повествует о своем путешествии из Александрии в Кирену; 105, в котором Синесий описывает свои чувства после избрания его епископом жителями Птолемаиды; 16 (последнее из переписки Синесия) открывает личную трагедию, когда Синесий за год теряет троих своих сыновей. При переводе был использован текст издания Patrologia Graecae. Комментарий составлен на основании комментированного перевода, выполненного Дени Рок 19 , труда А. Остроумова «Синезий, епископ Птолемаидский» 20 , иссле-дованиий Ж. Брэгман «Синесий Киренский, философ-епископ» 21 , А. Кэмерон и Ж. Лонг «Варвары и государственные деятели при дворе Аркадия» 22 . Пер. с греческого, вступит. статья и примеч. А. А. Колотвиной Письмо 135 23 к Евоптию 24 Ты хочешь знать, какую пользу получил я в Афинах? Думаю, что я уже сделался на одну ладонь 25 или палец 26 ученей 27 ; и вот доказательства моей божественной мудрости – ведь пишу я тебе из самого Анагирунта; был в Сфетте, Трии, Кефисии и Фалере 28 . О, будь проклят тот злополучный корабль, который привез меня сюда! Ведь в Афинах теперь не осталось ничего заслуживающего почитания, кроме славных названий! После жертвоприношения от закланной жертвы не остается ничего, кроме кожи – знака некогда существовавшего животного. Так теперь и в Афинах: после того как философия была изгнана из этих мест, путешественнику остается только удивляться Академии, Ликею, ну и, конечно, той Пестрой Стое, от которой философия Хрисиппа получила свое название. Хотя ныне она уже больше не пестрая – проконсул приказал снять доски, которым вверил свое искусство Полигнот 29 из Тасоса. Сегодня Египет взращивает семена мудрости, которые он принял от Гипатии. Афины же, некогда бывшие пристанищем мудрых, ныне славятся лишь искусством приготовления меда. Потому-то пара ушлых плутархиков 30 и завлекает юношей в театр не славой своих речей, но горшками с геметтским медом. Письмо 147 31 к Олимпию 32

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Правда, по его мнению, данная «школа» уступает традиционным античным философским школам, ибо здесь принято все принимать на веру, а поэтому «последователям Моисея и Христа» можно внушить всякие «новшества». Тем не менее, согласно Галену, христианство вполне может соперничать с другими философскими направлениями в своем этическом учении. Нравственность христиан он оценивает достаточно высоко, считая, что они часто поступают как подлинные «любомудры»; презрение к смерти и воздержание христиан заслуживают, по его мнению, всяческой похвалы. Позднее подобное если не доброжелательное, то, по крайней мере, вполне нейтральное отношение к христианству наблюдается в так называемой «александрийской школе неоплатонизма» 182 . Яркий пример тому – Александр Ликопольский (рубеж III-IV веков), написавший трактат против манихеев, в ряде существенных моментов вполне созвучный с антиманихейской полемикой отцов Церкви IV века (этот трактат и сохранился потому, что вошел в сборник христианских антиманихейских сочинений) 183 . Синесий Киренский (370–413), который путем долгой духовной эволюции из платоника превратился в христианского епископа, также принадлежит к данному философскому течению 184 . Третий представитель александрийской неоплатонической школы, Иерокл (IV в.), хотя и являлся убежденным адептом исконных традиций «эллинской мудрости», также не проявлял никакой враждебности к религии Христовой; правда, в отличие, например, от Синесия, вряд ли приходится говорить о каком-либо влиянии христианского богословия на его мировоззрение 185 . Лишь осознавая все эти неоднородные (а порой и взаимопротиворечивые) тенденции в позднеантичной культуре, следует подходить к проблеме взаимоотношения христианства и греческой философии, избегая примитивного и однопланового видения данной проблемы 186 . Во всяком случае, ранние христианские апологеты, обращавшие свои сочинения преимущественно к образованной части языческого общества, безусловно, учитывали весь этот спектр мнений и оценок, ибо среди прочего перед ними стояла и задача привлечь к служению религии Христовой лучшие силы языческой интеллигенции 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Серьезные разрушения наносили городу землетрясения, наиболее мощное из которых произошло в 365 г. В кон. IV в. Аммиан Марцеллин писал о запустении К. в результате землетрясений. С кон. IV в. Киренаика страдала от нападений австуриан, а затем мазиков, но в состав Вандальского королевства эта территория не вошла. В кон. IV - нач. V в. в К. проживал философ-неоплатоник, а затем христианский философ Синесий Киренский . В 399-402 гг. он был в составе посольства, отправленного к имп. Аркадию в К-поль с просьбами о снижении налогов в К. и о защите ее от кочевых племен. Впосл. Синесий стал епископом Птолемаиды (411 - ок. 413; ошибочно назван епископом Киренским в «Луге духовном» - PG. 87. Col. 3077). Из писем Синесия известно о 2 епископах К., дяде и племяннике (оба носили имя Филон). Они сохраняли верность Православию, несмотря на широкое распространение в регионе арианства. Филон Старший в 365/6 г. участвовал в поставлении правосл. еп. Сидерия на кафедру Палебиски (Παλαβισκα) (PG. 66. Col. 1413-1417). В 449 г. Киренский еп. Руф присутствовал на «Разбойничьем» Соборе в Эфесе, созванном монофизитами. Еп. Мина упоминается в надписи на мозаичном полу «Восточной» базилики (предположительно юстиниановского времени, сер. VI в.). В сер. V в. пров. Ливия Верхняя была переподчинена диоцезу Египет. При имп. Юстиниане I К. продолжала оставаться 2-м по значению городом Киренаики после Аполлонии (Созусы) ( Parthey. 1866. Р. 50). Нельзя согласиться с мнением Дж. Федальто, причислившего к Киренским епископам упоминаемого в «Луге духовном» жителя К., «мужа христолюбивого и богобоязненного» Леонтия (PG. 87. Col. 3077), к-рый был современником свт. Евлогия , патриарха Александрийского (ок. 580-607/8). После араб. завоевания 643 г. город был оставлен жителями. В поствизант. период нек-рые архиереи Александрийского Патриархата получали титул Киринских епископов или митрополитов: напр., Мелетий Пигас (до 1590, нек-рые исследователи подвергают этот факт сомнению; впосл. свт. Мелетий I Пигас , патриарх Александрийский), Иосиф (1789), Спиридон (1866-1886). В 1990 г. Киринская епископия была возрождена как титулярная, в 1990-1997 гг. ее возглавляли Феодор (Хоревтакис; впосл. Александрийский патриарх Феодор II ), с 1999 г. правящим архиереем является Афанасий (Киккотис), экзарх Александрийского Патриарха в Москве. 6 окт. 2009 г. Киринская епископия возведена в ранг митрополии. Археологический комплекс К.

http://pravenc.ru/text/1840165.html

В 402 г. Синесий возвращается в Кирену. Пребывание Синесия в Кирене было очень недолгим. Видимо, уже через год, в 403 г., он вновь отправляется в Александрию. На вопрос, почему он так мало пробыл на родине, Синесий в письме к Полимену 12 дает уклончивый ответ. «Обстоятельства вынудили», – пишет он, не желая посвящать Полимена в курс дела. Однако из письма, написанного уже в Александрии, мы узнаем, что Синесий скорее всего оставил родной город из-за неприятностей со своим врагом Юлием 13 . В Александрии Синесий женится. Имени его супруги мы не знаем, очевидно, она была из знатной христианской семьи, т. к. сам патриарх Феофил благословил их брак. Синесий имел от этого брака трех сыновей, старшего из которых звали Исихий 14 . Пробыв два года в Александрии, Синесий возвращается на родину. Он жил либо в Кирене, либо в своем имении, где он был занят садоводством, охотой, научными и литературными делами. К этому периоду принадлежит большая часть его ходатайственных писем, в которых он просит за тех или иных лиц, а также писем, в которых описываются набеги варваров на Киренаику. Синесий принимал деятельное участие в отражении этих набегов. В 410 г. Синесий был избран жителями города Птолемаиды епископом. Это событие стало для него совершенно неожиданным и сильно смутило его 15 . Размышлениям Синесия на эту тему посвящено письмо 105 к Феофилу Александрийскому. Синесий прибыл в Александрию и после семи месяцев, в течение которых он, по видимому, активно изучал учение Церкви 16 , был крещен и рукоположен в епископы 17 . В 411 г. Синесий возвращается в Кирену. Уже в сане епископа он ведет борьбу с Андроником, жестоким правителем города Кирена, разрешает разнообразные споры между представителями клира. Вскоре один за другим умирают сыновья Синесия, что стало для него тяжелым ударом; он теряет также связь с друзьями. Что касается времени смерти Синесия, то оно остается неизвестным. Последнее письмо его, адресованное к Гипатии, говорит о том, что Синесий тяжело болен. Отсутствие в письмах Синесия сведений о трагической гибели Гипатии в 414 г., которая, безусловно, должна было бы сильно на него подействовать, дает нам право думать, что Синесий не дожил до этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Закончив обучение, Синесий на четыре года возвращается в Кирену (395– 399). Там он ведет жизнь провинциального аристократа, чьими основными интересами являлись занятия литературой и охота. Около 399 г. Синесий уезжает в Афины, по поводу посещения которых у него остались не самые приятные впечатления. После возвращения в Кирену политический вес Синесия становится столь значительным, что его решают отправить в посольство в Константинополь с просьбой к императору о послаблении налогового гнета 8 . Синесий оставался в Константинополе три года, с 399 по 402 г. При дворе он знакомится с теми, кто входил в число самых значительных людей того времени: префектом претория Аврелианом, его братом Кесарием, готом Гайной и др. Свидетельства о жизни Синесия в Константинополе, о его участии в тех или иных событиях очень скудны. Ни один из историков того времени не упоминает Синесия в связи с событиями в Константинополе, единственный источник, которым мы обладаем по этому периоду жизни Синесия, – это его собственные сочинения 9 . Из них мы узнаем, что аудиенции у императора он дожидался в течение двух лет. Впоследствии он вспоминал время пребывания в Константинополе как самое трудное и плачевное в своей жизни. По словам Синесия, он вынужден был спать холодной фракийской ночью возле портика дворца, завернувшись в большой египетский ковер 10 (возможно для того, чтобы не пропустить прихода знатных вельмож). В конце концов, заручившись поддержкой префекта претория Аврелиана, Синесий произносит свою речь перед императором Аркадием. Мы не располагаем какими-либо сведениями о том, какое впечатление произвела на императора и двор речь Синесия. Однако мы знаем, что основная миссия Синесия – снижение налогов для жителей Пентаполя – была выполнена. Хотя Синесий и не успел дождаться окончательного решения, т. к. в Константинополе произошло землетрясение, и он в спешке отплыл в Александрию, нам известно письмо Синесия к Аврелиану, в котором он выражает благодарность за то, что его прошение было удовлетворено 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010