5. Филипп. 6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем. 7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец. 8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь. 9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева. 10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель. 11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея. 12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа. Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов: Марка, Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь. Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: " Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего " . Он же сказал им: " не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах " , то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном. Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея 10, 2-14; от Марка гл. 3, 13-19; от Луки гл. 6, 12-16; 8, 1-3. Нагорная проповедь После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Воины, исполняя приказание тирана, секли святых палками без всякой пощады. Давид же и Константин, терпя мучения, призывали на помощь Господа и благодарили Его за то, что Он дал им силу вынести ужасные страдания. Во время истязаний тиран упрекал их, говоря: " Безумные! Сначала вы разбили мое передовое войско, а теперь осмеливаетесь без стыда порицать славного и великоименитого Магомета; дядю моего, пред которым преклоняется вся Аравия и Персия! " После этого пришло ему на мысль обратить их в мусульманство, и он начал лестью склонять их к этому: " Слышал я от моих военачальников, - говорил он Давиду, - что ты разумный правитель сей страны и искусный полководец. Теперь послушай совета моего: оставь напрасное и бессмысленное твое мудрствование и последуй закону Магомета, дяди моего. За это я тебя поставлю начальником Персии. А тебе, Константин,- сказал он, обращаясь к младшему брату, - окажу большую честь, ты будешь всегда находиться при мне во время восседания моего на престоле. Ты будешь жить в моем дворце, ликовать и наслаждаться многочисленными благами вместе с моими вельможами " . Когда Мурван кончил говорить, си. Давид, осенив себя крестным знамением, отвечал: " Не будет этого вовек, злой тиран, чтобы мы оставили свет истины и последовали адскому и льстивому совету твоему! Бог призвал нас к Своему свету, Он Соприсносущного Сына Своего послал на землю для спасения нашего. Сын, приняв плоть и оставшись вместе с тем неизменен Божеством, исполнил все. что было от века предсказано о Нем, т.е. умер на Кресте, был погребен и в третий день воскрес, вознесся спять к Отцу Своему и приидет снова с великой славой судить живых и мертвых. Он послал Своих учеников по всей вселенной проповедовать Божественное учение, дабы спасти людей от работы вражией. К нам были присланы двое из ближайших учеников Его, великий Андрей и славный Симон Кананит. Они проповедовали в нашем отечестве пришествие Христово, и все, вняв их благовествованию, перестали поклоняться идолам и сделались верными Христу Богу. Мы, просвещенные св. Крещением, всегда будем следовать закону Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, а не какому-нибудь новоизмышленному закону. Мы готовы за имя Его принять все: избиения, всякого рода мучения, огонь, воду, меч, и, наконец, самую смерть! Это наша истинная христианская вера, которую мы исповедуем и от которой не отречемся вовеки " .

http://pravicon.com/info-3781

Вот как Евангелие рассказывает о " всплеске " гордости в ближайших учениках Спасителя - апостолах, которые, как вы помните, оставили все и, не оглядываясь, последовали за Ним: Симон Кананит оставил свою невесту на брачном пире после чуда в Кане (претворения воды в вино), апостолы Петр и Андрей оставили сети с лодкой, полной рыбы, Иаков и Иоанн покинули своего отца с наемниками и пошли, не оглядываясь, не сделав никакого распоряжения; апостол Матфей, будучи мытарем, когда Спаситель позвал его, также бросил свою мытницу со всеми деньгами и никак не распорядился о них, - все это говорит об их искреннем отречении. Вероятно, и с другими апостолами произошло нечто подобное; сохранилось ли в Евангелии или в Священном Предании упоминание о том, как они оставили мир и последовали за Господом, или об этом ничего не известно, но безусловно, что их отречение (внешнее или, может быть, внутреннее, не видимое для других) было совершено с необыкновенной искренностью. Однако, несмотря на это, и в них жила страшная страсть любоначалия. Евангелист Матфей так описывает проявление, " всплеск " этой страсти и обличение Спасителем Своих учеников: В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: " Кто больше в Царстве Небесном? " Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: " Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Мф.18:1-3). То есть ученики думали уже не о земном, их как будто бы совсем не волновала земная слава, земное величие, а думали о славе небесной, но и здесь Спаситель также воспрещает всякое тщеславие, всякую надменность. И вместо того, чтобы дать ответ на их вопрос: кто больше в Царстве Небесном? - Он говорит, что если они не покаются и не станут такими, как дети, то вовсе в него не войдут: им не только нельзя будет сравнивать, кто больше или кто меньше, но они окажутся чуждыми Царства Небесного, в котором как будто бы должны быть большими или меньшими, большую или меньшую иметь славу: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Да будет по вере вашей!» 30. И открылись у них глаза. А Иисус строго повелел им: «Смотрите, чтобы никто не узнал об этом». 31. Но они, уйдя, разнесли слух о Нем по всей земле той. 32. И как раз они уходили, как привели к Нему человека, страдавшего немотой и одержимого бесом; 32. и когда бес был изгнан, немой заговорил. И дивился народ, говоря: «Никогда еще не было видано такого во Израиле!» 34. Но фарисеи говорили: «Действием князя бесов изгоняет Он бесов».   35. И обходил Иисус все города и селения, уча в местных синагогах, возвещая Благовестие Царства и исцеляя всякий недуг и всякую немощь. 36. Но видя толпы народа, ощутил Он жалость к ним, потому что они были удручены унынием, как овцы без пастуха. 37. Тогда говорит Он ученикам Своим: «Жатва обильная, а работников мало; так просите Хозяина жатвы, чтобы Он выслал работников убирать жатву Свою».   10 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять всякий недуг и всякую немощь. 2. Имена же Двенадцати Апостолов таковы: во-первых, Симон, по прозванию Петр, и брат его Андрей, и Иаков, сын Зеведея, и брат его Иоанн, 3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей Мытарь, Иаков, сын Алфея, и Фаддей, 4. Симон Кананит и Иуда Искариот, тот, что предал Его. 5. Этих-то Двенадцать послал Иисус, наказав им: «На путь язычников не вступайте, и в город к самаритянам не входите, 6. a идите прежде к потерянным овцам Дома Израилева. 7. И когда пойдете, возвещайте, что близко Царство Небесное; 8. больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте; даром получили — даром давайте. 9. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясах ваших, 10. ни сумы на дорогу, ни второй рубахи, ни обуви, ни посоха; труженик зарабатывает себе пропитание. 11. И в какой бы город или селение вы ни вошли, вызнайте, кто в нем есть достойный, и у него оставайтесь, пока не тронетесь в путь. 12. А когда вы в дом входите, призывайте на него мир, 13. и если дом того достоин, да сойдет на него мир ваш, а если не достоин, да возвратится мир ваш к вам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Женское двухклассное училище (при нем был также детский сад для малоимущих семей) особенно славилось введенным в курс преподавания рукоделием. Директрисы католических пансионов жаловались, что девочки шли в русскую школу охотнее, чем к ним – именно потому, что их обучали там шитью, вязанию, плетению и другим рукоделиям. На Рождество в школе устраивалась елка. Нам приходилось уже говорить об огромном культурном значении, какое имели для формирования палестинской арабской интеллигенции русские школы. Назарет был одним из главных центров русской просветительной миссии. Кана Галилейская Селение Кана (8 км от Назарета в сторону Тивериады) упоминается в Евангелии от Иоанна, по разным поводам, трижды (Ин. 2:1 ; 4:46; 21:2) – и каждый раз сопровождается указанием «Галилейская», очевидно, для отличия от Каны Финикийской (в современном Ливане). «Кана вся потонула в цветущих садах, – писал известный писатель-путешественник Е. Л. Марков, посетивший Святую Землю в 1885 г. – Это сплошная корзина кактусов, смоковниц, гранат». В Кане Господь совершил первое из Своих чудес: претворил воду в вино. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них... Было же тут шесть каменных водоносов... вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» 2:1–3.6–11). По церковному преданию, женихом на свадьбе был один из 12 апостолов – Симон Кананит (прозвище указывает происхождение из Каны). Греческий православный храм, ассоциируемый местным преданием с домом Симона Кананита, впервые упоминается в источниках в 1347 г. С середины XVII в. к православному храму присоседились францисканцы. Рядом с церковью стояла мечеть. Двести с лишним лет католики ждали, пока она придет в упадок и запустение, чтобы приобрести это место. Ежегодно 6 января из Назарета в Кану приезжали монахи и на развалинах совершали службу. Купить землю им удалось лишь в 1879 г. Произведенные раскопки показали, что мечеть стояла на месте еврейской синагоги V-VI вв. Построенная в 1879 г. францисканская церковь сохранила в крипте ее архитектурные остатки – в том числе мозаику с арамейской надписью: «Да будет благословен Иосиф, сын Танума, сына Буты, с его сыновьями за то, что сделали они сию мозаику». Новые раскопки (1969 г.) в северном дворе храма обнаружили другие мозаики и древние стены синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И говорили между собою: так кто же может спастись? Господь же Иисус, воззрев на них, сказал им: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. Невозможное человекам возможно Богу. Человек, надеющийся на богатство, сам по себе спастись не может, и помочь ему никто не в силах. Мы можем надеяться на спасение лишь в том случае, если сами захотим бороться со страстью любостяжания и, с Божией помощью, ее искореним (или хотя бы будем ей противиться). Под страстью любостяжания нужно понимать привязанность не только к какому-то великому богатству, но и к малому имуществу и вообще ко всему земному. Ведь именно пристрастие к материальному, вещественному и овладело этим весьма благочестивым юношей. Тогда Петр, отвечая, начал говорить и сказал Господу: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Конечно, имущество, которое оставили ближайшие ученики Спасителя, было не таким уж значительным. Они не имели никакого особенного богатства, это были простые труженики: например, Петр был рыбаком, а Матфей – сборщиком податей (сама эта профессия говорит о том, что человек очень нуждался, раз решился на столь унизительное в глазах всех иудеев ремесло), и хотя мы не знаем точно, какими ремеслами владели прочие ближайшие ученики Спасителя, однако все они были людьми бедными. Но они покинули свои семьи: например, апостол Петр, последовав за Господом, оставил жену. По преданию, Симон Кананит, который был женихом на браке в Кане Галилейской, увидев чудо претворения воды в вино, расстался со своей невестой и также отправился вслед за Спасителем. Иаков и Иоанн оставили своего отца с наемниками чинить сети, а сами пошли за Господом Иисусом Христом. Нам кажется, что если апостолы не имели такого большого богатства, как этот знатный юноша, то как будто бы и не должны были иметь такого пристрастия к земному. Но на самом деле они отреклись от многого: от привязанности к родственникам, уюта, благополучия, тихой жизни. Ведь во время своего пребывания со Спасителем они терпели гонения, унижения, постоянно переходили с места на место и, конечно же, чувствовали приближение опасности. Незадолго до страданий Спасителя они уже понимали, что Его хотят убить и предполагали при этом, что такая же участь грозит и им. Когда Спаситель хотел пойти к уже умершему Лазарю, чтобы его воскресить, один из апостолов сказал: пойдем и мы умрем с Ним ( Ин. 11, 16 ). До этого они говорили Господу, предупреждая Его об опасности: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? ( Ин. 11, 8 ). Таким образом, даже на время пребывания со Спасителем в течение Его трехлетней проповеди апостолы променяли свое земное благополучие на непрестанные скорби и лишения. А после вознесения Спасителя, проповедуя Евангелие по всему миру, они испытали еще и гораздо большие страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Они ответили, что его ужалила змея, и Господь Иисус сказал детям: «Пойдем вместе и убьем эту змею». Родители ребенка, который кончался, просили детей отпустить их, но те ответили: «Разве вы не слышали, что Царь сказал: «Пойдем и убьем змею» и разве вы не должны повиноваться Его приказанию». И, несмотря на их сопротивление, они загородили дорогу носилкам. Когда они пришли к гнезду, Господь Иисус сказал детям: «Не там ли прячется змея?» И когда они ответили, что да, змея, вызванная Господом Иисусом, вышла и покорилась Ему. И Господь сказал ей: «Иди и высоси весь яд, который ты разлила в жилах этого ребенка». Змея, вползя, высосала весь яд, который выпустила, и когда Господь проклял ее, тотчас расселось чрево ее, и погибла она. И Господь Иисус коснулся ребенка Своей рукой, и он исцелился. И, так как он принялся плакать, то Господь Иисус сказал ему: «Перестань плакать, ты будешь Моим учеником». И этот ребенок был Симон Кананит, о котором говорится в Евангелии. Глава XLII В другой раз Иосиф послал своего сына Иакова за дровами, и Господь Иисус пошел вместе с ним. И когда они пришли на место, где был лес, и когда он стал собирать дрова, ехидна укусила его и он стал кричать и плакать. Господь Иисус, увидев его в этом состоянии, приблизился к нему и дунул на то место, где он был ужален, и Иаков тотчас же исцелился. Глава XLIII Однажды Господь Иисус был с детьми, которые играли на кровле, и один из детей упал и тотчас же умер. Другие дети убежали, и Господь Иисус остался один на кровле, и когда родители умершего пришли, они сказали Господу Иисусу: «Это Ты сбросил нашего сына с кровли». И когда Он отрицал это, они еще усиленнее повторяли: «Сын наш умер, и вот Тот, кто убил его». И Господь Иисус ответил: «Не обвиняйте Меня в преступлении, которого вы не можете ничем доказать. Но спросим у самого этого ребенка, чтобы он изрек истину». И Господь Иисус спустился и подошел к голове умершего и сказал громко:. «Зейнон, Зейнон, кто сбросил тебя с кровли?» И умерший ответил: «Господи, не Ты был причиной моего падения, но некто иной сбросил меня».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

По плодам их узнаете их. Берегитесь их. Ибо возстанут лжехристы и лжепророки и прельстят многих». 14 . Из–за них–то собравшись теперь вместе мы, Петр и Андрей, Иоанн, сын Зеведеев, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, и Симон Кананит и Маттафия, причисленный к нам вместо Иуды; также Иаков, брат Господа и епископ Иеросалимский, и Павел, учитель народов, избранный сосуд, собравшись все вместе, написали вам это соборное учение для утверждения вас, которым вверено повсюдное епископство. В нем объявляем вам, что Бог Вседержитель только един, и кроме Него нет другого; что Его одного должно почитать и Ему одному покланяться чрез Иисуса Христа, Господа нашего, во Всесвятом Духе; что священными писаниями, законом и пророками должно пользоваться; что родителей должно почитать; что всякого постыдного деяния должно бегать; что воскресению должно верить; что суда и мздовоздаяния должно ожидать; что всякими творениями должно пользоваться с благодарением, как делами Божиими и ничего не имеющими в себе дурного; что вступать в супружество законное должно, ибо такой брак безукоризнен, потому что «от ЯХВЕ сочетается жена мужу», и Господь говорит: «сотворивший в начале, мужа и жену сотворил их», и сказал: «посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью». Посему после брака непозволительно изгонять безукоризненную; ибо «сохрани, говорит, духом твоим, и жены юности твоей не оставляй, ибо она – общница жизни твоей и остаток духа твоего, ибо Я сотворил её, а не иной»; ибо Господь говорит: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»; ибо жена есть общница жизни, соединенная Богом в одно тело из двух, а кто снова разделяет одно на двое, тот враг творчества Божия и противник Его промысла. Равным образом и кто удерживает растленную, тот нарушает закон естества; поскольку «держащий прелюбодейку безумен и нечестив»: посему «отсеки её, говорит, от плоти твоей»; ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысел свой к другому. Сообщаем также, что и обрезывать плоть не должно, но что для верующих достаточно обрезания в сердце по духу; ибо «обрежьтесь, говорит, Богу вашему и обрежьте необрезанное сердце ваше».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Затем имеются списки, где имена апостолов то смешиваются, то различаются. Таковы, кроме вышеприведенных: Псевдо-Ипполит: Иаков Алфеев, Иуда также Леввей, Симон Кананит сын Клеопы (Иуда Иаковлев?) также Иудою называемый, Матфий, Павел, – Псевдо-Дорофей: Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, Симон Иуда, Матфий, Павел, – Пасх. Хрон. Bonn, p 399: Иаков Алфеев брат Господень и епископ Иерусалимский, Матфей, Фаддей-Леввей или Варсава, Симон Кананит названный Иудою Иаковлевым, Иуда Искариот. Тоже в Еванг. код. (Lips. ib. 1. 24): 10-м стоит Фаддей, у Матфея Леввеем названный, а у Луки Иудою Иаковлевым, у Марка же мытарем Левием, – 11. Симон Кананит, называемый и Симеоном и Клеопою, – 12 Матфий. Добраться до исторического зерна здесь можно, кажется, при предположении, что среди двенадцати апостолов было три Иуды с именами Симона: Иуда Симон Иаковлев (брат Иакова Алфеева), по прозванию Леввей-Фаддей, – Симон Иуда по прозванию Кананит или Зилот и Иуда Симон по прозванию Искариот. Отсюда естественно предполагать, что прозвания даны были среди Двенадцати апостолов для отличия этих трех соименников, – и притом, как обычно это бывает в общинной жизни, в этих прозваниях отмечены отличительные черты и личные особенности каждого Иуды. Один отличается сердечностью и душевностью, почему зовется «душа или сердце-человек» – Леввей-Фаддей. Особенность другого Иуды составляет «ревность, пылкость, стремительность» и под., но в хорошем и нравственном смысле, как пламенное рвение к добру, правде, любви, почему называется Зилотом-Кананитом. Третий Иуда – крайний иудаист, зилот в худом направлении упрямства, патриотического и религиозного фанатизма, националистического эгоизма, мрачный самолюб, – почему его, быть может родовое, прозвание по месту родины Искариот толкуется как «человек упрямства, вражды, противления». (Подобное сопоставление двух Иуд имеем у Оригена вышец. м.). Различие в характере Иуд – Иаковлева или Фаддея–Леввея и Симона Искариота, вероятно, и лежит в основе апостольского списка Луки и Деяний, где эти Иуды и поставлены поэтому в паре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Затем имеются списки, где имена Апостолов то сме- —553— шиваются, то различаются. Таковы, кроме вышеприведённых: Псевдо-Ипполит: Иаков Алфеев, Иуда также Леввей, Симон Кананит сын Клеопы (Иуда Иаковлев?) также Иудой называемый, Матфий, Павел, – Псевдо-Дорофей: Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, Симон Иуда, Матфий, Павел, – Пасх. Хрон. Bonn, р 399: Иаков Алфеев брат Господень и епископ Иерусалимский, Матфей, Фаддей-Леввей или Варсава, Симон Кананит названный Иудой Иаковлевым, Иуда Искариот. Тоже в Еванг. код. (Lips. ib. 1. 24): 10-м стоит Фаддей, у Матфея Леввеем названный, а у Луки Иудой Иаковлевым, у Марка же мытарем Левием, – 11. Симон Кананит, называемый и Симеоном и Клеопой, – 12 Матфий. Добраться до исторического зерна здесь можно, кажется, при предположении, что среди двенадцати Апостолов было три Иуды с именами Симона: Иуда Симон Иаковлев (брат Иакова Алфеева), по прозванию Леввей-Фаддей, – Симон Иуда по прозванию Кананит или Зилот и Иуда Симон по прозванию Искариот. Отсюда естественно предполагать, что прозвания даны были среди Двенадцати Апостолов для отличия этих трёх соименников, – и притом, как обычно это бывает в общинной жизни, в этих прозваниях отмечены отличительные черты и личные особенности каждого Иуды. Один отличается сердечностью и душевностью, почему зовётся „душа или сердце-человек“ – Леввей-Фаддей. Особенность другого Иуды составляет „ревность, пылкость, стремительность“ и под., но в хорошем и нравственном смысле, как пламенное рвение к добру, правде, любви, почему называется Зилотом-Кананитом. Третий Иуда – крайний иудаист, зилот в худом направлении упрямства, патриотического и религиозного фанатизма, националистического эгоизма, мрачный самолюб, – почему его, быть может родовое, прозванье по месту родины Искариот толкуется как „человек упрямства, вражды, противления“. (Подобное сопоставление двух Иуд имеем у Оригена вышец. м.). Различие в характере Иуд – Иаковлева или Фаддея-Леввея и Симона Искариота, вероятно, и лежит в основе Апостольского списка Луки и Деяний, где эти Иуды и поставлены поэтому в паре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010