Андрей Рахновский: Это были люди неблагородного сословия. То есть большая часть это рыбаки. Алла Митрофанова: То есть не Патриции римские? Андрей Рахновский: Не патриции. Апостол Матфей был мытарем, он собирал налоги. Тоже не элита общества. Алла Митрофанова: Наверное, неплохо он жил. Андрей Рахновский: Но тем не менее, все оставил, пошел за Христом. В евангелии приоткрывается тайна, как они пришли ко Христу. Некоторые из них были учениками Иоанна Крестителя. Это были люди, они рыбачили, чтобы доставлять себе средства к пропитанию, люди духовно ищущие. Помните, как говорит Филипп Нафанаилу: «Мессия, которого мы искали, вот Он. Я Его нашел, пойдем, Его тебе покажу». Помимо погруженности в земные заботы, у них в сердце сидит «а как же спастись? Как придти к Богу?» Они ждали, когда придет Мессия. Это было самое главное их качество, что они не жили только этой жизнью, обыденной, сиюминутной, они думали о спасении. И вот таким образом, удивительным образом, они пришли сначала к Иоанну Крестителю, а потом он их направил ко Христу. Это самая важная деталь их внутренней жизни до того, как они стали апостолами, они уже были подготовлены, это были не люди просто со стороны. Алла Митрофанова: А сколько им было лет? Андрей Рахновский: Трудно сказать, евангелие не указывает.   Вообще про их жизнь мало что известно, в наших преданиях и житиях существует разнобой относительно места проповеди, кончины. Это очень сложно, но раз они могли проповедывать, наверное, им было больше тридцати лет, это был возраст, когда в иудейском обществе мужчина вступал… мог приходить в синагогу, читать Писание… Алла Митрофанова: Иными словами, им было сорок-пятьдесят, они были вполне еще молодыми людьми. Андрей Рахновский: Об апостоле Петре известно, что у него была теща, следовательно, была и жена. Алла Митрофанова: Иоанн был практически еще мальчик? Андрей Рахновский: Да, так считается. Исходя из того, что он позже всех преставился, он писал откровение свое, это были девяностые годы, конец первого столетия. Ведь у нас есть 4 списка апостолов, в евангелии от Матфея, в евангелии от Марка, в евангелии от Луки, и в Деяниях  они перечисляются, имена апостолов. Можно провести такой эксперимент, в с толбик написать имена друг напротив друга. Вы увидите, что эти 12 человек делятся на три группы, которые остаются неизменными во всех списках, внутри группы имена могут меняться по порядку, но никогда имя апостолы не переходит в другую группу, то есть всегда первая группа: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн Зеведеевы, вторая группа Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, третья Иаков Алфеев , Иуда Иаковлев (он же в евангелии от Марка Левий Фаддей), Симон Кананит, он же в евангелии от Луки Симон Зилот и Иуда Иаковлев .

http://foma.ru/apostoli-radioprogramma.h...

И Господь дал им власть исцелять болезни и изгонять бесов. Они увидели, что власть, какой Христос совершил эти чудеса, была властью Самого Бога, что Он — не Слуга, а Сын в Своем собственном доме. Наш Господь имел жизнь в Себе, и Дух Святой пребывал на Нем в полноте, без меры. Ибо Он мог дать эту власть немощным и ничего не значащим в этом мире людям. Двенадцать избранных Им учеников именуются апостолами, что означает «посланные». Их число соответствует числу колен Израиля, богоизбранного народа, служение которого, начиная от Авраама, заключалось в том, чтобы принести истинное знание о Боге миру. апостолы названы здесь не в том порядке, как в Евангелии от Матфея. Но как там, так и здесь, Петр стоит первым, а Иуда — последним. Здесь Матфей поставлен впереди Фомы, а в Евангелии своего имени Матфей поставил себя после Фомы. Но только в Евангелии от Марка упоминается, что Христос дал Иакову и Иоанну имена «Воанергес», то есть «сыны громовы». Может быть, за их ослепительную от края до края земли проповедь в будущем, за их пламенеющую ревность по правде Божией. Мы знаем также, что Иоанн, один из «сынов громовых», был исполнен такой любви ко Господу, что смог устоять у Его Креста вместе с Божией Матерью, когда все апостолы разбежались. И он был возлюбленным учеником Спасителя. Четверо, призванных в первый час, идут впереди всех. Некоторые получили новые имена, ибо имя может содержать характерные черты личности. Дать имя человеку — в какой-то мере определить его призвание. Избрание двенадцати учеников — это начало зарождения Церкви. Христианство — это апостольская Церковь. С самого начала христианская вера открывается в общении с Богом и друг с другом. Вся суть духовного пути фарисеев заключалась в отделении людей друг от друга. Само именование «фарисей» означает «отделенный». Христос пришел, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино, чтобы люди научились жить друг с другом и друг для друга. Избранные ученики Христовы представляли из себя очень смешанную группу. Матфей был сборщиком податей, мытарем, и, следовательно, отверженным. Для своих соотечественников он был отступником и предателем. А кем был Симон Кананит, более точно именуемый в Евангелии от Луки: Симон Зилот? Зилоты, то есть ревнители, неистовые националисты, были готовы убивать римских оккупантов, чтобы освободить свою страну от чужеземного ига. С самого начала в Церкви были самые разные люди, но их объединяло то, что для них дороже всего был Христос. По человеческим меркам, люди, которых избрал Господь, мало подходили для столь ответственного служения. Они были бедны, их положение в обществе было самым неприметным. У них не было никакого образования, они не были научены богословию. Двенадцать апостолов были самыми обыкновенными простыми людьми. Но у всех у них были две замечательные особенности. Во-первых, их неодолимо влекло ко Христу. Они видели в Нем то, что заставляло их идти за Ним как за своим Господом и Учителем. И, во-вторых, у них было мужество идти за Ним, куда бы Он ни пошел.

http://moral.ru/седмица-13-я-по-пятидеся...

Претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ) Это начало чудес есть истинное введение ко всем прочим чудесам, которые совершил Христос, подобно, как притча о Сеятеле есть введение к прочим Его притчам ( Мк.4:14 ). Никакое другое чудо не содержит в себе столько пророчеств, никакое другое не предызобразило бы с такою верностью всего будущего делания Сына Божия. Ветхозаветный законодатель Моисей своим первым чудом хотел наказать безбожников и устрашить иудеев, и потому претворил воду в кровь. Иисус Христос претворяет воду в вино, дабы успокоить и обрадовать бывших на браке. Не есть ли это ясное доказательство того, что главная цель пришествия Искупителя на землю не та, чтобы покрыть все предметы траурной одеждой, но та, чтобы возвеселить, обрадовать человечество? Но не станем забегать нашими замечаниями, которые найдут должное себе место по рассмотрении самого чуда. Ин.2:1–2 . «На третий день был брак в Кане Галилейской» – на третий день, без сомнения, после того, как Филипп и Нафанаил, согласно предшествовавшему повествованию ( Ин.1:43 ) последовали за Христом. Он Сам и два Его новоизбранные ученика, из которых один был родом из Каны ( Ин.21:2 ), без затруднения могли перейти в два дня от берегов Иордана в Кану и таким образом на третий день могли присутствовать на браке или на брачном пиршестве. «И матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его». Молчание евангелистов не оставляет сомнения в том, что Иосиф не дожил до времени открытого служения Христова. В последний раз упоминается о нем, когда Иисус, будучи еще отроком, приходил в Иерусалимский храм ( Лк.2:41 ), после чего, однако, Иосиф жил несколько лет (ст. Лк.2:51 ). «По мнению отцов Церкви, дом, где совершался брак, был дом родственников Богоматери. Женихом был апостол Симон, по прозванию Кананит или Зилот. Этот Симон был сын Клеопы, брата святого Иосифа, и, следовательно, племянник Пресвятой Девы и двоюродный брат Иисусу Христу». Ин.2:3 . «И когда не достало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Что касается до прочих трех, то, кажется, такою внешнею затравкой для образования духовной связи, такою завязью тут было сродство характеров, – быть может, единство миро-чувствия и миро-созерцания, или какие-либо особенности в жизни до- или после следования этой группы за Христом; к этим парам относятся: Филипп Нафанаил Варфоломей Матфей Левий Фома Близнец Иуда (Симон) Искариот Иуда (?) Симон Кананит-Зилот Клеопа (?) Наконец, можно добавить сюда еще две пары: Тимофей Павел Лука Сила В народных легендах, – вообще нередко «искажающих» историческую фактичность в пользу высшей правды и осмысленности повествований, 739 – такая связь между харизматическими дарами и дружбою двух запечатлена со всей отчетливостью. Дар исцеления, в народном сознании, получают лишь пары последователей Господних, а не отдельные, отъединенные друг от друга, – так сказать а-филические, – личности. Поэтому-то, – как приметил уже Авг. Моммзен, 740 а за ним А. П. Шестаков – 741 , апостолы-целители, да и вообще святые-целители, являются в народных сказаниях привычно вдвоем; таковы например: апп. Петр и Иоанн, – Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, – Кир и Иоанн, – Пантелеимон и Ермолай, – Самсон и Диомид (Диомофей) – Трифон и Фалалей (Далалей), – Муций и Аникита. Парность духоносных личностей несомненна. И каковы бы ни были первоначальные толчки к их дружбе, – из тех даров, которые получили они в своей дружбе, необходимо заключить и к таинственной спайке их личностей. Попарное распределение апостолов было замечено уже и древними экзегетами. Так, по словам бл. Иеронима, 742 «По двое призываются и по двое отправляются ученики Христовы, ибо любовь не бывает с одним, почему и говорится: «Горе одинокому» – Bini vocantur, et bini mittuntur discipuli Christi, quoniam caritas non consistit cum uno. Unde dicitur: Vae soli». Бл. Августин говорит: 743 «Что же касается до того, что посылает по двое, то это есть таинство любви, или потому, что двое – заповедь любви, или потому, что никакая любовь не может быть менее, нежели как между двумя – quod autem binos mittit , sacramentum est caritatis, sive quia duo sunt caritatis praecepta, sive quia omnis caritas minus quam inter duos esse non potest».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

После воскресения Иисус скажет апостолам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ). О том, что Он является Посланником Отца, Он многократно говорил и ученикам, и более широкому кругу слушателей: согласно Евангелию от Иоанна, это было одним из рефренов Его проповеди ( Ин. 5:36–38; 6:57:7:29; 8:42; 11:42; 17:8, 18–25 ). Избирая Себе учеников, Иисус делает их не только Своими апостолами, но и апостолами Бога Отца. Связь, которой Он соединен со Своим Отцом, должна скрепить и апостолов с Ним, а через Него – с Отцом. Обратим внимание на слова Луки: которых и наименовал апостолами. Это означает, что Иисус не только избрал конкретных людей на служение, но и Сам изобрел уникальное наименование для этого служения. Собор двенадцати апостолов. Икона. XVI в. Термин «апостол» ( απστολος), употребленный в данном эпизоде только у Луки, буквально означает «посланник» (от глагола αποστλλω – «посылать»). В греческом переводе Библии термин встречается лишь однажды ( 3Цар. 14:6 ), тогда как в Новом Завете многократно. Лишь в редких случаях он указывает на некоего абстрактного посланника, например в словах Иисуса: Раб не больше господина своего, и посланник ( απστολος) не больше пославшего его ( Ин. 13:16 ). В большинстве же случаев этим термином обозначается один из двенадцати учеников, избранных Иисусом с конкретной целью на определенном этапе Его служения. По предположению блаженного Иеронима , греческий термин απστολος (апостол) является переводом еврейского (вестник, посланник). И греческий термин, и его предполагаемый семитский эквивалент обозначают человека, действующего не от своего лица, а от имени другого – того, кто послал его. Список двенадцати апостолов у всех трех синоптиков начинается с Симона Петра, а замыкается Иудой Искариотом ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ). После Петра у Матфея и Луки следует Андрей, брат Петра, затем Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; у Марка Андрей следует за Иаковом и Иоанном. Пятая и шестая позиции во всех трех списках заняты соответственно Филиппом и Варфоломеем, седьмая и восьмая Матфеем и Фомой (в таком порядке у Марка и Луки, у Матфея – в обратном). На девятой позиции во всех трех списках стоит Иаков Алфеев, а вот имя десятого ученика – разное в трех списках: у Матфея он назван Леввей, прозванный Фаддеем, у Марка – Фаддей, у Луки – Симон Зилот. Одиннадцатое место у Матфея и Марка занимает Симон Кананит, у Луки – Иуда Иаковлев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Стих 3.  Иаков Алфеев и Леввей, нареченный Фаддей. Этот Иаков был брат Матфея, так как Матфей, называемый не только Матфеем, но и Левием, был также сын Алфея: виде, говорит, Левию Алфеова, седяща на мытнице (Мк. 2, 14). Лука вместо Фаддея поставил здесь Симона Зилота, или Кананита, а потом Фаддея соединил с Иудой Искариотским, называя и его Иудой: Иуду, говорит, Иаковля, и Иуду Искариотскаго (Лк, 6,16). Соединил он их по сходству имен. Итак, было два Симона: Симон, называемый Петром, и Симон Зилот, который называется и Кананитом; два Иакова: Иаков Зеведеев и Иаков Алфеев; два Иуды: Иуда Иаковлев который называется Леввеем и Фаддеем, и Иуда Искариотский. По причине сходства их имен евангелисты присоединяют для различения и другие признаки. Но если Лука, по причине сходства имен, соединил Фаддея с Иудой Искариотским, то почему он не соединил равным образом Симона Петра с Симоном Кананитом, и Иакова Зеведеева с Иаковом Алфеевым? Потому что Петр со своим братом Андреем, а Иаков вместе с братом своим Иоанном последовали за Христом, и их нужно было поставить вместе не только как братьев, но и потому, что они вместе последовали. Но почему в таком случае Иаков Алфеев не поставлен вместе со своим братом Матфеем? Потому что тот последовал после. Стих 4.  Симон Кананит и Иуда Искариотский, иже и предаде Его! Предал Его злоумышленникам. Стих 5.  Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им… Каких сих? Рыбарей и мытарей; Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыболовы, а Матфей и Иаков Алфеев — мытари. Лука (6,12, 13) указал и место, на котором Он отделил их для апостольства. Он сказал: изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече и т. д. Но не тогда Он послал их. А Марк (6, 7) говорит о способе, что начат их посылати два два, — два, конечно, ради взаимного утешения. Стих 5–6.  Глаголя: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева. Сначала посылает учеников в иудейские города и села, как учителей и врачей, показывая этим Свою преимущественную любовь к иудеям и чрезмерное попечение о них; претерпевая от них обиды, Он не помнит этого, но старается всяким способом исправлять и врачевать их. Поэтому запрещает посланным касаться пути, ведущего к язычникам, и повелевает не идти в город Самарянский, лежащий между иудейскими городами, так как самаряне, наполовину сохраняя иудейство, враждебно относились к иудеям. И со всех сторон затыкает уста неблагодарных, хотя они, предпочтенные Им пред всеми, больше всех обесчестили Его. По справедливости назвал их погибшими овцами дома Израилева, — овцами, как пасомых некогда Богом: Пасый, говорит, Израиля, вонми (Пс. 79, 2), — погибшими, как изнуренных и рассеянных, как выше было сказано, — а овцами дома Израилева, как Израильтян. Назвав так иудеев, Он смирял гордость учеников и внушал им заботу о чистоте души.

http://predanie.ru/book/72198-tolkovanie...

- 10 лет назад скончался Борис Васильевич Бункин (16.07.1922 - 22.05.2007) - советский и российский учёный - конструктор специальной техники. Доктор технических наук (1966), академик АН СССР (1974). Генеральный конструктор НПО «Алмаз» (1968 - 1998, 1998 - 2007 - научный руководитель) - головного разработчика и изготовителя зенитных ракетных комплексов. Непосредственно руководил разработкой и организацией производства зенитных ракетных комплексов С-75, С-125, С-300, С-400, составляющих основу вооружения отечественных войск ПВО. Лауреат Государственной премии СССР (1970), Ленинской премии (1980), Государственной премии РСФСР (1997). Дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1982).   23 МАЯ - Апостола Симона Зилота (I). Симон Зилот (Кананит) Апостолы Фома, Иаков, Симон (Ревнитель) и Иуда Иаковлев Апостолы: Рубрика Апостолы: Тег Имена: - 310 лет назад родился Карл фон Линней (23.05.1707 - 10.01.1778) – выдающийся шведский учёный - естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минералог) и медик. Создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой им были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. Почётный член Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (1753). - 160 лет назад скончался Огюстен Луи Коши (21.08.1789 - 23.05.1857) - выдающийся французский математик и механик, член Парижской академии наук, Лондонского королевского общества, Петербургской академии наук и других академий. Разработал фундамент математического анализа, внёс огромный вклад в анализ, алгебру, математическую физику и многие другие области математики; один из основоположников механики сплошных сред. Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.     24 МАЯ - Отдание праздника Пасхи. Пасха, Светлое Христово Воскресенье 2017 Пасха - Предпразднство Вознесения Господня. - Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских.  Кирилл и Мефодий День славянской письменности

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-22-2...

К сожалению, к источнику Девы Марии подойти не удалось, храм был закрыт. Под крышей базилики находится часть пещеры на месте дома Иоси-фа Обручника. Наш водитель-араб Георгий, родом назарянин, показал нам свой родной город с площадки обозрения на горе. Какой красивый вид, открывался - на зеленых холмах живописно раскинулся древний город На-зарет. В Назарете живут и православные, и католики, и мусульмане. Затем мы отправились на Галилейское море (какие названия! как трепе-щет сердце - неужели это было?). Кана Галилейская... Это место первого чуда, которое Господь совершил по просьбе Своей Матери. Это событие произошло на свадьбе (браке) Си-мона Канаиита. Когда гостям не хватило вина. Господь услышал кроткий голос Матери: Вина не имут, и выполнил Ее волю: в большие сосуды-во-доносы была налита вода, которая по молитве Господа стала прекрасным вином, так что гости удивились, что такое прекрасное вино было подано в конце празднества. Симон Каианит (Зилот) был потрясен открытием: вот Он, обетованный Богом Мессия - Иисус! Симон Кананит стал одним из 12 Апостолов Господа и проповедовал слово Божие язычникам Иудеи, Ливии, Египта, Британии. Вместе с Апостолом Андреем Первозванным проповедовал христианство в Иверии (Грузии). Его невеста осталось целомудренной, и стала следовать за Пресвятой Богородицей. Как говорит предание, она стала одной из жен-мироносиц. В храме Георгия Победоносца - главном храме греческого монастыря - видели мы две большие амфоры, поставлен-ные в память об этом событии. Паломники, будучи в храме, погружают бутылочки вина, купленные в канне Галилейской, в эти сосуды, ожидая Божией благодати. Храм постро-ен в 1885 г. В нем много русских икон. Есть и икона Сергия Радонежско-го, подаренная Великим князем Сергием. Здесь, в монастыре, я впервые увидела, икону Апостола Симона Билота. Православный греческий храм яв-ляется Митрополичьим храмом. Запомнились иконы Святителя Николая и икона Благовещения. Посетив храм, мы неожиданно удостоились приема Митрополитом Назарейским и Галилейским Кириаком и получили его благос-ловение. Митрополит был с нами прост и приветлив в общении. Сфотогра-фировались с ним на память.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

   Св. ап. Фома (Близнец) — проповедовал во многих азиатских странах, дойдя до Индии, где принял мученическую смерть за Христа. Он был прободен копьями, а затем усечен мечем.    Св. ап. евангелист Матфей — проповедовал долгое время в Иудее, а затем во всей Эфиопии (нынешняя Абиссиния, Нубия, Кардафан, Дарфур и др.). Он был убит мечем в одном из городов Эфиопии.    Св. ап. Иаков Алфеев — проповедовал в Сирии, Египте и других различных странах. В одной из них был распят на кресте, приняв мученическую смерть за Христа.    Св. ап. Иуда Иаковлев (Фаддей или Левей) — проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, в Аравии, Сирии и Мессопотамии. В Араратской стране был повешен на древе крестном, и расстрелян стрелами.    Св. ап. Симон Зилот или Кананит — проповедовал в Мавритании и в Африке. Был также в Англии (раньше называвшейся Британией). За проповедь веры Христовой, он был распят на кресте, по одним сведениям в Грузии, по повелению иверийского царя Адеркия, а по другим сведениям — в Персии.    Св. ап. Матфий, избранный из числа 70-ти, на место отпавшего Иуды. Проповедовал в Иудеи и во внешней Эфиопии. Возвратившись в Иудею принял страдание за Христа, будучи сначала побит камнями, а затем обезглавлен.    Св. ап. евангелист Марк — из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Петра. Проповедовал также на берегах Адриатического моря. Принял мученическую кончину в Александрии.    Св. ап. евангелист Лука — из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Павла. Проповедовал затем в Ливии, Египте, в Фиваиде и Фивах. Окончил свои подвиги мученическою смертью.    Св. ап. Иаков, Праведный, из числа 70-ти. Первый Иерусалимский Епископ, поставленный самим Господом. Он именуется Братом Господним. По преданию он был сыном Иосифа Обручника, от его первого брака. Св. Иаков был сброшен иудеями с крыши Иерусалимского храма, а затем убит ударом по голове. Это было около 62 года.    Св. ап. Иаков первый изложил чин Божественной Литургии которая и положена в основу совершаемых теперь Литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

«Божество превышележащее», и θετης φειμνη, т. е. «Божество ниспускаемое»), навлекали на него обвинения в отступлении от принципа строгого единобожия (как бы два Бога — трансцендентный в сущности, имманентный в энергиях); его оппоненты ссылались на традиционное положение об абсолютной «простоте» Бога. Г. П. ссылался на самотождественное различие сущности и энергий: «Если бы к божественной и непостижимой сущности не принадлежали отличные от нее энергии, она была бы совершенно несуществующей и воображаемой» (Cap. phys. 136, PG col. 12Id). По его учению, существующее в мысли и для мысли различение не нарушает «простоты» и неделимости Божества, и единство сущности сохраняется в многообразии энергий. Антропология Г. П. включает сложные психологические наблюдения. Идеал Г. П. — такое просветление духа, которое распространилось бы и на тело: человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал широкое воздействие на традицию поздневизантийской мистики и на те области культуры православного круга земель на исходе Средневековья, которые были наиболее доступны для влияния религиозно–философских идей. ДВЕНАДЦАТЬ АП0СТОЛОВ (апостол — греч. πστολος, «посланник»), избранная Иисусом Христом «коллегия» Его ближайших учеников, составившая ядро нервохристианской общины. Список Д. А. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») дается в синоптических Евангелиях (Мф. 10:2–4; Мк. 3:16–19; Лк. 6:14–16) и в Деяниях апостолов (1:13), причем порядок несколько варьируется; это братья Петр (Симои) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Христом Воанергес, т. е. «сыны грома»), Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного «Соборного послания апостола Иуды»), Симон Зилот (другое прозвище — Кананит), Иуда Искариот; после предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010