Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой В отличие от многочисленных анонимных сочинений агиографического жанра Житие Дионисия – произведение авторское. Оно было составлено между 1648–1654 г. Симоном Азарьиным и дополнено изначально ключарем Успенского собора Иваном Наседкой. Симон Азарьин (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин, по прозвищу Булат) происходил из служилого сословия. До пострижения в монахи (в 1624 г.) был слугой (доверенным лицом) княжны Ирины Мстиславской. Будучи пострижеником Троице-Сергиева монастыря, Симон Азарьин провел первые шесть лет монашества в качестве келейника архимандрита Дионисия (1624–1630), затем служил казначеем патриарха Московского Филарета (1630–1631), был строителем приписного к Троице-Сергиеву Алатырского монастыря; в 1634 г. он становится казначеем, а с 1646 по 1653 г. келарем Троице-Сергиевой обители. При патриархе Никоне Симона Азарьина по неустановленной причине подвергли высылке в Кирилло-Белозерский монастырь (1656–1657). Последние годы жизни писатель провел в Троице-Сергиевой лавре (1657–1665), где и погребен. За свою жизнь Симон составил обширную библиотеку, переданную им монастырю (остававшиеся в его келье книги присоединены после смерти). Составом этой библиотеки занимались Н. М. Уварова (О составе библиотеки Симона Азарьина//Проблемы жанра и стиля в русской литературе. Сб. статей Моск. пед. ин-та. М., 1973. С. 28–32) и Е. Н. Клитина (Симон Азарьин. Новые данные по малоизученным источникам//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 298–312). Рукописные и печатные книги Симон Азарьин вкладывал и в монастырские библиотеки других обителей. Сочетая обязанности административного и хозяйственного характера с занятиями книжно образованного человека, Симон Азарьин уже в 1640-е гг. работал над «Книгой о новоявленных чудесах Сергия Радонежского». При ее издании в Москве возникли трудности: печатники высказали недоверие к «чуду о кладезе»; только вмешательство царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа привело к выходу в свет в типографии Печатного двора в 1646 г. книги «Службы и Жития Сергия и Никона». Работу над чудесами Сергия Симон Азарьин продолжал и далее: к изданным 35 чудесам он добавил еще 40, написал и пространное предисловие к «Книге о... чудесах» (сохранилось в рукописях, опубликовано в XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О книге В основе настоящего издания Жития Преподобного Сергия Радонежского (в переводе на русский язык) лежат две древнерусские редакции Жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым , Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным. Епифаний Премудрый , известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Преподобного через 26 лет после его смерти – в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских Житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получиший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим компилятивным сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию. Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес, он же создал службу Преподобному Сергию и канон с акафистом. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития. В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен Архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия. С 1630 по 1634 год Азарьин состоял Строителем в приписном к Лавре Алатырском монастыре. После возвращения с Алатыря, в 1634 году Симон Азарьин стал Казначеем, а спустя двенадцать лет Келарем монастыря. Кроме Жития Преподобного Сергия, Симон создал Житие преподобного Дионисия, закончив его в 1654 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Монашество и церковная письменность XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 7. Литература XVII века XVII век был бледнее, безличнее и менее творческим. В монашеских кругах мы обнаруживаем упадок духовных и культурных интересов. Социальные и хозяйственные заботы и трудности этого столетия объясняются не только последствиями Смуты . В сущности, причины заключены были в обстоятельствах предшествующего века. В определенном смысле этим оправдываются уже упомянутые здесь мнения и оценки, выраженные публицистами, которые, хотя и обращали внимание на существующие условия, еще не обладали знаниями, необходимыми для того, чтобы давать прогнозы о развитии событий в будущем и делать соответствующие выводы. Монашество не реагировало на эти трудности, а отдельные сочинения публицистического характера не заслуживают упоминания. В церковно-политической жизни не было таких острых проблем, как, например, вопрос о церковном землевладении, столь волновавший людей веком раньше. Среди монахов Троице-Сергиева монастыря, братия которого в XVI в. не особенно отличилась в области церковной литературы, было все же несколько писателей, заслуживающих упоминания. Келарь этого монастыря Авраамий Палицын († 1627) составил свое знаменитое «Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря» в пору Смуты. Это сочинение, в общем, является очень хорошим источником по истории Смутного времени, и его автору нельзя отказать в литературном даровании . Еще один келарь этой обители, Симон Азарьин († 1665), известен главным образом как автор сочинения «О новоявленных чудесах преподобного Сергия» (Радонежского), которое восполняет более ранние жития этого святого . Очень популярно было и другое сочинение Азарьина, «Житие и подвиги отца нашего архимандрита Дионисия», в котором повествуется о деятельности этой выдающейся личности. Это сочинение дополняет «Сказание» Палицына, и вместе они дают картину участия монастыря в событиях общенационального значения в эпоху Смуты, когда настоятелем обители был архимандрит Дионисий (1610–1633) . Менее известно третье сочинение Азарьина, «Повесть о разорении Московского государства», в котором автор пишет о причинах русско-польской войны 1654 г.,— попытка оправдать необходимость этой войны в глазах народа, сделанная, возможно, по поручению правительства . Азарьину принадлежит также обширный месяцеслов праздников годового круга и русских святых, сохранившийся лишь в рукописи. «Канон молебный св. Дионисию» завершает писательскую деятельность Азарьина .

http://sedmitza.ru/lib/text/436618/

Библиография Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В подстрочных примечаниях автор обычно ссылается на издание, указанное в библиографии. В том случае когда ему приходилось пользоваться разными изданиями одного и того же труда, и в примечании ссылка сделана на издание, не указанное в библиографии, то он указывает в самом примечании год этого издания. В тех случаях когда разбивка на тома указанного издания не совпадает с разбивкой основного прижизненного издания, то он указывает сначала том использованного издания и затем в скобках разделение на тома основного прижизненного издания; например: Соловьев. V (X), 214. Аввакум, протопоп. Сочинения протопопа Аввакума//Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Азарьин Симон. – см. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Т. I—II. М.—Л., 1940—1545. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. Т. I—II. СПб., 1861. Алексеев Иван. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II (есть отд. издание: Ивана Àлексесеева сочинения против мнимого свящества поповцев/Изд. Н. Субботин. М., 1890); ЛРЛД. Т. IV. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870. Андрей Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Поморские ответы. Изд. 1-е, М., 1884; изд. 2-е, М., 1911; изд. 3-е, М., 1911; изд. 4-е, Уральск, 1911. Аполлос [Алексеев], архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1859. [Аполлос (Алексеев), архим.] Н. А. А. [новоспасский архимандрит Аполлос] Никон//ЧОИДР. 1848. 5. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества [I]. СПб., 1912 (ЛЗАК. Т. 24). Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин как выговский проповедник//ТКДА. 1867. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII—XVIII вв. М., 1890. Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Барсов Н.И. Раскольничья литература новейшего времени//Христианское чтение. 1894. Т. I (есть отд. издание).

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Града Радонежа святыя 192. Преподобный отец Сергий игумен Троицкаго монастыря, преставися в лето 6900 месяца сентября в 25 день Заступник Русской земли, великий чудотворец и насадитель иночества в северо-восточной России, родился 3 мая 1319 года в Ростове и в крещении наречен Варфоломеем (Митр. Макарий, Ист. Рус. Церкви, т. IV, стр. 352). Родители его, Ростовские бояре Кирилл и Мария, по скорбям и притеснениям, принуждены были оставить родину и переселились в Радонеж, не ранее 1328 года (Опис. Серг. Лавры, А.В. Горского, стр. 1) и окончили жизнь в иночестве в Хотькове монастыре. По кончине их, юный Варфоломей избрал себе место для пустынного жития и подвизался сначала вместе с старшим своим братом Стефаном, а потом один. Когда собралось к нему несколько братий, он с благословения св. митрополита Феогноста построил деревянную церковь во имя Пресвятыя Троицы (около 1340 г.); 7 октября 1342 года он пострижен в иночество с именем СЕргия, а в 1354 г. посвящен в сан игумена. Уважаемый в. князем Димитрием Твановичем, преп. Сергий благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8-го сентября 1380 года. Имел видение о судьбе учеников своих и удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Павлом. Ум. 25 сентября 1392 года (Житие преп. Сергия, издан. иеромонахом Никоном, стр. 226). Святые мощи преп. Сергия обретены 5 июля 1422 года (А.В. Горский, стр. 67), и почивают открыто в Троицком соборе основанной им Лавры. Память празднуется в день преставления и в день открытия мощей. Над составлением жития и описанием чудес преп. Сергия потрудились: ученик его Епифаний, прозванный Премудрым в 1418 году, Пахомий Логофет в XV веке, келарь Лавры Симон Азарьин в 1615 г. (Обзор Рус. Д. Литерат., стр. 120, 143 и 320). А в новейшее время: московские митрополитв – Платон и Филарет и соборный иеромонах Лавры Никон. По «Иконописному Подлиннику»: «Сергий чудотворец, подобием сед, брада Афанасиева подоле, на главе схима празелень, ризы преподобнические, испод дтчь» (Филимонов, стр. 159, 381). 193. Преподобный Никон игумен и ученик бысть святаго Сергия чудотворца преставися в лето 6935 месяца ноября в 17 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Как много пустынных пространств видел в северо-восточной Руси иностранный путешественник XVI века, так изображается эта страна и в житиях русских святых. И подвижнические пустыни большею частью были самыми первыми обителями, починками заселения необитаемых лесов севера и проводниками дальнейшей колонизации северо-восточного края. Мы не намерены здесь входить в подробности истории монастырского расселения, но нелишним считаем указать хоть два примера. Пустынею были еще в первой половине XIV стол. большие пространства в самой московской области. Но с тех пор, как в лесах радонежских преподобный Сергий основал свою пустыню, процветшую потом в знаменитую лавру, – с тех пор быстро заселились леса радонежские и другие окрестные московские земли. «Пустыня тогда была непроходимая, писал в половине XVII века троицкий келарь Симон Азарьин в предисловии к списанию о чудесах Сергия, – ныне же всем зримы окрест обители поля мирские и села и деревни многолюдныя. Стези не быша тогда, и непроходно бысть человеческими стопами, ныне же пути дороги велия и проезды всякаго чину людем, днем и нощию безпрестанно идущим. Много же тогда гадов и ползущих змиев являхуся ему на устрашение безстрастному его житию; ныне же окрест обители его, за 10 поприщ и вящше ползущих змиев и ужев не бывает.... И елико людей во обители и около обители в слободах множашеся, толико по премногу вода и всякая потреба изобиловавшеся. Тогда в рощах тех и древес толико не бысть, елико ныне многолюдственное число человек в слободах на тех местах, идеже рощи велиции быша». 6 Точно также, когда друг и собеседник преподобного Сергия, св. Кирилл белоезерский поселился около Белоозера, – «пусто и скудно было место то, по словам жизнеописателя его: «бор бяше велий и чаща и никому же от человек живущу». А когда пустыня преподобного Кирилла стала знаменитою обителью, – в окрестностях её стало на лесах и на пустошах до 393 поселений: «монастырские села и деревни и починки в белозерском и вологодском уезде стали на лесах и на пустошах, которые леса и пустоши, при Кирилле чудотворце и после Кирилла чудотворца, в их монастырь давали великие князья и великие княжны и удельные князья». 7 Особенно много деревень «посажали на лесе» игумены Христофор, Трифон и Касьян, следовавшие один за другим после преподобного Кирилла. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

(Краткий исторический очерк 1 ) Любовию Христовой утвердился еси, Преподобне, и явился еси яко река, обильно всю землю напояя словом учения, богоблаженне Сергие: тем же память твою любовию ублажаем. Канон святого п.1. ст.1. В славный день празднования полутысячелетней памяти блаженного преставления богомудрого Чудотворца, родоначальника и отца северно-русского монашества, Радонежского Игумена Преподобного Сергия, когда взоры и сердца сынов православной Церкви всего мира естественно устремлены внутрь столпостенов созданной Преподобным обители Живоначальной Троицы, сколько чувство благоговейного долга, столько же и живой научный интерес заставляют помянуть ее дни древние, воскресить в своей памяти ее историческое прошлое. Вникающим умственным взором в это прошлое нетрудно приметить, насколько плодотворно было служение Троицкой Лавры в истории отечества. Можно сказать, что полутысячелетний период исторической жизни Сергиевой Лавры был временем беспрерывного, неумолкаемого и достойного ее прославления. Разгоревшаяся ярким пламенем еще при жизни основателя слава обители Преподобного Сергия с того времени и до настоящих дней ежегодно разносится сотнями тысяч богомольцев из конца в конец вселенной; а верным звукам этой благоговейной хвалы, разносимой паломниками, отзываются не менее верные звучные клики из мира ученого, давно положившие славный венец на эту обитель, столь много и всесторонне послужившую в своей прошлой исторической жизни на пользу и прославление русской Церкви, государства и общества. Высокое духовное значение обители Преподобного Сергия неоднократно свидетельствовано было устами как русских, так даже и просвещенных писателей-иностранцев. Из многочисленных таковых свидетельств не можем не привести здесь некоторых, наиболее характерных. Еще в XVII столетии известный издатель жития Преподобного Сергия, просвещенный инок, келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин, в своем предисловии к означенному житию пишет: «не токмо во едином Российском государстве, но и во всех странах земли обносится имя его (Препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Не позднее 1645 г., «снисходя к просьбе народа», здесь строится деревянная Казанская церковь с приделом пророка Божия Илии. Она была возведена тщанием троицкого архимандрита Адриана (1640 – 1656), келаря Авраамия Подлесова и казначея Симона Азарьина (будущего келаря). Посвящение престолов было неслучайным: с Казанской иконой связано освобождение столицы и всего Московского государства от польско-литовских интервентов. С чудотворным образом второе ополчение К. Минина и князя Д.М. Пожарского шло к Москве через Троице-Сергиев монастырь. Четыре августовских дня 1612 г. стояло ополчение в разоренных подмонастырских поселениях, готовясь к последнему маршу к столице. Появление Ильинского придела берет свою историю почти в это же время и заставляет нас обратиться к «Житию» и «Повествованию о чудесах» прп. Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (1610-1633), на плечи которого легло восстановление обители после двух осад. Его жизнеописатель, старец Симон Азарьин, свидетельствует: «Согретый верою и молитвою и будучи ревностен в подвигах, преподобный Дионисий часто совершал соборне крестные ходы – то о ниспослании дождя, то о вёдре (солнечной погоде), творя молебствия за всех православных христиан и об умножении плодов земных. Он имел сильное желание построить церковь во имя пророка Илии…» вблизи стен Сергиевой обители. Первая деревянная церковь, согласно Писцовой книге 1684 г., была «вверх шатрова», «а в церкви образа и книги, и на колокольнице колокола – мирское строение». Примечательно, что в этом же письменном источнике Пушкарская и Стрелецкая слободы объединены под общим названием – Ильинская слобода. Со временем деревянная церковь весьма обветшала. В XVIII веке священники и прихожане жаловались келарю Троице-Сергиева монастыря Иосифу Бурцову: «служить де в той церкви стало невозможно и опасно… и как бы во время божественного пения во оной церкви народу не подавило». В 1727 г. придельная Ильинская церковь была разобрана и срублена заново рядом с прежней Казанской. Она была освящена архимандритом Лавры Варлаамом II (1726-1737).

http://sobory.ru/article/?object=61770

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010