Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ († 1636), митр. Сарский и Подонский (1626-1636). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. В период с сент. 1612 по авг. 1613 г. он упоминается в качестве архимандрита московского Симонова монастыря (см. ст. московский Симонов монастырь ) ( Строев. Стб. 151). В этот период Симонов мон-рь был одним из центров военного сопротивления польско-литов. интервентам в Москве: в обители стоял гарнизон из «даточных людей», к-рый регулярно обновлялся, «осадные люди» оставались в мон-ре и после освобождения Кремля ( Давиденко Д. Г. Московский Симонов мон-рь в годы Смуты//ВИ. 2009. 10. C. 153-160). Для поддержания жизни мон-ря в военное время и выполнения требований властей П. приходилось отстаивать хозяйственные интересы обители. Летом-осенью 1612 г. П. обращался к ярославскому «Совету всея земли» с челобитной о получении грамоты Дворцового приказа с подтверждением освобождения монастырских вотчин в Галицком у. (усольские варницы, села Дятлово, Борисовское, Демьяново с деревнями) от «всяких кормов, и денег, и ратных людей… для разорения и скудости» (АИ. Т. 2. 339. С. 404). Годом ранее монастырские власти уже получили льготную грамоту на эти владения, к-рая была «дана им в Ярославле», но «многие посланники» грамоту ту не слушали и требовали денег. Просьба П. была удовлетворена в сент. 1612 г., но вскоре в Галицких вотчинах вновь объявились сборщики, а после этого монастырские вотчины подверглись разграблению «литовских людей», к-рые «пожгли» посады и монастырские амбары и варницы с солью и «крестьян высекли». Следующими о своем праве на сбор податей с монастырских вотчин заявили местные воеводы, которые начали «править» «к Москве запасов… по осмидесять четьи ржи, по десяти четьи круп, по десяти четьи толокна, да на стрельцов кормов с черными сохами вместе». П. снова обратился к «Совету всея земли» с челобитной об оскудении вотчин и получил подтверждение освобождения от всех поборов и требование к местным властям о возвращении собранных средств, «для того что с Симановских вотчин возят запасы в монастырь, для монастырских всяких осадных людей» (Там же. 343. С. 407-408).

http://pravenc.ru/text/2578471.html

Письменные известия о ранней истории Л. м. наиболее полно представлены в Новгородской 4-й летописи, созданной ок. 1430 г. Из летописи известно, что деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1389) после литургии 27 мая 1392 г. сгорела, а в следующем году была выстроена, вероятно в камне; 9 июля 1400 г. в мон-ре умер «владычень брат» (т. е. брат архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) ) Василий; в 1403 г. ц. Пресв. Богородицы «подписана бысть» (т. е. расписана фресками); под 1406 г. к упоминанию Илариона , еп. Коломенского, летописец добавляет, что он «бывъ преже игуменомъ Лисицкои лавры»; в 1410 г. архим. Варлаам в Л. м. построил каменную надвратную ц. прп. Варлаама Хутынского; в 1421 г. «владычень ключник с Лисьи горки» Арсений упоминается в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру; в 1429 г. др. кандидат на аналогичных выборах - Евфимий II Вяжицкий - был избран архиепископом из игуменов Л. м. Согласно Летописи Авраамки, в 1457 г. в Л. м. «повелениемь владыкы Еуфимия» была построена деревянная трапезная ц. свт. Иоанна Златоуста (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197), а в следующем году заболевший архиеп. Евфимий поселился в Л. м.; в марте 1458 г. он скончался. Агиограф Пахомий Серб писал, что мн. новгородцы, услышав о смерти архиерея, отправились в Л. м., и «вси путие, иже к тому монастырю ведущии, речным быстринам подобяхуся; вси скорбяху и вси тужаху» (Повесть о Евфимии. 1862. С. 21). Под 1496 г. в Новгородской 2-й летописи игумен Л. м. в перечне настоятелей, принимавших участие в ритуальном обходе Новгорода, назван 5-м (после архимандрита Юрьева мон-ря и игуменов Антониева, Хутынского и Вяжищского мон-рей), что определялось, видимо, не богатством, а авторитетом обители ( Бобров. 1991. С. 97). В XIV - нач. XVI в. Л. м. был связан с домом Св. Софии, в мон-ре проживали «владычень брат» Василий и «владычень ключник» Арсений; дважды представители обители являлись претендентами на Новгородскую кафедру. Настоятель Л. м. Иларион, совершивший паломничество на Афон, в 1396/97 г. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (впосл. епископ Коломенский). Прп. Варлаам после него выполнял игуменские обязанности, в 1410-1419 гг. упоминался уже в качестве юрьевского архимандрита. С именем архим. Варлаама связывается создание летописного свода 1411 г. ( Бобров. Новгородские летописи. 2001. С. 111-128). Другой настоятель Л. м., св. Евфимий II, в нояб. 1429 г. стал Новгородским архиепископом, и его участие в создании различных летописных произведений также не вызывает сомнений у исследователей (Там же. С. 160-237; Он же. 2008. С. 124-151).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Осуждение жидовствующих на Соборе 1504 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 2 я пол. XVI в. (РНБ. ОР. F.IV.232. Л. 644) Разгром влиятельного московского кружка Ж. стал следствием разрешения кризиса престолонаследия в семье вел. князя. 11 апр. 1502 г. «князь велики Иван положил опалу на внука своего великаго князя Дмитреа и на его матерь Елену, и от того дни не велел их поминати в октеньях и в литиях, ни нарицати великим князем, посади их за приставы» (Иоасафовская летопись/Ред.: А. А. Зимин. М., 1967. С. 144; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 367; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255). 14 апр. соправителем вел. князя стал княжич Василий. Приблизительно в это же время Иоанн III призвал к себе прп. Иосифа Волоцкого для беседы о церковных делах, в ходе к-рой правитель покаялся в том, что «ведал новогородцких еретиков», и просил у волоцкого игумена прощения. В ответ прп. Иосиф просил начать розыск еретиков, и вел. князь послал его на какое-то «дело» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 175-176). Есть основания полагать, что этим делом являлся «обыск» еретиков. В 1502 г. архимандритом Симонова мон-ря, являвшегося в предыдущие годы оплотом сторонников митр. Зосимы, стал брат прп. Иосифа Вассиан. Как следует из Иосифо-Волоколамского патерика , какое-то время в Симоновом мон-ре находился и сам прп. Иосиф (Волоколамский патерик//Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 105). Предположительно в Симоновом мон-ре преподобный получил негативные сведения о Зосиме, ставшем главным объектом обвинений в ереси в посланиях прп. Иосифа еп. Нифонту, брату Вассиану, архим. Евфимию. Во время 2-го свидания с прп. Иосифом Иоанн III признался в том, что «ведал ереси их», «которую дръжал Алексей протопоп ересь и которую ересь дръжал Феодор Курицин», а также что «Иван-деи Максимов и сноху у мене мою в жидовство свел» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 176). Вел. князь дал обещание начать преследование еретиков, но до 2-й пол. 1504 г. никаких карательных мер не последовало. По свидетельству прп. Иосифа, при 3-м свидании вел. князь допытывался: «Како писано, нет ли греха еретиков казнити?» С целью повлиять на правителя Иосиф написал послание его духовному отцу архим. Андроникова мон-ря Митрофану. По-видимому, на решение вел. князя покончить с еретиками оказали влияние тяжелая болезнь, начавшаяся 28 июля 1503 г. (ПСРЛ. Т. 12. С. 257), и неудачный для него исход Собора 1503 г., на к-ром правитель безуспешно пытался добиться передачи гос-ву земель мон-рей и архиерейских домов с назначением им содержания из казны ( Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-354).

http://pravenc.ru/text/182289.html

(Упразднение грозило не только заштатным мон-рям: напр., московский Симонов мон-рь отнесен в 1764 к первоклассным, в 1788 был передан в военное ведомство и превращен в госпиталь, только в 1795 его удалось по прошению Синода вернуть с восстановлением статуса первоклассного.) Своей задачей митр. Платон считал сохранение заштатных мон-рей, поддержание монастырских построек. За годы своего управления он получил ок. 200 тыс. р. на сохранение и ремонт монастырских зданий, расход этих средств он держал под личным контролем. К 1788 г. количество храмов (с отдельным учетом всех престолов) в одной только Москве достигло 1005. В помощь Московскому архиерею 17 мая 1788 г. было создано Дмитровское викариатство . Первым викарием М. е. стал Серапион (Александровский) , бывш. архим. Богоявленского мон-ря, там он и имел жительство после хиротонии, там же размещалась канцелярия вик-ства. В управление ему был передан Дмитров с уездом, впосл.- Клин, Волоколамск, Руза, Звенигород, Воскресенск, Можайск. Викарий имел собственную канцелярию, размещавшуюся в московском Богоявленском мон-ре. Непродолжительное время (в 1798-1799) он окормлял храмы и мон-ри в Калужской губ.- до учреждения самостоятельной Калужской епархии. В 1799 г. еп. Серапион был назначен на новоучрежденную Калужскую кафедру. Севская кафедра (см. Севское викариатство ) по указу 1764 г. считалась вик-ством М. е. Ввиду ее удаленности от епархиального центра местные церковные и светские власти часто обращались в Синод, минуя Московского архиерея. В разъяснении по этому поводу Синода был четко определен викарный статус Севского архиерея, ему предписывалось во всем подчиняться митрополиту Московскому. Последним Севскую викарную кафедру в 1784-1787 гг. занимал еп. Феоктист (Мочульский) , в 1788 г. была учреждена самостоятельная Орловская и Севская епархия (см. Орловская и Болховская епархия ). К 1799 г. в М. е. сформировалась система благочиний и духовных правлений: в Москве действовали 6 благочиний («по сорокам») с 2 благочинными в каждом (Китайское, включавшее соборы и церкви в Кремле и церкви Китай-города, Ивановское, Сретенское, Никитское, Пречистенское и Замоскворецкое) и 10 духовных правлений за пределами города (Коломенское, Серпуховское, Можайское, Верейское, Волоколамское, Рузское, Звенигородское, Клинское, Дмитровское и Радонежское).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

89 В архиепископа киевского хиротонисан Тихвинский архим. Варлаам Ванатович, 1722 г., мая 14-го. 90 В Сретенском мон. был игумен Лаврентий. Он скончался в том же мон. и в том же сане 1757 года, в декабре месяце. 91 Такое название получила комиссия, учрежденная в 1733 г. для производства следствия о возникшей, в подобие квакерской, ереси (хлыстовской). С 1745 г. она помещалась в Андрониковом мон. 92 Он будто похоронен под Троицкой ц. На наружной ее стене, по правую сторону паперти, есть большая надгробная надпись, но до того поврежденная, что невозможно разобрать. 94 Перервинский игумен Афанасий, не представивший отчета в израсходовании монаст. денег, в наказание за это послан был для жительства в Чудов мон. С ноября 28 снова вступил в управление Перервой. 95 После него остался ковчег серебряный, в котором хранились, кроме св. мощей (4-ре частицы) неизвестных нам угодннков, две части ризы Господней. Этот ковчег завещан о. игуменом родному брату чиновнику Семену Козмичу Протопопову. Одна часть ризы Господней не была ли после передана в Златоустов? А в монастыре есть подобная святыня. 96 Из сего видно, что он получил и богословское образование. Где? Вероятно, в киевской академии. В 1776 г. октября 21, внес он в кассу Воспитательного дома, для обращения из процентов в пользу киевской ак. 2 000 р. (История киев. академии. Спб. стр. 117). 97 Его словарь славянский, изданный в Петербурге 1784 года, выбран из словаря Верынды, но с лучшими объяснениями слов и с прибавлением правил грамматики. 98 Подробнее о нем см. в «Истории нижегородской иерархии», соч. арх. Макария. Спб. 1857, стр. 200–222. 99 По упразднении первокл. Симонова мон., штат его перенесен на Богоявленский, а до этого времени в Богоявленском второкл. мон. не было наместника. 101 Старая дверь продана в 1728 г. за 3 рубля 20 алтын и 4 деньги (за каждый пуд взято 18 алтын и 2 деньги). Палатки в это время, значит, уже не было. Кстати: в 1733 продан г-ну Степану Пет. Нелединскому «камень старинный, которой на могилах. Было взято два рубли».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Даниил (Фомин). Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Фомин Дмитрий Кириллович; 5.11.1875, Москва - 25.07.1953, г. Сорочинск, Чкаловская (ныне Оренбургская) обл.), иером., оптинский старец. Из семьи извозчика. Окончил 4-классную школу в Сокольниках. Поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий. Господь неоднократно избавлял Своего избранника от скорбей и смерти: в 1896 г. в давке на Ходынском поле, во время военной службы, по молитве матери в бурю на Каспийском м. Д. был благословлен на монашество схим. Марфой из московского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря и схимниками Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Получал наставление и обучение от духовника Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве игум. Герасима (Анциферова). В 1897 г. призван в армию, служил в учебной команде в Асхабаде (совр. Ашхабад) и Ташкенте, стал каптенармусом. Отбыв действительную службу, работал в Москве в мастерской серебряных и золотых изделий. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг., после демобилизации испросил в Чудовом мон-ре благословение на монашеский путь у игум. Герасима и архим. Арсения (Жадановского) . Через сестру Анастасию (впосл. мон. Архелая) принял приглашение посетить Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст . Через старцев преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) получил указание от Господа остаться в обители. Духовно окормлялся у прп. Варсонофия (Плиханкова) . Нес послушание в ювелирной мастерской. Исполнял обязанности письмоводителя у прп. Анатолия, под его диктовку отвечал на письма верующих. В 1914 г. призван в армию, в 1917 г. вернулся в Оптину пуст. Принял иноческий постриг с именем Даниил. В 1919 г. рукоположен во диакона, позднее - во иерея. В нач. 1918 г. мон-рь был закрыт. Д. вместе с сестрой проживал в Козельске, где ему во время посещения Никольской ц. было явление свт. Николая Чудотворца, предсказавшего подвижнику тюремное заключение. В 1929 г. переехал в с. Вторая Михайловка Сорочинского у. Оренбургской губ., куда ранее переселились его родные. В 1930 г. арестован и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал под Архангельском. Вернулся в с. Вторая Михайловка, вопреки запретам продолжал совершать тайные богослужения. Из-за угроз и преследования властей в 1936 г. переехал в Калугу. 11 февр. 1940 г. арестован в числе 9 священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме, где Д. перенес много скорбей и испытаний, но был утешаем от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись оптинские старцы преподобные Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17-19 авг. во время выездной сессии Тульского обл. суда в Калуге отказался признать себя виновным и был приговорен к 8 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/171214.html

1 сент., в воскресенье, еп. Августин служил литургию в Успенском соборе и ночью вместе с Владимирской и Иверской иконами Божией Матери уехал во Владимир. 2 сент. неприятельские войска вошли в Москву. В городе почти сразу начались грабежи, в т. ч. мон-рей и храмов. Еще больше бедствий принес пожар, охвативший практически весь город, были полностью уничтожены 11 храмов, неск. приписных церквей. Из мужских мон-рей, по свидетельствам того времени, Заиконоспасский, Высокопетровский, Симонов, Донской, Перервинский, Угрешский и Покровский были «только разграблены», Новоспасский и Андроников сожжены, Данилов уцелел. Из жен. мон-рей Вознесенский, Новодевичий, Страстной и Рождественский разграблены, Алексиевский, Зачатьевский, Никитский, Ивановский и Георгиевский сожжены. 6 окт. франц. войска оставили Москву, 11 окт. последовали взрывы Арсенала, Никольской башни, части Ивановской колокольни. В тот же день рус. войска заняли Москву. Духовенство хотело совершить молебен в Успенском соборе, но из-за его разорения молебен был совершён на др. день в Страстном мон-ре. По распоряжению московских властей Кремль был закрыт для работ по восстановлению. В нач. нояб. 1812 г. еп. Августин вернулся в Москву, сделав временной резиденцией Сретенский мон-рь, 8 нояб. осмотрел кремлевские соборы и церкви, 10 нояб. отслужил литургию в Сретенском монастыре и крестным ходом вернул Иверскую икону Божией Матери в часовню у Воскресенских ворот. 26 нояб. 1812 г. вышел указ имп. Александра I, возлагавший на еп. Августина организацию восстановления мон-рей, храмов и соборов в Кремле и во всей Москве. 1 дек. 1812 г. еп. Августин, собрав все находившееся в это время в Москве духовенство, совершил освящение Покровского собора, служил в нем литургию, затем молебен на Лобном месте и возглавил крестный ход вокруг Китай-города. 1 февр. 1813 г. торжественное открытие Кремля началось с освящения Архангельского собора, на следующий день был совершён крестный ход вокруг кремлевских стен, а в кон. мая - на день свт.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Через нек-рое время К. вновь покинул вверенную ему обитель; проживал в Молченской Софрониевой пустыни до 5 февр. 1770 г., затем вернулся в Островскую пуст. Распоряжением того же архиерея определен под начало нового настоятеля, иером. Тимофея. В янв. 1771 г. К. испросил благословение удалиться в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь , где проживал у бывш. еп. Крутицкого и Можайского Сильвестра (Страгородского), пребывавшего на покое, нашел духовное понимание и расположение архиерея. После кончины иером. Тимофея указом Переславского еп. Геннадия (Границкого) от 3 июля 1773 г. (по желанию братии и благотворителей обители) К. вновь был назначен настоятелем Островской пуст. В 1774 г. в пустынь поступил Феодор Соколов (см. Феофан (Соколов) , прп.), ставший его духовным учеником. В 1777 г. по благословению преподобного Феодор решил уйти на Афон через Молдавию, но остался в мон-ре Тисмана . Именно Феодор по переписке познакомил К. с тисманским настоятелем прп. Феодосием (Масловым) . Впосл. К. состоял с ним в дружеской переписке и даже хотел переехать в Тисманскую обитель. В 1777 г. игум. Феодосий направил к К. насельников Тисманского мон-ря монахов Антония и Арсения. Известно, что К. в том же году дал благословение на пустынножительство прп. Василиску (Гаврилову) Туринскому. К. подвизался в непрестанной молитве, обучал и др. монахов аскетическому деланию, отличался незлобием, кротостью и миролюбием. Во время настоятельства в Островской пуст. К. ввел общежительный афонский устав, отстроил мн. здания. Неск. учеников К. стали настоятелями др. обителей: архим. Игнатий (Ушаков) - тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , архим. Макарий (Брюшков) - Пешношской пуст., архим. Феофан (Соколов) - Кириллова Новоезерского мон-ря . К., обладавший даром прозорливости, предсказал еп. Сильвестру (Страгородскому) дальнейший жизненный путь, иером. Игнатию (Ушакову) - настоятельство в сане архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1841299.html

мон-рей одновременно (последнее обстоятельство помогает определить время не датированных во В. к. пожертвований путем сопоставления документов, происходящих из разных мон-рей). Жертвовались книги, предметы церковной утвари и обихода, зависимые от вкладчика крестьяне, вещи хозяйственного обихода, скот, натуральные продукты и др. имущество, а также деньги. Братия обители или клирики собора, получившего вклад, должны были молиться о здравии вкладчиков и их родных или об упокоении представителей рода вкладчика. После смерти вкладчика его имя и имена его родных заносились в зависимости от суммы вклада в «повседневный» и (или) «вечный» синодики и поминались за проскомидией, на панихидах и на литиях. Кроме того, по особо щедрым вкладчикам служили заупокойные литургии (см. ст. Заупокойное богослужение ), раздавали милостыню нищим и устраивали трапезу для братии («корм» - «большой, середний и меньший» в зависимости от суммы вклада) в дни памяти жертвователей (на память святого, к-рому был тезоименит вкладчик, или в день кончины, или в 2 данных дня). Срок, в течение к-рого поминались вкладчик и его родственники, определялся обычно из расчета 1 р. на год поминания 1 имени, в особо почитаемых обителях, напр. в Троице-Сергиевом мон-ре, год поминания 1 имени соответствовал вкладу в 10 р., в небольших обителях право на поминание в течение года давал вклад в полтину (или по договоренности сторон). Порядок поминания вкладчиков был установлен в большинстве мон-рей во 2-й пол. XVI в., различался в разных обителях. Бывали случаи, когда получившие вклад монахи прекращали молиться о вкладчиках ранее установленного срока (упоминания об этом находим, к примеру, во В. к. Симонова мон-ря - Аверьянов. С. 39). В таком случае жертвователь мог потребовать свой вклад обратно. На практике это происходило редко, хотя примеры такого рода известны не только на Руси, но и в Византии, напр., в 1322 г. имп. Андроник II Палеолог потребовал у мон-ря Ватопед свои земли, уличив, как ему казалось после своего поражения на войне, монашескую братию в том, что она «недостаточно усердно» молилась за его победу (Actes de Vatopédi.

http://pravenc.ru/text/158928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Юшкевич Андрей; ок. 1690, Малороссия - 17.05.1745, С.-Петербург), архиеп. Новгородский и Великолуцкий. Учился в католич. школах Польши, затем в КДА, в к-рой был оставлен преподавателем. В 1725 г. в одном из киевских мон-рей пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха, в 1731 г. назначен настоятелем виленского в честь Сошествия Св . Духа на апостолов мон-ря . В июле 1732 г., после захвата обители польск. войсками, А., ревностно отстаивавший Православие, был подвергнут притеснениям и даже избит. 10 июня 1734 г. «за утеснения от Польши» А. был вызван в С.-Петербург, назначен настоятелем московского Симонова Нового мон-ря с возведением 4 июня 1734 г. в сан архимандрита. 27 июля 1734 г. назначен членом Святейшего Синода вместо архим. Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Платона (Малиновского) . 28 мая 1735 г. получил от Синода поручение участвовать в исправлении слав. текста Библии. 2 февр. 1736 г. А. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Восстановил и благоукрасил вологодский Софийский собор, реформировал ДС, вызвав преподавателей из КДА. С 1739 г. присутствующий в Святейшем Синоде. В день венчания Анны Леопольдовны с Антоном Ульрихом Брауншвейгским произнес «Слово» (СПб., 1739), тираж к-рого после воцарения Елизаветы Петровны изымался и уничтожался. 29 мая 1740 г. переведен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру, в связи с чем стал Председательствующим в Святейшем Синоде. 3 авг. 1740 г. возведен в сан архиепископа. Основал и покровительствовал Новгородской ДС, к-рая открылась 30 окт. 1740 г. в Антония Римлянина новгородском мон-ре . Пожертвовал семинарии личную богатейшую б-ку. Добивался возвращения Валдайскому мон-рю старорус. вотчин и соляных заводов. Приобрел репутацию приверженца Анны Леопольдовны и противника воцарения Елизаветы Петровны, однако после дворцового переворота 1741 г., возведшего на престол Елизавету, произнес «Слово» (СПб., 1741), в к-ром сравнил переворот с избавлением Церкви от врагов благочестия.

http://pravenc.ru/text/114422.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010