Мы считаем наиболее убедительной третью точку зрения, однако ее подробное обоснование выходит за рамки нашей темы, поскольку здесь мы говорим о притчах Иисуса, а притча имеется только в одном из четырех рассказов: в рассказе Луки о женщине-грешнице. Укажем лишь на наиболее очевидные отличия рассказа Луки от рассказов других евангелистов: 1) у Луки действие происходит не в Вифании, а в Галилее и 2) не в последние дни земной жизни Иисуса, а намного раньше; 3) женщина помазывает не голову Иисуса (как у Матфея и Марка), а Его ноги (как у Иоанна); 4) действие происходит в доме Симона фарисея, а не Симона прокаженного (как у Матфея и Марка); 5) женщина обозначена как грешница (о чем другие евангелисты не говорят); 6) она обливает слезами ноги Иисуса и отирает их волосами (эта деталь отсутствует у других евангелистов); 7) на ее поведение реагирует не Иуда (как у Иоанна) и не ученики (как у Матфея), а фарисей; 8) история содержит диалог между фарисеем и Иисусом (чего нет у других евангелистов); 9) в истории отсутствует диалог между Иисусом и учениками; 10) отсутствует упоминание о том, что своим действием женщина приготовила Иисуса к погребению; 11) в конце рассказа Иисус обращается напрямую к женщине (чего Он не делает в повествованиях других евангелистов), причем происходит это дважды. Ввиду того, что рассказ Луки достаточно сильно отличается от повествований других евангелистов и что только он содержит интересующую нас притчу, в данной главе мы рассмотрим его изолированно от других аналогичных повествований. При этом рассказ необходимо рассмотреть целиком, поскольку притча является его составной частью: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но первосвященник Каиафа резко прервал эти рассуждения, указав, что вместо боязни и ожиданий нужно действовать решительно. «Лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Конечно, руководила им ненависть ко Христу, но, как первосвященник, неожиданно для себя, предсказал он здесь правду. Христу надлежало умереть за народ, но не для спасения независимости иудейского царства, а для искупления всего человечества от греха Адама. На этом совещании был уже вынесен смертный приговор Иисусу. « С этого дня положили убить Его » ( Ин. 11:53 ). День воскрешения Лазаря церковь празднует в субботу, за неделю до Пасхи. 37. Христос на вечери в Вифании ( Ин. 11:54–57 ; Ин. 12:1–12 ; Мк. 14:1–11 ) Христос знал о постановлении совета первосвященников умертвить Его. Поэтому Он уже не ходил открыто между иудеями, а ушел прямо из Вифании в маленький безлюдный городок Ефраим, расположенный вблизи пустыни; там и оставался некоторое время с учениками Своими. Между тем, священники и фарисеи отдали приказание, если кто узнает, где Он находится, пусть объявит им, дабы арестовать Его. Но приближался праздник Пасхи иудейской и множество народа со всех концов Палестины шло в Иерусалим. Иисуса искали в храме и говорили друг другу: «Как вы думаете? Не придет ли Он на праздник?» Однако, ни в храме, ни в его притворах, Его не находили. Христос в это время был в Вифании. Там, в доме Симона прокаженного, друзья приготовили Ему «вечерю», т. е. дружескую трапезу. Марфа, как всегда, заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Воскресший Лазарь был одним из приглашенных. Многие из иудеев, узнав, что Христос в доме Симона, пришли не только для Иисуса, но, чтобы видеть и Лазаря. Возле дома и на его пороге собралась толпа; люди приходили и уходили, дивясь на воскрешенного Лазаря. Все убеждались, что Лазарь действительно жив, ест, пьет и беседует с друзьями. И многие приходящие, видя воскресшего Лазаря, стали веровать в Иисуса. Но первосвященники из-за этого положили убить и Лазаря. Очевиднейшее чудо не могло пробудить в них веры; так огрубели и ожесточились сердца этих людей. Недаром Господь говорил про них «жестоковыйные».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Филипп де Шампейн. Трапеза у Симона-фарисея», XVII век Женщина с сосудом мира: благодарение Богу 5 мин., 22.04.2019 Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа. О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы»  «Герои и антигерои Страстной недели» . О женщине, помазавшей Иисуса драгоценным миром, евангелисты рассказывают по-разному, но суть от этого не меняется. По свидетельству Иоанна, за шесть дней до Пасхи Господь пришел в Вифанию (селение в трех километрах от Иерусалима) и разделил трапезу с хозяевами дома. Судя по всему, это был дом Лазаря, за несколько дней до того воскрешенного Иисусом. Одна из сестер Лазаря, Марфа, ухаживала за гостями, а другая, Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин 12:3). Миро — очень дорогое благовоние — использовали в особо торжественных случаях. Им помазывали царей и священников. Поэтому можно понять реакцию апостола Иуды, которого возмутил поступок женщины: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин 12:5). Но Христос вступается за нее, объясняя: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин 12:8). Не может быть чрезмерной щедрость, которую человек проявляет по отношению к Богу. Из рассказов Матфея и Марка выходит, что всë это произошло за два дня до Пасхи, и не у Лазаря, а у Симона прокаженного. Женщина (имени ее евангелисты не называют) возлила миро на голову Спасителя, после чего Христос объяснил недовольным ученикам: так она приготовила Его к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала , — добавил Господь (Мф 26:13).

http://foma.ru/zhenshhina-s-sosudom-mira...

Скачать epub pdf 3. Рацион Чем питались Иисус и Его ученики? Рацион их чаще всего был самым простым; основу его составляли обычные, наиболее употребительные продукты: хлеб, рыба, вода, вино. Хлеб и рыба неоднократно упоминаются в Евангелиях в качестве основной пищи учеников Иисуса: сама их профессия предполагала, что питались они в основном рыбой. На Тайной Вечере Иисус преподает ученикам хлеб и вино, и даже после Своего воскресения преломляет с ними хлеб ( Лк. 24:30 ) и разделяет трапезу, состоящую из хлеба и рыбы ( Ин. 21:13 ). Однако рацион Иисуса и Его учеников, по-видимому, не всегда ограничивался самыми простыми продуктами. Иисус принимал приглашения на обед от людей разного социального положения: об этом не однажды упоминается в Евангелиях. Мы видим Его возлежащим в доме мытаря Матфея ( Мк. 2:15 ), в доме Симона прокаженного ( Мф. 26:6–7 : Мк. 14:3 ), в доме Симона фарисея ( Лк. 7:36–40 ), в доме одного из начальников фарисейских ( Лк. 14:1 ), в доме Лазаря ( Ин. 12:1–2 ). Эти званые обеды предполагали наличие разнообразных блюд и большого количества гостей. Относительно трапезы в доме Матфея-Левия евангелист Лука прямо говорит, что хозяин сделал для Иисуса большое угощение, отмечая, что там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними ( Лк. 5:29 ). Глагол «возлежать», употребляемый в Евангелиях неоднократно в описании этих трапез, указывает на обычай, широко распространенный в греко-римском мире, принимать пищу, полулежа на специальных диванах (или подстилках), расположенных вокруг низкого обеденного стола. По Своему образу жизни Иисус сильно отличался от Иоанна Крестителя. Если тот жил в пустыне и народ приходил к нему, то Иисус Сам ходил по городам и селениям, проповедуя на улицах, в синагогах и частных домах. Если Иоанн отличался особым аскетизмом, на что евангелисты обращают специальное внимание ( Мф. 3:4 ; Мк. 1:6 ), то об Иисусе ничего подобного в Евангелиях не говорится. Сам Иисус противопоставлял Свой образ жизни образу жизни Крестителя: Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам ( Лк. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ты же сам сидишь в гнили, среди червей, проводя ночь под открытым небом; и я – скиталица и служанка, переходящая с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце чтоб успокоиться от мучений моих и болезней, которые ныне охватывают меня. Но скажи некое слово к Богу – и умирай!” Он же, взглянув на нее, сказал (ей): “Для чего ты, как одна из безумных женщин, сказала так? Если доброе мы приняли от руки Господа, неужели злого не перенесем?” Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов устами пред Богом (и не произнес безрассудного о Боге).  Иов 2:1–10 Таже, Да исправится молитва моя: Затем, Да исправится молитва моя: Евангелие от Матфея зачало 108 Во время оно, Иисусу бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго. Приступи к Нему жена, сткляницу мира имущи многоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща. Видевше же ученицы Его, негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия (бысть)? Можаше бо сие миро продано быти на мнозе, и датися нищим. Разумев же Иисус рече им: что труждаете жену? Дело бо добро содела о Мне. Всегда бо нищия имате с собою, Мене же не всегда имате. Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия, в память ея. Тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом, рече: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Они же поставиша ему тридесять сребреник. И оттоле искаше подобна времене, да Его предаст. В то время, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, подошла к Нему женщина с алебастровым сосудом мира драгоценного и стала возливать Ему на голову в то время, как Он возлежал. Увидев, ученики вознегодовали и говорили: к чему эта расточительность? Ведь можно было бы это продать за большую цену и дать нищим. Но Иисус, узнав, сказал им: что смущаете женщину? Доброе дело сделала она для Меня; ибо нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете; возлив это миро на тело Мое, она сделала это для Моего погребения.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Это только ни на чем не основанное предположение. Мейер полагает даже, что поставление в связь Симона с семейством Лазаря ничем нельзя доказать. Это преувеличение. Симон имел какое-то, неизвестное нам, отношение к семье Лазаря, если считать рассказы синоптиков и Иоанна тождественными. По поводу же того, что Матфей и Марк не упоминают ни о Лазаре, ни о Марфе и Марии, а только о Симоне, высказывалось такое мнение. Евангелисты делают так потому, что было опасно говорить о Лазаре и его сестрах в то время, когда написаны были синоптические Евангелия. Поэтому имени Лазаря у синоптиков вовсе не встречается, а имени Симона прокаженного – у Иоанна. О Марфе и Марии вовсе не говорится у Матфея и Марка. Иоанн (и отчасти, может быть, Лука) не имел подобных опасений, когда писал свое Евангелие, и потому упоминает как о Лазаре,так и о его сестрах». Мф.26:7 .  приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. (Ср. Мк.14:3 ). У Ин.12:1–3 говорится, что «за шесть дней до Пасхи» в Вифании «приготовили» Христу «вечерю и Марфа служила» (ср. Лк.10:40 ), «а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же» (ср. Лк.10:39 ), «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Спасителя и отерла их волосами своими» (ср. Лк.7:38 ). Матфей и Марк не называют по имени женщину, сделавшую это. Из их рассказов нельзя даже вывести, что это была известная вообще кому бы то ни было женщина, потому что перед γνη нет артикля. Такая неопределенность подала повод к многочисленным и запутанным рассуждениям об этом предмете как древних, так и новых экзегетов. Некоторые, обращая внимание на Лк.7:38 и сл., думали, что в Евангелиях упоминается о четырех женщинах, помазавших Христа. Но Ориген замечает, что их было только три: об одной из них написали Матфей и Марк (nullam differentiam expositionis suae facientes in uno capitulo – не противореча нисколько друг другу в одном разделе), о другой – Лука и еще об одной – Иоанн, потому что последняя отличается от остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 Оставалось два дня до Пасхи и до Праздника Опресноков, и стали первосвященники и книжники искать, какой бы хитростью схватить Его и убить. 2Они говорили: «Только не в праздник! Пусть не будет смуты в народе». 3А когда был Он в Вифании, в доме Симона Прокаженного, приблизилась к Нему, возлежащему за трапезой, женщина с алебастровым сосудом, полным чистого, драгоценного нарда; разбив сосуд, она стала возливать нард на Его голову. 4А некоторые с возмущением переговаривались: «К чему такая трата благовоний? 5Ведь благовония эти можно было продать больше чем за триста динариев и раздать нищим!» И ее сурово корили. 6Но Иисус сказал: «Оставьте ее в покое, что вы ее огорчаете? Доброе дело она сделала для Меня. 7Ведь нищие всегда будут с вами, и вы сможете сделать им добро, когда захотите; а Я не всегда буду с вами. 8Она сделала, что могла: заранее умастила тело Мое для погребения. 9Аминь, Я говорю вам, повсюду, где будет проповедано Благовестие сие во всем мире, будет сказано и о том, что сделала она, в память о ней». 10Тогда Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Его. 11А они, услышав, обрадовались и обещали дать ему денег. И он стал искать случая Его предать. 12И в первый день Праздника Опресноков, когда принято закалывать пасхального агнца, Его ученики говорят Ему: «Где Ты велишь нам приготовить Тебе пасхальную трапезу?» 13И Он посылает двоих из числа учеников Своих и говорит им: «Ступайте в город, и там встретится вам человек с кувшином воды. Идите за ним следом, 14и хозяину того дома, куда он войдет, скажите, что Учитель спрашивает: «Где покой для Меня, в котором Я буду вкушать пасхальную трапезу с учениками Моими?» 15И он покажет вам просторный верхний покой, устланный и прибранный; там и приготовьте для нас». 16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли все, как было им сказано; и приготовили они пасхальную трапезу. 17При наступлении вечера приходит Он вместе с Двенадцатью; 18и когда они возлежали за столом и ели, Иисус сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

184 Там дождался Он праздников Пасхи, когда должен был совершить жертву Свою. V период (год 33) Пасха приближалась, 185 множество Иудеев прибыли заранее в Иерусалим, чтобы до праздника очиститься. Они искали Иисуса и говорили друг другу: «Как вы думаете, не придет ли Он на праздник?» Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил, чтобы взять Его. За шесть дней до Праздника 186 пришел Иисус в Вифанию, где был воскресший Лазарь; там приготовили Ему вечерю; Марфа служила, а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его: дом наполнился благоуханием от мира. Еще в доме Симона Прокаженного Мария тем же доказала уважение и любовь свою к Иисусу. 187 Один из Апостолов, Иуда Искариот, не одобрил этого. Человек этот, хотевший предать Учителя своего, пожалел, что таким образом утрачено до трехсот динариев. «Лучше бы раздать это, сказал он, нищим», но он заботился не о нищих, а носил ящик, в который опускали то, что подавали Иисусу и крал это. Иисус хорошо знал чувства лжеученика, но не показал вида, а только оправдал Марию, сказав: «Оставьте её, она сберегла это на день погребения Моего, ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда». В Иерусалиме узнали, что Иисус в Вифании и множество народа пришло не только, чтобы видеть Иисуса, но и воскресшего Лазаря. Первосвященники же 188 положили убить Лазаря вместе с Иисусом, потому, что чудо воскрешения его заставило уверовать многих Иудеев. Въезд Господа в Иерусалим На другой день, то есть за пять дней до Пасхи, Иисус пошел в Иерусалим. Когда из Вифании приблизился Он к Виффагии 189 селения, лежащему на скате горы Елеонской, то сказал двум из учеников своих: «Пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодого осла, привязанного, на которого никто из людей никогда не садился, отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: «зачем отвязываете?» скажите ему так: «он надобен Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2 гл.). Старейшины народа, это были и старшие в роде, и просто только почетные и должностные лица, которые имели участие в правительственных делах. Старейшины были в городах, селениях и местечках. Конечно, здесь разумеются не все старейшины народа, а только те, которые были более известны или единомысленны с врагами Христовыми. Во двор первосвященника Каиафы. Собрание первосвященников, книжников и старейшин у тогдашнего первосвященника Каиафы, это собрание синедриона, т. е. высшего суда у евреев (чнт. 5, 22), но не обыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное, для совещания по особенному (экстренному), спешному делу. Каиафы. Каиафа, это было прозвание или фамилия первосвященника, имя же его было Иосиф. Первосвященство получил Каиафа за 25 л. до Рождества Христова, и в 36 году сменен Ионафаном, сыном своего предшественника и тестя Анны или Анана (Флав.). 4. и совщаша, да имтъ и и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5. глаголах же: но не въ праздникъ, да не молва бдетъ въ людехъ. но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Народ любил Господа И. Христа, еще так недавно торжественным образом встречал Его при входе в Иерусалим, как Мессию Своего. Посему понятно опасение врагов Христовых, чтобы народ не вступился за Него, и не произошло возмущения, и решение взять Его хитростию, тайно от народа. Не в праздник – так как к празднику Пасхи стечение народа в Иерусалим было громадное, до двух миллионов человек. При этом замечает св. Златоуст: «диавол не хотел, чтобы Христос пострадал в Пасху, дабы страдание Его не сделалось заметным; но не так произошло, как хотел диавол и предполагали люди, а как угодно Богу: найдя предателя, Иудеи совершили убийство Господа именно в праздник. Зач. 108-е. Господь Иисус Христос в Вифании и жена, возливающая: на Него миро, и умысел Иуды Читается в великую среду на литургии. 6. же бывш въ въ дом прокаженнаг, Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного В Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

3 . Великая среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного. Здесь некая жена-грешница омыла слезами и помазала принесенным с собою драгоценным миром ноги Спасителя. Сам Господь сказал в ответ на возмущение Иуды из-за «напрасной» траты ценного состава, что женщина тем самым приготовила Его Тело к погребению. Иуда же, вынашивающий преступное намерение предать Учителя и Господа в руки синедриона, укрепился в своем намерении и вечером предал Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников ( Мф. 26; 6–16 ). В первые три дня Страстной седмицы на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется особый тропарь 8-го гласа: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». После канона поется особый ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. После того как Патриархом прочитываются молитвы на начало чина, миро доводят до кипения и варят его, постоянно перемешивая, в течение трех дней – до утра Великой среды. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за Божественной литургией Великого Четверга. Великий Четверг Великий Четверг (Четверток) – день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26; 26–29 ). В этот день вспоминается также, как Христос омыл ноги Своим ученикам, как Он молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010