У Иудейского историка Иосифа Флавия (Древности кн. 17, гл. 11), есть сказание, что, по смерти Ирода, сын и наследник его, Архелай, отправлялся к императору Августу в Рим, чтобы от него получить утверждение в царском достоинстве, и, что от граждан Иерусалима, послано было к Августу пятьдесят человек просить, чтобы он не назначал над ними Архелая царем. Значит, Иисус Христос, под видом притчи, рассказал действительное событие, случившееся в Его младенчество). Сказавши это, Он пошел далее по дороге в Иерусалим. 20. Вечеря в доме Симона Прокаженного, за которой Мария помазует ноги Иисусовы (Ин. 12:1–11; Мф. 26:6–13; Мк. 14:3–9) За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос пришел в Вифанию, и опять остановился в, любимом Им, семействе двух сестер, Марфы и Марии, и, недавно воскрешенного Им брата, Лазаря. Этот дом Евангелисты, Матфей и Марк, называют домом Симона прокаженного. Можно предполагать, что Симон был муж Марфы, и, конечно, исцелен был от проказы Иисусом Христом: почему и в любви этого семейства к Нему могли участвовать, также, признательность за исцеление главы семейства. Теперь же эта признательность должна была достигнуть самой высшей степени, после возвращения к жизни Лазаря. Была суббота. Для Иисуса Христа приготовили вечерю. Иисус Христос возлег с учениками Своими. В числе возлежащих был и Лазарь. Марфа служила. Между тем, Мария, взявши алавастровый сосуд, вмещавший в себе фунт нардового чистого, драгоценного мира, подошла к Иисусу Христу, разбила сосуд, и возлила Ему миро на голову, и помазала Ему ноги, которые и отерла волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием от мира. Это прекрасное дело усердия признательной Марии, не понравилось одному из учеников, именно, Иуде Симонову Искариоту (будущему предателю Господа). Он был сребролюбивого нрава: любил сбирать и копить деньги. Он носил денежный ящик, в который принимал, что туда опускали; и от расходов имел привычку, часть, скрывать. Он начал говорить, возлежащим вблизи, ученикам: «к чему такая трата мира? для чего бы его не продать динариев за триста 27 , и не раздать нищим?» Речь его показалась умной, потому что никто не подозревал, что Иуде жаль было не нищих, а динариев, которые могли бы достаться в его руки. Негодование сообщилось другим ученикам: стали роптать на Марию. Но Иисус Христос, уразумевши это, сказал: – «оставьте ее. Что вы ее смущаете? Она доброе дело сделала надо Мною. Она сберегла это» (от погребения брата) на день погребения Моего. Нищие всегда при вас; и, когда ни захотите, можете им благотворить: а Я не всегда буду с вами. Она сделала, что могла: возливши это миро на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано это Евангелие, в целом мире, скажется в память ее и о том, что она сделала».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Глава 5 1–11. Призвание Симона. – 12–26. Исцеление прокаженного и расслабленного. – 27–39. Пиршество у мытаря Левия. Лк.5:1 .  Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, Во время проповеди , которую держал Христос, стоя на самом берегу Геннисаретского озера (см. Мф.4:18 ), народ так стал теснить Его, что дольше Ему трудно было держаться на берегу (ср. Мф.4:18 ; Мк.1:16 ). Лк.5:2 .  увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. «Вымывали сети». Евангелист Лука обращает внимание только на эту работу, другие евангелисты говорят и о починке сетей ( Мк.1:19 ) или же только о закидывании сетей ( Мф.4:18 ). Промывать сети нужно было для того, чтобы освободить их от попавших в них ракушек и песка. Лк.5:3 .  Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Симон был уже учеником Христа (см. Ин.1:37 и сл.) – только не был еще призван, как и другие апостолы, к постоянному следованию за Христом и продолжал заниматься рыболовством. О положении Христа в лодке во время проповеди см. Мк.4:1 . Лк.5:4 .  Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Лк.5:5 .  Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Лк.5:6 .  Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Лк.5:7 .  И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Господь предлагает Симону проплыть подальше на глубокое место и там закинуть сети для ловли рыбы. Симон, обращаясь к Господу как к «Наставнику» ( πισττα! – вместо часто употребляющегося у других евангелистов обращения «равви»), замечает, что улова вряд ли можно ждать, он со своими товарищами пробовал ловить даже ночью – в самые хорошие часы для рыбной ловли – и, однако, ничего не поймали. Но все-таки по вере в слово Христа, которое, как знает Симон, имеет чудодейственную силу, он исполняет волю Христа и получает в награду огромную добычу. Добыча эта так велика, что начали уже в некоторых местах прорываться сети, и Симон со своими спутниками стали подавать знаки руками рыбакам, оставшимся в другой лодке у самого берега, чтобы те поскорее ехали к ним на подмогу, кричать же было излишне по причине дальности расстояния лодки Симона от берега. «Товарищи» же, очевидно, все время следили за лодкой Симона, так как слышали то, что сказал Христос Симону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее у евангелиста Иоанна следует замечание: «Многие из иудеев узнали, что Он там; и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из иудеев приходили, и веровали в Иисуса» ( Ин. 12:9–11 ). Затем в Евангелии от Иоанна говорится о входе Господнем в Иерусалим: «На другой день, множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли Ему на встречу, и восклицали: «осанна, и проч. ( Ин. 12:12–18 ). После обстоятельного изложения сказаний каждого из четырех евангелистов о помазании Спасителя миром, обратимся к рассмотрению различных мнений об этом предмете, касательно того: 1) где именно и у кого совершено было то или другое помазание; 2) кем оно совершено; и 3) сколько раз, и когда именно был помазан Господь? 1. Мы видели, что евангелисты Матфей и Марк прямо и определенно говорят, что Господь был помазан в доме Симона прокаженного, в Вифании. По сказанию евангелиста Луки, еще прежде помазаны были ноги Спасителя – тоже в доме Симона, который однако же именуется не прокаженным, а фарисеем; притом у евангелиста Луки не говорится прямо, в каком это было городе, хотя по ходу его повествования надобно полагать – это было в одном из городов галилейских, и можно думать – в Наине. У евангелиста Иоанна находим, что помазание совершалось в Вифании, но в чьем доме, – определенно не сказано: говорится лишь, что там служила Господу Марфа, сестра Лазаря и Марии. Спрашивается: один ли это и тот же Симон прокаженный, упоминаемый евангелистами Матфеем и Марком, и Симон фарисей, упоминаемый евангелистом Лукой; и не в его ли также доме служила Христу и Марфа, – тогда как сестра ее помазывала ноги Его, по сказанию евангелиста Иоанна? Блаженный Августин 425 и некоторые другие из древних толкователей святого Писания 426 – полагают, что было два Симона: один фарисей, о котором говорится у евангелиста Луки, а другой – прокаженный, о котором говорят евангелисты Матфей и Марк. Такое мнение они основывают на том, что 1) событие описанное евангелистом Лукой наверное произошло в Галилее, а описанное Матфеем и Марком – в Вифании, близ Иерусалима, т.е. в Иудее. – 2) Упоминаемый при первом случае Симон называется фарисеем, а при последнем, – прокаженным, в отличие от фарисея. 427

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Тогда Христос с гневом, скорбя об ожесточении сердец врагов Своих, говорит человеку тому: «Протяни руку твою». Он протянул, и стала рука его, как и другая. Это чудо вызвало злобу и раздражение фарисеев. Вышедши из синагоги, они немедленно составили совещание с иродианами, как бы погубить Христа. Они старались привлечь на свою сторону иродиан – влиятельных приверженцев царя Ирода, чтобы вместе с ними усилить свою партию против Христа. Но Иисус опять удалился к морю и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве ( Мк. 3:1–9 ; Мф. 4:25 ). Исцеление прокаженного Однажды к Иисусу явился человек весь в проказе. Тело его было покрыто гнойными струпьями. Увидев Христа, он пал пред ним на колени и умолял, говоря: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить!» Христос пожалел его и, коснувшись рукою струпьев больного тела, сказал: «Хочу, очистись!». И тотчас проказа сошла с него. Христос запретил ему рассказывать об исцелении, но он так радовался своему выздоровлению, что не мог удержаться и всюду провозглашал о чуде, которое совершил над ним Христос ( Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–14 ; Мф. 8:2 ). Исцеление тещи петровой Вскоре Христос направился в дом Симона Петра и Андрея. Быть может Он хотел отдохнуть в семье Своих друзей и подкрепиться пищей. Но оказалось, что хозяйка дома, мать жены Симона Петра, лежит больная. У нее была горячка, т. е. лихорадка. И говорят Ему о ней. Христос подошел к больной, взял ее за руку и поднял с постели. И лихорадка сразу прекратилась, больная выздоровела и немедленно «стала служить», т. е. занялась делами хозяйства и приемом гостей ( Мк. 1:29–31 ). «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» ( Мк. 1:32–34 ). Ночевал Христос в эту ночь в доме Симона. А утром, встав очень рано, ушел Один в пустынное место и там молился. Но Симон Петр и бывшие с ним пошли искать Его и, нашедши, звали вернуться. Но Господь ответил им, что пойдет в другие места проповедовать Царство Божие. Исцеление расслабленного в Капернауме

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

к. Вы сами вверг ли себя в огонь, то и вините в том сами себя». На суде Божием время милосердия, время благодати, призывающей на покаяние, кончится, не найдется более средств ко спасению, не будет таинств для очищения от грехов и освящения души; вместо милосердия явится правосудие, вместо долготерпения праведное воздаяние по делам. Взалкахся и не дасте Ми ясти, возжадахся и не напоисте Мене, странен бех и не введосте Мене, наг и не одеясте Мене, болен и в темнице и не посетисте Мене. Тогда отвещают ему и тии глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе? Тогда отвещает им глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. И идут, – так заключил Господь величественное изображение страшного суда, – сии в муку вечную, праведницы же в Живот Вечный. Окончив беседу, Господь Иисус Христос обратился к ученикам с напоминанием о том, о чем он неоднократно предсказывал им ( Мф. 16, 21; 17, 22; 20, 18 ). Чтобы показать им, что идет на страдание, по выражению святителя Иоанна Златоуста , «все предвидя» и совершенно добровольно ( Ин. 10, 18 ), он в этот раз определенно означил самый день смерти своей: весте, яко по двою дню Пасха будет и Сын Человеческий предан будет на пропятие. День, в который Богочеловек в беседах в храме и на горе Елеонской открыл будущие судьбы Иерусалима, израиля и всего мира, – этот знаменательный день приближался к вечеру. Учитель и ученики встали и пошли в место ночного покоя. Четвертый день – Великая Среда Вечеря в доме Симона прокаженного Мф. 26, 6–13 ; Мк. 14, 3–9 На другой день в Вифании совершилось такое же знаменательное событие, какое произошло там за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря ( Ин. 12, 1–8 ). В этом событии, как и тогда, Господь указал особый глубокий смысл, предвещавший смерть и погребение Его. В Вифании жил некто Симон, один из искренних друзей и почитателей небесного Учителя. Хотя он и носил название прокаженного, но теперь, без сомнения, был свободен от проказы, иначе он, по закону Моисееву, не мог бы жить в своем доме и принимать гостей ( Лев. 13, 46 ; Чис. 5, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Когда же увидали, что он так благочестив и религиозен, дали знать царю, который призвал его. И он (Симон) похвалил веру его и любовь его к ней, так что царь, умиленный, рассказал ему, что он заключил в темнице двоих, которые вздумали было проповедать ему другую веру, лучшую, чем у него, и что он думает убить их. Тогда Симон сказал ему: призови того и другого; посмотрим, не пожелают ли они одуматься. Царь повелел привести их к нему. Между тем Симон отправил в темницу к Павлу и Вике вестника, с предупреждением, чтобы они не показывали вида, что знают его, или что они ему известны. Когда же тот и другой предстали пред царем, Симон Кифа спросил их, какую религию проповедуете вы? Они отвечали: религию Иисуса, сына Марии. Но Симон, как бы обличая их, сказал: какое имеете вы доказательство вашей веры? Они отвечали; у нас есть примочка, которою если мы помажем слепого, он будет видеть. Услышавши это, царь и люди, которые были с ним, удивились, и сказал он им: если бы показали нам что-нибудь такое, подобного чему у нас встретить нельзя, то мы последовали бы вам. Когда же они призвали слепца и помазали его, то он тотчас же стал зрячим. Тогда Симон Кифа сказал ему: не смущайся этим, я покажу тебе подобное этому. И помазал он другого слепца, приглашенного, и тот таких же образом сделался зрячим. Удивился царь, по наущению магов своей веры и из угождения Симону, он хотел убить Павла и Вику, по Симон сказал ему: не убивай их, быть может они одумаются и обратятся. Когда он опять призвал того и другого к себе, то сказал им: вы не сделали ничего, чего бы у нас не было. Но они ответили: мы исцелим прокаженных, и призванного прокаженного действительно они очистили своим лекарством. Тогда Симон сказал царю: я также сделаю это. Привели другого прокаженного, которого Симон очистил. И приказал царь убить Павла и Вику, если они не обратятся в веру его. Они отказались от этого. Все же по настоянию Симона были опять препровождены в темницу в видах исправления. Симон же возвышался в глазах царя и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Некоторые говорят, что было три жены, помазавших Господа миром, о которых упомянули все четыре евангелиста. Другие же полагают, что их было две: одна, упоминаемая у Иоанна, то есть Мария, сестра Лазарева, а другая - та, которая упоминается у Матфея и которая тождественна с упоминаемою у Луки и Марка. Симона-прокаженного некоторые считают отцом Лазаря: Господь очистил его от проказы и угощен был им. Полагают также, что когда Господь говорил ученикам: " идите к такому-то, и он покажет вам горницу убранную " , то посылал их именно к Симону; он-то, как говорят, и принял Господа, и Господь совершил у него Пасху. Видя сего прокаженного очищенным, означенная жена возымела веру, что и она получит отпущение и очистится от душевной проказы. Прияв веру, она покупает драгоценное миро и, не жалея, возливает на главу Господа, отдавая чрез это честь важнейшей части тела. Так, и ты, коль скоро имеешь душевную проказу - проказу фарисейскую, ослепляющую тебя превозношением и чрез то удаляющую тебя от Бога, прими в дом свой Иисуса и помажь Его миром добродетелей. Ведь и ты можешь изготовить миро очистившему тебя от проказы Иисусу и возлить это миро на главу Его. Что же есть глава Христова? Это - Божество Его, которому приносится благовоние добродетелей, ибо говорится: " Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, Господи " (Псал. 140, 2). И ты приноси Божеству Христову благовоние мира, составленного из добродетелей, исповедуй Христа не только человеком, но и Богом, ибо чрез сие ты также помазуешь главу Его благовонным миром, то есть православно богословствуешь. Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? ибо можно бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Многое слышав от Господа о милостыне и высоко ценя слово о ней, ученики стали упрекать жену, полагая, что Бог более ищет человеколюбия, нежели чести Себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

«Неприличное происшествие», или Вера и любовь блудницы Кто эта блудница, пришедшая ко Христу, и что ее отличает от других людей? 17 апреля, 2016 Кто эта блудница, пришедшая ко Христу, и что ее отличает от других людей? Священник Константин Камышанов — о сегодняшнем евангельском чтении, в котором вспоминается блудница, помазавшая ноги Спасителя драгоценным миром в дому Симона Прокаженного. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром   и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Священник Константин Камышанов Следовало бы только на секунду представить себе то, что испытала каявшаяся женщина для того, чтобы извлечь новый и единственно нужный опыт общения с Богом – любовь. Через впечатление этого поступка можно было бы ощутить в себе не только восторг божественной любви, но грандиозную силу преображающей благодати. То есть узнать, как работает любовь. Кто эта блудница, пришедшая ко Христу и что ее отличает от других людей? Во-первых она оказалась смелой. «Боящийся в любви не совершенен», как написал апостол. Она как раз любила и поэтому была смелой. На Востоке и сейчас женщин не пускают за стол. Да что там Восток, на Кавказе они за столом с мужчинами и сейчас большая редкость. А тут пришла одна, без сопровождающих мужчин, туда, куда ее никто не звал, и вошла в комнату, где трапезничали совершенно незнакомые люди. Не просто в дом, а в дом прокаженного. Можно представить, как себя неуютно чувствовали себя гости. И можно представить, на что решилась блудница, входя в дом, в котором можно было заразиться ужасной болезнью и превратиться в больную уродину. Более того, за такую дерзость могли сильно наказать. Но сила благодати ей показалась больше силы наказания. Конечно, она не легла с ними к столу. Тогда ведь ели лежа, «возлежа на трапезе», как это изображено в Писании. Она не посмела вступить в беседу. Не посмела протянуть руку к пище, хотя как блудница, имела опыт и сноровку обращения с мужчинами. Она осталась за их спинами.

http://pravmir.ru/neprilichnoe-proisshes...

Путь к нему лежит через ворота св. Стефана, мимо Гефсиманского сада, у подножия горы Елеонской, и поднимается на гору Соблазна. За селением Силоам – небольшие следы селения Вифсфагии, принадлежавшего некогда иудейским левитам, где паслись овцы, предназначенные для жертвоприношения, и откуда Предвечный Агнец, от века предназначенный в жертву за грехи всего мира, был с торжеством провожаем, перед Своей вольной страстью, во храм и совершил Свой царский вход в Иерусалим. Деревня Вифания представляет ныне небольшую бедную деревушку, населенную христианами и могометанами. Одно имя «Вифания» наводить на душу много дорогих воспоминаний. Сюда Господь наш Иисус Христос во время Своего пребывания в Иерусалиме приходил часто на отдых среди счастливой Его любовью семьи друга Его Лазаря. В этом селении был дом Симона Прокаженного 21 , возвышавшийся на покатости горы над прочими зданиями. Здесь за два дня до Пасхи Господь наш Иисус Христос был на вечери, и одна жена-грешница приступила к Нему с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову ( Мф.26:1–13 ; Map.14:1–9). Глубокознаменательны слова Господа Своим ученикам, негодовавшим на нее за сию будто бы неуместную щедрость: оставьте ее, что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня... Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала. – «И вот, – говорит св. Златоуст, – умолчано о подвигах безчисленных царей и полководцев, которых надгробные памятники доселе еще сохраняются; не известны ни по слуху ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, поставили статуи, издали законы; но то, что жена-блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии двенадцати мужей, воспевают все во вселенной». Дом Лазаря. На месте, где был дом Лазаря и сестер его Марфы и Марии, была прежде церковь , поставленная св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36. Совещание первосвященников и фарисеев ( Ин.11:47–53 ) Явное и великое чудо воскрешения Лазаря стало быстро известно всему Иерусалиму. Весть взволновала и взбудоражила иудейские власти. Первосвященники и фарисеи немедленно собрали совет для обсуждения происшедшего и говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» ( Ин.11:47–48 ). Боялись, что если все объединятся вокруг Христа, то могут провозгласить Его Царем. Это вызовет репрессии со стороны римлян, и тогда последние остатки национальной свободы будут уничтожены. Но первосвященник Каиафа резко прервал эти рассуждения, указав, что нужно действовать решительно: «…Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:50 ). Конечно, руководила им ненависть ко Христу, но первосвященник, несмотря на свой преступный замысел, невольно пророчествует о Спасителе. Христу надлежало умереть за народ, но не для спасения независимости Иудейского царства, а для искупления всего человечества от греха Адама. «…И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин.11:52 ). На этом совещании был вынесен смертный приговор Иисусу. «С этого дня положили убить Его» ( Ин.11:53 ). 37. Христос на вечере в Вифании ( Мф.26:6–16 ; Мк.14:1–11 ; Ин.11:54–57; 12, 1–11 ) Христос знал о постановлении совета первосвященников умертвить Его. Поэтому Он уже не ходил открыто между иудеями, а ушел из Вифании в маленький безлюдный городок Ефраим, расположенный вблизи пустыни, где и оставался некоторое время с учениками Своими. Между тем священники и фарисеи отдали приказание, если кто узнает, где находится Христос, пусть объявит им, чтобы арестовать Его. Но приближался праздник Пасхи иудейской, и множество народа со всех концов Палестины шло в Иерусалим. Иисуса искали в храме и говорили друг другу: «Как вы думаете? не придет ли Он на праздник?» ( Ин.11:56 ). Христос же в это время был в Вифании. Он вернулся туда за шесть дней до Пасхи. Там в доме Симона прокаженного друзья приготовили Ему вечерю, то есть дружескую трапезу. Марфа, как всегда, заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Воскресший Лазарь был одним из приглашенных. Многие из иудеев, узнав, что Христос в доме Симона, пришли не только из-за Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря. Возле дома и на его пороге собралась толпа, люди приходили и уходили, дивясь на воскресшего Лазаря. Все убеждались, что Лазарь действительно жив, ест, пьет и беседует с друзьями. И многие приходящие, видя воскресшего Лазаря, уверовали в Иисуса. Тогда первосвященники положили убить и Лазаря. Явленное чудо не могло пробудить в них веры – так огрубели и ожесточились сердца этих людей. Недаром Господь говорил про них – «жестоковыйные».

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010