2 После подробного очерка, так сказать, Тверского периода жизни и деятельности Дионисия мы дадим самый краткий очерк жизни и деятельности преподобного в звании Троицкого архимандрита, а для лиц, желающих познакомиться с этим последним предметом более подробно, укажем в конце нашего очерка все те источники, в которых они могут найти желаемые сведения. 3 Составителем жития препод. Дионисия был его современник – инок Симон Азарьин. Симон Азарьин – в миру Савва Леонтьев – был сначала слугой княжны Мстиславской. Затем со вкладом 50 р. Он в 1624 году поступил в число монахов Троицкого монастыря. По пострижении Симона архимандрит Дионисий оставил его у себя в кельи в звании келейника, в этом звании он прожил у Дионисия 6 лет, после чего около 1630 года был назначен строителем в приписной к Троицкому монастырь на Алатыре. В 1634 г. после казначея Иоасафа Пестрикова он был назначен казначеем Троицкого монастыря, что было уже после смерти его благодетеля, – архим. Дионисия; а в 1646 году он был определен даже келарем монастыря, эту должность и проходил до 1653 года. Умер Симон в Троицком монастыре схимником не ранее 1665 года. Житие Дионисия, составленное Симоном, отличается многими достоинствами: ясностью и простотой изложения, что в то время было редкостью, значительной долей объективности в суждениях о лицах и событиях того времени, и обилием довольно интересных сведений о Дионисии и других лицах. Окончательную свою редакцию житие это получило только в 1654 году, хотя написано было уже в 1648 году. К житию Дионисия, составленному Симоном, присоединил большую и красноречивую записку о житии Дионисия священник Иван Наседка – друг Дионисия. Эта записка также весьма важна для биографии Дионисия. Житие Дионисия было напечатано шесть раз: в 1808, 1816, 1817, 1824, 1834 и 1854 годах. Мы будем приводить из него цитаты по изданию 1834 года. 4 Отец Дионисия был старостой только одной слободы, а начальником над всем городом был городовой приказчик – лицо выше старосты (Ист. Биб. Твер. Еп. т. 1 стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В келарьство Симона в положении Троицкого келаря произошло то изменение, что он должен был заседать, вместе со светскими чиновниками в учрежденном в 1649 году монастырском приказе, а кроме того за бесчестие Троицких властей Уложением царя Алексея Михайловича положено было править более всех иных монастырей, именно архимандриту определено было 100 рублей, келарю 80 руб., казначею 70 руб., соборным старцам по 40 рублей. В должности келаря Симон состоял до 1653 года, а в этом году оставил должность, может быть, вследствие старости. Умер Симон схимником не ранее 1665 года, потому что этим годом помечены все те книги, которые он пожертвовал монастырю. Таких книг осталось после него очень много: на каждой из них по листам находим подпись: «лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь сию книгу (такую-то) келарь старец Симон Азарьин». 22 Симона Азарьина нужно отнести к числу очень хороших и плодовитых писателей древней России. Кроме самого большого и главного труда «Жития Дионисия», он написал несколько и других сочинений, относящихся или к истории смутного времени, или же к памяти святых Троицких чудотворцев. О «житии Дионисия» будет речь ниже. Что же касается других сочинений, то стоит здесь упомянуть о следующих: 1) повесть о разорении Московского государства и всей российской земли, как и отчего и откуда начало изыде тех бед и напастей, выписано от летописных книг и иных повестей; 2) сказание о новоявленных чудесах преподобного Сергия; 3) предисловие к этому сказанию и 4) святцы. Принадлежность первого из указанных сочинений перу Симона доказывается довольно ясно слогом, а отчасти содержанием, потому что в нем говорится о деятельности Троицкого монастыре, упоминается о посылке Дионисием грамот и под., что показывает в авторе человека близкого монастырю и в частности к преподобному Дионисию. Повесть эта написана в 1654 г. и имела своею целью оправдать поводы к войне, объявленной царем Алексеем Михайловичем польскому королю Яну Казимиру «за его многие неправды» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Подобно преподобному Сергию Радонежскому своеобразна и интересна иконография еще одного Радонежского Чудотворца - преподобного Дионисия († 1633; пам. 10 мая). Архиепископ Филарет Черниговский пишет: «По словам Симона (Азарьина, троицкого келаря - а.М.), преп. Дионисий был роста высокого, с лицом благолепным, с очами веселыми, с брадою долгою и широкою; с него усопшего снят был портрет. Ныне в Лавре хранится древний портрет его, с надписью: «Образ св. Дионисия архимандрита Троицкого». Портрет сходен с описанием современника»30. Однако, в действительности данный портрет был написан в XVIII веке31. В Житии преподобного Дионисия, Троицкого настоятеля, сказано, что он «многи имел мастеры прехитры закормлены у себя: иконописцы, и книгописцы, и сребросечцы, и швецы», и что когда он скончался в 1633 году и положен был во гроб, то «некоторые иконописцы подобие лица его на бумаге начертаху»32. В последующее время это «подобие лица» могло быть положено в основу его иконографии. Первым образом Святого мог быть вышитый покров или надгробная икона, заменяющая его на раке святых мощей подвижника. Так над мощами преподобного (Симона Воломского (†l641; пам. 12 июля) была «устроена благолепная рака с изображением на верхней доске ее св. преподобномученика, написанного в Устюге в 1680 году живописцем Михаилом Григорьевичем Чистым - хорошо знавшим и помнившим преп. Симона, образ написан по усердию и желанию граждан и окрестных жителей»33. Спустя и 40 лет после кончины Преподобного, несомненно, были еще живы его очевидцы, благодаря устному свидетельству которых и могла быть устроена икона на его раку. Очень часто написание первого образа связано с чудесным явлением самого Святого, которое становилось побудительным мотивом для написания иконы, об этом свидетельствует иконография преподобного (Саввы Сторожевского)(† 1406; пам. 3 дек.), канонизованном на Макарьевских Соборах в середине XVI века. Он явился много лет спустя после своей кончины настоятелю своей обители игумену Дионисию34, «глаголюща ему: «Дионисие, востав скоро, напиши образ мой на иконе»35. В обители еще был жив престарелый ученик Преподобного инок Аввакум, который словесно описал «зрак» преподобного Саввы. После этого настоятель монастыря «со тщанием образ его написа, бе бо той игумен сам живописец иконам»36. Написание образа оживило почитание основателя обители с одной стороны, а с другой - сам Преподобный стал оказывать милость к прибегающим к нему. «И оттуда начаша много и различна исцеления бывати от честнаго гроба его»37.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

238 укопись Унд. 370 исследовали, не подозревая, что существуют другие списки той же разновидности: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 199—206; Мюллер Л. Особая редакция жития Сергия Радонежского//Записки Отдела рукописей ГБЛ, вып. 34. М., 1973. С. 71—100. 239 Почерк Симона Азарьина до сих пор определялся логическим путем: Клосс Б. М. Симон Азарьин: Сочинения и автографы//Сергиево–Посадский музей–заповедник. Сообщения 1995 г. М., 1995. С. 49—55; Смирнова Е. К. Сборники с автографами Симона Азарьина (К проблеме атрибуции его сочинений)//Рукописная и печатная книга на Востоке страны. Новосибирск, 1992. С. 134—155. За исключением отдельных частностей, оба автора пришли в принципе к сходным взглядам на принадлежность выявленного в ряде рукописей почерка именно Симону Азарьину. Но сейчас проблема получила полное разрешение после обнаружения подлинного автографа Симона Азарьина: оказывается, его рукой (как казначея монастыря) проставлены скрепы на Описи Троице–Сергиева монастыря 1641 г. (Сергиево–Посадский музей–заповедник, инв. 289). 240 Рукопись поступила в Отдел редких книг РГБ в 1979 г. в составе коллекции М. И. Чуванова: Зернова А. С. Надписи на книгах московской печати XVI—XVII вв. в собрании Отдела редких книг Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина//Книга. Исследования и материалы. Сбор. 62. М., 1991. С. 122 (Прим. ред.). 241 Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. М., 1987. С. 185. 242 Там же. С. 225—226. Чувановский экземпляр также имеет золоченый обрез. 243 Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания//Филевские чтения. Вып. IX. М., 1994. С. 8—9. 244 Янковская Л. А. Житие преподобного Сергия Радонежского в обработке святителя Димитрия Ростовского//История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 10—26. 245 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания, СПб., 1908. С. 68—73. 246 Карамзин Н. М. История государства Российского: Изд. И. Эйнерлинга. СПб., кн. 2, 1842. Примеч. к т. 5. Стлб. 78 (примеч. 207).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Наше предположение, что он явился в Москву скоро после того, как пронеслись слухи о появлении в Стародубе самозванца, т.е. в сентябре или октябре 1607 года, будучи вполне вероятным, имеет и то несомненное достоинство, что дает возможность удачно примирить два разноречивые известия относительно времени назначения Дионисия Старицким архимандритом: известие, находимое в «Истории о первом патриархе Иове» и известие Симона Азарьина. Симон Азарьин, когда говорит, что Дионисий в сане архимандрита «пребысть в Старице мало больше двух лет», то определяет здесь только то время, которое Дионисий прожил в Старицком монастыре в сане архимандрита до его последней поездки в Москву, из которой уже он не возвращался. Это время и определяется именно в два с небольшим года, если мы признаем, что преподобный Дионисий назначен Старицким архимандритом в 1605 году около июня, что дает право утверждать «История о первом патриархе Иове». Что именно так нужно понимать известие Симона, показывает и самое слово «пребысть тамо», т.е. пробыл там, прожил, а также и то, что непосредственно за этим идет рассказ о деятельности Дионисия в Москве, которая, таким образом, по рассказу, имела место после того, как он прожил в Старице два с небольшим года. При ином же понимании этого известия Симона Азарьина было бы необъяснимо известие, сохранившееся в «Описи Старицкого монастыря», что патриарх Иов сделал пожертвование в Старицкий монастырь в 1605 году 20 октября при архимандрите Дионисии6 никак нельзя понять это место в описи, если признать, что всего в звании Старицкого архимандрита Дионисий был два с небольшим года, потому что в таком случае в 7115 году в октябре (1606 г.) он никак не мог быть архимандритом. Итак, нужно признать, что преподобный Дионисий был назначен Старицким архимандритом в 1605 году до июня, и из пятилетнего периода своего архимандритства там около половины прожил в Москве, посвящая свои силы на служение царю и отечеству. Что касается его деятельности собственно в Старицком монастыре, то, конечно, в два года с небольшим он не мог сделать для монастыря многого; потому-то об этой деятельности его известно мало или, лучше, почти ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Первый написал «житие и подвиги преподобного отца нашего архимандрита Дионисия»; второй оставил «Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах» – сказание, в котором находим несколько известий о деятельности преподобного Дионисия в смутное время. А третий (т. е. Наседка) к житию, составленному Симоном, присоединил большую записку «о житии святого архимандрита Дионисия». Самые обширные сведения о Дионисии оставил Симон Азарьин. Прежде чем обратиться к разбору «жития», составленного Азарьиным, скажем несколько слов о самом авторе, бывшем в очень близких отношениях к Дионисию. О происхождении и жизни Симона Азарьина большая часть сведений находится в его же собственных сочинениях, в которых он иногда касается своей личности. До своего пострижения в монашество Симон носил имя Саввы Леонтьева (по прозванию Булат) и был слугою княжны – инокини Ирины Ивановны Мстиславской 14 . Если эта княжна Мстиславская принадлежит к роду тех бояр Мстиславских, которые занимали тогда такое видное положение, особенно после низложения Шуйского, то положение Симона в качестве слуги у нее было положением не низким и не безвыгодным. Будучи слугой, он скопил даже несколько денег, которые потом и потребовались при поступлении в монастырь. В 1624 году с вкладом 50 рублей он поступил в число монахов Троицкого монастыря. Где и чему обучался Симон до своего монашества – неизвестно; сам же он говорит о себе, что «в училищах философских не бых, ниже грамматические хитрости навыкох» 15 . Да и вероятно, что его образование в миру ограничилось обучением грамоте, – и никаких других наук он не коснулся. Но попав в монастырь – богатый книгами и рукописями, – Симон воспитал в себе любовь к чтению и списыванию книг и этим путем с одной стороны расширил круг своих сведений, а с другой приобрел способность к литературной работе. Ближайшим поводом к пострижению в иноки для Симона послужила, надо полагать, его тяжкая болезнь. В надежде получить исцеление Симон обращался ко многим лекарям и на это истратил много денег: «имения многа истощих», выражается об этом сам Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Нельзя же предположить для объяснения этих выражений, что Дионисий всякий раз, как происходил какой-нибудь собор или обнаруживался бунт в Москве, приезжал из Старицы и потом опять уезжал до первого случая. Нет: ясно, что он постоянно жил в Москве и был постоянным участником в царских и всемирных соборах вместе с Гермогеном, который, конечно, и удержал его в Москве. Следовательно, в звании Старицкого архимандрита Дионисий значительную, если не большую часть времени, провел в Москве неотлучно около патриарха 108 . Наше предположение, что он явился в Москву скоро после того, как пронеслись слухи о появлении в Стародубе самозванца, т. е. в сентябре или октябре 1607 года, будучи вполне вероятным, имеет и то несомненное достоинство, что дает возможность удачно примирить два разноречивые известия относительно времени назначения Дионисия Старицким архимандритом: известие, находимое в «Истории о первом патриархе Иове» и известие Симона Азарьина. Симон Азарьин, когда говорит, что Дионисий в сан архимандрита «пребысть в Старице мало больше двух лет», то определяет здесь только то время, которое Дионисий прожил в Старицком монастыре в сане архимандрита до его последней поездки в Москву, из которой уже он не возвращался. Это время и определяется именно в два с небольшим года, если мы признаем, что преподобный Дионисий назначен Старицким архимандритом в 1605 году около июня, что дает право утверждать «История о первом патриархе Иове». Что именно так нужно понимать известие Симона, показывает и самое выражение «пребысть тамо», т. е. пробыл там, прожил, а также и то, что непосредственно за этим идет рассказ о деятельности Дионисия в Москве, которая, таким образом, по рассказу, имела место после того, как он прожил в Старице два с небольшим года. При ином же понимании этого известия Симона Азарьина было бы необъяснимо известие, сохранившееся в «описи Старицкого монастыря», что патриарх Иов сделал пожертвование в Старицкий монастырь в 1606 году октября 20 при архимандрите Дионисии: никак нельзя понять это место в описи, если признать, что всего в звании Старицкого архимандрита Дионисий был два с небольшим года, потому что в таком случае в 7115 году в октябре (1606 г.) он никак не мог быть архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

225 Новые данные о биографии Симона и его литературном творчестве получены нами в результате исследования митрополичьего формулярника Син. 562, см.: Клосс Б. М. Об атрибуции некоторых посланий из формулярника митрополита Симона//Церковь в истории России. Сборник 1. М., 1997. С. 30—55. 226 Подробнее см.: Клосс Б. М. Об авторе и времени создания «Сказания о Мамаевом побоище»//In memoriam. Сборник памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 253—262. 227 О рукописях Симона Азарьина подробнее см. в III части настоящей книги, а также работу: Клосс Б. М. Симон Азарьин: Сочинения и автографы//Сергиево–Посадский музей–заповедник. Сообщения 1995. М., 1995. С. 49—55. 228 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. С. 350—352. 229 РГБ, Тихонр. 705. Л. 119 об. — 121. 230 Там же. Л. 113 об. 231 Житие Сергия Радонежского цитируем по рукописи МДА–88; Житие Стефана Пермского по изданию «Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым». Изд. Археографической комиссии. Под ред. В. Г. Дружинина. СПб., 1897; Похвальное слово Сергию Радонежскому по рукописи: Ти–хонр. 705. 232 Седельников А. Д. Из области литературного общения в начале XV века (Кирилл тверской и Епифаний «московский»).//Известия Отделения русского языка и словесности АН СССР. Т. XXXI. Л., 1926. С. 159—176. 233 Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. Отд. II. С. 172—193. При этом Н. С. Тихонравов считал сочинения Пахомия Логофета о Варлааме Хутынском зависящими от Жития Сергия, что следует признать ошибкой. 234 Еще один почерк виден на л. 228, 264 об., 321—323, 324—324 об., 343, 349, 374; той же рукой произведена правка текста на некоторых листах. 235 Прохоров Г. М. Книги Кирилла Белозерского.//Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом). Т. XXXVI. Л., 1981. С. 58—60. 236 Дианова Т. В., Клосс Б. М. Филигрань «бегущий заяц» и ее датировка.//Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1977. С. 69—70. 237 Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII веков. М., 1980. С. 30—32, 49—51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

212 Не решаем окончательно вопрос о степени самостоятельности труда Афанасия Высоцкого, так как возможный оригинал ни в византийской, ни в южнославянской письменности пока не выявлен. 213 Список Син. 193 слова Симеона Нового Богослова «О молитве» действительно может считаться одним из самых старших. В самом Троице-Сергиевом монастыре рукописи Слова возникли намного позже: наиболее древний Троиц. 13 – рубежа XIV и XV вв., МДА 49 – первой трети XV в., Троиц. 181 и 183–30-х годов XV вв., Троиц. 180–1443 г. 214 АММС. М., 1984. 5. См. также: Назаров В Д. Генеалогия Кошкиных Захарьиных-Романовых и предание об основании Георгиевского монастыря//Историческая генеалогия. 1993. 1. С. 22–31. 216 Кстати, Романовская волость в начале XVI в. соприкасалась с землями Кир- жачского монастыря: АФЗХ. М., 1951. Ч. 1. С. 119–123. 217 Очевидно, это те же Герасим и Павел, которые в качестве митрополичьих послов ходили в 1363 г. в Нижний Новгород (вероятно, вместе с тем же Сергием). Но тогда Герасим был просто игуменом, а на Киржач он явился в качестве архимандрита – следовательно, в более позднее время по сравнению с 1363 г. 221 Тихонравов Н. С. Указ. соч. С. 60–61. Постригся Андроник вероятнее всего в 1355 г., поскольку память апостола Андроника (17 мая) приходится на воскресенье в 1355, 1360, 1366 гг. 222 Собственноручная запись Троицкого келаря Симона Азарьина (РГБ. Ф. 173/1. 203. Л. 264), собиравшего сведения о всех учениках преподобного Сергия Радонежского. О сочинениях Симона Азарьина см.: Клосс Б. М. Симон Азарьин: сочинения и автографы//Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения, 1995. М., 1995. С. 49–55. 225 Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23. С. 190–191. 226 В Житии Сергия описывается чудо с видением ангела, причем вместе с Сергием священнодействует Федор, а на службе присутствует князь Владимир Андреевич. Это означает, что в 1374 г., когда Троице-Сергиев монастырь перешел под патронат Владимира Андреевича, Федор находился в монастыре. Кроме того, Федор не мог по каноническим правилам стать игуменом ранее 1375 г., так как родился около 1342 г. С другой стороны, основание Симонова монастыря произошло не позже 1377 г., при живом митрополите Алексее (Алексей скончался 12 февраля 1378 г., но в середине зимы вряд ли логично было заниматься выбором места для строительства будущего монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоакима в Шартомском монастыре , по-видимому, неверно). В 1728 году при Воскресенской церкви началось строительство каменного теплого Казанского храма . При закладке фундамента был найден гроб Иоакима, " в земли глубоко, цел сущь " . По распоряжению Суздальского епископа Иоакима гробницу подвижника обложили каменными плитами, " ...сам бо преосвященный епископ о житии помяненаго монаха при... Воскресенской церкви от родителей и прародителей своих добре ведяше рождением бо сый и воспитанием того града Суждаля " . Возможно, тогда же состоялась местная канонизация святого. Имя прп. Иоакима включено в «Описание о российских святых» . Канонизация подтверждена включением имени прп. Иоакима в Собор Ростово-Ярославских святых и в Собор Ивановских святых , однако из последнего в 2015 году память прп. Иоакима была исключена, в числе святых, " сведения о канонизации которых отсутствуют " . Основным источником биографических сведений о прп. Иоакиме является уникальное известие в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) . Знакомство Симона (Азарьина) с биографией прп. Иоакима может объясняться, в частности, тем, что до пострижения Симон был служилым человеком княжны Ирины Мстиславской. Княжна Ирина и вдова ее брата - князя Феодора Мстиславского - Домникия были заказчицами Вязниковской Казанской иконы Божией Матери , в 1623 году прославившейся чудотворениями в Вязниковской слободе Владимирского уезда (с 1778 - Вязники), авторство которой приписывают прп. Иоакиму. Хотя Симон (Азарьин) не упоминает об Иакиме в качестве иконописца, о преподобном как о создателе Вязниковской иконы сообщается, в частности, в " Сказании о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова " : " В лето 7155 впадшу ми, многогрешному Михаилу, в тяжку болезнь… По обету же своему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образу Пречистые Богородицы к чюдотворной иконе, юже Иоаким старец написал " . Иконография На литографии по рисунку С.

http://drevo-info.ru/articles/21053.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010