Список Книги о новоявленных чудесах Сергия из Коллекции М. И. Чуванова, 8386 является авторизованным: помимо вмешательства Симона Азарьина в текст Предисловия можно отметить в главе 46 вставку на полях его рукой имени боярина, приехавшего молиться в Троице-Сергиев монастырь – «князь Иван Голицын» (в рукописи МДА отсутствует). Но автографы Симона Азарьина имеются и в печатном тексте 1646 г. Так, между листами 175 и 176 вклеены два листка меньшего формата, на которых напечатана глава «Чюдо о явившейся воде», причем на боковом поле первого листка читается помета Симона: «Писано ж сие инде пространнее сего по существу. Сего ради и не во всех книгах сих печатницы приложиша» (ссылка на рукописный текст, оправдывающая в какой-то мере прошлое поведение «печатников»). На обороте листка видны и другие исправления рукой Симона Азарьина: при упоминании Емельяна Куколева на полях замена – «Тимофеев», а напротив имени слуги Иосифа дополнение – «зовомый Первой». Еще одна рукопись «Книги новоявленных чудес» редакции 1556 г. обнаружена в Государственном архиве Ярославской области, 7 – в 1°, на 100 листах. Список нач. 60-х годов XVII в., является копией Чува-новского. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами – Дианова («Голова шута»), 588 (1662 г.). Помещаемая в Святцах, Месяцесловах и т. д. статья под 25 сентября (днем памяти Сергия Радонежского) представляет сильное сокращение Проложной статьи и варьируется в различных списках с некоторыми изменениями. 1) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 17. Святцы, составленные около 1652 г. (судя по пасхалии на л. 61–62 об., начинающейся с 7160 г.). Под 25 сентября (л. 7 об.) следующий текст: «В той же день преставление преподобнаго отца нашего Сергия игумена Живоначал-ныя Троица на Радонеже». 2) РГБ, ф. 722 (Собр. Единичных поступлений), 84. Месяцеслов второй половины XVII в. Под 25 сентября (л. 25–26 об.) читается сильно сокращенная Проложная статья, дополненная, однако, по другим источникам, в частности – из Сказания о Мамаевом побоище («и князя Димитрия Ивановича благослови во оружии и пособники своя дасть против царя беззаконнаго Мамая».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В дальнейшем Симон Азарьин занимал ответственные должности в монастыре, а в 1646—1653 гг. являлся Троицким келарем. Карьера Симона Азарьина неожиданно пресеклась в начале 1655 г., когда он по приказу патриарха Никона был сослан в Кирилло–Белозерский монастырь, но через год, в начале 1656 г., Симон уже вернулся в Троице–Сергиев монастырь, где и оставался вплоть до своей смерти (датируется временем между 1662 и 1665 гг.). Самыми крупными произведениями Симона Азарьина являются Житие Сергия Радонежского (с новыми чудесами) и Житие Дионисия Зобниновского. Симон использовал Пространную редакцию Жития Сергия в списке Германа Тулупова и добавил к ней описание чудес, совершавшихся в XVI—XVII вв. Первый вариант подготовлен писателем в 1646 г. и тогда же был опубликован им в книге, содержавшей службы и жития Сергия и Никона Радонежских. Но в издание Московского Печатного двора вошли только 35 глав, да и те в сокращении. Поэтому Симон Азарьин в 1654 г. написал вторую редакцию «Новоявленных чудес преподобного Сергия», содержавшую предисловие и 76 глав. Сохранился оригинал памятника с авторской правкой (МДА, 203). В том же 1654 г. Симон закончил работу над Житием своего учителя архимандрита Дионисия (авторизованный список этого сочинения находится в Государственном историческом музее, Син. 416). В 1656 г. Симон подготовил новый, отредактированный и дополненный вариант «Книги о новоявленных чудесах преподобного Сергия». Рукопись (с пометами самого Симона) была приплетена к экземпляру печатного издания 1646 г. (украшенного миниатюрами — это неизвестная работа иконописца Моисея Савельева) и дана вкладом в монастырь в 1658 г. (в настоящее время хранится в Российской государственной библиотеке — подробнее см. в 3 части книги). К творчеству Симона Азарьина можно отнести также составление новой редакции Святцев (50–е годы XVII в. — дошла в автографе писателя), в которую, в частности, внесены дополнительные сведения о Радонежских святых . Творчество Симона Азарьина охарактеризовал В. О. Ключевский: «Он оставил много собственноручных рукописей и несколько произведений, дающих ему место среди хороших писателей древней России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы. Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия. Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Хотя Троицкие власти понимали, что Симон напрасно страдает; однако ходатайство их не помогало. Одним словом, положение Симона было таково, что «вси чаяху смерти предану быти». Во время этих невзгод Симон нашел себе сильное сочувствие в одной инокине Вере, которая была в Хотькове монастыре. Так как в Хотькове монастыре жила около того времени инокиня Соломонида Азарьина (Опис. Лавр. рук. 765), вероятно, сестра Симона, то, может быть, она и расположила инокиню Веру в пользу Симона. Вера, понявши правоту Симона, часто и долго молилась о нем, – и вот по её молитвам во сне явился ей преподобный Дионисий и сказал: «не скорби, будет ему милость Божия и избавление от таковыя напасти» 18 , Такую религиозную подкладку полагает в основание своего избавления от несчастья сам Симон. Но как бы ни произошло освобождение Симона 19 , только несомненно, что он претерпел тогда много страданий. Эти страдания произвели на него настолько сильное впечатление, что чрез 15 лет, когда Симон собирался уже писать «житие» преподобного Дионисия, он с горестью и в сильных выражениях вспоминает об этом. «Когда отторгнут есмь от сего преподобного отеческих недр, постигоша мя вся злая и удалихся от него, яко на село злобы далече отъидох, и вся суетная мира сего обыдох и в сети искусительны впадох», говорит Симон о рассказанных нами страданиях его в предисловии к житию Дионисия. 20 Вскоре после своего освобождения, именно в 1634 году, после казначея Иоасафа Пестрикова, он был назначен казначеем Троицкого монастыря; но это уже было после смерти Дионисия, так что Симон не видал смерти своего учителя. Должность казначея Азарьин проходил до 1646 года, а в этом году он был определен келарем монастыря после Авраамия Подлесова, скончавшегося схимником. При венчании на царство Алексея Михайловича в 1645 году, стояли у чертожного места на низу, с левую сторону, Живоначальныя Троицы и преподобного Сергия чудотворца келарь старец Авраамий, да казначей Симон, да соборные старцы 21 . По описи Троицкого монастыря от 1642 года, келья Симона была на западной стороне монастыря, где и поныне живут казначеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Факт больших издержек на лекарства и лекарей опять таки показывает, что Симон в звании слуги княжны Мстиславской пользовался довольно выгодным положением. Но болезнь Симона была настолько опасна и серьезна, что ни один лекарь не мог ничего поделать, так что Симон уже отчаивался в своей жизни. Но вот он вспомнил обратиться к преподобным Сергию и Никону, и для сего, явившись в обитель, рассказал все о своей жизни и болезни архимандриту Дионисию. Тут преподобный Дионисий велел Симону взять от его лампадки масла и помазать болящие члены. Исполнив это, Симон сделался здоровым. Было это в 1624 году, когда Симон и постригся в монахи с вкладом 50 рублей. По пострижении Симона, архимандрит Дионисий оставил его у себя в келии в звании келейника, – и благодарный Симон сделался приверженным и преданным учеником Дионисия: в одной келии с Дионисием он прожил 6 лет. После этого, с августа 1630 года и до апреля 1631 года Симон Азарьин состоял патриаршим казначеем 16 , после чего был назначен Троицкими властями строителем в приписной к Троицкому монастырь на Алатырь. Здесь с Симоном случилось большое несчастье. Как можно догадываться, дворяне и дети боярские города были недовольны строителями Алатырского монастыря, бывшими там еще до Симона. Поэтому они, составив ложную роспись, по которой будто-бы следовало получить им с монастыря 1000 рублей, предали Симона судье, по выражению самого Симона, «зело не милосердному, именем Григорию, зовомому от человек Зловидову» 17 . С Симона требовали 1000 рублей или как со строителя – ответственного за порядки монастыря или может быть, потому, что виновными в росписи дворянской представлялись, – именно только строители. Об обстоятельстве этом был написан донос к патриарху, а потом, по челобитью «всего града и уездных людей», Симон был предан на правеж в тысяче рублях. Заплатить такую сумму Симон, конечно, не мог; равным образом ни у кого не мог он найти себе поддержки. Учителя его преподобного Дионисия, который мог бы всего вернее вступиться за него, уже не было в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В феврале 1655 г. Симон Азарьин подвергся опале (по не совсем выясненным обстоятельствам) и по приказу патриарха Никона был сослан в Кирилло–Белозерский монастырь. Считалось, что Симон вернулся обратно в 1657 г. (в этом году он сделал крупные вклады в Троице–Сергиев, Хотьковский и Махрищский монастыри), на самом деле, его возвращение следует отнести к концу 1655 или к началу 1656 г., что следует из записи, сделанной рукой Симона Азарьина по нижнему полю л. 11—22 рукописи Киево–Печерского патерика (РГБ, ф. 304/I, 714): «Лта 7164, мсяца февраля, сия книга Троицкого Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина». 1656 годом датируется новая редакция «Книги о новоявленных чудесах Сергия», которая сохранилась в оригинале: Музей книги РГБ, Колл. М. И. Чуванова, инв. 8386: к экземпляру издания 1646 г. Житий и служб Сергия и Никона Радонежских приплетено 96 листов в 1° рукописной Книги о новоявленных чудесах преподобного Сергия . Переплетная бумага сер. XVIII в., филигрань: Страсбургская лилия, по ней надпись G и I HONIG, контрамарка IV — Клепиков, 1185 (1757 г.). После Оглавления печатного текста вклеен еще один лист с указанной филигранью, на котором нарисован образ преподобного Сергия Радонежского в красках. На последующих 3 листах текст службы Сергию иллюстрирован на полях 27 миниатюрами в чернильной очерковой манере. Другим (более поздним) художником выполнены 3 миниатюры на полях л. 4. По нижнему полю л. 4—35 идет вкладная запись 1658 г. Симона Азарьина (частично срезанная при переплетении), почерк которой совпадает с другими вкладными записями, сделвнными от имени Симона Азарьина (но это не его автограф): «Лта 7167–го году, октября въ 15 день, сию книгу… чюдотворца Сергия ново(писа)ные чюдеса… (дал вкладом) в дом Живоначальные Троицы… Троицкого Сергиева монастыря бывшей келарь старец Си–монъ Азарьинъ». Несомненно, что рассматриваемый памятник — тот самый, что описан во Вкладной книге Троице–Сергиева монастыря: «167–го году ево ж келаря старца Симона в дом Живоначальныя Троицы вкладом Псалтырь с песньми и с избранными псалмами печатная на большой бумаге, во Псалтыре и в песнях по полям против речей знаменовано в лицах, и та книга Псалтырь отдана ризничему черному дьякону Гу–рью; да книга Службы и житие чюдотворцов Сергия и Никона на большой белой бумаге печатная, да в той же книге приписаны новые чюдеса книжным письмом, с начала у тое книги в малой и большой службе в стихарах на трех листах по полям против речей писано же в лицах» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

1853 года. В Литографии Свято-Троицкия Сергиевы Лавры»; 3) находящееся в сентябре месяце Великих Миней-Четиих митрополита Макария, напечатанном Археографическою Комиссиею, в 3-м выпуске месяца, вышедшем в 1883 году, со1. 1463, и 4) сделанное в 1885 году архимандритом Леонидом при посредстве Общества Древней Письменности под заглавием «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием премудрым в XV веке». В 1698 году предполагалось было повторить издание Симона Азарьина с добавлением новых чудес (см. приписку к «Книге о чудесах преподобного Сергия», составляющей творение Симона Азарьина, печатн. изд.г. Платонова, с. 130), но, по всей вероятности, намерение не было приведено в исполнение, по крайней мере в библиографии вовсе неизвестно повторение издания, принадлежащего Симону Азарьину. В случае нужды цитировать Епифаниево житие преподобного Сергия мы будем цитировать его по второму печатному, т. е. Лаврскому литографическому изданию. Пахомиевы сокращения Епифания в рукописях Лаврской библиотеки (на которые одни мы сделаем указания) находятся: Первое минейное сокращение, сделанное между 1438–1443 годами (Ключевск. «Древнерусск. жития, с. 118),– в рукописях 746, л. 209, и 771, л. 196. После приступа, который начинается: «Приидете честное и святое постник сословие, приидете отцы и братия...», самое сокращение начинается: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное поддружие ему Мариа». Второе минейное сокращение, сделанное между 1449–1459 годами (Ключевск. Ibid., с. 116),– в рукописях 136, л. 557; 641, л. 156; 669, л. 279; 761–763, 777, 778 и 787; 136–778 начинаются тем же приступом, что и предшествующее сокращение, за которым самое сокращение начинается: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Кирил именем, благоверен сый и бояйся Бога». Первое проложное сокращение, более обширное, назначенное для чтения по 2-й кафизме,– в рукописях 264, л. 112, и 466, л. 278. После приступа, который начинается теми же словами, что( в минейных сокращениях, самое сокращение начинается [в ркп.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Иов был уже очень стар и даже ослеп к тому времени). Патриарх Иов отправился в Москву; а архимандрит Дионисий, по всей вероятности, сопровождал его в поездке. Тогда-то, очевидно, во время торжественного обряда, когда первосвятители разрешали народ от совершенных клятвопреступлений, «в покаянной торжественной обстановке Успенского собора произошло знакомство Дионисия с патриархом Гермогеном, который впоследствии так полюбил Старицкого архимандрита и сделал своим помощником» ; деятельный святитель, надо полагать, отметил серьезного и молитвенного настоятеля, потому что вскоре (по некоторым предположениям, с осени 1607 г.) прп. Дионисий жил уже постоянно при патриархе Ермогене в Москве, сослужа ему и во всем помогая. Совершенно разные по характеру, они, адамант православной веры, строгий и решительный патриарх Ермоген и кроткий архимандрит Дионисий, оказались очень близки друг другу по духу, будучи истинными христианами и верными сынами своего Отечества. Московский первосвятитель даже ставил прп. Дионисия в пример прочим священнослужителям за усердие к службе церковной, говоря: «Зрите… на Старицкого архимандрита, како сподвизается, от соборныя церкви никогда не отлучаетца, такоже и на царских и на всемирных соборех всегда обретается» . Видим, что прп. Дионисий принимал деятельное участие и в делах государственных; причем, по словам его жизнеописателя Симона Азарьина, на соборах говорил проникновенные речи, «яко мнозем дивитися сладкому его увещанию от Божественного Писания и слезам многим» . Во время возмущения 1609 г. в Москве, имевшего целью свержение Шуйского, когда толпа ворвалась в Успенский собор, где свт. Ермоген совершал литургию, и грубо, с оскорблениями и едва не побоями повлекла патриарха на Лобное место, чтобы вынудить его признать поставление Шуйского несправедливым, прп. Дионисий также был при нем, принимал равное с ним поругание и, сколько мог, старался утишить оскорблявших святителя бунтарей. Следует отметить, что, по свидетельству того же Симона Азарьина, прп.

http://pravoslavie.ru/157107.html

Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева мон-ря: (Очерк жизни и деятельности его, преимущественно до назначения в троицкие архимандриты). Тверь, 1890; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 146-147; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 18-23; Никольский Н. К. К истории наказаний писателей в XVII в.//Библиогр. летопись. 1914. Т. 1. С. 126-128; Гречев Б. Рус. Церковь и Рус. гос-во в смутные годы: Патр. Ермоген и архим. Дионисий. М., 1918; Федукова (Уварова) Н. М. Редакции «Жития Дионисия»: (К пробл. изуч. лит. истории сочинений Симона (Азарьина))//Лит-ра Др. Руси: Сб. тр. М., 1975. Вып. 1. С. 71-89; Белоброва О. А. Автограф Дионисия Зобниновского//ТОДРЛ. Т. 17. С. 388-390; она же. Дионисий Зобниновский//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 274-276 [Библиогр.]; она же. Из реального комментария к Житию Дионисия, архим. Троице-Сергиева мон-ря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 29 сент.- 1 окт. 1998 г. М., 2000. С. 132-146; она же. Об источниках жития Дионисия, архим. Троице-Сергиева мон-ря//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 667-674; Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России кон. XVI-XVII вв. (по архиву ТСЛ). М., 2004; Кириченко Л. А. Актовый материал Троице-Сергиева мон-ря 1584-1641 гг. как источник по истории землевладения и хозяйства. М., 2006 (по указ.). Б. Н. Флоря Иконография Первые изображения Д. появились сразу после его кончины. В Житии святого отмечено, что, когда тело его было положено в гроб, «нецыи от иконописцов подобие лица его на бумаге начертаху» ( Арсений, иером. Ист. сведения об иконописании в ТСЛ//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. С. 120; Белоброва. 2005. С. 87). Архиеп. Филарет (Гумилевский), ссылаясь на слова Симона (Азарьина), привел описание внешности Д.: «Роста высокого, с лицом благолепным, с очами веселыми, с брадою долгою и широкою; с него усопшего снят был портрет» - и упомянул хранившийся в ТСЛ «древний портрет» с надписью: «Образ св. Дионисия, архимандрита Троицкого» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 86).

http://pravenc.ru/text/178331.html

Оживление хозяйственной жизни после окончания Смуты дало возможность Д. возобновить в 20-х гг. работы по благоустройству и украшению обители. В 1621 г. к старой трапезной палате была пристроена каменная ц. во имя прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 г. была разобрана, затем вновь выстроена церковь над гробом прп. Никона , освященная 21 сент. 1624 г., в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. Украшался и один из главных храмов монастыря - Успенский собор: в 1621 г. были «подписаны киоты верхние над алтарем», в 1625 г. обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Д. «серебра своего прикладывал». Возводились в мон-ре и хозяйственные постройки: в 1624 г. были сооружены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628-1629 гг. после пожара восстанавливались братские кельи. По свидетельству Симона (Азарьина), мн. работы делались потому, что Д. «кормил» в мон-ре мастеров и платил им «от своих келейных достатков». На обустройство обители расходовалась и милостыня, полученная от «боголюбцев». За пределами обители Д. также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью. Настоятельство Д. принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом мон-ре. Д. установил обычай на мн. праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков (вероятно, богородичнов Октоиха для малой вечерни) 8 гласов. Такое предписание читалось уже в Каноннике 1615/16 г. (РГБ. Ф. 304/I. 281). В рукописи Симона (Азарьина) соответствующие тексты и предписание петь их на воскресных службах помещены вместе с Житием Д. По свидетельству свящ. Иоанна Наседки, Д. также установил обычай читать в Великий пост и на мн. праздники, особенно в день Св. Троицы, Слова свт. Григория Богослова, Беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Точность этого свидетельства подтверждает запись на рукописи Слов свт. Григория Богослова, принадлежавшей мон-рю: «Чтут по ней на соборе, и у Троицы, и в трапезе» (Там же. 136). Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, сщмч. Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением Д. Сохранился принадлежавший преподобному список Слов свт. Григория Богослова (Там же. 710). Слова свт. Григория Богослова и Беседы на Евангелия свт. Иоанна Златоуста по приказу Д. переписывали и рассылали в различные мон-ри и храмы и даже в книгохранилище «великия первыя церкви» - московского Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/178331.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010