Симеон, священник Подсосенский, 179. Симон, митрополит Московский, 81. Симон Азарьин, Троицкий келарь, 8, 35, 229, 280, 300, 318, 342, 345. Симон Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Сирах, Давид, иконописец, 259. Скобельцын, Иона, Троицкий старец, 203. Скуратова, Евдокия Петровна, 16, 22. Скуратов, Дмитрий Феодорович, 16. Соломония Юриевна, великая княгиня, 73, 87. София Алексеевна, царевна, 21. София Фоминишна, великая княгиня, 81. Стефан, митрополит Рязанский, 314. Стефан, протодиакон, монах, 182. Стефан Андреянов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Стоговский, Игнатий, Троицкий соборный старец, 26. Строгонова, Евдокия Нестеровна, жена Семёна Аникиевича, 66. Строгонов, Андрей Семёнович, 66. Строгонов, Григорий Дмитриевич, именитый человек, 244. Строгонов, Дмитрий Андреевич, именитый человек, 66, 145, 244, 253. Строгонов, Семён Аникиевич, 66. Сукин, Иван Осипович, стольник, 60. Сукин, Осип Иванович, окольничий, 60. Суханов, Арсений, Троицкий келарь, 12, 137, 215. Т Татиана Михайловна, царевна, 12. Теуторн, Стефан, ректор Рижской школы, 276. Тимофей Клементьевский, старец, 306. Тимофей Федотов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Тольский, Мисаил, строитель Казанского монастыря, 230. Тормосов, Арефа, Троицкий старец, 175. Трубецкая княгиня Анна Васильевна, жена князя Дмитрия Тимофеевича, 62, 208, 228. Трубецкая княгиня Ксения Семеновна (в схиме Капитолина), 50, 140. Трубецкая княгиня Мария Борисовна, жена князя Дмитрия Тимофеевича, 50, 140. Трубецкой, князь Георгий Петрович, боярин, 140. Трубецкой, князь Дмитрий Тимофеевич, боярин, 50, 62, 64, 75, 140, 183, 208, 228, 265. Трубецкой, князь Меркурий Тимофеевич, 50, 140. Трубецкой, князь Тимофей Романович (в ин. Феодорит), боярин, 64, 140. Трубецкой, князь Феодор Михайлович, боярин, 248. Тюфякин, князь Григорий Васильевич, 163. У Ушакова, Евфимия, 2. Ушакова, Феврония, 2. Ушаков, Петр Симонов, 2. Ушаков, Симон (Пимен Фёдоров), иконописец, 2, 3, 7, 161, 256. Ушаковых род, 2, 3, 161. Ф Феодор Алексеевич, царь, 3, 4, 26, 48, 161.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Эту неизвестность автор старается заполнить длинными рассуждениями о патриаршем Казённом приказе, о должности и обязанностях патриаршего казначея вообще, что, однако, нисколько не помогает уяснению и оценке деятельности Симона Азарьина, как патриаршего казначея, в) Симон Азарьин последовательно занимал в Троице-Сергиевом монастыре должности казначея и келаря, но о его деятельности в этих должностях ничего собственно неизвестно. Очевидно Азарьин проходил их обычным, заурядным образом и не оставил в этой своей деятельности никакого заметного следа. Этот недостаток сведений о деятельности Азарьина в качестве Троицкого казначея и келаря автор восполняет длинными рассуждениями о церковно-монастырских владениях вообще и, в частности, о вотчинно-владетельском положении Троицкого монастыря, не указывая, как все эти рассуждения относятся собственно к Симону Азарьину. г) При изложении литературной деятельности Симона Азарьина автору следовало бы с особым вниманием остановиться на „Святцах“ Азарьина. Другие его сочинения, особенно сочинение о смутном времени, о котором наш автор рассуждает очень подробно, достаточно уже обследованы нашими учёными, так что автору тут приходится делать главным образом только свод и сопоставление существующих мнений, присоединяя к ним те или другие свои критические замечания, иногда основанные на новых данных. Другое дело Святцы, составленные Симоном. Эта работа Азарьина очень характерна и любопытна и по замыслу, и по выполнению, и по той связи, какую она имела с своеобразными воззрениями тогдашних русских на значение русской национальной церкви и других славяно-православных церквей в их отношении к древней и особенно тогдашней современной им греческой церкви.  —83— В общем сочинение г. Богородского может быть придано вполне удовлетворительным для получения учёной степени кандидата“. 6 . Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Богословского Сергея на тему: „Критический разбор воззрений Л.Н. Толстого на догматы православной церкви“: „Сочинение Сергея Богословского распадается на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

115 Архимандрит Иоасаф, Настоятель Троице-Сергиева монастыря в 1605–1609 гг., переведен из Пафнутьева Боровского монастыря; находился в Троице-Сергиевом монастыре во время осады; после снятия осады вернулся в Боровской монастырь и был там убит 5 июля 1610 г. при нападении отряда Сапеги. 116 Фома Палеолог, деспот Морей, брат византийского императора Иоанна Калояна, после падения Византии бежал в Рим вместе с двумя сыновьями и дочерью Зоей (Софией). 117 Филипп I (1464–1473), Митрополит Московский и всея Руси, резко осуждал контакты Ивана III с католическим миром и даже отказывался венчать его с Софией Палеолог. 118 В правление византийского императора Мануила II (1391–1425) территория Византийской империи под ударами турок сократилась до прилегающих к Константинополю земель. 119 Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) – предпоследний византийский император. Был инициатором Ферраро-Флорентийской унии, надеясь в обмен на признание католических догматов получить военную поддержку от европейских государств. После смерти бездетного Иоанна на византийский престол вступил его брат Константин XII Палеолог (память 29 мая), мч., последний византийский император. Правление землями, еще подвластными Константинополю, Константин вынужден был делить с братьями Фомой и Димитрием. Константин погиб во время взятия Константинополя турками, 29 мая 1453 г., сражаясь как простой солдат. 120 Имеется в виду героическая оборона Опочки в 1517 г., которая является эпизодом войны, начатой Василием III в 1513 г. за возвращение северских русских земель и Смоленска, входивших в то время в состав княжества Литовского. В качестве источника для этой главы Симон Азарьин использует 11 главу шестнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 594). 121 В 1550 г. на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Свияги, была построена крепость Свияжск, благодаря чему правобережье Волги перешло под власть Москвы. Крепость была собрана за четыре недели из срубов, сплавленных по Волге на стругах. Описывая эти события, Азарьин пользовался одним из списков Казанского Летописца (Полное собрание русских летописей. Т. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

В келарьство Симона в положении Троицкого келаря произошло то изменение, что он должен был заседать, вместе со светскими чиновниками в учрежденном в 1649 году монастырском приказе, а кроме того за бесчестие Троицких властей Уложением царя Алексея Михайловича положено было править более всех иных монастырей, именно архимандриту определено было 100 рублей, келарю 80 руб., казначею 70 руб., соборным старцам по 40 рублей. В должности келаря Симон состоял до 1653 года, а в этом году оставил должность, может быть, вследствие старости. Умер Симон схимником не ранее 1665 года, потому что этим годом помечены все те книги, которые он пожертвовал монастырю. Таких книг осталось после него очень много: на каждой из них по листам находим подпись: «лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь сию книгу (такую-то) келарь старец Симон Азарьин». 22 Симона Азарьина нужно отнести к числу очень хороших и плодовитых писателей древней России. Кроме самого большого и главного труда «Жития Дионисия», он написал несколько и других сочинений, относящихся или к истории смутного времени, или же к памяти святых Троицких чудотворцев. О «житии Дионисия» будет речь ниже. Что же касается других сочинений, то стоит здесь упомянуть о следующих: 1) повесть о разорении Московского государства и всей российской земли, как и отчего и откуда начало изыде тех бед и напастей, выписано от летописных книг и иных повестей; 2) сказание о новоявленных чудесах преподобного Сергия; 3) предисловие к этому сказанию и 4) святцы. Принадлежность первого из указанных сочинений перу Симона доказывается довольно ясно слогом, а отчасти содержанием, потому что в нем говорится о деятельности Троицкого монастыре, упоминается о посылке Дионисием грамот и под., что показывает в авторе человека близкого монастырю и в частности к преподобному Дионисию. Повесть эта написана в 1654 г. и имела своею целью оправдать поводы к войне, объявленной царем Алексеем Михайловичем польскому королю Яну Казимиру «за его многие неправды» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Другим замечательным учеников преподобного Дионисия был составитель его житья Симон Азарьин. Он пришел в обитель больным и, получив от св. Дионисия исцеление, шесть лет служил у него келейником. Незадолго до смерти своего наставника, он был послан в другой монастырь и не видел его праведной кончины. По своем возвращении в лавру, Симон был назначен сначала казначеем, а потом келарем монастыря. Преподобный Дионисий после многих трудов и житейских невзгод мирно скончался 10 мая 1633 года и был погребен патриархом Филаретом. Память его Церковь празднует 12 мая. Его мощи лежат в Троицком соборе лавры. В лавре хранится и его образ, снятый с него после преставления. По словам Симона, Дионисий был высокого роста, с лицом благолепным, с очами светлыми и веселыми, с бородкой длинной и широкой. После смерти Дионисия совершалась чудеса. Слава и вечная память тебе непоколебимый «адамант» и мужественный ратоборец нашей дорогой многострадальной родины, святейший патриарх Гермоген. Слава и земной поклон вам, преосвященейшие митрополиты, архиепископы и епископы, нелицемерные и сыновне преданейшие сотрудники и соратники великого «начального человека» в его тяжелой борьбе за веру православную и русскую народность. Слава вам, архимандриты, игумены, соборные и простые старцы, словом и делом в годину лихолетья помогавшие великому печальнику русской земли, великодушно и без колебания несшие на алтарь Отечества все свои самые заветные дорогие сокровища, накопленные святыми молитвами своих приснопамятных предшественников и щедрыми доброхотными приношениями русских боголюбивых царей, бояр и крестьян. Слава вам, о. о. протопопы, попы, диаконы, имена коих ведомы единому Господу Богу. Смиренные в своем святом служении и мало ведомые миру через писания и свидетельства современников-летописцев по своим святым именам, но бесстрашно исполнявшие свой пасторский долг во всех потребных случаях, грудью своей под сенью святых храмов защищавших, умиравших доблестной смертью за родину своих духовных чад и даже, если настояла тяжелая нужда, менявшие святой крест и Евангелие на острый булатный меч, вы с честью ложились костьми на порогах церковных и у святых алтарей и тем стяжали себе венцы от Мздавоздоятеля, а от нас, своих отдаленных потомков и почитателей, сугубую вечную память!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С обор. л. 356 помещены статьи из Пролога 3 мая: В тойже день, св. мученик Тимофею и Мавры, пролог со стихи. В тойже день, препод. отда нашего Петра чюдотворца (также со стихами). В тойже день, успение препод. отца нашего Феодосиа, игумена печерьскаго иже в Киеве. В тойже день слово от житиа св. Феодосиа. Впереди на белом листе киноварью: Патерик печерской митрополита Иасафа. 714. (1818.) Патерик печерский, скороп., XVII века, в четверть, 390 листов. Заглавие: Патерикон киевопечерский. Жития и подвизи преподобных Отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, русскаго Летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. Отец печерских боголюбивый епископ Симон суждалский и владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрнт печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка ражаю и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны (бывшего в 1647–1655 годах). Оглавление статей сего Патерика напечатано В. М. Ундольским в Чтен. моск. общ. истории и древн. 1846 года 4. Подписи внизу первых листов: 1) Лета 7173 (1665) года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев мопастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. – 2) Лета 7164 (1656) мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина. 715. (1736.) Пролог, с мес. марта по июнь, полууст. четкий, напис. 1429 года, в лист, 366 листов, заглавная заставка киноварная. Повести о русских и славянских Святых помещены под след. числами и заглавиями: л. 13 об. Март. 4. Пренесение мощий св. Вячеслава, князя чешьскаго. л. 210 об. Маия 2. Пренесение мощий новоявленую святую мученику Бориса и Глеба. л. 214. Маия 3. Успение препод. отца нашего Феодосиа игумена печерскаго монастыря. л. 228. Маия 7. Память препод. отца нашего Антониа, начальника печерскаго манастыря иже в Киеве. Приписано в исх. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

«Царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» ( 1Тим.1:17 ). 825 Patericon р. 144. В словаре святых (Спб. 1836 г. стр. 47), в указателе киев. святыни (стр. 45) и в месяцеслове Вершинского (стр. 192. 375) странности: «преставился 1264 г.», тогда как и повествователь Симон почил в 1226 г., а вышел из Печерской обители около 1204 г. См. мая 10 д. 829 Никон. л. 4, 235. Епифаний в житии пр. Сергия: «вручи игуменство от ученик своих Савве именем, мужу зело добродетельну». Маркелл: «прииде на речку зовомую Дубенку, – созда церковь во имя успения и избра от стада ученик своих сего блаженного Савву, о нем же повесть сия предложися». О месте Дубенской пустыни в чтен. моск. общес. ист. 1860 г. кн. 1. 831 Маркеллово житие св. Саввы, пространное житие пр. Никона. Там и здесь сказано, что Никон «абие остави паству». 832 Симон Азарьин в опис. чудес гл. 12. Предисл. к чудесам изд. во времен. общ. ист. кн. 10, смесь стр. 8. По описи Сергиевой лавры 1642 г. за конюшенными воротами, что ныне каличи, у конюшенного двора пруд, «да посторонь его колодезь чудотворца Саввы». Колодезь и поныне называется Саввиным, он близ воскресенской церкви, что в Кахуеве. 833 Маркелл: «яко же небесный рай благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е». По этим словам, Савва пришел на Сторожу летом. 834 По Маркеллу пр. Савва был игуменом Сергиевой обители около шести лет; след. с 1392 г. до половины 1398 г. сл. пр. 12. 836 Маркеллово житие св. Саввы; о построения каменного храма говорится и в службе св. Савве. Путешествие п. Макария 1656 г.: «соборная ц. в честь рожд. пресв. Богородицы современна пр. Савке, первоначальная была деревянная малых размеров». В ист. иер. 2, 550 сказано, что каменный храм Сторожевской обители построен по образцу троицкого Сергиевой обители. Но последний строился с 1422 г., а пр. Савва скончался в 1406 г., след. сторожевский храм мог служить образцом для троицкого, а не наоборот. 839 Смирнова опис. Савв. мон. стр. 59. 60, прим. 108. В описи 1684 г. показывали полное облачение пр. Саввы кроме ризы, подризник, епитрахиль, поручи и пояс. В описи 1662 г. показан «канонник чудотворца Саввы». Но, к сожалению, и его ныне нет в обители Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это же известие упоминается и в другой отписке (9 февраля) тому же воеводе от Никанора Шульгина, где Троицкий архимандрит называется правильно – Дионисием. Итак, преподобный Дионисий то рассылал патриотические воззвания по городам с призывами – идти на защиту отечества, то писал в ополчение под Москву, чтобы там «были благонадежны и надеялись на помощь со стороны возбуждаемого им народа 171 , то, наконец, спешил поделиться известием о том или другом событии, дошедшем до него раньше, чем до ополчения, как это мы сейчас видели из отписок. Эти несомненные данные дают право заключать, что и в других случаях преподобный заботливо относился ко всем обстоятельствам войны. Все это требовало большой переписки, которая, несомненно и велась Дионисием; потому-то ему приходилось просиживать по целым ночам: «и всяка нощь день ему бяше»; 172 потому-то, далее, Иван Наседка, помогая ему, должен был иногда ночевать у него; потому-то, наконец, он держал у себя в келье многих и «борзых писцов» 173 . В виду сейчас мимоходом данных указаний и то можно понять, что историки несправедливы, когда, при описаниях деятельности преподобного Дионисия, проявившейся в составлении грамот, ставят рядом с Дионисием Палицына, которого считают наравне потрудившимся с ним в этом деле. Скажем теперь об этом несколько подробнее. Не отрицая некоторого участия Палицына в писании грамот, мы должны ограничить его. Все известия согласно говорят, что составление и писание грамот происходило в келье преподобного Дионисия, что у него там были для этого писцы «борзые и доброумнии» и с ними-то по целым дням и ночам он занимался составлением и писанием грамот. Симон говорит о Дионисии, что «писцы скорые и доброумнии у себя имуще, с ними же приседаяй обнощеваше, писаше грамоты поучительныя и во вся грады посылая» 174 ; тоже говорит и Наседка, что в келии у преподобного «были писцы борзые» и собирали от божественных писаний учительные слова 175 . Далее, как Иван Наседка, так и Симон Азарьин, а равно и упомянутые нами отписки к Курмышскому воеводе согласно указывают только имя Дионисия, как виновника появления грамот.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Упомянутая во Вкладной книге печатная Псалтырь также сохранилась до наших дней: это Псалтырь издания Московского Печатного двора 1634 г. (Музей книги РГБ, инв. 3917). На обороте верхней крышки переплета читается запись: «Лета 7167-го году сию книгу Псалтырь налойную дал вкладом в дом Живоначальные Троицы бывшей келарь старец Симон Азарьинъ» (запись повторена с некоторыми вариациями на нижнем поле первых листов). Поля книги покрыты 966 миниатюрами в чернильной очерковой манере, причем тождество их с упомянутыми 27 миниатюрами на 3 листах издания 1646 г. бросается в глаза. Очевидно, украшал обе книги близкий к Симону Азарьи-ну художник, и такое лицо можно указать с большой вероятностью – это иконописец Моисей Савельев, выведенный Симоном Азарьиным героем одной из глав «Книги о новоявленных чудесах преподобного Сергия» (глава 72, являющаяся кстати самой поздней в хронологической последовательности чудес). Экземпляр издания 1646 г. Жития Сергия, принадлежавший Симону Азарьину, любопытен еще в том отношении, что раскрывает до конца историю, случившуюся с мастерами Московского Печатного двора, воспротивившимися печатанию некоторых чудес, составленных Симоном Азарьиным. Теперь мы можем узнать их имена и убедиться в их «раскаянии»: на первом листе Чувановского экземпляра имеется владельческая помета – «Ермошка Дмитриев», но оказывается, что 5 июля (на память обретения мощей Сергия) 1648 г. Ермолай Дмитриев в числе 13 мастеровых Печатного двора «дали вкладу в дом Живоначальные Троицы книгу Служба и житие великого чюдотворца Сергия на большой бумаге в переплете, по обрезу золочено» 242 . Возвращаясь к рукописи, приплетенной к изданию 1646 г., заметим, что писана она одним почерком (кроме текста на л. 19–19 об.), на бумаге с филигранями: 1) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка PG – знаки этого типа (но с другими контрамарками) датируются по альбому Диановой и Костюхиной 327–329) 1652–1659 гг.; 2) Страсбургская лилия, под ней литеры FD – в опубликованных справочниках не отыскивается. Но и без этого рукопись датируется довольно точно – в пределах 1656–1658 гг. Верхняя граница выводится из даты вклада в Троице-Сергиев монастырь, а нижняя – из указания, содержащегося в Предисловии: «Еще же паки речем – и в нынешнем в 164 году бысть святейший патриархъ Макарий Антиохийский и Сербски первосвятитель Гавриил, его же имяноваху тамо сущии во своей ему области патриархомъ». Симон Азарьин не был очевидцем прибытия в Троице-Сергиев монастырь обоих патриархов летом 1655 г., иначе не датировал бы их приезд 7164 г. и не стал бы собственноручно вписывать их имена в специально оставленных для этого местах рукописи (в списке МДА о приезде патриархов Макария и Гавриила, естественно, еще не говорилось).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010