и Древн. Росс.» 1867 года. До архимандрита Дионисия слуги монастыря были большею частию холостые (Симон Азарьин в житии Дионисия говорит это безусловно, но мы из актов знаем, что были отчасти и женатые слуги). Требование монастырских властей, чтобы слуги жили безженное житие (Симон Азарьин, ibid.), до(лжно объяснять тем, что содержание женатых слуг обходилось значительно дороже, ибо до конца XVI века им даваемы были в поместья монастырские деревни (так как при первоначальной незначительности вотчин у монастыря еще не могло быть для них последующего вотчинного управительства) (см. в сочинении Д. М. Мейчика «Грамоты XIV и XV вв. Московского Архива Министерства Юстиции», М., 1883, с. 105 и 106, и у о. Арсения в указанном сочинении о служках, с. 47; у последнего в акте 1594 года: «да в монастыре же слуг женатых, за которыми монастырские деревни, шестнадцать человек»). Царь Алексей Михайлович назначил (было, но что(не соблюдалось), чтобы конных слуг всех трех статей было в Троицком монастыре 140 человек (у иером. Арсения, ibid., с. 59). Так как число 140 человек вовсе не достаточно было для того, чтобы нести военную службу со всех монастырских вотчин, то необходимо понимать дело так, что за недостающее число слуг-воинов предполагалось брать с монастыря деньги (cfr. у Татищева в издании Судебника царя Ивана Васильевича общее в сем смысле постановление Грозного относительно архиереев и монастырей, изд. 2-е, с. 239, 171). Слуги Троицкого монастыря со слугами других немногих монастырей или же и совсем одни пользовались особыми преимуществами. Преимущество, которым они пользовались со слугами других немногих монастырей, состояло в том, что в судебных делах они сами креста не целовали, а вместо них целовали крест их люди (см. у Карновича в «Собрании узаконений Русского государства», т. I, coll. 420 и 426 и «Акт. Истор.», т. III, 10, с. 11). Преимущество, которым пользовались Троицкие слуги, может быть одни, состояло в том, что с древнейшего и до позднейшего времени они свободны были от всяких государственных податей (слуги представляли об этом начальству в 1724 году, когда предполагалось было наложить на них подушные семигривенные деньги, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

еще примеч. на с. 126–127). Могут быть указаны и некоторые вклады, которых в настоящее время неизвестно. Симон Азарьин в " Новых чудесах преп. Сергия " говорит, что патриарх Иосиф, получив исцеление от болезни по молитвам к преподобному Сергию, " мног вклад, златоглавы (?) и прочия вещи в Сергиеву казну принесе " (чудо 40). Но никаких вкладов патриарха Иосифа в ризнице лавры теперь нет. Тот же Симон Азарьин в своем издании жития преподобного Сергия говорит о двух чашах, зело предивных, серебрянных позлащенных, принесенных в дар монастырю донскими казаками (с. 147). Но, сколько знаем, ни одной из этих двух чаш теперь не находится. 2. Странно, что ни об одних, ни о других сосудах не упоминает (если не ошибаемся) опись монастыря 1641 года. Как бы то ни было, но от этих деревянных сосудов не должно делать несправедливых заключений об убогой нищете преподобных Сергия и Никона. Преподобный Сергий подвизался в пустыне один, а некоторое время и с собравшеюся к нему братией действительно при такой убогой нищете, что единственно доступными для него богослужебными сосудами были сосуды деревянные. Но когда прославился он как подвижник, чт( случилось не в особенно продолжительном времени по основании им монастыря, то его почитателями, к которым принадлежали не только окрестные жители, не только князь Радонежский со своими боярами, но и великий князь Московский со своими боярами, ему доставлены были средства в таком большом достатке, что при благоустроении монастыря во всех отношениях он имел полную возможность завести и серебряные богослужебные сосуды. О преподобном Никоне и говорить нечего: при нем монастырь преподобного Сергия стал уже просто богатым монастырем, и если он завел сохранившееся до настоящего времени серебряное позолоченое кадило [см. на с. 200], то, конечно, в состоянии был завести таковые же богослужебные сосуды. На деревянные сосуды преподобных Сергия и Никона, если они действительно принадлежат им, должно смотреть не как на такие сосуды, которые единственно они в состоянии были бы приобрести, а как на такие сосуды, которые они употребляли по будням, или завсе; это же последнее должно объяснять отчасти простотой их времени вообще, отчасти их собственной особенной любовью к простоте.

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

56 Среди чудес патр. Иова, помещенных в рукописи Саввино-Сторожевского монастыря 84, вслед за рассказом о погребении Иова, записано, между прочим, чудо явления Иова Дионисию по поводу устроения последним гробницы. Иов явился Дионисию с такой речью: «Поставили вы над гробом моим палатку не по моему приказу: мне де палатка строить не тем переводом». Упомянем еще кстати о чуде исцеления Иовом одного Старицкого жителя Ивана Иванова Тулупова, – вероятно какого-ниб. недальнего родственника инока Германа Тулупова. 59 Рукоп. Моск. Дух. Акад. 201 л. 7. Впрочем, таких рукописей, где находится список игуменов Троицкого монастыря много; напр., см. Рук. Рум. Музея 365, л. 83. Рук. Каз. Ак. (бывш. Солов.) 585 (225). 63 В сборнике кн. Хилкова есть отписка, помеченная 1609 годом и носящая такое надписание: «Отписка Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, келаря Авраамия и соборных старцев воеводе князю Дмитрию Трубецкому с просьбою приказать Андрею Палицыну и воеводе Науму Плещееву быть у них в монастыре и о позволении взять на обмен из Московского Богоявленского монастыря «маленького» Осипа Нанина» (сбор. Хилкова стр. 122). Пометку той отписки 1609 годом мы не иначе можем объяснить как ошибкой, потому что ни Дионисий в это время не был Троицким архимандритом, ни князь Димитрий Трубецкой не был «великие России державы Московского государства боярином и воеводой государем князем», как это значится в отписке. Отписку эту нужно отнести к тому времени, когда уже не было Ляпунова в живых, потому что в ней Троицкие власти пишут на имя одного Трубецкого (у Кедрова в наслед. «Авраамий Палицын» стр. 90, прим. ) 64 Симон Азарьин в предисловии к сказанью о новоявленных чудесах препод. Сергия (Временних, кр. Х, стр. 13). 65 Так как в то время должности эконома в монастыре не было, а обязанности этого лица исполняли келари и казначеи, то несомненно, что Симон Азарьин именем эконома назвал кого-нибудь из этих лиц; – и мы думаем, что таковым был келарь Александр Булатников, бывший келарем 1622–1641 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Старец Адриан Ангелов был важной и деятельной фигурой в истории Троице-Сергиева монастыря середины XVI в., а его келарство осталось памятным в истории обители. Нельзя обойти его имя, если говорить об учреждении архимандритии в обители “у Троицы”. Ему приходилось часто обращаться к царю и Митрополиту, быть в Москве, проявлять попечение о монастырских владениях в других местах. Как келарь, он активно занимался монастырским строительством. Кроме того, он проявлял большую заботу об обеспечении новопостроенного храма подворья необходимыми книгами. Его следует отнести к числу книжников и писателей Древней Руси. Список сокращений: ГБЛ — Государственная библиотека им. Ленина, ПСРЛ — Полное собрание русских летописей, ТОДРЛ — Труды Отдела древнерусской литературы, ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских.  Келарь — это “хранитель и расходчик монастырских припасов”, — читаем в “Словаре” священника Григория Дьяченко (Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 203). В другом словаре читаем: “Келарь — должностное лицо в монастырском хозяйстве” (Кочин Г. Е. Материалы для терминологического словаря Древней Руси. М.—Л., 1937, с. 141). И. И. Срезневский приводит лишь несколько цитат из древнерусских текстов, где упоминаются келари (Словарь древнерусского языка. Репринтное изд. Т. 2. Ч. 2. Е—К. М., 1989, стб. 1204). Николаева Т. В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин//Культура Древней Руси. М., 1966, сс. 177—183. Державина О. А. “Сказание” Авраамия Палицына и его автор//Сказание Авраамия Палицына. М.-Л., 1955, сс. 16—63. Трофимов И. В. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960, сс. 107—129. Уварова Н. М. Симон Азарьин как писатель середины XVII века. Автореферат канд. дисс. М., 1974; Клитина Е. Н. Симон Азарьин (Новые данные по малоизученным материалам)//ТОДРЛ (список сокращений см. в конце статьи — Ред.). Т. 34. Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979, сс. 298—312.

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

О литературных занятиях Боголепа известно следующее: Боголеп «от его, Никодимовых, уст слышав таковая, и писанию предаст». В другом месте «Жития Дионисия» Симон Азарьин заметил, что он читал эту «повесть» Боголепа. Предполагается, что «повесть» эта есть «Житие Никодима Кожеозерского». «Житие Никодима Кожеозерского» сохранилось в двух редакциях: в подробной и в более ранней краткой записке, составитель которой не назвал себя по имени. Предполагается, что автором Краткого жития был Боголеп. Краткое житие было написано до 1648 г., так как в этом году было закончено ссылающееся на него Житие Троицкого архимандрита Дионисия. О других сочинениях Боголепа неизвестно. Во всяком случае, можно говорить о близости Боголепа к литературным кругам: известно, что Симон Азарьин, написав «Житие Дионисия», посылал его черновой вариант на суд Боголепа. Известна книга («Слова Симеона Нового Богослова »), переписчиком которой был Боголеп. В 1648–1649 г. он дал вкладом в Кожеозерский монастырь по своем брате Г. В. Львове печатные Святцы (М., 1646; см.: Коллекция старопечатных книг XVI-XVII вв. из собрания М. И. Чуванова. М., 1981. С. 103–104). О книжных интересах Боголепа свидетельствует его келейная библиотека, которая стала его последним вкладом в монастырь перед смертью, – она насчитывала 44 книги. Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобном отце нашем Макарии Менюжском 3 Память его празднуется месяца июня в 24-й день † ок. 1684 Инок Макарий возродил Троицкий Менюжский монастырь. Произошло это несколько лет спустя после погребения и обретения мощей святых отроков Иакова и Иоанна. Направляясь из Пскова в Новгород, инок Макарий проходил мимо того места, где почивали мощи святых отроков. Внезапно его поразила лютая болезнь, на избавление от которой не было никакой надежды. В таком тяжком и горьком положении он кое-как добрался до мощей святых, помолился перед ними со всем усердием и верою – и тотчас получил исцеление. Будучи преисполнен глубочайшей благодарности к святым отрокам за полученную от них милость, Макарий решился остаться при мощах их с намерением употребить все свое старание на изыскание средств к возобновлению бывшего Менюжского монастыря. По милости Божией, по молитвам святых угодников Его и усердием Макария удалось возобновить Троицкий Менюжский монастырь, который действовал до 1764 г. По упразднении его в 1764 г. осталась деревянная церковь Святой Троицы с приделом в честь святых отроков Иакова и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тяжелые годы смутного времени монастырь преп. Сергия прославился не только своей патриотической деятельностью, но и широкой благотворительностью для народа, разоренного смутой, несмотря на то что разорение сильно отразилось и на хозяйстве самого монастыря. «Нагим одежда бысть, говорит Симон Азарьин о Троицкой Лавре, странным упокоение, нищим и гладным прекормление, от мраза изгибающим теплое утешение, странным и раненым и конечно издыхающим отпуск от сего света с напутствием вечного живота, мертвым же погребение бываше» 54 . Еще в XV в., близко ко времени преп. Никона, под монастырской горой «на Подоле» построена была Введенская церковь , которая по приделу в честь великомученицы Параскевы называется Пятницкой. Церковь служила приходским храмом для слуг и служебников монастыря, поселившихся по речке Кончуре. При церкви Введения чуть ли не вместе с ее построением возник дом призрения для нищих, точнее для увечных – «лежней», – для тех больных нищих, которые не в силах ходить по сбору милостыни. Этот дом призрения носил еще название богадельни, или больницы: а вся группа строений – две церкви с богадельней – называлась Подольным монастырем. Такими интересными чертами описывает связь между лаврой и приютившимся около нее Подольным монастырем местный историк: «Богослужение отправляли (свои) приходские священники; а попечение о странных, нищих и больных лежало на обязанности монахов». Иноки здесь были смотрителями и строителями, «подольными старостами». «Введенская подольная церковь первоначально носила название приходской церкви и богадельного монастыря» 55 . Так монастырь преп. Сергия самым делом исполнял заповедь святого – покоить «на многи дни» нищих «и от них в болезни сущих»... Богомольцев, которые приходили по вся годы на поклонение мощам чудотворца, «не бе числа», как передает Симон Азарьин, келарь Троицкой лавры. И эти посетители лавры, если не бесчисленные, то несчитанные, все почитались гостями преп. Сергия и его обители, получали от нее полное содержание во время богомолья, подарки и необходимое продовольствие на путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Симон Азарьин в своей книге о чудесах преподобного Сергия так характеризует эту замечательную личность смутной эпохи: „человек живый благочестивым житием и целомудрием и в прочих добродетелях живот свой препровождая... безмолвие любя, отходя в особую храмину, Бога присно имея в сердце своем“ 578 . Общая, по смыслу, характеристика эта все-таки говорит, что Минин был глубоко религиозным человеком, каких людей воспитывала наша дореформенная Русь с её церковным укладом даже в домашнем быту. В смутную эпоху, когда устои государственной жизни были расшатаны и выступили наружу прививавшиеся долго нехорошие черты в народе, осталась одна сила, которую не могли в людях, подобных Минину, поколебать бедствия – это глубокая религиозность. Прежде чем выступить Минину в роли организатора народного движения, он призывает на это особым чудесным образом, как об этом рассказывает Симон Азарьин 579 . Преподобный Сергий Радонежский, небесный покровитель нашего отечества, является во сне Минину, повелевая ему казну собирать, воинских людей наделять и идти на очищение Московского государства. Когда проснувшийся Минин поразмыслил, что „воинское строение ему незнакомо, и забыл о видении“, оно повторилось. Пр. Сергий на этот раз говорит уже с гневом ему: „не рех-ли ти о сем, понеже изволение праведных судеб Божиих помиловать православных христиан и от многаго мятежа в тишину привести. Сего ради рех ти казну собирати и ратных людей поделити, да очистят с Божиею помощью Московское государство от безбожных поляков и прогонят еретиков. И сие ему прирече, яко старейшие в таковое дело не внидут. Но и паче юнии начнут творити и начинание их дело благо будет и в совершение приидет“ 580 . Нельзя, конечно, под старейшими разуметь лиц вообще старших возрастом, а под юными молодых. Смысл этой фразы таков, что движение за спасение отечества и веры должно исходить от юных т. е. низших слоев государства, незапятнавших себя теми грехами, в каких повинны были старейшие, т. е. высшие слои. Пробудившись от страха и чувствуя себя больным, Минин стал молиться пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9  Турилов А. А. Гимнографические творения Ф. Скорины//Франциск Скорина: Энциклопедический справочник. Минск, 1990. С. 294. 11  Князь Семен Шаховской попал в сильную бурю в Белом море и в молитве преп. Сергию обещал, в случае спасения, написать акафист святому, см.: Симон (Азарьин). [Чудо] 33. О князь Семене Шаховскомъ, иже спасенъ бысть от моря//Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия… С. 73–74. 13  Акафисты преп. Сергию Радонежскому. М., 1798. В этом издании были напечатаны два акафиста прп. Сергию Радонежскому, второй был анонимным. Потом акафисты переиздавались: в 1799 г. — два акафиста; параллельно выходили Служба и акафист преп. Сергию Радонежскому (М., 1788, 1791, 1795, 1804, 1824, 1829, 1833, где также были два акафиста), а в изданиях начиная с 1837 г. печатался уже только один акафист, подписанный именем кн. С. И. Шаховского). Об этом см.: Попов А. В. Православные русские акафисты. М., 2013. С. 91–95; Козлов М., прот. Из истории… С. 83. 14  Макарий (Булгаков) митр. История Русской Церкви. СПб., 1882. Т. IX, кн. II. С. 231; Яблонский С. В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 215; Голубинский Е. Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Б. м., б. г. С. 72 (прим.); Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М., 1994. С. 181; и др. 15  Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 227–237; Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста. С. 379; и др. 16  Описание Рукописного отделения Библиотеки Императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1910/сост. В. И. Срезневский. С. 192. 17  Исторический очерк и обзор фондов Отдела рукописей Библиотеки Академии наук СССР/М. Н. Мурзанова, Е. И. Боброва, В. А. Петров. Вып. 1. XVIII в. М.; Л., 1956. С. 57, 287, 393. 18  Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т. 4, вып. 2/сост. И. Ф. Мартынов. Л., 1980. С. 16–17, 12. 23  Текст записи воспроизведен в: Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 231.

http://bogoslov.ru/article/6176423

Заботясь о нравственности и благоповедении подчиненной братии, сам Дионисий всем подавал лучший пример христианской и монашеской жизни, хотя о частной жизни преп. Дионисия и известно очень немного. Симон Азарьин не записал почти ничего, напр., из отношения его к своим родным или из его будничной жизни. Так как Азарьин писал «житие святого», то и упомянул только о молитвенных и вообще религиозных келейных подвигах преподобного. «Келия устава не имать», часто говаривал препод. Дионисий. Этим он хотел выразить, что в келье монаху можно и должно молиться всегда (не стесняясь правилами и уставами), – лишь только когда придет в душу молитвенное настроение, – и чем чаще, тем лучше. Дионисий в келье своей каждодневно, по свидетельству Симона, совершал молебнов по 6–8 и более, потом вычитывал акафисты Иисусу, Божией Матери и своим чудотворцам Сергию и Никону. Кроме того, иногда вычитывал каноны некоторым праздникам Господним или Богородничным, или же великим святым. Посвящая большую часть времени молитве, он другую часть его употреблял на чтение священных и святоотеческих книг. При жизни в монастыре в человеке с любознательностию и стремлениями удобно развивалась тогда сильная любовь к чтению. В монастырских книгохранилищах тогда был главный склад книг богословского и религиозно-нравственного содержания. Дионисий, несомненно, был человек любознательный, – и потому с любовию и охотою занимался чтением. Так как он ложился спать очень поздно (часа за три до благовеста к заутрени), то у него на все доставало времени. Затем из других сторон частной жизни преподобного известно; что в обращении своем с келейниками и учениками, жившими с ним вместе, Дионисий был весьма кроток и гуманен, как и со всеми монахами. Келейники и слуги, к нему приставленные, пользовались достаточным покоем, так что, как мы упоминали, сам архимандрит всегда вставал раньше их и будил. Вся прислуга его пользовалась довольством, как это видно из следующего случая, рассказанного Симоном. Однажды в монастыре был царь в праздник, когда он имел обыкновение раздавать «подачи» за столом властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Лета 7173 (1665) июня 18 дня колокол сей лит в дому Святыя Троица Сергиева монастыря при архимандрите Иоасафе, и при келаре старце Аверкие да при казначее старце Леонтие с братиею. 345 . (167). На третьем колоколе с двуглавым орлом, в окне к академическому корпусу: Лета 7157 (1649) маия в 21 день, при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче всея Русии, и благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильинишне, и при благоверном Царевиче Дмитрие Алексеевиче всея Русии, в Троицком Сергиеве монастыре при архимандрите Адриане, и при келаре старце Симоне и при казначее старце Каллинике, перелит старый колокол, а прибавку медь монастырская, а лил колокол Троицкой мастер Игнатей. 346 . (168). На четвёртом колоколе, рядом с предыдущим: Лета 7106 (1598)-го сей колокол поставил в дом Живоначальныя Троицы преподобнаго Сергия раб Божий чернец Варсонуфей Екимов. Азбучный указатель личных имен по нумерам А Авдий Авксентьев, Московский торговый человек, 322. Аверкий Иванов, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Авраамий, митрополит Рязанский, 314. Авраамий Палицын, Троицкий келарь, 51, 287, 301. Адриан, патриарх Московский, 13. Адриан, Троицкий архимандрит, 8, 12, 35, 148, 229, 345. Азарьин, Михаил Леонтьевич, 38, 319. Азарьин, Симон, Троицкий келарь, 8, 35, 229, 280, 300, 318, 342, 345. Александр Булатников, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. Алексеев, Михаил Иванов, 28. Алексей, митрополит Всероссийский, 49. Алексей Алексеевич, царевич, 12, 72. Алексей Михайлович, царь, 4, 6, 12, 30, 72, 76, 164, 230, 236, 321, 345. Алексей Петрович, царевич, 13. Алтухов, Тит, подьячий, 314. Алябьев, Григорий, 340. Амвросий (Абросим), инок Троицкий, 190. Анастасия Романовна, царица, 86, 241. Андрей Владимирович, князь Радонежский, 133. Анна Алексеевна, царевна, 12. Анна Григорьевна (Васильчикова), царица, жена царя Uoahha IV, 83 . Анна Михайловна, царевна, 12, 30, 76, 236. Антип Крутецкий, священноинок Богоявленского монастыря, 312.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010