Симеон Новый Богослов , 78, 31). Первой... из всех добродетелей, царицей и госпожой поистине является любовь. Она всем им глава, одежда и слава (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 31). Источник. Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханиями и потоками слез очищают душу и, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания – увидеть ее совершенно очищенной (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 42). О, любовь Боготворящая, которая есть Бог – дар таинственно подаваемый достойным; она – нечто изумительное и вещь нелегко обретаемая (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 88). Источник. ...Я не люблю, насколько хочу, и полагаю, что я отнюдь не стяжал любви к Богу. Стремясь же ненасытно любить, насколько хочу... я теряю (даже) и ту любовь к Богу, какую имел... Так как я не люблю, как хочу и насколько, конечно, хочу, то и думаю, что я нисколько даже не люблю. Итак, любить, насколько мне хочется, есть любовь превыше любви, и я понуждаю свою природу (естество) любить превыше естества (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 105). Источник. ...Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская. Сообщимое постижимо, а что выше его, то – никоим образом (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 220). Источник. Духа Святаго причастниками признаемся мы, когда приносим Богу достойные плоды Духа: любовь к Богу от всей души и к ближнему от сердца... (прп. Никита Стифат , 93, 157). Имеющий любовь не умеет по рвению завидовать, не превозносится, как высокоумный и продерзый, не надмевается ни пред кем, не бесчинствует, творя неподобное в отношении к ближнему, не себе только полезного ищет, но и что полезно ближнему, не раздражается на того, кто опечаливает его, не вменяет во что-либо, если иногда придется пострадать что злое, не радуется о неправде друзей, но сорадуется об истинной правде их, все находящее на него печальное покрывает, всему в простоте и незлобии верует, все обетованное нам Богом получить надеется, всякие искушения претерпевает, не воздавая злом за зло, и никогда от любви к ближнему не отпадает делатель любви (см.: 1Кор. 13, 4–8 ) (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...До поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества... (прп. Исаак Сирин , 58, 97). Источник. Пост стяжавшему его напоминает заповеди Духа (прп. Исаак Сирин , 58, 98). Источник. Кто пребывает в нем , у того ум непоколебим и готов сретить и отразить все лютые страсти (прп. Исаак Сирин , 58, 98). Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностию (прп. Исаак Сирин , 58, 98). Источник. ...Когда тело изнемогает в посте и смирении, тогда душа укрепляется молитвою (при. Исаак Сирин , 58, 117). Источник. ...Голод много способствует к укрощению чувств (прп. Исаак Сирин , 58, 177). Источник. ... есть истребитель сластолюбия... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 188). ...Пост угашает и невольные разжжения плоти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 212). Источник. Властвующий над чревом иссушает похоть, и блудным помыслам не раболепствует ум его (авва Фалассий, 91, 306). ...Тело не может очиститься без поста и бдения... (прп. Илия Екдик, 91, 424). Не отсечешь борющих тебя страстей, если наперед не перестанешь возделывать землю, из которой они заимствуют себе пищу (прп. Илия Екдик, 91, 428). Пост делает нас способными зреть умно духовный воздух, в коем всегда сияет умное Солнце Правды, Господь наш Иисус Христос (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 280). Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 280). Источник. Пост, как врач душ наших: у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова, а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому и свои собственные рассматривать грехи и недостатки (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 280).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

13 Еп.Феофан. «Внутренняя жизнь», с.5—6, изд. М., 1899г. 14 Еп.Феофан. Начертание христианского нравоучения, с.308—309, изд. М., 1895 г. 15 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.149. 16 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.55. 17 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.59. 18 Прп.Исаак Сирин. Творения, с.261 19 Св.Исаак Сирин. Творения, с.260. 20 Прп.Исаак Сирин. Творения, с.298. 21 К.Ушинский. «Человек как предмет воспитания», т.2, с.81—82. 22 Прп.Макарий Великий. Творения, с.202, изд. МДА, 1904 г. 23 Прп. Макарий Великий. Творения, с.285 (в сокращении). 24 Дневник, с.73, изд. Рус.Паломника, 1903г. 25 С.Нилус. «Великое в малом», с.184—185, изд.1905г. 26 Проф. П.Соколов. «Вера (психологический этюд)». Журнал «Вопросы философии и психологии», кн.63, с.1163. 27 Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.122—123 (в сокращении), изд. 1886г. 28 Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.140. 29 Св.Исаак. Творения, изд.М.Д.А., 1911 г., с.307. Отселе цитаты мы будем делать из этого последнего, недавно вышедшего прекрасного издания творений св.отца. 30 Св.Иоанн Златоуст, т.2, с.171. 31 Лествица св. Иоанна, с.6, изд.1909г. 32 Лествица св. Иоанна, с.213. 33 Еп.Феофан. Мысли на каждый день года, с.9, изд. М., 1904г. 34 См. статью в жур. «Христианин» за 1910г., «Чудо и наука». 35 См. о догмате Св.Троицы: Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, слова 60, 61. Архиеп.Антоний Волынский, собр.соч., т.2, с.5—30, изд.1900 г. 36 Св. Симеон. Творения, т.2, с.100. 37 Есть целые курсы апологетик, например: Прот. П.Светлов, «Христианское вероучение в апологетическом изложении», т.1—2, изд.1911—12г. Также — Ив.Николин: «Курс основного богословия»; апологетика Лютарда, Гетингера и др. Глубокое значение догматов христианских бесподобно раскрыто в сочинениях архиеп.Антония Волынского (1—3 т.). Из недорогих изданий можно упомянуть «Выпуски религиозно-философской библиотеки», издаваемые Новоселовым (Москва). 38 Св.Исаак Сирин. Творения, с.179—180. 39 Св.Исаак Сирин. Творения, с.42. 40 По отгнании их чрез размышление о добродетели или другое какое занятие. Св.Исаак, с.313—314.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4039...

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9.1 (рус. пер.: Указ. изд. С. 114). Ср. также: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. 1.1. Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 243). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 11. S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 45. Ibid. Ibid. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 16; S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 45. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 11. См.: Там же. 9. 4. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 26. 204. См.: Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 12. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 45. Ср.: S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 45. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 11. Там же. Евагрий Понтийский. Зерцало иноков и инокинь. I. 56 (рус. пер.: Указ. изд. С. 132). Ср.: он же. О восьми духах лукавства. 11. См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 5. 29. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 10. 1. См.: S. Gregorius I Papa (Magnus). Expositio in librum Iob sive Moralia. XXXI. 85//PL. 76. Col. 821. Помимо Евагрия и прп. Иоанна Кассиана Римлянина см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. 36; Pallade. Dialogue sur la vie de S. Jean Chrysostome/Ed. Collman-Norton. P. 133; Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 67; Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 13. Ср.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5.16. См.: Ерм. Пастырь. Кн. 1. Вид. 3. XI. Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 1. 66. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5.16. См.: S. Arsene. Lettre. 19; Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 1. 66, 71; Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 13. 8. См.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 45.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

...Что есть одно лице Святой Троицы, тоже суть и другие два Лица; ибо лица Святой Троицы тождественны и созерцаются в едином естестве, и существе, и Царстве (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 73). Источник. Когда соделается ... тогда вселяется в него Бог, и бывает для него все, чего ни пожелает он, и даже паче того, что желает. Ибо Бог есть всякое благо и в какую душу вселяется, ту исполняет всяким благом, сколько возможно вместить человеческому естеству, – таким благом, коего око не видало, о коем ухо не слыхало и которое на сердце человеку не восходило, человеку тому, который не сделался таким, какого изобразили мы выше (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 134). Бог свет есть, и те, которые сподобляются узреть Его, все видят Его как свет, и те, которые прияли Его, прияли как свет. Ибо свет славы Его предыдет перед лицем Его, и без света Ему невозможно явить Себя. Те, которые не видели света Его, не видели и Его, потому что Бог свет есть; и те, которые не прияли света Его, не прияли еще благодати, потому что приемлющие благодать приемлют свет Божий и Бога... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 318). Источник. ...Вкуси бессмертные сладости, обоняй духовное миро и познай, что нет никого другого столь прекрасного, как Бог, или столь приятного, или столь сладкого, или столь могущественного, или столь премудрого, или столь славного, или такого, который мог бы животворить, делать нетленным и бессмертным (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 410). Я есмь световидный источник бессмертного потока и реки, в каковом источнике моются водою, текущею из Меня, и очищаются душевно и телесно от всякого осквернения, и начинают сиять, как светила и как лучи солнца, все те, которые любят Меня от всей души (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 480). Ты – один Бог безначальный, несозданный, в Сыне и Духе – Троица Святая. Ты – непостижим, неприступен, Создатель видимой и умопостигаемой твари, и Господь, и Владыка, Ты – превыше небес и всего, что на небе, один – Творец Неба и обладатель, один Носящий все Твоим повелением и волею одною все содержащий. Тебя окружают тьмы Ангелов и тысячи тысяч Архангелов, Престолов, неисчислимых Господств, Херувимов, Серафимов и многоочитых Сил, Начал и Властей и многих других слуг и друзей. Ты имеешь славу препрославленную, так что без страха воззреть на нее не посмеет никто из них, о Боже мой, не в состоянии будучи снести явления и светоблистания лица Твоего. Ибо как создание возможет Создателя всецело узреть или всецело постигнуть? Никоим образом, полагаю, это невозможно. Но поскольку изволит Творец, (постольку) Он является и видится тому, кому Он пожелает, и познается, и тварь Его познает, и Он видится, и она Его видит, насколько дано ей от Творца видеть. Ибо если твари Тобою, Боже мой, произведены, то от Тебя они имеют и бытие, и возможность видеть и служить Тебе беспорочно (прп. Симеон Новый Богослов , 79, 54). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Деятельное повиновение Божественным заповедям совсем умерщвляет его мечом Духа (прп. Максим Исповедник , 91, 306). ...Если будем всегда исполнять волю Божию, вместе будем там в радости нескончаемой (прп. Феодор Студит , 92, 42). ...Чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от заповеди (прп. Феодор Студит , 92, 93). ...Заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и сему соответствует как исполнение их, так и нарушение (прп. Феодор Студит , 92, 127). ...Нарушение губит все великие ваши исправности (прп. Феодор Студит , 92, 128). ...Кто Бога имеет в себе чрез исполнение святых Его заповедей, тот именитым делается и на небе и на земле (прп. Феодор Студит , 92, 270). ...Многая сокровиществуется вам награда на небесах, если до конца будете внимать себе и верно исполнять все заповеданное вам... (прп. Феодор Студит , 92, 332). ...Заповедь Господня жизнь вечная есть, нарушение же ее – смерть... (прп. Феодор Студит , 92, 351). ...Заповеди Христовы легки и облегчающи... (прп. Феодор Студит , 92, 420). Если... в презрении у нас соблюдение повелений Его , коим покорствует вся тварь, то как назовем себя верными мы – почтенные паче всякой твари... (свт. Феодор Едесский, 91, 347). ...Нам потребно великое себя хранение, много телесных трудов и очищение души, да вселим Бога в сердца наши, чтобы... безгрешно исполнять Божественные Его заповеди и чтобы Сам Он учил нас блюсти твердо Его законы, испуская, как солнечные лучи, Свои на нас воздействия... (прп. авва Филимон, 91, 367). ...Всякий преступающий заповеди Божии есть противник Богу, воюющий против Него (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 41). Источник. ...Христос заповеди Свои определил вообще для всех, и ничего не законополагал особо для монахов, и особо для мирян (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 109). Источник. ...Кто, Божественною силою Христовою укрепляем, не возненавидит прежде от всего сердца своего всего мирского и плотского, тот никак не может исполнить заповедей Христовых... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 124). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Новый Богослов, преподобный (949 – 1022 гг.) – возможно самый выдающийся мистик Православия, один из трёх Отцов, которых Церковь нарекла «богословами». Богослов, поэт, мистик. Родился в богатой знатной семье, в 11 лет Семеона отправили учиться в Константинополь. Благодяря протекции дяди Симеон молодым человеком становится чиновником при императорском доре. Но чтение духовных книг подтолкнула Симеона на путь иночества. Он находит себе духовного наставника — св. Симеона Благоговейного. Старшего Симеона отличало некоторое юродство (ходил голый, например) и полнейшая духовная свобода: младший Симеон приводит такие слова старшего: «Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу». Но только в возрасте двадцати семи лет прп. Симеон стал послушником Студийского монастыря. Его духовное подвижничество под руководством старца Симеона было настолько усердным, что вызвало недовольство братии и даже игумена монастыря. Прп. Симеон был вынужден перейти в соседнюю Ксирокеркскую обитель во имя святого мученика Маманта (Мамаса), где он и был пострижен в монашество. В 980 году прп. Симеон был рукоположен в священный сан и возведен в достоинство игумена обители патриархом Николаем II Хрисовергом. Монастырь находился в полном упадке. Благодаря Симеону Новому Богослову обитель расцвела, молодой игумен начал приобретать звестность среди народа и аристократии. Однако призывы Нового Богослова к активной духовной жизни нравились не всем: монахи открыто начали сопротивляться своему игумену. Сначала Патриарх авел порядок, Смеон простил братию. Однако, впоследствии Нового Богослова все-таки вышвурнули из его собственной обители. Симеон поселился при небольшом храме во имя святой Марины в пустынной местности, принадлежащей его ученику и почитателю Христофору Фагуре. Здесь Новый Богослов останется до своей кончины.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/sim...

Умножение познания Бога бывает причиною умаления знания всего другого, т. е. чем больше кто познает Бога, тем больше; оскудевает в знании всего прочего. И... он все больше и больше приходит в сознание, что не знает и Самого Бога. Обилие воссияния Его в духе бывает совершенным Его невидением, и выше чувства воспаряющее чувство – нечувствием всего того, что вне (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 553). Дарующий нам то, что выше чувства, даст нам благодатию Святаго Духа и другое чувство выше чувства, чтоб мы им чувствовали чисто и ясно дары Его и дарования, кои выше чувства (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 553). Источник. Когда ты долу – и земном, тогда не исследуй того, что горе, т. е. небесного; и восходя горе, прежде чем достигнешь верха, не любопытствуй дольнего, чтоб, поскользнувшись, не упасть, или, лучше сказать, чтоб не оставаться долу (мняся восходити горе ) (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 554). Сколько хочет Бог быть нами познанным, столько открывается; и сколько откроется, столько зрим бывает и познается достойными. Но сподобиться сего и испытать сие никто не может, если прежде не соединится с Духом Святым, стяжав наперед трудами и потами сердце чистое, простое и сокрушенное (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 560–561). Источник. Где глубокое смирение, там и слезы обильные, а где есть сие, там есть и присещение Святаго Духа, когда же придет благодать поклоняемого Духа, тогда в том, кто начинает быть под действием Его, является всякая чистота и святость, тогда он зрит Бога, и Бог призирает на него (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 562). Познание Бога означает, что наздавшийся [Наздание – воссоздание, возобновление (церк. слав.)] в Нем чрез смиренномудрие и молитву познан Богом и обогащен от Бога неложным познанием сверхъестественных тайн Его (прп. Никита Стифат , 93, 159). Не всех слуг Своих и учеников Господь вводит с Собою в откровение сокровенных и высших тайн Своих, но только таких некиих, коим дано ухо для слышания, коих око открыто для видения и язык новый ясен. Таких взяв и отлучив от прочих, кои тоже ученики Его суть, восходит на Фаворскую гору созерцания и преображается пред ними, не тайно открывая им потребное о Царствии Небесном, но явно показуя славу и светлость Божества (прп. Никита Стифат , 93, 170).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

трех в каждом, и Три Лица составляют едино – Бога моего, Который называется Духом и Богом всех (прп. Симеон Новый Богослов , 79, 56). ...Един Бог – Троица Святая, пресущественная сущность, единая в Трех Лицах и Трех Ипостасях, неразлучных и нераздельных, одно естество, одна слава, одна сила и одна также воля (прп. Симеон Новый Богослов , 79, 146). Источник. Одна Она (есть) Творительница всего. Она, образовав всего меня из глины и дав душу, поселила меня на земле и дала смотреть на свет, а в нем видеть и этот чувственный мир, солнце, луну... звезды, небо и землю, море и все, что есть среди них (прп. Симеон Новый Богослов , 79, 146). ...Если солнце лишится красоты света, то прежде (всего) само погибнет, а потом и вся тварь, которой определено получать от него освещение и зрение. Так и Бог среди мысленных (вещей) если бы лишился одного, Сына или Духа, то Он не будет более Отцем; даже и живым бы Он не был, отвергнув Духа, от Которого всем подается жизнь и бытие (прп. Симеон Новый Богослов , 79, 154). Свет – Отец, Свет – Сын, Свет – и Дух Святый. Смотри, что говоришь ты, брате, смотри, чтобы не погрешить. Ибо Три суть один Свет, один неразделенный, но соединенный в трех Лицах неслитно. Ибо Бог весь неразделен естеством, и существом поистине превыше всякой сущности. Не разделяется Он ни силою, ни образом, ни славою, ни видом, ибо весь Он простой и созерцается (как) Свет. В Них Лица – едино, три Ипостаси – едино, ибо Три в Едином, лучше же Три едино. Три эти – одна сила, Три – одна слава, Три – одно Естество, Существо и Божество (прп. Симеон Новый Богослов , 79, 200–201). Прежде чем сотворено небо, прежде чем произведена земля, был Бог Троица, один уединенный, Свет безначальный, Свет несозданный, Свет совершенно неизреченный, однако Бог бессмертный, один бесконечный, постоянный, вечный и весьма благостнейший. Хорошо уразумей Единого Бога в начале, Троицу пребезначально сущую, превыше всякого начала, неизобразимого, неизмеримого по высоте, глубине и широте, не имеющего предела величия и света (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Что есть подвижническая жизнь, как не обуздание страстей, властвование над помыслами и непрестанная борьба с невидимыми врагами (прп. Феодор Студит , 92, 534). ...Хотя Христос с ними всегда сущий, есть трудяйся в них, но и они, при всей немощи своей, большой подьемлют труд, чтоб только удержать с собою Христа. Потому что все хитрости и все козни дьявола обращены на то, чтоб соблазнить их отторгнуться от рук Христа, и в самопрельщении расположить их говорить или хотя думать, что это-де мы сами по себе и своим поспешеством породили такое и такое благое помышление, или сказали такое и такое разумное слово... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 49–50). Кто постится, злостраждет, совершает бдения, подает милостыни, тот делает все это, чтоб обрести благоволение и милость у Бога. Ибо если на поприще настоящей жизни, мрачном и полном греха, не станем мы произвольно утеснять себя постами, бдениями и другими злостраданиями. и не станем оказывать милостивости к другим людям; то и Бог не захочет помиловать нас и простить нам грехи наши (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 159). Источник. ...Возненавидьте мир и все, что в мире; возненавидьте плоть и страсти, от нее рождающиеся; возненавидьте всякую похоть злую и лихоимание, даже до малейшей вещи. И это все легко будет нам сделать, если будем содержать в мысли, какую великую славу, радость и упокоение имеем мы получить чрез то (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 13). Источник. Кто подвизается и проводит жизнь, как заповедует Святое Евангелие, тот может питаться всегда и жить од ним хлебом и водою, – и быть при этом еще крепче и здоровее тех, которые едят много разнообразных яств (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 199). ...Когда кто постится, или бдения совершает, или томит себя алчбою и жаждою, или спит на голой земле, или слезы проливает, или переносит поношения и другие искушении находящие, пусть не думает, что он (потому самому) уже служит Богу, или пользует такими подвигами другого кого, но только себя самого, если терпеливо проходит их и особенно, если при том блюдет смирение и действует с духовным разумом; ибо если не таким образом он проходит их, то и себе самому не приобретет чрез то никакой пользы (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 297). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010