Триединство смирения, покаяния и кротости противоположно той жизненной установке, которую мы сегодня называем антропоцентрической, эгоистической, гуманистической, либеральной. Христово Евангелие не говорит о величии и достоинстве человека самого по себе, о его автономных, естественных правах и свободах, об их высшей, чуть ли не абсолютной, ценности. Либеральные ценности суть ценности мира сего, замешанные на закваске самолюбия, гордыни, тщеславия, блуда, сребролюбия и властолюбия. Они принципиально противоречат ценностям Евангелия Христова. В трех первых заповедях блаженств Господь, по сути, призывает человека отказаться от своих личных прав и свобод, смириться перед волей Божией, признать себя недостойным каких-либо благ, осознать свою всецелую зависимость от Бога, взять на себя иго служения Богу и ближнему, отречься от себя ради Господа, согласно Его первой заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мф. 12: 30). Кроткий живет духовно-благодатной любовью к Богу и ближнему. Истинная любовь кротка. Вместе со смирением и покаянием кротость является показателем, критерием и мерилом истинной любви «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4–7). Вместе со смирением и покаянием кротость является показателем, критерием и мерилом истинной любви. Рейтинг: 9.9 Голосов: 490 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 6 декабря 2022, 22:06 Любовь- " совокупность совершенства " , дар Божий, и достигнуть ее без Бога невозможно. Св. отцы говорят о том, что человек может грешить, даже не признавая это. Напр., если он богословствует, не имея своего личного опыта преображения, то " из тщеславного учителя сделается лукавым бесом " (прп. Иоанн Лествичник). Тщеславие же " пребывающих в общежитии... грубо, ощутительно, резко, обращено на внешность добрых деяний " (пр.Илия Критский). Сын Божий пришел, " чтобы разрушить дела дьявола " . Те, в ком они не разрушены, " стоят еще на одной линии с язычниками " (прп. Симеон Новый Богослов). Но любая душа может спастись, если " усердно стремится к Господу и к Нему единому прилепляется " (прп. Макарий Великий).

http://pravoslavie.ru/149807.html

12). Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. «Законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ) (блж. Феофилакт). 13). Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. «Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия» (св. Иларий Арльский). «Действие милосердия сходно с тем, что производит древесное масло на борющихся на поприще. Борцы, намазанные маслом, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным даст нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блж. Феофилакт). «Тот, кто сам впадает в грех , находится в опасности, но тот, кто (сверх того) убеждает других, (что это не грех) и отвлекает от благочестия, тому суд без милости» (прп. Ефрем Сирин ). 14). Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? «Подобны бесплодной смоковнице такие, кто разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, – держат только в уме предметы веры. Также и те, кто по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны и дела добрые делают лишь когда другие видят… Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). «Не думай, брат, что спасешься одной верой. И Сам Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Итак, хороша вера, если стяжаешь и дела» (прп. Симеон Новый Богослов . Слова, 48). 15–16). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? «Одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей» (св. Беда). «Если кто делом не докажет, что он верен Богу, то такого не нужно и называть верным, ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Да не посчитаем мы терпение Бога неведением, ибо Он потому откладывает и отсрочивает (наказание), чтобы достигнув лучшего, мы не были бы преданы мучениям» (прп. Орсисий Тавенисиотский. Свидетельство). «Не медлит Господь с исполнением обетования; еще немного, – и мы увидим Его, и тогда уже ни о чем не попросим, ни о чем не станем расспрашивать, потому что не останется ничего, к чему следовало бы стремиться, и ничто не будет сокрыто, о чем надлежало бы разузнать» (блж. Августин. Трактат на послание к парфянам). «Не видишь ли на мертвеце, как все отвращаемся от него и предаем земле, чтобы не наполнил всего червями, гноем, зловонием и гнилью? Такова пред Богом и душа умерщвленная грехом и добровольно себя отлучившая от жизни Божественной. Только воздерживается Бог и долготерпит, выжидая покаяния каждого желающего и обращения» (свт. Марк Ефесский . Ответ Иоанну Палеологу). 10). Придет же день Господень, как тать ночью и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. «Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, апостол сравнивает оное с приходом вора и ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор, – на неожиданность… (Итак), пришествие Господа застигнет нечестивых неожиданно… Примечай, апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди; следовательно, он говорит только о погибели дел нечестивых; ибо путь нечестивых погибнет ( Пс.1:7 ), а не сам нечестивый» (блж. Феофилакт). «Небеса с шумом прейдут, стихии же разрушатся. – Не то сие значит, что небеса и стихии исчезнут, но что они обновлены будут и приидут в лучшее и нетленное состояние» (прп. Симеон Новый Богослов . Слово 45:3). 11–12). Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? " В святой жизни, – то есть в трех законах (Ветхого Завета, Нового Завета и природы). И благочестии, – то есть в вере в Троицу» (св. Иларий Арльский).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Ее следы можно обнаружить даже у язычников... Благо, говорит Платон, не состоит ни в какой отдельной вещи ни на земле, ни на небе. Но благо существует само для себя, будучи всегда едино в себе. Любовь к этому неизменному благу обожествляет человека, она переносит его, она восхищает его к тому-самому. Человек не может быть счастливым в себе; и то, что он имеет божественнейшего в себе, это выступить из себя ради любви» (Ibid. P. 33). И однако все множество форм западной церковной и внецерковной мистики, кажется, можно свести к этому тезису о посредничестве любви, позволяющему преодолеть разрыв между самозамкнутым интеллектуальным совершенством Божественной сущности, познаваемой только разумом и только по аналогии, и человеческим сердцем как истинным средоточием жизни. И, не вдаваясь сейчас в рассуждения о прелестях и опасностях подстерегающих на этом пути, и о том, насколько и кому из западных аскетов и мистиков удалось или не удалось по нему продвинуться, надобно все-таки признать, что сам по себе этот путь не содержит в себе ничего противоречащего преданию Церкви, хотя бы уже потому, что и цитированный выше прп. Симеон Новый Богослов прямо подтверждает, что божественная любовь обнаруживает себя в нем как свет, а прп. Иоанн Кассиан пишет об этом так: «Тогда вполне совершится в нас молитва нашего Спасителя, которою Он за своих учеников молился Отцу, говоря: любовь, которую Ты возлюбил Меня, да будет в них, и они в Нас; да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин 17.26 ), когда та совершенная любовь, которою Он возлюбил в нас ( 1Ин 4.19 ) перейдет в расположение и нашего сердца, по исполнении этой молитвы Господней, которая, как мы уверены, никак не может остаться тщетною. Это будет тогда, когда всякая любовь, всякое желание, всякое упражнение, всякое старание, всякое помышление наше, все, что видим, что говорим, чего надеемся, будет Бог, и то единение, которое ныне существует у Отца с Сыном и у Сына с Отцом, перейдет и в наши чувства и умы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Максим Исповедник ). Когда откроется, будем подобны Ему, – «то есть, подобны Христу, Сыну Божию, ибо царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. Подобие сие водворяется чрез исполнение заповедей Божиих; исполнение заповедей бывает от любви ко Христу. Кто исполняет заповеди Христа, тот бывает по подобию Его, потому что в нем воображается Христос. Царство Божие не отверзается для того христианина, в коем не вообразился Христос» (прп. Симеон Новый Богослов) . «Твари уподобляются Богу по причастию; ибо сказано: подобны будем Ему, то есть, подобны не сущностью, но сыновством, которого приобщились от Него» (свт. Афанасий Великий ). «Господь сделает тела наши световидными, подобными Своему телу» (прп. Варсонофий Великий), «тогда-то мы и будем чадами Божиими, видящими и испытывающими сияние Божие и осияваемые светозарностью Христовой славы и вместе с Ним сияющие, какими Моисей и Илия на Фаворской горе в славе с Ним явившись, предстали нам… ныне же для этого мы принимаем силу, благодаря благодати, подаваемой в крещении» (свт. Григорий Палама ). 3). И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. «Тот показывает, что имеет высшую надежду, кто прикладывает все свои силы к тому, чтобы вести добрую жизнь, потому что уподобиться Божией святости в будущем возможно, только лишь освящая себя в настоящем» (св. Беда). 4). Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. «Действительно, сущность всякого греха состоит в нарушении какого-либо закона, так что если не было бы закона, то не было бы и греха. Поскольку же закон сам по себе есть не что иное, как выражение воли Божией, то грех справедливо называется преступлением сей всесвятой воли. При каждом грехе человек вместо закона пресвятой воли Божией ставит свою злую волю, а посему становится противником и врагом своему Создателю» (свт. Иннокентий Херсонский ). Апостол «говорит как бы так: вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо, как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех, но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду» (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Протопресвитер Николай Малиновский полагает, что целью человеческой жизни является достижение подобия Божиего (40: 199). Об этом же говорит и Павел, епископ Никольск-Уссурийский: «Создавая человека, Господь Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подбию Нашему ( Быт. 1: 26 ). В образе и подобие Божием, которые находятся в душе человека, и заключается весь смысл нашей жизни, высшая ее цель: по своему образу и подобию мы должны стремиться к Первообразу, то есть к Богу, чтобы более и более Ему уподобляться и в единении с Господом находить свое блаженство; короче говоря, цель существования человека – “богоуподобление”. О таком назначении человека ясно сказано и в Ветхом Завете: Будьте святы, ибо Я… свят ( Лев. 11: 44; 19: 2; 20: 7 ), и в Новом: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5: 48 ). Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут едино ( Ин. 17: 21 )» (цит. по 83: 282. См. ст. «Смысл жизни»). Прп. Симеон Новый Богослов отмечает, что «цель всех по Богу живущих – благоугодить Христу Богу нашему и примирится с Богом Отцем через приятие Святого Духа, и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас (в цели и действии), то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше. Бесполезен всякий путь жизни, не ведущий к сему того, кто течет по нему» (цит. по 77: 34). Приведем слова прп. Серафима Саровского о цели жизни для христиан: «Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной в ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее. Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках. – Господь открыл мне, – сказал великий старец, что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Феофилакт). 5). И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши и что в Нем нет греха. «Иоанн Креститель свидетельствует о Господе, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Господь потому смог понести грехи, что в Нем Самом нет греха. В мире столько людей почитаемы за совершенных, но никто из них не был способен понести грехи мира, поскольку никто не сохранил себя в мире от греха» (св. Беда). 6). Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. «Кто знает Бога, тот и почитает Его, и служит Ему, то есть верует и поклоняется Ему, как Богу, и живет богоугодно… И тот, кто благоговеет перед Ним и боится Его, может ли позволить себе сделать что-либо неугодное Богу, когда знает, что Бог везде есть и все видит? Да уверится же всякий человек грешащий, что он не видел и ни познал Бога, и что если он умрет в этой тьме и в этом неведении, то воскреснет потом не для чего другого, как для вечного мучения. Тот же, кто увидел и познал Бога, и чрез то не позволяет себе легкомысленно и бесстрашно вдаваться в грех… воскреснет к неизреченной радости, для которой одной и рождаются, и умирают люди» (прп. Симеон Новый Богослов) . «Мы пребываем в Нем настолько, насколько не согрешаем» (св. Беда). «Пребывающий в Нем есть тот, кто неослабно следует за добродетелями и никогда не перестает совершать их» (блж. Феофилакт). 7). Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. «Люди становятся праведными, как и Он Праведен, поскольку Он дает им необходимые силы для этой цели. И человек привносит и добавляет к этому подвиг и все остальное, чем он располагает, то есть сердце, душу, ум. Но основная, первенствующая сила дарована ему Господом Иисусом Христом. Эта сила посредством Евангелия Христова роднит человека со Христом, Который есть Единый Праведный» (прп. Иустин Попович) . 8). Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Этот мир почитает телесную смерть величайшим злом, на самом деле она — величайший ограничитель зла, и устранение ее есть ни что иное, как устранение этого ограничителя. 7. Истинное воскресение «Этот сын мой был мертв и ожил». (Притча о блудном сыне — Лк.15:24 ) Согласно учению прп. Николая Кавасилы , от нас не зависит, воскреснем ли мы после смерти или нет, равно как не зависело от нас наше рождение: «Христовы смерть и воскресение приносят бессмертие и нетление всем в одинаковой степени, ибо всякий человек имеет то же естество, как и Человек Христос Иисус» 33 . Через телесную смерть и последующее воскресение Бог возвращает человека в его первозданное неповрежденное состояние, которое характеризуется бессмертием. Но наряду с воскресением телесным существует и духовное воскресение, которое есть примирение с Богом, покаяние. Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — освобождение от грехов; а второе воскресение — воскресение тела». 34 «Воскресение души — это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», — пишет прп. Симеон Новый Богослов — «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная». 35 Как истинная смерть человека — духовная, так же и истинное воскресение человека — духовное. Наиболее яркий образ духовного воскресения — евангельская притча о блудном сыне: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

http://azbyka.ru/stanet-li-zlo-bessmertn...

Я не буду описывать его подвиги, телесные злострадания и искушения, которые он перенес от завистливых братий и от бесов, – эти описания могут искусить мирян. Хочу только сказать о его духовном делании. Он постоянно поучался в Божественном Писании, Толкованиях Златоуста, словах аввы Марка Подвижника и в писаниях других отцов Добротолюбия. Любимым же его автором был прп. Симеон Новый Богослов. Именно от его книг блаженный отец Дионисий получил огромную душевную пользу, как он сам признавался. Именно после прочтения трудов прп. Симеона он начал творить непрестанную Иисусову молитву. Поскольку у него была беспредельная исихия, и люди его не отвлекали, он все глубже и глубже погружался в это делание. И со временем он получил плоды Духа, о которых говорит ап. Павел: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» . Однажды он стоял на молитве. Внезапно его окружил Божественный Свет, сияя вокруг и внутри него. Когда он пришел в себя, то оказался совершенно мокрым от слез… С тех пор он чувствовал невыразимую радость и мир в сердце. Другой раз он решил выстоять на ногах все бдение святому Димитрию. Он пришел в соборный храм, стал в стасидию и не садился от заката солнца – до восхода. Он признавался: «И тогда я почувствовал во всем моем теле такую боль и уколы, что чуть было не решил немного дать себе ослабу и переменить положение тела…». Но все-таки он выстоял все бдение не шелохнувшись и отправился к свою каливу. Не успел он пройти и половины пути, как почувствовал в сердце сладчайшее умиление. У него начали реками течь слезы. Еле-еле, с большим трудом, он смог совершить Божественную Литургию.     Рукописная карта пути от Лавры Ватопеда в Скит св. Димитрия и далее через хребет - в Дохиар. В настоящее время тропа местами утрачена. Ин 6:37 – «…приходящего ко Мне не изгоню вон…» Мф 5:10 – Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное! Пс 118:2 – Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его! Гал 5:22-23 – «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» .

http://isihazm.ru/1/?id=200

Так, прп. Симеон Новый Богослов объясняет: «Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену, таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси естества нашего… и это человеческое естество несмесно сочетал с Своим существом, и сделал его Своим собственным, так что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии, заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию» 66 . О том же убедительно пишет свт. Димитрий Ростовский со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста : «Как в создании Адама из земли, так и в создании Евы из ребра заключалось прообразование Христова воплощения от Пречистой Девы, что прекрасно изъясняет святой Златоуст, говоря следующее: “Как Адам помимо жены жену произвел, так и Дева без мужа родила Мужа, за Еву отдавая мужам долг; целым остался Адам по изъятии плотского ребра, нетленной осталась и Дева после происхождения от Нее Младенца” (Слово на Рождество Христово)» 67 . Сотворение Евы из ребра Адама имеет догматическое значение для доказательства единства человеческого рода, как о том учит св. ап. Павел: От одной крови Он произвел весь род человеческий ( Деян. 17:26 ). На библейском факте, что не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа ( 1Кор. 11:8–9 ),– ап. Павел обосновывает подчинение женщины мужчине. В самом деле, всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог… муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа… жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор. 11:3, 7, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010