Закрыть itemscope itemtype="" > Император Александр I вступил в покоренный русской армией Париж Сегодня мы также вспоминаем славянофила Ю.Ф.Самарина, изобретателя П.Н.Яблочкова, генерала П.К. фон Ренненкампфа и педагога А.С.Макаренко 01.04.2024 59 Время на чтение 7 минут Фото: runivers.ru Сегодня Святая Церковь чтит память мчч. Хрисанфа и Дарии и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодорапресвитера и Мариана диакона (283). Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003). Мч. Панхария (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522). Прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.). Исп. Иоанна (1932). Прмц. Матроны (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103). Сегодня мы вспоминаем философа и публициста Юрия Федоровича Самарина, скончавшегося в 1876 году. Он родился 21 апреля 1819 г. в Петербурге в аристократической дворянской семье. Образование получил на филологическом факультете Московского университета, где защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники» (1844). Являясь в молодые годы большим почитателем философии Гегеля, Самарин пытался примирить ее с Православием, но попытка эта потерпела крах. Зрелые философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве. С середины 1840-х гг. Юрий Самарин стал одним из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 г. он был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельстваванного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику – писал Ю.Самарин о Прибалтике. – Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/im...

4. Политика Византии во второй половине XIV века Турки К концу царствования Андроника Младшего турки являлись почти полными хозяевами Малой Азии. Восточная часть Средиземного моря и Архипелаг находились под угрозой нападения турецких пиратов, как из османов, так и из сельджуков. Положение христианского населения полуострова, прибрежных местностей и островов было невыносимым. Торговля замерла. Турецкие атаки на афонские монастыри вынудили одного из монахов, Афанасия, эмигрировать в Грецию, в Фессалию, где он основал знаменитые монастыри “в воздухе,” “волшебные и фантастические “метеоры,” 869 украшающие острые вершины скал мрачной долины Калабака.” 870 Король кипрский и магистр ордена госпитальеров, или иоаннитов, владевших с начала XIV века островом Родосом, умоляли папу поднять западноевропейские государства в поход против турок. Но небольшие освободительные экспедиции, проведенные в ответ на призыв папы, несмотря на некоторый успех, не могли привести к желанному результату. Ближайшим стремлением турок было желание прочно утвердиться на европейском берегу. Выполнение намеченного ими плана облегчалось междоусобной войной в империи, которая, особенно в лице Иоанна Кантакузена, не переставала вмешивать турок в свои внутренние дела. Обычно первое утверждение османских турок в Европе связывается с именем Иоанна Кантакузена, часто опиравшегося на них в своей борьбе с Иоанном Палеологом. Кантакузен, как известно, даже выдал свою дочь замуж за султана Урхана. По приглашению Кантакузена, турки, являясь его союзниками, не раз опустошали Фракию. Византийский историк XIV века Никифор Григора замечает, что Кантакузен настолько же ненавидел ромеев, насколько любил варваров. 871 Вполне возможно, что первые поселения турок на Галлипольском полуострове (Херсонесе) произошли с ведома и с согласия Кантакузена. Тот же византийский историк пишет, что в то время, как в дворцовом храме должно совершаться христианское богослужение, допущенные в столицу османы у дворца пляшут и поют, “выкрикивая непонятными звуками песнопения и гимны Мухаммеда, чем они более привлекают толпу к слушанию себя, чем к слушанию божественных евангелий.” 872 Для удовлетворения финансовых требований турок Кантакузен отдал им даже деньги, присланные из России великим князем Московским Симеоном Гордым на исправление пришедшего в упадок храма Св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

М. Александровский А. Перечень существующих церквей в порядке времени их построения I. Время митрополитов Киевских и всей России Спас на Бору, или Преображенский собор. Находится на дворе Большого Кремлевского Дворца. Построен в 1330 году Великим Князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите Св. Феогносте. Западный притвор и северозападный верхний придел пристроены в 1350 году В. К. Симеоном Иоановичем Гордым. 3начительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, при чем были пристроены 1) югозападный верхний придел, 2) юговосточный придел Гурия, Самона и Авива, 3) северовосточный придел Трех Святителей, 4) притвор к юговосточному приделу. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный – Мученика Прокопия, южный – Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. – В главном иконостасе находятся храмовые иконы 1) Сретенского собора, разобранного в 1801 году, и 2) церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 г. 2. Всех Святых, что на Кулишках. Находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена при В. К. Дмитрии Иоанновиче Донском в память православных воинов, павших 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле. Колокольня XVII века. Некоторая перестройка церкви была в 1687 году, а последнее значительное обновление в 1845. Приделы: 1) Пророка Наума, 2) Николая Чудотворца. 3. Марии Египетской, в Сретенском монастыре. Построена в 1385 году. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII веке фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I. 4. Воскрешения Лазаря. Во Дворце, на северозападе от Спаса на Бору. В 1393 году Бывшая Княгиня Евдокия Димитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 году зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью «Рождества Богородицы, что на Сенях», причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года Бог, посылая несчастья на наших предков, посылал им также и утешителей, которые облегчали их страдания и иногда даже спасали их от новых бедствий. Этими утешителями были по большой части Его святые служители, то есть митрополиты, епископы, священники и монахи. Так, первый митрополит всей России, святой Петр, старался всегда мирить князей, особенно Московского с Тверским, и, не имея возможности освободить весь народ от тягостной Татарской дани, специально ездил в Орду, чтобы, по крайней мере, избавить от нее Божьи церкви и дома ее служителей. Так, потом святой митрополит Алексий во время нового ужасного бедствия, случившегося на Русской земле в 1352 году, при великом князе Симеоне, сыне Иоанна Калиты, заботился, как отец, о всех страдавших несчастливцах. Этим бедствием была смертельная болезнь, известная под названием черной смерти. Человек умирал от нее в ужасных мучениях, которые продолжались два или три дня. Не только наше Отечество испытало все ужасы этой болезни: черная смерть началась в Китае, где истребила около 13 миллионов человек, потом перешла в Грецию, Сирию, Египет, перевезена была на кораблях в Италию, Францию, Англию, Германию, наконец, в наши Псков и Новгород. Все историки говорят, что нельзя вообразить зрелища более страшного: в один день исчезали целые семейства! Сначала люди усердно ходили за своими больными, но потом, когда заметили, что не только они, но даже их вещи были заразны, все начали оставлять несчастных, даже сын бежал от отца, дочь от матери, брат от брата! Во время этого общего уныния людей митрополит Алексий так же, как и многие другие духовные особы, был для них настоящим ангелом-хранителем. Они погребали несчастных, всеми оставленных мертвецов, утешали живых, огорченных потерей родных или друзей, и помогали бедным, осиротевшим, бесприютным малюткам. В 1353 году ужасная болезнь дошла до Москвы, и там в короткое время скончались от нее великий князь, два его сына и брат, Андрей Иоаннович. Симеон во время тридцатилетнего княжения следовал правилам своего отца и так же, как он, заботился о том, чтобы вся Россия повиновалась одному государю. Он был не только строг с удельными князьями и важен в обхождении с ними, отчего и назван Гордым, но умел заслуживать почтение и сильных в то время Литовских князей, сыновей славного Гедимина. Знаменитейший из них, Ольгерд, ставший впоследствии повелителем и своих братьев, и всей Литвы, был даже в родстве с великим князем Симеоном, так как был женат на его свояченице, княжне Иулиании (дочери князя Александра Михайловича Тверского), а потом женил и своего брата Любарта на его племяннице, княжне Ростовской.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Игнатию (Григорьеву), епископу Чистопольскому и Нижнекамскому 7 июля 2019 г. 20:53 7 июля 2019 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Игнатия на служение. Преосвященный епископ Игнатий! Днесь, когда Церковь чествует величайшего из пророков — Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, исполнилась о тебе воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2), избравшая тебя к высшему иерархическому служению и Духом Святым поставившая блюстителем стада Христова (Деян. 20:28). По молитвам верных и чрез возложение на главу твою рук архипастырей ты сподобился принять Небесного Утешителя, Который соделал тебя епископом Церкви Православной и преемником служения апостолов. Ты приступаешь с дерзновением к престолу благодати (Евр. 4:16), будучи наделенным особыми дарами Духа. Выслушай же со вниманием сие наставление, которое по долгу отеческой любви преподаю тебе ныне. С благословения Божия облачился ты в священные архиерейские ризы. Саккос надел во образ страданий Господа, ибо и тебе надлежит полагать душу свою за пасомых, доколе не изобразится в них Христос (Гал. 4:19). С омофором воспринял сугубую ответственность за спасение овец словесного стада, дабы ничто из наследия Божия не погибло для жизни вечной. Панагия же возложена на грудь твою как печать и свидетельство веры (свт. Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения, 48). Ты вступаешь на новое поприще трудов. Путь этот непрост и таит в себе немало опасностей, главные из которых — это человеческие слабости, и в первую очередь — тщеславие и гордость, потому что, достигнув значимого положения, люди нередко начинают думать о себе высоко и ищут от других славы и почета. Гордость не только ослепляет духовно, являясь корнем остальных греховных страстей, но и затуманивает разум, лишает способности правильно воспринимать себя и окружающую действительность. Поэтому призываю тебя к тому, чтобы ты берегся этого огненного искушения и всегда помнил о том, что истинная сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12:9), ибо гордым Бог противится, а смиренным подает благодать (1 Пет. 5:5).

http://patriarchia.ru/db/text/5466107.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Гордый и смиренный       Гордый и смиренный        Шли вместе гордый и смиренный. Подошли к реке, а через реку проволка натянута. Гордый пошел по проволке, а смиренный начал брод искать. Свалился гордый в воду, а смиренный помог ему и вытащил на берег.   Идут они дальше и встретили перед собой глубокую пропасть. Гордый разбежался, чтобы ее перепрыгнуть, а смиренный начал деревья валить и мость наводить. Гордый прыгнул через пропасть, но свалился и еле успел зацепиться за камень. Смиренный протянул гордому ветку и вытащил его из пропасти.   Пришли они в город уставшие и прилегли отдохнуть под платаном на площади. Тут к ним подошли какие-то старики, а с ними – толпа горожан. И один из стариков толкнул гордого ногой. Тот так и взвился: «Да кто ты такой? Да как ты посмел?» Старики извинились перед гордым гостем и приблизились к смиренному. И тот же старик сильно толкнул смиренного ногой. А смиренный встал, поклонился и говорит: «Простите меня, дедушка, что я тут разлегся и вам мешаю пройти! И очень сожалею, что вы об меня так больно ушибли ногу!»   При этих словах все горожане радостно воздели руки и закричали: «Слава Небесам! Мы нашли нового царя! Самого мудрого и смиренного! С тех пор, как умер наш царь, уже много лет мы не могли найти подобного ему! И вот, о чудо! – наш министр нашел долгожданного царя в этом смиренном человеке!»        Сказал старый монах: «Смирение требует только одного нашего желания быть смиренным, а умение дает Бог».     Изречения Старца Симеона Монах и лестница к оглавлению Комментарии Всего комментариев: 2 2011/04/29, 16:51:28 Спасибо. Очень поучительно и вовремя. Благодарю за указание.Христос Воскресе!!! 2011/04/28, 13:37:33 Спасибо. Очень поучительно и вовремя. Благодарю за указание. varvara Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=610

Когда я прибыл на Афон, я спросил старца Паисия: – Что мне читать? – Ничего, – ответил он. Сейчас мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Все это оттого, что сердце закрыто. Оно должно открыться, чтобы впустить Христа. Старец Паисий, когда запретил мне читать, утешил меня: “Не волнуйся! Я тоже ничего не читал”. Потом подумал и сказал: “Ничего, кроме преподобного Симеона Нового Богослова”. Потом добавил: “Чуть-чуть Иоанна Златоуста”. И, наконец, признался: “Еще читаю авву Дорофея. Но не для того, чтобы понять, а для того, чтобы смириться”. Когда читаешь для того, чтобы смириться, можно понять гораздо больше, чем когда читаешь для того, чтобы понять» . Маленький Арсений с детства каждый день читал Святое Евангелие. Где-то доставал жития святых и читал их взахлеб. Потом он, уже будучи старцем, как-то скажет: «С юности я читал очень много житий святых, а сейчас чтение житий мне помогает уже не столько – потому что я их уже не читаю, а живу» . В детстве же прочитанное в житиях он еще только учился применять к себе. «Если человек просвещён, образован и при этом имеет смиренное мудрование, то это лучше всего, – свидетельствовал старец Паисий И всё-таки старец Паисий уделял большое значение святоотеческой начитанности христиан, особенно иноков, несмотря на только что приведенные рекомендации чаду-вундеркинду. Другому ученику он как-то посетовал: «Вот увидишь, они скоро начнут запрещать в монастырях святоотеческое чтение, потому что оно будет обличать их» . Хотя надо отметить, что в наставлениях старца Паисия неоднократно встречаются и примеры блаженной простоты: старец Паисий не ставил смирение в зависимость от уровня образования. Так, он отмечал: «Говоря “просвещённый человек”, мы имеем в виду человека, просвещённого духовно, зрелого духовно. Я заметил, что как человек неучёный может быть и очень гордым, и очень смиренным, так и человек образованный может быть и очень гордым, и очень смиренным. То есть вся основа – во внутреннем просвещении. Это то, о чём говорит Василий Великий: “Важнее всего – это занимать высокое место и иметь смиренное мудрование”. Тот, кто занимает какую-то значительную должность и имеет немного гордости, некоторым образом имеет в этом оправдание. Но нет никакого оправдания тому, кто имеет гордость, не занимая высоких должностей. Вся основа – в просвещении себя, во внутреннем просвещении. Если человек просвещён, образован и при этом имеет смиренное мудрование, то это лучше всего» .

http://pravoslavie.ru/143905.html

XVI в. (Об ошибочности понятия «второе южнославянское влияние»)//Древнерус. лит. язык в его отношении к старославянскому: [Сб. ст.]. М., 1987. С. 144-176). Вопреки мнению исследователей кон. XIX - сер. XX в. (А. И. Соболевский , В. А. Мошин , Д. С. Лихачёв и др.) Ж. игнорировала наиболее важный - литературный - аспект этого масштабного и сложного культурно-исторического явления, сводя его исключительно к графико-орфографическим признакам, к-рые стремилась объяснить (отчасти под влиянием гипотезы амер. слависта Д. Ворта) как результат архаизации и грецизации орфографии рус. рукописей в XV в. Несостоятельность этого тезиса Ж. продемонстрирована в новейших работах М. Г. Гальченко, изучившей сплошной массив восточнослав. рукописей 2-й пол. XIV - 2-й пол. XV в. ( Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Др. Руси: Избр. работы. М.; СПб., 2001. (Тр. ЦМиАР; Т. 1)). При исключительной любви к рус. национальной культуре, особенно в ее церковной форме, Ж. нередко в исследованиях руководствовалась чувством ложно понимаемого патриотизма. С этим связаны характеристика ею кириллической части Реймсского Евангелия (представляющей отрывок скромного по оформлению рядового кодекса) как рукописи, принадлежавшей дочери кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого франц. кор. Анне (Реймсское евангелие: История его изучения и текст. М., 1978), и попытка отождествления царя Симеона, упоминаемого в копийной выходной записи кирилло-белозерского списка Изборника 1073 г. и в предисловии к «Златострую» пространной редакции, с вел. кн. Московским Симеоном Иоанновичем Гордым (Изборник 1073 г.: Судьба книги, состояние и задачи изучения//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 5-31). Ок. 20 лет, вплоть до смерти, Ж. являлась ответственным редактором славяно-рус. серии «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР» (работа начата в 1960 по инициативе акад. Тихомирова), входила в коллектив авторов инструкции по описанию славяно-рус. рукописных книг для «Сводного каталога...», остающейся одним из самых удачных действующих археографических руководств (Рекомендации для определения языка (извода) древних слав.

http://pravenc.ru/text/182351.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010