Так и Пречистая Дева Мария пришла с Богомладенцем и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, принеся с Собой по бедности двух птенцов голубиных. Здесь Святое Семейство встретил благочестивый старец – Симеон Праведный, о котором в Евангелии сказано, что Дух бе Свят в нем ( Лк 2,25 ). В пророчестве Духа Святаго ему было сказано, что он не увидит смерти, доколе не встретит и не узрит Христа Господня ( Лк 2, 26 ). Согласно древнему благочестивому преданию, святой праведный Симеон в молодые годы был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания с еврейского языка на греческий. И вот, когда Симеон переводил пророчество святого пророка Исаии о рождении Девою Сына Божия, то усомнился в этом. Тогда явился ему Ангел Господень и предсказал, что Симеон не умрет, пока своими очами не увидит Богомл аденца Христа, Спасителя мира. По вдохновению свыше старец Симеон пришел в храм именно в тот день, когда здесь появилась Дева Мария с Младенцем Иисусом. Так произошла встреча (сретение) этого служителя Божия с Самим Господом, Сыном Божиим Иисусом Христом! Святой праведный Симеон принял с благоговением на свои руки Богомладенца и воспел дивную песнь, которую мы ежедневно слышим в наших храмах на вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», то есть Ты отпускаешь теперь Своего раба спокойно умереть, «ибо видеста (увидели) очи мои спасение Твое, еже уготовал еси пред лицем всех людей...» – спасение, которое Ты, Отче, отныне даруешь всем людям через этого Младенца, находящегося в моих объятиях... В руках моих Тот, Кто принес в мир «свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля», то есть просвещение всех – не только иудеев, но и языческих народов, пребывавших до того в греховной тьме и неведении истинного Бога. Затем, возвращая Младенца Матери, Симеон пророчески изрек: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий ( Лк 2,34 ). И действительно, отвергшие Христа воистину обрекли себя на падение! О Нем пререкались на стогнах Иерусалима; о Нем и поныне пререкается весь мир... Одни «падали», духовно претыкаясь о Его Господню Голгофу, другие ею возвышались – как те израильтяне, что уверовали в Него и навсегда остались верными Ему, порой даже до смерти! Вспомним здесь хотя бы таких Его учеников, как святые апостолы Петр и Павел, или же такого Его исповедника, как святой первомученик Стефан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот обычай поспешила исполнить и Преблагословенная Матерь Богомладенца в сороковой день после Его рождения. У храма ее ожидала удивительная встреча («сретенье»), в ознаменование которой праздник и получил свое название. Встретил Их Старец Симеон, который, по преданию, входил в число 72 переводчиков («толковников») Ветхого Завета на греческий язык. Дело было в том, что египетский царь Птолемей Филадельф (годы правления 287–247 гг. до P. X.) собирал для основанной им в Александрии библиотеки все значимые книги Древнего мира. В связи с этим, он обратился к Иерусалимскому первосвященнику с просьбой прислать ему список еврейских священных книг и опытных переводчиков, владеющих греческим языком. В числе прибывших в Александрию был и Симеон, которому досталась книга пророка Исаии, наиболее ясно предсказывающая обстоятельства Боговоплощения. Начав работу и дойдя до текста Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис. 7; 14 ), он посчитал, что в текст вкралась ошибка. Симеон хотел поменять слово «Дева» на «молодая женщина», рассуждая: как же дева может родить? В этот момент ему явился ангел Господень и удержал его руку, пообещав, что Симеон своими глазами увидит исполнение записанного здесь пророчества. Сретение Господне Много лет он ждал этого момента, и когда Божия Матерь принесла Богомладенца в храм, Симеон по Божественному наитию пошел им навстречу. Увидев Младенца-Христа, Симеон взял его на руки и сказал Ему слова, которые уже много сотен лет звучат за православным богослужением: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ( Лк. 2; 29–32 ). Епископ Феофан (Говоров) писал о Сретении: «В лице Симеона весь Ветхий Завет , неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, лицом к Лицу. Иосиф и Богородица были удивлены такими словами, а Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2; 34, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

III. Слушатели-братия! Дай Бог нам дожить до старости маститой, здоровой и поучительной. Но помнить надобно, что такая старость достигается только тогда, когда лета юности и мужества прожиты не в праздности, не в суетных и порочных удовольствиях, а в труде, в исполнении нравственного долга, обязанностей веры и звания. Юность, молодость – это весна нашей жизни, мужество – это лето, старость – это осень. Осенью обыкновенно пользуются плодами того, что посеяно весной и возросло, созрело летом. Будем же трудиться в цвете и крепости сил, чтобы старость наша была многоплодна и многополезна, чтобы совесть наша не упрекала нас за прежнюю жизнь, каждый из нас спокойно и с надеждой блаженной вечности может сказать: «ныне отпусти меня, Владыко, с миром». Аминь. (Составлено по «Словам и речам» Леонтия, митрополита Московского, т. II, изд. 1888 г.). Третий день Поучение 1-е. Правв. Богоприимец Симеон и пророчица Анна (Почему праведный Симеон не боялся смерти?) I. Bocnoмuhaя сретение Господа нашего Иисуса Христа в храме иерусалимском, Св. Церковь ублажает и тех лиц, которые участвовали в этом евангельском событии первых дней земной жизни Богомладенца. Когда прошло сорок дней от рождения Спасителя, Богоматерь и Иосиф принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы представить Его пред Господа. Здесь встретили их праведный Симеон с пророчицей Анной и открыто возвестили всем о наставлении спасения чрез рождение единородного Сына Божия. По свидетельству Евангелия, Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Этот святой старец благоговейно служил Богу и верно исполнял все обязанности к своим ближним. За свою святую и богоугодную жизнь он удостоился особенного благоволения Божия: ему обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. Сколько лет праведный Симеон ожидал исполнения этого радостного обещания, нам неизвестно. Но, судя по его словам, немалое время ему пришлось ожидать Утехи израилевой, так что он смотрел на смерть, как на отрадный предел своего многотрудного и долголетнего странствования на земле. Наконец в один день он, по внушению Духа Божия, приходит в храм и встречает Богомладенца вместе с преблагословенной Марией и праведным Иосифом. Тогда Симеон, приняв на свои руки Младенца Иисуса, прославляя Бога, возгласил: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Здесь же присутствовала и пророчица Анна, вдова лет около восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она вместе с Симеоном восхваляла Господа и говорила о явлении Спасителя всем, ожидавшим в Иерусалиме Его пришествия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.    Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.    В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию, он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».    Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».    Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и »славою для народа своего«, то есть Израиля. — Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.    Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В те времена, чуть ранее, жил еврейский мудрец по имени Гамалиил, Гиллель, который говорил: “Не делай другим того, что ты самому себе не желаешь, в этом закон и пророки”. Христос перефразировал эту фразу, Он ее произносил иначе: “Делай другим все то, что ты сам себе желаешь, в этом закон и пророки”. Поэтому ветхозаветная праведность, она более пассивна — не делай, а новозаветная праведность активна — делай. То есть, наше христианское добро должно быть наступательным. …И Мария, и Иосиф на сороковой день приносят Младенца во храм, чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Если мы смотрим на икону Сретения, иногда на ней изображают, как в клетке приносят двух горлиц в жертву в Иерусалимский храм для очищения. И далее мы читаем: “Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем”. В еврейском народе Симеон почитается до сих пор. Он называется Великий Симеон. или праведный Симеон. Его высказывания входят даже в разные части еврейского Талмуда. Настолько этот человек считался праведным, благочестивым, что еврейские дети до сих пор заучивают наизусть его высказывания, чтобы мудрость, которую имел Симеон, внести в свое сердце. В христианской традиции Симеон был одним из переводчиков Библий с еврейского языка на греческий. То есть он жил более двухсот лет до Рождества Христова, уже жил и деятельно трудился. Тогда, по заказу известной александрийской библиотеки, фараон Птолемей потребовал от евреев, чтобы они перевели Священное Писание с еврейского на греческий. Евреи очень долго отказывались, но потом дали согласие. Фараон Птолемей не доверял евреям, что они переведут правильно, и он собрал семьдесят двух переводчиков, поэтому этот перевод называется “перевод семидесяти”, или, по-гречески, Септуагинта, и сказал: каждый будет переводить отдельно от другого, а мы потом сравним. И каждого поместили в отдельную келию, как учит предание, чтобы каждый переводил, а потом греки ходили и смотрели, одинаково ли они переводят.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

– Где Симеон, раб Божий? Покажите нам того, кто так благоприятен Богу и ангелам. Если же не покажешь нам его, то сожжем вас и весь ваш монастырь. Симеон выше вас всех и много чудес через него Бог сотворит на земле. Воспрянув ото сна, игумен возвестил о своем страшном видении братии и поведал им, какой ужас претерпел он из-за Симеона. Повсюду разослал он искать Симеона и даже сам отправился на поиски. Взяв с собою некоторых из братии, игумен ходил по пустыне и по пещерам, разыскивая подвижника. Вскоре он встретил пастухов, пасущих стада овец, и, опросив их, узнал, что Симеон находится в пустом колодце. Поспешив к этому колодцу, игумен стал звать Симеона: – Здесь ли ты, раб Божий? – Оставьте меня, святые отцы, – отвечал Симеон, – только на малое время, пока не предам я дух свой: изнемогла душа моя, ибо прогневал я Господа. Но иноки насильно извлекли его из колодца и привели в монастырь. Прожив здесь немного времени, блаженный Симеон тайно ушел из монастыря и стал опять скитаться в горах и пустыне. Водимый Духом Божьим, он пришел на гору, находившуюся близ селения Таланиссы, и, найдя здесь высеченную в скале небольшую келию 5455 , затворился в ней. В этой Келии пробыл он три года. Здесь он привел себе на память, как Моисей и Илия постились сорок дней ( Исх. 24:18 ; 3Цар. 19:8 ), и пожелал испытать и себя таким же постом. В это время пришел в Таланиссу епископ той страны, по имени Васс, обходивший церкви по городам и селениям. Услыхав о блаженном Симеоне, епископ пришел и к нему. Симеон стал умолять его, чтобы тот запер двери его Келии на сорок дней, не давая ему никакой пищи. Но епископ не соглашался. – Не подобает, – говорил он, – человеку убивать себя безмерным постом: ибо это скорее грех, чем добродетель. – Тогда поставь мне, отче, – ответил ему преподобный, – только хлеб и воду, чтобы, если окажется необходимым, я мог немного подкрепить свое тело пищей. Васс так и поступил: поставив в келии хлеб и воду, он загородил двери камнями и отправился в путь свой. Как только прошло сорок дней, он пришел опять к преподобному и, раскидав камни, отворил двери и вошел в келию. Здесь он увидел, что преподобный, как мертвый, лежит на земле, а хлеб и вода нетронутыми стоят там же, где были поставлены: великий постник даже и не прикоснулся к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Здесь можно видеть, что в защите священнической власти иерархии пр. Симеон исходит из факта, для него неоспоримого: т. е. из факта действительности таинств и тождества веры с верою апостолов. Поэтому естественно, что он рассматривает отвержение духовных отцов своего времени как отвержение Бога. «Те, которые не принимают их, — говорит он, — и не слушают их слов, услышат Господа, говорящего им: «Воистину, Я говорю вам: отраднее будет жителям земли Содомской и Гоморрской, чем вам». И так как Он им сказал: «Кто вас принимает, Меня принимает, и кто вас слушает, Меня слушает, и кто отвергает вас, Меня отвергает, и кто Меня отвергает, отвергает пославшего Меня», ясно, что то же самое случится с теми, кто живет теперь, и с теми, кто будет впоследствии того же рода жизни, как и они. И те, кто их не принимает и их не слушает, но отвергает их, не принимает Христа и не слушает Его, но отвергает Его и Его Отца, пославшего Его». Пр. Симеон очень категоричен относительно необходимости таинств, совершаемых священниками. «Никто, — говорит он, — не приходит к вере во Святую и Единосущную Троицу, если не будет научен вере учителем, и никто не крещается без священника, и не становится сам собою причастником божественных тайн. А тот, кто не становится причастником их, никогда не достигнет вечной жизни».    Можно, следовательно, сказать, что в 3-м Послании пр. Симеон выражается в несколько отличном тоне и даже содержательно иначе сравнительно с тем, что он пишет в 58-ом Гимне и в Первом Послании о исповеди, где более сосредотачивается на мистических дарованиях и праве разрешительной власти, вытекающем из них. Здесь пр. Симеон хочет сильнее подчеркнуть апостольское преемство, имеющее своим началом Самого Христа, посланного Отцом и пославшего в мир апостолов, которые, в свою очередь, оставили своими преемниками епископов. Картина, поражающая сходством с Посланием св. Климента Римского к Коринфянам. Хотя пр. Симеон неуклонно настаивает на том, что спасение невозможно без харизматического духовника, все Послание есть ответ на вопрос, как его найти и отличить от лженаставника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

О чудо! Так, следовательно, Он становится всем для нас, сущий превыше всего». Это очень важное место, где пр. Симеон, выражаясь апофатическим языком, говорит, что Христос выше всякого света, как и всех других Его наименований. Далее Христос вступает в разговор с пр. Симеоном. Тут преподобный использует образ живоносного источника: «Если ты еще чувствуешь жажду, — говорит он, — то ты еще не пил от той воды… Потому что я слышал некоего, — (здесь пр. Симеон говорит о самом себе как о третьем лице), — что с тех пор, как человеколюбивый Владыка даровал ему пить в сытость от этой воды, если случалось ему забыть и как не пившему просить снова, чтобы ему было дано напиться от нее, то она, то есть вода, которую он пил, скакала внутри его сердца и прыгала, как световидный поток, и он сразу видел ее. А она как будто бы беседовала через трепетания в нем и говорила: «Не видишь ли меня, что я здесь нахожусь с тобою? И откуда ты просишь, чтобы я была с тобою, или чтобы я пришла? Разве ты не знаешь, что я всегда сопребываю с теми, кому я однажды дам пить меня, и я становлюсь в них бессмертным источником».    Так как Христос свет мира, естественно, что верующие видят Его. Тот, кто Его не видит, мертв. «Если же ты вообще не был удостоен, — говорит пр. Симеон, — видеть Самого Христа, что ты воображаешь, что живешь? Что ты думаешь, что служишь Ему, Которого никогда не видел?» Невозможно познать Христа через одно только Писание, если мы не способны Его видеть. Однако в том же Нравственном Слове пр. Симеон несколько смягчает это строгое суждение и допускает, что можно служить Христу, даже если кто Его не видел, как служат царю слуги, его не видевшие. Нужно поэтому искать Христа и в смирении служить Ему, чтобы найти Его в момент смерти. С другой стороны, на пути ко Христу есть много ступеней — смирение, покаяние, исполнение заповедей и, прежде всего, слезы. Исходя из слов апостола Павла — «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос», — пр. Симеон пространно, со своим обычным реализмом говорит о процессе образования в нас Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

   «Старца прослави и старую вдовицу.» Идет речь о престарелых Симеоне Богоприимце и Анне пророчице. Старец Симеон был человек праведный и благочестивый. Он жил надеждой на пришествие обетованного Христа и удостоен был откровения свыше, что не умрет до тех пор, пока не дождется и не увидит Христа Господня. Он дождался и увидел Его в храме, куда Матерь Иисуса в сороковой день по рождении Его пришла с Ним по закону. И не только увидел, но и принял Его на руки свои, и, держа на руках, прославил Бога и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое.» Вместе с Симеоном встретила Младенца Иисуса, принесенного в храм, святая Анна пророчица, престарелая вдова, жившая при храме и здесь день и ночь служившая Богу молитвой и постом. И она, как пророчица, в лице этого Младенца узнала обетованного Христа и, славя Господа, говорила о чудном Младенце всем чающим избавления.    Великой милости от Господа сподобились святые старцы Симеон и Анна, узрев в храме Младенца Христа. Блаженны очи их, увидевшие в лице Христа то, что «многие пророки и цари желали видеть... и не видели» (см. Мф. 13:16—17). Блаженны руки Богоприимца, державшие Его. Но подобного близкого общения со Христом сподобляются доселе верующие в Него. Ибо неложно Его обетование пребывать с нами «во все дни до скончания века» (см. Мф. 28:20). Как члены Церкви Христовой, верующие суть члены Самого Христа, ибо Церковь есть тело Его (см. 1 Кор. 12:27). Он в отношении к ним есть «виноградная лоза, а они ветви этой лозы» (см. Ин. 15:5). «Ядущий Его плоть и пиющий Его кровь пребывает во Христе и Христос в нем» (см. Ин. 6:56).    Поразительная близость ко Христу верующих в Него! В сем отношении они не меньше, даже больше счастливы, чем Симеон Богоприимец, державший Его на руках, и Анна пророчица, видевшая Его. Но, разделяя с ними это счастье, дорожишь ли им, душа моя, как дорожили Симеон и Анна?    Ревнуешь ли их деяниям и житию? Симеон был праведен, обладал высокими нравственными совершенствами, и ревность о праведности и благочестии одушевлял живой верой в грядущего Христа с пламенным желанием видеть Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В восточнохристианской церкви праздник всегда был прежде всего посвящен Господу, но при этом в богослужебных текстах и песнопениях должное воздавалось Богородице, принесшей Младенца во храм, как того требовал ветхозаветный обычай. Дело в том, что у иудеев женщина, родившая ребенка, считалась нечистой в течение сорока дней. По прошествии этого времени следовало принести в храм жертву очищения, как об этом говорится в книге Левит: " По окончании дней очищения своего за сына или дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех " (Лев. 12, 6). " Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста " (Лев. 12, 8). Конечно, непорочно зачавшей и родившей Бога Деве не требовалось никакого очищения, но по своему смирению Пресвятая последовала установленному правилу. Пришедшее во Иерусалимский храм святое семейство встретил старец Симеон. По преданию, которое письменно фиксируется достаточно поздно (Х век, «Анналы» александрийского патриарха Евтихия), он был в числе семидесяти переводчиков-толковников Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, работавших по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа. По жребию Симеону досталась книга пророка Исаии. Переводя ее, он дошел до слов: " Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына... " (Ис. 7, 14) и, усомнившись, что возможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына, хотел исправить в книге слово " дева " на слово " жена " . В этот момент ему явился Ангел и возвестил, что Симеон сам увидит исполнение этих слов. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме, ожидая пришествия «утешения Израилева» и вместе с тем – конца своей жизни. Старец стал символом всего ветхозаветного народа, смысл многовековой истории которого воплотился в подготовке ко встрече с грядущим Мессией. В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям, находившимся в аду – «Адаму, во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестие» (7-я песнь канона праздника) и «…живот же носяй, живота прошаше разрешения, глаголя: Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна отроча, Бога превечного и Спаса мира» (3-я стихира на стиховне).

http://pravoslavie.ru/457.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010