Из отечественных писателей замечательны по части исследования по Литургике: Преосвященный Вениамин, написавший сочинение под заглавием: «Новая Скрижаль» (1803 г.) или дополнительное объяснение о церкви, литургии, всех служб и утварях церковных; он допускает таинственное значение при объяснении о церкви, утварях и всех службах, в церкви совершаемых. Главная цель этого сочинения та, чтобы показать читателям духовное знаменование Богослужения и открыть таинственную силу сущности Богослужения. В пособие для такой цели он брал труды Симеона Солунского , Германа, патриарха Цареградского. Преосвященный Вениамин во всех принадлежностях Богослужения ищет смысла таинственного, допуская по местам толкование догматическое, нравственное и историческое. Преосвященный Гавриил (1782 г.) Митрополит Петербургский издал сочинение – «о служении и чиноположениях Православной, Греко-российской церкви». Признавая важность и необходимость аллегорических толкований Богослужения, преосвященный Гавриил отсылает своих читателей к сочинениям Симеона Фессалоникийского и Германа, Патриарха Цареградского, к книге «Новая Скрижаль,» как к сочинениям по преимуществу с этим характером. Собственно же своему сочинению назначает ту цель, чтобы свидетельствами соборов и св. Отец доказать древность чиноположений и показать, почему и какие из них установлены. Иван Дмитревский, (1805 г.) в начале нынешнего века, известен своим «объяснением на Литургию», где, после обстоятельного исследования о том, от кого, когда, с какою целью установлена Литургия, как она совершалась во времена Апостольские и в первые три столетия, по какому случаю Василий Великий и Иоанн Златоуст написали свои Литургии, когда и от кого и по какой причине установлена Литургия преждеосвященных даров, автор приступает к изъяснению сперва необходимых принадлежностей Литургии, потом самой Литургии, и изъясняет её в смысле историческом, догматическом и таинственном. Протоиерей Иаков Воскресенский (1821 г.) издал свое сочинение «о церкви, утварях, церковных службах, облачениях, с изъяснением таинственного знаменования оных».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

2) «О еже не приносити за инославных, ниже о явленно грешащих и непокаянно живущих» (РГБ. Егор. 1570. Л. 531–532; ГИМ. Син. 346. Л. 281–282; см.: Остен. С. 203–204), содержащий цитаты из блж. Симеона Фессалоникийского и Скрижали. 22 Подробнее о памятнике см.: Панич. Указ. соч. (там же – ссылки на ряд публикаций этого и других современных авторов по интересующему нас периоду; заметим, что историко-богословская составляющая книги Т. Панич уступает историко-филологической). 23 См. примеч. 11. Имя самого свт. Петра не упоминается – что вполне объяснимо, учитывая противоречивое влияние этого святителя на русскую церковную традицию в XVII в. и последующее время: с одной стороны, его Требник в ряду других южнорусских книг был официально объявлен еретическим, с другой – на его основе тем же Евфимием были составлены уже упоминавшиеся выше «Воумление» и, позднее, «Известие учительное» (где текст Требника митр. Петра подвергся, впрочем, значительной переработке), доныне входящее в русский Служебник. Можно отметить и то, что в том же «Щите веры» содержатся ссылки на «Православное исповедание» Могилы как на авторитетное свидетельство православного вероучения. См. также: Асмус В. , прот. К оценке богословия святителя Петра Могилы , митрополита Киевского//БСб. 2002. Вып. 10. С. 224–241. 24 Сочинения Солунского митрополита (наряду с другими греческими книгами) для целей полемики были присланы в Москву по просьбе братьев Лихудов патриархом Досифеем Иерусалимским и переведены самим Евфимием (см.: ГорскийА.В., прот., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской (Патриаршей) Синодальной библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Ч. 2. C. 486–499). Этот перевод был напечатан в 1894 г. Московской единоверческой типографией. Текст, перевод и анализ тех мест из сочинений Симеона, которые посвящены проблеме освящения литургийных частиц, см. в статье: Асмус М., диак. Указ соч. С. 13–16. Кроме упомянутых нами выше «Скрижали» и грамоты патриарха Паисия, Евфимий приводит также выдержки из атрибутированного Герману Константинопольскому «Толкования на литургию» (см.: Strakhova. Op. cit. P. 155–158).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1931 . Simeone arcivescovo di Tessalonica. Sull’orazione//AdQ 6 .509). 207–211. Гл. 296–297 вошли в Добротолюбие ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 60–62) не по ркп, а по иерусал. изд. 1683 г. [Об Иисусовой молитве и богослужении]. Диалог во Христе против всех ересей, 360–373 PG 155, 669–696. пер.: см. 6 .1926/1. [Об отпевании]. Ответы на некоторые вопрошания архиерея [Гавриила Пентапальского] PG 155, 829–952. разных вопроса, 2/3 касаются канонич. права и литургики]. пер.: см. 6 .1926/5. О священстве PG 155, 953–976. пер.: см. 6 .1926/6. Толкование о божественном храме PG 155, 697–750. [Не путать с «Диалогом во Христе против всех ересей», 101–155: О святом храме]. Слав. пер. и русский парафраз в кн.: 1932 . Таинственное толкование на литургию блаженнейшего Симеона митрополита Фессалонитского: Книга о храме и Толкование на Литургию [=PG 155, 697–749]// Дмитриевский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. 2 М. 1804. 1–90 второй пагинации [парал. церковнослав. текст и рус. пер. греч. текста по Евхологию Гоара, с сокращением антилатинских полемич. мест]; 3 СПб. 1884. 301–352; 4 СПб. 1897. 373–424. изд.: Симеона Солунского Таинственное толкование на литургию... [Парафраз]. Казань 1910. 37. пер.: 1933 . Symeon von Thessaloniki. Über die göttliche Mystagogie. Eine Liturgieerklärung aus spätbyzantinischer Zeit/Übers. Gamber W., eingel. und hrsg. Gamber K. Regensburg 1984. 68. (Studia patristica et liturgica. 12). Отрывки из Фессалоникийского служебника 1934 . Darrouzès J. St. Sophie de Thessalonique d’après un rituel//REB 1976. 34. 45–78. [Фрагмент чина каждения]. Последование службы св. Димитрию 1935 . Laourdas В. B. Συμεν Θεσσαλονκης. κριβς Διταξις τς ορτς το γου Δημητρου//GP 1956. 39. 326–341. Неизданные Чин богослужения Великой Церкви (КНП); Изложение службы в Фессалониках; Редакции Типикона, Псалтири, Октиха, Миней (служба приближена к монашеской). Гимнография и молитвы См.: Филарет. Обзор песнописцев. 79, 374–376; обширный гимнограф. материал здесь не упомянут.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Именно в свете такого учения о Церкви Нил интерпретирует адресованные Петру слова Христа. Если Папа является преемником Петра постольку, поскольку он сохраняет истинную веру, ясно, что слова Христа, касающиеся Петра, более не смогут прилагаться к Папе, если он эту веру утрачивает. Истинная вера, однако, может сохраняться другими епископами, и тогда очевидно, что не одна только римская Церковь построена на Камне... Церковь Христа установлена на «богословии» Петра (то есть на его исповедании Христа как Бога), но все имеющие истинную веру исповедуют то же самое богословие 57 . Нил понимает Мф.16в духе Оригена : каждый истинно верующий является преемником Петра, но, в отличие от александрийского богослова, он полностью признает все значение видимой структуры Церкви. Толкование Оригена , таким образом, интегрируется в органическую и сакраментальную экклезиологию. Для него, как и для Варлаама, блюстители истины и преемники Петра – это главы Церквей, то есть епископы. Каждый член Церкви, конечно, прочно укоренен на Камне, но ровно в той мере, в какой он принадлежит церковному организму, главой которого является епископ. «Нет ничего великого в епархии Рима, называемой апостольским престолом, ибо каждый епископ посажен на престол Христа и наделен достоинством, высшим, чем ангелы» 58 . У святителя Симеона Фессалоникийского , богослова и литургиста пятнадцатого века, мы находим еще одно свидетельство византийского отношения к Петру и его преемству. И для него преемство Петра – это преемство в истинной вере: «Не должно противоречить латинянам, когда они утверждают, что римский епископ – первый. Это первенство не пагубно для Церкви. Пусть только они докажут его верность вере Петра и вере преемников Петра. И если это так, пусть он пользуется всеми преимуществами Петра, пусть будет первым, главой, начальником всех и верховным первосвященником [...] Пусть епископ Рима будет преемником Православия Сильвестра и Агафона, Льва, Либерия, Мартина и Григория, тогда и мы назовем его апостольским и первым среди других епископов; тогда мы тоже будем повиноваться ему, и не только как Петру, но как Самому Спасителю» 59 . Очевидно, что эти слова святителя Симеона – не просто риторическое преувеличение. Каждый православный епископ, пока он не изменяет своему епископскому достоинству, представляет образ Христа в Церкви. И первый среди епископов – не исключение: он, в возложенных на него обязанностях, в данном случае – в первенстве, тоже призван являть образ Христа. Именно в этом смысле Эпанагога девятого века говорит о патриархе Константинопольском как об «образе Христа»; этот знаменитый текст, составленный, вероятно, святителем Фотием, не оспаривает, конечно, роли других епископов, которые являют «образ Христа» в своих собственных Церквах, но утверждает особую функцию епископа столичного города в явлении этого образа за пределами его епархии, в жизни всей Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

добивался патриарх. Конец спорам положило проведенное осенью 1689 г. следствие о заговоре Ф. Шакловитого, участником к-рого был признан Сильвестр, казненный 11 февр. 1691 г. (среди прочего его обвиняли в том, что он надеялся при посредстве Софии Алексеевны занять Патриарший престол, низложив И.). С целью авторитетного окончания богословской полемики патриарх обратился к др. иерархам. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара отправил в ответ сочинения архиеп. Симеона Фессалоникийского, «Православное исповедание» свт. Петра (Могилы) и др. произведения, прислал книги также и Молдавский митр. Досифей; их переводил чудовский инок Евфимий и свидетельствовал И. Созванный И. в янв. 1690 г. Собор осудил Сильвестра (Медведева) и запретил к распространению книги правосл. авторов (преимущественно украинских), содержащие «латинские ереси». Были запрещены сочинения Симеона Полоцкого, Петра (Могилы), Иннокентия (Гизеля) , Иоанникия (Галятовского) , Лазаря (Барановича) , Сильвестра (Косова) и др. Цензуре подвергся 1-й т. «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) ; патриарх потребовал изъятия и переделки листов, на к-рых, по его мнению, содержались суждения, не согласные с учением правосл. Церкви. По распоряжению И. были составлены произведения, в к-рых правосл. позиция в отношении вопроса о времени преложения Св. Даров нашла наиболее полное выражение,- «Остен» (автор Евфимий Чудовский) и «Щит веры» (автор архиеп. Афанасий (Любимов), название произведению дал И.). Сб. «Остен» долгое время приписывался И. В действительности патриарху принадлежат вошедшие в сборник послание Киевскому митр. Гедеону (Святополку-Четвертинскому) и Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и поучение, произнесенное на Соборе 1690 г. Омофор патриарха Московского и всея Руси Иоакима. 2-я пол. XVII в. (ГММК) И. был резким противником иностранного влияния на русское общество. Несомненно, по благословению патриарха в чин поставления Ионы (Тугаринова ?) во епископа Вятского и Великопермского (23 авг. 1674) было внесено обязательство не вступать в общение «с латины, и с люторы, и с калвины, и со иными еретикы» (цит.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Среди греч. авторов кон. XVI - 1-й трети XVII в., писавших о Е., следует выделить 3 авторов-полемистов: Гавриила Севира , Мелетия Пигаса и Митрофана Критопулоса. Гавриил Севир († 1616), титулярный митр. Филадельфии Лидийской, отчасти находившийся под влиянием тридентского богословия, в соч. «Συνταγμτιον περ τν Αγων κα ερν μυστηρων» (Синтагматион о святых и священных таинствах, Венеция, 1600) говорит о 7 таинствах Церкви, различая в каждом из них форму и материю. Вслед за патриархом Геннадием II Схоларием он употребляет термин «пресуществление», обосновывая его цитатами из Свящ. Писания и отцов Церкви. «Синтагматион...» был переведен на слав. язык и напечатан по списку ГИМ. Син. III, сер. XVII в., в составе московского изд. «Скрижали» 1656 г. ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. C. 811). В соч. «Εγχειρδιον κατ τν λεγντων, τος Ορθοδξους τς Ανατολικς Εκκλησας Υος κακς τε κα παρανμως ποιεν τ τιμν, κα προσκυνεν τ Αγια Δρα…» (полное название: Руководство против утверждающих, что православные сыны Восточной Церкви дурно и противозаконно совершают почитание и поклонение Св. Дарам, когда поется херувимская песнь и священник, неся их, входит во св. алтарь; а также о частицах, отрезаемых на св. дискосе; и о коливе и зернах, приносимых на праздники святых и за усопших православных. Венеция, 1604), имеющем полемическую направленность, митр. Гавриил защищает практику поклонения Дарам на великом входе, проводя различие между почитанием принесенных на проскомидии Даров, к-рые относятся ко Христу как иконы, и боголепным поклонением (λατρεα) Телу Христову после освящения, в чем следует интерпретации свт. Симеона Фессалоникийского. В таинстве митр. Гавриил различает сущности хлеба и вина, полностью исчезающие после преложения, и их свойства (συμβεβηκτα - accidentiae, признаки), к-рые сохраняются как снисхождение к нашей немощи ( Podskalsky. Griechische Theologie. S. 121-122). В этом же сочинении он касается вопроса освящения поминальных частиц, отстаивая идущее от блж. Симеона символическое понимание их природы: частицы не прелагаются в Тело Христово, хотя и получают освящение через соединение с Телом и Кровью; следов., частицами нельзя причащать верных (о богословии Е. у митр. Гавриила Севира см. также: Τζιρκης . 1977. Σ. 50-53).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Перед началом обручения священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Они символизируют чистоту брака по слову Евангелия: “А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” ( Ин.3:21 ). Таким образом, жених и невеста, “как чада света”, по слову апостола Павла (Эф.5,8), свидетельствуют всем, что они чисты и целомудренны пред Богом. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, где свет — источник Божией святости. Союз о Господе обязательно привлекает к себе благодать Божию. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них” ( Мф.18:20 ). Жениху вручается невеста и муж принимает ее от Бога и Его Церкви, по слову блаженного Симеона. (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, СПб., 1856, с.353.) Все невесты прекрасны, как белоснежные лилии. Они радуют взор и веселят сердце. Не случайно Архангел Гавриил явился к Деве Марии с цветком лилии — символом целомудрия и чистоты. Что означает каждение новобрачных? Когда жених и невеста стоят с возжженными свечами, священник совершает крестовидное каждение новобрачных. Тем самым он призывает на них благодать Святого Духа, напоминая нам события из ветхозаветной книги Товита, где повествуется о женитьбе Товии, сына Товита на дочери Рагуила Сарре, предназначенной ему Богом в жены. И чтобы свершилась воля Божия, близ Сарры находился злобный дух, который умерщвляет всех женихов, приводя в отчаяние и невесту, и ее родителей. Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Архангел Рафаил, который привел Товию в дом его невесты, научил его, как каждением отогнать вражью силу (Книга Товита, главы 6–8). Таким образом, крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего нас для благих дел. Как совершается обручение? Когда священник совершает каждение жениха и невесты, стоящих с возжженными свечами в храме, Церковь возносит молитвы, испрашивая у Бога мир, необходимый новобрачным, молится о ниспослании им совершенной любви и помощи, благодати для непорочного жительства, ибо только Единый Бог дарует брак честен и ложе нескверное. Молит Церковь об избавлении от всякия скорби, гнева и нужды, обращается ко Преблагословенной Владычице Пресвятой Богородице о заступничестве и спасении.

http://azbyka.ru/o-venchanii-dlya-chego-...

«Пандекты» сохранились в большом количестве греческих и еще большем числе славянских списков. Они были чрезвычайно популярны на Руси и использовались в XV–XVI вв. как хрестоматия из произведений отцов Церкви, высказываний старцев-монахов, справочник по каноническому праву. Сочинения Иосифа Волоцкого , Вассиана Патрикеева, Максима Грека изобилуют цитатами и выписками из «Пандект» Никона. «Малая книга», единственное датированное произведение канониста (1089 г.), была составлена по образцу «Пандект»; ее содержание также представляет собой подборку из канонов и высказываний св. отцов, содержит обширные выписки из византийской хроники Симеона Логофета . Наиболее интересным сочинением Никона является «Тактикон». Он состоит из двух частей: двух уставов Роидиева монастыря («Слова» 1–2) и 40 (38 – по славянским текстам) посланий различным монахам. В отличие от двух предшествующих произведений в «Тактиконе» в полной мере проявился талант Никона критически подходить к своим источникам. Автор неоднократно сравнивает различные тексты: иерусалимский, студийский и афонский монастырские уставы, номоканон Иоанна Постника , номоканон XIV титулов, правила соборов и др., отмечает разногласия между ними и высказывает свое собственное суждение по каждому вопросу. Подобный критический подход к материалу достаточно редко встречается в византийской литературе: в XII в. мы наблюдаем его у знаменитого канониста Вальсамона, а в XIV – у Симеона Фессалоникийского . «Тактикон» Никона Черногорца интересен не только как источник, по которому возможно восстановление редакций различных канонических, литургических и аскетических произведений, бытовавших в XI в., но также и как оригинальное произведение. Письма Никона, по-видимому, не являются данью литературной форме, но реальной перепиской, о чем свидетельствуют неоднократно встречающиеся фразы типа «ты мне писал, и я тебе отвечаю», причем далее приводится содержание письма вопрошающего. Иногда автор ссылается и на свои предшествующие послания; однажды он упоминает, что не стал писать свой ответ на новом листе, но на обороте полученного письма-вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно в свете такого учения о Церкви Нил интерпретирует адресованные Петру слова Христа. Если Папа является преемником Петра постольку, поскольку он сохраняет истинную веру, ясно, что слова Христа, касающиеся Петра, более не смогут прилагаться к Папе, если он эту веру утрачивает. Истинная вера, однако, может сохраняться другими епископами, и тогда очевидно, что не одна только римская Церковь построена на Камне… Церковь Христа установлена на “богословии” Петра (то есть на его исповедании Христа как Бога), но все имеющие истинную веру исповедуют то же самое богословие 57 . Нил понимает Мф 16:18 в духе Оригена: каждый истинно верующий является преемником Петра, но, в отличие от александрийского богослова, он полностью признает все значение видимой структуры Церкви. Толкование Оригена, таким образом, интегрируется в органическую и сакраментальную экклезиологию. Для него, как и для Варлаама, блюстители истины и преемники Петра — это главы Церквей, то есть епископы. Каждый член Церкви, конечно, прочно укоренен на Камне, но ровно в той мере, в какой он принадлежит церковному организму, главой которого является епископ. “Нет ничего великого в епархии Рима, называемой апостольским престолом, ибо каждый епископ посажен на престол Христа и наделен достоинством, высшим, чем ангелы” 58 . У святителя Симеона Фессалоникийского, богослова и литургиста пятнадцатого века, мы находим еще одно свидетельство византийского отношения к Петру и его преемству. И для него преемство Петра — это преемство в истинной вере: “Не должно противоречить латинянам, когда они утверждают, что римский епископ — первый. Это первенство не пагубно для Церк­ви. Пусть только они докажут его верность вере Петра и вере преемников Петра. И если это так, пусть он пользуется всеми преимуществами Петра, пусть будет первым, главой, начальником всех и верховным первосвященником Пусть епископ Рима будет преемником Православия Сильвестра и Агафона, Льва, Либерия, Мартина и Григория, тогда и мы назовем его апостольским и первым среди других епископов; тогда мы тоже будем повиноваться ему, и не только как Петру, но как Самому Спасителю” 59 . Очевидно, что эти слова святителя Симеона — не просто риторическое преувеличение. Каждый православный епископ, пока он не изменяет своему епископскому достоинству, представляет образ Христа в Церкви. И первый среди епископов — не исключение: он, в возложенных на него обязанностях, в данном случае — в первенстве, тоже призван являть образ Христа. Именно в этом смысле Эпанагога девятого века говорит о патриархе Константинопольском как об “образе Христа”; этот знаменитый текст, составленный, вероятно, святителем Фотием, не оспаривает, конечно, роли других епископов, которые являют “образ Христа” в своих собственных Церквах, но утверждает особую функцию епископа столичного города в явлении этого образа за пределами его епархии, в жизни всей Империи.

http://pravmir.ru/apostol-petr-v-vizanti...

Да вы же, государи, прислали десять полотен да пятнатцать платочков 2176 . И сие ваше святое подаяние да прострется по пути, вводяи в жывот 2177 вчный. Аминь. Рис. 26. Фрагмент письма патриарха Никона царский семье (по 14 февраля 1675 г). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 155. Рис. 27. фрагмент письма патриарха Никона царской семье (до 14 февраля 1675 г.). РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 156. Примечания Л. 154 ...государыни царевн и великой княжн Феодор Алексевн... – Последний ребёнок, родившийся от брака царя Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной в сентябре 1674 г. (царевна скончалась в ноябре 1678 г.). Л. 155–156 Потир же и дискоси... и от всякого зла удержанию. – Как выглядела церковная утварь, присланная Никону царём Алексем Михайловичем, можно узнать из расписки игумена Ферапонтова монастыря Афанасия, составленной 7 июня 1676 г. при переводе патриарха Никона в Кирилло-Белозерский монастырь; документ опубликован: Дело 1897, 378–379 101). В рамках данного Примечания ссылки на этот источник даны в круглых скобках после цитации с пометой «Р». Символическое значение церковных вещей и священнических облачений патриарх Никон разъясняет, опираясь прежде всего на объяснения о церкви, литургии, церковной утвари, сделанные Григорием Синаитом , византийским писателем XIV в. В библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, откуда патриарх Никон заказывал книги для чтения и богослужения, имелись рукописи с сочинениями Григория Синаита ; в настоящее время в Кирилле-Белозерском собрании РНБ сохранились два манускрипта XV–XVI вв. с творениями этого автора – РНБ, собр. Кирилло-Белозерского мон. 89/214 и 125/245; одна из рукописей – 89/214 – привлечена мной для сравнения текстов. Глава из обширного трактата Григория Синаита имеет название «О четырёх священноначалствиих и колижды свяшенноначальство глаголется и елижды разделяется» (л. 135об.–144об.) содержит толкования автором церковной утвари, которые имеют название «Что суть образы церковнаго священначялнаго устроения» (л. 144–144об.). К этому тексту Григория Синаита патриарх Никон добавляет сведения из других источников – из изданной в 1656 г. на московском Печатном дворе книги «Скрижаль» и толкования литургии Симеона Фессалоникийского ; при сравнении текстов в рамках данного Примечания ссылки на эти источники указываются после цитаты в круглых скобках с пометами: «ГС» – для рукописи с сочинением Григория Синаита; «С» – для книги «Скрижаль»; «СФ» – для толкований Симеона Солунского (мной используется текст, изданный в начале XIX в. – Симеон 1805).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010