Продолжателя Феофана и по сочинениям Псевдо-Симеона Логофета). По просьбе императора он должен был внимательно рассмотреть святого, запомнив черты его лица, особенности мимики и походки, но, по словам агиографа, не смог выполнить просьбу, поскольку лик святого сиял солнечным светом и на него было невозможно смотреть. Он же доставил П. Л. отпечаток Нерукотворного образа Спасителя (Мандилиона), находившегося в К-поле с 944 г. Оригинальная переписка П. Л. с императором не сохранилась. В Житии говорится о посланиях, в к-рых П. Л. извещал Константина об успехах в борьбе с «манихеями» (вероятно, с павликианами), лидеры к-рых благодаря его трудам были изгнаны из окрестностей Милета и фемы Кивирреоты. В Житии не сказано, что П. Л. был когда-либо рукоположен во иерея. Скорее всего, этого не произошло, а следов., он, будучи основателем лавры Стилу, не мог быть ее игуменом. Возможно, при жизни П. Л. лавра была метохом мон-ря Кария (PMBZ, N 26337). Чувствуя приближение кончины, П. Л. оставил братии мон-ря сборник «законов и правил». Оригинальный текст сборника, известного в научной лит-ре как «Завещание», не сохранился, однако известна редакция, включенная в «Похвальное слово…» ( Delehaye. 1913. S. 152-153). Др. версия «Завещания», к-рую завершает элегический дистих об эфемерности человеческой жизни, была опубликована С. Ламбросом ( Λμπρος. 1915). Текст этой редакции содержит очевидные смысловые и синтаксические нелепости, а стихотворные строки восходят к 10-й кн. Палатинской антологии ( Mercati. 1917. P. 335-336). П. Л. не назвал имя своего преемника, сказав только, что препоручает братию Самому Христу, а предстоятеля они должны будут выбрать сами. Впосл. эти слова использовали монахи Стилу для обоснования независимости мон-ря ( Gastgeber, Kresten. 2015. S. 114-123). После смерти святого игуменом лавры стал его ученик и свидетель множества чудес Симеон (именно его именем открывается перечень настоятелей лавры, датированный 1049 г.: Janin. Grands centres. P. 234-235). П. Л. был похоронен в нартексе храма мон-ря Стилу.

http://pravenc.ru/text/2578555.html

522 Цитирую по: Lambecius 1778, 201. Уточнение «столпник» восходит к издателю латинского текста, где в скобках после «admirandi» замечено: (non dubitum quin Styli tae illius, de quo tam multa Theodoreti ). 524 Lambecius 1778, 201–202. О Симеоне Столпнике-старшем, помимо Истории боголюбцев Феодорита Кирского , СМ.: CPG 6640–6650; Пападопуло-Керамевс-Латышев 1907, 69–85; Грисюк 1911, 116–148; Delehaye 1923, XXIV-XXXIV; ИАБ 5, 288–293. О Симеоне-младшем см. примеч. 8. 526 Владимир 1894, с. 512 (рук. 350, 29, шифр хранения ГИМ, Греч. синод. 409, л. 88 об.) и 514 (рук. 351, л. 348 без описания с отсылкой к рукописи 350; шифр хранения ГИМ, Греч. синод. 416). Дополнения к описанию архим. Владимира: Фонкич-Поляков 1993, с. 116. 527 Так у архим. Владимира (см. предыдущее примеч.). Указано уже у Dörries 1941, 302 (со ссылкой на Strothmann 1934, 33, Anm. 2), хотя Г. Дёррис говорит о «Симеоне Логофете» (ошибка повторена вслед за Дёррисом у Dörries-Klostermann-Kroeger 1964, LX). Для проверки надписания мы обратились к обеим рукописям ГИМа. Прав оказался архим. Владимир, ибо греческий текст обеих рукописей гласит: «Συμεν το θαυμαστο ρους» (см. фотографии рукописей в настоящем издании, илл. 1 и 2). 529 О географическом положении горы см. Сергий 1901, II (репринт: III), 194 (там же литература, к которой добавить: CPG 7365–7370; Филарет 1902, 182–184; Полякова 1995, 73–94; Delehaye 1923, LIX-LXXV; Lafontaine-Dosogne 1967; Van den Ven 1962–1970). 532 Литература: Bardenhewer V, 73; Delehaye 1923, LXXIII-LXXIV; Gouillard 1941; Dörries 1941, 301–302; HemmerdingerIliadou 1960, col. 810, § 8, 14. 535 Этим сведениям мы обязаны Strothmann 1981b, хотя в названной книге наблюдается какое-то недоразумение. В предисловии (стр. XX) издатель пишет, что интересующее нас слово сохранилось в Дионисиевском и Киевском манускриптах под именем Макария, однако на с. 111 (аппарат к строке 1) он указывает надписание обеих рукописей: «Симеона Месопотамского». Обращение к Treu 1961 и Dörries 1941, 302 (где имеется ссылка на каталог Ламброса, 3803) не оставляет сомнений в надписании данного слова в Киевской и Дионисиевской рукописях. Таким образом, в предисловии В. Штротманн допустил описку. Gouillard 1941 указывает, что в рукописях встречаются два варианта написания прозвища автора: μεσοποταμτης и Μεσοποταμας.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

3. Следует выяснить сперва, почему не было принято приношение Каина. Это недоумение разрешает само Писание, сказав: «Спустя несколько дней принес Каин от плодов земли» 133 , чтобы этим изобличить Каина, так как он не принес Богу ни отборную часть плодов, ни начатки, но взял их себе, а Бога нечестиво почтил лишь во вторую очередь. 4. Затем, почему Писание называет приношение жертв Авеля дарами, а дары плодов Каина именует жертвой 134 ? На исследуемый вопрос снова можно ответить, воспользовавшись правильной догадкой, – даром названа жертва Авеля потому, что он приносит Богу жертву, подражая дарящим. 5. Ведь, как дарящие для угождения одаряемым собирают самое лучшее и всё полноценное и, вовсе ничего не убавляя, приносят своим друзьям в дар, так и Авель жертвует из своих животных только первородных, а из мяса приносит именно самое жирное. 6. Ведь приносящий жертву обычно разделывает ее и кровь выливает на жертвенник, мясо же относит домой. А тот, кто дарит, отдает свой дар всякому, кто его принимает. Именно так, я думаю, Авель и посвятил первородных: его выбор ставит любовь к Богу выше любви к себе. Каин же, выделив себе первородное и нечестиво почитая Бога во вторую очередь, да и то через несколько дней, а не сразу, изобличается в том, что приносит это, больше любя себя, чем Бога. И он, естественно, терпит неудачу, а дар его отвергается, как недостойный. 23. Каин первым придумал плуг и выгоду 135 , Авель же заботился о праведности. Убив Авеля, Каин спрятал труп, думая так укрыться. Но, поскольку кровь того вопияла к Богу, то услышал Бог: ведь Он слышит праведных, даже если они скончались, а от неправедных отвращается даже во время их молитв, ведь первых Он и мертвых признаёт живыми, а вторых даже живых считает умершими для истинной жизни. 2. Наказывает Он Каина, не сразу убив его, но обрекши на пожизненную дрожь и стенание; поэтому, когда тот опасался смерти, как убийца, Бог говорит: «Не так; но всякий, кто убьет Каина, разрушит семикратное отмщение» 136 , словно говоря: «Пойми, что не малым и не скоротечным будет твое наказание, и не надейся слишком быстрой смертью избежать прижизненных бедствий, но следует тебе опасаться наказания, равносильного прегрешению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И взял он ее в жены, бросив сестру Августа Цезаря Октавиана и задумав вместе с Клеопатрой узурпировать римскую власть и захватить Рим. А когда об этой узурпации стало известно римлянам, тотчас сам Август Цезарь поднял оружие против них, выдав свою сестру, жену Антония, за Марка Агриппу, которого выбрал из числа сенаторов как человека могущественного. Достигнув с ним и с военными силами места под названием Левкат, он схватился с Антонием и Клеопатрой в великом морском сражении. И так много было заколото людей Антония и Клеопатры, что морские воды смешались с кровью и видны были лишь волны крови. Победив, Август убил Антония, а Клеопатру, захватив, привел в Рим как пленницу». – В действительности, Антоний покончил с собой, а Клеопатра отравилась. 305 С доб.: «После такой победы Август Цезарь вместе с полководцем Агриппой, своим шурином, пройдя через всю Европу, переправился из Византия в азиатский город Халкидон. И тотчас он поставил архонтом Вифинии одного человека из своих, по имени Лавс, так как до него Помпей Магн забрал власть над Вифинией после кончины их топарха Никомеда, родом из македонян. Подчинил он и Галатию и, основав город, назвал его Анкирой из-за того, что он находится между двух морей: Понтийского н Азиатского. Оставил он там галльских воинов охранять эту страну и город, назвав их именем провинцию (т.е. Галатию. – A.B.) и реку Галл (т.е. Галис. – A.B.). Захватил он и Лидию, Памфилию, Фригию, Ликаонию и все топархии». 306 F 1 PHKSl 1 . – Отсюда и далее рукописи семейства χ ( F 1 ΡΗΚΝ ) и «славянский Симеон» ( Sl 1 ) передают более полный текст, чем взятый за основу издателем список Т . Расхождение вызвано, скорее, не интерполяциями χ , а сокращениями Т (напр., регулярно опускаются «психосоматограммы» императоров, описание их захоронений, информация о патриархах). Ввиду важности этих мест при переводе соответствующие отрывки перемещены из аппарата (куда их поместил С. Вальгрен) в основной текст в угловых скобках. 307 Год Рождества был впервые соотнесен с 5500 г. от сотворения мира в хронологических схемах Юлия Африкана и Ипполита Римского (III в.). Впоследствии этот принцип строго соблюдался только в александрийской хронографической системе (Рождество Христово в 5500 г. от с.м.=8 г. н.э.), но не в византийской (Рождество в 5505 г. от с.м.=4 г. до н.э.). Здесь мы встречаем популярный в Византии с VII в. «гибридный» вариант, когда хронологическая канва, выстроенная по византийской эре, соседствует с александрийской «круглой» датой Рождества. 308 H доб.: «указ о переписи всей вселенной издан был им не просто и случайно, но по тем суждениям, кои ведает Тот, Кто сошел восставить падшего и погибшего даже до глубин ада, и не только вывел его из ада, но и почтил падшего человека сидением рядом с Отцом. Потому-то и...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. И вот, услышав об этом, Михаил, облачившийся в монашеское одеяние вместе с супругой и детьми, ссылается на ближайший к Городу остров, где и скончался. (А архиепископский престол при нем все еще занимал святейший Никифор.) 888 128. Лев [V] Армянин, отступник Лев, армянин и отступник, процарствовал 7 лет и пять месяцев 889 ; он был коронован патриархом Никифором, письменно заверив того относительно своего православия; (но не утаился от доброго пастыря волк, скрывшийся в овечьей шкуре) 890 2. Крум же, (болгарский князь,) 891 новый Сенахирим, превознесся своей победой и, оставив своего брата осаждать Адрианополь, через шесть дней после воцарения Льва подошел к Городу (с огромным войском) 892 и окружил его перед стенами от Влахерн до так называемых Золотых ворот, показывая свою силу, а также совершил мерзостные жертвоприношения на поле перед Золотыми воротами 893 . Он предложил императору заключить мир, если воткнет свое копье в Золотые ворота. А когда император не согласился на это, он вернулся в свой шатер, дивясь стенам Города и стройным военным приготовлениям императора. И вот он склоняется к миру, обращаясь с просительной речью. Тогда император, воспользовавшись поводом, попытался заманить его в засаду, но довести это до конца ему помешала бездарность помощников: они ударили того, но удачного удара не нанесли. Обезумев от этого, злодей послал всадников к Святому Маманту, сжег тамошний дворец и, погрузив на телеги бронзового льва с ипподрома вместе с медведицей и змием с фонтана и с прекраснейшими мраморами, вернулся, остановившись у Адрианополя и взяв его. Переправив же многих из благородных македонян со множеством народа, он разбил лагерь у реки Дунай 894 . 3. А Лев после двух лет своего царствования, обезумев и изгнав венчавшего его божественного Никифора, рукополагает вместо него патриархом Феодота, человека неразумного, безгласнее рыб, и разжег непримиримое гонение против Церкви 895 . 4. При нем явилась комета в виде двух сияющих лун, которые объединялись и снова разделялись на разные формы, так что превратилась в фигуру безголового человека 896 . Впрочем, во дни этого богоненавистника начались также и страшные землетрясения, и голод, и засухи, и пожары от жары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку же комит Опсикия был в Городе, то назавтра император свел его и подошедшего к нему и говорит: «Скажи правду: чей это конь?» Тот ответил: «Он мой, и стратиг забрал его у меня насильно, ни цены его не дав, ни чина не предоставив». Император сказал комиту: «Скажи, если это так, то почему ты, не договорившись относительно коня, послал мне его?» Он сказал: «Он хочет стать схоларием. А я, не зная, мужествен ли он, дал ему сто номисм, но он их не взял». Император: «Так зачем, не уговорившись с ним окончательно, ты послал коня мне?» И расспрашивая и удостоверившись, что тот забрал его силой, он вразумил стратилата надлежащим числом ударов, а подошедшему к нему вернул коня. Но тот не захотел его взять, а взял за него две литры 954 , и было определено, чтобы стратиг проверил его и, если он мужествен, сделал его схоларием. Когда же он отправился на войну, то в схватке, оказавшийся, как трус, среди бегущих, был зарублен врагами. 32 . А когда император ехал в процессии во Врий, пришло к нему донесение от стратига Анатоликов, что протосимвул 955 , выйдя с множеством людей, идет разорить Аморий 956 . Он же, сделав полагающееся по закону и для войска, и для начальников, быстро помчался в Каппадокию 957 . Тогда амермумн, отрядив пятьдесят тысяч людей и Судеи 958 , самого именитого среди агарян и мужеством, и разумом, и сделав его главой, отправил против императора 959 . А когда произошло сражение, император, потерпев поражение, убежал и с позором вернулся, едва спасшись 960 . Амермумн же, отправившись с большим войском, осадил Аморий и, произведя много атак, не смог его взять, так как те, кто были внутри него, сражались мужественно и стойко. 33. А в лагере был один ученик философа Льва 961 , и, когда амермумн хотел уже удалиться, этот астроном через кого-то уведомил, что «если ты подождешь еще два дня в лагере, то уничтожишь нас». Так и случилось, ведь он был предан так называемым Воидицей и Маникофагом 962 . Были же схвачены из именитых мужей не безродные, отправившись в Сирию пленниками: патрикий Феофил и стратиги, а также Мелиссин, Аэтий и протоспафарий- евнух Феодор Кратер, турмарх Каллист, друнгарий Константин, дромевс Васой и некоторые начальники тагм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. Мануил, узнав об этом и о гневе императора и уклоняясь от обвинений, тайно вышел из Города к воротам и, сев на государственный транспорт 935 , добрался бегством до сирийских клисур 936 , подрезая лошадям сухожилия. И он объявил агарянам, что бежал от гнева императора: «И, если вы не будете принуждать меня оставить свою веру, то я перейду на вашу сторону. Итак, если вы примите меня на таких условиях, то пришлите мне гарантию безопасности». Они же приняли эти условия с большой радостью, дав ему гарантии, и приняли его словно императора ромеев. 17. А император, узнав, что Мануил убежал к агарянам, пришел в большую скорбь и уныние и устроил об этом совещание с синкеллом Иоанном 937 . Тот сказал: «Если ты действительно хочешь, чтобы Мануил к тебе вернулся, о император, то я сам готов это устроить, взяв денег и будучи послан к амермумну 938 , якобы для посещения заключенных и узников, a при этом имея письменную гарантию от твоей царственности, посредством которой уговорю Мануила вернуться пред твои очи. Я думаю это сделать при помощи как письменной гарантии и своего красноречия, так и его благочестия и того, что он действительно любит родину». 18. Император, дав ему огромное множество денег и даров для амермумна, отослал его. А тот, прибыв со множеством денег и различными украшениями, так что и агаряне поразились его богатству, позаботившись о тюрьмах и увидевшись с протосимвулом 939 , смог также тайно побеседовать с Мануилом и передать ему письменную гарантию и императорскую охранную грамоту. 19. Совершив это, он вернулся и сообщил императору, что устроил. А Мануил, попросив у амермумна разрешения отправиться против враждебного им народа, получил разрешение и, взяв с собой сына амермумна 940 и множество людей, отправился и одержал величайшую победу 941 , так что благодаря этому оказался в еще большей чести, чем прежде, и во всем он был властен у амермумна. 20. И вот, сильно озабоченный тем, чтобы уйти в Романию, он через некоторое время сказал вельможам амермумна: «Если вы мне дадите сына амермумна и людей, то я отправлюсь и покорю Романию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время был основан Эпидамн и переименован в Диррахий. 18. Иоаким, он же Иехония, наследовав своему отцу Элиакиму, он же Иоаким, царствует 3 месяца. Навуходоносору, осаждавшему Иерусалим на восьмом году его царствования, Иоаким выходит навстречу, вместе со своей матерью Есфой и всеми своими людьми, и припадает к Навуходоносору. А тот срывает город и отводит их в плен вместе со многими другими, с которыми был отведен и пророк Изекииль 228 . 19. Ставит же он вместо него начальником оставшихся Манфанию, его дядю по отцу, переименовав его в Седекию и взяв у него клятвы Богом, что тот не отложится. 20 . Итак, от первого года Ахаза и первой Олимпиады до этого переселения всего получается 144 года; от Саула, первого еврейского царя – 406 лет; от кончины Иисуса Навина – 1100 лет; от Ноя и потопа – 2610 лет; от Адама – 4872 года 229 . 43. Поскольку мы придерживаемся последовательности лет по династии, идущей от Давида, то вполне уместным полагаю я обратиться к срокам тех, кто правил в это время в Самарии. 2 . После кончины царя Соломона его сын Ровоам поднимается в Сиким, ведь там собрался народ, чтобы поставить себе царя. А когда его должны были помазать, обратился к нему народ, прося облегчить множество налогов, которыми его отец Соломон обложил народ. 3. Он же, взяв три дня на раздумье и ответ на эту просьбу и услышав от стариков, что надо облегчить народ, а от сверстников – что надо обременить, послушался больше вторых и на третий день отвечает народу по совету младших. 4 . Люди удалились, отвергнув его власть; и десять колен ставят себе царем Иеровоама, сына Навата и Сариры, другой его жены, происходящего из колена Ефрема. Остаются же у Ровоама колена Иудино и Вениаминово. Отколовшийся от него народ стяжал отдельно и удел, и имя, и царский дворец, как было рассказано выше. 44. Итак, Иеровоам, сын Навата, царствует в Самарии 22 года. При нем пророчествует Силомлянин. В это время Сусаким Египетский, пойдя походом на Иерусалим, забрал все сокровища из Храма, и их царя Ровоама.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же, больше доверившись природе, выбрал своего брата Валента и себе выделил Запад, узнав, что там восстали некоторые народы, а Валенту – Восток. 3. Он уже знал о том, что овладеет императорской властью, от некоего Саллюстия: ему он обещал, что ни в чем не откажет, когда достигнет такой власти. А после того как он ее достиг, и Саллюстий стал требовать, согласно его обещанию, должность префекта, он сказал, что не следует, конечно, хранить верность обещаниям, когда это приносит вред государству. 4. При нем имущество одной женщины было разграблено препозитом Роданом. А император, произведя суд об этом, приказал препозиту отдать ей ее имущество; но тот не повиновался – узнав об этом, император велел женщине прийти к нему. Когда же она на ипподроме обратилась к императору, была расспрошена и рассказала о неповиновении препозита, он приказал стоявшего рядом с ним в почетных одеждах препозита, разведя большой костер в сфендоне 491 , сжечь, а всё его имущество отдать этой женщине. 5. Разрушив город Халкидон, он из его камней построил большой акведук и привел воду в город. 6. Победив савроматов и увидев пришедших от них послов, он спросил, неужели это сарматы. И узнав, что к нему пришли лучшие, полный гнева, сказал: «Горе римлянам, раз уже такие удостаиваются быть послами!» Рассказывают, что от гнева у него открылась вена, разорвалась артерия, и из-за множество вылившийся крови этот император Валентиниан скончался. 7. Будучи весьма православен, Валентиниан назначил Амвросия епископом в Медиолане: тот, как рассказывают, обличал несправедливых начальников перед императором. 8. Готы причиняли много бед Валенту. Он просит божественнейшего Валентиниана послать ему войско на помощь. А тот не только не дал, но и пристыдил его, сказав: «Не следует помогать человеку, воюющему с Богом» 492 . 9. При нем в Афинах расцветали Василий и Григорий 493 , получавшие образования у Имерия и Проэресия, известных софистов. Обучались они и у Либания, софиста в Антиохии. 93. Валент Валент процарствовал 3 года 494 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время Фалес Милетский умер на Тенедосе и прославилась Эритрейская Сивилла. 13. Манассия, сын Езекии, процарствовал 55 лет 219 – человек мерзейший и служивший идолам ничем не хуже хананеев. Рассказывают, что конец жизни он прожил благочестиво. При нем простился с жизнью пророк Исайя. В это время Ромул, изрубленный в совете на куски, был вынесен, процарствовав 38 лет, в 16-ю Олимпиаду. 14. Амос, сын Манассии, наследовав отцу, царствует 2 года. В это время умер фригийский царь Мидас, у которого в тогдашние времена, как рассказывают, были ослиные уши. 15. Иосия, наследовав своему отцу Амосу, восьми лет от роду получает власть и царствует 31 год. На восемнадцатом году его царствования священник Хелкия, найдя книгу в Храме (а Хелкия был отцом пророка Иеремии), приносит ее царю. А тот (ведь он был благоговеен) совершал тогда Пасху Господу, чего не было со времен Иисуса Навина 220 , и, собрав кости ушедших из жизни в нечестии, сжег их на идольских жертвенниках и, ниспровергнув их все, подал народу пример благоговения 221 . Рассказывают также, что Хелкия, прочтя эту книгу, тотчас огласил ее. Пророчествовали же при нем Иеремия, сын Хелкии, Софония и Илива, жена Селима, хранителя священнических платьев. Был и лжепророк Анания 222 . В это время прославилась Сивилла на Самосе, и Византий был основан мегарцами 223 . 16. Иоахас, сын Иосии, наследовав отцу, царствует 3 месяца. А египетский царь Нехо, пойдя войной на Иерусалим и захватив Иоахаса, отводит его в плен в Египет и ставит вместо него царем в Иерусалиме Иоакима, он же Элиаким. 17. Брат Иоахаса [Иоаким], унаследовав царство, царствует 11 лет. При нем Навуходоносор 224 , выступив из Вавилона, завладел всей Египетской землей; тогда он приобрел, оторвав у египтян, соседние земли, то есть от потока Египетского до реки Евфрата, и сделал данницей всю Иудею; и был Иоаким рабом Навуходоносора 3 года 225 . При нем пророчествуют Иеремия, Вузий и Урия, сын Самея, которого, даже убежавшего в Египет, Иоаким хватает и убивает 226 . Этого Иоакима Навуходоносор, заковав в железные узы, отвел в Вавилон 227 , а с ним пленниками отправились Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010