Если бы они отсидели льготные годы, не исполнив обязательств, и захотели бы уйти, они должны были бы заплатить пожилое за три года, ссуду и 10 рублей неустойки, как уговорились с монастырем: все это на наши деньги составило бы сумму около 700 рублей. Едва ли бы они оказались в состоянии уплатить такой долг. Как свободные люди, они могли уйти и без расплаты; но тогда монастырь вчинил бы против них иск о взыскании, суд присудил бы их к уплате и по их несостоятельности выдал бы их монастырю " до искупа " , т. е. превратил бы их на много лет в срочных холопов кредитора, зарабатывающих свой долг. Так ссуда создавала отношения, в которых владельческому крестьянину приходилось выбирать между бессрочно-обязанным крестьянством и срочным холопством. Это было не полицейское прикрепление к земле, какое установила круговая порука для государевых черных крестьян, а хозяйственная долговая зависимость от лица, от землевладельца-кредитора, по общему гражданскому праву. Эту разницу надобно особенно принять во внимание, чтобы избежать недоразумений. СВОЗЫ И ПОБЕГИ. Итак, крестьянское право выхода к концу XVI в. замирало само собой, без всякой законодательной его отмены. Им продолжали пользоваться лишь немногие крестьяне, поселение которых не соединялось ни с какими затратами для землевладельцев и которым потому легко было рассчитаться с ними, заплатив только пожилое. Для остальных крестьян вольных переход выродился в три формы: побег, своз и сдачу - заместительство уходившего другим жильцом. В поземельных описях XVI в. первые две из этих форм обозначаются выражениями: " выбежал " , " сшел " или " сбег безвестно " , " скитается " , " вывезен " тем-то или туда-то. Между этими формами была разница качественная и количественная. Побег возвращал задолжавшему крестьянину свободу, но был незаконен; своз допускался законом, но не возвращал крестьянину свободы; сдача возвращала свободу и допускалась законом, но была затруднительна сама по себе и возможна лишь в редких случаях. На дворцовых землях великого князя Симеона Бекбулатовича в Тверском уезде, по книге 1580 г., из 306 случаев крестьянского перехода не отмечено ни одного заместительства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

П.В. Долгоруков Дворяне Сатины Происхождение Сатиных (в старину: Шонуровых) от князей Черниговских и Козельских, дома Рюрикова, описано в первой части Российской родословной книги, в статье о князьях Одоевских. Вот родословие их до половины шестнадцатого века. ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XV: Князь Иван Фёдорович Козельский, по прозвищу шонур КОЛЕНО XVI: Константин Иванович Шонуров, боярин Давыд Иванович Шонуров, боярин Иван Иванович Шонуров Роман Иванович Шонуров, боярин КОЛЕНО XVII: Андрей Константинович Шонуров, боярин † 1438 Михайло Давыдович Матвей Давыдович Матвей Романович КОЛЕНО XVIII: Александр Андреевич чорт Смола Андреевич Григорий Михайлович Фёдор Михайлович Михайло Матвеевич КОЛЕНО XX: Андрей Михайлович Данило Михайлович Василий Михайлович КОЛЕНО XXI: Михайло Александрович брюхатый Дмитрий Александрович Борис Александрович Иван Андреевич Захар Андреевич постник Андрей Андреевич злоба Григорий Андреевич Иван Васильевич Афанасий Васильевич КОЛЕНО XXIII: Судок Дмитриевич Дмитрий Дмитриевич Иван Дмитриевич Никита Захарович Фёдор Захарович Алексей Захарович Из сыновей Князя Ивана Фёдоровича Шонур-Козельского трое: Константин Иванович, Давыд Иванович и Роман Иванович Шонуровы были боярами при Великом Князе Василие Дмитриевиче, а из внуков, Андрей Константинович находился боярином при Великом Князе Василий Тёмном и убит в Белевском бою, в 1438 году. Сын его Смола Андреевич и двоюродный племянник Михайло Матвеевич находились при особе Иоанна Великого в новгородских походах, первый в 1492 году, второй в 1495 году. Судок Дмитриевич 28) сын боярский при дворе князя Андрея Иоанновича Старицкого, дяди Царя Uoahha IV , оказал свою преданность своему князю, заблаговременно уведомив его, что великая княгиня Елена Васильевна, правительница в малолетство Uoahha IV , собирается велеть взять князя Старицкого под стражу. Братья его упоминаются: Дмитрий Сатин на свадьбе князя Владимира Андреевича Старицкого (31 мая 1550); Иван Сатин на свадьбе бывшего Царя Казанского Едигера-Симеона Бекбулатовича (5 ноября 1554). Тимофей Сатин находился воеводою в Болхове в 1563 году. Четверо Сатиных служили стольниками при Петре Великом: Анисим Иванович, Григорий Алексеевич, Тарас и Михайло Тимофеевичи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. XVIII в. (Музей-заповедник «Александровская Слобода») Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. XVIII в. (Музей-заповедник «Александровская Слобода») Продолжался такой порядок сравнительно недолго. В окт. 1575 г. царь снова разбил Русское гос-во на 2 части. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш. опричные, и нек-рые бывш. земские территории. Во главе др., основной части страны - земщины - И. В. поставил крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича с титулом «великий князь всея Руси». Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. 1575 г. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе. Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных. «На подъем» земщина выплатила царю 40 тыс. р. На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой. Такое разделение страны сохранялось до смерти И. В. В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Я. Бельский. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. образовали единое государство - Речь Посполиту. 7 июля 1572 г. умер кор. польск. и вел. кн. Литовский Сигизмунд II. На ставший вакантным трон наряду с др. государями свою кандидатуру выдвинул И. В. Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов. Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом. На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И. В. не проявил желания идти на уступки ради своего избрания. По-видимому, царь рассчитывал на то, что запутавшиеся в борьбе партий магнаты и шляхта будут вынуждены обратиться к нему, а он продиктует свои условия. Такой путь, однако, не мог привести его к успеху.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Алексий Московский, свт. Описания иконы Алексий Московский, свт. - житие Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митропол[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Алексий Московский, свт. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1581.] Свт. Алексий. Мастерская княгини Анастасии, жены князя Симеона Бекбулатовича. Шитьё. Москва. 1581 г. Из Чудова монастыря. Файл 3701.jpg:   Размер: 585x1200, 0.7 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (237) , (6) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3703.jpg:   Размер: 348x1174, 0.41 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (209) , (6) . Описание: Святой Алексий митрополит Московский и Всея Руси Именная икона (20,5Х28 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 12080.jpg:   Размер: 550x746, 0.41 MPix, 374 Kb. Дата: 2011-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (274) , (12) .

http://pravicon.com/icon-1125

Курбский и Царственная книга в один голос говорят о настроении Грозного под Казанью. Иоанн прячется в церкви; напрасно убеждают его советники показаться войску: «се, государь, время тебе ехать… великое время царю ехати»… У царя же «не токмо лицо изменяшеся, но и сердце сокрушися». Наконец приближенные его, «хотяще-нехотяще, за бразды коня взяв», выводят перед войском и ставят у царской хоругви. Это подтверждает и сам Грозный следующими словами: «вы меня как пленника везли сквозь землю неверных – как только сохранил меня Всевышний» 132  Всякого поражает, по словам Н. И. Костомарова , простодушное сознание Иоанна Васильевича в своей трусости. Вспоминая о казанском походе, он говорит; «каково доброхотство ко мне этих людей, которых ты (князь Курбский) называешь мучениками? Они меня как пленника посадили в судно и повезли с немногими людьми сквозь безбожную и неверную землю; еслибы не всемогущая десница Всемогущего защитила моё смирение, то я бы и жизни лишился». А между тем, по свидетельству Морозовского летописца, он имел под Казанью 150 тысяч войска 133 . В духовном завещании. 1572 года царь Иоанн IV высказывает убеждение, что он и семейство его не прочны на Московском престоле, что он изгнанник, ведущий борьбу со своими врагами, что этой борьбе не видит близкого конца 134 . Царь Иоанн Грозный под влиянием смут и неурядиц в 1574 году объявил крещеного касимовского татарина Симеона Бекбулатовича великим князем всей Руси, а потом вместо себя посадил его на Москве царем и венчал его царским венцом. Понятно после всего сказанного, что царь Иоан Грозный не мог себя считать настолько сильным политически и морально 135 , чтобы активно принять на себя заботы в деле защиты христианского Востока. Приняв царский титул, Иоан Грозный старался о введении его в употребление при дипломатических сношениях, но везде терпел неудачи. «Переговоры с патриархом Иосафом, говорит проф. Милюков, с помощью русских денег кончились благополучно: патриарх прислал в 1561 году соборную грамоту и только в наше время стало известно, что собор для этой цели он и не думал созывать, а соборные подписи просто подделал. Полученная грамота противоречила уже принятой официально легенде. Согласить грамоту с легендой оказалось, впрочем, нетрудно: одни слова греческого текста были вырваны, другие затерты; на месте уничтоженного вписаны, без всякой грамматической связи, несколько новых слов, по смыслу которых митрополит Ефесский послан был, согласно легенде, Константином Мономахом» 136 . Вообще нужно заметить, что Русь в это время почти совсем не была известна европейцам. Московское государство, говорит Соловьев, для западных европ. держав было открыто в одно время с Америкой 137 . В 1486 году случайно попал в Москву рыцарь Николай Поппель, который, возвратившись в Германию, объявил императору о своем открытии Московской Руси, которая с этого времени и стала известной европейцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В развитие темы цивилизационного выбора святого благоверного великого князя Александра Невского выступил Кирилл Фролов, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, с докладом «Святой Благоверный князь Александр Невский — воин Руси и Креститель Орды». Докладчик отметил роль духовника Александра Невского — митрополита Кирилла III, галичанина, который видел ту опасность, которую православной Руси несёт сближение с Западом. Именно митрополит Кирилл перенёс митрополичью кафедру из Киева во Владимир. По его словам, Россия благодаря выбору Александра Невского стала преемницей как Золотой Орды, так и Византии, это важно помнить особенно в наше время. И совершено не правы те, кто говорит, что выбор Александра Невского был ошибочным, потому что православная миссия среди татар якобы провалилась. Она не провалилась, это доказывают многие факты: не только то, что православные татары существуют по сей день, но и то, что в условиях борьбы с польскими оккупантами, когда татары могли ударить в спину Москве и вернуть себе независимость, они этого не сделали и были в единстве с русскими, и вместе с русскими построили великую Православную Империю — Катехон. Не просто так Царь Иоанн Грозный посадил на московский престол православного татарского Царя Симеона Бекбулатовича Саина Булата. Он тем самым показал татарам, что они едины с русскими на основе Православия, что татары являются вторым государствообразующим народом, а Россия — преемницей Золотой Орды. В работе конференции также принял участие член Миссионерского движения пророка Даниила Михаил Бабенко. Он выступил с докладом «Сравнение пророков Библии и Корана». По его мнению, человек должен идти по пути Иисуса, Который является не просто Человеком и Пророком, но Совершенным Человеком, Совершенным Пророком, Сыном Божиим, Богом, Богочеловеком, Мессией, Искупителем, Спасителем, единственным Посредником между Богом и людьми. Владыка Каллистрат отметил, что тема православного свидетельства мусульманам настолько важна, что в следующем году возможно проведение специальной секции, посвящённой непосредственно прямой внешней миссии среди мусульман.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/ta...

Сергия. Иванна. Александра. Кирила. Леванида. Афонасия. Ефросима. Павла. Киприана. Зосиму. Логина. Давида. Дионисия. Сергия. Порфирия. Нектария. Макария. Иосифа. Авраамия. Филофея. Иова. Игнатия. Пахомия. Никона. Еремия. Еуфимия. Васиана. Исихию. Левкию 1251 . Еуфимия. Питирима 1252 . Иоаникия. Иова 1253 . Васиан. Козма. Герасима 1254 . Гедеона. Анофрея. Феофила. Тарха. Андреана. Никона. Феодосия 1255 .] Меркурия. Серапиона. Иоанна. Феодосия. Аврамия. Нифонта. Гурия. Серапиона. Иосифа. Еуфимия. Козмы. Кирила. Корнилия. Корнилия. Матфея. Пимина. Антония 1256 . (1900) Иова. Мисаила. Иоасафа 1257 . Силивестра 1258 . Пахомия Григоров 1259 . Афонасия. Филиппа 1260 . Иосифа 1261 . Филарета 1262 . Афонасия. Еулиферия. Дионисия. Феодосия 1263 . Нифонта 1264 . Павла. Антония 1265 . Геласию 1266 . Филарета 1267 . Нектария. Стефана. Тихона. Данила 1268 . Германа. Стахию. Варлама 1269 . Иова. Константина. Сисоя. Иону 1270 . Рофаила. Алимпия 1271 . Полиехта. инока Стефана Царь Симеон Бекбулатович 1272 . Андреана. Киприана. Вастиана 1273 . Иоакима. Феогноста 1274 . Фома. Симеона 1275 . Феодосия. Нила. Илариона Коканов . Константина 1276 . Ферапонта. Леонтия. Василия. Варсонофия. Иона. Серапиона. Стахия. Гурия. Иоанна. Иоанна. Кирила. Симона. Антония. Кариона. Михаила. Еремея. Иона. Памва. Иосифа. Иосифа. Иова. Андреана. Иона. Максима. Христофора Чюдовской . Кирила. Фалитрея. Серапиона. Феодора. Макария. Досифея. Леонтия. Гедеона. Феодосия. Германа 1277 . Илию. Корнилия. Мисаила. Матфея 1278 . Дионисия. Серапиона стротов рожетвено 1279 . Мисаила. Тихона. Иова 1280 . Прохора. Самойла. Филипа 1281 . Иону. Варсонофия. Гурия. Нифонта. Арсакия 1282 . Ферапонта. Мисаила. Мисаила. Александра. Кирила 1283 . Мисаила 1284 . Иоила 1285 . Иора 1286 . Андреана. Зеведея. Ефрема. Боголепа. архимандрита ярославскои Феофила 1287 . Мисаила Бигичев . Кирила. Трифона. Герасима. Феогноста. Кирила. Митрофана 1288 . Вавила. Аркадия. Сисоя. Вениамина. инока. Иосифа. Силивана. Варлама. инока Анофрия. инока Илию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Александровский, считавший, что в перестроенном виде собор сохранился с тех времён: «...к 31 мая 1477 года мастером из Венеции сооружена нынешняя световая глава». В «Словаре архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века» зафиксировано свидетельство о работе в Москве одновременно с Аристотелем «другого итальянского - «венедицкого» (венецианского) мастера, который в 1476/77 г. восстанавливал верх церкви Успения Богоматери в Симонове монастыре». Эти два события, отражённые в летописях, за неимением других данных, позволили первым исследователям Симонова монастыря предположить, что в перестроенном виде собор просуществовал вплоть до последнего времени. Просмотренные архивные материалы, относящиеся ко времени не ранее последней трети XVII века, в основном отражают многочисленные перестройки, производившиеся в монастыре в XVIII-XIX веках. Наиболее раннее свидетельство о соборе отмечено в записи Павла Алеппского, посетившего Симонов монастырь вместе с антиохийским патриархом Макарием в феврале 7164 года (1656): «Нас повели вверх в высокую церковь с одним куполом, в ней мы отстояли часы и вечерню. Облачив нашего владыку патриарха, мы вышли в нарфекс и отслужили царский молебен... Эта церковь весьма высока, с тремя железными дверями. Что касается царских врат, то мы еще не видывали подобных им по их высокой ценности, ибо они сплошь покрыты золотом, серебром и драгоценными каменьями. Рассказывают, что один князь по кончине своей был погребен в этой церкви и что он завещал, чтобы все его драгоценности были пожертвованы на этот монастырь и часть их была употреблена на эти врата: как говорят, они стоили более 2000 динаров. Икона Успения Владычицы, еще более ценная, состоит из одного куска чистого золота; изображение сделано на ней чернью, на удивление уму». Далее сообщается о церкви Одигитрии: «В подземелье этой великой церкви, как и в том монастыре (Новоспасском), все своды и склепы, (где погребены) знатные лица государства. В нем церковь во имя Владычицы Одигитрии, где ежедневно совершается литургия. Среди гробниц есть гробница царя Казанского (Сноска: Симеона Бекбулатовича), который был взят в плен царем Иваном и потом крестился и умер христианином. Жена его положена подле». Из текста следует, в качестве косвенного доказательства перестройки собора в конце XVII века, что в середине столетия он был ещё одноглавым. По сведениям М.И. Александровского, «при царе Феодоре Алексеевиче было обновление храма, при чем прибавлены четыре глухих главы, стены получили снаружи пестрые архитектурные украшения, в недавнее время снятые, пробито но второй двери в южную и северную паперти, а окна удлинены сверху вниз. Крыша была «по закомарам» до 1737 года».

http://sobory.ru/article/?object=39881

В этот раз Федор Никитич победил: царь велел примерно наказать Шереметева позором. Князя заковали в кандалы и на телеге вывезли из Москвы, отправив в таком виде на службу. Но предупреждение было ясным. В том году еще трое князей били челом «в отечестве о счете» на Федора Никитича. Один из челобитчиков сидел в тюрьме, чем кончилась затея для двух других — неизвестно. Главное, что сомнение в превосходстве Романовых среди знатных родов было заявлено громко и отчетливо. Неудивительно, что тут явились у трона близкие сердцу Годунова монголоидные «царевичи», оттеснившие слишком высоко поднявшегося Романова (вместе со Мстиславским и Шуйскими) от возвышавшегося по правую руку царя с державой в руках Бориса Годунова. Своевременность подобных шагов подтверждается тем, что ко дню смерти Федора Ивановича 7 января 1598 г. общественное мнение было резко не в пользу Годунова. Убийство им царевича Димитрия, несмотря на результаты официального расследования и заявление патриарха Иова с освященным собором, воспринималось как очевидность. Подозревали Годунова также в смерти царевны Феодосии, ослеплении служилого «царя» Симеона Бекбулатовича и даже в причастности к смерти самого Федора! Более того, ходили слухи, что Федор Иванович, помирая, хотел оставить престол своему «братаничу» Романову. Федор Никитич якобы не взял скипетр из рук умирающего — и его ухватил хищный Годунов. Сами Романовы много позже, при воцарении Михаила Федоровича признавали, что Федор Иванович «на всех своих великих государствах... оставил свою царицу Ирину Федоровну... а душу свою приказал святейшему Иову патриарху... да брату своему Федору Никитичу Романову-Юрьеву, да шурину своему... Борису Федоровичу Годунову». Это явствовало из духовного завещания Федора Ивановича. Как видим, высшими лицами в государстве остались только двое — Романов и Годунов, но третейским судьей был патриарх Иов, верный слуга Бориса. Да и Ирина Федоровна, хотя и приняла вскоре постриг, крепко стояла на стороне брата. Чаша весов колебалась, Иову пришлось затратить огромные усилия, чтобы склонить ее в пользу Годунова .

http://sedmitza.ru/lib/text/439754/

Имелись в виду опричнина и земщина. Несомненно, в таком толковании был резон, поскольку идея раздвоения — одна из главных идей Грозного. Это выражается хотя бы в облике земских и опричников: первым оставлено старое платье, опричникам дана новая одежда. Это не просто внешняя примета. Иван Тимофеев изображал опричников почти как иноверцев. По его словам, Грозный «во гневе своем разделением раздвоения едины люди раздели и яко двоеверны сотвори». Опричники давали клятву не общаться с земскими, что напоминает ограничения в общении, принятые при конфессиональных расхождениях. Вдобавок опричники отрекались от отца с матерью и тем самым автоматически оказывались в положении изгоев, противопоставленных «миру». Раздвоение распространяется и на личность монарха. Два облика у России — два облика у царя. Грозный называет себя князем Иваном Московским, покидает Кремль и селится на Петровке, играя в простого боярина. На трон он сажает ряженого царя Симеона Бекбулатовича, шлет ему челобитные, выходит из саней при въезде в Кремль, вообще всячески подчеркивает свое зависимое положение. «Рассекается» пространство Русского государства. Пока существует опричнина, к ней каждый год приписываются новые города, уезды, даже монастыри. Москве Грозный противопоставляет Александровскую слободу и Вологду. Первая — это личная резиденция царя (иностранным послам твердят, что царь уехал туда для «прохладу», для отдыха), а вторая призвана быть столицей новой России. В Вологде царь строит Успенский собор (называемый также Софийским) по образцу московского, который в свою очередь через владимирский Успенский собор преемственно связан с киевской Софией. Нечто подобное происходит и с временем: оно рассекается на старое и новое, на прошлое и будущее. Грозный окружает себя молодыми людьми, и это не мелочь его частной жизни. Характеризуя последнее опричное правительство, Таубе и Крузе отмечали, что при особе Ивана остались одни «молодые ротозеи» [Таубе, 54–55]. 1 Московские разговоры о том, что Грозный натравливал младших родичей на старших, передал Флетчер [Флетчер, 48].

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010