Она сложена из кирпича (подвал белокаменный), фасады храма имеют четкое (почти ордерное) членение, что связано, вероятно, с ориентацией на Архангельский собор Московского кремля. Отсюда же «раковины» в закомарах и профилированные карнизы и лопатки. Формы шатра с низким восьмериком имеют много общего с Богоявленской церковью в селе Красное под Костромой (1592) или с более поздними храмами Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628) или Покрова в Медведкове (1640). Вероятно, Смоленский храм возводили местные мастера под руководством какого-то столичного зодчего. На тверской земле это один из всего двух уцелевших шатровых храмов (второй - Введенская церковь в Старице). Кушалино - старинное село в 30 километрах к северу от Твери. Основано во времена Тверского у княжества, было центром тверской административной единицы «Кушальского стана». Известность Кушалино приобрело в последней четверти XVI века, когда здесь поселился опальный «касимовский царь» Симеон Бекбулатович (по происхождению татарский царевич Саин Бейт Булат) (1530-1616), в 1575-1576 гг. занимавший волею Ивана Грозного русский престол. С 1576 года Симеон был отправлен в почетную ссылку в Тверь. Кушалино стало одним из крупных сел, где располагались резиденции Симеона. В 1580 году здесь был княжеский двор и небольшая деревянная церковь святителя Николая. В 1592 году на княжеском дворе строится каменная церковь, во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Варлаама Хутынского и великомученика Дмитрия Солунского. Для мирских треб существовала деревянная церковь во имя святителя Николая с приделом пророка Илии. Каменный храм строился как личная молельня и усыпальница владельца, но преставиться в Кушалине Симеону не привелось. В 1605 году бывшего царя постригли в Кирилло-Белозерском монастыре, в 1606 году он переведен в Соловецкий, в 1615 году - в Симонов монастырь, где и скончался 5 января 1616 года. В Кушалине сохранялось немало преданий о благочестии Симеона Бекбулатовича. По одному из них, он лично принял участие в строительстве храма и внес на место храмовый образ Божией Матери «Смоленская», тот самый, которым он был благословлен при крещении.

http://sobory.ru/article/?object=04472

Симеона. Нектария. Леонида 1176 . Касиана 1177 . Феофилакта 1178 . Пахомия 1179 . Памва. Иоанна. Арсения. Игнатия. Нила. Досифея. инока, Павла б 1180 . (1800) Иова. Иосифа 1181 . Варлама. Пахнотия. Варсонофия. Варлама. Ефрема. Митрофана 1182 . Иринарха 1183 . Никона. Елеуферия. Васиана. Макария 1184 . Иона 1185 . Антония 1186 . Иосафа. Лаврентия. Иоанна. Трифона. Дионисия. Инокентия. Исидора. Вавила. Кирила. Сава. Иосафа 1187 . Варсонофия. Боголепа 1188 . Сосипатра. Вениамина. Боголепа. Саватию. Дионисия. Паисею. Марка. Димитрия. Иосифа. Измаила. Пимина. Сергия. Иванна. Александра. Кирила. Леванида. Афонасия. Ефросима. Павла. Киприана. Зосиму. Логина. Давида. Дионисия. Сергия. Порфирия. Нектария. Макария. Иосифа. Авраамия. Филофея. Иова. Игнатия. Пахомия. Никона. Еремия. Еуфимия. Васиана. Исихию. Левкию 1189 . Еуфимия. Питирима 1190 . Иоаникия. Иова 1191 . Васиан. Козма. Герасима 1192 . Гедеона. Анофрея. Феофила. Тарха. Андреана. Никона. Феодосия 1193 .] Меркурия. Серапиона. Иоанна. Феодосия. Аврамия. Нифонта. Гурия. Серапиона. Иосифа. Еуфимия. Козмы. Кирила. Корнилия. Корнилия. Матфея. Пимина. Антония 1194 . (1900) Иова. Мисаила. Иоасафа 1195 . Силивестра 1196 . Пахомия Григоров 1197 . Афонасия. Филиппа 1198 . Иосифа 1199 . Филарета 1200 . Афонасия. Еулиферия. Дионисия. Феодосия 1201 . Нифонта 1202 . Павла. Антония 1203 . Геласию 1204 . Филарета 1205 . Нектария. Стефана. Тихона. Данила 1206 . Германа. Стахию. Варлама 1207 . Иова. Константина. Сисоя. Иону 1208 . Рофаила. Алимпия 1209 . Полиехта. инока Стефана Царь Симеон Бекбулатович 1210 . Андреана. Киприана. Вастиана 1211 . Иоакима. Феогноста 1212 . Фома. Симеона 1213 . Феодосия. Нила. Илариона Коканов . Константина 1214 . Ферапонта. Леонтия. Василия. Варсонофия. Иона. Серапиона. Стахия. Гурия. Иоанна. Иоанна. Кирила. Симона. Антония. Кариона. Михаила. Еремея. Иона. Памва. Иосифа. Иосифа. Иова. Андреана. Иона. Максима. Христофора Чюдовской . Кирила. Фалитрея. Серапиона. Феодора. Макария. Досифея. Леонтия. Гедеона. Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Детям своим Иоанн давал на волю продолжать опричнину или уничтожить; но в его собственное царствование трудно было ожидать ее прекращения, ибо зло вызывало другое зло; в 1571 году князь Иван Мстиславский дал следующую запись: «Я, князь Иван Мстиславский, богу, святым божиим церквам и всему православному христианству веры своей не соблюл, государю своему, его детям и его землям, всему православному христианству и всей Русской земле изменил, навел с моими товарищами безбожного крымского Девлет-Гирея царя». По ходатайству митрополита Кирилла и 24 других духовных особ царь простил Мстиславского, взявши с него означенную грамоту за поручительством троих бояр, которые обязались в случае отъезда Мстиславского внести в казну 20000 рублей; за поручников поручилось еще 285 человек. Через 10 лет после этого Мстиславский опять бил челом с двумя сыновьями, что они пред государем во многих винах виноваты. Подобные грамоты могли привести к вопросу, можно ли по-прежнему доверять правление земщиною Мстиславскому с товарищами, и если сам царь не хочет по-прежнему сближаться с земщиною, то не должно ли поставить в челе ее человека, который бы по титулу своему и происхождению мог стать выше князей и бояр и между тем не имел бы с ними ничего общего, мог бы быть вернее их. И вот в одной летописи под 1574 годом находим следующее известие: «Казнил царь на Москве, у Пречистой, на площади в Кремле многих бояр, архимандрита чудовского, протопопа и всяких чинов людей много, а головы метали под двор Мстиславского. В то же время производил царь Иван Васильевич и посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича (крещеного татарина, касимовского хана) и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях, и как приедет к царю Симеону, ссаживается от царева места далеко, вместе с боярами». Действительно, до нас дошли грамоты, в которых от имени великого князя Симеона всея Руси делаются разного рода земские распоряжения как от имени царя, царь же Иоанн называется государем князем московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1569 году погибли двоюродный брат Царя, князь Владимир Андреевич со своим семейством и вдова родного брата Юрия, княгиня Иулиания. Государство было разделено на опричнину – собственно царская область, населенная особо преданными, как ему казалось, слугами – опричниками, и земщину – всё остальное государство, управлявшееся обычным порядком, через бояр. Опричники грабили земщину, клеветали Царю, и производились расправы, иногда с необычайной жестокостью. Бывало, что казнь производил сам Иоанн. Все ужасались, но молчали, а в песнях, в которых вспоминается это время, народ даже отчасти становится на сторону Царя и как бы считает, что на самом деле Грозный Царь лишь выводил измену и лихих людей. Ревностный Первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил Царя. Но Иоанн не внял голосу Святителя и на него самого воздвиг гонение; святой Филипп безропотно отправился в ссылку и предпочёл получить мученический венец, чем вызвать возмущение против царской власти. В 1574 году Иоанн поставил над земщиной крещёного пленного татарского Царя Симеона Бекбулатовича с титулом Великий Князь Симеон всея Руси, назвав себя Московским князем Иваном, и, как обыкновенный подданный, писал челобитные: «Государю Великому Князю Симеону Бекбулатовичу Иванец Васильев со своими детишками с Иванцем да с Феодорцем челом бьёт, Государь, смилуйся, пожалуй». Через два года, однако, Иоанн Васильевич лишил Великого Князя Симеона власти и сослал его в Тверь. Под конец жизни разделение Руси на опричнину и земщину было уничтожено Иоанном, все время не забывавшим, что отчиною его является не только все Московское Государство, но и части Руси во главе с Киевом, подпавшие под иностранное владычество. И находясь на высоте своего царского величия, и отделяясь от власти, Иоанн оставался в глазах всего народа тем же прирождённым и Богом данным Государем, а все остальные власти существовали лишь пока это угодно было Царю. Иоанн хорошо сознавал, в чем заключаются сила и преимущество его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Кушалино. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя Смоленской иконы Богоматери. Построен в 1597 г. Закрыт в 1930-е гг. Вновь открыт в 1991 г. Количество алтарей: 1. Чтимые святыни: иконы Божией Матери «Теребеньковская», святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В тверском селе Кушалино живёт священник-серб, который по благословению Московской Патриархии восстанавливает здесь храм. Это довольно крупное село, здесь есть библиотека, школа, больница. И два храма, XVI и XIX веков. Их-то и возрождает отец Александр Коканович. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году (различные источники называют также 1592 и 1594 годы), когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Это шатровая церковь; большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Из " Истории Государства Российского " о строителе храма, Симеоне Бекбулатовиче. Основатель церкви Бек-Булатович был рода татарского и в вере магометанской, нося имя Саид-Булата. Но крещен в феврале месяце 153… года в Москве протопопом Аммосом, причем воспреемником ему был Митрополит Макарий. При крещении наречен Симеоном. На крещении Симеон был весьма благочестив во всю свою жизнь, а по вере Христианской беспримерно ревностен. Иоанн Васильевич Грозный, удаляясь в Александров со своею опричною, Симеона Бек-Булатовича сам короновал Патр. Касимский, и ему во власть поручил все государство, предоставив впрочем себе вспомоществовать Симеону советами. С сего времени Симеон и носит титул царя, но он был исполнителем только Иоанновых тайных повелений. Когда же Иоанн Васильевич, убежденный всеобщим молением и просьбою, вступил в управление царством, тогда царю Симеону, дав великие богатсва, пожаловал и город Тверь с новым титулом – Великий Князь Тверской. Таким образом, Симеон Бек-Булатович 157… года в Тверь и отправился. Тут имел он пышный двор и власть наместника с правом удельного князя.

http://sobory.ru/article/?object=04472

Кроме того, значительное количество болгар (булгар) и татар прославлено в лике святых: мученик Авраамий Болгарский, преподобный Даир Кайдагул Орда-Ичинович Пётр Ордынский Чингизов, преподобный Пафнутий Боровский, страстотерпец царевич Мелик-Тагирович Феодор Долголядский, мученик Петр Казанский, мученик Стефан Казанский, преподобный Туртас Серапион Кожеозерский, блаженный царевич Иаков Касимовский, мученица Платонида, священномученик Николай Тохтуев и др. Так же нами почитаются как святые протоиерей Василий Тимофеев и иерей Даниил Сысоев и др. Московская татарская православно-христианская община приглашает Вас присоединиться к служению молебна и панихиды по православным предкам татарского, чувашского, других тюркских народов и болгарского народа, некоторые из которых были крещены в Константинополе еще до рождения Кирилла и Мефодия и до появления исламской религии. С тех пор в течение многих веков Православие всегда присутствовало среди татар и других тюркских народов. МТПХО поддерживает традицию служения панихиды по своим крещеным предкам и предлагает присоединиться. Мы просим также присылать информацию о состоявшихся молебне и панихиде (в идеале — описание с видеорепортажем). То, что ханы Великой Булгарии, Кыпчакского и Кимакского Ханств, Великого Монгольского Улуса, Золотой Орды, татарских ханств и орд были крещеными — является общепризнанной в истории информацией, подтвержденной летописями и археологическим данными, которые можно найти в открытых источниках. Нам не всегда известно точно, под какими именами их крестили, так как в историю они вошли под своими родными, тюркскими именами, поэтому поминовение совершается с использованием их фактических имен. Кроме того, некоторые имена, например, Кубрат, отсутствуют в русских святцах, но являются общепринятыми у болгарского народа. Имена для поминовения Об упокоении (ханов, цариц, царевичей и царевн): Кубрата, Аспаруха, Батыя, Сартака, Улагчи, Боракчин-ханум, Феодоры Батыевны (Сартаковны), Саина Булата Стефана Симеона Бекбулатовича, Ядыгар-Мухаммеда Джан-Мухаммеда Симеона Касаевича, Утемыш-Гирея Александра, Сеид-Бурхана Василия Арслановича, Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны

http://pravoslavie.ru/109269.html

Закрыть Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Часть Шестая Леонид Болотин   00:30 07.10.2011 1323 Время на чтение 83 минут Окончание Часть пятая Часть четвертая Часть третья Часть вторая Часть первая Глава Третья Соборная присяга. Ее духовный и политический смысл. Влияние Утвержденной Грамоты 1598 года на соборные документы 1607 и 1613 годов (Окончание) 10. Царская присяга Последний из рассматриваемых здесь документов - «Подкрестная запись на верность службы Царю Борису еодоровичу» от 15 Сентября 1598 года (Документ 10). Также как и предыдущая Окружная грамота, данная Крестоцеловальная запись - никак не соборный акт, но с корпусом соборных документов она связана не формально, ее содержание прямо вытекает с Утвержденной Грамоты и Соборной клятвы. Мне доводилось читать в историографической литературе суждения, что эта «Подкрестная запись» избыточна, что будто бы было достаточно и Соборной присяги, а Царь Борис, дескать, «перестраховывался» или старался обезвредить новые угрозы Его Царствованию, которые возникли уже после решения Собора от 21 Февраля, в частности, в связи с наличием на территории России Венчанного при Царе Иоанне Васильевиче Грозном на Царство - экс-Царя Симеона Бекбулатовича, который еще со времен Царствования Феодора Иоанновича жил в ссылке в своей сельской вотчине(272). Духовно-политическая проблема, безусловно, существовала, была ли такая «партия» или нет. Но во избежание нового витка Династического кризиса и развития смуты на этой почве проблема «экс-Царя Симеона», несомненно, требовала такого же духовно-политического связания, удерживания . И все же «Подкрестная запись», полагаю, несводима только к этой проблеме. Решения Московского Собора были решениями Собора. С одной стороны, их авторитет для большинства современников был неизмеримо высок. Но с другой стороны, Соборные присяги, Крестоцеловальные записи и Соборная клятва никак не были проявлением воли Царствующего Государя. Царь Борис Федорович признал эти решения, но для государственной службы в конкретном Царствовании эти решения должны были облечься и в волеизъявления Царя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

В поисках измены Царь опустошал целые города (Новгород). Никто не мог быть уверенным, что завтра его не постигнет царский гнев. В 1569 году погибли двоюродный брат Царя князь Владимир Андреевич со своим семейством и вдова родного брата Юрия княгиня Иулиания. Государство было разделено на опричнину – собственно Царская область, населенная особо преданными, как ему казалось, слугам и опричникам и, и земщину – все остальное государство, управлявшееся обычным порядком, через бояр. Опричники грабили земщину, клеветали Царю, и производились расправы, иногда с необычайной жестокостью. Бывало, что казнь производил сам Иоанн. Все ужасались, но молчали, а в песнях, в которых вспоминается это время, народ даже отчасти становится на сторону Царя и как бы считает, что на самом деле Грозный Царь лишь выводил измену и лихих людей. Ревностный Первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил Царя. Но Иоанн не внял голосу Святителя и на него самого воздвиг гонение; святой Филипп безропотно отправился в ссылку и предпочел получить мученический венец, чем вызвать возмущение против Царской власти, В 1574 году Иоанн поставил над земщиной крещеного пленного татарского паря Симеона Бекбулатовича с титулом Великий князь Симеон всея Руси, назвав себя Московским князем Иваном, и, как обыкновенный подданный, писал челобитные: «Государю Великому князю Симеону Бекбулатовичу Иванец Васильев со своими детишками с Иванцем да с Феодорцем челом бьет, Государь, смилуйся, пожалуй». Через два года, однако, Иоанн Васильевич лишил Великого князя Симеона власти и сослал его в Тверь. Под конец жизни разделение Руси на опричнину и земщину было уничтожено Иоанном, все время не забывавшим, что отчиною его является не только все Московское Государство, но и части Руси во главе с Киевом, подпавшие под иностранное владычество. И находясь на высоте своего Царского величия, и отделяясь от власти, Иоанн оставался в глазах всего народа тем же прирожденным и Богом данным государем, а все остальные власти существовали лишь пока это угодно было Царю. Иоанн хорошо сознавал, в чем заключаются сила и преимущество его власти. «Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению, " - писал он, побежденный Стефаном Баторием, своему победителю, выборному польскому королю. И в светлые, и в мрачные дни своего царствования он всячески старался сохранить преемственность Русской Царской власти вне зависимости и влияния «многомятежных человеческих хотений».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

В Зеленую пустынь с любовью приходили близкие и дальние, слушать наставления преподобного Мартирия. Но блаженному Мартирию в его глуши долго пришлось бороться с нуждами и бедностью. В писцовой книге 1582 года читаем: «в Михайловском погосте на Ладожском подго­рье монастырь называемый Зеленая пустынь, на острове, вновь строится в черном лесу. В монастыре церковь Живоначальной Троицы, другая церковь – Благовещение с трапезою, обе деревянные; в монастыре игу­мен Мартирий и 12 старцев; ограда вокруг монастыря – деревянная; за монастырем двор коровий и конюшенный; пашни нет» 394 . Как видите, богатство – не великое. Мартирий терпел нужды и рос в жизни духовной. По слову Апостола, от скорби рождалось в нем терпение, терпением при­обреталась опытность, опытностью образовалась надежда, та надежда, которая никого не оставляет в стыде (см.: Рим. 5, 3–4 ). Вот что рассказы­вает преподобный о небесном утешении, посетившем его. «Спал я в своей келлие, в чулане, – пишет он, – и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе; благолепна была Она на вид: не видел я между людьми такой красивой девицы; умиленна лицом и прекрасна; брови черные, нос средней величины, нагнутый (похил). На голове у Нее был золотой венец, украшенный разноцветными каменьями. Невозможно человеческому уму постигнуть красоты Ее, ни выразить языком. Сидит же в келлие моей, на лавке, в большом углу, где стоят иконы. А я будто вышел из чулана и стою пред Нею, смотрю на Нее прилежно, не сводя очей с красоты Ее. Она же, Царица и Богородица, взирает на меня. Очи Ее были полны слез, чуть не канут на Ее пречистое лице. И вдруг стала Она невидима. Я про­снулся и был в ужасе. Встал и вышел из чулана; зажег свечу от лампады и хотел видеть Пречистую Деву, не сидит ли Она в келлие, где сидела. Я подошел со свечой к пречистому образу Одигитрии и понял, что ис­тинно явилась мне Пречистая Богородица в том виде, как писана Она на келейной иконе моей» 395 . В последние годы жизни блаженный просла­вился даром исцелений. В 1595 году в проезд свой в Москву остановился он в Твери. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича был весьма болен сын, и царь, узнав о Мартирии, просил его прийти помо­литься за умирающего сына. Преподобный возложил на грудь Иоанна Тихвинскую икону Богоматери, и больной исцелел. После того при­знательный царь был самым усердным благотворителем Мартириева монастыря. За полтора года до кончины святой старец посвятил себя безмолвию и молитве; выкопав своими руками могилу и в ней поставив гроб, приходил сюда плакать и молиться. Наконец, причастясь Святых Таин, мирно почил он 1-го марта 1603 года. Мощи преподобного Мартирия почивают в гробнице, устроенной Новгородским митрополитом Корнилием, бывшим прежде того Зеленецким игуменом, который, по­читая сего угодника Божиего, описал житие его и сочинил службу ему 396 День второй. Память преподобных Саввы и Варсонофия Тверских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Между тем все люди служивые с усердием целовали крест в верности к Борису, одни пред славною Владимирскою иконою Девы Марии, другие у гроба святых Митрополитов Петра и Ионы: клялися не изменять Царю ни делом, ни словом; не умышлять на жизнь или здравие державного, не вредить ему ни ядовитым зелием, ни чародейством; не думать о возведении на престол бывшего Великого Князя Тверского Симеона Бекбулатовича или сына его; не иметь с ними тайных сношений, ни переписки; доносить о всяких скопах и заговорах, без жалости к друзьям и ближним в сем случае; не уходить в иные земли: в Литву, Германию, Испанию, Францию или Англию. Сверх того Бояре, чиновники Думные и Посольские обязывались быть скромными в делах и тайнах государственных, судии не кривить душою в тяжбах, казначеи не корыстоваться Царским достоянием, Дьяки не лихоимствовать. Послали в области грамоты известительные о счастливом избрании Государя, велели читать их всенародно, три дни звонить в колокола и молиться в храмах сперва о Царице-Инокине Александре, а после о державном ее брате, семействе его, Боярах и воинстве. Патриарх (9 Марта) Собором уставил торжественно просить Бога, да сподобит Царя благословенного возложить на себя венец и порфиру; уставил еще на веки веков праздновать в России 21 Февраля, день Борисова воцарения; наконец предложил Думе Земской утвердить данную Монарху присягу Соборную грамотою, с обязательством для всех чиновников не уклоняться ни от какой службы, не требовать ничего свыше достоинства родов или заслуги, всегда и во всем слушаться указа Царского и приговора Боярского, чтобы в делах разрядных и земских не доводить государя до кручины. Все члены Великой Думы ответствовали единогласно: «Даем обет положить свои души и головы за Царя, Царицу и детей их!» Велели писать хартию, в таком смысле, первым грамотеям России. Сие дело чрезвычайное не мешало течению обыкновенных дел государственных, коими занимался Борис с отменною ревностию и в келиях монастыря и в Думе, часто приезжая в Москву. Не знали, когда он находил время для успокоения, для сна и трапезы: беспрестанно видели его в совете с Боярами и с Дьяками, или подле несчастной Ирины, утешающего и скорбящего днем и ночью. Казалось, что Ирина действительно имела нужду в присутствии единственного человека, еще милого ее сердцу: сраженная кончиною супруга, искренно и нежно любимого ею, она тосковала и плакала неутешно до изнурения сил, очевидно угасая и нося уже смерть в груди, истерзанной рыданиями. Святители, Вельможи тщетно убеждали Царя оставить печальную для него обитель, переселиться с супругою и с детьми в Кремлевские палаты, явить себя народу в венце и на троне: Борис ответствовал: «не могу разлучиться с великою государынею, моею сестрою злосчастною», – и даже снова, неутомимый в лицемерии, уверял, что не желает быть Царем. Но Ирина вторично велела ему исполнить волю народа и Божию, приять скипетр и Царствовать не в келии, а на престоле Мономаховом. Наконец, Апреля 30, подвиглась столица во сретение Государю!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010