12/25 мая Церковь чтит святого Симеона Верхотурского . В богоугодной жизни святого, простой и обыденной, не было ничего чудесного. И все же с именем святого связано не одно чудо. И всегда скора его помощь тем, кто прибегает к нему с молитвой. Занятие святого праведного Симеона рыболовством Когда люди поверили в свои 15 минут славы, о которых им рассказал Энди Уорхолл, они перестали смотреть на Небо и стали смотреть в экраны, надеясь увидеть там себя. Едва проснувшись, современный человек спешит написать в социальных сетях: «Я проснулся!», «Вот я пью кофе, а вот спешу на работу!», «Посмотрите, какая у меня грязная машина!» «А это я в храме! Смотрите, я исповедуюсь!», «Ах, вы еще не видели моих котиков!»… Современный человек боится забвения, как когда-то его благочестивый предок боялся ада. Духовная жизнь, наоборот, не терпит чужих глаз и всегда сокровенна. Все святые как огня бежали публичности и откровений о своей внутренней жизни. Просвещенные Богом, они опытно знали, что жизнь напоказ делает духовные подвиги невозможными и смертельно вредными для души, отравляя ее гордыней и тщеславием. Как говаривал преподобный Амвросий Оптинский : «Только рот открыл – туда галка и залетела!» Святые считали лучшим для себя прослыть невеждами и чудаками, чем быть прославленными среди людей. На Афоне до сих пор жива традиция, когда монахи, о чьих добрых делах узнают окружающие, несут за эти дела покаяние, как за совершенный грех. Ибо свою жизнь и дела они посвятили Христу, сказавшему: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2–4). О жизни святого праведного Симеона Верхотурского неизвестно почти ничего. Соблазн для скептиков и безумие для циников разбивается о тысячи тысяч исполненных молитв и воздыханий верующих – святой праведный Симеон известен скорой помощью и заступничеством о всякой просящей душе. Мы не знаем, как звали его родителей и где он учился, но точно знаем, что ст о ит от сердца ему помолиться – молитва будет услышана…

http://pravoslavie.ru/93598.html

Будем так рассуждать всегда, и мы станем выше оскорблений; а каким образом, это я объясню. Если бы мы стали враждовать против носящего порфиру, то оскорбления, направленные на него, обратились бы на нас самих, так как, порицая его, мы сами делаемся достойными порицания. Что же, скажи мне, твои слова значат? Будучи гражданином неба, обладая горним любомудрием, для чего ты унижаешь себя самого наравне с тем, который помышляет только о земном? Хотя бы у врага твоего было несчетное имущество, хотя бы у него была власть, он не знает твоего добра. Не унижай же себя, оскорбляя его; пощади себя, не его; воздай честь себе, не ему. Не говорит ли пословица: кто почитает (другого), тот почитает самого себя? И справедливо: не его он почитает, а себя самого. Послушай слов Премудрого, который говорит: «кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству» (Сир 11:31). Что значит: «по ее достоинству»? Если кто, говорит, обманул тебя из любостяжания, не делай того же; если оскорбил, не оскорбляй. Скажи мне, прошу тебя: если какой-нибудь бедняк возьмет кусок грязи, валявшийся на дворе твоем, то неужели ты поведешь его за это в судилище? Нет. Почему? Чтобы не унизить себя самого, чтобы не стали все осуждать тебя. Так и здесь. Богач есть бедняк; и чем более он богатеет, тем более становится бедным истинною бедностью. Золото — это грязь, брошенная на двор, а не лежащая в твоем доме; дом же твой — небо. Потому, если ты за это позовешь его в судилище, то не осудят ли тебя горние граждане? Не извергнут ли они тебя из своего отечества, — тебя, который так низок, так презрен, что из-за малого куска грязи решаешься вести тяжбу? Если бы даже весь мip был твоим и кто-нибудь отнял его у тебя, то и тогда тебе следовало бы только отвернуться от него. БЕСЕДА 26 «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих» (Евр 11:20–22).

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11:28–31). Видишь, что эти силы существуют для служения и исполняют определенное назначение? Такое дело больше Моисеева. Что именно? То, что не одно и то же повелевать морем, и силами небесными. И первое важно, даже весьма важно, но не может сравниться с последним. А отчего это совершилось, послушай. Отчего же? Имя Иисуса было прообразом Христа. Потому-то, т.е., так как он имел преобразовательное имя — Иисус, творение устрашилось самого имени. Как, разве никто другой не назывался Иисусом? Но он был назван этим именем, как прообразом; его звали прежде Авсием, а потом переменено ему имя, и это было предсказанием и пророчеством. Он ввел народ (израильский) в землю обетованную, как Иисус Христос (вводит нас) на небо. Ни закон, ни Моисей не сделали этого, но остались вне; закон не может вводить туда, но благодать. Видишь, как прообразования были предначертаны издревле? (Иисус Навин) повелевал природою, или лучше, главною частью природы, сам находясь на земле, чтобы ты, видя Иисуса (Христа) в образе человека, изрекающего то же самое, не смущался и не изумлялся. Тот, еще при жизни Моисея, обращал в бегство врагов; этот, и при существовании закона, управляет всем, хотя и не открыто. Впрочем посмотрим, как сильна добродетель святых. Великое оружие — молитва, если она совершается с надлежащими мыслями. Чтобы тебе уразуметь ее силу, обрати внимание па следующее: непрестанная молитва преодолела безстыдство, несправедливость, жестокость и грубость: «слышите» — сказал (Господь), — «что говорит судья неправедный» (Лк 18:6). Она преодолела леность, и чего не сделала дружба, то сделала непрестанная молитва: «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк 11:8). И недостойную (жену) непрестанная молитва сделала достойною: «нехорошо», — сказал (Господь), — «взять хлеб у детей и бросить псам.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

«Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде». Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою. Евр 11:9.  Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. «Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде». Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою. Евр 11:10.  Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. «Ждаше бо основания имущаго града, ему же художник и содетель Бог». Авраам не настоящего желал, но вожделевал будущего, потому что будущее поистине твердо и прочно. Ибо словом «основания» Апостол означил долгое пребывание, а «градом» нерукотворенным назвал небесное житие. Сие же сказал он и выше: «Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, …но в самое небо» ( Евр 9:24 ). Евр 11:17.  Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного. Евр 11:18.  О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. «Верою приведе Авраам Исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый», «к немуже глаголано быст: яко о Исааце наречется тебе семя». Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Вспомните о величайшем из русских писателей, отце русской литературы и современного русского языка — Александре Сергеевиче Пушкине. Знаменитый оптинский старец, преподобный Варсонофий, будучи дворянином и человеком образованным, интеллигентным, с большим уважением относился к этому великому писателю и молился за его упокоение. Преподобный Варсонофий рассказывал, что у него было однажды видение во сне: он оказался в какой-то сумрачной местности, погода стояла пасмурная, и вся природа была наполнена грустью и тоской. Среди этой плачущей природы шел Александр Пушкин. И преподобный Варсонофий, как ему представилось во сне, догоняет его и говорит: «Александр Сергеевич, а вы знаете, как вас сейчас все прославляют?» А тот ему отвечает с невыразимой грустью: «Слава? На что мне она теперь?» Вот что значит слава человеческая: в свете Божественной истины, в свете Евангелия она — ничто. Так не лучше ли приобрести славу Божию, совершенно не думая ни о чем земном, пустом, временном и суетном? Пусть даже нас будут помнить многие поколения людей, но в конце концов и это пройдет и предастся забвению, потому что наступит вечность, где по совсем иным критериям будет избрано то, что достойно уважения, одобрения, прославления и похвалы. Вот чему учит нас жизнь святого праведного Симеона Верхотурского: совершать свой подвиг в безвестности, втайне, ища славы лишь от Единого Бога, и совершать этот подвиг искренне — не перед людьми только, но прежде всего перед самим собой, перед своей собственной совестью, перед Богом. И Господь прославит нас присутствием Своей Божественной благодати, дарованием возможности и способности вести добродетельную жизнь, миром и благодатным утешением в нашей душе. Он прославит нас таким блаженством, о котором сказано в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Аминь. В то время первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти, и привели Его к Пилату и говорили: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И самая молитва его, смотри, какого исполнена смирения. Так говорили и три отрока: «…согрешили мы, и поступили беззаконно…» (Дан 3:29), и всегда проявляли свое смирение. Даниил имел безчисленное множество поводов превозноситься, но знал, что все это было у него потому, что он не превозносился, и не губил сокровища. Все люди и вся вселенная прославляли его не потому только, что царь, повергшись ниц пред ним, принес ему жертву, но потому, что признавал его богом тот, кого самого считали богом вселенной, как видно из слов пророка Иеремии: одевающий землю, как ризу, и еще: « Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора» рабу моему (Иер 27:6). И из его писаний также видно, что ему удивлялись не только там, где он жил, но и везде, и когда он писаниями засвидетельствовал рабство и чудо, то стал еще более известным, нежели как если бы прочие народы сами видели его у себя. Равным образом, удивлялись и мудрости его: «…вот», — говорит (пророк), — «ты премудрее Даниила» (Иез 28:3)? И после всего этого он был так смирен, что готов был тысячу раз умереть за Владыку. Кроме того (Навуходоносор) наперед поклонился, и потом уже поступил так; а поклонился он ему не как Богу, но как мудрому человеку. Впрочем и не видно, чтобы он принес жертву; если же и принес, то против воли Даниила. Также: почему Навуходоносор назвал его Валтасаром — именем самого Бога? Так мало (язычники) уважали богов своих, что и пленнику дал это имя тот, кто всем повелевал поклоняться различным и разнообразным истуканам и почитал дракона. При том вавилоняне были гораздо неразумнее листрян; потому невозможно было тотчас же образумить их. И многое можно было бы сказать здесь, но пока и этого довольно. Итак если мы хотим получить все блага, то будем искать благ Божиих. Как ищущие мирских благ теряют и те, и другие, так и предпочитающие блага Божии получают и те, и другие. Будем же искать последних, а не первых, чтобы нам сподобиться обещанных благ во Христе Иисусе Господе нашем. БЕСЕДА 27 «Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется — чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца — святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника — преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит:  Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия  ( Евр.12:1-2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Там нужны не эти золотые одежды, а другие. Какие же? Те, о которых говорит пророк: «одежда ее шита золотом» (Пс 44:14). Не тело нужно делать белым и блестящим, но украшать душу, потому что она подвизается и борется. «Вся слава дщери Царя внутри», — говорит (пророк). Так украшай себя. Тогда ты избавишься от множества и других зол, освободишь и мужа от забот и себя от хлопот; тогда ты будешь и почтенна в глазах мужа, — если не станешь нуждаться во многом. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор 11:2). Не девам сказал он это, а целому обществу Церкви. Нерастленная душою есть дева, хотя бы она и имела мужа; она девственна истинною, чудною девственностью; самое телесное девство есть последствие и тень этой девственности, а она есть истинное девство. Будем же приобретать ее, и мы тогда будем в состоянии взирать на жениха с светлым лицом, войти с горящими светильниками, если у нас не оскудеет этот елей, если мы растопим золотые (украшения) и извлечем из них елей, который делает светильники горящими; а этот елей есть человеколюбие. Если мы уделим другим из нашего имущества, если соделаем из него елей, тогда он поможет нам, и мы не станем говорить в то время: «…дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут», не будем нуждаться в других, не будем исключены, отошедши к продающим, и не услышим, стуча в двери, тех страшных и ужасных слов: «не знаю вас»; но будем признаны, войдем вместе с женихом и, вошедши в духовный брачный чертог, будем наслаждаться безчисленными благами (Мф 25:8–12). Если и здесь чертог жениха бывает так блестящ и брачные покои так прекрасны, что никто из зрителей не может насмотреться, то не тем ли более там? Небо есть брачный покой, а чертог Жениха лучше неба; туда мы и войдем. Если же так прекрасен чертог Жениха, то каков сам Жених? Но что я говорю: сняв золотые (украшения), отдадим их нуждающимся? Если бы нужно было даже продать самих себя, из свободных сделаться рабами, для того, чтобы иметь возможность быть вмести с этим Женихом, наслаждаться Его красотою, или только взирать на лице Его, то не должно ли было бы с охотою исполнить все это? Для того, чтобы видеть только земного царя, мы часто за взгляд на него бросаем все, что у нас под руками, и даже самое необходимое; для Царя же и вместе Жениха небесного, для того, чтобы не только удостоиться видеть Его, но и предшествовать Ему со светильниками, быть близ Него и оставаться с Ним навсегда, чего не должно делать, чего совершить, чего перенести? Потому, увещеваю вас, будем хотя несколько стремиться к этим благам, будем любить этого Жениха, будем девственными истинным девством; а Владыка желает от нас девственности душевной.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Встреча " Круга друзей тропы святого Симеона " состоялась в Нидерландах Екатеринбург, 18 ноября 2004 г. Несколько лет назад в Нидерландах была образована общественная организация – " Круг друзей тропы святого Симеона " , сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Инициатором ее создания стал Иоаннес Анне-Клаас де Гроот – православный голландец, принявший крещение в одном из храмов города Верхотурье. Два года назад вместе со своими соотечественниками Иоаннес Анне-Клаас де Гроот приступил к расчистке участка тропы святого Симеона – старинного паломнического пути из Екатеринбурга в Меркушино, к месту молитвенных подвигов святого праведного Симеона Верхотурского. Более 40 километров прошли граждане Нидерландов вместе с юными краеведами - школьниками из села Махнево Алапаевского района, пролагая путь в лесных зарослях - ведь последний раз по этой дороге паломники шли 90 лет назад, в 1914 году. Возвратившись в Нидерланды, де Гроот стал собирать вокруг себя единомышленников. Летом 2003 года граждане Нидерландов вновь побывали в Махнево и продолжили работы по расчистке тропы. А недавно создан совместный российско-голландский проект " Симеонова тропа " , в рамках которого и пройдет дальнейшая работа по обустройству старинной тропы для пешего прохождения ее современными паломниками. На середине пути будет построена гостиница – небольшой домик для отдыха путников. Благоустроению подвергнется старинный источник, который голландцы обнаружили на Симеоновой тропе еще при первом ее прохождении. Сейчас участники " Круга друзей тропы святого Симеона " вновь собираются побывать в России. 3 декабря в Махнево состоится презентация международного проекта " Симеонова тропа " . Как рассказал один из российских организаторов проекта, краевед Владимир Александрович Кислых, активное участие в подготовке предстоящей презентации приняли представители администрации Алапаевского района, во главе с заместителем главы района Людмилой Михайловной Матвеевой. В программе праздника, разработанной российскими организаторами международного проекта – выступления многочисленных приглашенных гостей; экскурсия гостей на тропу святого Симеона; экскурсия на место, где находился разрушенный большевиками старинный Спасо-Преображенский храм бывшей Тагильской Слободы; посещение памятного знака в честь путешествия Ермака в Сибирь.

http://pravoslavie.ru/11877.html

«Какой же он простой-простой! И святой-святой!» О том, как приснопоминаемый митрополит Иосиф чтил праведного Симеона Верхотурского Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) – один из самых удивительных подвижников благочестия XX века: отсидев в советских лагерях за веру Христову в общей сложности 22 года, он всерьёз рассматривался как кандидат на Патриарший престол. Будучи главой огромной епархии, Владыка не чурался никакой, даже самой «черной» работы, много юродствовал. После его смерти, последовавшей в 1975 году, вся Алма-Ата ходила и до сих пор продолжает ходить на его могилку за разрешением своих духовных и – частенько – житейских вопросов. Особым образом приснопоминаемый Владыка чтил память святого Симеона Верхотурского (память 18/31 декабря). Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) Владыка Иосиф не решал ни один вопрос, не помолившись. Назначение священника на приход, перемещение или увольнение клириков за штат – всё сопровождалось молитвой. Сугубо молился владыка святому праведному Симеону Верхотурскому . Он называл праведного Симеона «инспектором Алма-Атинского епархиального управления». Часто владыка писал ему записочку, в которой задавал святому вопрос или излагал какую-то ситуацию, которая в то непростое время была трудноразрешимой. Например, о замещении на приходе священника, когда нет достойного кандидата или если с мнением владыки были не согласны в Совете по делам религии и оставалось только уповать на помощь Божию и молитвенное заступление святого. И вот владыка писал записочку, вкладывал ее в икону с мощами праведного Симеона, вставал на молитву и читал акафист этому святому, Спасителю или Царице Небесной. И обычно сложный вопрос вскоре разрешался чудесным образом. Находился достойный кандидат или звонили из Совета по делам религии и сообщали, что согласны с мнением владыки: «Мы здесь подумали, Иван Михайлович: ладно, давайте делать так, как вы предлагаете». И именно таким образом происходило решение многих проблем. Святой праведный Симеон Верхотурский

http://pravoslavie.ru/89319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010