Итак, если в самом начале церковной истории человеку, собирающемуся креститься, достаточно было исповедать: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян.8:37 ), то теперь на вопрос, во что же он верует, крещаемый ответит: Верую Во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема, и с славима, глаголавшаго пророки. Во едину святую соборную и апостольскую Церковь . Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых И жизни будущаго века. Аминь. Произнося Символ веры , мы и себе и людям торжественно отдаем отчет в том, что мы узнали, прочитав Священное Писание , и огласительные беседы в значительной степени посвящались именно разбору и объяснению Символа веры . Итак, мы узнали – 1 О Едином Боге, сначала как об Отце. Во-первых, как об Отце Своего Единородного Сына. А потом, как о нашем общем Отце. Право называть Бога Отцом дал нам Сам Сын Божий Господь Иисус Христос, когда учил своих Апостолов главной молитве: «Отче наш...» Узнаем мы о Боге и как о Творце неба и земли, видимой материи и невидимых духов. Нам открыто, что Бог совершил творение мира в шесть дней. Да, именно так, просто в шесть обыкновенных дней, из ничего. Об этом мы узнали еще из первых глав Ветхого завета. Произошло это буквально так: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Моисей все-таки исполнил наказание, и хотя сам он не убивал, но поручал это левитам, а левиты уничтожили, видимо, тех, кто остался верен идолопоклонству. Всего было уничтожено около трех тысяч человек, а Израиль был численностью 600 тысяч мужей. Три тысячи — это, видимо, то небольшое число людей, которые пребывали в нечестии и не отвратились от идолопоклонства. «И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев..., Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33:1 -3). Слово «жестоковыйный» неоднократно встречается в повествовании о израильском народе. Чтобы повернуть вола или лошадь, делают специальные дуги, так вот такой неповоротливой шее, которую невозможно повернуть, и уподобляется народ израильский. И пришел Моисей к Яхве и сказал: «народ сделал великий грех, прости его, а если нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Он говорит, чтобы Бог взял его жизнь вместо этого народа. Здесь проявляется великое самопожертвование Моисея. Эпизод с идолом, медным тельцом, заставил Моисея задуматься. Может быть, он раньше полагал, что народу достаточно одной чистой веры, и не нужно перед ним никакого символа этой веры, что Господь за это и будет его хранить и оберегать, помогать ему. Однако теперь, по пути в Землю обетованную, Моисей понял, что народу нужен некий символ, внешний знак присутствия Божия, который шел бы перед ними и вселял в них веру. Это Господь воистину присутствует среди Израиля — это было основным догматом Моисеевой веры. Бог сокровенный, голос Которого гремит с вершины Синая, всемогущий, опаляющий, сошел с высот, чтобы посеять в мире свой народ, как семя будущего, как семя спасения. Моисей достиг величайшего Богообщения, которое было только возможно в Ветхом Завете, и действие воли Божией проявилось в чудесных событиях исхода. Но Его присутствие должно было иметь видимый символ, и Библия прямо говорит, что мысль о создании этого символа была внушена пророку свыше. Однако некоторые детали были навеяны Моисею еще жизнью в Египте. Часто он мог видеть в этой стране торжественные процессии жрецов, которые несли священное изображение ковчега или баркаса, который потом спускали на воду реки Нил, и весь народ шел и прославлял египетских богов. Это был некий миниатюрный храм, в котором помещалось египетское божество. Когда такой ковчег проносили по городам Египта, это означало: сам бог ходит среди этих городов. Такая переносная святыня больше всего подходила целям Моисея. И вот однажды он приказывает изготовить священный ковчег Завета, по-еврейски aron haberit. Его приносят в скинию, которая устанавливается в центре лагеря. Скиния делается из особых тканей и пород дерева.

http://sedmitza.ru/lib/text/432105/

Мучения грешников также будут иметь свои степени: «Раб…, который знал волю господина своего,…и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47—48). Так строго будет поступлено с грешниками «не потому, чтобы Бог хотел их погибели» , но потому, «что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес.2:10). Бог же «хочет, чтобы все люди спасались и достигли познания истины» (1 Тим.2:4). Символ веры начинается с торжественного утверждения веры в Бога. Это утверждение — не только акт интеллектуальный, оно предполагает всецелое вовлечение души и ответную отдачу. Во Христе посредством Духа Святого жизнь верующего преображается, потому что христианин, хотя и живет в «мире сем», — не «от мира сего». Его взгляд обращен к Царству света, поэтому Символ веры и заканчивается радостным исповеданием чаяния воскресения и жизни будущего века, в котором уже не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания». Приложения Приложение 1. Исторические свидетельства об Иисусе Христе Для спасения человеческого рода Бог благоволил избрать особое средство — Боговоплошение, в котором Божественное всемогущество соединяется с человеческой природой. Богочеловечество явлено нам в Иисусе Христе — Сыне Человеческом и Сыне Божием, втором Лице Святой Троицы, Божественной Премудрости и Божественном Слове (Логосе). Слово «воплощение» означает принятие плоти, соединение с плотью. Поскольку речь идет о плоти человеческой, это следует понимать как соединение Божества с человеческой природой. В личности Иисуса Христа и происходит соединение человеческой и Божественной природ — Боговоплощение. Сын Божий является нам в исторической личности Иисуса из Назарета. Долгие годы в школах, институтах и университетах нас учили тому, что Иисус — это миф, ибо такой личности в действительности якобы не существовало. И когда люди ссылались на Евангелия, в которых рассказывается о жизненном пути Спасителя, псевдоученые, учившие о мифичности Иисуса Христа, отвечали, что Евангелия — это позднейшая фальсификация. При этом замалчивалось или ложно истолковывалось одно весьма важное обстоятельство, а именно — неевангельские исторические свидетельства о Христе. Причем свидетельства не учеников и самовидцев Спасителя, не Его последователей и сторонников, но либо нейтральных летописцев, либо, что особенно интересно, Его недругов и врагов христианства. А ведь истории известны и такие свидетельства.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Но как понимать веру в Церковь ? Верят в то, что не подлежит зрению, что невидимо. Видят то, на что смотрят глазами. Мы веруем в Церковь потому, что в ней, кроме видимой стороны: общества людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами, есть еще и невидимая. Ее невидимая сторона – благодать Божия, пребывающая в Церкви и управляющая ей, ангелы, святые и все православные христиане, умершие в истинной вере и живущие на небесах; это Церковь небесная. Произнося слова: верую в Церковь , мы как бы говорим: имеем несомненную уверенность в том, что в Церкви пребывает, действует и управляет благодать Божия и что Церковь Христова находится на земле, где к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, и на небе, где к ней принадлежат все христиане, скончавшиеся в истинной вере. Церковь будет существовать вечно. Об этом сказал Сам Иисус Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Значит, нет таких сил, которые могли бы одолеть Церковь Христову и прекратить ее существование. Ее защищает и укрепляет ее Основатель и Глава, Сам Господь Иисус Христос. Вера в Церковь обязывает нас слушаться ее и не нарушать ее заповеди и установления. Члены каждого тела не могут подчиняться иным законом, кроме тех, которые действуют во всем теле, иначе они станут мертвыми членами и отпадут от тела. Мы члены Церкви Христовой и должны ей повиноваться и чтить ее и ее установления. Мы исповедуем веру «во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Она едина по своему началу и основанию . «Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют ее», – сказал Господь. И в этих словах Он обещает создать не многие церкви, а только одну. Об этом единстве верующих молился Иисус Христос и перед Своими Страданиями: «да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да будут совершенны во едино» ( Ин. 17:20–23 ). Впрочем, Церковь едина не только по своему началу и основанию, но и по внутреннему и по внешнему устройству . Она имеет единую главу, Господа нашего Иисуса Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Члены Церкви разделяются на пастырей и пасомых, но все пастыри преподают одно и то же учение, один и тот же символ веры , совершают одни и те же таинства и руководствуются одними и теми же божественными законами, и все пасомые принимают это учение и этот символ веры , пользуются этими таинствами и следуют руководству своих пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Познание о Боге приближает нас ко спасению. Следовательно, удаление от познания о Боге приносит человеку погибель. Один из малых пророков сказал: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» ( Ос.4:6 ). Многие люди погибают только потому, что они правильно не научены Православной вере. Они имеют уродливое, ложное представление о Боге. И этим ложным представлением о Боге они оскорбляют Бога. Как я вам уже говорил, некоторые считают, что Бог – грозный, сидит на Небесах и только ждет, как бы уничтожить грешников. Такого Бога нет, его придумали неверующие еретики. Это мусульманский бог такой. Наш Бог – милостивый и милосердный, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание веры. В Библии сказано, что Бог не хочет смерти грешника. Поэтому, мы должны иметь правильное представление о Боге, чтобы не оскорбить Его божественную сущность. А Его божественная сущность раскрывается в слове «любовь». Сказано: «…Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). А что такое любовь? В Писании сказано: «…облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Совокупность всех совершенств в Боге – это есть единство Бога. А единство – это первое качество Бога, которое мы ставим на первое место. Как мы читаем Символ Веры : «Верую во Единого…» Если я скажу, что Бог милосердный, это будет означать, что я не сказал, что Он правосудный. Если я скажу, что Бог – грозный Судья, я не скажу, что Он добрый Защитник, заступник за нас. А если мы говорим «Бог есть Любовь», а под любовью понимаем совокупность всех совершенств, – это значит, на первое место мы ставим единство Бога и единство в Нем всех Его качеств. Поэтому Символ Веры начинается с этих слов: «Верую во Единого…», очень важно это осознать. Если ты в Боге видишь только правосудный гнев, но при этом забываешь о Его любви, ты имеешь неправильное представление о Боге. Поэтому вот этот Ангел, который утвердился в деле наказания, и на земле, и на воде поставив свои ноги как огненный столп, он увенчан все-таки радугой, которая является символом Божьего милосердия. В Божьих посланниках проявляется и характер Бога, здесь наказание соединено с милостью. Бог никогда не мстит, потому что, Он никогда не раздражается. Месть – это проявление слабости, Бог наказывает, проявляя Свою любовь. Это разные вещи: наказание и месть. Бог ревнив, да, об этом сказано в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Святой Дух есть источник всякого освящения. Перед Своими Страстями Спаситель говорит о пришествии Духа, и это обещание исполняется в день Пятидесятницы. Жизнь Церкви есть не что иное, как это событие, увековеченное в таинствах. Присутствие Духа Святого коренным образом отличает Церковь от всякого другого общества и сообщает ей ясную уверенность в трудные времена. Святой Дух - действующая сила, освящающая каждого христианина. Принимая благодать Духа Святого, можем мы взывать к Богу - " Авва Отче " (Рим. 8, 15; Гал. 4, 6). Поэтому апостол Павел и называет Духа Святого " Духом усыновления " : " Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий " (Рим. 8, 16). Мы исповедуем в Символе веры Духа Животворящего, потому что сообщаемая Им благодать соделывает нас действительными " причастниками Божеского естества " (2 Пет. I, 4). Это не должно быть истолковано в пантеистическом смысле, но не следует также лишать Писание его истинного значения и принимать это выражение за метафору. Православная Церковь, охраняя учение о Божественной трансцендентности и одновременно утверждая возможность обожения тварного человека, неукоснительно учит различать непостижимую Сущность Бога и доступные человеку Божественные энергии. Обожающая нас благодать уже в мире сем озаряет тех, кто аскезой отрывает себя от суеты. Эта же благодать по втором Пришествии преобразит весь космос, явит победу Христа и соединит в свете и любви создание с Создателем. 9-й член. Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.Представляя нам Церковь как объект веры. Символ напоминает, что она не только является со Представляя нам Церковь как объект веры. Символ напоминает, что она не только является собранием верующих, но играет первостепенную роль в истории спасения. Во время. Своего земного служения Господь наш Иисус Христос возвестил, что Он Сам будет ее Создателем (Мф. 16, 18), и многие новозаветные тексты гласят, что Христос - ее Глава (напр. Еф. 1, 22). Еврейское Kahal означает " собрание Израиля по призыву Бога " . Так, читаем мы во Второзаконии: " чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои... о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом Твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои... И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях " (Втор. 4, 9-10, 13). Мы встречаем также термин " кахал-экклезиа " как обозначение торжественных народных собраний в Иерусалиме. Следовательно, этот термин никогда не встречался в нерелигиозном контексте, что соответствует его употреблению в Новом Завете и в древней христианской литературе, где он обозначает и поместную общину, и собрание верующих. Также часто встречается выражение " Церковь Божия " (I Кор. 1, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

Чьи это слова: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов, и пейте от нея еси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28)? Не Творца ли всеблагого и всемогущего и Спасителя всещедрого всего человеческого рода, Агнца Божия, вземлющего грехи всего мира? Арий еретик низвел Творца в ряд тварей и не признал Его единосущным и совечным Отцу, Единым с Ним и Духом Святым Существом. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, например - пшеничный хлеб в самое пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую пречистую и животворящую Кровь Божию? Не Творец ли всемогущий может это творить и претворять? Арий с единомышленниками, коих были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чем великая беда была для православных и еретиков: они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковью и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию. Сам благочестивый император Константин равноапостольный собрал со всех концов православного мира святых епископов, пресвитеров и отчасти дьяконов, в числе которых был святой архидьякон Афанасий, потом поставленный в архиепископы Александрии в Египте. Они рассмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников и предали проклятью как богопротивное, и составили изложение православной веры, или Символ веры, на все времена до скончания века, по ясному и властному и премудрому учению Святого Духа Божия. И мы досель все согласно и единомысленно веруем в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку, как католики, лютеране и англиканцы. Богу нашему, в Троице славимому, слава во веки веков! Аминь. Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу), ибо, если Я не пойду. Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– Это так, дорогое мое дитя. Любовь Божия к нам, людям, проявляется во всем, что Бог создал. Особенно она видна в тех словах, что сказал Господь: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы... мир был спасен чрез Него ( Ин.3:16–17 ). – Воистину велика любовь Божия к нам, людям, и об этом много раз нам говорил учитель в школе. – Можешь ли ты указать те стихи из Священного Писания, в которых говорится, что Бог Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, послал на землю, чтобы спасти тех, кто в Него верует? – Я это учил в Символе веры . – Читай Символ веры , чтобы я послушал. (Кающийся читает весь Символ веры – от первого до последнего слова.) – Скажи мне по Символу, как ты веруешь в Бога. – Верую, что Бог сотворил этот мир и все, что видимо и невидимо, и что Он все, что сотворил, держит, и обо всем отечески промышляет. Верую, что Иисус Христос истинный Сын Божий, что рожден от Бога Отца прежде всех веков, что Он во всем равен Богу Отцу и все сотворено через Него. Верую, что ради нас, людей, Он сошел с Неба и принял человеческое тело от Духа Святаго во утробе Преблагословенной Девы Марии, что пострадал и был распят во времена Понтийского Пилата, в третий день воскрес, вознесся на Небо и опять придет судить живых и мертвых, и Его Царствию никогда не будет конца. Верую и в Духа Святаго, Который от Отца исходит, и Который един с Богом Отцом и Богом Сыном, и Который говорил через пророков. Верую в Святую Соборную и Апостольскую Церковь . Признаю, что мы должны один раз креститься, ждать воскресения мертвых. Верую, что после смерти есть жизнь вечная. – Скажи мне вкратце, как ты веруешь. – Верую, что Бог триедин, то есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. – Как ты одним словом называешь Триединого Бога? – Пресвятая Троица. – Знаешь ли ты какую-нибудь молитву, которая относится к Пресвятой Троице? – Знаю «Святый Боже...», «Слава Отцу...» и «Пресвятая Троица, помилуй нас...». – Какие молитвы знаешь, скажи мне. – Знаю: Молитву Господню: «Отче наш...», молитвы утренние, молитвы перед едой и после еды, молитву перед сном, «Богородице Дево...», «Достойно есть...» и молитву Ангелу Хранителю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3:16–17 ). 78. Что является действием веры в Бога? Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. 79. Что означает исповедовать веру в Бога? Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. 80. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру? Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:10 ). 81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. 82. Почему в Символе веры говорится о вере в единого Бога? В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много. 83. Как Священное Писание говорит о единстве Божием? Слова учения Священного Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:4–6 ). 84. Возможно ли познание существа Божия? Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. 85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Жизнь тела даст о себе знать по движениям, по своим действиям: так и жизнь веры познается из добрых дел. Жизнь тела есть душа, посредством которой оно движется и чувствует. Жизнь веры есть любовь, через которую она действует; по сему, когда охладевает любовь – умирает вера – так же, как душа оставляет тело. О сем-то, конечно, действии апостол сказал: Если имею всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( 1Кор.13:2 ). Разделение дарований не всем одинаковое, но иному дается талант, иному два, другому три, а иному и пять талантов. Так и разделение веры имеет степени – только степени, составляемые в принятии, а не в даровании. Святой Киприан говорит: «Христос верующим дает столько, сколько приемлющий уверяет в своем приобретении». Степени веры очень наглядны в самих учениках Христовых. Когда на море восстала сильная буря, и корабль, на котором ученики сидели с Иисусом Христом, покрывался волнами, Христос же спал, – то ученики пришли и разбудили Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем! Сие не означает ли слабость веры, как и сказал им Господь: что вы так боязливы, маловерные? ( Мф.8:26 ) Они же слышали еще обличение в маловерии: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч? ( Мф.16:8–9 ) – Петр, ходящий по волнам и утопающий, показует собой тех, которые называются в Писании не крепкими в вере: напротив, Капернаумский сотник, вопиющий ко Христу: Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой! – И слышит небесный отзыв: и в Израиле не нашел Я такой веры ( Мф.8:8 ) ( Мф.8:10 ). Жена ханаанская внемлет похвалу от Господа: о, женщина! велика вера Твоя ( Мф.15:28 ). Все сие ведет нас к тому, что вера может расти, умножаться и по мере охладения любви уменьшаться. «Каждому Бог уделил меру веры – может быть пророчество по мере веры, служение по мере веры; проповедь по мере веры» ( Рим.12:3–7 ). Однако – не множество вер, но едина, как говорит Апостол: один Господь, одна вера ( Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010