Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Между тем день клонился к вечеру, иудеи, чтобы не оставить тела распятых на крестах, так как наступала Пасха, испросили у Пилата позволение перебить голени распятым. Пилат позволил. И вот воины, найдя в разбойниках признаки жизни, перебили им для ускорения смерти голени. Видя же, что Иисус умер, они не стали перебивать ему голеней, и только один из воинов копьем пронзил ему ребра, в тотчас истекла кровь и вода. Так исполнились пророческие слова: «кость Его да не сокрушится» ( Исх.12:46 ) и «воззрят на Того, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ). После смерти Иисуса Христа к Пилату пришел один из тайных учеников Господа Иосиф Аримафейский и просил у Него позволения похоронить тело Иисуса. Получив позволение, он вместе с другим тайным учеником Никодимом, взял тело Его, омыл, помазал благовонными мастями, обвил чистою плащаницею, перенес в свой сад, близ Голгофы, и положил в новой погребальной пещере. Вход в нее загражден был большим камнем. Первосвященники приложили печать и поставили стражу, чтобы кто-либо не украл тела Иисуса. – Так Господь наш Иисус Христос страдал, умер и был погребен. Страдания Его, смерть и погребение были подлинными, действительными, а не одним только видом их. В символе веры и сказано поэтому не только распятого, но прибавлено и страдавша. Этим словом указывается именно на то, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть. В символе веры сказано еще и погребенна. Это также относится к удостоверению в том, что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали его. Это так и должно было быть, потому что призрачные страдания были бы для нас бесполезны и кроме этого не согласны с божеским достоинством Иисуса Христа. Размышляя, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда помнить о неизреченной любви к нам Бога Отца, Который так возлюбил нас, что отдал на смерть Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него·не погиб, но получил жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Указанное отношение Апостолов к первым известиям о воскресении Иисуса Христа, именно их осторожность, с какою они отнеслись к ним, убеждает нас, братие в истине воскресения Христова. Из рассказов о явлении Христа ученикам мы ясно видим, что апостолы не были обмануты, а точно убедились в действительности воскресения Своего учителя. Эта же осторожность научает и нас, братие, быть осторожными в деле веры и не быть легковерными. Известно, что среди простого народа нередко появляются разные темные личности. Прикрываясь наружным благочестием нередко в монашеском одеянии они рассказывают народу о вымышленных ими чудесах, предлагают крестики, образки, воду и пр., выдавая их за чудотворные, убеждают записать имена родственников в их поминания и таким образом выманивают деньги. Относитесь, братие, осторожно к подобным личностям 2 . Осторожность в деле веры нужна, братие, и в другом отношении. Известно, что в наше время появилось множество учителей, которые изъясняют учение Христово и проповедуют якобы недавно найденную ими истину. От них в народе распространяется множество странных и нелепых заблуждений. О появления подобных лжеучителей предупреждали и Иисус Христос и Апостолы. «Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам» ( Мф.13:7 ), – говорил Иисус Христос. Апостол Павел учил: «я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян.20:29–30 ). Посему Иисус Христос предостерегал своих слушателей от лжепророков ( Мф.7:15–20 ), и вообще повелевал быть осторожными ( Мф.24:26 ). Предостерегали также и Апостолы, напр. Иоанн Богослов писал: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир ( 1Ин.4:1 ). Итак, братие, будьте осторожны в верованиях своих, твердо храните правую веру, чтобы не быть вам, как говорит апостол Павел младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ). Во всех недоуменных случаях, братие, обращайтесь к отцу своему духовному и к пастырям и учителям церковным, которым Богом дано право и повеление учить людей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Церковь как богочеловеческий организм, вечна и пребудет, по обещанию Спасителя, до скончания века. О 10 ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ Исповедую одно крещение для оставления грехов Исповедую, значит верую, несомненно, признаю. Почему «едино крещение»? «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:4 ), – учит апостол Павел. Это означает, что существует только одна истинная Церковь, установленная Единым истинным Богом, и в ней существуют спасительные таинства, так как благодать Божия действует в Церкви. Единственность и неповторимость Крещения внесено в Символ Веры еще потому, что во времена первых Вселенских соборов были споры по поводу того: как принимать отпадших от Церкви еретиков, нужно ли повторять над ними таинство Крещения, или нет? Поэтому второй Вселенский Собор, дополнил «Символ», словами о том, что Крещение может быть только одно. Падших было решено принимать через покаяние. В Символе веры называется таинство Крещения, но не упомянуты другие таинства. Крещение является таинством вхождения в Церковь, без него нельзя стать Христианином, последователем Христа и членом Его Церкви. Входя в Церковь через Крещение, как через некие врата, человек получает возможность приступать и к другим таинствам и священнодействиям церковным. В Церкви семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, елеосвящение (или соборование), венчание и священство. Итак, духовная жизнь христианина начинается с Крещения, он рождается в этом таинстве для жизни новой, жизни со Христом. Господь посылает апостолов, чтобы они проповедовали Его учение, слово Божие всем людям и крестили всех, кто уверует во Христа и захочет следовать за ним: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19-20 ). В другом Евангелии, написанном святым евангелистом Марком, Спаситель говорит про Крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Необходимым условием крещения является вера и жизнь по вере. Крещение это не только новое рождение, но и смерть для иной жизни, греховной, плотской: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим.6:8 ) – читаем мы слова апостола Павла при таинстве Крещения.

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

10 . Слова Символа о Духе Святом Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима значат, что Ему должно воздавать поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном, как равному Им. 11 . Что Духу Святому приличествует одинаково с Отцом и Сыном поклонение и прославление, это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). 12 . Слова Символа о Духе Святом: глаголавшаго Пророки значат, что ветхозаветные пророки, когда учили и писали свои книги, то учили и писали по внушению Духа Святого. Эти слова внесены в Символ веры в обличение лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета писаны не Духом Святым. 13 . Священное Писание прямо свидетельствует, что чрез пророков говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой (произвольно), но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). 14 . Дух Святой, несомненно, говорил и чрез Апостолов, и если не упомянуто об этом в Символе веры , то потому, что во время составления его никто не сомневался в том. Сам Господь сказал апостолам: Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего (Дух Святой) будет говорить в вас ( Мф.10:20 ). 15 . Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков в 50-й день после воскресения и в 10-й после вознесения Господня, и с того времени сообщается всем истинно верующим во Христа. Сын Божий Иисус Христос, по воле Бога Отца совершив искупление мира, исходатайствовал у Него ниспослание Духа Святого, Который помогал бы людям усвоять спасение, дарованное Иисусом Христом. 16 . Об этом сообщении Духа Святого верующим так говорится в Священном Писании. Апостол Павел пишет к коринфским христианам: Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ) ? 17 . Дух Святой сообщается верующим чрез усердную молитву и Таинства. 18 . Об этом так говорится в слове Божием. Сам Иисус Христос сказал: Если вы, будучи злыми, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Апостол пишет: По своей милости Господь спас нас банею пакибытия (т. е. Таинством Крещения, которое называется банею, омывающею и очищающею от грехов) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит.3:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

147. Не открыты ли нам хоть некоторые признаки близости пришествия Христова? Некоторые признаки мы знаем из Слова Божия, именно: уменьшение между людьми веры и любви; умножение всяческих пороков человеческих и стихийных бедствий; просвещение всех народов светом Евангелия; появление антихриста. 148. Кто такой антихрист? Воплощение зла, сперва тайнаго, а затем насильственнаго. Писание указывает на два вида этого зла; 1) дух антихристов , который начинается с отрицания Воплощения Сына Божия и тайно сеет в человечестве зло посредством разновидного обмана; этот дух уже появился, когда проповедывали апостолы и с веками возрастая, всецело охватит жизнь мира; это будет признаком времен последних, предшествующих концу и Последнему Суду; 2) наконец появится сам антихрист , исполнитель воли сатаны, личность, собравшая в себе все, противобожеское; сперва лживыми посулами, даже совершением чудес, а потом насилием, антихрист придет к единовластию, которое обратить к истреблению христианства. Но »Господь Иисус Христос убьет его духом уст Своих«. ( I Uoah. IV, 3; II, 18 ; 2Фec. II, 8–10 ). § 44. Разбор восьмого члена символа 149. Что провозглашаете 8-й член Православного Символа Веры ? Провозглашает: «(Я верую) и в Духа Святаго, животворящого Господа, Который исходить от Отца, Ему покланяются и Его прославляют совместно и наравне со Отцем и Сыном, Он говорил через пророков ». Православное учение о Святом Духе, внушенное Священным Писанием, утверждает и показывает, что Святой Дух есть третие живое Лицо Триединого Бога, отличное от Отца и Сына, но не есть безликая сила Божия, ни тем паче, сила, Богом сотворенная . Особенно противоречащим Слову Божию является мудрование, будто Святой Дух есть только благодатное одушевление верующого человека. 150. На чем основана вера православных во Святого Духа и кем дано Церкви верное о Святом Духе учение? Наша вера во Святого Духа основана на указаниях Священного Писания, наприм .: " ...но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Mk. XIII, 11 ); «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Uoah. III, 6 ); «...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь...» ( Лyk. III, 22 ), «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Puм. VIII, 16 ). Эти изречения указывают на ипостасное значение Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 . Одиннадцатый член Символа веры читается так: Чаю (ожидаю) воскресения мертвых. 2 . В сем члене говорится о воскресении мертвых, т. е. что придет, по судьбам Божиим, такое время, когда силою всемогущества Божия, все души умерших людей соединятся опять с их телами, люди оживут и будут жить вечно. (По учению Слова Божия с окончанием жизни, когда тела наши погребаются в земле, души переходят в другой мир – духовный, где ожидают имеющего наступить, когда будет угодно Богу, воскресения всех умерших людей, и затем начнется новая, вечная жизнь, блаженная для живших на земле праведно и мучительная для живших в грехах и нераскаянности. Об этом говорится в 11 и 12 членах Символа веры .) 3 . Вера в воскресение мертвых была и в ветхозаветное время. Праведный Иов во время тяжкой болезни своей так высказывал сию веру: Искупитель мой в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию (т. е. воскресит меня), и я во плоти моей увижу Бога ( Иов.19:25–26 ). А пророку Иезекиилю Бог показал в видении даже самый образ будущего воскресения мертвых. Он видел поле, на котором лежало множество человеческих костей, и, по Слову Господа, кости сии пришли в движение, соединились и облеклись плотью, и тела ожили ( Иез.37:1–10 ). Иисус Христос самым ясным образом говорит о воскресении мертвых. Истинно говорю вам: наступит время, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ). И Сам Он, во время земной Своей жизни, не раз воскрешал умерших. Наконец и Сам воскрес. 4 . Для всемогущества Божия воскресение умерших вполне возможно. Если Бог сотворил тело из земли вначале, то может и обратившееся в землю воскресить. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево ( 1Кор.15:36 ). У тех же людей, которые, во время воскресения мертвых, будут живыми, нынешние тела мгновенно изменятся и сделаются такими, с какими воскреснут умершие. Не все мы умрем до всеобщего воскресения, пишет святой Апостол, но все (оставшиеся в живых) изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе (Архангела); ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

224. Как читается четвертый член Символа веры ? Четвертый член Символа веры читается так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна». 225. Добровольно ли и по любви ли к людям страдал Господь Иисус Христос, или Его страдания были вынужденными? Господь Иисус Христос страдал добровольно и по любви к людям. 226. Откуда мы знаем, что Господь Иисус Христос страдал добровольно? Что Господь Иисус Христос страдал добровольно, мы знаем из следующих источников: 1. Он Сам сказал, что отдает Свою жизнь Сам, имея власть отдать ее, т. е. добровольно (Иоанн 10, 17 и 18); 2. несмотря на то, что Он знал, что будет распят, и что Он мог избежать смерти, Он шел Своим страданиям навстречу (Мат.20, 18–19; 26, 2); 3. когда служители первосвященника пришли в Гефсиманский сад, чтобы взять Его, Он Сам спросил их, кого они ищут и на их ответ, что они ищут Иисуса Назорея, Он сказал им: «Это Я!» – и дал Себя взять и связать (Иоанн 18, 3–13); 4. когда апостол Петр хотел защитить Его своим мечом, то Господь Иисус Христос, приказав ему спрятать меч в ножны, сказал: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоанн 18, 11). 227. Было ли предсказано добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии еще в Ветхом Завете? Добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии были предсказаны в Ветхом Завете, главным образом, пророком Исаией, который написал: 1. что Мессия будет изранен и избит за наши преступления и беззакония ( Ис.53, 5 ); 2. что Он не откроет уст Своих, и Его поведут, как овцу на заклание, и Он добровольно пожертвует Себя ( Ис.53, 7 ); 3. что душу Свою принесет в жертву за наши грехи ( Ис. 53,10 ). 228. Сказал Господь Иисус Христос о Себе, что Он обетованный Мессия? Что Он обетованный Мессия, Господь Иисус Христос сказал о Себе в разговоре с самарянкой. На ее слова: «Я знаю, что придет Мессия, то есть Христос» – Иисус ответил: «Это Я, Который говорю с тобою» (Иоанн 4, 25–26). 229. Говорил ли Господь Иисус Христос Сам, что Его страдания предсказаны пророками?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля — матерь наша — есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное».    Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы пересоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни.    Остается нам, людям, благоговейно покоряться премудрым судьбам Божиим, с верою принимать Божественное откровение о последней участи нашей, и с христианским упованием ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века.    (Составлено по книге: «Уроки и примеры Христианской Веры» и др. кн. прот. Григория Дьяченко). О двенадцатом члене Символа Веры 12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь.   В двенадцатом члене Символа Веры говорится о жизни будущего века, т. е. о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова.    Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его« (1 Кор.2:9).    Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе.    Св. апостол Павел говорит: сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» (1 Кор.15:43).    Сам Господь Иисус Христос сказал: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).    Состояние праведников будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого.    Апостол Павел говорил: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор.15:41-42).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Бог Всеправедный: Он в высшей степени справедлив. Каждый человек раньше или позже получит то, что он заслужил. Бог Всеблаженный, Он пребывает в вечном блаженстве и дает радость и блаженство любящим Его. В первом члене Символа веры Бог назван Вседержителем, потому что Он все существующее содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом, видимый мир и невидимый (или духовный, к которому принадлежат бесплотные духи- ангелы). Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная. Это единство Трех, бесконечно любящих Друг Друга Лиц. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог-Отец не рождается, не происходит от другого лица ; Сын Божий рождается от Бога Отца ; Дух Святой исходит от Бога-Отца . Все Три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собой: Бог-Отец есть истинный Бог, и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица это не три Бога, но единое Божество, единый Бог. Единство Святой Троицы − это тайна, непостижимая для человеческого ума. Мы веруем в нее, потому что так научил нас верить Господь Иисус Христос, Сын Божий. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Ду ха» (Мф.28:19). Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, то есть единственный Сын Бога-Отца, рожденный из существа Отца. Как свет рождается от света, так от истинного Бога-Отца рождается истинный Бог-Сын. Сын Божий имеет ту же Божественную сущность, что и Бог-Отец (как говорит Символ веры, Сын «единосущен Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: « Я и Отец – одно » (Ин.10:30). Бог-Сын родился от Бога Отца прежде всех веков, то есть до начала времени – изначально. Как Бог-Отец вечно существует, так вечно существует и Сын Божий, и вечно существует Дух Святой.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Богу всегда принадлежит благодать, Богу и Таинство, а человеку (совершителю Таинства) — одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то через него совершает Бог видимую форму Таинства, а Сам дарует невидимую благодать. …Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят Божественные Таинства: они святы от Того, Кому принадлежат» , — блаженный Августин. Об одиннадцатом члене Символа веры Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю (т.е. ожидаю) воскресения мертвых «. В этом члене говорится о всеобщем, последнем воскресении умерших, которое произойдет перед вторым пришествием Христовым. Тогда, по действию всемогущества Божия, все тела умерших людей снова соединятся со своими душами, оживут и сделаются духовными и бессмертными. Вера в воскрешение Богом всех умерших в последний день существовала уже в Ветхом Завете: «…Я знаю. Искупитель мой жив, — восклицает праведный Иов. — И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов.19:25). Пророк Исаия прямо предсказывал о воскресении мертвых: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис.26:19), а пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые, по воле Духа Святого, «соединились одна с другой, облеклись плотью и одушевились духом» (Иез. гл. 37). Благочестивые братья Маккавеи, принимая мученическую смерть от завоевателя Иерусалима сирийского царя Антиоха IV Епифана (ок. 167—164 гг. до Рождества Христова), говорили мучителю: «Ты … лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Мак.7:9). В Новом Завете воскресение мертвых связано уже со вторым и главным пришествием Господа Иисуса Христа. Символ веры пользуется чрезвычайно характерным выражением: «Чаю воскресения мертвых». По-гречески это передается глаголом, имеющим двойной смысл. С одной стороны, он выражает субъективное ожидание верующих, отголосок которого мы находим в конце Апокалипсиса («Ей, гряди, Господи Иисусе!» — Откр.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010