4 ноября 1962 г. скончался митрополит Нестор (Анисимов) , получивший известность еще в предреволюционные годы как камчатский миссионер, хиротонисанный в сан епископа Камчатского и Петропавловского в 1916 г. Владыка Нестор был членом Поместного Собора 1917–1918 г. На исходе гражданской войны он вывез святые мощи великой княгини Елисаветы и ее келейницы Варвары с Урала на Святую землю. В 1948 г. он был арестован и восемь лет провел в лагере в Мордовии. По возвращении на свободу он встретил самое теплое и заботливое отношение к себе со стороны первосвятителя и был назначен на Новосибирскую кафедру. Возраст (митрополит Нестор родился в 1884 г.) и тяжелая болезнь заставили его в 1958 г. уйти на покой, но, как только он немного поправился, он захотел вернуться к архиерейскому служению и был назначен временно управляющим Кировоградской епархией. За отпеванием митрополита Нестора об упокоении его души молился Святейший Патриарх Алексий I. Погребли его в Переделкине, около церкви Преображения. На мраморном кресте написано: «Митрополит Нестор. Камчатский миссионер». Из маститых архиереев старшего поколения помимо Святейшего Патриарха в середине 60-х гг. на кафедрах оставались митрополиты Симферопольский Гурий (Егоров), Куйбышевский Мануил (Лемешевский) , архиепископы Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), Калужский Ермоген (Голубев), Орловский Палладий (Шерстенников), Псковский Иоанн (Разумов). Большую часть епископов к тому времени составляли уже архиереи, родившиеся в XX в. и хиротонисанные в послевоенные годы. Типичными для этих лет были хиротонии монахов, получивших образование в возрожденных духовных академиях – Московской и Ленинградской. В 1959 г. Леонида (Полякова) хиротонисали во епископа Курского, в 1960 г. Сергия (Петрова) во епископа Белгород-Днестровского, в 1961 г. Николая (Кутепова) во епископа Мукачевского и Никодима (Руснака) во епископа Костромского; в 1962 г. Серафима (Никитина) во епископа Курского, Никона (Фомичева) во епископа Выборгского; в 1964 г. Антония (Мельникова) во епископа Белгород-Днестровского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

58 Илларион (Троицкий Владимир Алексеевич), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии (1886 – 28 декабря 1929 года в петроградской тюремной больнице скончался от сыпного тифа). Канонизирован в лике местночтимых святых в 1999 году. Мощи покоятся в московской Сретенском ставропигиальном мужской монастыре. 61 Евлогий ( Георгиевский Василий ), митрополит, экзарх Западно-Европейских Православных Церквей (1868–1946). С 14 мая 1914 года – архиепископ Волынский и Житомирский. В 1917 году ему было поручено временное управление Холмской и Люблинской епархией. 62 Ленин (Ульянов Владимир Ильич), государственный и политический деятель, один из организаторов Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в 1917 году (1870–1924). 63 Керенский Александр Фёдорович (1881–1970), политический деятель, член IV Государственной думы, трудовик, в дальнейшем эсер, глава Временного правительства. Белоэмигрант. 65 Тихон (Белавин Василий Иванович), Патриарх Московский и неся Руси (1863 – 25 марта/7 апреля 1925). С 13 августа 1917 года – митрополит Московский и Коломенский. 5/18 ноября 1917 года избран Патриархом Московский и всея Руси. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1989 года. Мощи покоятся в московской Донском ставропигиальном мужском монастыре. 66 В Москве в ходе боев между большевиками и противостоящими им силами сторонники новой власти обстреливали из артиллерийских орудий Кремль, что верующие восприняли как осквернение величайшей святыни России. Как отмечалось в обращении Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви, при обстреле были «пушечным снарядом пробита кровля Дома Богоматери – Успенского собора, повреждён образ святителя Николая, сохранившийся на Никольских воротах и во время 1812 года, произведено разрушение в Чудовом монастыре, хранящем святые мощи митрополита Алексия " … 68 Родовой архив Симанских был национализирован после Октябрьской революции и поступил на хранение в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1929 году архив был занесён в инвентарные книги и после 1954 года выделен в самостоятельный фонд под 271.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 Апреля 1922 г. состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Начало архипастырского служения епископа Николая совпало с возникновением обновленческого раскола. 1 Июня 1922 года Преосвященный был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, – правда, уже 7-го Июня его освободили. Вместе с епископом Алексием (Симанским) владыка Николай встал во главе «Петроградской автокефалии», боровшейся, как уже было отмечено выше, с обновленчеством. 10 Февраля 1923 года его арестовали вновь, на сей раз предъявляя обвинение в «организации помощи международной буржуазии». Решением Комиссии НКВД по административным высылкам от 30 Марта 1923 года епископ Николай был выслан на три года в Коми-Зырянскую область. 538 Ссылку свою он отбывал в Усть-Куломе и оказался освобождён лишь в Марте 1926 года. С Апреля 1927 года по Февраль 1928 года владыка временно управлял Петроградской митрополией. Когда в Сентябре 1927 г. в епархии возникли волнения в связи с переводом митрополита Иосифа в Одессу, епископ Николай, занявший сторону Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, приложил немало сил к их преодолению. В дальнейшем он являлся ближайшим сотрудником митрополитов Серафима (Чичагова – по 1933 г.) и Алексия (Симанского). В 1935 г. Преосвященный Николай возводится в сан архиепископа, его управлению поручаются Новгородская и Псковская епархии. Как религиозный мыслитель, Преосвященный Николай продолжал трудиться над сочинением «О бессмертии души». В связи с этим он читал массу литературы и не только богословской и философской, но и медицинской. К сожалению, этот богословско-антропологический труд вместе с прекрасной библиотекой архипастыря погиб во время блокады. В воспоминаниях знавших его людей Преосвященный Николай предстаёт человеком большой эрудиции и общей культуры. Будучи по натуре весьма общительным, он имел сравнительно широкий круг друзей. Желая быть в курсе современной ему интеллектуальной жизни, он просил друзей студентов приносить ему из библиотеки новинки литературы. Сам как священнослужитель, будучи «лишенцем», он никогда не мог пользоваться общественными библиотеками. Вскоре после того, как в 1939 г. в состав СССР были включены западные области Украины и Белоруссии, указом Патриаршего Местоблюстителя архиепископ Николай был назначен их экзархом с титулом архиепископа Волынского и Луцкого, а 9 Марта 1941 г. возведён в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 декабря 1955 г. архиепископу Мануилу дали справку об освобождении из заключения. В бушлате, с котомкой за плечами, он поездом доехал до Куйбышева, оттуда – самолетом в Москву. Святейший принял его и вскоре назначил на Чебоксарскую кафедру. Митрополит Нестор (Анисимов) был освобожден на исходе 1955 г. и по приезде в Москву принят Святейшим Патриархом Алексием I с исключительной теплотой и заботой, 18 июля 1956 г. он был назначен на Новосибирскую кафедру. В 1955 г. освободили арестованного в 1944 г. и осужденного на 12 лет лишения свободы епископа Вениамина (Новицкого). Лагерный срок он отбывал в самых страшных колымских лагерях, где его избивали, сломали позвоночник, в 55 лет он выглядел глубоким старцем, сгорбленным, без единого волоса на голове. 22 ноября 1956 г. епископа Вениамина назначили на Омскую кафедру. Епископ Афанасий (Сахаров) , который, по его же словам, провел «в узах и горьких работах 254 месяца» (21 год), в 1954 г. был освобожден из лагеря в Потьме и отправился в Большие Березники, где в инвалидном доме в заключении содержался его духовник иеромонах Иеракс. После свидания со своим другом и духовником, который только ожидал освобождения, епископ Афанасий уехал в Тутаев, а вскоре в Петушки. Кафедры он не получил, а в 1955 г. был назначен председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательском отделе Московской Патриархии. Архимандрит Вениамин (Милов) , профессор Московской Духовной Академии, арестованный в 1948 г., вышел из лагеря в 1954 г. и стал служить настоятелем Ильинской церкви в Серпухове. 4 февраля 1955 г. состоялась его хиротония во епископа Саратовского и Балашовского. Вручая ему архиерейский жезл, Патриарх напомнил ему о понесенных страданиях за Христа: «Ныне ты вступаешь в новый предлежащий тебе подвиг во всеоружии жизненного опыта и сам, искушен быв, без сомнения, будешь уметь и искушаемым подавать помощь и утешение. И, по выражению древнего пророка, не явишься пастырем «неискусным», который «погибающего не посещает, расточенного не взыскует, сокрушенного не умеет исцелить и здравого исправить» 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

7 декабря в Москву прибыла делегация епархии во главе с игуменом Феофаном (Сабовым), администратором епархии, представителем правящего епископа Владимира (Раича), интернированного немцами в 1941 г. Делегацию принял Патриарх Алексий, а 11 декабря состоялась встреча с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым. Самый акт присоединения Мукачевской епархии (без Прешова, который остался в составе Чехословакии) состоялся 22 октября 1945 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, куда был приглашен епископ Мукачевский Владимир. Он зачитал постановление Синода Сербской Церкви о передаче своей епархии в каноническое ведение Московской Патриархии, выразил свое согласие на такую передачу. Синод перевел на Мукачевскую кафедру епископа Уманского Нестора (Сидорука). В июне 1948 г. его сменил архиепископ Макарий (Оксиюк), опытный архипастырь, возглавлявший и Львовскую епархию. Архиепископ Макарий вместе с миссионерами ездил по епархии, беседовал с униатскими священнослужителями, не без успеха убеждая их присоединиться к Церкви Матери. После Львовского Собора 1946 г. и воссоединения с Православной Церковью униатов Румынии в октябре 1948 г. бесперспективность унии в странах Восточной Европы казалась уже большинству униатов очевидной. Переход униатов Карпатской Руси в православие совершился не столь болезненно, как в Галиции, еще и потому, что в униатских приходах после Ужгородской унии строже и чище сохранялись древние восточные обряды, чем в Галиции, где униатство было глубоко латинизировано. Движение, направленное на восстановление православия на Карпатской Руси, началось спонтанно, еще в конце XIX в., явив там ряд исповедников и мучеников, пострадавших за святое православие от австро-венгерских властей. К лету 1949 г. уже большинство греко-католических священников Закарпатья воссоединилось с Русской Православной Церковью. В день Успения Божией Матери 15/28 августа 1949 г. в мукачевском Свято-Николаевском женском монастыре на Черничей Горе при стечении народа совершали богослужение архиепископ Макарий вместе с епископами Станиславским Антонием (Пельвецким) и Дрогобычским Михаилом (Мельником).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  Фото 6. 1970 год. Владыка Вениамин и другие члены Комиссии по подготовке Поместного собора в кабинете почившего Святейшего Патриарха Алексия (Симанского)   В небольшой статье сложно рассказать обо всех аспектах жизни владыки в этот сложный период. Уже говорилось, что с самого начала его трудов на обширной Иркутско-Читинской епархии, уполномоченные требовали смены архиерея, как очень несговорчивого и самостоятельного. Но владыка, прошедший всей своей жизнью школу борьбы за сохранение Церкви – в условиях католического давления на Православие в Польше, антиканонических действий националистов «Украинской автокефальной церкви», давления фашистской политики и действий спецслужб, в условиях советских лагерей, забравших его здоровье, перенесший сердечные удары – стремился отстаивать каноническое устройство жизни Церкви. И Господь сохранял его. На Иркутской кафедре он пробыл дольше, чем его предшественники и последователи-архиереи, дольше, чем Никита Хрущев пробыл секретарем ЦК КПСС, и дольше, чем все уполномоченные по делам религии, сменявшиеся при нем. В следующем номере журнала «Берег России» мы продолжим рассказ об Иркутском периоде в жизни владыки Вениамина, о многих сложных обстоятельствах церковно-государственных отношений, связанных с желанием антихристианских сил уничтожить Святую Христову Церковь лукавыми методами и «церковными же руками».   Полный вариант статьи с научными ссылками можно прочитать в журнале «Берег России» (9) за 2022 год   Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Активным участником церковно-диссидентского движения еще в конце 50-х гг. был А. Э. Краснов-Левитин, в прошлом обновленческий диакон, друг и почитатель Введенского, в послевоенные годы отбывавший лагерный срок. После освобождения он был одним из частых авторов « Журнала Московской Патриархии» , правда, статьи его печатались за чужими подписями. В начале 60-х гг. он вместе с В. Шавровым написал « Очерки по истории русской церковной смуты» – книгу, посвященную главным образом обновленчеству. Тогда же Краснов-Левитин писал и апологетические статьи, распространявшиеся в машинописных копиях, часто это были полемические ответы на антирелигиозные публикации советской прессы. В 1965 г. таким образом появилась его статья « Больная Церковь » , в которой особенно резко он отзывался о состоянии московских духовных школ. Статья вызвала возмущение в среде преподавателей и студентов, многие из которых были близко знакомы с автором. Статьей « Час суда Божия» Краснов-Левитин поддержал Н. Эшлимана и Г. Якунина. В 60-х гг. на Западе было опубликовано также несколько писем Б. В. Талантова, сына священника, расстрелянного в 1937 г., преподавателя математики в высших учебных заведениях города Кирова, в этих письмах он рассказывал о гонениях на Церковь , о закрытии храмов и репрессиях против верующих в Кировской епархии. В местной печати развязана была травля лиц, подписавших одно из этих писем. Несколько человек, в том числе жена Б. В. Талантова, не выдержав этой травли, скончались. В провинции репрессивные органы действовали более решительно, чем в столице. 12 июня 1969 г. Борис Владимирович Талантов был арестован и осужден на 2 года лагерей. Его содержали в таких условиях, что он тяжело заболел; актированный по болезни, он скончался в неволе за несколько часов до освобождения 4 января 1971 г. Выступления священнослужителей и мирян затрудняли проведение антицерковных мероприятий; хотя протесты появились с некоторым опозданием, хрущевская кампания закончилась и положение Церкви несколько стабилизировалось. Протесты диссидентов пусть в малой степени, но все же ослабляли давление государства на Церковь , но в то же время нападки церковных оппозиционеров на Патриархию подрывали ее авторитет, вносили смущение в умы церковных людей, особенно из новообращенных, служили для них соблазном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Алексей Андреевич Кирсанов, будущий архимандрит Адриан, родился 17 марта 1922 года в деревне Турейка Орловской области в крестьянской семье. Он рано лишился отца, рос слабым, болезненным ребенком. Однажды мать отправила его к врачу в Орёл, где Алёша случайно зашел в единственный действующий в ту пору храм. (Вероятно, это была церковь Воскресения Христова на Афанасьевском кладбище, которую по решению горисполкома безбожные власти закроют последней 25 июня 1941 года). Во время службы отроку было явлено духовное откровение, определившее его будущую жизнь. С иконы, перед которой остановился мальчик, сошла Пречистая Дева, словно бы стоящая на поле брани. Алексей работал слесарем на заводе, с которым в начале Великой Отечественной войны был отправлен в эвакуацию в Таганрог. При приближении немцев он помогал ликвидировать заводские цеха, после перебрался ближе к дому и ушел в партизаны. Когда наши войска освободили Орёл, Алексей Кирсанов вступил в их ряды. Охранял гаубичные пушки в Коломне, но в связи с болезнью сердца был демобилизован и стал работать на заводе имени Лихачёва в Москве. По благословению Патриарха Пимена в 1957 году Алексей принял монашеский постриг с именем Адриан. Произошло это в Троице-Сергиевой Лавре, насельником которой он значился с 1953 до 1975 года. Отец Адриан не покинул обители даже тогда, когда в деревне внезапно сгорел их дом, и мать просила его приехать и отправиться на заработки, чтобы приобрести жилье. Батюшка, прозрев, что это – искушение, усилил молитву к Святителю Николаю Мирликийскому. Вскоре ему неожиданно принесли сумку с деньгами и запиской, что деньги предназначаются матери монаха, у которой сгорел дом. Поначалу в монастыре он нёс послушание трапезника, затем заведовал производством свечей. В 1970 году был рукоположен в священный сан. Вскоре после этого отец Адриан почувствовал способность помогать бесноватым и получил на это благословение патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), а также лаврского духовника братии отца Кирилла (Павлова).

http://azbyka.ru/fiction/blizhe-k-nebu-o...

Алексий вскрикнул: «Батюшка, Батюшка!!!» – бросился его поднимать, сам упал перед ним. Но тот встал и опять поклонился ему, не просто благодаря за труд, а еще добавляя: – Лешенька, прости... – Батюшка! Да я... Поднялся и в третий раз опустился на колени перед Алексием... У свидетеля происшедшего появилась мысль, что отец Кирилл скоро нас покинет и прощается с Алексием. Но, как мы знаем, вышло иначе... В последнем письме отец Алексий сожалеет, что не все братия прислушиваются к наставлениям Батюшки Кирилла. Действительно, это скорбно. Ведь значение его слова необычайно велико. У подавляющего большинства насельников Лавры Старец был восприемником в монашеском постриге – три десятилетия он является духовником обители. Еще до кончины своего предшественника, архимандрита Петра (Семеновых) 87 , отец Кирилл стал его замещать, когда тот занемог. Так, например, последнюю исповедь Патриарха Алексия I (Симанского), незадолго до кончины Святейшего 17 апреля 1970 года, принимал Батюшка. С тех пор он неустанно окормлял лаврскую братию и можно сказать, что духовный облик монастыря на рубеже ΧΧ–ΧΧΙ веков, несомненно – плод молитв и пастырского подвига архимандрита Кирилла. В 90-е годы отец Кирилл все чаще пребывал в Патриаршей резиденции в Переделкино, нередко ему приходилось поправлять здоровье в московских больницах. Когда же он приезжал в Лавру на праздники, то не только проповедовал в храме после литургии. Для братии особым утешением было слово назидания, которое Батюшка произносил в своей келии перед раздачей им рождественских и пасхальных подарков. Но вот уже несколько лет в храмах Лавры не слышно голоса любимого духовника. Последний раз он проповедовал на Успение 2002 года. Произнося проповедь перед лаврскими прихожанами или слово поучения перед братией, Батюшка свободно цитировал обширные фрагменты из Евангелия и Апостольских посланий. Как выразился один лаврский священник, это был авторский пересказ Священного Писания – настолько проповеди Батюшки были проникнуты евангельским духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело почившего владыки было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского; † 1968), к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского;1970) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи как подателя исцелений и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительства на месте снесенного Митрофанова монастыря. В епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых перенесены с городского кладбища. Среди перечисленных на надгробии – и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года – года 150-летия кончины святителя Антония – и по настоящее время благословением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) место захоронения святителя Антония уточняется. Тогда же была завершена подготовка к прославлению архиепископа Антония в лике местночтимых святых Воронежской епархии. Ходатайством митрополита Мефодия и по результатам рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых жизнеописания архиепископа Антония Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершить прославление святителя митрополиту Мефодию 23 мая 2003 года, а также издать житие и писать новопрославленному святому службу.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010