Общество дружбы «СССР-Кипр» С момента избрания Архиепископа Макариоса президентом стали активно развиваться как межгосударственные, так и межцерковные связи Кипра и СССР. В 1963 году на торжествах по случаю 50-летия архиерейского служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) присутствовали представители Кипрской Церкви. В связи с возникшей напряженностью между греками и турками Патриарх Алексий 24 февраля направил телеграмму Архиепископу Макариосу со словами сочувствия и поддержки. В сентябре 1964 года состоялась встреча Патриарха Алексия с Архиепископом Макариосом в Афинах. В том же году было организовано Общество дружбы «СССР-Кипр», в состав которого вошли иерархи РПЦ. В 1968 году остров посетил епископ Дмитровский (ныне митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси) Филарет (Вахромеев), в то время вице-президент общества. Во второй половине мая - начале июня 1967 года по приглашению Архиепископа Макариоса Кипрскую Церковь посетила представительная делегация РПЦ во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополитом Ленинг радским и Ладожским Никодимом (Ротовым). Тогда же начались переговоры о дальнейшем сотрудничестве между братскими Церквами и о вожделенном визите кипрского президента в СССР. Утром 21 мая делегация РПЦ прибыла во дворец Архиепископа Макариоса и вместе с ним проследовала в храм Благовещения - Фанеромени. Божественная литургия Архиепископа Макариоса в сослужении с митрополитом Никодимом транслировалась по радио и передавалась по местному телевидению. С 27 по 30 ноября 1970 года на Кипре находилась группа паломников РПЦ, возглавляемая митрополитом Никодимом. Примечательно, что в эту группу входил молодой преподаватель и секретарь совета Ленинградской духовной академии, нынешний Патриарх, иеромонах Кирилл (Гундяев). 3 июня 1971 года в торжествах интронизации новоизбранного Предстоятеля Русской Церкви Патриарха Пимена (Извекова) принимал участие Архиепископ Макариос, который впервые прибыл в Советский Союз по приглашению Президиума Верховного Совета СССР и советского правительства. Архиепископ Макариос посетил Москву, Ленинград, Загорск, Волгоград, Киев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Осенью 1944 г. Красная Армия освободила Прибалтику, за исключением Курляндского полуострова, где остатки разбитых немецких войск сопротивлялись до мая 1945 г. После убийства митрополита Сергия (Воскресенского) по его завещанию временно управляющим Виленской и Литовской епархией стал епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), возведенный в сан архиепископа. В конце войны он выехал в Чехословакию, затем вернулся и был назначен на Пинскую кафедру. На Виленскую кафедру 13 апреля 1945 г. был поставлен перешедший из обновленческого раскола архиепископ Корнилий (Попов); ему же было поручено и временное управление Рижской и Латвийской епархиями, остававшимися вакантными после отъезда епископа Рижского Иоанна (Гарклава) в Германию. Сложнее, чем в Литве и Латвии, складывалась ситуация в Эстонии, где во время оккупации произошел раскол и часть приходов во главе с митрополитом Александром (Паулусом) отделилась от экзарха Московской Патриархии митрополита Сергия (Воскресенского). Митрополит Александр бежал из Эстонии вместе с отступавшими немецкими войсками, впоследствии образовав в Стокгольме схизматический Синод, который он объявил состоящим в юрисдикции Константинопольской Патриархии. После смерти митрополита Александра в 1953 г. этот Синод, оставшись без епископов, продолжал все-таки притязать на представительство не существующей в действительности Эстонской Автономной Церкви. 5 марта 1945 г. в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и на совещании с членами раскольнического Синода Эстонской Православной Церкви достигнута была договоренность о возвращении схизматических приходов в юрисдикцию Московской Патриархии и об упразднении Синода. Правящим архиереем Таллинским и Эстонским был назначен архиепископ Павел (Дмитровский). По предложению архиепископа Григория в совет, заменивший прежний Синод, было включено равное число священников русского и эстонского происхождения. Принято было также решение изъять из богослужебной практики эстонских приходов протестантские новшества: пение гимнов и игру на органе. Самый акт воссоединения находившихся в расколе эстонских приходов с Матерью Церковью состоялся в Никольском соборе Таллина 6 марта 1945 г. Чин богослужения был подобен тому, который употреблялся при воссоединении обновленцев. Председатель упраздненного Синода Эстонской Церкви протоиерей Христофор Винк от лица всех присоединяемых прочитал и вручил архиепископу Григорию акт о том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В августе 1944 г. Красная Армия, освободив Молдавию, перешла Прут и вступила на территорию Румынии. Митрополит Кишиневский Румынской юрисдикции Ефрем (Тигиняну) и его викарии оставили Молдавию вместе с румынскими войсками и властями. 31 декабря 1944 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве патриаршим Местоблюстителем митрополитом Алексием была совершена хиротония во епископа Кишиневского и Молдавского архимандрита Иеронима (Захарова). Участь православного духовенства в Молдавии и Прибалтике после возвращения этих территорий в Советский Союз была неодинаковой. В Прибалтике православное меньшинство в отличие от католиков и протестантов рассматривалось властями как пророссийски ориентированное, молдавский же народ был православным, и это не считалось признаком лояльности советским властям. С приходом Красной Армии значительная часть священнослужителей подверглась репрессиям, многие монастыри были закрыты, насельники арестованы и этапированы в концентрационные лагеря. Обвинение в коллаборационизме предъявлять было легко и удобно, поскольку во время румынской оккупации по закону молдаване были равноправными с собственно румынами и потому являлись лояльными подданными румынского короля, в этом отношении и православное духовенство не отличалось от остального населения. Хотя несомненно, что закон не осуществлялся на практике и значительная часть молдаванского населения остро чувствовала свою второсортность. 8 сентября Красная Армия перешла румыно-болгарскую границу и стала продвигаться в глубь страны, не встречая реального сопротивления со стороны болгарских войск. Новое правительство разорвало союз с Германией и объявило ей войну. Предстоятель Болгарской Церкви митрополит Стефан благословил новую политику государства. Между тем взаимоотношения Русской и Болгарской Православных Церквей были омрачены не только политическим противостоянием Болгарии и СССР во время первой и второй мировых войн, но и разрывом канонического общения, начало которому положило отлучение, наложенное Константинопольской Патриархией в 1872 г. С этим отлучением считалось и священноначалие Русской Православной Церкви, воспрещая своему духовенству сослужение с болгарскими клириками. Тем не менее, получив весть о переменах в Болгарии, митрополит Алексий обратился к митрополиту Софийскому Стефану с приветственным письмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Ленинградский митрополит остался в осажденном городе и разделил с паствой ужасы всех девятисот блокадных дней и ночей. В храмах города ежедневно совершались богослужения. Митрополит Алексий служил литургии, часто по священническому чину, молебны, отпевания, панихиды, проповедовал, беседовал с каждым, кто к нему обращался, ободрял, утешал, напутствовал умирающих. Часто выступал с патриотическими посланиями. 15 мая 1944 года скончался патриарх Сергий (Страгородский). В этот же день Священный Синод в соответствии с завещанием почившего назначил на должность Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). А 2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви он был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о своей первой встрече с патриархом Алексием: «Крестовая церковь Патриарха; краткое ожидание и внезапно — его присутствие: старец, тонкий, даже хрупкий, невысокого роста, но который нигде не мог бы пройти незамеченным. Очень сдержанный в обращении, очень простой, по внешности — чистый монах, держащийся в тени, он выделялся из своего окружения, приковывал к себе взор и как бы требовал к себе внимания своим спокойным величием, излучаемой им уверенностью: “Все от Бога, все в руке Божией, поэтому все без исключения может быть, должно быть поводом, ниспосланным Господом, для христианского делания, для дела Божия”…» В 1970 году исполнилось двадцать пять лет патриаршества Алексия (Симанского), здоровье маститого старца слабело. 17 апреля 1970 года, в ночь под Лазареву субботу, Святейший скончался. В своем завещании патриарх Алексий I обращался к пастве с просьбой: «Самая главная просьба ко всем, с кем мне приходилось иметь общение, это просьба о молитве за меня, да приимет Господь дух мой в Свои светлые обители, простив мне вольные и невольные грехи Своим Божественным милосердием». Книгу можно приобрести:

http://pravoslavie.ru/100504.html

В 1944 г. распадались последние обновленческие общины и к канонической Церкви присоединялись обновленческие епископы в том состоянии, какое они имели до 1924 г., если не утратили правоспособности на епископское или пресвитерское служение. Так, 24 июля 1944 г. архиепископом Псковским Григорием (Чуковым) в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда были приняты в каноническое общение как миряне лжеепископ Сергий Румянцев и лжеархиепископ Димитрий (Лобанов), в сане протоиерея присоединили к Православной Церкви лжеархиепископа Днепропетровского Григория (Константиновского). В епархиях продолжали открываться приходы: с января по ноябрь 1944 г. богослужение было возобновлено в 200 храмах, но, конечно, число это было несопоставимо с количеством приходов, открытых на оккупированной территории. В 1944 г. закончилось освобождение Украины, в мае Красная Армия прорвала оборону немцев между Витебском и Оршей и повела стремительное наступление на запад. Линия фронта переместилась за границы Советского Союза. В июле этого же года союзники открыли второй фронт в Западной Европе. Начался завершающий этап второй мировой войны. Когда в Москву пришло известие о высадке англо-американского десанта во Франции, Местоблюститель патриаршего престола обратился с телеграммой к послу Великобритании в Москве А. Керру и через него к архиепископу Кентерберийскому с «молитвенным сердечным пожеланием Божией помощи и великих успехов доблестным братским союзным армиям в священном подвиге освобождения европейских народов от злейшего врага цивилизации – фашизма» 445 . После вступления Красной Армии в Белоруссию белорусские епископы переехали в Гродно, а оттуда 7 июля 1944 г. были эвакуированы немцами в Германию. Среди них был и глава Белорусской Церкви митрополит Пантелеимон (Рожновский), в эмиграции он и его собратья вошли в юрисдикцию Карловацкого Синода. Большинство же священнослужителей не захотели, а некоторые и не смогли покинуть Родину. Участь их оказалась нелегкой: многие были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения по обвинению в коллаборационизме, который чаще всего выражался в том, что священники открывали приходы и возобновляли богослужение в храмах по разрешению немецких властей. Однако приходы, открытые во время оккупации, советские власти, как правило, не закрывали. Для нормального устроения церковной жизни в освобожденной Белоруссии Патриархия должна была поставить новых епископов на вакантные кафедры. Так, в 1944 г. архиепископ Калининский и Смоленский Василий (Ратмиров) был перемещен на Минскую кафедру, на Брестскую был назначен новохиротонисанный епископ Паисий (Образцов). Несколько позже, в феврале 1945 г., в епископа Пинского был хиротонисан архимандрит Онисифор (Пономарев).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1970-е годы вернулся в Ленинград, где работал врачом; тогда же архиепископ Тихвинский Мелитон благословил его на служение псаломщиком и клиросным певчим. Здесь проявился еще один талант Лялина — творческий. Первые рассказы сам автор читал в эфире «Православного радио Петербурга». Сохранившиеся аудиозаписи свидетельствуют о незаурядном артистическом даре сказителя: многие еще помнят его напевную, плавную речь. Литературный дар Лялина был замечен и оценен издателями и читателями. В предисловии к своей книге «Последняя надежда» (2000) автор сообщал: «Я — писатель из молодых, отточил перо свое на восьмом десятке лет. Вся юность прошла в урагане войны 1941–45 гг. Война тяжелым катком прошлась по моей жизни, и, не успев умертвить, превратила меня в инвалида телесного и духовного». Затем на протяжении десяти лет вышли еще пять книг прозы Лялина, а по кончине писателя А.В. Грунтовский выпустил двухтомное собрание его сочинений. Свои рассказы Лялин писал быстро, по вдохновению, в один-два дня. Основа их всегда документальна, часто автобиографична: «Все мои рассказы — от сердца, на основе жизненного опыта. Пройден большой путь со грехами и покаянием. Да простит и помилует нас Господь». Суть творчества Лялина сформулирована в одном из читательских отзывов: «Великолепное живое слово христианина и человека, ищущего правды Божией. Впечатления о людях и событиях на пути ко Христу. Реальное свидетельство о Боге из уст верующего человека». Постоянная тема Лялина — поиск и обретение веры («В северных Палестинах», «Заблудший», «Исповедь»). В его наследии есть рассказы о замечательных людях: «Изограф» об иконописце Журавлеве, лишенным от рождения рук и ног; «Бесогон из Ольховки» о закарпатском старце-экзорцисте отце Мефодии и его келейнице, «ведьме в отставке»; «Кузьма Крестоноситель» о покаянной жизни и странствиях убийцы. Есть повествования о военном времени: «Человек на войне» о православном воине-санитаре, «Когда была только надежда» о блокадной жизни будущего патриарха Алексия (Симанского). Увлекательны «Рассказы алтарника» (в частности, о том, как преп. Серафим явился двум хиппи, побил их палкой, после чего один из них крестился и стал алтарником), «Святой остаток» о благочестивых жителях деревни, которые во времена раскулачивания бежали во главе со священником в Сибирь и там спасались от гонений.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/07/ya...

В период своего служения в городе Тобольске митрополит Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню. Служение митрополита Иоанна на Тобольской кафедре продолжалось в течение четырех лет. В день своей кончины, 10 июня 1715 года, он отслужил последнюю Божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве перед иконой Божией Матери. Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна, в 1916 году Церковь установила Всероссийское празднование в день его преставления к Богу – 10 июня. Честные мощи святителя были оставлены в гробнице для поклонения в Тобольском соборе Покрова Божией Матери, где почивают и доныне. Служба святителю Иоанну Тобольскому была написана митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым, – 1956) и издана по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского,1970) в 1947 году. Труды: Нравоучительное зерцало. – Чернигов, 1703 и 1707. Алфавит, рифмами сложенный. – Чернигов, 1705. Богородице Дево (стихи). – Чернигов, 1707. Толкование на 50-й псалом. – Чернигов, 1708. Толкование на «Отче наш» и «Осьм блаженств евангельских». – Чернигов, 1709. Царский путь Креста. – Чернигов, 1709. Богомыслие в пользу правоверным. – Чернигов, 1710; 1711. Илиотропион . – Чернигов, 1714; Киев, 1896. Синаксарь о победе под Полтавою. – 1710. Духовные мысли. – М., 1782. Феатрон, или позор нравоучительный. – 1708. Путник (рукопись). Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905, ч. 2. – С. 166–181. Сулоцкий А. И., протоиерей. Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского//Странник. – СПб., 1864, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

За ними следовал святитель Митрофан, который поместился у ног владыки. Вдруг комната наполнилась чудным ослепительным светом и вошел муж в одежде, сиявшей красотою и величием. Муж этот повелел юношам вскрыть перси святителя Мелетия до самого сердца, из которого высоко поднялся светлый пламень. «Довольно, – вещал старец, – пора упокоить». Юноши отвечали: «Повели, Владыко». Святитель же Митрофан концом своей схимы покрыл перси святителя Мелетия. При этом келейник проснулся и поспешил к святителю. «Через три дня будет кончина», – чуть слышно произнес тот. Так святитель заранее предсказал свою кончину. После кончины восемь дней стояло тело святителя до погребения, и не только не было признаков тления, но оно издавало благоухание. После смерти пальцы правой руки святителя постоянно были сложены как бы для благословения. Несмотря на приведение руки в надлежащее положение, она снова принимала благословляющий вид, пока не вложили в нее разрешительную молитву. Память о нем надолго сохранилась в сердцах людей. Его ежедневно поминали в молитвах и просили его молитвенной помощи. Известны многие случаи явлений его во сне и помощи людям. Особую надежду возлагали верующие жители города Харькова на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов. Вопрос о канонизации святителя Мелетия был уже предрешен высшей церковной властью до революции, но события 1917 года помешали этому. В 1948 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского,1970), гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Харьковский Благовещенский кафедральный собор, где находится и в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей. Со времени утверждения в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святителя о благостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После кончины Патриарха Сергия внутренняя жизнь Церкви нуждалась в дальнейшем устроении. Первостепенной по важности заботой священноначалия было замещение вдовствующих кафедр. Как правило, рукополагали престарелых вдовых священнослужителей, принявших постриг за несколько дней перед этим. 21 мая в московском Богоявленском соборе патриарший Местоблюститель митрополит Алексий возглавил хиротонию во епископа Полтавского и Кременчугского Николая (Чуфаровского). В Преображенской церкви Москвы митрополит Крутицкий Николай хиротонисал во епископа Ворошиловградского священника Калининской епархии Александра Порфирьевича Петина, получившего в монашестве имя Никон. Пожалуй, единственным исключением явилась хиротония во епископа Симферопольского и Таврического архимандрита Иоасафа (Журманова), принявшего монашеский постриг еще в 1915 г. Она состоялась 13 августа в Богоявленском патриаршем соборе. Ее возглавил митрополит Алексий. 27 августа он хиротонисал во епископа Владимирского и Суздальского иеромонаха Онисима (Фестинатова). 29 октября митрополит Крутицкий Николай возглавил хиротонию во епископа Калининского иеромонаха Рафаила (Березина). В январе 1945 г. в Спасо-Преображенском соборе Москвы патриарший Местоблюститель митрополит Алексий возглавил хиротонию во епископа Вологодского и Черновицкого Иустина (Мальцева), кандидата богословия Казанской Духовной Академии. В первый месяц своей первосвятительской деятельности митрополит Алексий вместе со Священным Синодом совершил ряд перемещений на архиерейских кафедрах: архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) был переведен на Псковскую кафедру, впоследствии на Саратовскую кафедру был назначен епископ Паисий (Образцов); архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев) был перемещен на Ярославскую кафедру, на Рязанскую назначили епископа Ульяновского Димитрия (Градусова); архиепископа Ставропольского Антония (Романовского) перевели на Николаевскую кафедру. На Смоленскую кафедру патриарший Местоблюститель и Священный Синод поставили новохиротонисанного епископа Сергия (Смирнова). Всего за время местоблюстительства митрополита Алексия с мая 1944 по январь 1945 г. совершено было 10 епископских рукоположений, кроме того, два епископа, бывших на покое, получили назначения на кафедры. Осенью 1944 г. епископат Русской Православной Церкви насчитывал уже около 50 правящих архиереев, примерно столько, сколько Русская Церковь имела в канун разгрома церковной организации 1937– 1939 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Церковь находилась в аварийном состоянии, крыша зияла многочисленными дырами. По храму летали голуби, на стенах, вместо икон, были портреты партийных лидеров. Штукатурка почти полностью осыпалась, роспись, к сожалению, была практически утеряна. Вокруг церкви был участок 14 соток, без жилых построек, то есть жить было негде, и братия поселилась в пожертвованном неотапливаемом «финском домике», где зимой в стакане замерзала вода... Тяжело, на первых порах, было братии, которые, разбирая руины, возрождали историю, сохраняя дух православия, которым дышали фундамент и стены храма-памятника. И заработали строительные инструменты, и закипела кропотливая трудоемкая робота, а параллельно проводились благодатные службы Богу. В 2002 г. на престольный праздник Покрова Божьей Матери Преосвященнейшим Агапитом епископом Мукачевским и Ужгородским была освящена памятная доска в честь 80-летия основания храма и установлен мраморный Крест Господень на пожертвования мецената монастыря М.М. Рябца с семьей. На сегодня в монастыре проживает 16 насельников - 12 монахов и 4 послушника. Братией монастыря строится большой храмовый и хозяйственно-жилищный комплексы. Проводится миссионерская работа с молодежью Закарпатья и других регионов нашего государства. Ведется благотворительное сотрудничество с домами-интернатами, домами престарелых и малообеспеченными жителями. В монастыре проходят каждодневные богослужения. Также, каждую пятницу вечером, проводится молебен с акафистом «Покрову Божьей Матери» и чтением заклинательных молитв на избавление от нечистых духов, на исцеление от различных болезней и недугов (алкоголизма, наркомании и пр.). Эти богослужения посещает множество жителей Закарпатья, соседних областей, Киева и соседних государств. Чтимые святыни обители: - Иверская Икона Божией Матери. Подарена Иерусалимским патриархом Иоаникием патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому) (1945-1970). Патриарх, за верную службу в патриархии, дарит икону Божией Матери схимонахине Мокрине (Мацько) насельнице Свято - Николаевского монастыря г. Мукачево. Матушка в 1994 г. подарила чудотворную икону своему земляку, духовному чаду, настоятелю Свято - Покровского мужского монастыря - архимандриту Митрофану (Шимон). Икона присутствует в храме и источает множество чудес: исцеляет онкологические болезни, дарует детей просящим и с верой притекающих к Ней, исцеляет болезни головы и многие другие болезни, людей, прибегающих к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=33032

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010