– Но надо ли возвращаться к синодальным временам? – первым задал вопрос архиепископ Сильвестр. – Владыко Сергий, – заговорил митрополит Серафим, – вы упомянули о митрополите Петре, но он знает ли о вашем намерении? – Да как же так, – подал голос архиепископ Филипп, – почему среди нас нет митрополита Ярославского Агафангела, который в двадцать втором году самим почившим патриархом назван первым местоблюстителем? – Позвольте и мне задать вопрос, – проговорил архиепископ Алексий. – Известно, что митрополит Петр основал особую коллегию для управления церковью, в которую вошли высокопреосвященнейший Арсений Новгородский и преосвященный Григорий, ныне раскол учинивший. И как тут быть?.. Не станем ли мы, с одной стороны, выглядеть узурпаторами церковной власти, а с другой – потачниками раскольникам? Вопросы прозвучали, и все присутствовавшие обратили взоры к Сергию Страгородскому , ожидая ответов, разъяснений и пояснений. – Действительно, – приподнявшись из-за стола, начал ответную речь Сергий, – трудностей у нас много. Но я бы не созывал вас, если бы не имел твердых оснований и уверенности в том, что мы приступаем к верному делу. Недавно я получил письмо от митрополита Петра из пермской тюрьмы. Он выздоравливает после тяжкой болезни и сообщает, что ранее созданная им коллегия упразднена, поскольку митрополит Агафангел по немощи своей не принял на себя исполнения обязанностей патриаршего местоблюстителя. А архиепископ Григорий, учинитель смуты, больше не находится в каноническо-молитвенном общении с церковью. Что до митрополита Арсения, то прошу преосвященного Алексия уточнить. – Но почему же все-таки избрана синодальная форма управления? Разве мы не можем вернуться к решениям Московского собора 1917–1918 годов? – вновь подал голос архиепископ Сильвестр. – Да, владыко, не можем. Напомню, что тогда на проведение Собора гражданская власть, пусть уже и не самодержавная, давала свое разрешение. Нынешняя же власть, советская, к такой форме устройства церкви относится отрицательно. Потому всякая наша попытка пойти по этому пути обратит нас в «нелегалов контрреволюционеров» и обернется репрессиями против иерархов, духовенства и мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

4 . Сильвестр (в мире Семён Игнатьич) Страгородский (1761–1768). Он был сын придворного священника в Царском Селе, крестник Императрицы Елисаветы Петровны; обучался в Александро-Невской семинарии, в которой, по принятии монашества, был ректором; 1760 г. назначен архимандритом Переславского Никитского монастыря и вместе смотрителем Переславской семинарии, чтобы она была так благоустроена и благоуспешна, какою при нём была Александро-Невская семинария; 1761 г. декабря 23-го произведён на место архиепископа Амвросия епископом Переславским и Дмитровским. Это был хороший преемник преосвященного Амвросия и заботливый попечитель о благосостоянии Горицкого. Он внимательно осмотрел все церкви и все здания Горицкого монастыря и в особой ведомости отметил, что нужно сделать в каждом из них для приведения их в окончательный благоустроенный вид. При помощи синодального архитектора Павла Яковлева составлена была смета, которою на достройку каменных и деревянных строений и на возобновление ветхих требовалось 34 651 р. 95 к.; эта достройка неоконченных строений и возобновление ветхих и составляли предмет попечения архипастыря. Кроме того, как учёный муж, он пополнил скудную библиотеку Переславской семинарии нужными книгами, кунштами и механическими инструментами. Преосвященный Сильвестр был противником отобрания вотчин от монастырей и сторонником известного Арсения Мацеевича . В 1768 г. февраля 4-го переведён в Крутицкую епархию, из которой 1771 г. удалился на покой в один из московских монастырей. После него остались сочинения: «Правила монашеского жития» и «Описание Новоиерусалимского монастыря». 5 . Геннадий Кратинский (1768–1773 г), из архимандритов и ректоров Московского Заиконоспасского училищного монастыря. В своё правление епархиею он застроил в Горицком монастыре каменную колокольню и под нею церковь во имя Богоявления Господня; но по случаю своей смерти на 88 году от роду (16 августа 1773 г.) не ус пел привести их к окончанию. Погребён в соборной Успенской церкви в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении. Письма митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями: «Догмат искупления» и «Опыт христианского православного катехизиса». Париж: Совет по учреждению монашеско–миссионерского братства, 1937. С. 178–196. Иларион (Троицкий) , сщмч. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Т. 3. С. 98–134. Иларион (Алфеев) , еп. Православное богословие на рубеже эпох. К.: «Дух i 2002. Корзо М. «Православное исповедание веры» Петра Могилы : к вопросу о западном влиянии на киевское богословие XVII в.//Сравнительная история: методы, задачи, перспективы/Сб. статей. М., 2003. С. 33–56. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с. Серафим (Соболев) , архиеп. По поводу сочинения иеромонаха Тарасия «Великороссийское и малороссийское богословие XVI и XVII веков»/Репринт: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997//Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 260–290. Серафим (Соболев) , архиеп. По поводу статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления»/Репринт: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997//Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 5–110. Сильвестр (Стойчев), игум. К вопросу о западном влиянии в богословском наследии святителя Петра Могилы //Труды КДА. К., 2012. 17. С. 103–112. Тарасий (Курганский), иером. Перелом в древнерусском богословии (Великороссийское и малороссийское богословие XVI–XVII вв.). Варшава, 1927. Флоровский Г., прот. Западные влияния в русском богословии//Православная беседа [Электронный ресурс]/URL: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. К., 1991. Хондзинский П. В. «Православное учение о спасении» архим. Сергия (Страгородского) и его критика священноисповедником Виктором (Островидовым) и архиеп. Серафимом (Соболевым) //Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 98–113.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

По догматическому богословию замечательны три крупных систематических труда. Первым по времени было обширное “Православно-догматическое богословие” преосвященного Макария (Булгакова) . Вторым – “Православно-догматическое богословие” архиеп. Черниговского Филарета (Гумилевского) . И, наконец, третьим трудом, огромным по объему, является “Опыт православного догматического богословия” ректора Киевской Духовной Академии епископа Каневского Сильвестра (Малеванского) . “Современная русская догматика следует – в общем – заветам преосвященного Сильвестра и не выдвигает новой догматической системы” (Глубоковский). Руководство по догматике написал архимандрит (впоследствии архиеп. Казанский) Антоний (Амфитеатров) . Замечательную по ясности и отчетливости догматику составил владыка Ириней (Фальковский). Отдельные догматические сочинения имеются у архим. Сергия (Страгородского , будущий Патриарх), митроп. Киевского Антония (Храповицкого) , протопр. И. Янышева и других. Образцом обличительного (сравнительного, как говорят сегодня) богословия служит четырехтомное “Богословие обличительное” ректора Казанской Духовной Академии архим. Иннокентия (Новгородова) . Проф. о. А. Иванцов-Платонов издал работу “О западных вероисповеданиях” и др. Высокие достоинства его работ признавались и за границей, в частности, берлинским профессором Гарнаком. В 1912 году в самостоятельный предмет было выделено сектоведение. Известны труды профессоров прот. Т. Буткевича и С. Голубева о русских сектах. В Петербурге под редакцией В. Скворцова с 1896 года выходил журнал “Миссионерское Обозрение”. По нравственному богословию богатый материал был собран в “Записках” прот. П. Солярского . Огромным трудом являются сочинение проф. о. Н. Стеллецкого, “Очерк православного нравоучения” прот. о. С. Остроумова . Известны труды на эту тему прот. И. Янышева и проф. М. Олесницкого . Развитию православной аскетики огромную услугу оказали своими трудами епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский (†1894), и епископ Ставропольский Игнатий (Брянчанинов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СИЛЬВЕСТР (Братановский Александр Алексеевич ), архиепископ Калужский. 1871 г., 21 августа – родился в с. Воскресенском на Обноре Любимского уезда Ярославской губ., в семье священника. 1896 г. – окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. 1898 г. – пострижен в мантию, иеродиакон, иеромонах. 1900 г. – окончил Московскую Духовную Академию, смотритель Мстиславского духовного училища. 1901 г. – инспектор Кутаисской духовной семинарии. 1902 г. – ректор той же семинарии. 1904 г. – ректор Смоленской духовной семинарии, архимандрит. 1906 г. – настоятель Херсонесского Владимирского монастыря. 1907 г. – настоятель Московского Спасо- Андроникова монастыря. 1910 г., 4 апреля – хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. 1910–1915 гг. – епископ Рыбинский, викарий Ярославский епархии. 1915–1917 гг. – епископ Севастопольский. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1917–1920 гг. – епископ Верейский, викарий Московской епархии. 1920–1924 гг. – епископ Пермский и Соликамский. 1925 г. – епископ Костромской и Галичский. 1926–1927 гг. – епископ Вологодский. 1931 г. – архиепископ Калужский. 1931 г., 29 сентября – скончался в Москве. Отпет в храме св. Ирины мученицы Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] в сослужении 15 иерархов, погребён на Семёновском кладбище (впоследствии уничтоженном). СИЛЬВЕСТР (Ольшевский Иустин Львович), архиепископ Омский и Павлодарский. 1860 г., 31 мая – родился в с. Косовно Сквирского уезда Киевской губ., в семье причётника. 1883 г. – окончил Киевскую духовную семинарию. 1887 г. – окончил Киевскую Духовную Академию. 1889г. – епархиальный киевский миссионер. 1890 г. – полтавский епархиальный миссионер, преподаватель духовной семинарии. 1892 г. – иерей (целибат). 1910 г. – принял монашество; архимандрит. 1911 г., 16 января – хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. 1914 г. – епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии. 1915–1920 гг. – епископ Омский и Павлодарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1 февраля 1926 г. [н. ст.] В глубокой скорби осведомились Мы из настоящего доклада. что в Православной Церкви начались разделения, могущие вызвать новый раскол, что Высокопреосвященный митрополит Сергий проживает не в Москве, а в Н. Новгороде, откуда не вправе выехать и где не дано ему строительство в церковном управлении и что Высокопреосвященнейший митрополит Михаил [Ермаков] совершенно отклонил от себя Наше поручение по исполнению обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, а Высокопреосвященный архиепископ Иосиф [Петровых] не может принять его, так как совсем не известен советской власти. Если с Нашей стороны для успокоения верующих и блага Церкви требуется особое распоряжение в изменение такового от 6 декабря 1925 г. [н. ст.], то в интересах мира и соединения церковного, признаем полезным временно, до выяснения Нашего дела, поручить исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя коллегии из 3-х архипастырей: Высокопреосвященного Николая [Добронравова] Владимирского, Высокопреосвященного Димитрия [Беликова], архиепископа Томского, Высоко- преосвященного Григория [Яцковского], архиепископа Екатеринбургского. При этом считаем долгом пояснить, что только эта коллегия является выразительницей Наших, как Патриаршего Местоблюстителя, полномочий по всем вопросам, кроме вопросов принципиальных и общецерковных, проведение в жизнь которых допустимо лишь с Нашего благословения. Означенная комиссия [«коллегия». – Сост.] по соглашению с властями пользуется правом пригласить для совместной работы потребное количество других архипастырей. (Со своей стороны предлагаю им архиепископов Сильвестра [Братановского] Вологодского и Серафима [Остроумова] Орловского и Преосвященных епископов: Николая [Могилевского] Тульского и Сергия [Зверева], управляющего Самарской епархией.) Преосвященным епископу Виссариону [Зорину], Тихону [Русинову] и Иннокентию [Бусыгину ] благословляем отправиться на свои епархии. Подписал: митрополит Пётр. С подлинным верно архиепископ Григорий Екатеринбургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О чем и послать Преосвященному митрополиту Ярославскому для исполнения и для объявления Преосвященным – архиепископу бывшему Пермскому Варлааму [Ряшенцеву] и епископу Ростовскому Евгению [Кобранову] указ. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Синода: Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Дионисий [Сосновский], архиепископ Оренбургский. Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Севастиан [Вести], архиепископ Костромской и Галичский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Рязанский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Одесский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода, архимандрит Питирим [Крылов]. Архив составителя 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни Архив составителя 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль,1957. Т. 2 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Польский. M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феофилу, епископу Кубанскому и Краснодарскому протоиерея Воскресенской, г. Майкопа, церкви Сергия Молчанова Рапорт Вследствие того, что многие отнеслись с недоверием к тому, что митрополит Агафангел воссоединился с митрополитом Сергием, я, желая доказать правоту сего, запросил митрополита Агафангела телеграммой, на что он дал мне определенный ответ. Вот копии этих телеграмм:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Боязнь потерять Христа побуждает христианина не бежать куда-то в сторону от законного священноначалия, а наоборот, крепче за него держаться и от него неустанно искать разъяснений по всем недоумениям, смущающим совесть. Вот почему каноны нашей Св. Церкви оправдывают разрыв со своим законным епископом или Патриархом только в одном случае: когда он уже осуждён Собором или когда начнёт проповедовать заведомую ересь, тоже уже осужденную Собором. Во всех же остальных случаях скорее спасётся тот, кто останется в союзе с законной церковной властью, ожидая разрешения своих недоумений на Соборе, чем тот, кто восхитив себе Соборный суд, объявит эту власть безблагодатной и порвёт общение с ней (правило 15-е Двукратного Собора и многие другие). Поэтому апостольски умоляем вас: не будем больше «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). Не пойдём за теми, кто по всякому мнимому поводу торопится раздирать хитон Христов, а, наоборот, будем «стараться сохранить единство Духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ), помня о едином Теле Христовом, о Святой Его Церкви, Которой одной на земле дано совершать наше спасение ( Еф.4:12 ), через Богом учреждённое и Апостолами начатое священноначалие ( Еф.4:11 ), Господь же все устрояющий но благое да дарует Своей Церкви мир и ими же весть судьбами, да соберёт расточенное паки воедино. Благодать Его, милость и мир да пребудут со всеми вами. Аминь. Зам. Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Священного Синода: Патриарший Экзарх Михаил [Ермаков], митрополит Киевский, Галицкий и всея Украины. Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Самарский. Севастиан [Вести], архиепископ Костромской. Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

в) в случае невозможности по каким-либо причинам исполнить в указанный срок предписанного в пункте “б», представить в трёхдневный срок объяснение и вполне определенное заявление об осуждении ими епископов Димитрия и Сергия с их соумышленниками и о полном своём отмежевании от образованного «самочинного сборища» и о своём послушании законной церковной власти в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода; г) при неисполнении предписанного в пунктах «а» и «б» и непредставлении в срок указанного в пункте «в» заявления Преосвященными Шлиссельбургским Григорием и Колпинским Серафимом, по докладе о сем Преосвященного Петергофского Николая [Ярушевича] иметь о них суждение. 4 . Членам Патриаршего Священного Синода, Преосвященным Архиепископам: Вологодскому Сильвестру [Братановскому], Костромскому Севастиану [Вести] и Самарскому Анатолию [Грисюку] предложить в срочном порядке выбыть в г. Ростов и в личной беседе с Преосвященным Митрополитом Иосифом [Петровых], которую они имеют должным образом запротоколировать, запросить его: а) с его ли ведома, согласия и благословения Преосвященные бывший Гдовский Димитрий и бывший Копорский Сергий распространяют обращение и воззвание к пастырям и пасомым с призывом порвать молитвенно-каноническое общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и единомыслящими с ним епископами, обвиняя последних в утрате чистоты православия и церковной свободы и призывая верующих объединиться около одного, якобы православного Митрополита Иосифа [Петровых]; б) признает ли митрополит Иосиф приведённую выше резолюцию от 25 декабря 1927 г. (7 января 1928 г.) на рапорте ленинградских викариев и распространённую ныне раздорниками за свою резолюцию; в) случае отклонения Митрополитом своей ответственности за распространяемую от его имени литературу и непризнания им своей резолюции от 25 декабря 1927 г. [ст. ст.], предложить ему в особом кратком послании оповестить ленинградскую паству о своём отмежевании от происходящей церковной смуты, с осуждением епископов-раздорников и всего их «самочинного сборища» и о своём молитвенно-каноническом общении с Высшей Церковной Властью в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода и о неизменном им послушании;

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По представлению св. Синода, Высочайшим указом января 9-го 1741 года, разрешено было постригать в монашество семинарских воспитанников, окончивших свое учение, желающих и к тому достойных, к определению по епархиям, как для обучения ставленников, так и к наставническим должностям в духовных училищах. По силе этого указа, впрочем с особенного Высочайшего на этот случай разрешения, в 1748 г. пострижены шесть окончивших курс воспитанников здешней семинарии, из которых некоторые проходили уже учительскую должность: Никита Пученков – в монашестве Никодим, Симеон Страгородский – в монашестве Сильвестр, Петр Приморский–в монашестве Порфирий, Ефим Ильяшев – в монашеств Епифаний, Иван Московский – в монашестве Иларион, Герасим Созонов – в монашестве Галактион. Впоследствии многие из воспитанников по окончании курса вступали в монашеское звание и были оставляемы при семинарии и определяемы законоучителями в кадетские корпуса, а иные вступали в братство здешней лавры и провинциальных монастырей. Перед пострижением в монашество учители и студенты не были обременяемы трехлетним искусом, как это требовалось Духовным регламентом от вступающих в монашеский чин 73 : «за обстоящею в таковых учительных людях нуждою», как выражаемо было в Синодских определениях по этому предмету. При том же, по указу св. Синода от 15 октября 1733 года, самое учение в школах вменяемо было им в трехлетнее искушение к пострижению. Хозяйственная часть семинарии С определением штата Александроневской семинарии в 1726 г. на нее назначена была особая сумма, выручаемая монастырем от платы за места, отводимые для погребения знатных горожан. «На содержание профессору и грамматисту и сторожу в жалованье и школьникам на одежду собирать деньги за погребательные в Невском монастыре места». Школа должна была вести свою экономию, а монастырь, отпуская содержание наставникам и воспитанникам, вел расчет с общим итогом суммы, отпускаемой на семинарию. Для этого положено было завести при школе приходорасходные книги. Распорядителем хозяйства назначен подьячий Иван Прокопьев сын Кондратьев. Но так как доходы монастыря по этой части были не велики и не постоянны, то и содержание школы было затруднительно. Ученики получали содержание от монастыря самое бедное, а наставники часто оставались без жалованья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010