23.03(05.04)1955 Сергий Соколов I ЧЕБОКСАРСКАЯ 11.05.1888 02.02.1891 в/у САМАРСКАЯ 17.01.1891 НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 02.02.1891 26.03.1893 в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.09.1892 16.04.1893 ЧЕРНИГОВСКАЯ 26.03.1893 24.08.1893 в/у НОВОСИБИРСКАЯ 23.09(06.10)1995 27.11(10.12)1995 в/у ТОМСКАЯ 24.09(07.10)1995 27.11(10.12)1995 НОВОСИБИРСКАЯ 27.11(10.12)1995 07(20)10.2000 в/у ТОМСКАЯ 27.11(10.12)1995 20.09(03.10)1997 в/у ТОМСКАЯ 23.09(06.10)1998 15(28)12.1998 Сергий Спасский КОВНЕНСКАЯ 30.05.1882 07.06.1885 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 28.04.1885 26.06.1885 МОГИЛЕВСКАЯ 07.06.1885 21.11.1892 ВЛАДИМИРСКАЯ 21.11.1892 20.11.1904 КИНГИСЕППСКАЯ 25.02.1901 06.10.1905 ФИНЛЯНДСКАЯ 06.10.1905 10.08.1917 ВЛАДИМИРСКАЯ 10.08.1917 03(16)06.1922 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 15(28)08.1923 НИЖЕГОРОДСКАЯ 05(18)03.1924 14(27)04.1934 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 01(14)12.1925 25.11(08.12)1926 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 30.03(12.04)1927 30.08(12.09)1943 ВСЕРОССИЙСКАЯ 14(27)04.1934 02(15)05.1944 Сергий Танаевский САЛЬСКАЯ, обн. НОВГОРОДСКАЯ, обн. 02(15)03.1927 ОРДЖОНИКИДЗЕНСКАЯ, обн. КИНГИСЕППСКАЯ 06.11.1905 21.03.1908 КИОТОССКАЯ 21.03.1908 29.05.1912 ЯПОНСКАЯ ПАЦ 19.05.1912 22.08(04.09)1940 Сергий Фаворский ЛИВНЕНСКАЯ, обн. РЯЗАНСКАЯ, обн. КАЛИНИНСКАЯ, обн. 15(28)06.1930(?) 16(29)04.1931 Сергий Чашин в/у УССУРИЙСКАЯ 13(26)12.2006 Сергий Фомин в/у СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ 20.11(03.12)1982 16(29)01.1983 СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ 17(30)01.1983 24.04(07.05)2003 ВОРОНЕЖСКАЯ 24.04(07.05)2003 Сергий Шубин САЛЬСКАЯ, обн. 02(15)05.1926 11(24)08.1926 ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 11(24)08.1926 УРАЛЬСКАЯ, обн. 19.12.1926 (01.01.1927) БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 02.1929 15(28)01.1931 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 24.08(06.09)1933 01.1935 Силуан (Сильван) Грек КРУТИЦКАЯ 04.05.1493 Сильвестр КРУТИЦКАЯ 10.07.1653 06.1654 Сильвестр ЛАДОЖСКАЯ 07.1611 (в/у?) ВОЛОГОДСКАЯ 07.1611 11.07.1613 ПСКОВСКАЯ 11.07.1613 01.12.1615 Сильвестр ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 01.01.1119 12.04.1123 Сильвестр СМОЛЕНСКАЯ Сильвестр (Савва) ХОЛМСКАЯ Сильвестр Белькевич в/у КИЕВСКАЯ КИЕВСКАЯ Сильвестр Братановский РЫБИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1033 Акт. Зап. Рос. V, 41. Макарий, Ист. Рус. Ц. XII, 107 стр. Лазаря Барановича избрали с согласия гетмана Богдана Хмельницкого, писаря Выговского и благословения м. Сильвестра. 1036 Дионисий Балобан некоторое время был епископом холмским и бельзским; в 1650 г. он наречен администратором м. Сильвестра на Волыни, а потом уже епископом луцким и острожским (Опис. Киев.-Соф. Собора, 185). Холмская кафедра, отданная православным в 1650 г., кажется, оставалась за ними не долго. Как известно в начале 1652 года грамотой Яна Казимира она возвращена униатам и ее занял прежний администратор Яков Суша. С этого времени Дионисий Балобан, вероятно, состоял только администратором м. Сильвестра на Волыни, пока не получил луцкую кафедру. Строев, вслед за Амвросием, несправедливо годом хиротонии Дионисия считает 1656 год и прямо на луцкую кафедру (Списки, стр. 1094. сравн. Ист. Рос. иерарх. I, стр. 241). 1038 Акт. Юж. и Зап. Рос. VII, 85 (8 сент.), IV. 77 (6 сент.), VI, стр. 249–250. В первоначальной редакции Гадячского договора (6 сент., нов. ст. 16) названы пять владык – пятый мстиславский; в новой сокращенной (8 сент., нов. ст. 18) его нет. Возможно, что при начальном изложении условий Гадячского договора забыли, что мстиславского владыки нет, а есть поставленный Москвой полоцкий, которого, конечно, нельзя было включать в члены сената. 1043 Акт. Южн. и Зап. Рос. X, 4, стр. 266. Максим говорил речь в Нежине в 1654 году и обратил на себя внимание московского правительства. После этого он не оставлял переписки с Москвой, сообщая о малороссийских делах и настроении умов (там же, IV, 22–24, 33, 101, 102). В 1655 г. царь принимал и жаловал его вместе с наказным гетманом Золатаренком и дал ему, его детям и внукам деревню Ушню (там же, IV, 29, ст. III, 35, ст. III и IV. Ср. VII. 103). В 1659 г. ему дано 500 руб. соболями и 500 золотых. 1044 Макарий. Ист. Рус. Ц. XII, стр. 563–564. Ср. Акт. Юж. и Зап. Рос. V, 48 VII, 121, стр. 343. 1045 Акт. Юж. и Зап. Рос. V, 56, стр. 118. 58 стр. 120, 126. VII, 121, стр. 344, 345, 352 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Перед отъездом из Твери в С.-Петербург, в августе 1726 г., Феофилакт получил указ из Синода о высылке Решилова. Для последнего в этом не было находки, потому что тут он пригрелся к тепленькому местечку, а там Бог знает, что еще будет. Он пришел к Феофилакту и расплакался перед ним: «я желал бы и умереть при вашем преосвященстве, чтоб ваши архиерейские руки меня погребли». Феофилакт сдался на эту мольбу. «Ну, ничего. Ведь указы мои же братья архиереи пишут, а я и сам к ним еду». Феофилакт взял с собою до Торжка Иоасафа. Дорогой разговорились о рязанской кафедре, которая в ту пору была праздною. Феофилакт сказал, что он не желает быть туда определен и, если предложат ему, то будет отпрашиваться. «От чего же ваше преосвященство не желаете» – спросил Иоасаф. «Когда-б сперва на место батюшки моего, преосвященного Стефана митрополита рязанского, был определен – отвечал Феофилакт – то рад бы быть в той епархии; а теперь гоняться за преосвященным Сильвестром (Холмским) не хочу». И потом, вспомянувши Стефана в самых похвальных словах, прибавил, что он «много претерпел от Федоса, и когда-б та змия больше на своем престоле посидела, то-б больше скорпий высидела. И новгородский архиерей Феофан, хотя мне и друг, их же лютеранскую сторону держит». После того спохватясь, спросил архимандрита: «и ты, судья мой, не их ли духа»? На это архимандрит отвечал, что «никак бы и думать того о нем не изволит». По кончине императрицы Екатерины в Твери пронесся слух, что будет поставление патриарха. Иоасаф с Решиловым встрепенулись при этом слухе. «А что выше – спросил Решилов у Иоасафа – патриаршество или св. Синод»? Иоасаф отвечал: «все равно». «Для чего-ж патриаршество отставлено, а св. Синод учрежден»? Иоасаф отвечал: «при прежних патриархах были в народе смущения, и раскольническая ересь от них же патриархов началась, а именно при Иосифе патриархе; потому Феофан, будучи у его величества в респекте, о том советовал и регламент сочинить». К речи о регламенте Иоасаф заметил, что в нем все хорошо, за исключением одного, что заключили монахов; да и власти, ежели поступать по регламенту, не у чего быть, потому что напечатано, что кроме квасу в келье ничего не держать, а велено ходить по вся дни за общую трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

«Резко обрисовывается изумительная несходственность предметов, занимавших ум постника-патриарха и реформатора-царя, – писал в предисловии к книге С.Г. Рункевич . – Выпукло выдвигаются две линии епархиальных архиереев: культурные и нервные, разного нравственного достоинства, образованные малороссы, и тяжелые на подъем, но твердые и крепкие, и тоже разного нравственного достоинства, великороссы. Талантливый и впечатлительный, по странной игре судьбы достигший полного безвластия на вершине власти местоблюститель патриаршего трона, митрополит Стефан (Яворский) не находит покоя своему мятущемуся духу. Широковещательные, напоминающие пышный стиль востока, письма казанского митрополита Тихона (Воинова), праведного старца, глубоко скорбевшего о недостаточных плодах своего архиерейского дела, дышат тягостным чувством обременения от разных житейских забот, неразрывно связанных с архиерейской должностью по управлению епархией. Серия писем преосвященного Сильвестра (Холмского или Волынского), из митрополитов разжалованного в епископы, затем снова выслужившегося в митрополиты и умершего в заточении лишенным сана, брызжущая какой-то странно-порывистой разбросанностью мысли, служит как бы отображением богатой резкими переменами, печальной судьбы этого владыки. Праведный старец Аарон, епископ корельский, бессребренник, оставивший всего имущества только суконную рясу да ранее отложенные 30 рублей на поминовение, поставлен был в такие условия, что всю жизнь хлопотал о разных хозяйственных делах: об отводе деревень Юрьеву монастырю, в котором жил, о возвращении взятых подьячих и т.п., и, должно быть сознавая в душе свою неподготовленность к этого рода заботам, с прямотой и откровенностью определил значение в архиерейском правлении элемента чиновников в таких словах: «како-бо мощно воину на брани без меча стояти, или кораблю на море без кормила добре плавати; воистину не может и человек всею главою ума своего без рук и без орудия что действовати». Епископ астраханский, из малороссов, Лаврентий (Горка) оставил по себе воспоминание, что был «человек нравный, с подданными обходился не без труда и много бил невинно»; при открывшейся вакансии киевского архиепископа он уполномочивал своего приятеля в Петербурге раздать от четырех до пяти тысяч рублей взяток, только бы ему дана была киевская кафедра. Вологодский епископ Павел (1716–1725 гг.), вологжанин, бывший до архиерейства священником в Москве, выделяется горячим предстательством пред светской властью за священников своей епархии, избитых помещиками. И так далее» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Православная шляхта и православные иерархи на Правобережье во 2-й половине XVII в. Когда в 1648 г. началось восстание Б. Хмельницкого, восставшие убивали и изгоняли шляхту, как «ляхов», порвавших со своим народом и верой своих отцов. В действительности, однако, как показано в исследовании польского историка Г. Литвина, большая часть шляхты в Киевском и Брацлавском воеводствах продолжала сохранять традиционные Эта шляхта играла важную роль в жизни православного общества, участвуя в выборах иерархов, а также (в некоторых случаях) в выборах настоятелей наиболее важных монастырей. Акт избрания митрополита Сильвестра (Коссова) в феврале 1647 г. скрепили своими подписями 46 шляхтичей Киевского, Черниговского и Волынского Для этой шляхты восстание Хмельницкого обернулось настоящей катастрофой. Хотя некоторые представители этого слоя сумели вписаться в новое общество (как скрепивший своей подписью акт избрания митрополита Остафий Выговский, отец будущего гетмана), большая часть шляхтичей бежала на запад, где и переселенцы и коренные жители вынуждены были вести постоянные бои с наступающими казаками. Все это, однако, не вело в середине XVII в. ни к отказу от веры отцов, ни тем более к враждебному отношению к православным иерархам, которые были выходцами из той же среды и не побуждали казачество к восстанию. В трудных ситуациях иерархи могли обращаться к шляхте за поддержкой и такую поддержку получали. Так, когда после битвы на Берестечке Холмский епископ Дионисий (Балабан) был устранен со своей кафедры униатским епископом Яковом Сушей он обратился с просьбой о поддержке к волынской шляхте, и шляхта поручила в декабре 1651 г. своим послам на сейме добиваться, чтобы «duchowni religii greckiej» могли спокойно пользоваться своими кафедрами, храмами и имениями, а «насильник» (violator), отобравший у «брата нашего» кафедру, должен быть подвергнут сеймовому

http://sedmitza.ru/lib/text/5677363/

Архиепископия с 26.01.1589. Митрополия с 13.06.1669 по 1723 г. Именовалась (Н.Д. Иерархия... С. 330): Муромская и Рязанская; с 12.03.1291 – Рязанская и Муромская; с 29.05.1764 – Рязанская и Шацкая; с 16.10.1799 – Рязанская и Зарайская; Рязанская и Касимовская. Викарные кафедры: Михайловская, Ранненбургская, Спас-Кпепиковская, Скопинская, Зарайская, Шацкая. 26.09.1198 03.07.1295 Стефан (1303) Кирилл) Савва(1304) Митрофан (1304) Кирилл II Феодул Иосиф II (1340) 1354 (?) 03.07.1360 Вассиан II (1379) Феоктист 15.08.1388 Евфросин II (1410) 15.12.1448 01.1462 01.02.1462 08.12.1471 08.1481 18.12.1496 12.02.1517 23.03.1522 22.04.1548 01.1554 17.03.1554 Акакий Леонид (1564) 01.1562 (11.1570?) 1572(1573?) 09.02.1573 Леонид II Протасьев (Протасов) 05.1598 07.1598 17.02.1601 30.06.1605 08.1605 10.09.1617 10.01.1619 30.04.1620 05.05.1621 15.02.1637 10.01.1638 15.02.1651 13.04.1651 10.04.1655 05.1657 28.05.1673 09.08.1674 21.09.1681 11.1681 04.09.1686 25.03.1687 03.1700 07.04.1700 27.1 1.1722 03.02.1723 25.06.1725 Сильвестр Холмский 15.07.1726 03.10.1726 30.10.1726 27.04.1731 11.05.1731 26.09.1733 Лаврентий Горка 26.09.1733 17.09.1750 21.06.1752 22.10.1757 Димитрий Сеченов 18.06.1758 20.03.1778 Палладий Юрьев 31.03.1778 17.01.1804 29.01.1804 26.01.1809 05.03.1809 14.05.1817 04.06.1817 18.08.1824 12.01.1825 25.02.1828 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 03.03.1828 25.07.1831 07.08.1831 09.05.1837 15.07.1837 10.05.1858 05.06.1858 11.11.1863 20.12.1863 29.08.1867 28.11.1867 09.09.1876 09.09.1876 21.08.1882 28.09.1882 02.12.1894 10.12.1894 14.10.1896 Иустин Полянский 14.10.1896 14.01.1900 22.01.1900 07.11.1902 18.12.1902 03.11.1906 03.11.1906 25.07.1911 Никодим Боков 25.07.1911 17.06.1917 14.04.1917 26.05.1917 08.05.1917 09.10.1917 17.10.1917 11.1919 13(26)07.1920 12(25)09.1923 19.09(02.10)1923 Амвросий II Смирнов 19.09(02.10)1923 08(21)02.1928 5(28)12.1923 04(17)04.1925 14(27)04.1928 09(22)01.1936 07.1937 09.1942 11(24)07.1943 02.1944 31.12.1946(13.01.1947) .1946(13.01.1947) 14(27)02.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVIII. 1732 год. – Отбыие Двора из Москвы в С.-Петербург. – Тетради о житии Феофана. – Розыск переписчиков. – Подозрение заговора и мятежа. – Аресты Остерман, с самого вступления Императрицы на престол, постоянно настаивал, чтобы резиденцию по прежнему перенести в С.-Петербург. Это настояние исполнилось в начале 1732 года. 8 января Государыня выехала из Москвы в С.-Петербург. 11 января прибыла в Новгород в начале 2 часа после полудня. Феофан, ухавший вперед, встретил её с крестами у Волховского моста и шел пред её саньми до соборной церкви, где приветствовал её речью. В Новгороде Государыня остановилась в архиерейском доме 362 , откуда на другой день, в 4 часа пополудни, выехала в С.-Петербург. Вместе с двором переехала в С.-Петербург Тайная канцелярия под названием Походной, а оставшаяся в Москве называлась по прежнему Тайной. Но в половине этого года (12 августа) велено Тайную канцелярию взять из Москвы в С.-Петербург, а в Москве оставить контору, которая поручена заведыванию Семена Андреевича Салтыкова; 29 сентября этого года приказано не именовать Тайной канцелярии Походною, а просто Тайной розыскных дел канцелярией. Производителем дел в С.-Петербурге был Хрущов, в Москве – Казаринов. Продолжая начатое дело о пасквильных тетрадях, Тайная каицелярия подбирала лиц, которые разными путями замешались в это дело. Новой жертвой её сделались богаделенные нищие московской федоровской богадельни, где был двоюродный брат Ионы (разстриги Осипа), Горбунов, переписывавший тетради по его поручению. Но вместе с ним позвали к допросу и других нищих, которые видели, как он переписывал, читали тетради или слышали, как он читал, Якова Кузьмина и Данилу Толбугина. В допросах старики показывали, как они бранивались между собою, особенно как бранивали Горбунова. Литературные труды его казались им чернокнижеством, а переписка тетрадей на Феофана изменою и еретичеством. Горбунов сделал главные показания, что он переписал для Ионы несколько тетрадей; но где они? кому он раздавал их или где подбрасывал и с какою целию? Без допросов и показаний Осипа обойтись не могло. Поэтому 22-го февраля 1732 г. Походная тайная канцелярия потребовала с Валаама Осипа. 363

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Невыполнение двух главнейших условий – киевскому митрополиту не дано место в сенате и не уничтожена уния – не обещало ничего хорошего. Казаки стали настаивать на своем и требовали полного уничтожения унии не только на Украине, но и в Литве с Польшей; они требовали, чтобы греческое духовенство имело права и почести одинаковые с римским духовенством. Поляки не соглашались. Возгорелась новая война. Война оказалась не так удачна, как прежняя. Хмельницкий был разбит на голову при Берестечке на р. Стыри. Литовский гетман Радзивилл начал опустошать Украину и пощадил Киев только по просьбе м. Сильвестра Коссова. Любители пограбить и нажиться все-таки жгли Киев; они сожгли до 2000 домов, несколько церквей и монастырей. 17 сентября 1651 г. под Белою Церковью сошлись два гетмана и заключили договор совсем невыгодный для казаков. Войска казачьего оставлялось всего 20 000, которое должно было находиться в королевских имениях в Киевском воеводстве, не касаясь воеводств Брацлавского и Черниговского. Паны – владельцы в воеводствах Киевском, Брацлавском и Черниговском вступали в управление своими имениями и крестьянами; следовательно положение загнанных крестьян нисколько не изменилось сравнительно с прежним. Жиды оставались обывателями и арендаторами в королевских и шляхетских имениях. Чигирин оставался за гетманом, подчиненным коронному гетману. Относительно веры постановлено, чтобы религия греческая, которую исповедует Войско Запорожское, также соборы, церкви, монастыри и киевский коллегиум оставались при прежних правах, согласно с давними привилегиями, т. е. должны оставаться в том самом положении, в котором находились до Зборовского договора. В начале следующего 1652 года Ян Казимир подтвердил грамоту Владислава (от 14 марта 1635 г.) очень выгодную для униатов и от Зборовского договора не осталось ничего. Яков Суша, бывший униатский администратор Холмской епархии, вновь занял тамошнюю кафедру со всеми её имениями и передал почти все церкви и приходы униатским священникам. То же должно было произойти и в других местах 1004 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Муханова стр. 106). Литовская Рада от 27 янв. 1507 г. писала к м. Иосифу: «Ваша милость, как то духовные наши, маете здесе нас, как поданных господарских, присягами утвердить» (Акт. Зап. Рос. 2, 7). След., в составе Литовской Рады были и православные. См. Акт. Зап. Рос. Т. 2. пр. 64. В Киевских и Холмском синодиках записаны потомки Ольгердовичей: а) Димитрия Корибута – кнзья Збаражские (из них Алексей был холмским епископом); Вышневецкие, Порыцкие, Воронецкие и Трубецкие; б) потомки Владимира – князья Слуцкие, Копыльские и Бельские; в) Андрея – кн. Полоцкие, Лукомские и Полубенские; г) потомки Симсона-Лугвеня – кн. Мстиславские, Пинские-Ярославичи (пр. 373); д) Бориса-Бутава – кн. Корецкие; там же аа) потомки Кейстута – кн. Крошинские (пр. 128); бб) потомки Феодора Любартовича – кн. Сангушки, Кобринские (из них Сильвестр был холмским епископом), Коширские и Ковельские; вв) потомки Евнутия Гедиминовича – кн. Заславские; гг) потомки Миндовга – кн. Ольшанские, благотворители Лавры, и Ольшанские-Дубровицкие (пр. 379. Акт. Зап. Рос. 1. 72.), Ольгимунды, благотворители Лавры (из них Нестор был холмским епископом); дд) потомки Наримунда – кн. Рожинские, Стародубские. Там же князья Бабичи, Буйницкие, Глинские, Горские, Друцкие, Жилинские, Коркондиновы, Кротинские, Кулинские, Масальские, Огинские (строители многих монастырей – Вилен. грам. 2. 214–218. 129), Одинцевичи, Острожские, Пузины, Путивльские, Путятичи, Ратские, Соколинские, Соломерецкие (из них Богдан был строителем монастырей), Трабские, Холмские, Чарторыжские (Длугош: Кн. Иван Чарторыжский – по обряду и роду русский, р. 283), Четвертинские, (Максимовича Киевлянин на 1840 г. 131–231. Суша у Павлищева; в Сев. Пчеле 1844, 288, 289. Долгорукова Родосл. сборн. 3, 68–71. Опис. Румянц. Муз. 575–581. Кальнофойского Тератургима стр. 59–65. Киев, 1638.) По документам, указанным в Ист. Унии Бантыш-Каменского, по документам Румянцева Музея (стр. 111–114. 117–130. 137. 177. 575–581. 809), по Виленским Актам (1 3. 4. 7. 10–15. 19–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но и этого Варшавский сейм не утвердил. А вскоре папский нунций обратился к королю с петицией о возвращении униатам того, что православные успели получить в соответствии с королевским универсалом от 12 января 1650 года. 14 октября 1651 г. Папа Иннокентий X направил королю благодарственное письмо, в котором хвалил его за набожность, победу и отклонение «проклятых, вынужденных схизматиками, привиле­гий» и наказывал и в дальнейшем «неподдаваться нажиму схизматиков» (т.е. православ­ных). Послушный король вновь отнял у право­славных Хелмское (или Холмское) епископство и передал его униатам. Подобным образом бы­ли переданы и церкви в Люблине; возникли на этой почве проблемы в Перемышльской епар­хии. Митрополит Сильвестр, стараясь укрепить дух православных в это трудное время, соверш­ил ряд поездок по своим епархиям. Он не мог не видеть, что православный народ и значитель­ная часть низшего духовенства всё более склонны были искать защиты и помощи у своей соседки – православной России. Они всё чаще обращались со своими жалобами на поляков к Московскому царю и просили его о помощи. Предводитель казачества великий гетман Богдан Хмельницкий, улавливая эти тенденции и терпя поражения от войск Речи Посполитой, активи­зировал переговоры с двором Московского царя Алексея Михайловича о присоединении Украины к России. Царь Алексей Михайлович всё более смело начинает выступать в роли защитника Православия в бывших западно­русских землях. Посылая в конце апреля 1653 г. своих послов в Польшу, он даёт им наказ, в котором говорилось, что ещё с 1648 г. «стужают Российскому Государю гетман Хмельницкий и всё Запорожское войско с одной стороны жало­бами на Речь Посполитую о великом утеснении, гонении и поругании исповедуемой ими издревле благочестивой Греческой веры, о превращении их храмов в Унию, о неиспол­нении учинённых между ими и Речью Посполитой договоров под Зборовом и Белою Церковью..., а с другой стороны просьбою, дабы он, Государь, умилосердился над ними, и по единоверию своему, приняв их под свою царс­кую высокую руку, освободил бы от неволи...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010