Кто же именно писал их – эти вопросы? Более чем вероятно, почти несомненно, что поп Сильвестр. Недавно стало известным несомненно Сильвестрово сочинение Домострой. Из этого сочинения, как, впрочем, и из истории видно, что Сильвестр был человек умный, хотя и обладал умом особого склада, ак- —216— куратный, пунктуальный до мелочи, требовательный, обстоятельный, наблюдательный, склонный к подзиранию чужих грехов. Я почти убежден, что это он изобразил царю состояние церкви в слишком мрачных красках, он убедил царя созвать Стоглавый собор для уврачевания церковных недугов, он же составил для царя и вопросы, которые царь предложил собору. Он – иерей Сильвестр, вместе с другом своими Алексеем Адашевым, в эту пору жизни царя Ивана Грозного, управляли всеми его деяниями: такая важная мера, как созвание Стоглавого собора, конечно, совершалась не без их влияния. Более чем вероятно, что он же, как ближний друг я советник царя, без сомнения, усиливался орудовать и на соборе, распределять предметы рассуждений, в известную сторону направлять соборные совещания, вообще руководить деяниями собора: он же Сильвестр написал и проект определений Стоглавого собора. И вникните, кто из вас может, в пошиб писания вопросов и ответов: пошиб там и здесь совершенно один и тот же. Явно, рука, которая писала вопросы, та же рука чертила и ответы. 2479 А вопросы писал Сильвестр, это почти несомненно… Беда вышла только та, что он писал, да от лишнего усердия и самодурства и переписал, почему его слишком мрачных писаний никто и не подписал». 2480 Что царств вопросы были написаны не самим царем Иваном Васильевичем Грозным, а только по его повелению, и им только переданы собору, это ясно видно и из самых деяний соборных. «В начале третьей главы в Стоглавнике пишется: на том соборе вдаст царь своей руки писание, зело полезно слышащим и внемлющим сия имуще сице. Сие убо предлагаем писание вашей отеческой любви» и т.д. Это писание заключало в себе царскую исповедь, которую и прилично было написать о себе только

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Значительно раньше мученическую кончину принял протоиерей Сергий Флоринский. В декабре 1918 году городок Везенберг в Эстонии был оккупирован частями Красной Армии. Отец Сергий был арестован, как «представитель старого реакционного режима и подозрительное лицо» и расстрелян в ближайшем лесу. О некоторых новомучениках известно совсем немного, как о послушнике Сергии Галине, расстрелянном вместе с монахами Зилантова монастыря в Казани в 1918 году. В других случаях жертвами бесчеловечного режима становились известные деятели, как Сергий Шеин, председатель Комиссии для выявления причин недовольства рабочих в 1905 году после Кровавого воскресенья. В 1912 году он стал депутатом Государственной Думы от Тульской губернии. Сергий Шеин был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1917-18 гг. Когда в 1922 году его приговорили к расстрелу, он отказался молить о прощении «власть, которая умертвила моего государя». Из материалов о древнерусских святых следует отметить биографии прп. Сергия Малопинежского и подвижника благочестия Сергия (Ансимова). Обстоятельная статья рассказывает о жизни Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , написанная С.Л. Фирсовым, автором исследования «Время в судьбе: Святейший Сергий, Патриарх Московский и всея Руси. К вопросу о генезисе " сергианства " в русской церковной традиции XX века». К хорошо иллюстрированным статьям тома энциклопедии относится материал об архимандрите Сергии (Шелонине), русском писателе XVII века. В том также вошли статьи о Патриархах Константинопольских Сергии I, распространителе монофелитства, и Сергии II, Иерусалимских Патриархах, четырех Папах Римских. Объемные статьи повествует о мучениках Сергии и Вакхе и основателях Валаамского Спасо-Преображенского монастыря Сергии и Германе. Том содержит также комплекс статей о деятелях Православной Церкви с именем Силуан. Большой материал посвящен прп. Силуану (Антонову), подвизавшемуся на Святой Горе Афон. По книгам о старце Силуане люди во многих странах знакомились с Православием. В статье о прп. Сильвестре Обнорском рассказывается о чудесах этого святого. Том содержит также материалы о летописце Сильвестре, игумене Выдубицкого монастыря, протопопе Сильвестре, сотруднике царя Ивана Грозного, киевском митрополите Сильвестре (Косове), духовном писателе Сильвестре Медведеве, казненном на Красной площади.

http://patriarchia.ru/db/text/5870432.ht...

Значительно раньше мученическую кончину принял протоиерей Сергий Флоринский. В декабре 1918 г. городок Везенберг в Эстонии был оккупирован частями Красной Армии. Отец Сергий был арестован, как «представитель старого реакционного режима и подозрительное лицо» и расстрелян в ближайшем лесу. О некоторых новомучениках известно совсем немного, как о послушнике Сергии Галине, расстрелянном вместе с монахами Зилантова монастыря в Казани в 1918 г. В других случаях жертвами бесчеловечного режима становились известные деятели, как Сергий Шеин, председатель Комиссии для выявления причин недовольства рабочих в 1905 г. после Кровавого воскресенья. В 1912 г. он стал депутатом Гос. думы от Тульской губернии. Сергий Шеин был участником Поместного собора Православной Российской Церкви в 1917-18 гг. Когда в 1922 г. его приговорили к расстрелу он отказался молить о прощении «власть, которая умертвила моего государя». Из материалов о древнерусских святых следует отметить биографии прп. Сергия Малопинежского и подвижника благочестия Сергия (Ансимова). Обстоятельная статья рассказывает о жизни патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), написанная С. Л. Фирсовым, автором исследования «Время в судьбе: Святейший Сергий, патриарх Московский и всея Руси. К вопросу о генезисе „сергианства“ в русской церковной традиции XX века». К хорошо иллюстрированным статьям тома энциклопедии относится материал об архимандрите Сергии (Шелонине), русском писателе 17 в. В том также вошли статьи о Патриархах Константинопольских Сергии I, распространителе монофелитства, и Сергии II, Иерусалимских Патриархах, четырех Папах Римских. Объемные статьи повествует о мучениках Сергии и Вакхе и основателях Валаамского Свято-Преображенского монастыря Сергии и Германе. Том содержит также комплекс статей о деятелях Православной Церкви с именем Силуан. Большой материал посвящен прп. Силуану (Антонову), подвизавшемуся на Святой Горе Афон. По книгам о старце Силуане люди во многих странах знакомились с Православием. В статье о прп. Сильвестре Обнорском рассказывается о чудесах этого святого. Том содержит также материалы о летописце Сильвестре, игумене Выдубицкого монастыря, протопопе Сильвестре, сотруднике царя Ивана Грозного, киевском митр. Сильвестре (Косове), духовном писателе Сильвестре Медведеве, казненном на Красной площади.

http://sedmitza.ru/text/10067189.html

   В день кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещание, составленное в начале Великой Отечественной войны. В согласии с волей почившего первосвятителя Священный Синод утвердил Местоблюстителем патриаршего престола митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).    Телеграммы и письма с выражением соболезнования по случаю кончины Святейшего Патриарха Сергия прислали Патриархи Константинопольский Вениамин, Александрийский Христофор, Антиохийский Александр, Иерусалимский Тимофей, Грузинский Каллистрат, Коптский Макарий; иерархи Московской Патриархии, совершавшие свое служение за рубежом: митрополиты Вениамин (Федченков), Сергий (Тихомиров), епископ Феодор (Текучев); архиепископы Кентерберийский и Йоркский, Совнарком СССР, посольства Великобритании, Канады и Китая в Москве, начальник французской военной миссии в Москве Е. Петти.    Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье потомственного священника в 1867 г. Род Страгородских издревле принадлежал к духовному сословию. При Екатерине II епископ Сильвестр Страгородский занимал Крутицкую кафедру. Мать будущего Патриарха умерла в молодости, вскоре после рождения сына, и мальчик рос сиротой. Самые ранние воспоминания его связаны с арзамасским Алексеевским женским монастырем, где его тетка — мать Евгения — была монахиней, а потом игуменией. На восьмом году жизни мальчика отдали в приходское училище, а по окончании его — в Нижегородскую семинарию.    В 1886 г. Иван Страгородский поступил в Петербургскую Духовную Академию. На последнем курсе 30 января 1890 г. он принял постриг и вскоре был рукоположен в иеромонаха. Сокурсник Патриарха архиепископ Варсонофий (Городцев) вспоминал: «Действительно яркой звездой... курса был Страгородский Иван Николаевич... Он с первых же дней заявил себя внимательным отношением к так называемым семестровым сочинениям, вдумчиво прочитывал нужные книги, для чего посещал Публичную библиотеку, слушал лекции и на экзаменах давал блестящие ответы... Еще на третьем курсе он начал усердно изучать творения святых отцов Церкви и знакомиться с мистической литературой... Под влиянием отеческой и аскетической литературы в сердце Ивана Николаевича стало зреть и крепнуть желание принять монашество, и он еще студентом решил поехать в Валаамский монастырь, чтобы опытно изведать подвижническую жизнь иноков этого строгого по уставу монастыря... Он... очень любил творения Тихона Задонского, Феофана Затворника... В беседах он и меня звал в монашество: «Оставь,— говорил он,— мертвым погребать своих мертвецов». Кандидатскую диссертацию «Православное учение о вере и добрых делах» он писал под руководством профессора А. Л. Катанского, и в 1890 г. закончил академию первым из 47 кандидатов-магистрантов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2476 В данном случае особенно примечательно следующее. В известных наказных грамотах во Владимир и Каргополь, «в предисловии о крестном знамении митрополит Макарий уклонился от всякого догматствования, предписывая одно только обрядословие… Все разнообразные и несогласные толкования значения перстов 31-й главы Стоглавника в грамотах митрополита Макария выпущены, чем он удачно избежал нескладицы и непримиримых разноречий Стоглавника. Не менее замечательно и то, что митрополит Макарий в наказных грамотах обошел молчанием и проклятие на не крестящихся двема персты. А как это могло бы быть, если бы собор действительно изрек эту клятву?». Кто же писал, кто составлял Стоглавник? Как человек, долго изучавший это дело, я полагаю, что писал его поп Сильвестр. Кто такой был этот Сильвестр? Новгородский священник, прибывший в Москву. Известно, что царь Иван Васильевич Грозный был с —215— детства отрок и с молода юноша крайне распущенный, которого развращали нарочито. Царством правили бояре, правили корыстно, кроваво и вообще беззаконно. Измученный и истерзанный народ пришел в ярость и произвел жестокий бунт, который сопровождался страшными пожарами в Москве. В это-то время к юному царю, известно, предстал герой Сильвестр, со строгим словом обличения. С этого времени, известно, Сильвестр стал близким царским советником и чуть не правителем царства. Известно, что он и другой ближний, добрый друг и советник Адашев, направляя царя на добрый путь, наделал много дел и полезных для царства, и даже великих. Они-то вот убедили царя созвать Стоглавный собор. Царь созвал собор и предложил ему писанные вопросы. Спрашивается, кто писал эти вопросы? Больше, чем вероятно, что не сам царь, потому что хотя Грозный царь имел и острый ум и впоследствии времени большую начитанность, но в пору Стоглавого собора он был еще очень молодым 2477 , главнее же не мог знать состояние русской церкви так обстоятельно, как это оказывается из предложенных Стоглавому собору царских вопросов». 2478 Нужно полагать, что для царя писал эти вопросы кто-либо из ближайших его людей, а царь от своего имени только передал их собору.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епископ Анатолий Грисюк ». В августе 1925 года владыка подвергся новым испытаниям: тяжелая болезнь ущемление грыжи; после не совсем удачной операции пришлось медленно и тяжело ликвидировать ее последствия. А впереди еще оставались два года ссылки вдали от церковной и научной жизни, да и от квалифицированной медицинской помощи. Из ссылки архиепископ Анатолий вернулся в 1927 году. Временно жил в Москве. Авторитет владыки был во всех отношениях неизменно большим. Его мнение по текущим церковным вопросам ценилось высоко. 29 июля 1927 года архиепископ Анатолий (Грисюк) совместно с другими выдающимися архиереями Русской Православной Церкви подписал декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти. Декларация ставила своей целью сохранение церковной организации и литургической жизни, которая должна осуществляться, невзирая ни на гонения, ни на нестроения. Подписи поставили и будущие мученикиисповедники Патриарший Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), архиепископ Харьковский Константин (Дьяков), будущий Патриарх Алексий (Симанский) и другие. В 1928 году, когда Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых) отказался ехать на новую кафедру в Одессу, куда Синод хотел его перевести в связи со смутой в Ленинградской епархии, Анатолий Грисюк был назначен на Одесскую кафедру. В том же году, 12 января, по поручению митрополита Сергия (Страгородского) и Священного Синода владыку Анатолия отправили вместе с другими членами Синода архиепископом Вологодским Сильвестром (Братановским), архиепископом Костромским Севастьяном (Вести) в Ростов для увещевания митрополита Иосифа, чтобы в личной беседе спросить и запротоколировать: «а) с его ли ведома, согласия и благословения Преосвященный бывший Гдовский Димитрий и бывший Копорский Сергий распространяют обращения и воззвания к пастырям и пасомым с призывом порвать молитвенноканоническое общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и единомыслящими с ним епископами, обвиняя последних в утрате чистоты православия и церковной свободы и призывая верующих объединиться около одного, якобы православного, митрополита Иосифа (Петровых) ; б) признает ли митрополит Иосиф приведенную выше резолюцию от 25 декабря 1927 года и отмежевывается от епископовраздорников и всего их «самочинного сборища» и от всей происходящей церковной смуты. От митрополита Иосифа члены Синода должны получить подтверждение о его молитвенноканоническом общении с Высшей Церковной Властью в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода и о неизменном им послушании. По докладу владыки Анатолия, архиепископа Сильвестра и Севастиана иметь о нем суждение». Увы, ни уговоры, ни братские увещевания не возымели должного действия. Митрополит Иосиф (Петровых) остался непреклонен.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

18 мая 1944 года Патриарх Сергий был погребен в Никольском приделе Богоявленского патриаршего собора. На отпевание Первосвятителя к собору стеклись многотысячные толпы православного народа. Храм был заполнен молящимися и оплакивающими почившего Патриарха. Народ запрудил все пространство, примыкающее к собору. Чин погребения возглавил митрополит Московский Алексий. Ему сослужили митрополиты Николай, Иоанн, 8 архиепископов и епископов и сонм пресвитеров. В надгробном слове, произнесенном перед отпеванием, митрополит Алексий сказал: «В муках скорби глубокой и тяжкой стоим мы у гроба Святейшего Отца нашего и Патриарха и провожаем дух его «в путь всея земли». ...Церковь Православная скорбит об утрате его! Он весь принадлежит Церкви Божией. С самых юных лет он отдал ей все свои силы, все свои дарования и до конца был верен этому служению. ...Когда Промысл Божий поставил его во главе православной русской паствы, тогда во всей полноте раскрылись его пастырские дарования, и он подлинно стал Отцом и мудрым Кормчим для самих пастырей и архипастырей... На короткое время судил ему Господь воспринять высокое звание Патриарха Московского и всея Руси, главы Церкви Российской, как бы для того только, чтобы дать ему полноту славы церковной в воздаяние его великих заслуг церковных... Господь сподобил его величайшего дара - тихой, безболезненной, мирной кончины и призвал его в дни, когда Церковь духовно празднует торжество жизни над смертью, когда она воспевает победную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», и мы веруем, что земной подвиг его будет увенчан Господом нетленным венцом блаженства в вечных обителях». Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье потомственного священника в 1867 году. Род Страгородских издревле принадлежал духовному сословию. При Екатерине II епископ Сильвестр Страгородский занимал Крутицкую кафедру. Мать будущего Патриарха умерла в молодости, вскоре после рождения сына, и мальчик рос сиротой. Самые ранние воспоминания его связаны с Алексеевским женским монастырем, где его тетка - мать Евгения - была монахиней, а потом игуменией. На восьмом году мальчика отдали в приходское училище, а по окончании его - в Нижегородскую семинарию.

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский; 1867–1944) всего несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан патриарха. Но как Патриарший Местоблюститель он почти восемнадцать лет управлял Русской Церковью. Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, выдающаяся личность, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов. Книга знакомит читателя с его жизнью и трудами. Род Страгородских славился потомственными священнослужителями-подвижниками. Один из них, владыка Сильвестр Страгородский (1725–1802), епископ Крутицкий и Можайский, настоятель Московского Спасо-Андроникова монастыря, был погребен в этом же монастыре. 30 января 1890 года, в день памяти трех святителей, двадцатитрехлетний Иван (имя патриарха Сергия при крещении) и его друг Яков были пострижены в монашество с именами Сергия и Германа, валаамских святых подвижников. В этом же, 1890 году, отец Сергий был рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию первым из лучших, заняв первое место среди сорока семи выпускников, которые удостоились при выпуске звания кандидатов богословия. Согласно уставу духовной академии иеромонах Сергий должен был продолжить научную карьеру, оставшись в академии для защиты диссертации и подготовки к профессорскому званию. Но отец Сергий подает прошение на имя ректора с просьбой отправить его как миссионера в Японию. Впоследствии святитель Николай Японский говорил, что из всех присланных ему из России помощников иеромонах Сергий (Страгородский) был единственным, кого он желал бы видеть своим преемником. Но у Господа были свои планы на молодого иеромонаха: через несколько десятилетий он должен был стать предстоятелем Русской Православной Церкви. С 1917 года владыка Сергий – архиепископ Владимирский и Шуйский, в том же году он возведен в сан митрополита.

http://religare.ru/2_121680.html

Но, как читатель уже знает, Русская Школа при Семинарии существовала издавна. Высочайшим указом 27-го августа 1784-го года велено было усилить в Семинариях преподавание Греческого языка, так как на этом языке написаны священные и святоотеческие книги и так как знание этого языка «многим другим наукам способствует». Знающим Греческий язык воспитанникам указано было давать предпочтение при определении на места 3618 . Первым ректором Семинарии был иеромонах Гавриил (Кременецкий). Историк Петербурга Богданов говорит: «в 1742-м году собственно от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны пожалован в Семинарии Гавриил ректором, а Амвросий префектом» 3619 . У историка Петербургской Духовной Академии Чистовича «наименование» иеромонаха Гавриила ректором относится к 1740-му году 3620 . Профессор, протоиерей Титов в очерке Киевской митрополии назначено его ректором относить к 1739-му году 3621 . Однако, иеромонах Гавриил в 1743-м подписывается еще учителем 3622 , именование его ректором Александро-Невской Семинарии началось только с 20-го сентября 1743-го года 3623 . В 1748-м году, 5-го апреля, он был назначен архимандритом Ново-Спасского Монастыря в Москве и членом Святейшего Синода 3624 , а через 22 года вернулся в Монастырь священно-архимандритом. После иеромонаха Гавриила «правление Семинарии приняли учители: философической, иеродиакон Никодим и риторический, монах Сергий (Страгородский) . «Из оных Никодим скончался, а монах Сергий, который после переименован Сильвестром, учинен префектом. А в 1756-м году Сильвестр сделан ректором» 3625 . В 1750-м году представление о ремонте семинарских зданий идет от «учителя, монаха Сергия» 3626 . В 1756-м году, ссылаясь на свою болезненность, приобретенную «от неосторожной в учебном деле безумеренности», префект, иеромонах Сильвестр просил уволить его и от учительства, и от префектства, так как «в правлении Семинарии много припадает необходимых случаев, которые причину подают к печальной задумчивости и к острожелчию». Но, вместо увольнения, был назначен ректором, – «что самое и в здешней Семинарии наблюдалось многолетно, а тое ж упущено неправильно».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

М.И. Одинцов Глава I. В начале пути Арзамасский край: семья, детство, духовное образование В 60-х годах XIX столетия Арзамас был небольшим заштатным городком на юго-востоке Нижегородского края. Его славное и теперь такое далекое прошлое города-крепости, важного пункта на транзитном и торговом пути, центра чеканного и иконописного искусства, ярмарочных гуляний, постепенно забывалось. Немым свидетельством уходящего «золотого века» Арзамаса оставались храмы и монастыри «поистине столичного масштаба», в изобилии строившиеся в XVIII – первой половине XIX века. На 12 тысяч населения приходилось 30 церквей и семь монастырей. Здесь повсюду чувствовалась старая кондовая Русь и жизнь текла по старозаветным дедовским традициям. Род Страгородских с незапамятных времен был связан с миром духовенства. Еще в XVIII веке один из предков Сергия – Сильвестр Страгородский (1725–1802), был архимандритом Переславского Никитского монастыря, а затем, в 1761 году, – епископом Переславским и Дмитровским, а еще позднее – епископом Крутицким. Он был сыном царскосельского придворного священника и своей крестной матерью имел царевну, впоследствии императрицу Елизавету Петровну. Этот факт, видимо, сильно способствовал его церковной карьере. Звезда Сильвестра Страгородского закатилась вместе с гонениями против опального митрополита Арсения Мацеевича (1697–1772), который выступал против политики секуляризации Екатерины II и с которым Сильвестр был тесно связан. Он умер в 1802 году в должности настоятеля Московского Спасо-Андроникова монастыря и был похоронен при входе в Знаменскую церковь . На надгробии была начертана эпитафия: «А ты, кто чтешь сие, прохожий мой любезный, смотря на тлен и прах, что гробный кроет спуд. Прими умершего совет тебе полезный: чтоб, помня смерть, всегда готову быть на Суд». В 1860-е годы в Арзамасе священствовали два представителя из семейства Страгородских: отец и сын. Старший Страгородский – Иоанн Дмитриевич, протоиерей Воскресенского собора; а младший – Николай Иоаннович, старший священник в арзамасском Алексеевском женском монастыре. В Николаевском женском монастыре послушницей была и дочь Иоанна Дмитриевича – Еннафа Страгородская, принявшая впоследствии монашество с именем Евгения и ставшая игуменьей Алексеевской обители. Страгородские проживали в доме, принадлежавшем протоиерею Иоанну Дмитриевичу, который располагался напротив Святых врат Алексеевской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010