Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. 12. Часть неофиц. С. 20. 61. Из обращения к народу епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского) на городской площади в Омске во время празднования «торжества гражданских свобод» 10 марта 1917 г. ...Император Николай II, давший при своем священном миропомазании обет перед Господом блюсти благо народное, 156 снял с себя обет отречением от престола и от верховной власти. Величайший долг устроения государственной жизни приняли на себя народные избранники из Государственной Думы. Они составили временное правительство, которое ныне заменило собою царскую власть. Так, своим отречением от престола Император Николай II не только себя освободил, но и нас освободил от присяги ему. Наш долг повиновения за совесть мы должны поэтому перенести всецело на новое Временное Правительство. Будем же мы крестоносцами по духу Христову. Будем верны новому правительству, дабы и врага победно отразить и внутреннюю жизнь наисовершеннейше устроить. Поскольку наша присяга бывшему Императору делом молитвенным была, то и освобождение от нее утвердим молитвой. Помолимся Господу. Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. 12. Часть неофиц. С. 2122. 62. Из «Призыва» епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) к духовенству Пермской епархии 10 марта 1917 г. В настоящую переходную пору прежде всего надлежит нам иметь полное искреннее подчинение Временному полномочному Правительству; к тому же всемерно призывать и все население. Только так и может быть устроен желанный порядок в Отечестве на основаниях объявленной гражданской свободы. Это, отцы и братие, и поставьте за свою первую и священную заботу. Наряду с этим предстоит нам готовиться к Учредительному собранию, на котором будет вырешена форма управления Российским Государством и основные для того законы. Предстоит дело великой и исключительной важности. Надо добиться, чтобы все мы без различия звания и состояния граждане Великого нашего Отечества отнеслись к этому делу с полным сознанием и пониманием дела. Ошибка или неосновательность в этом повлечет к тяжелым испытаниям и потрясениям нашего Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житии священномученика Амвросия (Гудко; 1867-1918), юго-западного уроженца, мы ощущаем весь аромат Южной России, с ее особенным наречием и крестьянским бытом. И в то же время в житии подробно описывается разгул страстей, когда одни, пользуясь стихийным бедствием, отбирали имущество, иной раз последнее, у других. А представители власти, которые в сознании многих сейчас мыслятся как православные, в действительности к началу ХХ века оказывались совершенно не знающими Бога и даже враждебными религии. Россия конца XIX – начала XX столетия, включая Украину и Беларусь, как следует из житий мучеников, бывших органической частью тогдашней действительности, являлась уже не тем раем, каким ее представляют современные фантазеры-романтики, а страной имевшей фундаментальные проблемы, нерешенность которых неудержимо влекла страну к катастрофе. Другое дело, что ужасы окружающей исповедников действительности не мешали им оставаться людьми, показав небесную красоту христианской личности, на что так скудна современная эпоха, извлекшая из трагичного, но духовно богатого прошлого так мало уроков. Из житий новомучеников мы видим, что проблема западных национальных окраин стояла тогда так же остро, как и сейчас. Невежество, и в частности невежество религиозное, ставшее причиной возникновения множества сект, как было в начале XX века (как это ясно из жития священноисповедника Сильвестра (Ольшевского; 1860-1920), архиепископа Омского), так и осталось в веке XXI -м. Анализируя житие священноисповедника Романа Медведя (1874-1937), можно сделать вполне определенные выводы: что в «христианские одежды» – слова и внешнюю организацию жизни – готовы рядится люди, стремящиеся ко вполне земным целям; что не сопровождающееся религиозным просвещением и духовным окормлением Церкви построение такой христианской общины приводит не только к христианской, а и к человеческой деградации участников; что главное в нашей жизни – это воспитание в человеке христианина, а не экономические отношения; что очень большое значение для людей имеет духовно-нравственное состояние их руководителя;

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Этот духовный опыт показал далее, что славянский язык является совершеннейшей формой для выражения молитвенных состояний. В вопросах веры не так важен рассудок, как вся совокупность душевных сил, уразумевающих эти истины, так и в молитве важен вовсе не дословный перевод и знание каждого слова, а полнота и совершенство формы языковой, вмещающей целокупное содержание». Ирина Ш. 29 июля 2011, 16:00 Не принимаю мнения автора статьи. Сердце человека противопоставляется " плоскому рассудку " и подчеркивается, что древний церковнославянский язык тем хорош, что действует на сердце человека. Все это хорошо, но в меру. В духовной жизни человека главенствующим началом является ум, который должен подчинять себе сердце, покорять живущие в нем страсти. Почему-то ум здесь низведен до уровня " плоского рассудка " , а витиеватым языком все говорится о некоем воздействии на сердце... Я очень люблю церковнославянский язык и молюсь на нем. Но думаю, что следует расставить на свои места понятия: что важнее - понимание смысла богослужения или же чувственные озарения? Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на 1-е послание к Коринфянам говорит: " В древности некоторые вместе с даром языков получали дар молитвы, и произносили слова персидские или римские (а в наше время - церковнославянские - И.Ш.), но ум не понимал того, что они говорили. Павел и говорит, что дух мой, то есть дарование, движущее язык, молится, а ум мой пребывает без плода, так как не разумеет ничего из произносимого. Смотри же, как он постепенно доказал, что говорящий только языком бесполезен и сам для себя " . Ceльckiй бригадиръ 29 июля 2011, 15:37 Из записки Поместному Собору Всероссийской Церкви (от 9 сентября 1917 г.) под названием " Наши положения " будущего новомученика епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского): " Христос Спаситель и святые апостолы для проповеди употребляли ясные современные языки, но молились по преимуществу на классическом языке древности " . Денис 29 июля 2011, 15:15 Огромная благодарность досточтимому о.Рафаилу за прекрасную статью в защиту церковнославянского языка.

http://pravoslavie.ru/47810.html

10. Испытание воспреемников при Крещении, а также испытание при исповеди, при браке и в других случаях знания прихожанами молитв, научение молитве посредством пения и хорового чтения на внебогослужебных собеседованиях. 11. Устройство церковных хоров и общего пения при богослужении. Где имеются хорошо организованные хоры, там желательно общее пение хотя некоторых молитв, напр. На вечерне «Свете тихий», на утрени «Слава в вышних Богу», на литургии «Верую в единого Бога», «Отче наш». 12. Совершение всенощных бдений и других молитвословий в удалённых от приходского храма деревнях и хуторах; местом молитвословий по преимуществу может быть церковная школа. 13. Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почётное только звание настоятеля. 14. Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших с. 301–303]. Таким образом, как мы видим из приведённого текста, противосектантская деятельность согласно священномученику Сильвестру (Ольшевскому) включает в себя не только собственно методы работы с сектантами, но предполагает активизацию всей приходской жизни, поскольку от того, насколько развита деятельность на приходах, во многом зависит и успех антисектантской миссии. По мнению знаменитого миссионера, возрождение активной приходской жизни – это лучший залог того, что православные люди не будут уходить из Церкви в различные секты. В своей речи «Задачи нашей противосектантской миссии», прочитанной на публичном заседании Полтавского Комитета Миссионерского Общества, он также обратил внимание на ту определяющую роль в миссионерской работе на приходе, которую должен играть священник. Священномученик Сильвестр указывает, что каждый из священников «есть первый и прямой миссионер своего прихода» с. 510] и от того, насколько неукоснительно он будет исполнять свои прямые обязанности и зависит успех миссионерства, поскольку добродетельный пастырь становится «живым отражением враждебных сектантских нападок» с. 511].

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Остается сказать о противосектантском катихизисе для курсов. Таковой издан «Верностью» под заглавием: «Образец здравого учения», составил Н. Варжанский под нашей редакцией; цена ему 12 коп.; о книге имеются весьма одобрительные отзывы и рецензии известного миссионера епископа Сильвестра (Ольшевского) , игумена Сергия, о. Колосова и др. Она весьма удобна также для двухклассных и второклассных школ, в которых изучается сектоведение, и как показал опыт, легко усвояется слушателями. Для истории и обличения социализма изданы составленные протоиереем И. Восторговым брошюры для народа: 1) «Можно ли христианину быть социалистом?» цена 1 коп.; 2) «Берегитесь обманных речей», цена 5 коп.; книги для руководителей курсов: 1) «Противосоциалистический катехизис», цена 50 коп.; 2) «Христианство и социализм», цена 20 коп.; 3) «Христианский социализм», цена 25 коп.; 4) печатается обширная работа по истории социализма» 136 . Сверх того, имеются в складе «Верности» книги, переведенные митрополитом Владимиром: Флейшман – «Против социал-демократии», Хесле – «Беседы священника с рабочим и крестьянином». Последнюю книгу особенно рекомендуем как весьма полезную для пастырей. В заключение я могу сказать собратьям-пастырям одно: попробуйте только раз завести народно-катехизические или народно-миссионерские курсы; возьмите хоть несколько человек для обучения, проведите через 4–6 месяцев правильного обучения: ручаюсь, что потом от этого святого дела и радостного труда сами уже не отойдете. Вы увидите преданных прихожан, отличных и осведомленных сотрудников по миссии, воистину чад духовных, любовно преданных Церкви и пастырю. Вкусите и видите; прииди и виждь, – вот единственно путь к тому, чтобы убедиться в пользе курсов. Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисправителями, не формальными лекторами-проповедяиками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными, – и тогда посрамится всякое сектантство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

1) Необходима для пастыря постоянная осведомленность о религиозных воззрениях местных сектантов, о личном составе их и бдительный надзор за ними, дабы они не занимались распространением своего лжеучения. 2) Должна быть точная запись лиц, рожденных в секте и совратившихся, с надлежащим сообщением о них сведений Епархиальному Начальству. 3) Следует вести изъяснительные, увещательные и обличительные беседы с отступниками (см. Беседу 4). 4) Церковная проповедь и внебогослужебные собеседования с положительным изложением и изъяснением прорекаемых отступниками истин веры; разбор сектантских заблуждений при внебогослужебных собеседованиях (см. Беседу 4). 5) Возвращающихся в лоно Церкви отступников и лиц, колеблющихся в вере, можно допускать ко Св. Причастию только после тщательного и полного испытания их совести на исповеди. 6) Настоятельно необходимо неопустительное посещение пастырем домов прихожан при требах и с предпраздничной молитвой, ознакомление с их духовными нуждами и благоприличная беседа при сем. Удобно при этом осведомиться у бывших школьников и школьниц о том, насколько помнят они выученное по Закону Божию и как применяют его дома. Начинать посещение домов нужно заблаговременно до праздника. 7) Подобает внушать прихожанам, согласно слову Божию: всемерно удаляться от отступников, не посещать их молитвенных собраний и не принимать их к себе в дом. 8) Одни избранные в начитанности и твердости в истинах веры прихожане могут быть направляемы на беседы с отступниками. Помощь священнику таких начетчиков весьма существенна, и он сам должен озаботиться подготовкой их. Они могут составить собою основное ядро для образования приходского братства или кружка ревнителей Православия. 9) Миссионерствование путем школы, – школы церковно-приходские смешанные и женские (см. Беседы 5 и 6). 10) Устройство церковно-народных и миссионерских библиотек при храмах или при школах, раздача народу религиозно-нравственных листков Троицких, Киевских, Пантелеимоновских и др., раздача миссионерских брошюр.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Соответственно всему этому, православный веропроповедник должен помнить и по надобности применять в беседах со штундистами их правило: «не мудрствовать сверх написанного» ( 1Кор.4:6 ). При разборе сектантских ссылок на св. текст веропроповеднику предлежит прежде всего: а) истолковать приводимое ими место в связи с предшествующими и последующими стихами (контекст), б) пояснить разбираемое место сопоставлением его с изречениями родственными и противоположными ему по смыслу (параллели); весьма полезно бывает на ссылку штундиста сразу ответить ссылкой по смыслу прямо ей противоположной. После этого в) веропроповедник должен привести весь ряд текстов, из которых вытекает и в которых выражается отрицаемая штундистами православная истина. При выборе текстов следует отдавать предпочтение новозаветным текстам пред ветхозаветными. Приводить тексты нужно на русском языке, так как церковно-славянского они не приемлют. Применение святоотеческих писаний было бы благоуместным при сем, если бы оно было восприемлемо. Следует знать, что от штундистов бывают, особенно при всенародных беседах, лукавые вопросы: например, предложение истолковать несуществующую главу или стих. При беседе с отступниками веропроповедник не только должен защищать и оправдывать пререкаемую православную истину, но ему надлежит и вразумлять отступников. Пастырю церкви подобает указать отступникам незаконность восхищаемаго ими права судить о предметах веры по своему произволу и духовному невежеству, указать на проявляемую ими в этом духовную самонадеянность и гордость, вместо спасительного смирения христианского. Потребовав отчета в их уповании, следует указать штундистам, что их руководители не дверью вошли во двор овчий и не имеют на себе апостольского рукоположения, – что свое предание они приняли от немецких штундистов, баптистов и других неприязненных людей, вместо предания церковно-апостольского, – что их молитвенные и обрядовые действия самовольны и неправильны, – что у них нет никакой святыни и нет Божией благодати. Искание и признание положительных сторон в штундовом сектантстве, чтобы привить к ним православные истины, есть путь скользкий. Прием этот годится только для отступничества и расколов, весьма сложившихся исторически. Самому миссионерствующему пастырю всегда подобает при смирении соблюдать в себе достоинство своего звания и сана. При этом особенно необходимо ему «вооружиться Божественным терпением, чтобы кротко выслушивать все возражения заблуждающих, даже глупые и ребяческие их извороты. Должно знать, что, выходя из терпения миссионер вредит не противнику, но себе и своему делу, потому что теряет ясность спокойного рассматривания предметов и удобство спокойного распоряжения своими способами» (Наставл. священнику относит. заблуждающих). Вообще должно заметить, что во всех случаях благоплоднее спокойное положительное изложение учения, чем словесное воинствование. Миссионерская проповедь является, таким образом, в следующих видах:

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

1) Церковная проповедь с положительным изложением, изъяснением и обоснованием прорекаемых сектантами православных истин; она есть обычный долг пастыря. 2) Внебогослужебное собеседование. В первую половину каждого, внебогослужебного собеседования следует поставить чтение с изъяснением Св. Писания Нового Завета в порядке св. книг; во вторую половину собеседования следует ставить разбор сектантских заблуждений, по руководству печатных статей и брошюр. С собеседованием весьма хорошо соединить чтение акафиста с общим пением. Каждое собеседование в начале, при перерывах и в конце должно сопровождаться общим пением молитв, соответственных тропарей и праздничных песнопений. В чтении, пении и в устроении порядка при собеседованиях уместна помощь священнику со стороны диакона, псаломщика и учителя, особенно когда собеседование ведется в школе. Деятельными участниками в организации собеседований являются также члены приходского братства или кружка ревнителей Православия. 3) Домашняя разъяснительная, увещательная и обличительная беседа с сектантами, с разрешением и выяснением всех лично высказываемых сектантами недоумений и заблуждений. В сем также значительную помощь могут оказать священнику диакон, псаломщик и учитель, после предварительной их подготовки. С вожаками сектантских кружков полезнее беседовать в одиночку, без других сектантов. В одиночку они всегда бывают искреннее, при других же сектантах они смотрят на себя как на представителей, обязанных во что бы то ни стало отстоять свое веропонимание. С рядовыми сектантами можно беседовать, приглашая или сводя их по несколько человек в один раз. При этих беседах могут присутствовать избранные прихожане. 4) Открытое всенародное обличение заблуждений отступников, с целью укрепить настроение православных прихожан; ведется оно при местных властях, и в общем присутствии православных и отступников. Этот вид проповеди может вести только опытный веропроповедник, по особому Архипастырскому благословению. Такая открытая перед народом беседа с отступниками, когда они соглашаются являться на нее, должна идти каждый раз об одном избранном предмете и непременно по наперед составленному плану. Полезной она может быть только в том случае, когда священник или веропроповедник является в ней полным хозяином. Наиболее целесообразным нам представляется следующий строй публичной беседы с сектантами:

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Нами сейчас изложены мысли штундиста в выражениях много более приличных, чем какие употребляют сами штундисты. Все суждения штундиста обязательно подкрепляются изречениями Св. Писания посредством внешнего сближения сектантской мысли со св. текстом. В этом заключается главная сила обаяния сектантской проповеди . По меткому замечанию святителя Димитрия Ростовского , не разумеет простота, что из одного цветка пчелою извлекается мед, а пауком яд, –что для подтверждения своих мыслей приводил тексты Св. Писания даже сам диавол (см. Мф.4:5–6 ). Нравственное обновление, замечаемое в разной степени у штундистов, выражается исключительно отрицательными добродетелями, каковы главным образом – не кури, не пей, не бранись. Этим они производят впечатление на окружающее их население. На новичков производит впечатление также их восторженная и показная общая молитва. Особенное положение штундистов среди населения, ставшего им чуждым, вызывает тесную сплоченность членов штундистских кружков, оно же нудит их к проповеди для увеличения числа приверженцев ереси. При распространении нового и небезопасного учения применяется смиреннолукавство, лесть и обман. «Сам бо сатана преобразуется во ангела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды» ( 2Кор.11:13–15 ). Ненависть к Православию, хула и издевательство, фарисейское самопревозношение везде присущи штундистам. У окружающего штундистов православного населения обыкновенно нарушается духовная цельность. Дело веры из народного сердца переходит в мужицкую голову и разрешается нелепым критиканством, резонерством и теплохладностью. Здесь сказывается действие математического закона: при многих положительных сомножителях один отрицательный множитель делает все произведение отрицательным. «Мал квас все смешение квасит» ( 1Кор.5:6 ). Беседа 3. Средства борьбы со штундизмом Настой благовременне и безвременне, блич, запрет, умол со вскимъ и ( 2Тим.4:2 ). Возникновение ересей предвидели апостолы Христовы ( 2Петр.2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В Кафедральном соборе Омска установлена рака с мощами священномученика Сильвестра (Ольшевского) Омск, 26 февраля 2009 г. 25 февраля в омском Успенском кафедральном соборе установлена на постоянное место своего размещения рака с мощами священномученика Сильвестра (Ольшевского). Отныне она будет располагаться в нижнем приделе собора, в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен священномученик.   Как сообщили ИА REGNUM в администрации Омской области, в Успенском кафедральном соборе были совершены торжественное всенощное бдение и крестный ход, которые возглавил митрополит Омский и Тарский Феодосий. Богослужение было приурочено к отмечаемому 26 февраля дню памяти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского). Отныне мощи святого будут доступны для поклонения. Специально для раки с мощами святителя Сильвестра изготовлена из кедра и установлена на четырёх каменных столбах резная деревянная сень ручной работы, которая станет одним из главных украшений Успенского собора. Владыка Сильвестр (Ольшевский) был назначен епископом Омским и Павлодарским в 1915 году. В 1918-м - возведён в сан архиепископа, избран председателем Высшего церковного управления Сибири и Урала. В феврале 1918 года большевики арестовали владыку Сильвестра, однако, после народных волнений вынуждены были освободить под подписку о невыезде. Позже владыка Сильвестр мог покинуть Омск с колчаковскими войсками, но онпо считал для себя это невозможным и оставался со своей паствой до конца. Большевики снова арестовали владыку Сильвестра, который умер от истощения и пыток 26 февраля 1920 года. В 2000 году архиепископ Сильвестр причислен Русской Православной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. В течение 85 лет место захоронения владыки Сильвестра оставалось неизвестным до тех пор, пока не было принято решение возродить православную святыню—- Успенский кафедральный собор. Попечительский совет по воссозданию уникального памятника архитектуры, истории и культуры возглавил губернатор Леонид Полежаев. События, связанные с восстановлением главной духовной достопримечательности Омска, удивили и горожан и учёных-историков. При раскопках фундаментов Успенского кафедрального собора 16 июля 2005 года были обнаружены икона, кусочки ткани, останки и другие находки, свидетельствующие о том, что это захоронение именно архиепископа Сильвестра. Позже принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру подтвердили результаты экспертизы. Спустя два года, 16 июля 2007 года, разрушенная святыня - Успенский кафедральный собор, в котором служил и захоронен святитель - была восстановлена. 26 февраля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29433.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010