РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 февраля (10 марта) Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский) , архиепископ Омский и Павлодарский Священноисповедник Сильвестр родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского и в крещении был наречен Иустином. Когда пришло время, родители определили Иустина в Киевскую Духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам, добрым нравом, молитвенной настроенностью души, и юношу рекомендовали в чтецы к знаменитому богослову-догматисту, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), впоследствии епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Духовной академии. Архимандрит Сильвестр имел слабое зрение, и в обязанности чтеца входило чтение ему вслух сочинений богословского характера. Иустин был в это время, как он сам как-то выразился, «очами и пером» ученого-богослова и монаха-подвижника. При ближайшей технической помощи Иустина Ольшевского архимандритом Сильвестром были написаны первые два тома из пятитомного труда «Догматическое богословие». Совместная работа в течение длительного времени сроднила ученика и учителя, установила между ними прочную связь, которая осталась неизменной до самой блаженной кончины епископа Сильвестра. Большое воспитующее влияние оказал на юношу и подвижнический образ его жизни. Архимандрит Сильвестр имел твердый, решительный, но чрезвычайно добрый характер и проводил жизнь аскета-подвижника и ученого-трудолюбца, отличался милосердием, и если у него появлялись какие-либо материальные средства, то он их всегда раздавал неимущим. После смерти он не оставил никакого состояния, а имевшиеся скудные средства и пенсию завещал употребить на свое погребение и поминовение и раздать нищим. Счастливая близость Иустина Ольшевского к такому подвижнику, каким был архимандрит Сильвестр, способствовала выработке и углублению его собственного религиозно-нравственного мировоззрения, помогла ему избежать юношеских блужданий и в дальнейшем шествовать по узкой, но твердой стезе – сначала православного миссионера, затем священника, а впоследствии и архипастыря.

http://fond.ru/kalendar/219/silvestr/

А.А. Денисов Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского) Священномученик Сильвестр родился 31 мая 1860 года в селе Косовно, Сквирского уезда, Киевской губернии в семье диакона местной церкви Льва Ольшевского и в крещении был наречен Иустином. О детстве святителя сохранилось очень мало сведений, известно, что по достижении необходимого возраста он поступает в Киевскую Духовную Семинарию, где становится одним из ближайших учеников видного богослова-догматиста Сильвестра (Малеванского) , по рекомендации которого он по прохождении в 1883 году полного семинарского курса поступает в Киевскую Духовную Академию с. 31]. Как отмечает омский историк Александр Владиленович Жук в своей работе «Иерархи Омской церкви», уже в период обучения в духовных учреждениях будущему Владыке пришлось столкнуться с сектантами. Дело в том, что «в эти годы его родное село и окрестности заполнили штундисты. Проводя каникулы в кругу семьи, молодой богослов близко заинтересовался домашним бытом и мировоззрением местных сектантов» с. 53]. Штундисты в России появились благодаря немецким поселенцам на Украине, которые дали первоначальный импульс для формирования и дальнейшего распространения уже русского протестантизма. Иустин Ольшевский одним из первых увидел в нарождающемся сектантском движении огромную опасность для Церкви государства, на которую почему-то мало обращали внимание церковные и государственные власти. После окончания Киевской Духовной Академии он принимает решение посвятить свою жизнь миссионерскому служению, то есть, по замечанию А. В. Жука, «избирает едва ли не самое неблагодарное в Российской империи духовное поприще» с. 56]. В 1890 году Иустин Ольшевский по приглашению епископа Иллариона (Юшенова) переезжает в Полтаву и становится епархиальным миссионером. В этот период служения миссионером были выработаны основные задачи и методы антисектантской (и в целом миссионерской) деятельности, которые представлены в опубликованных произведениях молодого богослова. Мы бы выделили у него следующие основополагающие принципы и направления миссионерской работы:

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Беседа 1. Происхождение и распространение штундизма Спщымъ же человкмъ, врагъ и вс плевелы посред пшеницы ( Мф.13:25 ). В деле возникновения южнорусского штундизма примечательны два обстоятельства: а) появление его в знаменательное время шестидесятых годов девятнадцатого столетия; б) появляется он среди русских рабочих в немецких колониях Новороссии, так что за ним сразу упрочилось в народе не русское название «штунд», «штундист» (die Stunde – час). Штундизм, таким образом, есть наносное явление в жизни нашего народа. В насаждении его настроение проповедников соответствовало духу времени, а нестроения в приходской жизни явили свою помощь. По научению немецких проповедников, штундисты начали отрицанием вековых учреждений Православной Церкви и затем в «определенные часы» стали сами собираться, вместо посещения православного Богослужения, чтобы самочинно поучаться слову Божию и созидать свое спасение, а также, чтобы устроять свое внешнее благополучие. Явилась штундистская ересь или секта. Из первоначального гнезда в Херсонской губернии штундизм тогда же занесен был рабочими в Киевскую губернию; в обоих местах он сразу привился, встретив себе весьма снисходительное отношение со стороны местных властей и суда. Потом дело распространения ереси ее сторонниками было организовано, и она появляется в других губерниях. Среди свыше полутораста миллионов населения русского государства штундистов в настоящее время насчитывается около пятидесяти тысяч. Церковь и печать чутко отнеслись к штундизму, и он в короткое время вызвал весьма значительную историко-бытовую и обличительную литературу. Штундизм есть по преимуществу простонародная секта. Распространяется он и в настоящее время посредством сношений простого народа при работах, а также помощью нарочитых проповедников ереси. Весьма благоприятно для штундизма отчуждение «либеральной интеллигенции» от Церкви. «Тлят обычаи благи беседы злы» ( 1Кор.15:33 ). Переносится штундизм посредством нравственного прикосновения так же, как посредством вещественного прикосновения передается телесная зараза. Против заразы трудно устоять и здоровому организму. «Блюдите убо, како опасно ходите» ( Еф.5:15 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской Евфимий Турков (ум. в 1587 г.) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, книгописец и писатель. Евфимий, в миру Елеазар, был сыном Ивана Ивановича Туркова (ум. в 1525 г.); мать Евфимия (в иночестве Марина) происходила из рода Ямских; брат Никандр, как и он, был монахом. Евфимий Турков принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре 5 июля 1551 г. Игумен монастыря Гурий Руготин отдал его «под начало» бывшего новгородского архиепископа Феодосия, у которого Евфимий вместе с другим монахом Феодосием Плещеевым в течение 12 лет проходил школу иночества. В 60-е гг. Евфимий Турков был уже уставщиком монастыря, в обязанности которого входило наблюдение за правильностью церковных служб, пополнение синодиков, а в 1571–1572 гг. он был назначен монастырским казначеем. После возведения игумена Леонида Протасьева в епископы Рязанские братия монастыря и царь Иван Грозный просили Евфимия занять место настоятеля, но он отказался, сославшись на «худой разум» и «недостоинство». Игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря был поставлен Тихон Хворостинин, управлявший обителью с 1573 по 1575 г., когда он стал архиепископом Казанским. В Духовной грамоте Евфимий Турков пишет, что согласился стать настоятелем монастыря, чтобы «не преслушати царьскаго повелениа», и был поставлен на игуменство 26 июля 1575 г. митрополитом Антонием. Евфимий Турков оказался дальновидным и предприимчивым руководителем монастыря, много сделавшим для приумножения экономического могущества и роста духовного авторитета обители. Во время игуменства Евфимия царь Иван Грозный неоднократно посещал монастырь (в сентябре 1575 г., феврале и июле 1576 г., мае и декабре 1579 г., июле и сентябре 1581 г.) и пожертвовал ему более 8 тысяч рублей. В составленном Евфимием Турковым Обиходнике описывается церемониал приема и распорядок пребывания царя в монастыре. Во время опричнины монастырь использовался как место заключения и ссылки неугодных правительству лиц, в частности, там содержался соратник Сильвестра протопоп Симеон. Богатые вклады в монастырь делали царь Федор Иванович и Борис Федорович Годунов. В 1587 г. Евфимия Туркова на посту игумена Иосифо-Волоколамского монастыря сменил Варлаам Белковский, но он не справился с обязанностями, и Евфимию пришлось вернуться на игуменство и управлять монастырем последние пять месяцев жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От составителя Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины ( 2Тим.2:15 ). Эти слова апостола Павла, написанные им к возлюбленному ученику апостолу Тимофею, точно характеризуют жизнь и служение одного из выдающихся новомучеников Церкви Русской священноисповедника Сильвестра (Ольшевского ; 1860–1920), архиепископа Омского. Апостол желает видеть в своем преемнике неукоризненного миссионера. В таких служителях всегда нехватка. И Господь об этом сказал: жатвы много, а делателей мало ( Мф.9:37 ). И сегодня много говорят, что Церкви необходимо активизировать миссионерскую работу. Зачастую те, кто сетует на отсутствие миссионерской деятельности, на слабость и разрозненность миссионеров и призывает к активизации внешней и внутренней миссии, находятся в плену собственных фантазий на эту тему. Одни считают, что без новой Пятидесятницы, без огня с неба ( Лк.12:49 ) ни о каком миссионерстве можно и не мечтать. Другие представляют, что решить этот вопрос можно административным путем: создать специальное учебное заведение или миссионерский отдел в епархии, избрать в благочиниях и на приходах ответственных за этот вид Церковной деятельности, и дело сдвинется с мертвой точки. Но как воспитать не миссионера-фантазера и не самовлюбленного «духовного гуру», о деятельности которого спустя годы скажут, повторяя евангельский упрек, что он затворяет Царство Небесное человекам, сам не входит и хотящих войти не допускает ( Мф.23:13 )? И можно ли архиерейским указом оживить миссионерскую деятельность в епархии? Миссионерство в Русской Православной Церкви имеет очень богатую историю. Однако развитие миссионерской деятельности в Российской империи и за ее пределами осуществлялось не благодаря широкой поддержке со стороны государства, соучастию и вовлеченности епископата и духовенства и сочувствию рядовых верующих, а вопреки всеобщему равнодушию и глухоте. Вся тяжесть миссионерских трудов ложилась на плечи энтузиастов, их жизнь буквально сгорала в усилиях докричаться до соотечественников о вопиющих нуждах внутренней и внешней миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный от мира, предивный угодниче Христов веры православныя благовестниче юже яко добрый сеятель на ниве Христове в сердца чад Божиих усердно всеял еси не престай молитися за ны ко Господу даровати земли нашей мир и безмятежие Церкви Святей от ересей и расколов ограждение да твоими молитвами от бед избавляеми, благодарно зовем ти: радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче. Икос 1 Ангела пламенеюща духом и во плоти суща человека, избра тя Господь быти служителя Церкви Святей и стаду Своему пастыря добра, от юности бо твоея Богу Единому сердцем и душею прилежал еси. Мы же имуще в тебе образ пастыря добра умильно взываем ти: Радуйся, Богом избранный и освященный наш пастырю; радуйся, увенчанный архиерейскою благодатию. Радуйся, чистый разумом, всею душею Бога возлюбивый; радуйся, в житии твоем Тому усердно послуживый. Радуйся, в незлобии сердце твое соблюдый; радуйся, иго Христово от юности радуяся восприявый. Радуйся, земли Омския благодатное прирастание; радуйся, со всеми в земли нашей просиявшими неба церковнаго украшение. Радуйся, свяшенномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче. Кондак 2 Видяще тя, пастыря, подвигом добрым подвизающася, и «аки елень на источники водныя» к Богу устремляющася, словесное стадо свое аки ангельским хлебом обильно питающа, святителю отче наш Сильвестре, умиляемся сердцем и душею, благодаряще Бога, даровавшаго нам тебе пастыря верна и стража добра, воспеваем дивную песнь: Аллилуиа. Икос 2 От юности твоея, богомудре Сильвестре, орлу горнему уподобился еси, от мирския суеты к высоте небесней воспарив, да постигнеши глубины премудрости Божия и в свете истиннаго благочестия стадо твое мудре просветиши. Мы же наставляеми тобою покланятися Богу, в Троице славимому, воспеваем ти похвалы сия: Радуйся, Бога во Святей Троице прославляемаго, познати нас просветивый; радуйся, Свет Истинный, просвещаяй всякаго человека, всем возвестивый. Радуйся, правды Божия ревностный искателю и Христа обретый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-isp...

священноисповедник Сильвестр (Ольшевский) (15.06.1860–26.02.1920) священноисповедник Сильвестр (Ольшевский) Архиепископ Омский и Павлодарский. Миссионер, духовный писатель и публицист. Родился 15 июня 1860 года в селе Косовка, Сквирского уезда, Киевской губернии, в семье диакона Льва Ольшевского. Окончил Киево-Подольское духовное училище. В 1883 году окончил Киевскую духовную семинарию, в 1887 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1885—1889 годах был домашним чтецом у ректора академии архимандрита Сильвестра (Малеванского); оказывал ему техническую помощь при написании первых двух томов из пятитомного труда «Догматическое богословие». С 1887 года преподавал в церковно-приходской школе в селе Липовка Киевского уезда, с 1888 года был преподавателем Закона Божия в двухклассном министерском училище в местечке Шпола того же уезда, где большое влияние имели штундисты. С 1889 года — киевский епархиальный миссионер, преподаватель церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства, а с 1890 года — полтавский епархиальный миссионер и преподаватель истории. С 1894 года пастырского руководства, литургики и гомилетики в Полтавской духовной семинарии. Занимался миссионерской деятельностью в течение двух десятилетий. Активно противодействовал развитию баптизма на Украине, написал книгу «Обличение штунды в библейских текстах» с критикой взглядов представителей этого течения, которая стала пособием для миссионеров и священников.  Был рукоположён в сан священника целибатом 2 февраля 1892 года; зачислен в клир Полтавского кафедрального собора. С 1892 по 1896 годы — руководитель и законоучитель Полтавской женской воскресной школы. С 1896 года — епархиальный наблюдатель церковных школ Полтавской епархии, член совета Свято-Макарьевского братства и епархиального училищного совета; 12 мая 1902 года был возведён в сан протоиерея. В 1910 году — председатель Полтавского миссионерского совета, награждён наперсным золотым крестом с драгоценными украшениями. 10 декабря был пострижен в монашество с именем Сильвестр и возведён в сан архимандрита. До пострижения многие годы вёл монашескую жизнь, жил в скромной келье при монастырской гостинице.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сильвестр Омский, сщмч. - житие СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ) (1860 - 1920),епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. С 1911 года - архиепископ Омский и Павлодарский. Духовный писатель, священномученик. Память 13 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В миру Ольшевский Иустин Львович, родился 1 июня 1860 года в семье диакона села Косовка Сквирского уезда Киевской губернии. В 1883 году окончил Киевскую духовную семинарию. Будучи воспитанником семинарии, выполнял послушание чтеца знаменитого догматиста профессора КДА архимандрита (впоследствии епископа) Сильвестра (Малеванского). В обязанности Иустина входило чтение вслух имевшему слабое зрение профессору сочинений богословского характера как отечественных, так и иностранных авторов. В 1887 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 27 октября 1887 года работал учителем церковно-приходской школы села Липовка Киевского уезда. 15 января 1888 года переведен законоучителем в двухклассное министерское училище местечка Шпола Киевского уезда. Местечко Шпола, одно из беднейших в губернии, было почти целиком заражено штундизмом. Обстоятельно изучив учение секты, Иустин Львович пришел к мысли, что деятельность светского миссионера может принести больше плодов, чем миссионера из духовенства. Он письменно изложил свои соображения по этому поводу и подал докладную записку митрополиту Киевскому Платону (Городецкому), эти соображения были полностью приняты, и 7 марта 1889 года Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии и учителем церковно-приходской школы Свято-Владимирского братства. В то время назначение на эту должность светского человека было большой редкостью, что требовало от миссионера выдающихся качеств. Результатом практической работы Иустина Ольшевского на поприще просвещения сектантов стал его труд " Обличение штунды в библейских текстах " , это труд стал ценнейшим пособием для миссионеров и неоднократно переиздавался.

http://pravicon.com/info-3373

Оргáн вместо алтаря, или Возвращение плененного храма Для кого-то храм святого Александра Невского — это святыня, осквернённая и поруганная, для кого-то — «зал органной и камерной музыки». Спор не завершён. Но попытаемся разобраться. 20 мая, 2010 Для кого-то храм святого Александра Невского — это святыня, осквернённая и поруганная, для кого-то — «зал органной и камерной музыки». Спор не завершён. Но попытаемся разобраться. В  сердце города Челябинска, находится храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Этот храм стал «знамением пререканий» в диалоге власти и верующих ещё добрый десяток лет назад. Заложенный 22 июня 1907 года и освящённый 4 декабря (в праздник Введения  во храм Божией Матери, накануне дня памяти благоверного князя Александра Невского – 6 декабря) 1911 года, этот красавец-храм был закрыт в 1930 году. На ступенях его паперти пролилась мученическая кровь церковного старосты. Храм святого благоверного князя Александра Невского, город Челябинск Возвращение храма святого  Александра Невского в Челябинске — давно ожидаемое всеми православными верующими событие. Почти два десятилетия  шли споры и обсуждения данной проблемы, и почти два десятилетия Челябинская епархия ожидала судьбоносного для старинного храма решения областной власти. Храма, с которым  связаны имена великих людей  российской истории и культуры прошлого – Царственных мучеников и страстотерпцев в лице последнего императора Николая II, жертвователя средств на строительство, академика Александра Никаноровича Померанцева, проектировавшего этот храм, священномученика Сильвестра (Ольшевского), его освящавшего, и других. Протоиерей Игорь Шестаков К несчастью, далеко не все понимают место  Церкви в современной жизни российского общества. За время пленения Церкви на нее привыкли смотреть как на некий анклав чего-то давно пережитого. Инерция мышления — штука коварная: нет-нет, да и даст о себе знать. Многим не нравится укрепление позиций Русской Церкви, её активная и разносторонняя общественная деятельность, особенно в образовательной сфере. Это воспринимается как экспансия, как натиск клерикалов на бастионы светского позитивизма — одним словом, негативно. Высказываются также подозрения в том, что монастыри, превращённые  в музеи, и храмы, переделанные  в «очаги культуры», когда произойдёт обратная метаморфоза, закроют свои двери для широкой публики.  Надо ли доказывать, что это вовсе не так? Следует ли припоминать, что и храмы, и монастыри принадлежат Церкви, а Церковь — это собрание верующих, а значит и есть народ, та самая «широкая публика»?

http://pravmir.ru/organ-vmesto-altarya-i...

В Кафедральном соборе Омска установлена рака с мощами священномученика Сильвестра (Ольшевского) Омск, 26 февраля 2009 г. 25 февраля в омском Успенском кафедральном соборе установлена на постоянное место своего размещения рака с мощами священномученика Сильвестра (Ольшевского). Отныне она будет располагаться в нижнем приделе собора, в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен священномученик.   Как сообщили ИА REGNUM в администрации Омской области, в Успенском кафедральном соборе были совершены торжественное всенощное бдение и крестный ход, которые возглавил митрополит Омский и Тарский Феодосий. Богослужение было приурочено к отмечаемому 26 февраля дню памяти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского). Отныне мощи святого будут доступны для поклонения. Специально для раки с мощами святителя Сильвестра изготовлена из кедра и установлена на четырёх каменных столбах резная деревянная сень ручной работы, которая станет одним из главных украшений Успенского собора. Владыка Сильвестр (Ольшевский) был назначен епископом Омским и Павлодарским в 1915 году. В 1918-м - возведён в сан архиепископа, избран председателем Высшего церковного управления Сибири и Урала. В феврале 1918 года большевики арестовали владыку Сильвестра, однако, после народных волнений вынуждены были освободить под подписку о невыезде. Позже владыка Сильвестр мог покинуть Омск с колчаковскими войсками, но онпо считал для себя это невозможным и оставался со своей паствой до конца. Большевики снова арестовали владыку Сильвестра, который умер от истощения и пыток 26 февраля 1920 года. В 2000 году архиепископ Сильвестр причислен Русской Православной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. В течение 85 лет место захоронения владыки Сильвестра оставалось неизвестным до тех пор, пока не было принято решение возродить православную святыню—- Успенский кафедральный собор. Попечительский совет по воссозданию уникального памятника архитектуры, истории и культуры возглавил губернатор Леонид Полежаев. События, связанные с восстановлением главной духовной достопримечательности Омска, удивили и горожан и учёных-историков. При раскопках фундаментов Успенского кафедрального собора 16 июля 2005 года были обнаружены икона, кусочки ткани, останки и другие находки, свидетельствующие о том, что это захоронение именно архиепископа Сильвестра. Позже принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру подтвердили результаты экспертизы. Спустя два года, 16 июля 2007 года, разрушенная святыня - Успенский кафедральный собор, в котором служил и захоронен святитель - была восстановлена. 26 февраля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29433.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010