В соч. «Души людей умерлых...» заметно католич. влияние: наличие в аду «отхлани» (аналог лона Авраамова в понимании католиков), представление о «мытарстве», соответствующее католич. понятию чистилища. Однако это влияние нельзя назвать определяющим, поскольку сочинение, по мысли автора, направлено против католич. и протестант. измышлений, в частности, против учения о чистилище, вместо к-рого И. предлагает правосл. термин «мытарство». В работе над книгой И. использовал «Деяния церковные» Цезаря Барония и «Zwierciado przykadów rónych», откуда заимствован один из рассказов. В последние годы жизни И. готовил перевод с польск. языка на просту мову труда Петра Скарги «ywoty witych» (Жития святых). В нач. XX в. в б-ке Могилёвской ДС хранился рукописный сб. «Жития святых отец» (413 с., совр. местонахождение неизв.), включавший переводы И.: из книги Скарги (141 жизнеописание), перевод 3 Житий из Киево-Печерского патерика Сильвестра (Косова) («Paterykon, abo ywoty witych ojców Pieczarskich») и 2 житий из сб. «Zwierciado przykadów rónych». В рукописи также были приведены несколько проповедей И. из кн. «Ключ разумения...». Н. И. Петров атрибутировал И. переводы на основании надписи на книге, а также принимая во внимание особенности языка ( Петров Н. И. Очерки из истории укр. литературы XVII и XVIII вв. К., 1911. С. 29). С ним полемизировал Н. К. Гудзий утверждавший, что язык сочинений И.- «малорусский с особенностями книжной украинской речи», в то время как рукопись из б-ки Могилёвской ДС написана, по мнению Гудзия, на белорус. языке с сильным присутствием полонизмов ( Гудзий Н. К. Переводы «ywotów witych» Петра Скарги в Юго-Западной Руси. К., 1917. С. 24). Т. зр. Петрова представляется более убедительной, поскольку книжная проста мова рубежа XVII и XVIII вв. имела ряд фонетических и орфографических особенностей, свойственных как совр. укр., так и совр. белорус. языкам, и была насыщена полонизмами. Соч. (издания помимо упомянутых в статье): Беседа Белоцерковская (Rozmowa biaocerkiewska) ректора Киево-Могилянской коллегии Иоанникия Галятовского/Польский текст и пер.: В.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Cambridge Mass., 1987. P. 3-116 (Harvard Library of Early Ukrainian Literature, Texts, vol. IV). Голубев С. Т. Защита святости и православия киево-печерских угодников в сочинении Сильвестра Косова " Paterikon, abo ywoty witych oyców pieczarskich "http://Киевские Епархиальные Ведомости. К., 1875. 4. С. 131. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия/С предисл. Н. Лосского. Москва: Институт Русской цивилизации, 2009. С. 39. Филарет (Гумилевский), свт. Обзор русской духовной литературы: Книги первая и вторая. 862–1863/Соч. Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского: Издание третье, с поправками и дополнениями автора. СПб., 1884. 511 с. Уния в документах . Сб./сост.  В. А .  Теплова , З. И. Зуева. Мн.: Лучи Софии 1997. С. 212. Голубев С. Т. Отзыв о сочинении В.О. Эйнгорна: Очерки из истории Малороссии в XVII в. 1. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича: Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1902. С. 15. Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 958. Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 960. Там же. С. 960. Там же. С. 958. Служебник 1676 г. имел два выхода – 14 августа и 1 октября, Чиновник вышел в 1677, но начал печататься в 1675 г. (Дела Архива Моск. Синод. Типогр. 70, 72 и 75). Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 960. Там же. С. 958.   Источник: Немшон С. В. Проблема осмысления западнорусского богословия в Московском государстве XVII века//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 26-34. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6193601

Упомянем еще о Латинской грамматике Альвария, которая озаглавливается так: Emmanuelis Alvari е societate Jesu. De institutione Grammaticae libri tres. Editio nova correction cum licentia superiorum. Leopoli, в 8 долю, в коже. Временем издания, неизвестно чьею рукою, помечен на книге 1749-й год. Книга издана на Польском и Латинском языках, в конце книги помещен католический катихизис. Говорят, что это первая Латинская грамматика, по которой училось в России латинскому языку духовное, по крайней мере, Костромское юношество, и воспитанники семинарии, вместо нынешнего простонародного названия семинаристов, назывались альваристами. Книг, изданных в 17 столетии, в этом отделе 110 106 названий и 184 тома. Остальные затем книги относятся к 18 и 19 столетиям. В отделе Российской библиотеки нет столь древних книг, как в предшествующем. Самые древние книги в этом отделе восходят к концу первой половины 17-го столетия. Это – минеи месячные, первая за месяц август. Она начата печатью в лето от сотворения мира 7137-е (1629 г. от Р. X.), а окончена 7138-го года (1630 г. от Р. X.), при Царе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете; вторая за месяц сентябрь, печатанная при том же Царе и Патриархе Иоасафе, в лето от сотворения мира 7144-е (от Р. X. 1636). Обе в лист, в досках, обложенных кожей. За ними следуют: а) Трифологион или Цветослов. Избранные службы. Со всенощными: на Господские праздники, Богородичны и святых нарочитых. Благословением Пре. Вел. в Бозе Ег. М. Господина Отца Сильвестра Косова МитрополитаКиевского, в обители Кутеинской издан. В лето Бож. Рож. 1647-е. В 4-ю долю, в досках, обложенных кожей. На первом листе, вокруг заглавия, одиннадцать не больших изображений: 1) Господа нашего Иисуса Христа, 2) Патриарха Анатолия, 3) Патриарха Ефрема, 4) Преподобного Дамаскина, 5) Преподобного Космы, 6) Патриарха Сергия, 7) Патриарха Софрония, 8) Андрея Иерусалимского, 9) Иоанна монаха, 10) Преподобного Феофана и 11) Святого Киприана. На обороте этого листа изображено Богоявление Господне. Над картиною следующие стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целью создания К. б. было «утешение и утверждение в благочестии российскому роду сыном всходнего православия». Подробного перечня «повинностей и порядков» членов братства в «Уписе» нет. «Святое милосердное братство» должно было содействовать его членам в утверждении в благочестии, обучать полезным наукам, защищать вдов и сирот, оказывать помощь «падшим» людям, важными функциями были организация школы, больницы и др. (в связи с каритативной функцией К. б. необходимо отметить существование в Речи Посполитой с XVI в. католич. братств «святого милосердия»). Ставилась задача содействовать утверждению «честнаго иноческаго жития», вероятно, под опекой братства должен был находиться Богоявленский монастырь. Братчики были обязаны финансировать деятельность объединения и защищать его, для каждого члена братства был определен размер взноса в зависимости от материального достатка. Так, Даниил Стрибиль обязался давать 10 золотых ежегодно, Григорий Дегиловский - лошадь или «камин воску» (24 фунта), Иван Путята - «що буде можна» и т. п. В «Уписе» названы по именам первые члены К. б.: буд. Киевские митрополиты - архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) (вступил 11 марта 1631) и префект киевских братских школ Сильвестр (Косов) , наместник монастыря свт. Николая Иоиль, архим. Трехтемировского мон-ря Иосиф (Курцевич) , иеромонахи Феодосий (Оранский), Антоний (Горбацкий) и Иоиль, буд. Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына) , киево-печерские иноки Исаия (Трофимович-Козловский) , Софроний (Почаский), Антоний (Пацевский), Афанасий (Ивашковский), Иларион (Симовский), Арсений (Бережницкий), буд. архим. Киево-Печерского мон-ря Захария (Копыстенский) (вступил 4 янв. 1616), шляхтичи (?) Андрей Литинский (выходец из Галиции), Даниил Стрибиль, Григорий Дегиловский, младший братчик Иван Путята. Нек-рые имена (Иосифа (Курцевича), Петра (Могилы), Сильвестра (Косова) и др.) были внесены в документ после 1616 г. Из сочинений Кассиана Саковича известно, что в К. б. вступил гетман Сагайдачный со всем Запорожским войском, сделав для братства значительное пожертвование; П.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

В кон. февр.- нач. марта 1656 г. Д., спасаясь от «гонения ляхов», уехал из Луцка в Чигирин. Здесь в апр. того же года он встретился с рус. послом А. Лопухиным, к-рому архиерей сообщил, что едет в Киев просить митрополита, чтобы тот ходатайствовал перед царем о принятии Луцкой кафедры, шляхты и мещан «под свою руку»; в случае согласия царя Д. вернется в Луцк и подготовит коллективное обращение к царю мещан и всяких людей с просьбой о защите. По-видимому, на деле Д. выполнял поручение польск. правительства, т. к. 26 июня 1656 г. Б. Хмельницкий сообщал царю, что кор. Ян II Казимир через Д. предлагает ему вступить в переговоры. Во время пребывания в Чигирине архиерей сумел получить от гетмана универсалы, обеспечивавшие защиту его владений. 8 сент. 1657 г. Д. вступил в Луцкое правосл. братство. В окт. того же года, получив от короля разрешение на поездку в Киев, Д. присутствовал на Соборе епископов, созванном после смерти Сильвестра (Косова) для выбора нового митрополита. Д. был одним из кандидатов, но Собор решения не принял. 1 дек. 1657 г. Д. снова приехал в Киев, где состоялся Собор, на к-ром в нач. янв. 1658 г. Луцкий архиерей был избран митрополитом, 19 янв. к нему перешла софийская казна. Заняв митрополичью кафедру, Д. сохранил за собой и Луцкую епархию. В 1658 г. права и привилегии Луцкого братства он подтвердил как митрополит и одновременно «администратор епископии Луцъкое и Острозъское». Правда, не позднее марта 1659 г. местное духовенство и шляхта избрали епископом Гедеона (Святополка-Четвертинского) , который позднее получил королевский привилей, но еще в нач. 1662 г. волынская шляхта добивалась, чтобы митрополит передал владения кафедры и доходы с них новому епископу. В февр. 1658 г. в сопровождении мн. игуменов и протопопов Д. прибыл на раду в Переяславе, где привел гетмана И. Выговского к присяге. За это он получил от царского посланника соболей на 100 р. Оружничий Б. М. Хитрово предлагал Д. ехать на поставление в Москву к патриарху Никону , но Д. отказался, заявив, что будет просить благословение у К-польского патриарха, и получил такое благословение от патриарха Парфения IV . В том же месяце находившийся у Выговского польск. посол Беневский сообщал, что Д. занял митрополичью кафедру по его совету и будет содействовать возвращению Украины в состав Речи Посполитой. Когда началось восстание против Выговского во главе с полтавским полковником М. Пушкарём, Д. добивался от его участников подчинения гетману, угрожая им «неблагословением», тогда же митрополит послал предписание духовенству всех церквей молиться о предотвращении междоусобной брани. 17 июня 1658 г. митрополит участвовал во встрече нового киевского воеводы боярина В. Б. Шереметева, но в том же месяце уехал в Чигирин к Выговскому и встал на сторону гетмана в его конфликте с рус. правительством.

http://pravenc.ru/text/178367.html

7 янв. 1629 г. архим. Петр издал грамоту, в к-рой требовал от братии более торжественно и величественно совершать богослужения в обители. В частности, вменялось в обязанность произносить проповеди за богослужением (архим. Петр написал в 1632 подборку проповедей «Крест Христа Спасителя и каждого человека»). Также в Киево-Печерский мон-рь по образцу католич. Церкви была введена традиция совершения великопостных пассий. В 1629 г. по благословению архим. Петра в Киево-Печерской типографии вышло исправленное издание Служебника, к-рое впервые сопровождалось изъяснением Божественной литургии для священников. В 1633 г. свт. Петр (Могила) ввел в обиход типографии Киево-Печерского мон-ря латино-польские шрифты. Прежде книги в монастырской типографии издавались только на церковнослав. языке кириллическим шрифтом. В 1631 г. он основал скитской Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы монастырь с храмом вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя молдав. господарей рода Могил), передав этой обители частицу мощей святого. Заботясь об авторитете Киево-Печерского монастыря, архим. Петр ввел в титулатуру печерского архимандрита слово «Великий». О значимости монастыря в эти годы свидетельствует большое количество благотворителей; печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» 1638 г. насчитывал ок. 190 имен жертвователей. К числу важнейших начинаний архим. Петра относится организация в Киево-Печерском мон-ре школы и активная поддержка Киевского братства. 11 марта 1631 г. он вступил в число его членов, признавался старшим братчиком, опекуном и ктитором братства. 15 июня архим. Петр составил декларацию по поводу своего намерения создать в Киево-Печерском монастыре духовную школу и пригласить в качестве преподавателей из Львова 2 ученых иноков - иером. Исаию (Трофимовича-Козловского) и мон. Сильвестра (Косова) . Осенью 1631 г. в новооткрытую школу было набрано ок. 100 учеников. Иером. Исаия стал ректором школы, мон. Сильвестр - ее префектом. При создании Киево-Печерской школы архим. Петр ориентировался на европ. (прежде всего польские) образцы. За основу обучения было положено преподавание лат. и польск. языков. О др. предметах, которые изучали в школе («свободные науки» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия и теология), можно судить, напр., на основании панегирика, в 1632 г. поднесенного ее учениками свт. Петру.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Глядя на остатки сооружений Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, колокольня и собор которого, несмотря на небрежное отношение к ним на протяжении многих десятилетий, и ныне поражают своим величием и красотой как полтавчан, так и многочисленных гостей города, каждый видит перед собою прежде всего памятники архитектуры и культовые сооружения. И мало кто знает о том, что когда-то в стенах этого монастыря, красотой которого восхищались Тарас Шевченко, Григорий Мясоедов и много других мастеров своего дела и простолюдинов, бурлила глубоко содержательная жизнь. Именно так, так как в прошлом, в особенности во второй половине XVIII в. Крестовоздвиженский монастырь был одним из важных культурных центров не только Полтавщины, но и значительного региона Украины. С ним связано немало важных исторических событий и много знаменитых имен. Основан этот монастырь в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу речки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее её притока — небольшой речушки Полтавки, которая издавна в народе больше известна под названием Тарапунька. Вся гора во времена основания монастыря, и еще и в XVIII в., была покрыта густым вековым лесом, преимущественно дубовым, через который к монастырю вилась лишь узенькая тропинка. Основана же была эта обитель по инициативе и на средства тогдашнего полтавского полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры, казацкой старшины и мещан Полтавы с разрешения Киевского митрополита, известного церковного деятеля и писателя Сильвестра Косова (г. рожд. неизвестен – умер в 1657 г.) в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. А сооружал монастырь с разрешения последнего игумен Лубенского Мгарского Преображенского монастыря Калистрат. Немало видел на своем веку Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. В 1695 году он был захвачен и опустошен крымскими татарами, которые пришли к Полтаве с бывшим старшим писарем Генеральной воинской канцелярии Петриком (Петр Иванович Иваненко). В 1691 году он убежал в Крым, заключил соглашение о переходе Левобережной Украины под власть султанской Турции, а в скором времени, объявив себя гетманом и защитником обездоленного люда, выступил против власти Москвы на Украине и против гетмана Ивана Мазепы, и вместе со своими союзниками-татарами начал походы на Левобережье. Но татары, захватив добычу, предали Петрика. Немало пострадал тогда монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=11933

В настоящее время здания в нём все каменные следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Воздвижения Креста Господня движем с приделами: а) Василия Блаженного и б) Зачатия Божьей Матери. Церковь сия сгорела в 1809 году от пожара, бывшего в Нижнем Новгороде, а в 1811 году пожаловано на возобновление оной 12.000 рублей; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и часть монашеских; 4) ОГРАДА кругом монастыря. До Штатов за монастырём сим крестьян не было. По Штатам же положен в 3 классе. В 1806 году учреждено в нём общежитие и положено быть 31 сестре с казначеей. Игуменье Дорофее Новиковой, общежитие сие устроившей и доныне с того 1806 года начальствующей, пожалован в 1811 году, Июня 23, золотой крест на таковой же цепочке для ношения на персях. Крестовоздвиженский Николаевский монастырь Или Тихонова пустынь . 3 класса Костромской Епархии мужской монастырь. Находится близ города Лухова, на возвышенном месте. Обитель сия обыкновенно именуется Николаевской Тихоновской; первое звание получила от церкви, в ней построенной во имя Чудотворца Николая, а второе – от основателя её, Преп. Тихона Луховского Чудотворца. Преподобный этот, родом Малороссиянин, быв в воинской службе и оставив оную, постригся в Москве, и, избрав сие место к своему пребыванию в области Луховской на Копытове, собрал несколько братии, завёл пустынь, и во всю жизнь свою не принял священства; но в простом монашеском образе пребыл до кончины своей, последовавшей в 7000/1492 году, Июня 16. По нескольким летам св. его мощи обретены нетленными и хранятся в этой обители и поныне. До Штатов Духовных 1764 года было за этой пустынью 1.081 душа крестьян, а по Духовным Штатам состоит в 3 классе степенью 93 и управляется Игуменом. При оной же пустыни бывает годовая ярмарка Июня 16 дня. Крестовоздвиженский Полтавский монастырь Полтавской Епархии 2 класса, мужской. Находится близ города Полтавы и реки Ворсклы, расстоянием от первого в 1½ вёрстах, а от реки в одной версте на возвышенном месте. Основан по благословению Преосвященного Митрополита Киевского Сильвестра Косова в 1650 году Игуменом Мгарского Лубенского монастыря Каллистратом по согласию Полтавских жителей и Ктиторов Полтавского Полковника Мартина Пушкаря, Ивана Искры, Ивана Крамаря и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

95 . Аввы Дорофея поучения, напеч. в Киеве в 1628 году в четверку, 243 листа. В коже; 6 экземпляров. 96 . Аввы Дорофея поучения, напеч. в Киеве в 1628 году, в четверку, 243 листа. В коже; 2 экземпляра. 97 . Лествица Св. Иоанна Лествичника , напеч. в Москве в 1785 году, в лист, с золотым обрезом, 343 листа. В коже. 98 . Апологион или цветословие, сборник, напечатанный в Москве в 1660 году в коем, кроме Житий Св. Великомученицы Екатерины, Св. Великомученика Феодора Стратилата и Алексея человека Божия, находятся статьи сочинений Св. Иустина Философа , Св Григория Богослова , Св. Нила Епископа, препод. Максима о любви, Св. Геннадия, Патриарха Константинопольского , о Вере, Св. Василия Велиликого, Иоанна Златоустог о и прочих, в четверку, 260 листов. В коже; 3 экземпляра. 99 . Преподобного Максима Грека Слова на Латынов о Св. Дусе, напеч. в Почаеве в 1618 году, в четверку, без начальных и конечных листов. 152 листа, из коих 97 писанных. В корешке; 2 экземпляра; за подписом Св. Патриарха Никона . Глава IV. Прочие книги духовно-нравственного содержания 100 . Толковое или учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона, без выходного листа, напечатанное, по приметам, в Рахманове, в 1619 году, с посвящением Пану Самойлу Корецкому, в лист, 551 лист; подписано по листам Святейшим Патриархом Никоном . В коже. 101 . Толковое или учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона, напечатано в Унесском монастыре 1696 г., в лист, 551 лист. В коже. 102 . Православное Исповедание, сочинение Митрополита Петра Могилы , напеч. в Москве в 1696 г., в лист, 111 листов; 2 экземпляра. 103 . Наука о тайнах церковных, напеч. в Вильне в 1618 г., в четверку, 513 листов, из коих 88 листов, писано скорописью. В коже. 104 . Дидаскалия или наука о таинствах, соч. Сильвестра Косова , Епископа Мстиславского, Могилевского и Оршанского, напеч. в 1632 году, в Кутейнском монастыре, в четверку, 17 листов. В корешке. 105 . Скрижаль, напеч. в Москве в 1656 году, в четверку, около 663 листа. В коже. 106 . О Вере единой Св. Церкви, так называемой Азариевой вере, без выходного листа, напечатана, вероятно, в Киеве в 1620 годах, в четверку.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Петра (Могилы), Тарасия (Земки) , Сильвестра (Косова) и др. Церковнослав. перевод трактата был напечатан в Москве в 1659 г. в качестве заключительной части «Скрижали духовной». 3 февр. 1605 г. в Дерманском монастыре К. завершил перевод с греческого на церковнослав. язык «Бесед на Евангелие от Иоанна» свт. Иоанна Златоуста. Мыцко описал 2 списка перевода в укр. б-ках. Авторство перевода отмечено во вступительной части текста: «Смиренный м[о]л[и]тся Киприан», здесь же переводчик пишет о приверженности церковнослав. языку («сладкий ми словенской язык»). Этот текст ранее переводился с греческого на церковнослав. язык Силуаном , учеником прп. Максима Грека , но в этом переводе были лакуны (с середины 22-й до середины 23-й беседы). К. перевел текст целиком. Возможно, отдельные беседы на Евангелие от Иоанна переводились с латыни в кружке кн. Андрея Курбского в Миляновичах. Несколько позже К. перевел «Беседы на 14 посланий апостола Павла» свт. Иоанна Златоуста (изд.: К., 1623). При подготовке к изданию перевод К. был отредактирован Лаврентием Зизанием (см. в ст. Зизании ), Захарией (Копыстенским), Памвой (Берындой) . Арх.: НБУВ ИР. Кир. 794. Ист.: Legrand. Bibl. hell. XVII. Т. 4. N 46-48. P. 220; Timob Хв. I. Mamepiялu для icmopiï книжноï справи на Bkpaïhi в XVI-XVIII вв.: Bceзбipka передмов до укр. cmapoдpykib. К., 1924. С. 56-64; Боротьба Nibдehho-Зaxiдhoï Pyci i Украïни проти ekcnahciï Bamikahy та yhiï (Х - початок XVII ст.): Зб. дok-mib i мam-лib. К., 1988. 102. С. 129б, 250; Описи Острожчини 2-ï пол. XVI - 1-ï пол. XVII ст./Упор.: В. Атаманенко. Острог, 2004. С. 53. Лит.: Харлампович К. В. Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII в., отношение их к инославным, религ. обучение в них и заслуги их в деле защиты правосл. веры и Церкви. Каз., 1898. С. 274-275; Сперанский М. Н. Переводные сборники изречений в славяно-рус. письменности: Исслед. и тексты//ЧОИДР. 1905. Кн. 1. С. 388, 390; Щеглова С. А. «Пчела» по рукописям киевских библиотек. М., 1910. С. 24, 28. (ПДПИ; 175); Запаско Я.

http://pravenc.ru/text/1684740.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010