Л. е. стала центром правосл. книгопечатания. Кроме Дерманской и Острожской типографий работали передвижные (странствующие) типографии. Так, в 1618 г. в Почаевском мон-ре Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) издал «Зерцало богословия». Следующее его произведение - «Евангелие учительное» вышло в 1619 г. в Рохманове. В 1625 г. в Четвертне, родовом имении князей Четвертинских, Павел Домжив-Люткович вместе с Сильвестром издал Псалтирь, в 1628 г. в Луцке - «Лямент по отцу Иоанну Василевичу», в 1629 г.- сочинение Степана Полумерковича «Елпикидион, албо Стихи жалобния на погребение Василисы Яцковни». В 1629 г. Павел Домжив-Люткович напечатал Часослов и перевод произведения Станислава Остатки «Диалог, или Разговор мужа больного или умирающего с духом». В 1638 г. в Кременце вышли 2 книги: еп. Афанасия (Пузыны) «Синод...» и перепечатка «Дидаскалии» Сильвестра (Косова). В передвижной типографии Луцкого братства в 1640 г. были опубликованы «Апостолы и Евангелия» - перепечатка более раннего издания Павла Домжива-Лютковича и Сильвестра. Луцкая униатская епархия в 1596-1828 гг. Первыми униат. Луцкими и Острожскими епископами были: Кирилл Терлецкий (1596-1607), Евстафий Ело-Малинский (1607-1621), Иеремия Почаповский (1621-1637), Никифор Лисовский (1637-1651), Прокопий Хмелевский (1651-1664) (последние 2 - как администраторы). Сразу после назначения Ело-Малинского его епископские полномочия были оспорены на луцком сеймике в сент. 1607 г. Споры о каноничности его поставления, в к-рых участвовали униат. Киевский митрополит, Рим и польск. власти, продолжались до весны 1609 г. Епископ лично участвовал в захвате правосл. храмов в Луцке: в сент. 1615 г. он ворвался с вооруженным отрядом в Димитриевский храм и избил свящ. Моисея Илковича-Соловицкого. Во время пребывания Ело-Малинского на Луцкой кафедре проходили судебные процессы из-за церковных имений: до 1610 г. епископ судился с кафедральным клиросом и шляхтой. Разгорелась борьба между униатами и православными за Жидичинский мон-рь, которым ранее управляли правосл. Львовские епископы. На следующий год после смерти в 1620 г. архим. Григория (Балабана) мон-рь перешел под власть униатов: сначала архим. Никодима (Мокосия-Шибинского), в 1626 г.- Иосифа (Мокосия-Баковецкого), при к-рых монастырские имения были расхищены. В мемориале униат. митр. Рутского в нач. 20-х гг. XVII в. отмечено, что униат. Л. е. обнищала. Однако она приносила митрополиту доход: в 1626 г. еп. И. Почаповский обязался ежегодно платить митрополиту 800 злотых. По соглашению 1629 г. из доходов Л. е. полагалось выплатить немалую сумму на основание униат. семинарии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Предложен объективный взгляд на деятельность западнорусских богословов. Выявлены детерминанты изменений, внесенных в текст анафоры иноком Евфимием Чудовским. Изучены причины появления пролатинских взглядов в текстах евхаристического канона. Также исследованы причины устранения ранее внесенных пролатинских воззрений и последующего утверждения православного положения о времени преложения Святых Даров. Подчеркивается особая роль инока Евфимия Чудовского (ученика западнорусского богослова Епифания Славинецкого) в опровержении латинских воззрений на Соборе 1689–1690 г. в Москве. Обозначены ключевые направления для дальнейшего исследования влияния западнорусского богословия в Московском государстве XVII века. Список литературы Голубев С. Т. Защита святости, нетления и православия киево-печерских угодников в сочинении Сильвестра Косова «Paterikon, albo ywoty swiatych oyców pieczarskich»//Киевские епархиальные ведомости. 1875. С. 131–138; 10. С. 344–351; 13. С. 423–453; 24. С. 814–821. Голубев С. Т. Отзыв о сочинении В.О. Эйнгорна: Очерки из истории Малороссии в XVII в. 1. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича: Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1902. – С. 51. Карабинов И. А. Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. 1915. 7–8. – С. 953–964. Макарий (Булгаков) , Митрополит Московский и Коломенский. «История Русской Церкви». М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994–1996. Т. 6. С. 571. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий. «Сказание, или Отчет о школах киевских и винницких, в которых обучаются иноки греческой веры» (Exegesis. 1635) Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий. Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. 1 тит. л., 1–33,1 пуст. т.е. 35 л. Филарет (Гумилевский) , святитель, архиепископ Черниговский. Обзор русской духовной литературы: Книги первая и вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

веру. А. говорил, что во времена, когда православные до крайности угнетены, Купятицкий образ (написанный в центре креста) является «трубой и знаком», предвещающими Божий Суд. Присутствовавшие на сейме правосл. иерархи и настоятели больших мон-рей, к-рые в тяжелые для Церкви времена были заняты исключительно личными делами (в этой связи А. упоминает архим. Леонтия (Шитика), Мстиславского еп. Сильвестра (Косова) , Перемышльского еп. Сильвестра (Гулевича) и др.), опасаясь непредсказуемых действий святого, посадили его под стражу. А., юродствуя, вырвался из тюрьмы на улицу почти нагим, имея на себе клобук и параманд, избивал себя посохом и выкрикивал проклятия унии. Правосл. епископы судили А. и лишили сана. Суд митрополичьей консистории в Киеве, в долгом ожидании к-рого А. написал объяснительную записку на «русском» и латыни, включив в нее текст, розданный им на сейме 1643 г., оправдал А. Киевский митр. свт. Петр (Могила) восстановил его в сане игумена и вернул в Брест. (Лат. запись текста, к-рый А. раздавал на сейме, была обнаружена Я. Д. Исаевичем на полях изд. «Аполлея Аполлогии» (1628) в составе конволюта из 4 укр. изданий кон. XVI - нач. XVII в. из Варшавской Национальной б-ки (BN. XVI. Qu. 956adl). Запись содержит также краткое описание судьбы А. после сейма до возвращения в Брест. Текст глоссы переписан с рукописи Киево-Печерского мон-ря, принадлежавшей иером. Мелетию Сиригу , к-рый, вероятно, имел одну из копий текста, а также записи о суде над А. в Киеве.) После того как А. услышал голос от Купятицкой иконы Божией Матери, повелевавший ему еще раз просить короля об уничтожении унии, святой готовился вновь защищать Православие на сейме в 1645 г., но был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. (Будучи по делам брестского братства в Кракове в 1644 г., А. передал рус. послу письмо Лубы, нек-рые выражения к-рого заставили рус. правительство возбудить дело о самозванце и потребовать его выдачи.) В тюрьме св. мученик написал ряд статей: «Новины», «Фундамент непорядку костела Рымского», «Суплику третью», «Приготоване на суд», «Пораду побожную» королю, «О фундаменте церковном», часть из них А.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Третий мученик, Кумец Евстафий, был также обращен в христианство Нестором. Молодой, красивый и «облеченный властью и доверием князя», он тоже выражал свои убеждения отказом от бритья, от вкушения мяса по пятницам и в Рождественский пост. Тут гнев Великого князя был огромен: Евстафий подвергся мучительным пыткам и был повешен (13декабря). В кратком заключении, упомянутом выше, автор сообщает, что после кончины трех мучеников никто в Вильно больше не подвергался казни за исповедание христианства. Сыновья Ольгерда, которые были христианами, помогли сохранить мощи Евстафия, и сам Великий князь дал согласие на просьбу местных христиан выделить участок земли для строительства храма в память мучеников. Наконец в 1374 г., «в правление Вселенского патриарха Филофея», 88 частицы мощей святых были перенесены в «святейший и величайший храм» Святой Софии в Константинополе, где они почитались и где через них совершались чудесные исцеления. С исторической точки зрения этот рассказ вызывает вопросы о положении христианства в Литве, о личном отношении к нему Ольгерда, о поведении и обычаях как христиан, так и язычников того времени, и, наконец, о необычайном почитании трех мучеников в самом Константинополе. На некоторые из поставленных вопросов можно, по крайней мере, частично ответить благодаря другим источникам, имеющим отношение к святым Антонию, Иоанну и Евстафию. Греческий энкомий Михаила Вальсамона Греческий энкомий трем мученикам оставался неизвестным русским церковным историкам XIX в., изучавшим почитание этих святых. 89 Их источниками были сочинения авторов XVII в. Сильвестра Косова и Яна Дубовича, которым был известен один из вариантов славянского жития, равно как и местные традиции, связанные с мучениками. Возможно, дата, к которой они предположительно относят канонизацию мучеников – 1364 г. – является искаженной датой перенесения мощей в Константинополь (1374), которая присутствует в первоначальном сербском варианте жития. 90 В 1903 г. Е. Е. Голубинский ошибочно предположил, что канонизация имела место только в XV в., когда имена святых мучеников появились в русских месяцесловах. 91

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

он посетил Вильно, Минск, Оршу и Кутейно. Митр. Петр начал масштабное восстановление киевских храмов. Реставрационные работы прошли в соборе Св. Софии, были устроены новый иконостас и неск. реликвариев. В украшении собора принимали участие рус. мастера, в благодарность митр. Петр послал царю часть незадолго до этого обретенных останков равноап. кн. Владимира. Были возобновлены Десятинная и Васильевская (Трехсвятительская) церкви, храм Спаса на Берестове, Михайловская ц. Выдубицкого мон-ря и др. Благодаря усилиям свт. Петра укрепилось почитание Киево-Печерского мон-ря. Этой цели послужило издание на польск. языке Киево-Печерского патерика Сильвестра (Косова) (Paterikon, albo Zywoty ss. ojcyw Pieczerskich) (1635), «Тератургимы» Афанасия Кальнофойского (1638) с описанием новых чудес печерских святых. В 1643 г. митрополит канонизировал всех печерских угодников, тогда же была составлена молитва с обращением к «святым, в Малой России просиявшим». В результате деятельности митр. Петра (Могилы) и его сподвижников возросла образованность и пастырская активность духовенства, этому способствовала практика регулярного созыва священников на Соборы епископами и митрополитом. В противоуниат. соч. «Лифос», изданном в 1644 г. в Киево-Печерском мон-ре, отмечается, что кандидаты в священники иногда полгода или год жили на иждивении митрополита в Киево-Печерском мон-ре для подготовки к принятию сана, были смещены с приходов священники-двоеженцы. Тексты ставленых грамот Петра (Могилы) включали обязательство священника не оставлять церковь «без митрополитского благословения». Имело большое значение создание в 1632 г. 1-го на территории Вост. Европы православного высшего учебного заведения - Киево-Могилянской коллегии , предпринималась попытка создать филиал коллегии в Виннице. Преемником Петра (Могилы) на митрополичьей кафедре стал бывш. ректор коллегии Сильвестр (Косов). Одной из важнейших задач свт. Петра (Могилы) и его окружения было дать систематическое изложение вероучения, на к-рое православные смогли бы опереться в спорах с протестантами и католиками.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Наряду с устроением новых обителей, игум. Иоиль, фундаторы, братчики и вкладчики О. К. Б. м. стремились удовлетворить возросшие потребности православных в образовании. В Оршанском и в Тупичевском мон-рях были созданы братские школы. Кутеинские монахи помогали братской школе оршанского Богородице-Рождественского муж. мон-ря и его братчикам. О. К. Б. м. и Богоявленское братство противостояли возникшим в Орше в 1611 г. иезуитскому коллегиуму, в 1636 г.- мон-рю бернардинцев, в 1640 г.- женскому мон-рю бенедиктинок, а также греко-католикам, конфликт с к-рыми в Оршанском повете из-за приходов и их имущества достиг своего апогея в 1645 г. ( Козлов-Струтинский. 2012. С. 46). Во 2-й четв. XVII в. мон-рь как один из центров организации правосл. братства на территории Литовского великого княжества пользовался поддержкой не только членов Могилёвского братства, но и высшего киевского духовенства, став «своего рода этноконфессиональным интегратором значительной части «русского» (православного) населения городов Белоруссии, Литвы, Украины» (Белорусы. М., 1998. С. 83). Так, в обители проходил послушание прмч. Афанасий Филиппович . В 1639 г. монахи просили митр. Петра (Могилу) о том, чтобы после ухода на покой архимандрита могилёвского Братского мон-ря Варлаама (Половки) их «казнодеем» стал кутеинский мон. Павел (Пароховский) ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 533-534, 536-537). В кон. июня 1635 г. обитель по пути из Минска в Могилёв вновь посетил Киевский митр. Петр. 29 июня он совершил торжественное освящение монастырского Богоявленского собора, на котором присутствовала и семья Стеткевичей-Заверских. Они поддерживали избрание на Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую кафедру еп. Сильвестра (Косова) . Помимо духовенства Киевской митрополии, внимание обители уделяли светские лица из Ср. Поднепровья. Так, в духовном завещании от 16 янв. 1653 г. овруцкий землевладелец пан Адам Маркевич («z Woronice, obywatel woiewodstwa Kiiowskiego») завещал обители 500 польск. злотых (АВАК. Т. 12. 125. С. 560).

http://pravenc.ru/text/2581587.html

В 1654 г. братия К. З. м. признала власть рус. царя Алексея Михайловича. Несмотря на противодействие митр. Сильвестра (Косова), тайного униата и сторонника польск. кор. Яна II Казимира , московские воеводы построили новый острог на территории В. Киева. Внутри укреплений оказалась часть территории К. З. м. В 1654 г. близкий к митрополиту игум. Феодосий (Василевич) в своем челобитье просил царя Алексея Михайловича о подтверждении обители ее прежних пожалований. Но в том же году настоятель К. З. м. бежал из города в Литовское великое княжество, где под опекой магнатов Радзивиллов стал архимандритом в слуцком Троицком монастыре. В 1655 г. вместо него настоятелем К. З. м. стал Феодосий (Сафонович; † 1672). В возникавших время от времени конфликтах игум. Феодосий, как и ряд др. настоятелей, выступал обычно вместе с киево-печерским архим. Иннокентием (Гизелем) . Однако в позиции игум. Феодосия были и свои особенности. Лояльный по отношению к рус. властям, что позднее нашло отражение в написанной им «Хронике», тем не менее он не ездил в Москву и не направлял туда посольств. Лишь летом 1665 г. в К. З. м. наряду с др. киевскими обителями была послана царская «милостыня». В кон. 60-х гг. XVII в.- 1672 г. в отсутствие митрополичьего местоблюстителя Лазаря (Барановича) , находившегося в Новгороде-Северском, игум. Феодосий ведал от его имени церковными делами в Киеве. В 1672 г. вместе с архим. Иннокентием он просил царя Алексея Михайловича о защите Киева от военной угрозы со стороны тур. войск. В 1679 г., во время русско-тур. войны, Киев был вновь укреплен: новый земляной вал насыпали от Золотых ворот до юж. угла территории К. З. м. А. В. Кузьмин Кон. XVII-XXI в. Материальное положение В нач. XVII в. К. З. м. владел в Киеве почти всей южной частью Старого города, Дворцовой частью вдоль Крещатика и т. н. Введенской нивой. На окраине города, за Пробитым валом, находилось имение Кудрявцы с монастырскими пашнями. Рядом с городом, на Ориновской земле и на Девич-горе, обитель владела ок. 75 дес. земли и мельницей. К. З. м. принадлежали богатые рыбной ловлей и сенокосом острова на Днепре Церковный, Обрубной и озера с р. Половицей, лесные владения Селивонщина, Золоктаевская земля в Толстом лесу, Лысковщина, имения Глевацкое (Глеваха), Ветянское (Вета, ныне Вита-Почтовая) и Юровка, Борщаговка.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Весной 1641 г. еп. Иеремия скончался и был погребен на территории родового имения, в приходской церкви с. Жолчев (ныне Ивано-Франковская обл., Украина). Вскоре после его смерти там же, в Жолчеве, состоялся Собор, на к-ром был избран его преемник. Этот Собор митр. св. Петр (Могила) не признал, как состоявшийся без его ведома и не в кафедральном городе. 5 апр. 1641 г. во львовском кафедральном храме св. Георгия был созван епархиальный Собор. После длительного обсуждения Собор подтвердил решение, принятое в Жолчеве,- выбрать епископом Львовским молодого (23-летнего), но образованного и преданного Церкви шляхтича Андрея Желиборского. В работе Собора кроме епархиального духовенства участвовали представитель митрополита, луцкий братский игум. Леонтий (Шитик-Залесский), представители др. братств, 112 представителей шляхты. Анонимный участник Собора составил рукописный сб. «Жизнеописания львовских епископов греческого обряда» (Origo et vita episcoporum ritus graeci Leopoliensium), в котором представлена история Львовской кафедры с момента основания; обрывается повествование характеристикой новоизбранного архиерея. Новоизбранный еп. Арсений (Желиборский) был утвержден королем 4 июня 1641 г. и только после этого хиротонисан 7 нояб. 1641 г. в Луцке. Не позднее 1645 г. еп. Арсений открыл во Львове правосл. храм во имя св. Иоанна Богослова, в 1649 г. подтвердил ставропигиальные права Креховского Николаевского муж. мон-ря, полученные от К-польского патриарха. Военные события 1648-1651 гг. разделили Львовскую епархию на 2 части: польско-шляхетскую (Галицию) и казачью (Подолье). Еп. Арсений продолжал поддерживать связи со своей паствой, в 1650 г. вместе с уневским игум. Пахомием посетил митр. Киевского и Галицкого Сильвестра (Косова) . Еп. Арсений неоднократно выступал в роли посредника в переговорах между укр. гетманатом и представителями Речи Посполитой. За заслуги в церковной деятельности кор. Ян Казимир II 7 марта 1656 г. предоставил еп. Арсению во владение Уневскую архимандритию. В 1658-1659 гг. еп. Арсений неоднократно предпринимал попытки примирения с униатами, окончившиеся неудачно. Скончался 18 сент. 1662 г.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Игум. Климентий уговорил Киевского митр. Сильвестра (Косова) отказаться от прав непосредственного управления обителью и ее имениями ( Троицкий. 1870. 21. C. 625), в 1658 г. испросил подтверждение всех прав монастыря у гетмана И. Е. Выговского, но после лишения его власти добился передачи обители в 1660 г. конфискованных у него сел Рожны и Лесники (Там же. С. 626-627). Игум. Климентий привлек в К. В. м. нового ктитора - миргородского полковника Г. С. Лесницкого (среди его даров - сохранившееся Евангелие в драгоценном окладе). Игум. Климентий был похоронен в склепе Михайловской ц. Погребение было обнаружено в 1972 г., в нем найден резной кипарисовый крест. При настоятеле (1664-1688) св. игум. Феодосии (Углицком) гетман П. Д. Дорошенко утвердил во владении мон-ря «навечно» с. Лесники, а гетман Ю. Б. Хмельницкий передал 2 мельницы на Десне (Yhibepcaлu украïнських remьмahib biд Ibaha Виговського до Ibaha Самойловича (1657-1687). К.; Льbib, 2004. С. 432). В Киеве на Подоле игум. Феодосий приобрел подворье, а в мозырских владениях обители на о-ве Михайловщина основал скит. Игум. Феодосию, как и его предшественникам, пришлось отстаивать право перевоза через Днепр, на к-рое претендовал Киево-Печерский мон-рь. Позже, в 1684-1685 гг., пребывая в Чернигове, он выхлопотал для К. В. м. у царя напрестольное Евангелие. Игум. Пахомий (Подлузский), сменивший о. Феодосия, был одновременно ректором Киевского коллегиума и настоятелем К. В. м. 19 янв. 1690 г. гетман И. С. Мазепа выдал ему подтвердительный универсал на все владения мон-ря ( Троицкий. 1870. 22. С. 644-645). В 1688 г. митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский) , при к-ром Киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату, добился царского разрешения на передачу К. В. м. со всем его имуществом и владениями в собственное распоряжение как загородной резиденции. Митр. Гедеон просил «присоединить» К. В. м. к Софийскому митрополичьему дому, но получил отказ; в царском указе напоминалось о древности княжеской обители и ее многовековом самостоятельном существовании.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

В XVI-XVII вв. в Луцке действовали 11 церквей: кафедральная ап. Иоанна Богослова, св. арх. Михаила, св. Димитрия, свт. Николая, Покрова Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, вмц. Екатерины, Св. Троицы и св. Афанасия, Крестовоздвиженская, св. Параскевы Пятницы, Св. Духа. В Остроге было 10 церквей: кафедральная Богоявленская, св. Параскевы Пятницы, св. арх. Михаила, ап. Иоанна, Воскресенская, Борисоглебская, свт. Николая, св. Онуфрия, Пречистенская (Успенская), Св. Троицы. В Кременце действовали 7 храмов: Преображения Господня, свт. Николая, св. Параскевы Пятницы, Вознесения, арх. Михаила, Св. Троицы, Рождества Пресв. Богородицы. В Константинове имелось 4 церкви: Св. Троицы, Пречистенская, Мариинская, Преображения Господня. В Дубно, Заславе (ныне Изяслав) и др. городах было по меньшей мере по 3 храма. Большинство малых городов имели по 1 приходу. В 1647 г. Л. е. насчитывала 1 тыс. правосл. приходов. Примерно такое же количество зафиксировал в 1664 г. Холмский униат. еп. Иаков Суша . Братское движение на территории Л. е. не было массовым. Кроме Луцкого Крестовоздвиженского братства, основанного в 1617 г., еще одно братство было учреждено 18 марта 1633 г. в Кременце при Богоявленской ц. Инициаторами создания Луцкого братства были шляхтичи: волынский хорунжий Даниил Ело-Малинский, волынский чашник Древинский и Луцкий еп. Афанасий (Пузына). В 1636 г. митр. Петр (Могила) утвердил братство и разрешил открыть при нем школу по образцу Киевского коллегиума. Помимо школы братчики учредили богадельню и типографию (работала до 1638). Из книг, изданных в братской типографии, наиболее известной является «Грамматика, или Письменница, языка словенского», в основе к-рой была «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого). Также были опубликованы речь Афанасия (Пузыны) на епархиальном Соборе и перепечатка «Дидаскалии» Сильвестра (Косова) - «О мucmupiяx, илы Тайнах». На территории Л. е. было создано большое количество рукописей. Старейшей рукописной книгой считается Луцкое Евангелие-апракос (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010