4. М., 1855). Издревле православные христиане стремились на Афон, чтобы научиться молитве, жизни с Богом и по Богу. Как писал иеросхимонах Сергий в «Письмах Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской»: «Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, в которой расплавляются сердца афонских «медведей» и, как золото в горниле, очищаются от всякой мирской… суеты, они бы, конечно, воскликнули с Давидом: «Что ми есть на небеси и что восхотех от Бога на земли? Боже! Ты Бог сердца моего, Ты часть моя, Боже, вовек!» В этой книге мы имеем возможность научиться от самих афонских подвижников тому, как надлежит проводить жизнь благочестиво. Святые насельники, преподобные и святители, имена которых перечислены в Афонском Патерике, от времени становления Афона как центра православного монашества, от эпохи исихазма – деятельности прп. Никифора Уединенника, прп. Григория Синаита, свт Григория Паламы – и доныне, оставили нам огромное духовное наследие – свидетельство непреходящей славы и непрерывного заступничества афонских святых за род людской. Обо всем просимом нужно молиться с верою, нужно терпеть, и Бог заговорит. Ведь, молясь с верою, человек некоторым об разом обязывает Бога исполнить просимое ради этой веры. Старец Паисий Святогорец. (7, с. 320.) Самое важное – держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остается предательство. Старец Паисий Святогорец. (6, с. 368.) Выкрикивайте преславное и сладкое имя Иисусово, и Он не замедлит тут же прийти на помощь и утешить. Чего только не может исправить и обновить эта благословенная молитва! Архимандрит Ефрем Святогорец. (9, с. 8.) Тот, кто другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес, а не человек. Тот чужевер, а не христианин. Преподобный Нил Мироточивый. (3, с. 99.) Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется? Преподобный Силуан Афонский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но этого нет. Из-за нас. Причина катастроф, экономических кризисов, военных конфликтов одна - грехи. Аборты, пьянство, наркомания, безверия живут на нашей земле, не уменьшаются, а усиливаются с каждым годом - из-за нас. Беды, которые происходят внутри страны, на наших дальних и ближних границах говорят об одном: это происходит по нашей вине, нам самим надо каяться и меняться. «Самый малый грех каждого человека влияет на судьбу мира» - сказал прп Силуан Афонский. Что требуется от нас - быть христианином на деле. По святым отцам (прп. Серафим Саровский), цель христианской жизни - стяжание благодати. Эта же самая цель - в крестных ходах. Восприятие и действие благодати обеспечивается выполнением заповедей и Церковных уставов. Других способов спасения нет, никогда не было и не будет. Мы должны соблюдать уставы, правила, заповеди не как самоцель, непонятный внешний обряд, а как средство стяжания благодати. От неё зависит «нормальность» или ненормальность нашей жизни, возможность войны, её жестокость и сроки. «Пока ходят крестные хода, войны не будет». Впервые это сказал в Одессе схиархимандрит Иона (Игнатенко), я сам слышал несколько раз от старцев. Обращаю внимание на два слова: «ходят» (т.е. пешком) и «крестные хода». По церковным определениям (правилам, уставам) крестным ходом называется именно пешее шествие архиереев, священников мирян с иконами, святынями, хоругвями и молитвой - всё равно час, день или месяц он идёт. Крестный ход «воюет» благодатью, когда она в нём есть. Он организуется и проводиться ради неё. Первая особенность многодневного крестного хода - «Царство Небесное нудится», силою, усилиями берётся. Должно быть не просто внешне похожее действо, должно быть по-настоящему трудно - ради Христа, должно быть настоящее крестоношение, реальное шествование за Христом на Голгофу. За два-три месяца пешего движения будет достаточно трудностей быта, непонимания, непогоды, физической немощи, необходимость каждодневно заставлять себя утром вставать и идти «на амбразуру» потому что так надо. Бывает, потому, что больше некому, например, нести икону.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/01/...

О духовничестве Тема духовничества раскрывается К. на основе учения преподобных Иоанна Лествичника и Симеона Нового Богослова. К. подчеркивает, что ни тот, ни др. автор, ни восточнохрист. традиция в целом не рассматривают духовника как того, кто, подобно судье, выносит приговор и объявляет наказание провинившемуся, или как человека, чьи команды должны выполняться беспрекословно. Духовник - это прежде всего врач, к-рый относится к пациенту с состраданием и старается излечить его от духовных недугов. Кроме того, духовник - это советник, к-рый может в нужный момент что-то подсказать своему духовному чаду, но не должен нарушать его свободу. Духовник является также молитвенником за людей, вверивших себя его руководству. Он - посредник между ними и Богом: он представляет Бога перед ними и их - перед Богом. Наконец, духовник является для своих духовных чад восприемником (греч. νδοχος, букв.- «берущий на себя»), человеком, к-рый берет на себя ответственность за их спасение, несет на себе бремя их трудностей и скорбей (The Spiritual Father in Saint John Climacus and Saint Symeon the New Theologian// Hausherr I. Spiritual Direction in the Early Christian East. Kalamazoo (Mich.), 1990. P. VII-XXXIII). О спасении По мнению К., вопрос о том, кто спасется, а кто нет, выходит за рамки человеческого понимания. Именно поэтому он не исключает возможность всеобщего спасения, в к-рую верили такие отцы Церкви, как свт. Григорий Нисский и прп. Исаак Сирин (Dare We Hope for the Salvation of All?: Origen, Gregory of Nyssa, Isaac of Nineveh//Theology Digest. St. Louis, 1998. Vol. 45. N 4. P. 303-317 (рус. пер.: Смеем ли мы надеяться на спасение всех?: Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский/Пер.: А. Курт//Страницы. 2000. Т. 5. Вып. 1. С. 16-36)).. По мнению К., утверждать, что все непременно «будут» спасены, является ересью (к-рая была осуждена Вселенским V Собором ). Однако верить, что все «могут быть» спасены, не только позволительно, но и является долгом каждого правосл. христианина. «До наступления Последнего Дня мы не должны отчаиваться в спасении кого бы то ни было, но должны желать спасения всем без исключения и молиться об этом. Никто не должен быть исключен из нашей молитвы, проникнутой любовью» (The Orthodox Church. 1963. P. 266-267). Подтверждение этой мысли К. находит и в учении прп. Силуана Афонского, который говорил: «Мы должны иметь только эту мысль,- чтобы все спаслись»; «нужно молиться за всех» ( Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Эссекс, 1990. С. 99, 23). Православие и инославие

http://pravenc.ru/text/1320093.html

дабы явить, что молитва является подательни­цей сего блаженного видения, и дабы мы познали, что чрез приближение к Богу, достигаемое добродетелью, и чрез единение с ним нашего ума происходит и явля­ется оное Осияние, даемое и зримое для всех тех, которые путем усердного добро­делания и чистой молитвы непрестанно простираются к Богу. Созерцатель сияний и благодатей... и сам воспринимает нечто от нее [от Красоты неизреченно­го Света. – С. Х.], впитывая в свое зрение как бы некий яркий Свет; отсюда и лицо Моисеево просветилось при беседе с Богом. Видите, что и Моисей преобразился, когда взошел на гору (Синайскую) и увидел славу Господню? Однако его преобра­жение происходило от воздействия на него силы Божией и было, так сказать, пас­сивного характера, а не результатом действия внутренней, присущей ему силы, и то до той степени, до какой его допустила тогда надлежащая мера сияния истины видеть и вынести Свет Божий. Господь же наш Иисус Христос внутри Себя имел оное Сияние; поэтому ни в молитве... не имел Он нужды, но этим Он показал: на основании чего Святым будет приходить озарение Божие и каким образом оно будет созерцаемо ими; ибо и праведницы просветятся, как солнце... всецело став Светом божественным, как порождения божественного Света... Как утверждают богословы, Христос, преобразившись, не воспринял тогда нечто, чем не был (до того), и не изменился в нечто, чем не был (прежде), но сделал это, являя Своим уче­никам, то, что Он был, открывая им глаза и делая их из слепых зрячими» 5 . Богословие Преображения, развитое афонским исихазмом XIV в., и по сей день хранится монашеством Святой Горы и составляет основу православного понимания этого священного события. Прп. Силуан (1866–1938) всю свою жизнь оставался афонским монахом, и было бы естественно ожидать, что его опыт пре­ображения (насколько он был ему дарован по благодати) полностью лежит в рус­ле афонско-паламитской традиции, кратко охарактеризованной выше. Однако первые впечатления от писаний Старца оказываются неожиданно совсем иными.

http://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonski...

  В то время именно гражданская власть выступала противовесом мнению Синода и поддерживала Афонских подвижников. Великие Князья вообще состояли в совете ктиторов Русского монастыря. Именно они, в противовес церковным деятелям, положительно влияли на  политику в отношении русского присутствия на Балканах. Но интересно, что все это происходило, как и теперь, в частном порядке. Остается лишь отметить, что Россия - страна, где рабство было отменено в последнюю очередь. Многие отмечают, крепостное сознание у россиян сохраняется до сих пор. Это подтвержадет, например, статистика - какой процент россиян имеет заграпаспорта. Вероятно, именно по этому современным жителям России так нелегко понять, почему русские люди в прошлом веке стремились на Афон . Как пишет прп. Силуан Афонский: сколько бы орел не объяснял курице как прекрасно в небе, ей все равно страшно отойти далеко от кормушки.   Нам  остается лишь акцентировать внимание на том, что новая демократическая власть России и церковное управление Русской Церкви - на Балканах продолжают именно царскую или имперскую политику конца XIX века. Ту самую феодальную политику, которая привела к катастрофе. В ближайшее время на портале будет опубликоваться ряд исторических материалов, писем, отчетов о миссии Серафимова и о том, как произошла катастрофа в конце XIX- начале XX веков.     + Комментарии Всего комментариев: 7 2016/09/09, 09:38:16 Бог всем нам СУДЬЯ! Почему, Братья, вы не пишите , из какого вы монастыря и как вас зовут? Все ваши тексты АНОНИМНЫ.... Желаю ВСЕМ БОЖИЕЙ ПОМОЩИ в БЛАГИХ ДЕЛАХ! раба Божия Елена, г. Екатеринбург 2016/07/08, 06:36:03 /крепостное сознание у россиян сохраняется до сих пор/ Не можем мы свободно, Господи, Тебя от сердца исповедать. Помеха главная - гордыня, как наследство от " денницы " , Она даёт в нас множество ростков(побегов) лжи. Ложь - то, что в помысле направлено вовне, Ложь - то, что защищает лишь себя, Ложь - то, что говорит: " Христовы - мы, А вы - рабы. " О, Господи, какой ещё нам казни испытать,

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2321

В завершение первой части форума состоялась презентация книги С.В. Шумило «Старец Аникита: духовный путь святости. Материалы к жизнеописанию иеросхимонаха Аникиты (князя Ширинского-Шихматова)». Вторую часть пленарного заседания открыл епископ Арцизский Виктор, выступивший с докладом «Учение о сути и целях монашеского подвига в трудах Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского». Далее выступил протоиерей Штефан Пружинский с сообщением «Библейское и патристическое учение о дарах и проявлениях благодати Божией в жизни человека». Насельник афонского Пантелеимонова монастыря иеромонах Алексий (Корсак) представил доклад «Преподобный Силуан Афонский как выразитель духовной традиции Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон». Управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, секретарь Первоиерарха РПЦЗ протоиерей Серафим Ган посвятил свое выступление теме «Об усилиях епископа Лавра (Шкурлы) по сохранению Афонского Ильинского скита в последние годы жизни архимандрита Николая». Доцент Киевской духовной академии архимандрит Маркел (Павук) представил доклад «Аскетические взгляды преподобного Иоанна Вишенского». С.В. Шумило в своем выступлении поделился новыми сведениями о родословной преподобного Паисия Величковского, найденными в архивных источниках. Далее работа конференции продолжилась в пяти секциях: «Афон и Одесса: исторические и духовно-культурные связи», «Афон в истории и духовно-культурном наследии Центрально-Восточной Европы», «Влияние Афона на письменность, литературное наследие, богословие и искусство», «Труды, учение и наследие прп. Паисия Величковского», «Традиции исихазма, аскетики и православного монашества в Центрально-Восточной Европе». Очно и заочно в мероприятии приняли участие ученые и богословы из Украины, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Молдовы, Польши, России, Словакии, США и Франции. 21 и 22 июля ученые и богословы приняли участие в торжественных богослужениях, которые прошли в Ильинском мужском монастыре (бывшем подворье Ильинского скита на Святой Горе) по случаю дня памяти преподобного Гавриила Афонского и Одесского Чудотворца.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5476624...

Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. «И это до того существенно, что единственно верным путем добродетели всеми святыми признается его болезненность и притрудность, а противная тому льгота есть признак пути ложного: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его ( Мф.11:12 )», – учит св. Феофан Затворник . Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро. «Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения», – учит прп.  Макарий Великий . – Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду». Именно Божественная благодать учит человека любить Бога и ближнего. «Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого», – говорит о любви к Богу подвижник ХХ-ого столетия святой Силуан Афонский . «Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу». «Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт», – говорит св. Иустин Попович . Он настойчиво подчеркивает роль святых таинств, подающих Божественную благодать для исполнения добродетелей: «Добродетели мертвы, если они не питаются от святых Таинств, особенно от святых таинств покаяния и Причащения. Они – девы неразумные ( Мф.25:1-12 ), не вливающие небесного, благодатного, Божественного елея в богоподобный светильник души. Святые Таинства с избытком источают из себя святые добродетели. А святые добродетели поощряют к святым Таинствам, насыщаются ими».

http://azbyka.ru/dobrodetel

Закрыть Бог близко Памяти прп.Силуана Афонского Анастасия Михалос   00:36 24.09.2022 1003 Время на чтение 14 минут Фото: Детская икона. Студия Р.Гирвеля Опыт преподобного Силуана Афонского был откровением для многих христиан нашего времени, потому что мы привыкли к определенным формам церковной жизни, казавшимся нам незыблемыми: утром-вечером вычитываем правила, днем трудимся, тоже что-то молитвенное или назидательное читаем, с большей или меньшей регулярностью ходим в храм, исповедуемся-причащаемся - и так не шатко, не валко катится вся жизнь до «со святыми упокой». Все хорошо, все правильно, где-то там, далеко, недостижимый Господь Бог, а мы здесь, земные, перстные. Когда-нибудь помрем и, может быть, Его увидим, и то неизвестно, спасемся ли. А история преподобного Силуана в изложении его ученика архимандрита Софрония Сахарова опрокинула в сознании многих людей этот милый дореволюционный порядок и показала, что у человека могут быть другие, личные отношения с Богом, отношения очень трудные, мучительные подчас, но обновляющие и преображающие и самого человека, и мир вокруг него. Эта история, опыт Старца показал нам, что Бог близко, что Он с нами, и нужно только приложить усилия и обратить к Нему свою любовь. Потом появились книги о других современных афонских подвижниках, и мы начали переосмысливать то, что уже знали о столпах древности, и оказалось, что ничего отец Силуан не изобрел, все это уже было, но мы почему-то не видели и не осознавали... Но он проложил путь к другому, неформальному, глубинному восприятию православия и монашеского опыта. Конечно, огромная заслуга в этом архимандрита Софрония (Сахарова), который рассказал об этом опыте миру и фактически перевел его на язык, понятный современному человеку. Простой русский парень История преподобного Силуана (в миру Семён Иванович Антонов) захватила очень многих христиан всего мира, прежде всего, потому, что это - простой русский человек, и жили мы с ним в одном веке, почти что современник. Родился он, правда в другом столетии, в девятнадцатом, в 1866 году в селе Шовском Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. У него были очень благочестивые родители, и Старец даже будучи пожилым человеком, говаривал, что в меру своего отца он еще не пришел. Вера самого Семена испытала первое искушение, когда мальчику было всего четыре года. Однажды к ним зашел некий книгоноша и стал усердно доказывать главе семейства, что Бога нет. Мальчик решил про себя, что он вырастет и пойдет искать Бога. Отец прокомментировал все просто:«Я думал, что он (книгоноша) умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его». Но сомнения были посеяны.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/24/...

Об этом научении Духом Святым так поразительно рассуждал прп. Старец Силуан Афонский : «Предание, как вечное и неизменное пребывание духа Святого в церкви есть наиболее глубокая основа ее бытия... Отсюда положение таково. Если бы церковь лишилась своего Предания, то она перестала бы быть тем, что есть, ибо служение Нового Завета есть служение Духа, написанное не чернилами, но духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор. 3:3–6 ). Если же предположить, что по тем или иным причинам церковь лишается всех своих книг, т.е. Ветхого и Нового Заветов, творений святых отцов и богослужебных книг, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему, и это новое Писание будет выражением всё той же единожды преданной святым веры ( Иуд. 1:3 ), выявлением всё того же Единого Духа, неизменно действующего в церкви» с. 81]. – В Новом Завете Ягве Бог дает прощение грехов и беззаконий, тяготевших над народом Синайского завета. Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более, – говорит Ягве. Всё это имело осуществиться через распятого на Голгофе Христа-Мессию. А теперь обратимся к размышлениям святых отцов о новом завете, возвещенном пророком Иеремией. Св. Иустин Философ , полемизируя с иудеем, говорит о возвещенном пророком Иеремией новом законе и завете. Св. Иустин говорит Трифону-иудею: «Вы обманываетесь однозвучными словами. Где закон Господа назван непорочным ( Пс. 18:7 ), там вы разумеете не тот закон, который имеет быть после Моисея, а закон, данный самим Моисеем, хотя Бог обещал дать новый закон и новый завет ( Иер. 31:31 )» Разг. с Трифоном, п. 34]. Итак, по св. Иустину, при Мессии произойдет не восстановление в непорочности закона Моисея, а дастся новый закон и новый завет. Не Мессия приведет людей к Моисею, а Моисей детоводитель ко Христу ( Гал. 3:24 ). 105 Это и было возвещено пророком Иеремией. Св. Ириней Лионский опровергает распространявшееся в его время учение некоторых еретиков, утверждавших, что не один и тот же Бог Ветхого и Нового Заветов. 106 По св. Иринею, один Виновник и одна цель обоих заветов, причем и тот, и другой заветы заключались через Единородное Слово Божие. Св. Ириней: «И Иеремия говорит: Вот устрою завет новый, не такой, как Я устроил с отцами вашими, на горе Хорив. Но тот и другой завет произвел один и тот же домохозяин – Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать» Против ересей, кн. 4, гл. 9, п. 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По сути, на идее пресловутой «третьей силы» и зиждется нынешняя попытка воспользоваться тревогой, озабоченностью и протестными настроениями, вызванными вакцинацией. 29 марта я опубликовал статью « О современном ковидобесии. Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации? ». Не люблю себя цитировать, но в данном случае это весьма уместно. Я писал: « В основе этой шизофрении ковидобесия лежит метафизическая проблема недоверия к власти . А от этого всего один шаг до участия в революции, один шаг до Навального. Пока его наши ковид-скептики, слава Богу, не делают. Но ведь нет никакой уверенности, что не сделают! Вспомним, как так называемые русские националисты до 2011 года выступали с антизападническими лозунгами, а потом спокойненько стояли на Болотной рядом с " болотными людьми " , а некоторые после 2014-го стали даже бойцами батальона " Азов " . Ясно одно: со столь заразительным духовным психозом можно бороться только духовной трезвостью, чтобы уметь держать под контролем " благое беспокойство " о происходящем, к которому призывал прп. Силуан Афонский. Ведь не случайно заповеди блаженства начинаются с заповеди духовной нищеты: блаженны нищие духом ». Тогда, в конце марта, я еще сомневался, думал, что развитие событий может пойти по другому пути. Увы, я оказался прав. Наши ревнители борьбы против коронавируса сделали-таки этот шаг и стали в авангард борцов против власти. О чём я написал 7 июля в статье « Парадокс вакцинации. Патриоты всё-таки выступили против власти ». Причём, это был явно осознанный шаг. По крайней мере, со стороны некоторых православных активистов. Они даже, по-взрослому, попытались подогнать богословскую основу для своей агитации против власти, сочинив некое «богословие непослушания власти». Что же лежит в основе православного радикализма и «революции справа»? Ведь вакцинация стала только поводом для этой попытки противопоставления церкви государству, для противостояния православных власти. Другим поводом стала развернувшаяся одновременно и теми же людьми борьба за демократию в церкви под видом восстановления утраченной соборности. Правда, это чисто внутрицерковный сюжет, но он органично ложится в борьбу против вакцинации. Всё это – та же «революция справа», которую мы можем наблюдать, изучая историю правого движения начала ХХ века.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/05/re...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010