Тема: Неизвестные автографы архиепископа Холмогорского Афанасия в фондах РГБИ Военно-Медицинской академии. Братчикова Елена Кимовна, кандидат исторических наук, сотрудник издательства " Парад " (г. Москва). Тема: Выдающийся памятник русского искусства Сийское Евангелие XVII века. Медведева Людмила Павловна, редактор богослужебного отдела Издательского Совета Московской Патриархии (г. Москва). Тема: Службы святым Русского Севера и Минейный свод. Кольцова Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке МО " Культура Русского Севера " (г. Архангельск). Тема: Редкие иконы в храмах города Архангельска. Шаляпин Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент юридического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Ссыльные архиереи на Русском Севере как просветители. Попова Людмила Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: К истории Пертоминского монастыря в XVII-XX веках. Бронникова Евгения Петровна, старший научный сотрудник Архангельского областногокраеведческого музея (г. Архангельск). Тема: Фотографии в северных монастырях. Смирнова Марина Александровна, преподаватель кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Приписные монастыри Антониево-Сийского монастыря. Окладников Николай Анатольевич, краевед (г. Архангельск). Тема: Владения Антониево-Сийского монастыря на Мезени и зимнем берегу Белого Моря во второй половине XVI века – начала XVIII века. Монахиня Евфимия (Пащенко), краевед, автор книг по церковной истории Архангельского края (г. Архангельск). Тема: Просветительская деятельность женских монастырей Архангельской епархии в XIX-haчaлe ХХ вв. Несанелене Валентина Николаевна, археолог, секретарь церковно-археологического кабинета Антониево-Сийского монастыря (г. Архангельск). Тема: Об археологических раскопках В Антониево-Сийском монастыре. Ахмеров Олег Михайлович, заместитель начальника отдела по работе с общественными и религиозными организациями администрации г. Костромы.

http://pravoslavie.ru/15004.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре. М., 1878; Никанор. Инок Паисий, ктитор Сийского мон-ря: Его труды: (К предстоящему 200-летнему юбилею памяти о. Паисия). СПб., 1895; Перовский Вс., свящ. Антониево-Сийский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1897. 15. Ч. неофиц. С. 471-472; 16. Ч. неофиц. С. 507-508; 17. Ч. неофиц. С. 538-542; он же. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Кириллов А., свящ. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря. Архангельск, 19022. С. 21-27; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Русского Севера: Очерки истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. Л., 1978. С. 154-178; Братчикова Е. К. Сийское Евангелие кон. XVII в. и творческие принципы рус. миниатюристов в освоении западноевроп. худож. традиции: АКД. Л., 1988. С. 10; Белоброва О. А. Никодим: Писатели и поэты XVII в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 79-80; она же. Никодим//СККДР. 1993. Ч. 3. Вып. 2. С. 391-392; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. Т. 2. С. 218-263; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское сочинение XVII в. (К вопросу о форме севернорус. агиографии)//200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чтений по истории и культуре Др. и Новой России 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. «Летописец» Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVII вв.: источники, этапы формирования текста//Ист. краеведение и архивы: (Регион. аспекты ист. пути православия: архивы, источники, методология исследований). Вологда, 2001. Вып. 7. С. 131-138; она же. Никодим Сийский//ПЭ. 2019. Т. 50. С. 38-39, 41-44; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. Ч. 4. Доп. 2004. С. 137-140; Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI-XVII вв./Сост.: С. К. Богоявленский. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Слово ректора Сретенской духовной семинарии перед началом учебного года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Отослание апостолов на проповедь. Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) Дорогие отцы и братья – будущие иереи Божии, начинающие сегодня вашу учебу! Давайте еще раз вслушаемся в слова Евангелия которыми промыслительно именно сегодня напутствует вас святая Церковь. Вот евангельское чтение, выпавшее на ныненшний день, 1 сентября 2009 года. «Во время оно взыде Иисус на гору и призва, иже хотяше Сам; и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним, и да посылает их проповедати, и имети власть целити недуги и изгонити бесы; и нарече Симону имя Петр; и Иакова Зеведеова и Иоанна брата Иаковля; и нарече има имена Воанаргес, еже есть сына Громова; и Андреа, и Филиппа, и Варфоломеа, и Матфеа, и Фому, и Иакова Алфеова, и Фаддеа, и Симона Кананита, и Иуду Искариотскаго, иже и предаде Его» (Мк. 3: 13–19). «Взыде Иисус на гору и призва , иже хотяше Сам… да будут с Ним, и да посылает их проповедати». Не нужно, наверное, лишних объяснений, чтобы понять, что эти слова Священного Писания относятся непосредственно к каждому из вас, здесь стоящих. Именно вас призвал Господь – тех, «кого захотел Сам», и возвел к Себе – на гору познания путей Божиих, Его воли, Его судеб, познания пути человека к вечной жизни. И то, что есть в ваших сердцах сегодня – горение служения Господу, вера, искренность, желание всего себя отдать на служение Спасителю нашему Иисусу Христу и святой Церкви, Его истине, Его правде, Его милосердию, – да умножится в вас, и да будет самым светлым, самым прекрасным, самым радостным, что есть в вашей жизни. Да преобразится благодатью Божией эта ваша чистота и ревность в ту Божественную силу в человеке, которая преодолевает все и любые трудности мира сего. Но в сегодняшнем отрывке из Священного Писания мы читаем и такие слова: один из них был «Иуда, который и предал Его». Себялюбием, самонадеянностью и тщеславием, алчностью и нежеланием отринуть себя и взять свой крест, а напротив, желанием, чтобы все совершалось только по-нашему, жадным исполнением своих страстей – апостол может превратиться в предателя. Не дай, Господь, чтобы с кем-то из нас случилось такое! Не дай, Господь, чтобы мы данный нам великий талант служения Богу, служения вечному спасению мира, превратили в талант гибели, злобы, безверия, в страшный талант противления воли Божией.

http://pravoslavie.ru/31774.html

Насколько крепко держались в московской иконописи традиции XIII в., свидетельствует, в частности, оплечный «Спас», ныне выставленный в Благовещенском соборе (происходит из московского Успенского собора). Эта большая икона, несмотря на утраты на одежде, бороде Христа и фоне, производит сильное впечатление монументальностью своих форм. Суровое лицо с крупными чертами, плотная коричневатая карнация с подрумянкой, густые коричнево-оливковые тени, интенсивный киноварный цвет описи носа и губ, сплавленное письмо – все это заставляет вспоминать об иконах домонгольского времени. Лишь некоторая вытянутость пропорций указывает на XIV в. Связи Константинополя с Москвой были весьма оживленными в XIV в. Проводниками греческих влияний и насадителями греческого языка были прежде всего митрополиты и епископы греческого происхождения. В Москве проживала греческая колония, имевшая свой монастырь с церковью св. Николая Чудотворца. Рассадником византийского просвещения был московский Богоявленский монастырь, из которого вышло немало образованных людей, в т.ч. митрополит Алексий и брат Сергия Радонежского Стефан, являвшийся духовником Московского князя Симеона Гордого. Игумен Симонова монастыря Федор неоднократно посещал Константинополь, который в глазах русских людей всегда обладал огромной притягательной силой. Недаром они так охотно ездили в Царь-град, где не только знакомились с его святынями, но и прочно оседали. Так поступил игумен серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий, который купил в Константинополе келью и скончался на чужбине. Христос с Апостолами. Миниатюра. Сийское Евангелие.1339–1340гг. 31,5х25 см. БАН. СПб В свете всех этих фактов становится понятным приглашение митрополитом Феогностом, уроженцем Константинополя, греческих писцов. Строившиеся в Москве каменные храмы нуждались в росписях, и митрополит воспользовался этим обстоятельством как удобным поводом для вызова из Царьграда греческих мастеров. Последние призваны были продемонстрировать москвичам все совершенства византийской художественной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Сыновья великого князя Владимира Борис и Глеб, предательски убитые их братом Святополком, были причислены Церковью уже в 1071г. к лику святых. Их изображения получили широкое распространение в Киевской Руси, откуда они были занесены в Константинополь, где Добрыня Ядрейкович, будущий Новгородский архиепископ, видел в храме Софии в 1200г. большую икону «Борис и Глеб». По его словам, с этого образа можно было купить у местных иконописцев копии, вероятно, продававшиеся при самом храме. Икона Русского музея является одним из случайно сохранившихся звеньев длинной цепи аналогичных памятников. Тем более велико ее значение не только как выдающегося художественного произведения, но и как ценнейшего иконографического документа. Святые Борис и Глеб не стоят на поземе, а как бы парят в воздухе, чудесным образом являясь верующему. Лица сосредоточены и печальны. Иконописец сохранил в этих лицах то индивидуальное начало, которое, возможно, лежало в основе древнейших изображений святых Бориса и Глеба. Помимо крестов, намекающих на мученическую смерть обоих братьев, в их руки вложены мечи – атрибуты княжеской власти. Фигуры даны неподвижными и почти совершенно плоскими. Главный акцент поставлен на линии – строгой и сдержанной. Преобладают спокойные вертикали (гребни носа, борты плащей, мечи, тонкие ноги), подчеркивающие стройность фигур. При всем ослепительном богатстве красок иконы ее колорит отличается редким лаконизмом и удивительной последовательностью, поскольку любой цвет с неизбежностью вытекает из другого, который он дополняет и усиливает. В этом замечательном памятнике цвет доведен до такой чистоты звучания, а плоскостной силуэт приобрел такую графическую выразительность, что икону «Борис и Глеб» невольно хочется рассматривать как своеобразный пролог ко всей позднейшей русской иконописи. Бесспорным московским памятником является написанное по заказу Ивана Калиты Евангелие (так называемое «Сийское»). Его миниатюра и заставка были выполнены мастером Иоанном в 1339–1340гг. На миниатюре представлена проповедь Христа апостолам. Тесной, робкой толпой приближаются к своему Учителю апостолы, чьи простые лица с сильно развитыми скулами невольно заставляют вспоминать о подмосковных крестьянах. Кроме Христа, все фигуры – коренастые и большеголовые, свет положены резкими, тяжелыми бликами, восходящими к традициям искусства XII–XIII вв. Малоритмичная композиция лишена замкнутости, группа апостолов дана настолько компактно, что в ней отсутствует характерная для работ XIV в. живописная свобода. Мы имеем здесь дело с крепким, почвенным искусством, освещающим тот этап в развитии московской живописи, когда она еще не соприкоснулась с новыми веяниями, шедшими из Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Сийское Евангелие, XIV век Откроешь глаза – дорога Закроешь глаза – дорога Лети на ладони Бога Аня «Умка» Герасимова Почти все Священное Писание – это история путешествий. Бог призывает Авраама покинуть родной дом и двинуться в Ханаан, от гнева своего брата Исава бежит Иаков, братья Иосифа путешествуют за хлебом в Египет и там обретают своего проданного ими брата, Иосиф зовет их вместе с отцом жить в Египет, потом – евреи исходят из Египта и скитаются по пустыне… Путешествие, странствие – это всегда очень личная история. История человека перед Богом. Странник – он и чужой, и странный, то есть от всех отделенный. People are strange when you’re a stranger. Некогда гостеприимный по отношению к Иакову и его сыновьям Египет в любую минуту может обернуться рабством. Проходят тысячи лет, и Бог приходит на землю. И теперь уже новые двенадцать уходят по его зову в Египет человеческих душ. На Египет гостеприимный снизойдет мир. Египет отторгающий позавидует Содому и Гоморре. Христос не скрывает от апостолов, что их путешествие опасно. «Остерегайтесь людей… посылаю вас как овец среди волков… будете ненавидимы за имя Мое… будут гнать вас…». Египет таит в себе множество опасностей, даже если этот Египет – твоя собственная родина, твои родные и близкие. Предаст брат брата на смерть и отец сына. Враги человеку домашние его. Почему Он так суров? Почему «не мир, но меч» – и именно в этой главе, 10-й от Матфея, где Он отправляет Своих учеников на проповедь? На его прекрасную, мирную проповедь? Потому что эта проповедь мирная лишь для тех, кто на нее откликается. А для тех, кто ее отторгает, она страшна. Царствие Небесное приблизилось, Небо стало ближе, Бог близко, ближе, чем может казаться. Он любого может сорвать с насиженного места. Потому враги именно домашние – те, кто в одном с тобой доме, те, кто не хотят его покидать, те, кто не хотят расставаться со «своим», даже если его призывает Сам Бог. Никогда. Ни за что. Даже ради Христа. И в то же время тот, кто принимает странника-апостола, посла Царствия Небесного, – расширяет границы своего дома, взбалтывает свою застоявшуюся реальность, пускает в нее Бога.

http://blog.predanie.ru/article/bog-zove...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности. Одним из первых историков России, предпринимавших А. э., был Г. Ф. Миллер . В ходе поездки в Сибирь в 1733-1743 гг. он выявил более чем в 20 архивах большое количество источников по истории России, в 1782-1783 гг. Миллер совершил поездку для сбора документов в Московскую губ. В 1804 г. еп. Евгений (Болховитинов) собрал ряд памятников в архивах и б-ках мон-рей Новгородской епархии. В 1809 г. комиссия АН под рук. К. М. Бороздина обследовала ряд городов Севера России. Начиная с 1817 г. регулярные А. э. по обследованию монастырских б-к и архивов, а затем и архивов местных гос. учреждений проводились учеными, входившими в кружок гр. Н. П. Румянцева,- П. М. Строевым , К. Ф. Калайдовичем и др. В 1817-1818 гг. Строев и Калайдович посетили ряд мон-рей Московской епархии, в 1820 г. Строев работал в б-ках мон-рей Рязанской епархии. Во время этих поездок было найдено большое количество ценнейших исторических источников: Изборник Святослава 1073 г. , Судебник 1497 г., Софийская I летопись, сочинения свт. Кирилла Туровского и др. Экспедиция АН во главе со Строевым в 1829-1834 гг. обследовала ок. 200 б-к и архивов 14 сев. и центр. губерний России, собрала до 3 тыс. документов и рукописей (в т. ч. уставные, губные и таможенные грамоты, Сийское Евангелие 1339 г.), большая часть материалов была опубликована Археографической комиссией, созданной для этих целей. Эта А. э. носила полуофиц. характер, Строев и присоединившийся к нему в 1830 г. Я. И. Бередников в ходе ее работы собрали также личные коллекции документов, часть к-рых впосл. перешла к гр. А. С. Уварову , гр. Ф. А. Толстому и др. (архив Строева и Археографической комиссии хранится в Архиве С.-Петербургского филиала Ин-та российской истории РАН). Строев и Бередников готовили каталог собранных рукописных и старопечатных книг (частично опубликован в 1832 г. в «С.-Петербургских ведомостях»). В 1853-1854 гг. Н. В. Калачов обследовал архивы учреждений и частных лиц в 11 губерниях.

http://pravenc.ru/text/76464.html

Изображение в мозаиках Марка Венецианского 1070 и капеллы палатинской 1071 сходно с ватиканским минол. и париж. Евангелием 74; в мозаиках палатинских олицетворение Египта имеет объяснительную надписью: «Египет». В акафисте московской синодальной библ. (л. 15 об. λμψας ν τ ιγπτ) Богоматерь без Младенца и Иосифа стоит перед городом, означающим Египет; у городской стены стоят два лица и жестами как бы приглашают Богоматерь войти. С пьедесталов на городских стенах падают три идола. Миниатюра сокращенная и представляет собой, собственно, не бегство в Египет, а один из эпизодов события применительно к содержанию 6-го икоса акафиста в честь Богоматери 1072 . В полном виде бегство в Египет представлено при том же икосе в кодексе акафиста С.-Петерб. Дух. Академии (рис. 65): Богоматерь с Младенцем сидит на осле, которого ведет юноша; позади идет Иосиф; он подает Младенцу древесную ветку. Путники приближаются к городу, обнесенному высокой стеной; с городских башен падают египетские идолы. Эта последняя черта слилась с иллюстрацией акафиста 1073 и повторяется также в памятниках греческих позднейших: в акафисте на стенах притвора Афоноиверского собора идолы надают с городских стен, а черные демоны, означающие души идолов, летят вверх. Так оживлена старинная тема. В греч. подлиннике бегство в Египет описывается согласно с древними памятниками: горы; Св. Дева сидит на осле с Младенцем; позади – Иосиф с жезлом на плече; на жезле повешен плащ; юноша с корзинкой ведет осла; перед ними укрепленный город ( φροριον); с городских стен падают идолы 1074 . В памятниках русских, подобно греческим, сюжет этот не имеет самостоятельного значения: бегство в Египет изображается на сложных иконах Рождества Христова, каковые были уже указаны выше (ср. иконы собр. С.-Петерб. Дух. Академии 16 из св. Синода; 242 из Чудова монастыря). Изредка оно встречается отдельно в русских лицевых Евангелиях, каковы: Евангелия ипатьевские 1 и 2; в последнем над городом надпись: «Египет»), сийское Евангелие (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Город этот довольно велик и лежит на юго-запад от Двины – одной из величайших и знатнейших рек целой России. Река эта имеет источник свой в южной части Вологодской области и, протекая довольно значительное пространство, принимает в себя множество других рек и впадает двумя рукавами в Белое море (как было сказано уже прежде) несколько ниже Архангельска. Так как г-н Кинзиус знаком был с архиепископом этого города, называемым по-русски владыкой, который есть духовная особа, заведывающая епископией, то мы пошли посетить его. Он весьма благосклонно принял нас и угостил коричневою водкой, красным французским вином и прекрасным пивом – напитком, обыкновенным в этой стране, как замечено нами выше. Он предложил также нам блюдо египетских фиников и другие освежающие лакомства. Это был человек лет пятидесяти, по имени Афанасий 13 Он жил в своем подворье, довольно обширном и соединенном с монастырем. Проведши весьма приятно два часа времени в разговоре с ним, человеком умным и любителем искусств, мы пошли с ним вниз в один покой, наполненный оружиями. Между прочим, здесь были две небольшие медные пушки, собственной его отливки, и две железные, захваченные со шведских судов на реке у Архангельска, о которых говорено было выше. Когда мы были готовы уже удалиться и благодарили его за хороший прием, он велел проводить нас в нашу гостиницу пятерым духовным лицам, из которых один нес нам пять хлебов, а остальные – сушеную рыбу и другие съестные припасы. Мы выехали вновь в дальнейший путь в 10 часов вечера на свежих лошадях, которых получили с большим трудом, потому что незадолго перед нами проследовало много проезжих, так же как и мы, снабженных подорожными, которые поразобрали большую часть лошадей, находившихся в городе. 23-го числа была благоприятная погода, и мы проехали несколько лесов, изобиловавших пихтовыми деревьями двух родов – елью и сосной, из коих одни простирали свои ветви вдоль всего ствола, другие имели их только на вершине. Попадались также ольховые деревья и береза. Проехав двадцать пять верст, прибыли мы в деревни Ступино, далее пятнадцать верст – Ракула, еще двадцать верст – Устье, пятнадцать верст – Прилука, где мы обедали, а через пять часов – в Николу, отстоящую от прежнего на восемнадцать верст. Оттуда восемнадцать верст – в Калино, а от него девятнадцать верст – в Сийское – последнее, состоящее в ведении Архангельской области. Оттуда (из Сийского) проехали в Березник, в стране Важской, где мы взяли свежих лошадей и где нужно было несколько раз переезжать реку Вагу, откуда, проехав тридцать верст, прибыли в Усть-Вагу, где и подкрепили себя пищей и питьем. В этом селении остановились мы, после чего продолжили наш путь. (Вскоре) приехали мы в деревню Кицко, девятнадцать верст оттуда, следуя большей частью вдоль реки. Еще проследовав пятнадцать верст, проехали Золотилово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1939 – закрытие СЛОНа. В период с 1940 по 1970–е годы на островах находились учебные подразделения военно–морского флота. 1967 – учреждение музея–заповедника и начало реставрационных работ на Соловках. 1990 – открытие Соловецкого монастыря. 1992 – второе перенесение в Соловецкий монастырь мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. 2000 – 2001 – возрождение скитов на острове Анзер. Библиография 1 . Соловецкий патерик. М.: Изд–во ИНТО. Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. 2 . Житие преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, 2003. 3 . Православный церковный календарь, Изд. Соловецкой обители 2004. 4 . Соловецкое море: историко–литературный альманах. Вып. 7. Архангельск – М.: Товарищество Северного мореходства, 2008. 5 . Православная энциклопедия. Т. 1 – 24. М., 2000 – 2011. 6 . Святой Анзер: краткое описание скитов Анзера. Голгофо–Распятский Анзерский скит Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, 2009. 7 . Анзер и его святыни. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2001. 8 . Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. УПЦ МП Русской Православной Церкви. Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2007. 9 . Мануил (Лемешевский) , митр. Соловецкий Цветник. Цитаты приводятся по публикациям в Православном церковном календаре за 2004 г. Изд. Соловецкой обители. (См. 3). 10 . Явить миру Сийское сокровище: Антониев–Сийский монастырь: из прошлого в будущее. http://siya.aonb.ru 11 . Цыпин В. , прот. История Русской Православной Церкви. 1917–1990. М.: Московская Патриархия: Издательский дом «ХРОНИКА», 1994. 12 . ВО ОТОЦЕ ОКЕАНА МОРЯ… Книга паломника Соловецкой обители/Автор–сост. М. В. Осипенко. М., 2008. 13 . «Пасхальная заутреня» из книги Бориса Ширяева «Неугасимая лампада». Ежемесячный православный журнал «Родник». Нью–Йорк – М., 2, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010