Идите и научите. Беседа с руководителем школы православного миссионера Юрием Максимовым Источник: Святой Покров Отослание апостолов на проповедь. Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) При храме Святого апостола Фомы на Кантемировской в Москве священником Даниилом Сысоевым была организована школа православного миссионера, в которую приглашались все, кто любит Бога и ближних своих и желает вступить на путь благовестника Святого Евангелия. После мученической кончины батюшки эта школа продолжает действовать. Нынешним руководителем ее является преподаватель Московской Духовной академии и семинарии Юрий Валерьевич Максимов . О том, как создавалась эта уникальная школа и о проблемах современного православного миссионера мы с ним и беседуем. – Юрий Валерьевич, расскажите нам, пожалуйста, как Вы задумали и открыли вместе с отцом Даниилом миссионерскую школу при храме апостола Фомы на Кантемировской? – С батюшкой мы были знакомы более десяти лет, и почти с самого начала знакомства мы обсуждали идею создания миссионерского института. На практике мы не раз убеждались, что для воспитания миссионеров необходимы специальные учебные заведения, которые бы помогали изучать специфику служения Богу на этом равноапостольном поприще и давали бы необходимые для этого знания, а также опыт. Мы задумывали это как миссионерский институт, но очень много времени прошло прежде, чем было получено благословение на такую инициативу. Только два года назад Святейший Патриарх Алексий II дал благословение на создание такой миссионерской школы при храме апостола Фомы, и тогда наши многолетние чаяния воплотились. Отличительная черта наших курсов – то, что происходит не только прослушивание лекций и конспектирование их, но и применение знаний на практике. Это – главное. Учащиеся выходят на уличную миссию. Конечно же, на улице встречаются разные люди: кто-то разговаривает с миссионерами о вере, кто-то не разговаривает, встречаются и атеисты, и мусульмане, и сектанты. Также миссионеры по благословению отца Даниила ходили на собрания сектантов, – совершенно открыто, как православные люди, – чтобы побеседовать о Библии, вступали с сектантами в дискуссии и тем самым приобретали неоценимый опыт. Кроме этого были и миссионерские поездки у подготовленных людей, которые уже на практике могли использовать полученные знания. Конечно же, отец Даниил был главным двигателем всего этого процесса. Когда все это заработало, отец Даниил приглашал меня читать лекции, проводить занятия вместе с миссионерами, а когда батюшка отошел от нас, приходится теперь мне координировать вопросы, связанные с обучением миссионеров в школе.

http://pravoslavie.ru/38158.html

Новинки (Лявля). Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шатровых церквей типа восьмерик " от пошвы " (от земли), сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. В 17 веке здесь был Успенский Лявленский монастырь, приписанный к Антониево-Сийскому монастырю. В 1764 году по указу Екатерины II его закрыли, обратив церкви в приходские. В 1804 году на смену деревянной Успенской построили каменную, а Никольскую закрыли на сорок лет на ремонт «за ветхостью». В настоящее время (декабрь 2007) принадлежит музею " Малые Корелы " , вход в нее закрыт. Село Лявля, расположенное приблизительно в тридцати километрах от Архангельска на правом берегу Двины, при впадении в нее речки Лявли, известно с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений в низовьях Двины. Здесь располагался древний Успенский Лявлин монастырь, основанный в 14 веке. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Антониево-Сийского монастыря. В 1339 году для обители, по распоряжению великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, было написано пергаментное Евангелие, одно из первых рукописных на Руси, сохранившееся до настоящего времени, и известное как " Сийское Евангелие " . Такое название Евангелие получило, так как было обнаружено в 1829 году в библиотеке Антониево-Сийского монастыря. В 1887 году оно было передано в древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. В 1931 году Евангелие передали в библиотеку Академии наук. Успенский мужской монастырь всегда имел два храма, Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая Никольская (Успенская) шатровая церковь, была построена в 1581-1584 гг. (в различных источниках эта цифра колеблется в промежутке 1581-1589). По преданию, храм поставлен стараниями новгородской посадницы Анастасии над гробом её брата Стефана, бывшего иноком Успенского монастыря. До 1765 года церковь принадлежала Лявлинской пустыни, образованной из Успенского мужского Лявлина монастыря. После упразднения пустыни, в 1765 году стала приходской церковью. С 1805 по 1845 годы богослужения в ней не проводилось из-за её ветхости. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать древнюю церковь. При ремонте, в 1845-м году, нижние сгнившие венцы сруба не заменили новыми, а просто убрали, опустив весь храм на 2,5 м. Были искажены общие пропорции церкви и утрачена построенная на " выпусках " висячая тесовая галерея-паперть, окружавшая храм с трёх сторон. Тогда же церковь обшили тесом и покрасили в белый цвет " под камень " .

http://sobory.ru/article/?object=08891

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности. Одним из первых историков России, предпринимавших А. э., был Г. Ф. Миллер . В ходе поездки в Сибирь в 1733-1743 гг. он выявил более чем в 20 архивах большое количество источников по истории России, в 1782-1783 гг. Миллер совершил поездку для сбора документов в Московскую губ. В 1804 г. еп. Евгений (Болховитинов) собрал ряд памятников в архивах и б-ках мон-рей Новгородской епархии. В 1809 г. комиссия АН под рук. К. М. Бороздина обследовала ряд городов Севера России. Начиная с 1817 г. регулярные А. э. по обследованию монастырских б-к и архивов, а затем и архивов местных гос. учреждений проводились учеными, входившими в кружок гр. Н. П. Румянцева,- П. М. Строевым , К. Ф. Калайдовичем и др. В 1817-1818 гг. Строев и Калайдович посетили ряд мон-рей Московской епархии, в 1820 г. Строев работал в б-ках мон-рей Рязанской епархии. Во время этих поездок было найдено большое количество ценнейших исторических источников: Изборник Святослава 1073 г. , Судебник 1497 г., Софийская I летопись, сочинения свт. Кирилла Туровского и др. Экспедиция АН во главе со Строевым в 1829-1834 гг. обследовала ок. 200 б-к и архивов 14 сев. и центр. губерний России, собрала до 3 тыс. документов и рукописей (в т. ч. уставные, губные и таможенные грамоты, Сийское Евангелие 1339 г.), большая часть материалов была опубликована Археографической комиссией, созданной для этих целей. Эта А. э. носила полуофиц. характер, Строев и присоединившийся к нему в 1830 г. Я. И. Бередников в ходе ее работы собрали также личные коллекции документов, часть к-рых впосл. перешла к гр. А. С. Уварову , гр. Ф. А. Толстому и др. (архив Строева и Археографической комиссии хранится в Архиве С.-Петербургского филиала Ин-та российской истории РАН). Строев и Бередников готовили каталог собранных рукописных и старопечатных книг (частично опубликован в 1832 г. в «С.-Петербургских ведомостях»). В 1853-1854 гг. Н. В. Калачов обследовал архивы учреждений и частных лиц в 11 губерниях.

http://pravenc.ru/text/76464.html

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Новинки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы в деревне Новинки построен в 1804 году. Лявленская православная община была создана в 1991 году. 21 сентября 1997 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил главный престол храма. Содержание История [ править править код ] Приход церкви Успения Пресвятой Богородицы в Лявле, если считать его наследником лявлина Успенского монастыря, — один из старейших приходов Архангельской и Холмогорской епархии. Храм 1804 года постройки. Древний лявлин мужской Успенский монастырь [ править править код ] Лявлинский Успенского монастырь был основан выходцами из Владимиро-Суздальской земли, ушедшими на Северную Двину, спасаясь от татаро-монгольского нашествия. Первое упоминание о нём обнаружил Г.К.Бугославский в «Похвальном слове Ивану Калите» в так называемом Сийском Евангелие. Он был убеждён, что оно написано для лявлина Успенского монастыря. «На Двину, ко Святей Богородици» — такой был адрес в первой половине XIV века. Такого же мнения придерживается и известный знаток древней книжности Л.В.Столярова. Она утверждает, что Сийское Евангелие «многогрешные писцы Мелентий и Прокоша» начали писать по заданию Великого князя Московского Иоанна Даниловича в 1329, а закончили в 1339 году. Старейшая деревянная шатровая церковь России [ править править код ] Никольская церковь в Лявле, 1584 год Лявленская Никольская церковь первый раз была освящена в 1584-ом году, как Успенская — главная церковь древнего лявлина мужского Успенского монастыря, упразднённого по Указу Екатерины II. Началу её строительства предшествовало Чудо Господне – явление «напенной» иконы Успения Пресвятой Богородицы и обретение древнего святого Успенского колодца. С 1929 года церковь использовалась как пункт передержки этапов заключённых, направляемых на лесоповал. В 1943 году лявленскую церковь занимает воинская часть — связь Северного Флота, а после того, как военные построили себе новую казарму и базу связи.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Слово ректора Сретенской духовной семинарии перед началом учебного года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Отослание апостолов на проповедь. Сийское Евангелие (ГРМ БАН. Археогр. ком. 189) Дорогие отцы и братья – будущие иереи Божии, начинающие сегодня вашу учебу! Давайте еще раз вслушаемся в слова Евангелия которыми промыслительно именно сегодня напутствует вас святая Церковь. Вот евангельское чтение, выпавшее на ныненшний день, 1 сентября 2009 года. «Во время оно взыде Иисус на гору и призва, иже хотяше Сам; и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним, и да посылает их проповедати, и имети власть целити недуги и изгонити бесы; и нарече Симону имя Петр; и Иакова Зеведеова и Иоанна брата Иаковля; и нарече има имена Воанаргес, еже есть сына Громова; и Андреа, и Филиппа, и Варфоломеа, и Матфеа, и Фому, и Иакова Алфеова, и Фаддеа, и Симона Кананита, и Иуду Искариотскаго, иже и предаде Его» (Мк. 3: 13–19). «Взыде Иисус на гору и призва , иже хотяше Сам… да будут с Ним, и да посылает их проповедати». Не нужно, наверное, лишних объяснений, чтобы понять, что эти слова Священного Писания относятся непосредственно к каждому из вас, здесь стоящих. Именно вас призвал Господь – тех, «кого захотел Сам», и возвел к Себе – на гору познания путей Божиих, Его воли, Его судеб, познания пути человека к вечной жизни. И то, что есть в ваших сердцах сегодня – горение служения Господу, вера, искренность, желание всего себя отдать на служение Спасителю нашему Иисусу Христу и святой Церкви, Его истине, Его правде, Его милосердию, – да умножится в вас, и да будет самым светлым, самым прекрасным, самым радостным, что есть в вашей жизни. Да преобразится благодатью Божией эта ваша чистота и ревность в ту Божественную силу в человеке, которая преодолевает все и любые трудности мира сего. Но в сегодняшнем отрывке из Священного Писания мы читаем и такие слова: один из них был «Иуда, который и предал Его». Себялюбием, самонадеянностью и тщеславием, алчностью и нежеланием отринуть себя и взять свой крест, а напротив, желанием, чтобы все совершалось только по-нашему, жадным исполнением своих страстей – апостол может превратиться в предателя. Не дай, Господь, чтобы с кем-то из нас случилось такое! Не дай, Господь, чтобы мы данный нам великий талант служения Богу, служения вечному спасению мира, превратили в талант гибели, злобы, безверия, в страшный талант противления воли Божией.

http://pravoslavie.ru/31774.html

Архангельское Евангелие 1092 года 23 марта 2012 г. 19:30 Книжные раритеты русского Севера теперь доступны школьникам   Долгожданный подарок к 330-летнему юбилею Архангельской митрополии (первоначально – Холмогорской и Важской епархии) сделала областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова. К отмечавшемуся недавно Дню православной книги здесь открыли виртуальный книжный музей, где выставлены сохраненные до наших дней Русским Севером редчайшие памятники мирового значения: рукописное Архангельское Евангелие 1092г., первая славянская инкунабула «Октоих» (Краков, 1491г.), специально написанное для монастыря на Двине Сийское (Лявлинское) Евангелие 1339г. Теперь все они выложены в Интернете по адресу http://virtmuseum.aonb.ru. " Это начинание – целиком инициатива областной библиотеки, - рассказал " ЦВ " исполняющий обязанности руководителя отдела образования и катехизации Архангельской митрополии священник Артемий Ведерников. – Мы же его всесторонне поддерживаем и очень ему рады. Надеемся, прежде всего он послужит делу популяризации нашего общего культурного наследия среди молодежи. Ведь не секрет, что подрастающее поколение свой досуг проводит прежде всего в Сети, и для нее виртуальный музей должен быть очень интересен " . В других залах виртуального музея – средневековые монастырские книгохранилища, книжное собрание холмогорского архиепископа Афанасия (Любимова-Творогова), крестьянские и старообрядческие коллекции Поморья, первые печатные книги русского Севера (XV – XVI в.в.), Зал Михаила Ломоносова с редкими прижизненными изданиями ученого, а также собрания книг XVIII – XIX в.в. 23 марта 2012 г. 19:30 HTML-koд для сайта или блога: Книжные раритеты русского Севера теперь доступны школьникам Долгожданный подарок к 330-летнему юбилею Архангельской митрополии (первоначально – Холмогорской и Важской епархии) сделала областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова. К отмечавшемуся недавно Дню православной книги здесь открыли виртуальный книжный музей, где выставлены сохраненные до наших дней Русским Севером редчайшие памятники мирового значения: рукописное Архангельское Евангелие 1092г., первая славянская инкунабула «Октоих» (Краков, 1491г.), специально написанное для монастыря на Двине Сийское (Лявлинское) Евангелие 1339г. Теперь все они выложены в Интернете по адресу http://virtmuseum.aonb.ru. Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/culture/knizhnye_rar...

Нынешние царские дни, как последние годы принято называть посвященные памяти царственных страстотерпцев даты церковного календаря, особые. С расстрела семьи последнего российского императора исполняется 95 лет. И посвященные этому события церковной и общественной жизни органично вошли в программу юбилейного года, посвященного 400-летию с момента избрания на Царство Михаила Федоровича Романова. Дмитрий Анохин 17 июля 2013 г. 13:00 В двух соседних выставочных залах царской усадьбы Коломенское – в Сытном дворе и в каменном храме Георгия Победоносца – Московский государственный объединенный музей заповедник (МГОМЗ) практически одновременно открыл две интереснейшие выставки. Дмитрий Анохин 8 июля 2013 г. 13:00 Владивосток стал первым городом, где проходит выставка работ августейшей художницы, сестры царя-страстотерпца Николая II, великой княгини Ольги Александровны. Выставка приурочена к празднованию 400-летия воцарения Дома Романовых.На ней представлены 199 картин и вещи семьи последнего императора России. Во Владивостоке выставка продлиться до 27 февраля, а затем ее увидят в Тюмени, Екатеринбурге, Москве и других городах России. Алексей Реутский 17 января 2013 г. 16:15 Ее организаторы  впервые публично представляют вместе важнейшие документы, предметы и свидетельские показания, накопленные за время расследования убийства семьи последнего российского самодержца — по продолжительности беспрецедентного, занявшего почти век. Дмитрий Анохин 25 мая 2012 г. 19:00 Долгожданный подарок к 330-летнему юбилею Архангельской митрополии (первоначально – Холмогорской и Важской епархии) сделала областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова. К отмечавшемуся недавно Дню православной книги здесь открыли виртуальный книжный музей, где выставлены сохраненные до наших дней Русским Севером редчайшие памятники мирового значения: рукописное Архангельское Евангелие 1092г., первая славянская инкунабула «Октоих» (Краков, 1491г.), специально написанное для монастыря на Двине Сийское (Лявлинское) Евангелие 1339г. Теперь все они выложены в Интернете по адресу http://virtmuseum.aonb.ru. Дмитрий Анохин 23 марта 2012 г. 19:30 Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/tags/id2561/page/7/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Мера церковной десятины Юрий КОМБОЛИН info@aquaviva.ru Мы приятельствуем с человеком, которого я считаю глубоко религиозным. Хотя он серьезно болен и возраст его приближается к семидесяти, мой знакомый постится и не расстается с молитвенником, не курит и не употребляет спиртного. И в этих действиях его нет, на мой взгляд, позы. Это составляет его жизнь, поэтому и окружающими воспринимается нормально. Недавно он обратился ко мне с вопросом: не знаю ли я, где можно приобрести весьма специфическую книгу о ведении богослужения. Я подсказал несколько адресов лавок, где богатый выбор литературы. Оказалось, что везде он побывал и книгу там не обнаружил. «Зачем вам такая специфическая литература?» - поинтересовался я? Из дальнейшего разговора выяснилось, что Анатолий Иванович (так зовут моего знакомого) уже много лет отдает Церкви часть своего заработка - десятину, как она называлась исстари, и на Руси, в отличие от католической Европы, выплачивалась прихожанами добровольно. Пример показал еще киевский князь Владимир. Десятую часть своих доходов он отдавал на содержание Успенской церкви, заложенной в Киеве в 989 году. Анатолий Иванович решил не просто перечислять деньги Церкви, а помогать остро нуждающимся приходам. Нашел такие через интернет. Одному священнику заказал и выслал рясу. Другому понадобилась эта книга. Кто-то нынче храмы возводит, а иной объезжает самые дальние церковные лавки, чтобы сыскать книгу, которая так необходима батюшке небогатого зауральского прихода. Каждый по силам и достатку, глядишь, и возродим нашу святую Церковь. По себе знаю: надо только себя со стороны увидеть рядом с порушенными храмами - и решение само придет. Попал я однажды на воскресную службу в Антониево-Сийский монастырь, что в полутора сотнях километров от Архангельска. История его идет с XVI века. Особой известностью пользовалось хранившееся там Сийское Евангелие, «писаное красивым полууставом и богато украшенное на каждой странице рисунками, исполненными будто бы царевною Софиею». Со службы вышел твердо уверенным, что подарю монастырю, имевшуюся у меня храмовую икону Архангела Гавриила, спасенную в 20-х годах из порушенной северной церкви. В том же году и подарил, вместе с еще одной старинной иконой северного письма, изображавшей святых Флора, Лавра, Власия и Медосия. Потом два года подряд дарил старинные церковные книги в возрождающуюся монастырскую библиотеку… Церковная десятина? Может, и не надо точно высчитывать десятую часть заработка? А просто каждому посильно помочь возрождению своей церкви.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

На греческих иконах. На иконе Академии художеств 67 – Спаситель в двуцветном ореоле, внутри – красном, снаружи – сером; остальные части – по обычаю. В иконостасе Афоноиверского собора преображение в обычных трех моментах. Икона Академии художеств 74: на левой стороне Иисус Христос восходит с учениками на гору; в центре иконы – преображение: Спаситель в белых одеждах, согласно с евангельским рассказом, в голубом ореоле в подражание голубому небу; по сторонам Его два ангела с державами в руках, означающие могущество и славу преобразившегося Иисуса Христа; возле них Моисей и Илия; художник ниже показывает, откуда явились эти лица: Моисей восстает из гроба, Илия выступает из облаков. От Спасителя исходят три луча и падают на лежащих внизу апостолов; на правой стороне Иисус Христос сходит с учениками с горы. Греческий иконописный подлинник предлагает обычный перевод преображения в трех моментах; единственное отличие его, какого мы не встречали в древних памятниках, это две скрижали ( τς πλκας) в руках Моисея 1411 . Русские мастера, изображая преображение, не только вращались в круге тех же понятий и представлений, но и старались подражать формам греческих изображений: из области русской миниатюры укажем на Псалтирь Общества любителей древней письменности 1412 (Иисус Христос в лучистом ореоле; Моисей и Илия в молитвенном положении – оба средовеки; все трое на отдельных высоких скалах горы; внизу апостолы, но лучей, падающих на них, нет), сийское Евангелие (л. 912 и др.: Иисус Христос в лучистом ореоле, в белых одеждах; возле Моисея гроб, возле Илии – край неба), петропавловское (одежды Иисуса Христа и ореол серебряные, внизу гроб Моисея), два ипатьевских 1 перед Евангелием Марка, 2 в Евангелиях Матфея и Марка) и рукопись Вахрамеева (л. 830: Иисус Христос в восьмиугольном нимбе и круглом ореоле, Моисей с книгой 1413 ; из стенописей: Успенский собор во Владимире, Благовещенский собор в Москве (вновь открытая древняя фреска на западной стороне: преображение в трех моментах), церковь села Ковалева близ Новгорода, ярославский Спасопреображенский монастырь, ярославские церкви – Иоанна Златоуста , Николонадеинская, Димитрия Солунского, вологодский Софийский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Лит.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре. М., 1878; Никанор. Инок Паисий, ктитор Сийского мон-ря: Его труды: (К предстоящему 200-летнему юбилею памяти о. Паисия). СПб., 1895; Перовский Вс., свящ. Антониево-Сийский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1897. 15. Ч. неофиц. С. 471-472; 16. Ч. неофиц. С. 507-508; 17. Ч. неофиц. С. 538-542; он же. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Кириллов А., свящ. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря. Архангельск, 19022. С. 21-27; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Русского Севера: Очерки истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. Л., 1978. С. 154-178; Братчикова Е. К. Сийское Евангелие кон. XVII в. и творческие принципы рус. миниатюристов в освоении западноевроп. худож. традиции: АКД. Л., 1988. С. 10; Белоброва О. А. Никодим: Писатели и поэты XVII в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 79-80; она же. Никодим//СККДР. 1993. Ч. 3. Вып. 2. С. 391-392; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. Т. 2. С. 218-263; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское сочинение XVII в. (К вопросу о форме севернорус. агиографии)//200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чтений по истории и культуре Др. и Новой России 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. «Летописец» Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVII вв.: источники, этапы формирования текста//Ист. краеведение и архивы: (Регион. аспекты ист. пути православия: архивы, источники, методология исследований). Вологда, 2001. Вып. 7. С. 131-138; она же. Никодим Сийский//ПЭ. 2019. Т. 50. С. 38-39, 41-44; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. Ч. 4. Доп. 2004. С. 137-140; Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI-XVII вв./Сост.: С. К. Богоявленский. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010