Б-ка обители, начало к-рой положил прп. Антоний, после его кончины в 1556 г. насчитывала 66 книг. Несмотря на неоднократные пожары, к кон. XVIII в. в фондах мон-ря хранилась 561 рукописная и 379 печатных книг, в т. ч. пергаменное иллюминированное Евангелие-апракос (1339-1340), написанное в Москве по заказу вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты (поступило из Лявленского мон-ря в 1633), Евангелие 1692 г., духовное завещание прп. Антония братии мон-ря с его подписью, житие прп. Антония со 150 цветными миниатюрами работы игум. Феодосия (Лебедева ; † 1688). В 1903 г. все рукописные книги мон-ря (327) были переданы в Архангельское древлехранилище. К 2001 г. собрание более 300 рукописных книг из А. с. м. находится в БАН (С.-Петербург), неск. рукописей хранятся в Гос. архиве Архангельской обл., в ГИМ. Сохранились сведения об иконописцах А. С. м.: прп. Антонии Сийском, настоятелях игум. Феодосии (Лебедеве) и архим. Никодиме (Мамонтове; † 1721) - составителе Сийского иконописного подлинника (БАН) (см. Иконописные подлинники ), содержащего ок. 600 прорисей икон. В кон. XVI - нач. XVII в. в обители существовала иконописная мастерская. Над иконостасами работали царские иконописцы Ф. Зубов и В. Кондаков . Из А. С. м. происходит, напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» письма Ф. Зубова, сер. XVII в. (ГМЗРК), с надписью на обороте: «Сию икону дал по вере дом чудотворцу Антонию устюжанин Феодор иконник Усолец». В XVIII в., с началом изъятия церковных земель, мон-рь пришел в упадок. По штату 1764 г. А. С. м. был отнесен к необщежительным 2-го класса с содержанием от казны 1000 р. В XIX в. на должность настоятелей А. С. м. назначались ректоры Архангельской ДС, настоятели занимались миссионерской деятельностью: архим. Вениамин (Смирнов) проповедовал среди ненцев в Архангельской губ. В 1920 г. для сохранения обители на территории А. С. м. братия организовала трудовую коммуну, в Благовещенской ц. местные власти открыли детскую колонию. Постановлением Емецкого уездисполкома от 12 июня 1923 г. и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт. В зданиях обители располагались последовательно сельская трудовая коммуна, колхоз, дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых. Многие здания были разобраны или разрушились по ветхости (2-этажный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). В 70-х - нач. 90-х гг. XX в. в обители располагался летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, дача Архангельского облисполкома.

http://pravenc.ru/text/115850.html

И. скончался и был похоронен в старицком Успенском мон-ре; святителя отпевали Крутицкий митр. Пафнутий, Тверской архиеп. Феоктист, архим. Дионисий (Зобниновский) в сослужении духовенства. Спустя нек-рое время архим. Дионисий воздвиг над погребением И. «палатку». Согласно описи старицкого Успенского мон-ря 1607 г., И. незадолго до кончины сделал в мон-рь неск. значительных вкладов. 13 июля 1606 г. он передал обители 56 томов своей келейной б-ки. Помимо богослужебных книг среди них были Острожская Библия , Учительное («толковое») Евангелие «виленской печати», Римский патерик и Беседы на Евангелие папы Григория Великого, Шестоднев Иоанна Экзарха, Маргарит (рукописный), сочинения прп. Феодора Эдесского, Жития преподобных Евфимия Суздальского и Сергия Нуромского (Обнорского), «книга из Палеи, да в нейже правила святых апостол и святых отец», «книга в полдесть, в начале Черниговским четыре Слова» и др. 22 окт. 1606 г. И. дал вкладом в мон-рь по своему келейнику старцу Афанасию 3 иконы деисуса в драгоценном окладе. Среди иконной «казны» И., оставшейся после смерти патриарха в Успенском мон-ре, большинство составляют изображения рус. святых: икона прп. Авраамия Ростовского, 2 иконы св. кн. Александра Ярославича Невского, икона св. митр. Алексия («Алексея чудотворца»), 2 иконы прп. Антония Сийского , 4 иконы святых Бориса и Глеба «на золоте», 3 иконы прп. Димитрия Прилуцкого, образ прп. Ефрема Новоторжского «на золоте», икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, припадающих к ногам стоящего Спасителя, иконы прп. Иосифа Волоцкого и прп. Корнилия Комельского, молящихся перед образом Богоматери, 2 иконы прп. Макария Калязинского «на золоте», образ прп. Павла Обнорского, икона прп. Саввы Сторожевского «на золоте», «пять образов Ярославских чудотворцев, на золоте». Известны более ранние вклады И. в кремлевский Успенский собор: Требник, данный по новоспасскому архим. Закхею (15 дек. 1602; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 227), лицевой Служебник (1 мая 1604; ГИМ. Син. 1074). На листах Служебника написано только по 9 строк. По мнению М. В. Щепкиной, организация текста в рукописи обусловлена тем, что кодекс был создан по заказу слабовидящего И. Рукопись является памятником книжного искусства (см.: Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI-XVII вв.: АКД. М., 1996. С. 14-16). Литературные труды

http://pravenc.ru/text/578144.html

Нынешние царские дни, как последние годы принято называть посвященные памяти царственных страстотерпцев даты церковного календаря, особые. С расстрела семьи последнего российского императора исполняется 95 лет. И посвященные этому события церковной и общественной жизни органично вошли в программу юбилейного года, посвященного 400-летию с момента избрания на Царство Михаила Федоровича Романова. Дмитрий Анохин 17 июля 2013 г. 13:00 В двух соседних выставочных залах царской усадьбы Коломенское – в Сытном дворе и в каменном храме Георгия Победоносца – Московский государственный объединенный музей заповедник (МГОМЗ) практически одновременно открыл две интереснейшие выставки. Дмитрий Анохин 8 июля 2013 г. 13:00 Владивосток стал первым городом, где проходит выставка работ августейшей художницы, сестры царя-страстотерпца Николая II, великой княгини Ольги Александровны. Выставка приурочена к празднованию 400-летия воцарения Дома Романовых.На ней представлены 199 картин и вещи семьи последнего императора России. Во Владивостоке выставка продлиться до 27 февраля, а затем ее увидят в Тюмени, Екатеринбурге, Москве и других городах России. Алексей Реутский 17 января 2013 г. 16:15 Ее организаторы  впервые публично представляют вместе важнейшие документы, предметы и свидетельские показания, накопленные за время расследования убийства семьи последнего российского самодержца — по продолжительности беспрецедентного, занявшего почти век. Дмитрий Анохин 25 мая 2012 г. 19:00 Долгожданный подарок к 330-летнему юбилею Архангельской митрополии (первоначально – Холмогорской и Важской епархии) сделала областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова. К отмечавшемуся недавно Дню православной книги здесь открыли виртуальный книжный музей, где выставлены сохраненные до наших дней Русским Севером редчайшие памятники мирового значения: рукописное Архангельское Евангелие 1092г., первая славянская инкунабула «Октоих» (Краков, 1491г.), специально написанное для монастыря на Двине Сийское (Лявлинское) Евангелие 1339г. Теперь все они выложены в Интернете по адресу http://virtmuseum.aonb.ru. Дмитрий Анохин 23 марта 2012 г. 19:30 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/id2561/page/7/

Тогда же (т.е. в XVI веке), греческий επιτφον получил в России название Плащаницы. К XVI веку и следует собственно относить появление Св. Плащаницы в Русских Православных Церквах, хотя в это время она не имеет еще общего употребления, являясь достоянием только некоторых особо чтимых храмов. В XVII веке обряд выноса Плащаницы получил в России еще большее распространение, но не был обязателен. Введение его зависело от того, имела ли церковь Плащаницу и достаточное число священнослужителей для совершения обряда. Вследствие необязательности употребления Плащаницы в прежнее время, в церковных книгах наших не существует определенного устава о ее выносе, и вынос в различное время совершался различно. В уставе 1553 года сказано, что на утрене Великой субботы, после Великого славословия, игумен со священниками и диаконами, облачившись в ризы, выходят с Евангелием и воздухом, которые несут на головах, тотчас по выносе братия целует воздух и Евангелие, после чего полагают их на трапезе – престоле. В обиходнике Антониево-Сийского монастыря (XVI века) вход этот описан подробно. Так, там сказано: «По окончании канона и светильна игумен шел в большую церковь , где облачался в полное священническое одеяние; то же делали и все участники выхода. По окончании славословия, из алтаря выходили певчие, за ними пономари со свечами, диаконы с кадилом, далее священники, несшие воздух; шествие замыкал игумен с Евангелием. Выход сопровождался попеременным пением «Святый Боже». Обратно входили в алтарь священствующие участники процессии через царские врата. Диакон произносил: «Премудрость, прости», после чего читался тропарь пророчества и паремии. Воздух полагался на престоле, где и оставался до субботнего дня Пасхи, когда после Литургии его снимали с престола и убирали на обычное место». В некоторых церквах на утрене Великой субботы выход с Евангелием совершался на средину храма и даже в трапезную, при чем Евангелие полагалось на аналой. После окаждения Евангелия и возгласа: «Премудрость, прости» чтец пел тропарь «Благообразный Иосиф» и читал паремию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы предполагаем показать лишь небольшую часть коллекции Церковно-археологического кабинета. Остальные предметы будут выставлены в самой обители, и одна из экспозиций, посвященная царствующим особам, которые пребывали в монастыре преподобного Антония и вкладывали в него средства, откроется уже к лету. Моя задача — представить небольшую коллекцию икон, церковных крестов и книг в пределах нашего музея. Выставка будет размещена на первом этаже Дома Екатерины Плотниковой. Это не случайно. Практически мы будем в гостях у Екатерины Кирилловны, которая, как известно, была глубоко верующим человеком, монахиней в миру и очень много средств выделяла на благотворительность, помогала храмам и монастырям. В одном из залов её особняка в преддверии Пасхи и откроется наша небольшая выставка, состоящая из 50 предметов. Самым древним памятником будет Евангелие XVI века, которое не просто связано с современной коллекцией церковно-археологического кабинета, это реликвия дореволюционной ризницы Антониево-Сийского монастыря, та ниточка, которая связывает древнюю и современную историю обители. Экспонироваться памятник будет впервые. Учительное Евангелие будет раскрыто на развороте с красочными орнаментами, древний памятник мы поместим в витрине под стеклом, так как краски очень сильно реагируют на свет. Самая древняя икона, которая будет показана на выставке — «Воскресение — Сошествие во ад» XVII века. Она является произведением северного иконописца, работавшего в Поонежье или Холмогорах. Также будут представлены образы редкой иконографии. Среди них — «Избранные святые» конца XIX века, которая интересна тем, что на ней изображены святые покровители царской семьи Александра III. Скорее всего, икона написана после трагического события — крушения царского поезда 17 (29) октября 1888 года около станции Борки под Харьковом, когда вся царская семья подверглась смертельной опасности. Такие иконы стали появляться по всей России, даже храмы ставили в честь этого спасения. У нас на Севере они тоже были популярны.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/20/svyaty...

121. Из жития Василия Нового. 122. Из Сборника XVII в. 123. Из жития Евфросинии Суздальской. Во-вторых, для истории живописи конца XVII в. в высшей степени важны миниатюры, которыми во множестве украшено Сийское Евангелие (Недельное), с присоединенным к нему Месяцословом. Изящно рисованные миниатюры с большим вкусом раскрашены и где нужно позолочены, и посеребрены. Рукопись писана в лист большого формата, на 934 листах. Находится в Сийском монастыре, куда в конце XVII в. перешла она из Москвы, как это можно заключить из следующей подписи по листам: «лета 7201 (1692) сентября в 20 день дому великого господина всесвятейшого Кир Адриана архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха казначей старец Паисий Сийский сию божественную книгу Святое Евангелие опракос с прилежным молением предложил в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и славного ея Благовещения, идеже трудолюбие возградил преподобный и богоносный отец наш Антоний иже нарицаемый Сийский», и проч. В конце этой великолепной рукописи, вместо послесловия, приложена Молитва трудолюбца о совершении книги сея Святого Евангелия. Чтоб познакомить читателей с благочестивым расположением духа нашего искусного иллюминатора и писца, не назвавшего себя по имени, предлагаю несколько выдержек из этой молитвы. .... «Благодарю тя, благодарю тя, благодарю тя, преблагословенная, неразделимая Троице Пресвятая! Безначальный Отче святый и благословенный, яко благоволением твоим, и поспешеством Сына твоего присносущного и действом Духа Твоего пресвятого, дал еси мне худоумному положити начало и конец совершения малого труда моего, и яко твоею помощию преидох пучину многотрудного моря, и достигну(ти) ныне во пристанище пожеланное сподобихся»… «И аз недостойный малый труд ума моего и бренной руки приношаю величествию безмерному: малая, несуетная тварь Премудрому Зиждителю: твоя от твоих даров... Приими милостиве усубленный талант от недостойного раба твоего к вечной славе имени твоего пресвятого и чюдного. Приими на украсу дому твоему святое Евангелие».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В Елисаветградском Евангелии, равно в Сийском иконописном подлиннике, символы Евангелистов истолкованы, соответственно объяснению иерусалимского патриарха Софрония, таким образом: «Бог сидит на херувимах, которых Писание называет четвероличными; отсюда – Бог дал нам четверообразное Евангелие, содержимое одним Духом. Подобно лицам херувимов, Евангелию усвоены символы: Иоанну лев, царь и владыка, так как от царского и владычественного сана начинает Божество Слова, когда говорит: в начале бе Слово; Матфею – человек, потому что он начинает Евангелие описанием плотского рождения Иисуса Христа; Марку – орел, потому что он начинает с пророчества Иоанна, а пророческая благодать прозорлива как орел; орла называют острозрительным, потому что он один может смотреть на солнце не мигая; Луке – телец, так как он начинает Евангелие с священства Захарии» (Предисловие к Ев. Марка. См. в книге Н. Покровского на XXXIII стр.). Но уже блаженный Иероним с большею основательностию предлагает то распределение символов при Евангелистах, какое встречается преимущественно и доселе общепринято в Церкви христианской. Без сомнения, в встречающемся в различные периоды разнообразии применения символов при Евангелистах выразилось различие частных мнений, которыя были допускаемы Церковию, при чем этому предмету не придавалось догматического значения. Однако же отцы и учители Церкви старались своими различными объяснениями оправдать усвоение известного символа тому или другому Евангелисту и сделать то удобопонятным для верующих. С благоговением взирая на священныя изображения писателей Евангелия, не всякий христианин может дать себе ясный отчет или иметь надлежащее представление относительно и происхождения и самого значения символических при них изображений. Почему же тот или другой символ общепринято усвоять известному Евангелисту, какой особенный смысл и значение соединяется с изображаемыми символами? Изображение при св. Евангелистах на иконах, фресках или на книгах Евангелия символических «животных» в значении виденных пророком Иезекиилем херувимов может, конечно, означать вообще глубокое благоговение пред святынею Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

святцы музея С.-Петерб. Дух. Акад.). Возле Иисуса Христа обычно апостолы. Гелатское Евангелие, л. 36 об., 43, 114, 122 (слепец сидит на возвышении при дороге, по которой идет Иисус Христос с апостолами) 1628 , 202. Лаврентиевское Евангелие, л. 18 об., 72 об., 78 об., 148 об. Афонопантелеймоновское Евангелие 2, л. 40 об. Коптское Евангелие, л. 44 об. Армянское Евангелие 10 А, л. 32. Сийское Евангелие, л. 130 и след. Ипатьевское Евангелие 2. Греческий подлинник 1629 . Кодекс Эгберта 1630 . Изображение чуда по Евангелию Иоанна в первый раз встречаем в россанском Евангелии 1631 . Первая половина изображения имеет типические формы: Иисус Христос (тип византийский) в сопровождении двух апостолов, касается десницей глаз слепого, стоящего перед Ним в наклоненном положении, с посохом; вторая половина на правой стороне: силоамская купель в виде большого ящика, наполненного водой; слепец омывает здесь свои глаза; большая толпа народа смотрит на него и жестами выражает свое изумление. В мозаике в Монреале 1632 слепец омывает глаза водой из ручья. В рукописи Григория Богослова 510 (рис. 92) 1633 два момента: Иисус Христос касается глаз слепца ( Х ς μενος τν κ γεντης τυφλν); слепец умывается в силоамской купели; плато купели имеет вид четырехконечного креста с надписью: « κολυμβιθρα το Σηλομ». В этой форме креста выражена мысль о чудодейственном значении купели, исцеляющей болезни силой креста Христова; форма эта удержалась в памятниках последующего времени – византийских и русских. Над купелью парит ангел Божий и длинным жезлом возмущает в ней воду 1634 : эта подробность основывается на евангельском рассказе об исцелении 38-летнего расслабленного у овчей купели и перенесена сюда по механической ассоциации представлений: там купель и здесь купель 1635 . Возможность перенесения облегчалась тем соображением, что присутствие ангела, сообщающего чудесные свойства купели, придавало более возвышенный характер целой композиции. В Евангелии 74 (л. 186–187 об.) исцеление слепорожденного представлено в семи миниатюрах: Иисус Христос, сопровождаемый пятью апостолами, прикасается к глазам слепца; позади слепца – народ и воины; направо проводник ведет слепца к силоамской купели; слепец умывается в присутствии народа и удаляется – здоровый; рассказывает народу о своем исцелении; родители слепца стоят перед народом, и слепец снова разъясняет происшедшее; народ прогоняет слепца; слепец преклоняется перед Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ) Г. изображается в фелони, омофоре и митре, борода удлиненная, что отмечено в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. под 4 окт.: «Гурий сед, брада аки Власиева» (подлинник Никодима Сийского посл. четв. XVII в.- БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 79 об.); «...подобием сед, брада аки Василия Кесарийского, в шапке, во омофоре, в руках Евангелие, риза святительская» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «Гурий сед, брада аки Власиева, а инде Василия Кесарийского, в шапке с херувимом, риза святительская, лазорь, испод бакан, амфор и Евангелие» (поморская рукопись ок. 1848 г.- БАН. Дружин. 981. Л. 90 об.). Как и в описании внешности Казанских святителей Германа и Варсонофия, подлинники отмечают, что Г. «типа русского, из дворян, около 60 лет; лицо бледное, очень худощавое и болезненное с узкою, длинноватою, с большой проседью бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). По описанию древнего (?) двустороннего запрестольного образа «Тихвинская икона Божией Матери - святители Гурий и Варсонофий Казанские» из собора казанского Преображенского мон-ря (не сохр.), «ростом Гурий выше Варсонофия. Лицо его отличается кротостию; карие глаза смотрят открыто; борода окладистая, длинная, почти вся седая; усы почти совпадают с верхнею частью бороды и закрывают уста. Привлекательной наружности Гурия соответствовали и нравственные качества его» ( Кремлевский А. , свящ. Свт. Гурий Казанский//Изв. по Каз. епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 953-954). Сохранившийся деревянный, частично обложенный серебром длинный костыль-посох с большой полукруглой рукоятью, на к-рую Г. опирался при совершении келейного правила (ныне в ц. блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Арском кладбище в Казани), свидетельствует о высоком росте святителя. Наиболее раннее сохранившееся изображение Г.- на левом поле шитой пелены «Казанская икона Божией Матери» нач.

http://pravenc.ru/text/168357.html

В начале XIX века, когда Грузиным владел граф А. А. Арак­чеев, здесь по проекту архитектора В. П. Стасова возводится величественный Андреевский собор с колокольней, обозначивший наряду с Андреевским собором в Киеве важнейшие вехи на благовестническом пути святого апостола Андрея в землях наших предков 58 . Следует заметить, что ввиду своей значимости Андреевский собор в селе Грузино – единственный из всех усадебных храмов России, получивший статус соборного 59 . В летописном повествовании о посещении Новгорода апостолом Андреем говорится о новгородских банях. Современные писатели усматривают в этом “следы традиционного соперничества между Киевом и Новгородом” 60 . Говоря о наших днях, они пишут: “Как бы то ни было, новгородцы свято верили в то, что Слово Божие впервые принёс на их землю апостол Андрей Первозванный. В том, что вера эта не угасла и поныне, можно было убедиться весной 2003 года, когда Великий Новгород торжественно встречал мощи Андрея Первозванного, привезённые сюда с Афона” 61 . Почитание первозванного Апостола преемственно продолжается в последующее время и в Московской Руси. В пространном послесловии писца известного Сийского Евангелия 1340 года, которое называют ранним памятником московской письменности, перечисляются имена проповедников Евангелия, похваляемых в разных странах. При этом говорится, что “Русскую земле Первозванаго апостола Андрея” 62 славит. В 1408 году преподобный Андрей иконописец вместе с мастером Даниилом Чёрным расписывали Успенский собор во Владимире. Для деисисного чина ими был написан образ апостола Андрея Первозванного 63 . В Житии княгини Ольги, помещённом в самом начале Степенной книги XVI века, очень пространно повествуется об апостоле Андрее. Говорится о жребиях, брошенных Апостолами, во исполнение чего “святый Андрей в благопорученном ему жребии во Трояде многих еллины крести” 64 . Затем перечисляются города, где он крестил, говорится о совершённых им чудесах. Сообщается также, что в Новгородских пределах апостол Андрей “жезл свой остави в веси, нарицаемой Грузино” 65 . Повествование об ученике Христовом заканчивается словами: “Сий бо Божественый апостол Андрей первие благословивый землю нашу Рускую и прообразивый нам святое Крещение истиннаго благочестия” 66 . В Великих Макарьевских Четьях Минеях содержатся проложное и минейное жития Апостола, Деяние апостолов Андрея и Матфея, “Проявление Крещения Русския земли”, Похвальное слово апостолу Андрею святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (434–447) 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010