Значительно раньше мученическую кончину принял протоиерей Сергий Флоринский. В декабре 1918 г. городок Везенберг в Эстонии был оккупирован частями Красной Армии. Отец Сергий был арестован, как «представитель старого реакционного режима и подозрительное лицо» и расстрелян в ближайшем лесу. О некоторых новомучениках известно совсем немного, как о послушнике Сергии Галине, расстрелянном вместе с монахами Зилантова монастыря в Казани в 1918 г. В других случаях жертвами бесчеловечного режима становились известные деятели, как Сергий Шеин, председатель Комиссии для выявления причин недовольства рабочих в 1905 г. после Кровавого воскресенья. В 1912 г. он стал депутатом Гос. думы от Тульской губернии. Сергий Шеин был участником Поместного собора Православной Российской Церкви в 1917-18 гг. Когда в 1922 г. его приговорили к расстрелу он отказался молить о прощении «власть, которая умертвила моего государя». Из материалов о древнерусских святых следует отметить биографии прп. Сергия Малопинежского и подвижника благочестия Сергия (Ансимова). Обстоятельная статья рассказывает о жизни патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), написанная С. Л. Фирсовым, автором исследования «Время в судьбе: Святейший Сергий, патриарх Московский и всея Руси. К вопросу о генезисе „сергианства“ в русской церковной традиции XX века». К хорошо иллюстрированным статьям тома энциклопедии относится материал об архимандрите Сергии (Шелонине), русском писателе 17 в. В том также вошли статьи о Патриархах Константинопольских Сергии I, распространителе монофелитства, и Сергии II, Иерусалимских Патриархах, четырех Папах Римских. Объемные статьи повествует о мучениках Сергии и Вакхе и основателях Валаамского Свято-Преображенского монастыря Сергии и Германе. Том содержит также комплекс статей о деятелях Православной Церкви с именем Силуан. Большой материал посвящен прп. Силуану (Антонову), подвизавшемуся на Святой Горе Афон. По книгам о старце Силуане люди во многих странах знакомились с Православием. В статье о прп. Сильвестре Обнорском рассказывается о чудесах этого святого. Том содержит также материалы о летописце Сильвестре, игумене Выдубицкого монастыря, протопопе Сильвестре, сотруднике царя Ивана Грозного, киевском митр. Сильвестре (Косове), духовном писателе Сильвестре Медведеве, казненном на Красной площади.

http://sedmitza.ru/text/10067189.html

С самого начала своей литературной деятельности Сергий (Шелонин) проявил особый интерес к древним патерикам — Египетскому, Синайскому, Скитскому, Азбучно-Иерусалим­ско­му. На протяжении 40-х гг. XVII в. им были составлены новые редакции этих памятников и на их основе была создана соловецкая редакция Алфавитного патерика 5 . Работа над древними патериками вдохновила Сергия (Шело­нина) на создание его собственного сочинения, посвященного русским преподобным, — “Похвального слова отцем преподобным, иже в Росии в посте просиявшим” 6 , полный текст которого до недавнего времени оставался неизвестным. В 60-е гг. XIX в. знаменитый собиратель русских былин в Онежском крае П. Н. Рыбников нашел небольшой фрагмент этого сочинения, сохранившийся в тетради из 6 листов, датируемых по бумаге 40-ми гг. XVII в. 7 . Из всего текста Похвального слова в этом списке сохранились лишь его заглавие и вступительная часть (представляющая собой компиляцию из вступления к “Житию Иоанна Дамаскина” и 40-й главы “Богосло­вия” преподобного Иоанна Дамаскина). В 1863 г. этот дефектный список Похвального слова был передан П. Н. Рыбниковым в рукописную коллекцию Русского Археологического общества (находящуюся сейчас в Российской Национальной Библиотеке в Петербурге) 8 . Несколько лет назад нами был обнаружен еще один список этого произведения, в котором текст Похвального слова русским преподобным сохранился в значительно более полном виде 9 . Этот список находится в Архиве Синода в Петербурге — в рукописном сборнике XVII в. (РГИА, ф. 834, оп. 2, 1319) 10 . Сборник из Архива Синода 1319 является конволютом: под одним переплетом в нем собраны 7 рукописей различного содержания. Среди них находятся: Похвальное слово русским преподобным Сергия (Шелонина), “Книга о Троице” Ермолая-Ераз­ма, повести “О церкви Софии Премудрости Божии в Новгороде” и “О видении Спасова образа царю Мануилу”, выписки из Исторической Палеи, сборник статей о “вере”, повесть о чуде во время пожара в Москве в 1632 г., Сказание Авраамия Палицына, Шестоднев Георгия Писиды и т. д. Во всех рукописях, входящих в состав этого сборника, отсутствуют начальные или конечные листы, а тетради некоторых из них закреплены при переплете в случайном порядке, что свидетельствует о том, что данный сборник был создан специально для того, чтобы сохранить под одним переплетом несколько “обветшавших” рукописей одинакового формата 11 . Кратко охарактеризуем первую из них, в которой сохранилось Похвальное слово русским преподобным.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

877 Месяцесловы XI–XIV вв. успешно изучаются О.В. Лосевой (Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001). Отдельные сведения о позднейших месяцесловах можно почерпнуть в работах Сергия (Спасского) (Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. 2-е изд., испр. и много доп. Владимир, 1901. Т. 1. С. 610−613) и Е.Е. Голубинского (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. 2-е изд. М., 1903. С. 223−260), но в силу того, что исследователи были сосредоточены на более общих вопросах, месяцесловы не получили самостоятельного описания. В настоящее время А.А. Романова в своих исследованиях по истории почитания местночтимых святых успешно использует обнаруженные ею редкие варианты Святцев (см., например: Романова А.А. Из вологодской агиографии: Житие Игнатия (Иоанна) Вологодского, Игнатия Ломского (Вологодского), Чудеса Герасима Вологодского//Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского: Тексты и словоуказатель/Под ред. А.С. Герда. СПб. 2008. С. 18, 20−21). Собственно Святцам 1646 г. посвящена статья А.В. Вознесенского (Вознесенский А.В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах: О московских Святцах 1646 г.//ТОДРЛ. СПб. 2006. Т. 57. С. 957−962), в которой впервые представлены наблюдения над изданием в целом, однако интересующие нас вопросы русских памятей не затронуты. 879 Название «Святцы», а не «Месяцеслов» выбрано ещё и потому, что оно точнее передаёт структуру издания, которое состоит из двух частей: собственно месяцеслова и некоторых дополнительных статей. 881 Перечисление этих русских «памятей» в первых трёх изданиях Пролога см. в статье А.А. Круминга: КрумингА.А. Редакции славянского печатного Пролога (предварительные заметки)//Славяноведение. 1998. 2. С. 46−60. 882 Состав Четьих Миней Иоанна Милютина см. в изд.: Иосиф, архим. Оглавление Четьих Миней священника Иоанна Милютина. М., 1867. 883 См. об этом: Панченко О.В. 1) Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» – сочинение Сергия Шелонина: (Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. СПб. 2003. Т. 53. С. 547−592;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 Дмитриев Л. А.; Сапожникова О. С.; Чумичева О. В. Сергий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 343–351; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина//Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987). СПб., 1998. С. 340–355. 26 Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 176; Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II “Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим” — сочинение Сергия Шелонина//ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 479. 27 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, чудотворец. Служба и житие. М., 2004. С. 10. 31 Подобный элемент безымянности характерен и для записок иностранцев, упоминающих о Митрополите Макарии без указания его имени (Архимандрит Макарий. Свидетельства иностранцев о Всероссийском Митрополите Макарии//Православие и Россия: Канун третьего тысячелетия. Томск, 2000. С. 42). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-v-p...

По мнению О.В. Чумичевой, сходство между этими писателями состоит в провозглашении необходимости рамок, пределов произвола; способ обуздания царя они видели только в последовательной верности божественному слову, моральным установлениям веры 754 . В «Слове похвальном митрополиту Филиппу» Герасим Фирсов утверждал «право церкви на роль внутренней оппозиции в случае деспотического правления» и отдавал духовной власти, церкви право вмешиваться в светские дела и учить правителя. Святителю Фирсов вручал право контроля; гарантией этого права, по мнению книжника, являлась свобода от царских указаний, противоречащих истине 755 . В речи митрополита Филиппа, обращенной к царю Ивану Грозному, в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа» Сергия Шелонина есть такие слова: «...аще ли же что согрешиши, подобает нам тебя обличати, сведедельство приводя божественных Писаний, а не молчати. Тебе же сия подобает со смирением и кротостию приимати, и каятися о своем согрешении...» 756 . По словам протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон отстаивал «свой долг и право обличать царя, как и всех, делающих неправду» 757 . Письмо Никона царю, составленное в декабре 1662 г„ начинается со следующего ряда имен великих царей: «Да даст ти Господь в мире сем царствование мирно и безмятежно, яко же Давиду кроткому, и Соломону всемудрому, и Констянтину православнейшому, и Владимиру приснопамятному, крестившему рускую землю, и да приложит ти Господь Бог лета на лета и дни на дни до дне рода и рода, яко же пишет святый Давиде: „Пребывает в век пред Богом милость и истину кто взыщет. Тако пою имени твоему во веки воздати ми день дне“ (ср.: Пс. 60:7 – 9)» л. 396). Последнее письмо Никона царю из Воскресенского монастыря, адресованное Алексею Михайловичу и новорожденному царевичу Иоанну Алексеевич у, открывается следующим рядом имен: «И да благословит вас, великих государей, Господь Бог сугубым своим благословением благостынным, яко же Давида, Иезекия и Иосия, царей Израилевых, и перваго христианского царя Константина, и подобных ему, и да приложит вам, государем, дни на дни и лета ваши до дне рода и рода» 17, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению О.В. Чумичёвой, сходство между этими писателями состоит в провозглашении необходимости рамок, пределов произвола; способ обуздания царя они видели только в последовательной верности божественному слову, моральным установлениям веры 755 . В «Слове похвальном митрополиту Филиппу» Герасим Фирсов утверждал «право церкви на роль внутренней оппозиции в случае деспотического правления» и отдавал духовной власти, церкви право вмешиваться в светские дела и учить правителя. Святителю Фирсов вручал право контроля; гарантией этого права, по мнению книжника, являлась свобода от царских указаний, противоречащих истине 756 . В речи митрополита Филиппа, обращённой к царю Ивану Грозному, в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа» Сергия Шелонина есть такие слова: «...аще ли же что согршиши, подобает нам тебя обличати, свдтельство приводя божественных Писаний, а не молчати, Теб же сия подобает со смирением и кротостию приимати, и каятися о своем согрешении...» 757 . По словам протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон отстаивал «свой долг и право обличать царя, как и всех, делающих неправду» 758 . Письмо Никона царю, составленное в декабре 1662 г., начинается со следующего ряда имён великих царей: «Да дастъ ти Господь в мир семь царствование мирно и безмятежно, яко же Давиду кроткому, и Соломону всемудрому, и Констянтину православнйшому, и Владимиру приснопамятному, крестившему рускую землю, и да приложит ти Господь Бог лта на лта и дни на дни до дне рода и рода, яко же пишет святый Давидъ: „Пребывает въ вкъ пред Богомъ милость и истину кто взыщет. Тако пою имени твоему во вки воздати ми день дне“ ( Пс. 60:7–9 )» 11, л. 396). Последнее письмо Никона царю из Воскресенского монастыря, адресованное Алексею Михайловичу и новорождённому царевичу Иоанну Алексеевич у, открывается следующим рядом имён: «И да благословитъ васъ, великих государей, Господь Богъ сугубымъ своимъ благословениемъ благостыннымъ, яко же Давида, Иезекия и Иосия, царей Израилевыхъ, и перваго христианского царя Константина, и подобныхъ ему, и да приложитъ вамъ, государемъ, дни на дни и лта ваши до дне рода и рода» 17, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

были включены сказания о Богородичных иконах: Грузинской (Черногорской) (под 2 июня), Воронинской (под 15 июня), Тихвинской (под 26 июня), Казанской (под 8 июля), Колочской (под 9 июля), Смоленской (под 28 июля). Большинство из этих праздников были указаны в Святцах 1646 г. Из рукописной книжности в ВМ попали, в частности, Житие прав. Артемия Веркольского 2-й редакции (согласно классификации Л. А. Дмитриева и Н. В. Савельевой) (под 23 июля), Житие прп. Антония Сийского в первоначальной редакции инока Ионы с 14 чудесами (согласно классификации Е. А. Рыжовой) (под 7 дек.) и Похвальное слово преподобному, Житие праведных Иоанна и Лонгина Яренгских в редакции Сергия (Шелонина) и его же Сказание о перенесении мощей святых, Житие митр. сщмч. Филиппа «Тулуповской» редакции (под 23 дек.), поздний вариант Основной редакции Жития прп. Кирилла Новоезерского (согласно классификации Т. Б. Карбасовой), Житие прп. Александра Ошевенского иером. Феодосия. Даже в тех случаях, когда в предшествующих сводах уже имелось Житие на день памяти подвижника, выговские книжники сочли необходимым представить существующие агиографические памятники более полно. Напр., под 9 сент. в ВМЧ, ЧМ и ТМ помещали Житие прп. Иосифа Волоцкого, написанное Саввой Чёрным (1-я редакция). В ВМ добавлены еще 2 памятника - Надгробное слово Досифея (Топоркова) и Житие, составленное неизвестным (или Львом Филологом). Т. о., в своде представлены все агиографические сочинения о почитаемом старообрядцами святом. В ВМ включили сочинения о соловецких подвижниках (под 27 сент., 17 апр., 30 июля). Анализ текстов, вошедших в Выговский свод, позволил выявить несколько случаев использования составителями Степенной книги: Житие митр. Фотия (под 2 июня), дополнения к Житию ап. Андрея Первозванного (под 30 нояб.) и к Житию св. кн. Феодора Ярославского и Смоленского в редакции иером. Антония (под 19 сент.). Особая заслуга выговских книжников состоит в пополнении свода Житиями прославленных до сер. XVII в. рус. святых. Старообрядцы не только не сокращали тексты Житий, но в ряде случаев добавляли и другие, дополнительные тексты, иногда собственного сочинения.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Свт. Никита Новгородский. Гравюра Л.Тарасевича. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1702 г. XII. Л. 152 об. (РГБ) Свт. Никита Новгородский. Гравюра Л.Тарасевича. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1702 г. XII. Л. 152 об. (РГБ) Н. прославляется в лике Новгородских святителей в Слове похвальном рус. святым, составленном в 40-х гг. XVII в. соловецким книжником Сергием (Шелониным) ( Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности: 1. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 589), в 1-м тропаре 9-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг , среди др. прославленных святителей - пострижеников Киево-Печерской лавры (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 148), а также в печатных святцах 1646 г. (под 31 янв., с краткими сведениями о его жизни, с тропарем и кондаком - Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2011. Т. 2. С. 277). Дважды - как Киево-Печерский преподобный и как Новгородский святитель - Н. указан в «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (известна в списках XVIII-XIX вв.) (Описание о российских святых. С. 26-27, 34). В 1671 г. по случаю праздника в честь Н. в Москву царю Алексею Михайловичу и патриарху Иоасафу II , а также представителям высшего духовенства и боярам Новгородским митр. Питиримом (впосл. патриарх) были посланы многочисленные иконы Н. (роспись см.: Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского архиерейского дома. СПб., 1857. 16. С. 142-143). При митр. Новгородском и С.-Петербургском Гаврииле (Петрове) , в 1791 г., изготовлена новая, бронзовая рака Н., а возле Софийского собора в 1796 г. в Евфимиевском корпусе, доходившем до кафедрального храма, была устроена ц. во имя Н., разобранная в 1805 г., при митр. Амвросии , вместе с «келлиями» корпуса ( Он же. 1860. Ч. 1. С. 107). 30 апр. 1805 г. состоялось переложение мощей святителя в обновленную гробницу (однако в Описи Софийского собора говорится о хранимой там деревянной раке Н., в к-рой его мощи «опочивали... до 1809 г.» - Описи имущества Софийского собора 1833 г.//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 598).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Варлаам Керетский, Архангельский Аскеза и искупление. 7 февраля, 2012 Аскеза и искупление. Житие Преподобного Варлаама Керетского. Содержание статьи Память 19 ноября/6 ноября Детство и отрочество Варлаама Керетского Преподобный Варлаам Керетский (в миру — Василий) родился в 1505 году в селе Кереть Керетской волости близ Белого моря. Несмотря на рождение, предположительно, в простой семье помора, он был обучен грамоте, что в те времена было редкостью. Грамотного человека поставили священником в церкви Святителя Николая Чудотворца в городе Коле, где он ревностно служил Господу. Согласно преданию, он изгонял бесов, которые требовали жертвоприношения и одолевали даже крещеных рыбаков. Один из бесов поклялся отомстить священнику, любившему Господа и исполнил свое намерение. Грех Варлаама Керетского Священник Василий состоял в браке. После возвращения в родное село Кереть, он ложно заподозрил жену в неверности, одолеваемый ревностью и убил ее. По другой версии, которая изложена в каноне соловецкого инока Сергия (Шелонина), жена отца Василия начала бесноваться, и он убил жену ненамеренно, пытаясь изгнать беса («был обманут лукавым»). После убийства отец Василий прозрел и страшно сокрушался о содеянном. Он постился, проливал горькие слезы, молил о прощении и во искупление своего страшного греха отправился в Колу, к Преподобному Феодориту, оставив служение, так как считал, что более его не достоин. Преподобного Варлаама Керетского нередко изображают на иконе с лодкой. Он принял на себя строгую епитимию (по одной из версий, наложенную Преподобным Феодоритом) и плавал с телом жены на лодке непрерывно с одного места на другое, пока тело совершенно не истлело. Воспевая псалмы Давила, Варлаам Керетской просил себе не хорошей для мореплавателя погоды, а напротив стремился к шторму, самым суровым условиям и не жалел себя. Он также держал строжайший пост, позволяя себе на Пасху рыбу (это было единственным послаблением поста). Варлаам Керетский молил об искуплении своего греха днем и ночью. Прощение от Господа

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010