Сергия Шелонина



 001   002   003   004   005

“Похвальное слово русским преподобным” — творение ...Искать в Источникеpravmir.ru
... русских святых с великими подвижниками древности) нашла воплощение в созданном Сергием (Шелониным) Похвальном слове русским преподобным. Согласно замыслу его создателя, это сочинение должно было стать одним из уставных чтений в субботу “сыр­ную” (когда Церковь празднует память всех преподобных отцов) , и тем самым дополнить ряд похвальных слов, посвященных древним преподобным отцам 21, новым торжественным словом, написанным в честь русских преподобных. Впрочем, идея равного достоинства русских святых с великими подвижниками древности характеризует не только Похвальное слово Сергия (Шелонина) , но и в целом общественное настроение 40-х годов XVII в. 22. Одним из проявлений этого умонастроения стало внесение русских житий во 2 е издание печатного Пролога (1642–1643 гг.) , в который по повелению царя Михаила Федоровича было включено более 40 “памятей” русских святых (в том числе — многих русских преподобных) 23. Еще одной характерной чертой Похвального слова русским преподобным стало включение в него лика киево-печерских святых, представленного в Слове с максимально возможной полнотой 24 (ограниченной, впрочем, тем, что Сергий) Шелонин (опирался на данные одного ... далее ...
Митрополит Макарий в православной гимнографииИскать в Источникеpravmir.ru
... Служба и Акафист святителю Макарию… М., 1995. С. 23. 24 Там же. С. 35. 25 Дмитриев Л. А. ; Сапожникова О. С. ; Чумичева О. В. Сергий Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.) . Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 343–351; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987) . СПб., 1998. С. 340–355. 26 Инок Сергий (Шелонин) . Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II “Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим” — сочинение Сергия Шелонина ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 479. 27 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, чудотворец. Служба и житие. М., 2004. С. 10. 28 Архимандрит Макарий. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам ЖМП. 2002. № 7. С. 44–51. 29 Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 113–120. 30 Протоиерей С. Булгаков. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, б. г. С. 268. 31 Подобный элемент безымянности характерен и для записок иностранцев, упоминающих о Митрополите Макарии без указания его имени (Архимандрит Макарий. Свидетельства иностранцев о Всероссийском ... далее ...
Новые данные о российском периоде жизни прп. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Пространной. В издании 2006 г. обе редакции опубликованы самостоятельно. Пространная редакция представлена списком Первоначального вида этой редакции в рукописи Нижегородской библиотеки конца XVI в., который с бесспорностью доказывает, что редакция создана не позднее этого времени, точнее, ок. 1587 г. 16 Троицкий ( точнее Троицко-Соловецкий ) вид Пространной редакции приведен в разночтениях по списку Троицкого собрания сочинений прп. Максима Грека (РГБ, ф. 304, Троицк. 200 р., л. 17–18 об.) и по рукописи середины XVII в., связанной с деятельностью известного соловецкого книжника Сергия Шелонина ( РГБ, Сол. 741 851, л. 234–240 об. ) . О Троицком происхождении этого вида свидетельствует сделанное в нем дополнение, взятое из Троицкой рукописи типа МДА 153 (см. Примечание 18) . Краткая редакция известна в настоящее время в тех же трех списках, которые использовал и Белокуров, и издана по рукописи РНБ, Сол. 752 862, л. 3–7, (первая треть XVII в.) . 17 Она была принесена в Соловецкий монастырь из Троицы старцем Иосифом Сороцким в 1634 г. Возможно, им же была принесена и пространная редакция; в другой рукописи Сергия Шелонина, уже упомянутой Сол. 741 851, помещены ... далее ...
“Канон всем русским святым” соловецкого писателя ...Искать в Источникеpravmir.ru
... В данном номере мы публикуем текст еще одного ранее неизвестного сочинения инока Сергия (Шелонина) — “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим”. Единственный список этого произведения был обнаружен нами в одном из сборников Соловецкого собрания Российской Национальной Библиотеки (№ 877 987) . Упомянутый сборник Сол., № 877 987 представляет собой конволют, состоящий из 8-ми частей, написанных разными почерками на бумаге 20–70-х гг. XVII в. Содержание этого сборника весьма разнообразно: помимо “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим” (который в дальнейшем мы будем называть сокращенно “Каноном всем русским святым”) , в его состав входят так называемый “Соловецкий летописец” второй редакции, “Слово” Амфилохия Иконийского о святителе Василии Великом, “Слово” Иоанна Златоуста о Божественных тайнах, служба святой благоверной Анне Кашинской и ряд других произведений 3, чьим почерком сделаны многочисленные исправления в 4-й и 8-й частях сборника, в том числе запись на обороте последнего листа “Канона всем русским святым”: “Творение священноинока Сергия” (л. 256 об.) 4. Интересующий нас список “Канона всем русским святым” находится в ... далее ...
О древних канонах Северным святым (комментарий в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... после известного Соловецкого бунта («Соловецкого сидения») . Надо сказать, что отец архимандрит и ранее, еще в 1673 году возглавлял духовное посольство в «затворившийся» Соловецкий монастырь, имея при себе «молительное и утешительное послание к тамошним старцем и бельцем»[2]. Тогда Соловецкие старцы отправили посольство обратно. Теперь же, став наместником Соловецкого монастыря, отец Макарий внимательно просмотрел монастырскую библиотеку и, будучи тонким ценителем рукописной книги, не мог не обратить внимания на редкие, подлинные сочинения письма знаменитого книжника архимандрита Сергия Шелонина. При этом отец-настоятель помнил и о причине своего появления на этом отдаленном острове, и о задаче, которую возложило на него Церковное священноначалие. Каноны Сергия Шелонина очевидным образом затрагивали ряд болезненных моментов в истории Российской Церкви, что проявлялось в отдельных нежелательных подробностях житий Северных святых XVI века. Другими словами, эта рукописная книга с Канонами и Житиями Северных святых, несомненно, была хороша, но лучше, если она будет находиться подальше от этих мест, где подвизались герои упомянутых событий. В 1680 году архимандрит вновь ... далее ...
ГИМНОГРАФИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и Никону Радонежским (1646) , Савве Сторожевскому (1646) , Тихвинской иконе Божией Матери ( ок. 1661-1665 ) , мч. Иоанну Воину ( 1695, автор - иером. ) Карион (Истомин) (. Г. в этом столетии занимались мн. крупные авторы, в т. ч. светские) кн. С. И. Шаховской, митр. Крутицкий (позднее Новгородский) Киприан, Симон (Азарьин) , «Савватеище» (справщик Печатного двора или соименный ему дьяк) , Герасим (Фирсов) , поэт иером. (Карион) Истомин и др. (. В последнее время стало известно в полном объеме) и даже в автографах (церковно-поэтическое наследие соловецкого книжника инока Сергия) Шелонина (, оказавшегося одним из значительнейших рус. гимнографов своего времени, последователем игум. Маркелла) Безбородого () Сапожникова. (II) 1998, 1999; Смирнова. (II) 2005. Творчество. С. 18-19 (.) В XVII в. продолжается традиция создания служб в честь чудотворных икон: составлена новая служба Тихвинской иконе, слава к-рой возросла после неудачной осады мон-ря шведами, пишутся службы в честь Феодоровской, ставшей одной из чтимых святынь новой царской династии, Толгской (1694, инок Михаил) , Двинской ( Федор Поликарпов-Орлов ) и ряда др. Новым по сравнению с ... далее ...
Митрополит Макарий в православной гимнографии - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... М., 1996. С. 285. 22 Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию Гимнология. Материалы Международной научной конференции “Памяти протоиерея Димитрия Разумовского” (к 130-летию Московской консерватории 3–8 сентября 1996) . М., 2000. Кн. 1. С. 45. 23 Служба и Акафист святителю Макарию… М., 1995. С. 23. 24 Там же. С. 35. 25 Дмитриев Л. А. ; Сапожникова О. С. ; Чумичева О. В. Сергий Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.) . Ч. 3: П-С. СПб., 1998. С. 343–351; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987) . СПб., 1998. С. 340–355. 26 Инок Сергий (Шелонин) . Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II “Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим” – сочинение Сергия Шелонина ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 479. 27 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, чудотворец. Служба и житие. М., 2004. С. 10. 28 Архимандрит Макарий. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам ЖМП. 2002. № 7. С. 44–51. 29 Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 113–120. 30 Протоиерей С. ... далее ...
Старец Мисаил (Сукин)Искать в Источникеpravmir.ru
... почитании того, кому она посвящена. Можно привести пример, согласно которому почитание князя имеет более выраженный церковный характер. Духовный писатель XVII века, соловецкий инок Сергий (Шелонин) в каноне всем русским святым говорит о князе Василии: “Иже мужеству тезоименитый — свет в мире, царствию же тезоименитый, терпением и незлобием якоже Давыд, звезда явися вселеннеи, князь Василий, преименованный же Варлам” (Инок Сергий) Шелонин (.) Канон всем русским святым Альфа и Омега. 2002. № 2 (32) . С. 174 (. Издатель канона высказывает такое предположение: «Возможно, в “Каноне” инока Сергия) Шелонина (, человека весьма близкого к Патриарху Иосифу, была выражена некоторая “канонизаторская программа”, связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей») Панченко О. “Канон всем русским святым” соловецкого писателя XVII в. (Из археографических разысканий) Там же. С. 163 (. 14 Насонов А. Н.) Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 111. 18 Лобакова И. А. “Устав о монастырском платье” 1553 г. — один из неучтенных источников по истории Соловецкого монастыря времен игуменства Филиппа (Колычева) Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. ... далее ...
Соловецкий постриженник на Патриаршем Престоле - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 498. 70 Рамазанова Н. В. “Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим” (служба Святому в источниках XVII-XVIII вв.) Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7–18. 71 Знаменский П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII века Православное обозрение. 1882. Февраль. С. 283. См. также: Инок Сергий (Шелонин) . Канон всем русским святым Альфа и Омега. 2002. № 3 (32) ; Он же. Похвальное слово русским преподобным Альфа и Омега. 2001. №№ 1 (27) , 2 (28) ; О. Панченко. “Похвальное слово русским преподобным” – творение Соловецкого инока Сергия (Шелонина) Альфа и Омега. 2001. № 1 (27) . 72 ААЭ. Т. 3. С. 405. 73 Белокуров С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 597. 79 Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей Митрополита Филиппа (Колычева) КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 443. 80 По описи Успенского собора начала XVIII века известны надгробные иконы Митрополитов Макария, Фотия и Феогноста (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. Стб. 314, 328, 368) , но икона Митрополита Филиппа при этом не названа. Житие ... далее ...
Память прп. Геннадия Костромского — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... был восстановлен) . К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и Г. мон-рь назывался Спасо-Геннадиевым. Житие Г. вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) ( 1627-1632 ) и Иоанна Милютина ( 1646-1654 ) , составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661) . В XVII-XVIII вв. Житие Г. активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.) , к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Г. вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в. ; см. : Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - сочинение Сергия Шелонина) вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций (ТОДРЛ. Т. 53. С. 584) . Имя Г. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.) . Ист. : Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия Ключевский. Древнерусские жития. С. 463-464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца Ярославские ЕВ. ... далее ...

 001   002   003   004   005

Постоянная ссылка на эту страницу: Сергия Шелонина
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"