Брест. Собор Воскресения Христова. Свято-Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Свято-Воскресенский собор с приделом Казанской иконы Божией Матери возведен по инициативе ветерана Великой Отечественной войны протоиерея Евгения Парфенюка в 1992-1998 годах по проекту местных архитекторов на средства прихожан и благодетелей. Строительство храма приурочено 50-летнему юбилею Победы над фашизмом, и ему присвоен статус «храма-памятника Великой Победы». Крупнейшее культовое сооружение в неорусском стиле, вместимостью 5000 человек, представляет собой пятикупольный собор с отдельно стоящей колокольней со сквозным проходом. Полностью храм освящен 24 июня 2001 года патриархом Всея Руси Алексием II. С сентября 2003 года Свято-Воскресенский собор обладает статусом духовной историко-культурной достопримечательности страны. http://www.guidebook.by/architecture/ Строителем и первым настоятелем Воскресенского собора стал митрофорный протоиерей Евгений Парфенюк (1921-2008). В 1992 году, будучи благочинным церквей Брестского района и настоятелем Симеоновского кафедрального собора, отец Евгений начинает строительство Воскресенского собора. На тот момент отцу Евгению было уже 70 лет. Нижний храм Воскресенского собора посвящен Казанской иконе Божией Матери, верхний храм – Воскресению Христову. В этом посвящении соединились общецерковная молитва к Защитнице Руси, и поминовение всех православных воинов, в годы Великой Отечественной войны за веру и Отечество жизнь свою положивших, с надеждой на их спасение Воскресшим Христом. 26 июля 1992 года совершилось торжественное освящение основания Воскресенского храма. Вскоре отец Евгений посвящает все свои силы воплощению «мечты всей своей жизни». 7 апреля 1995 года, в светлый праздник Благовещения, в сослужении диакона Георгия Лисицкого, отец Евгений отслужил в Казанском храме первую Литургию. 24 июня 2001 года Святейший Патриарх завершил чин освящения верхнего Воскресенского храма и совершил здесь Божественную литургию. После богослужения Патриарх Алексий II подарил собору Евхаристические сосуды, а отец Евгений получил из рук Предстоятеля Церкви орден преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=11050

Особую важность для оценки деятельности митрополита Сергия имеет вопрос о его взаимоотношениях с Патриаршим местоблюстителем и Московской Патриархией в эти годы. Обе стороны находились под жесточайшим давлением властей: немцы требовали от экзарха выйти из юрисдикции Московской Патриархии, советские власти настаивали на осуждении Патриаршим местоблюстителем действий митрополита Сергия (Воскресенского), в этих условиях и экзарх, и Патриарший местоблюститель в своих выступлениях по возможности избегали резких формулировок, не допуская разрыва общения. Экзарх осудил патриотические воззвания Патриаршего местоблюстителя, но продолжал возносить его имя за богослужением. Ситуация обострилась после избрания 8 сентября 1943 г. местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. Оккупационные власти потребовали от всех русских православных организаций на контролируемых рейхом территориях признать избрание неканоничным. 8–13 октября в Вене состоялось совещание духовенства Зарубежной Церкви, исполнившее требование властей. Митрополит Сергий, напротив, решительным образом отказался выполнять приказ оккупационной власти и даже предпринял попытки убедить немецкое руководство признать выборы Патриарха. Экзарх за богослужением возносил имя Патриарха Сергия и даже в публичных выступлениях и воззваниях называл его Первосвятителем 137 . в последний раз категорическое требование осудить выборы Патриарха Сергия и признать Патриарший Престол вакантным было предъявлено экзарху за несколько дней до его гибели, но он и на этот раз решительно отказался 138 . 28 апреля 1944 г. митрополит Сергий был убит. Немецкие власти попытались возложить вину за преступление на партизан, но проведенные после войны расследования выявили причастность немецких спецслужб к смерти экзарха 139 . Немецкие войска вошли в Таллинн в начале августа 1941 г. Вскоре, по свидетельству митрополита Сергия (Воскресенского), митрополит Александр «решил вновь выйти из канонического повиновения Церкви-Матери...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книги переписные Старорусским соляным варницам и дворовому всякому строению, за руками, на тетрати, переписи Строителя Пахомия. Книги переписные тем же Старорусским варницам и всякому дворовому строению, за руками, на тетрати, его ж, Строителя, Пахомия. Книги приходные деньгам старца Флавиана да Остафья Глумилова, за руками, на двух листах. Книги приемные оброчным лавочным деньгам Пятницкого торжку, за рукою, на двух листах. Книги росходные деньгам Казначея старца Акакия, в коже. 172 (1664) года) Книги приходные и росходные, что Григорий Урюпин взял из Воскресенского монастыря у Казначея Акакия казенных денег серебреных тысячу пятьсот двадцать рублев, за его, Григорьевою, рукою, на трех листах. Книги отдаточные Воскресенского монастыря Наместника Иеромонаха Иосифа, что он отдал новому Наместнику Иеромонаху Иову всякие дела и переписные книги, за руками. Книги Казначея Акакия росходные деньгам, в коже. Книги росписные Николая Ольшевского с Казначеем Филофеем, что он, Николай, принял у него Патриаршей келейной казны, за рукою, на тетрати. Книги росходные деньгам и хлебу Афанасьевского монастыря Строителя старца Сергия, за рукою, на десяти листах. Книги записные дубового четырехсаженного городового лесу, Иеромонаха Сосипатра, на шти листах слишком. Книги приемные пустошным деньгам Пятницкого монастыря Берендеева Строителя Митрофана за рукою, на двух листах. Книги приходные росходные деньгам казенным Воскресенского монастыря старцев Еремея да Иова, за рукою, на шти листах. Книги приходные и росходные казенным деньгам Понойского промыслу Иеромонаха Досифея да старца Иева, за руками, на шти листах. Книги приемные Строителя Иеромонаха Иосифа, что он принял в Старой Русе у Соборного старца Иоанна всякой варнишной завод, и хлебные всякие запасы, и лошади, и коровы, и варницы с црены, и дрова, за рукою, на тетрати. Книги переписные, что в пустыне в церквах Божия милосердия икон, и книг, риз и всякой церковной утвари, и в кельях борошню, на шести листах. Книги роздаточные монастырскому хлебу взаймы крестьяном роздачи села Казанова посельского старца Исакия, да Старосты Мишки Парфеньева, на тетрати.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря в г. Юрьев Польский Владимирской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Назначить иеромонаха Сергия (Горского) настоятелем Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьев Польский Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Рапорт Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Иулиании (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иулианию (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. СЛУШАЛИ: 3. Рапорт Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Елены (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Рапорт Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и о назначении игумена Тихона (Меркушева) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь. 2. Назначить игумена Тихона (Меркушева) наместником Свято-Преображенского Никольского мужского монастыря с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Череповецкий монастырь в честь Воскресения Христова (упразднен в 1764) По преданию, монастырь был основан в XIV веке прпп. Афанасием и Феодосием Череповецкими, учениками прп. Сергия Радонежского . Согласно легенде, записанной в XVIII веке первым череповецким городничим Ф.И.Чекмаревым, основание Череповецкого Воскресенского монастыря произошло так. Воскресным светлым днем по реке Шексне в Белоозеро плыл московский купец с товаром. Неожиданно днем сделалось темно, а лодка с товаром села на мель. Пораженный таким явлением купец стал горячо молиться. И вот его глазам предстало удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из-за горы, по долине Ягорбы, исходили лучи света, которые, казалось бы, указывали направление пути. Лодка купца снялась с мели и поплыла к огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души, он взошел на гору. Ему представился чудесный вид: в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба, вдали на восток уходила серебрянная лента Шексны. Купец отметил это удивительное место крестом, а год спустя вернулся сюда и срубил небольшую часовню. Эту часовню он украсил иконой Воскресения Христова. Далее, согласно преданию, к часовне пришли два инока - Феодосий и Афанасий , и основали на том месте монастырь, в обители были построены два храма - Воскресения Христова и Святой Троицы. По мнению Л.А.Афетова, написавшего в конце XIX века рукопись " Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений " , первооснователь монастыря Феодосий и легендарный купец, срубивший часовню, - это один и тот же человек. Преподобный Феодосий и стал первым настоятелем монастыря. Точное время основания Череповецкого Воскресенского монастыря неизвестно. Однако при сопоставлении некоторых фактов можно предположить, что это произошло с 1355 по 1365 год, в период нахождения на кафедре епископа Ростовского и Белозерского Игнатия. Большинство исследователей истории Воскресенского монастыря считают, что за дату основания можно принять 1362 год.

http://drevo-info.ru/articles/13672616.h...

С другой стороны, и реакция митрополита Сергия (Страгородского) на поведение митрополита Сергия (Воскресенского) была достаточно мягкой: ему лишь предлагалось… предоставить объяснения, что естественно в условиях фронта, разделявшего их, было невозможно. О патриотической (хотя и антисоветской) позиции экзарха Сергия (Воскресенского) сохранилось множество свидетельств. Так, на совещании в октябре 1943 года майор СД Поздняков сообщил своему начальству следующую информацию: «Недавно преосвященный посвятил свою проповедь одной из заповедей “Не осуждай – не осужден будешь”, призывая верующих к тому, чтобы они не осуждали тех, кто проявляет недовольство существующим порядком, и никуда об этом не сообщали. А проповедь о помощи ближним… была направлена к тому, чтобы побудить слушающих “оказывать помощь семьям, кормильцы которых погибли от рук басурманов”» . А за три дня до трагической гибели (28 апреля 1944 года) митрополит Сергий в своей проповеди прямо говорил: «Нашу святую Русскую землю попирают враги. Близится час – и, поставленные на колени, они будут просить у нас прощения. Но мы будем тогда так же тверды и немилосердны, как они теперь к нам» . Большинство исследователей согласны с тем, что митрополита Сергия (Воскресенского) убили агенты СД . Приведем мнение, выраженное в таком фундаментальном исследовании, как «История христианства» И.-В. Майера: эксперты считают, что митрополит Сергий был убит по приказу Берлина. После перелома в войне, случившегося после битвы под Сталинградом, эта неудобная личность, которая упрямо ссылалась на Московский Патриархат, уже являлась не помощью, а помехой . По воспоминаниям некоторых очевидцев, дополнительной причиной убийства митрополита Сергия было то, что он не допустил разграбления немцами Свято-Духова монастыря . Возникает вопрос: почему, тем не менее, немецкие власти в 1941 году остановили свой выбор на экзархе Сергии (Воскресенском)? Ведь они могли опереться на Германскую епархию Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Серафимом (Ляде), тем более что он и другие представители духовенства Германской епархии неоднократно проявляли заинтересованность в миссионерстве на оккупированной территории.

http://pravoslavie.ru/34155.html

Заявление по делу об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского) Начиная с сентября месяца 1943г. я был в дружественных отношениях с покойным митрополитом Сергием, и поэтому могу описать его внутреннюю трагедию. Да, собственно и должен это сделать перед Родиной и Церковью, согласно его предсмертному завещанию, данному мне накануне его убийства, т. е. 28 апреля 1944 года. 30 марта, 2010 Начиная с сентября месяца 1943г. я был в дружественных отношениях с покойным митрополитом Сергием, и поэтому могу описать его внутреннюю трагедию. Да, собственно и должен это сделать перед Родиной и Церковью, согласно его предсмертному завещанию, данному мне накануне его убийства, т. е. 28 апреля 1944 года. Заявление архимандрита Филиппа (Морозова) по делу об убийстве экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского) в Чрезвычайную комиссию по расследованию немецких зверств 8 августа 1944г. Начиная с сентября м[еся]ца 1943г. я был в дружественных отношениях с покойным м[итрополитом] Сергием, и поэтому могу описать его внутреннюю трагедию. Да, собственно и должен это сделать перед Родиной и Церковью, согласно его предсмертному завещанию, данному мне накануне его убийства, т. е. 28 апреля 1944 года. Обстановка: Митрополит Сергий (Воскресенский) Прежде всего, обрисую обстановку, в которой ему пришлось работать: Первая деловая встреча с ним, по его специальному приглашению, произошла у меня 15 сентября 1943 г., в его квартире в св. Духовном монастыре в Вильно. Выслушав сначала внимательно мое подробное объяснение о том, как меня подвело под Патриархией окружение покойного м[итрополи]та Елевферия настолько, что меня Патриархия отлучила от церкви М[итрополи]т Сергий мне заявил, что он теперь вполне понимает мое положение по его личному здесь опыту и переживаниям и что он даст мне честное слово оправдать меня перед Матерью-Церковью и просил ему вполне довериться. И вот из дальнейших слов его выяснилась следующая картина: Большинство окружения м[итрополита]. Елевферия было эмигрантского духа как в Ковне, так и в Вильно, т. е. ярые враги Советской власти, прикрывающиеся только именем Московской церкви. Пока м[итрополи]т Сергий сидел в Риге арестованным через немцев в июле 1941 г,, духовенство, стоящее во главе, приняло самую прогерманскую линию, а в Риге даже назначен был без всякого его опроса, своего рода обер-прокурор над Церковью немец Ив[ан Давидович] Гримм. При таких условиях, чтобы выйти из-под ареста, он должен был сначала сделать заявление в газетах о своей лояльности Гитлеру.

http://pravmir.ru/zayavlenie-po-delu-ob-...

Обширное строительство начинается с 1664 года по благословенной грамоте патриарха Иосифа, данной еще в ноябре 1643 года по челобитью архимандрита Гедеона с братьею. По этой грамоте монастырь был обязан построить новую теплую трапезную церковь Святой Троицы взамен обветшавшей после сожжения обители в 1610 году. Содержащая подробные указания о строительстве грамота настолько интересна, что возникает необходимость привести ее текст полностью: “Божиею милостию се Аз смиренный Великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Руссии. Бил нам челом Белозерскаго уезду Нашего домоваго Воскресенскаго монастыря Архимандрит Гедеон с братьею, а сказал, храм де у них теплой в Воскресенском монастыре во имя Святыя Живоначальныя Троицы, да придел Преподобнаго Отца Сергия ветхой, и служить в нем Святыя Божественныя Службы невозможно, и они де обещались в том Воскресенском монастыре воздвигнуть теплой новой храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы с приделом Преподобнаго Отца Сергия Радонежскаго Чудотворца, и как тот храм и придел совершатся на тот храм, и на придел велети б ему и антиминсы дать и освятить. И Аз смиренный Великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и Всеа Руссии Белозерскаго уезду своего Патриарха домоваго Воскресенскаго монастыря Архимандрита Гедеона с братьею пожаловал, благословил. Велел ему на тот храм и на придел лес ронить, и в том лесу в Белозерском уезде, в том Воскресенском монастыре воздвигнуть новой теплой храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы да придел Преподобнаго Отца Сергия Радонежского Чудотворца, а как тот храм и придел совершатся, и на тот храм, и на придел и антиминсы дать и освятить по правилам Святых Апостол и Святых Отец, а старого храму, которыя бревна пригодятся, в тот новый храм и в придел в поделку класть в мосты и в паперть, а которые бревна того старого храму в тот новый храм и в придел не пригодятся, те бревна велеть везть в поле и в чисте месте сжечь, антиминс того старого храму велеть положить в новой престол, от восточныя страны в десном столице вытесав ящиком, и закрыть, а престольни места того старого храму велеть обрубить и, землею насыпав, покрыть, и крест над ними поставить, чтобы к тем престольким местом никакая нечистота не прикасалась. Писан на Москве лета 7152 г. — М. X.] ноября в... день”.

http://sobory.ru/article/?object=00242

Все источники говорят о высоком духовном и нравственном авторитете протоиерея Сергия Соколова Все источники говорят о высоком духовном и нравственном авторитете протоиерея Сергия Соколова, о его известности в Рязани, и не только в Рязани. («Всюду такой же – что ни делал, все благоразумно и умно», – пишет упомянутый выше Степан Яхонтов). Он мужественно противостоял обновленцам, вел с ними диспуты. В сентябре 1925 года был арестован вместе с двумя архиереями – архиепископом Рязанским и Зарайским Борисом (Соколовым, своим однофамильцем) и викарным епископом Глебом (Покровским) – и еще восемью известными в Рязани протоиереями, в числе которых – служивший вместе с отцом Сергием в Казанском монастыре Александр Климентовский. Всем вменялась «организация нелегального контрреволюционного сообщества», а отцу Сергию, в частности, то, что он «способствовал распространению журнала Циркуляры” контрреволюционного содержания» и «созданию церковной библиотеки с подбором контрреволюционной литературы». Какое-то время обвиняемые провели в Рязанской тюрьме, потом их перевели в Москву, в Бутырки. Приговор датирован мартом 1926 года: Соколов Сергей Алексеевич отправлен этапом в ссылку, в Нарымский край. Ссылку он отбывал в селе Подгорное. Вернувшись из ссылки в 1928-м году, отец Сергий снова стал служить в Воскресенской церкви – вплоть до ее передачи обновленцам, предположительно в 1935-м году. Дата смерти протоиерея Сергия Соколова – 6 октября 1940 года. У отца Сергия и его супруги Евгении Васильевны было шестеро детей: дочери Мария, Анна, Вера, Елизавета, Надежда и сын Николай. В начале 1990-х Надежда Сергеевна – скорее всего, младшая из дочерей – обратилась в прокуратуру Рязанской области с просьбой о реабилитации отца, осужденного, напомню, в 1926-м году, и в 1992-м году такое решение было прокуратурой принято. Эти сведения – из базы данных ПСТГУ; и, поскольку речь там идет лишь об одной судимости Сергея Алексеевича Соколова, мы можем предположить, что умер он все же своей смертью. Этот же вывод можно сделать из публикации сайта Казанского женского монастыря – там не сообщается о каких-либо еще репрессиях в отношении протоиерея Сергия Соколова после возвращения из нарымской ссылки. Однако в статье Татьяны Синельниковой об истории рязанской Воскресенской церкви (2009 год) сообщается, что после передачи храма обновленцам священник Сергий Соколов был «арестован и сослан». Если кто-то может внести ясность в этот вопрос – прошу откликнуться.

http://pravoslavie.ru/127291.html

В нынешнем во 198 (1690) году били челом Великим Государем Царем и Великим Князем, Иоанну Алексеевич у, Петру Алексеевичу, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцам, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрит с братиею, а в челобитной их написано: В прошлых, де, годах, блаженные памяти, Великого Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, Святейший Никон Патриарх строил у них, в Воскресенском монастыре, церковь каменную во имя Воскресения Христова против Иерусалимского образца, и построил предел возле церкви Иоанна Предтечи во имя безплотных Архангелов. И в этот предел построили они иконостас, и святые иконы написаны, и ко освящению совсем изготовлены, а без Указу Великих Государей святить не смеют; и Великие Государи пожаловали бы их, велели тот предел освятить и дать освященную грамоту. И аз, смиренный Адриан, Божиею милостью, Митрополит Казанский и Свияжский, по повелению Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, меж Патриаршества, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрита Никанора с братиею благословил, в том их, Воскресенском монастыре, предел безплотных Архангелов освятить ему ж, Архимандриту Никанору, соборне по новоисправленному Чиновнику, буде тот предел построен по чину против иных церквей. Писан на Москве лета 7198 (1690), Апреля в 29 день. Прим. У грамоты Митрополичья печать красного воска с благословящею рукою. На обороте подпись Патриаршего Приказа Дьяка Андрея Владыкина. XXVII. Патриаршая грамота на освящение подземной церкви Св. Константина и Елены, 1691 года Божиею милостью, Господин, Святейший Кир Адриан, Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх. В нынешнем 202 (1694) году били челом нам, Святейшему Патриарху, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрит Никанор да Строитель старец Сергий с братьею, а в челобитной их написано: Строют, де, они около монастыря каменный город, и передняя, де, стена зделана, и на святых воротах обещались, де, они построить церковь во имя Входа Господня во Ерусалим, да в пределе по правую сторону трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, а с левой, стороны Преподобного отца Сергия, Радонежского Чудотворца, и нам, Святейшему Патриарху, пожаловать бы их, благословить, велеть им на то церковное строение припасы готовить, и в тех припасах церковь с пределы строить, и о том дать им нашу благословенную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010