Заявление по делу об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74173.html 30 марта 2010 Заявление по делу об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского) Источник:  Православие и мир Заявление архимандрита Филиппа (Морозова) по делу об убийстве экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского) в Чрезвычайную комиссию по расследованию немецких зверств 8 августа 1944г. Начиная с сентября м[еся]ца 1943г. я был в дружественных отношениях с покойным м[итрополитом] Сергием, и поэтому могу описать его внутреннюю трагедию. Да, собственно и должен это сделать перед Родиной и Церковью, согласно его предсмертному завещанию, данному мне накануне его убийства, т. е. 28 апреля 1944 года. Прежде всего, обрисую обстановку, в которой ему пришлось работать: Первая деловая встреча с ним, по его специальному приглашению, произошла у меня 15 сентября 1943 г., в его квартире в св. Духовном монастыре в Вильно. Выслушав сначала внимательно мое подробное объяснение о том, как меня подвело под Патриархией окружение покойного м[итрополи]та Елевферия настолько, что меня Патриархия отлучила от церкви М[итрополи]т Сергий мне заявил, что он теперь вполне понимает мое положение по его личному здесь опыту и переживаниям и что он даст мне честное слово оправдать меня перед Матерью-Церковью и просил ему вполне довериться. И вот из дальнейших слов его выяснилась следующая картина: Большинство окружения м[итрополита]. Елевферия было эмигрантского духа как в Ковне, так и в Вильно, т. е. ярые враги Советской власти, прикрывающиеся только именем Московской церкви. Пока м[итрополи]т Сергий сидел в Риге арестованным через немцев в июле 1941 г,, духовенство, стоящее во главе, приняло самую прогерманскую линию, а в Риге даже назначен был без всякого его опроса, своего рода обер-прокурор над Церковью немец И в[ан] Давидович] Гримм. При таких условиях, чтобы выйти из-под ареста, он должен был сначала сделать заявление в газетах о своей лояльности Гитлеру.

http://religare.ru/2_74173_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Патриарх Сергий (Страгородский) будет канонизирован 21 сентября в Москве в Культурном центре " Покровские ворота " прошла презентация книги протоиерея Георгия Митрофанова " Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века " (редактор-составитель Сергей Чапнин, АРЕФА, 6000 экз.). Заседание – вопреки, вероятно, желанию его участников – напоминало политический процесс. В роли ответчика оказался покойный патриарх Сергий (Страгородский). Политическую актуализацию " сергианства " мы попросили прокомментировать директора Центра " Территория Церкви " Александра Щипкова. – Александр Владимирович, что же нам все-таки презентовали? Новую книгу протоиерея Георгия Митрофанова или старую тему сергианства? – И то и другое. Но, боюсь, второй повод оказался все-таки важнее. Книжка представляет собой сборник статей и публичных выступлений отца Георгия, которые были собраны и изданы по инициативе Сергея Чапнина, ответственного редактора " Журнала Московской Патриархии " . Об этом буквально накануне московской презентации мне рассказывал сам отец Георгий, с которым мы чаевничали в одном из питерских кафе, неподалеку от площади Восстания. Подаренную книжку я прочитал в тот же вечер. Митрофанов всегда интересен. Статьи смешанные – научные и публицистические. Но главный идеологический текст двухлетней давности, ради которого, судя по всему, и затевалось всё издание, посвящен сравнительному анализу поведения двух архиереев – Сергия (Страгородского) и Сергия (Воскресенского). Статья называется: " Государственно-политическая ложь и церковно-историческая правда. Некоторые страницы эпистолярного наследия митрополитов Сергия (Страгородского) и Сергия (Воскресенского) периода Второй мировой войны " . Отец Георгий – настоящий историк. Честный историк. Для него занятие историей подобно занятию искусством. Сегодня он увлечен одним направлением, завтра – другим. Новые краски, новые документы рождают новые полотна и новые статьи. Никто так убедительно не писал о трагической и подвижнической деятельности патриарха Сергия, как отец Георгий. Но взгляды и концепции могут меняться. Это творческий процесс. Презентацию этой книги, как мне кажется, интересно было бы построить на диалоге и споре отца Георгия с самим собой. Спор историка начала 90-х с историком конца нулевых! Это был бы концептуальный разговор об истории. Получился – о политике.

http://religare.ru/2_89283.html

ЖМП 8 август 2011 /  2 сентября 2011 г. Епископ Савва: Молю Вседержителя о благодатной немощи 10 июля в храме Владимирского скита Валаамского Спасо-Преображенского монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрита Саввы (Михеева) во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. 11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Саввы (Михеева) во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Петрозаводский и Карельский Мануил, Рязанский и Касимовский Павел, Верейский Евгений, Ярославский и Ростовский Кирилл, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Троицкий Панкратий, Солнечногорский Сергий, Рыбинский Вениамин.   Слово архимандрита Саввы (Михеева) при наречении во епископа Воскресенского, викария Московской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Бог Милосердный, как Отец чадолюбивый, привел меня к великому и священному дню, в который я через определение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода слышу голос Церкви Божией — быть мне ее епископом. Сакральность сегодняшнего события заставляет меня оглянуться назад и вспомнить прошлое. Сделать это нетрудно, так как мой жизненный путь невелик. Безусловно, и ныне это отчетливо видно, всё ранее казавшееся обычным и естественно происходившим, явилось Промышлением Божиим обо мне. Становятся удобопонятными слова Христа Спасителя, которые были некогда обращены в прощальной беседе к ученикам и апостолам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин. 15, 16). И потому, следуя велению своего сердца и древнему обычаю, имею желание и долг высказать то, что я переживаю в эту сокровенную и неповторимую минуту моей жизни.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_savva_m...

Волоколамск. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в Волоколамске рядом с Волоколамским кремлем была построена в 1776г. на месте прежней деревянной приходской церкви. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Сейчас бывшая церковь занята учреждением, сохранившиеся части содержатся в хорошем состоянии. До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма. Традиция особого почитания Сергия Радонежского отразилась в ежегодном торжественном крестном ходе в день памяти преподобного от Воскресенского городского собора в Сергиевский придел церкви Рождества Христова. В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин. Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В.Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды с сторожкой. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=09099

Зятьково. Церковь Сергия Радонежского. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты В Кашинском переписном списке за 1628 г. «Воскресенского девичья монастыря, что на Москва в Кремле-городе село Зятьково на реке Дубне, а в нем церковь Архистратига Михаила древяна «клецки»». В клировой ведомости 1796 г. указана церковь Архистратига Михаила с приделом Преподобного Сергия, построенная в 1770 году. В приходе 175 дворов, 1209 душ. Церковная земля принадлежит еще Воскресенскому девичью монастырю. Однако в 1855 году землей владеет Ведомство государственных имуществ. В это время в селе две церкви, одна — деревянная — уже не работает, другая — каменная с приходом 1929 душ. Но данным работы каменная церковь построена в 1852 году, главный придел освящен во имя иконы Казанской Божьей Матери, два других во имя преподобного Сергия Радонежского и архистратига Михаила. В конце XIX века в селе сильно развит башмачный промысел. Храм был один из немногих действующих храмов в округе. По данным НКВД в 1944 году на Пасху в этом храме молилось около 1500 человек, и храм села Зятьково был в числе пяти самых посещаемых по Московской области на эту пасхальную службу. Церковь с. Зятьково действовала до конца 50-х годов XX века. После закрытия в ней был устроен колхозный склад, трапезная покрыта шифером. Был сломан крест на центральной главке. Крест другой главы упал в 1978 году. Реставрационные работы до 1999 года не проводились. Церковь упомянута в каталоге «Памятники архитектуры Московской области». С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым Церковь приходская, выстроена на средства прихожан - экономических крестьян в 1852 году в стиле классицизма. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Бесстолпный двусветный четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом, на котором поставлены пять круглых декоративных барабанов с луковичными главками. С запада к нему примыкают двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня. Верхний ярус колокольни - цилиндрический резонатор звона, завершенный куполом с главкой. В убранстве фасадов храма использованы пилястровые портики. Главный престол Казанский (ныне Сергиевский), в трапезной были два придела. Иконостас временный, достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Возвращена верующим в 1991 году, ремонтируется.

http://sobory.ru/article/?object=03835

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Содержание Предисловие Археографическое предисловие Раздел 1. Документы церкви 1. Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 2. Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов 3. Список священнослужителей и действующих храмов Русской Православной Церкви в г. Ленинграде, I составленный митрополитом Алексием (Симанским) 4. Объявление Епархиального управления о проведении богослужения в церквях г. Могилева 5. Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы 6. Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И. В. Сталину о внесении Ленинградской епархией 500 000 руб. на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского 7. Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики 8. Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» 9. Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы и обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания 10. Письмо митрополита Ленинградского и Псковского Алексия председателю исполкома Ленсовета П. С. Попкову с просьбой разрешить издание документального сборника по истории Ленинградской епархии в годы войны 11. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не бросайте нас — вы теперь наши 01.02.2021 883 Время на чтение 6 минут «...и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2). Делателей так с той поры и не хватает, особенно тех, кто в священном сане. Поэтому ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника. Миссионеры приезжают в отдаленные села, чтобы совершить богослужение так называемым мирянским чином; побеседовать с людьми и ответить на их вопросы; оставить в сельском храме духовную литературу, Новый Завет, Псалтирь, епархиальную газету. В одно прекрасное, грозящее метелью и заносами воскресенье за миссионерами увязываюсь и я. Меня заранее предупреждают, что одеться нужно как можно теплее. Встреча в половине седьмого утра возле Ильинского храма на Ильинской площади. За рулем — Сергей Семенов, проектировщик и постоянный прихожанин Ильинского храма, по дороге подбираем еще Владимира Шамина. Доедем ли мы до села Синодского, что в Воскресенском районе, или увязнем по дороге в снегах — никто не знает. Нет, дорожники молодцы — Вольская трасса чистая. «А вот как там Валерий наш, доберется он до Афанасьевки или нет?» — беспокоятся мои спутники-миссионеры. Храм в честь Сошествия Святого Духа в Синодском — бывшее правление колхоза, предоставленное верующим пять лет назад. Постепенно, шаг за шагом, здание обретает присущий храму облик — в основном трудами иерея Сергия Туйгина, который находит жертвователей даже в Америке, где в свое время учился. Основное место служения отца Сергия — храм в райцентре, в Воскресенском, а приход в Синодском — приписной; потому он и не может служить здесь регулярно. До завершения работ в Духовском храме еще далеко, а что хуже всего — нет отоп­ления: не удалось пока провести газ. Вот почему меня просили одеться как можно теплее.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/01/ne_bro...

Якшино, урочище. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова , Михаила Архангела , Сергия Радонежского Год постройки:1795. Адрес: Россия, Костромская область, Солигаличский р-н, урочище Якшино Координаты: 59.236826, 42.5776 Проезд:Из Солигалича по шоссе до деревни Куземино. В центре деревни свернуть направо и следовать на восток по глиняному грейдеру около 4-х км до развилки. Далее около 2-х км на север по грунтовке через лес до открытой возвышенности, на которой стоит церковь. После Куземина проезд возможен только на подготовленном внедорожнике. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Воскресенская пог. Якшино (Беляки) каменная, с каменною колокольнею и оградой. Построена прихожанами в 1795 г. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в честь Воскресения Христова, б) в честь св. Архистратига Михаила и бесплотных Сил, в) преп. Сергия Радонежского, чудотворца. Расстояние от Костромы 230 в., от Солигалича 25 в.Ближайшие церкви: Никольская с. Чалова Тотемского уезда Вологодской губернии в 5 вер., Сретенская в Зашугомье в 6 вер. и Троицкая в Зашугомье в 8 вер. В XVII в. село входило в состав Судайской осады Галичского уезда. В 1658 г. упоминается церковь " Воскресения Христова Судайския осады Высокосельской волости " . В 1723 - " ...церковь Воскресения Христова, что на Якшине... " . http://old-churches.ru/so_018.htm Погост Якшино относился к древней Высокосельской волости Судайской осады. В XIX веке, после отмены крепостного права, погост стал входить в Зашугомскую волость Солигаличского уезда, с волостным правлением в деревне Колесниково. Приход Воскресенской церкви располагался на севере Солигаличского уезда, и граничил с Тотемским уездом Вологодской губернии. Автор благодарит историка и краеведа из г. Вологды Сергея Александровича Трифанова за предоставленные материалы, касающиеся приходов, расположенных на реке Толшма. Погост Якшино в разное время имел и другие названия: Беляки, село Воскресение. Погост Якшино часто считают татарским названием, но скорее, всего это — от уменьшительного Якуш, а церковного Яков. Сам погост, где стояла Воскресенская церковь, был небольшим – всего два-три дома для священнослужителей. Недалеко от погоста располагалась деревня Якшино, от которой храм и село были хорошо видны. Церковь расположена на живописном месте, на высоком холме. Погост и деревню разделяли две небольшие речки – Попова и Якша, которые впадали в реку Толшма. В 1723 году настоятелем Воскресенской церкви значится поп Иван Космин, а дьячком Дмитрий Терентьев.

http://sobory.ru/article/?object=49418

«Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено» Два юбилея Воскресенской Новодевичьей обители Санкт-Петербурга Ольга Орлова В ноябре этого года Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга празднует 25-летие своего возрождения, а сегодня, 18 ноября, отмечает свой 50-летний юбилей и настоятельница монастыря – игумения София (Силина). Воскресенский Новодевичий женский монастырь Тот мир не безучастен к нам Лет 30 назад тогда еще Юлия Силина уже определилась с выбором монашеского пути. А вот постригу предшествовало следующее событие. Тогда, в начале 90-х прошлого века, когда многое в стране разваливалось, а Церковь возрождалась, отцы Троице-Сергиевой лавры стали хлопотать о возвращении лаврского Петербургского подворья. Студентку юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Юлию и попросили помочь. Будучи в Москве, они с мамой поехали в лавру уточнить подробности, а поскольку прибыли поздно вечером, увидели, что Троицкий собор уже закрыт… К раке не приложиться. Хотя вскоре и последовало утешение – будто наяву, настолько сон был явственен, увидела раку преподобного Сергия и его самого, стоящего рядом… Преподобный отчетливо произнес: «Жди». Она увидела преподобного Сергия, который отчетливо произнес: «Жди». Именно в день его памяти 4 года спустя будущая игумения была пострижена в мантию Удивительно, но именно на память преподобного Сергия через четыре года в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, что под Питером на берегу Финского залива, будущая игумения была пострижена в мантию. Там же постригали и некоторых других из первых сестер обители, тогда еще прихожанок Сергиевой пустыни. Так что в Воскресенском Новодевичьем монастыре преподобного авву Сергия особо чтят – всюду в храмах, в трапезной его иконы. В 2014 году в монастыре освятили домовый храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Матушке Софии неоднократно потом еще снились знаменательные сны, которые затем находили подтверждение в действительности. Например, перед постригом, когда зачастую мир восстает на подвижника всеми своими соблазнами, будущей игумении приснился старец, которого она видела впервые.

http://pravoslavie.ru/149510.html

Троицкий. Церковь Сергия Радонежского. Церковь Сергия Радонежского (бывш. Троицкая) Карта и ближайшие объекты В бывшем селе Троицком существуют две церкви. Деревянная Троицкая (ныне Сергия Радонежского) церковь, по известным документам, построена в 1675г. на средства вотчинников, бояр Боборыкиных. Деревянная рубленая церковь поставлена на подклете. Четверик основного объема и апсида составляют древнее ядро храма, неоднократно перестроенное. Завершение основного объема четырехскатной кровлей с главкой на граненом барабане относится, судя по архитектурным формам, к XVIIIb. Обработка здания в стиле позднего классицизма выполнена в первой четверти XIXb. К тому же времени относится перестройка трапезной, сооружение колокольни, расширение оконных проемов и обшивка сруба тесом. Поселок Троицкий находится в 8 км юго-восточнее г. Истры, недалеко от берега р. Истры, у железнодорожной платформы Троицкая. Деревянный храм, построенный в конце XVII в., имел приделы и был трехглавым. Нынешняя церковь, по мнению специалистов, “характером основного объема гораздо ближе к образцам начала XVIII в., периоду, когда село Троицкое находилось во владении Воскресенского монастыря. Высокий двусветный одноглавый четверик храма с граненой апсидой и трапезной, несмотря на переделки, сохраняет колорит древней постройки: сдержанный язык архитектурных форм и характерные пропорции”.  В 1830-х гг. под стены был подведен фундамент из белого тесаного камня, расширены окна, сруб обшили тесом. Здание приобрело черты стиля ампир. В 1850-х гг. на средства известного благотворителя П. Г. Цурикова была сооружена новая колокольня о трех ярусах (до этого была небольшая колокольня “на крыше” самого храма). После построения храма в XVII в. был освящен только один, главный престол, а два другие оставались неотделанными и в 1850—1853 гг. были сняты и уничтожены “как лишние пристройки”.  Когда в 1985—1986 гг. во время реставрации с церкви сняли тесовую обшивку, разновременность трех частей здания стала очевидной: “Серые, сильно выветренные средней толщины бревна собственно храма сохранили след долгого пребывания на открытом воздухе. У трапезной и колокольни толщина бревен, способ их обработки совсем другие, и по цвету бревна, (особенно у колокольни) выглядят гораздо свежее”. 

http://sobory.ru/article/?object=01690

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010