В 1861 г., по завершении строительства в мон-ре Свято-Троицкого собора, мощи З. и С. были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора. Со времени основания Соловецкого мон-ря З. и С. чтились как покровители мореплавателей. Примечательно, что в Каноннике сер. XVI в., принадлежавшем Варлааму, игум. московского в честь Богоявления муж. мон-ря , З. и С. названы «святыми морскими чюдотворцами» (РНБ. Кир.-Бел. 160/417). Как пустынники, насадители монашеской жизни, покровители мореплавателей и просветители языческих народов Поморья святые прославляются в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. из археогр. розысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия (Шелонина): (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585-587). З. и С. также почитались как покровители пчеловодства, в народе их именовали «пчельниками». К помощи З. и С. прибегают в болезнях, имелось множество посвященных преподобным больничных храмов, в частности, в Троице-Сергиевом мон-ре, во Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст . Больничная ц. в Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст . с приделом во имя З. и С. была построена на месте явления прп. Серафиму (тогда послушнику Прохору) Божией Матери, исцелившей святого. Для Зосимо-Савватиевского придела больничной церкви Прохор соорудил кипарисовый престол. В церковь З. и С. прп. Серафим приходил причащаться в последние годы жизни. В этой церкви в июле 1903 г., перед канонизацией прп. Серафима, на 2 недели был установлен гроб с его мощами. Особое почитание З. и С. существовало в старообрядческом Выголексинском общежительстве , созданном в кон. XVII в. в Заонежье. Старообрядцы Выга считали себя преемниками соловецких иноков и вели отсчет истории Выговской пуст. со времени основания Соловецкого мон-ря. Один из приделов Богоявленской соборной часовни в Выговской пуст.

http://pravenc.ru/text/200051.html

637 См.: Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и место, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901−1902 годах. М., 1903. С. 43. Аналогичная ситуация сложилась с преподобным Нилом Сорским . «Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канонизация – в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время и санкционирована Синодом в „Верном месяцеслове“ 1903 года» (Федотов Г.П. Святые Древней Руси//Собр. соч.: В 12 т. М., 2000. Т. 8. С. 152). 638 Научное издание текстов «Повести» см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ.М., Л., 1970. Т. 25. С. 178−196. Здесь и далее цитаты по указанному источнику даются курсивом без указания страницы. 640 Наиболее подробно о Житии преподобного Варлаама Керетского и истории его почитания см.: Кочетов Д.Б., Митрофан (Баданин), иером. Варлаам Керетский//Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 632−633; Митрофан (Баданин), игум. Преподобный Варлаам Керетский: Ист. материалы к написанию жития. СПб., Мурманск, 2007. (Правосл. подвижники Кольского Севера; Кн. 3). 641 РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 41. При этом надо заметить, что «новым чудотворцем» в канонах назван лишь Варлаам Керетский. 642 См. об этом: Сапожникова О.С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелонина//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. С. 188−189. 644 Рукописные творения Сергия Шелонина особо ценились и пользовались исключительным авторитетом ещё при жизни автора. «Архимандрита Сергеевых книг из книгохранительной казны никому не продавать и не давать, держать в береженьи» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 39 об.). 645 Благовещенская Никандрова пустынь была основана в Псковской епархии в начале XVI в. преп. Никандром Псковским чудотворцем (1507−1581). 646 См. Охотникова В.И. Макарий, книжник второй половины XVII в., архимандрит соловецкий, хутынский и тихвинский//Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб. 2004. С. 371−379.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. Соболевским исследователь также писал о его раннем происхождении. 15 Белокуров выделил две редакции Сказания – «подробную» и «сокращенную», но опубликовал лишь одну – по списку Пространной («подробной»), а Краткую представил шрифтом (разрядкой набраны тексты пространной редакции, отсутствующие в краткой). Этим затруднялось адекватное восприятие Краткой, и она оставалась практически вне поля зрения исследователей. А между тем в ней имеются существенные отличия от Пространной, важные для понимания ряда ключевых фактов. Нельзя исключить того, что она могла предшествовать Пространной. В издании 2006 г. обе редакции опубликованы самостоятельно. Пространная редакция представлена списком Первоначального вида этой редакции в рукописи Нижегородской библиотеки конца XVI в., который с бесспорностью доказывает, что редакция создана не позднее этого времени, точнее, ок. 1587 г. 16 Троицкий (точнее Троицко-Соловецкий) вид Пространной редакции приведен в разночтениях по списку Троицкого собрания сочинений прп. Максима Грека (РГБ, ф. 304, Троицк. 200 р., л. 17–18 об.) и по рукописи середины XVII в., связанной с деятельностью известного соловецкого книжника Сергия Шелонина (РГБ, Сол. 741/851, л. 234–240 об.). О Троицком происхождении этого вида свидетельствует сделанное в нем дополнение, взятое из Троицкой рукописи типа МДА 153 (см. Примечание 18). Краткая редакция известна в настоящее время в тех же трех списках, которые использовал и Белокуров, и издана по рукописи РНБ, Сол. 752/862, л. 3–7, (первая треть XVII в.). 17 Она была принесена в Соловецкий монастырь из Троицы старцем Иосифом Сороцким в 1634 г. Возможно, им же была принесена и пространная редакция; в другой рукописи Сергия Шелонина, уже упомянутой Сол. 741/851, помещены обе редакции: в конце, на лл. 234–240 об.– Пространная (Троицкий вид), а в начале – Краткая, т. е. та же, что в Сол. 752/862. Первоначальный вид Пространной редакции имеет лаконичное и вполне нейтральное название: «Сказание о Максиме инока Святогорце Ватопедьскыя обители», но в Троицком виде оно распространено, акцентируя тему страдания за истину: «Сказание о Максиме философе, иже бысть инок Святыя Горы Афонскиа преславныа обители Ватопедския, иже зде и пострада доволна лета за истину».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского (1)//АиО. 1997. 2(13). С. 139). Празднование Д. 1 июня отмечено в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634; РИБ. Т. 3. Стб. 79), в «Палинодии» архим. Киево-Печерской лавры Захарии (Копыстенского) 1621-1622 гг. (РИБ. Т. 4. Стб. 853), в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237. Л. 199-199 об.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 50-е гг. XVII в.; дата кончины ошибочна - 1411/12 (6920)). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) 1645-1647 гг. Д. называется «кратким, досяжущем же небеса» ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия (Шелонина)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 584). Имя Д. включено в «Описание о российских святых» кон. XVII-XVIII в. (С. 125; указана неверная дата кончины - 1406/07 (6915)). Согласно 4-й уставной записи кремлевского Успенского собора, между 1666 и 1743 гг. торжественное празднование в соборе памяти Д. было прекращено («в соборе поют рядовым, Дионисию не празднуют» - Голубинский. Канонизация святых. С. 421). Создание службы Д., по-видимому, связано с его канонизацией. Архиеп. Филарет (Гумилевский) и еп. Сергий (Спасский) датируют службу 1548 г. Ф. Г. Спасский, отметив наличие в службе Д. общих песнопений со службой прп. Григорию Пельшемскому, предположил зависимость службы Д. от службы прп. Григорию, однако эта гипотеза неубедительна, поскольку зависимость Житий святых - обратная. Спасский полагал, что Житие Д. и служба ему написаны разными авторами ( Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество: (По совр. Минеям). П., 1951. С. 196-197). Служба Д. неоднократно издавалась с XVII в. (1-е изд.: Минея Служебная: Июнь. М., 1625. Л. 7-18), опубликована в совр. Минее (Минея (МП). Июнь. С. 13-27). В кон. XVII в. была составлена общая служба преподобным Д. и Амфилохию Глушицким (ГИМ. Син. 610. Л. 80, нач. XVIII в.; Минея (МП). Окт. С. 325-336). Местное предание связывало с Д. колодец в Сосновецком мон-ре, над которым была устроена часовня, в 1883 г.- колокольня. К 10-м гг. XX в. в обители хранились резная икона Божией Матери «Одигитрия», создание к-рой предание приписывало Д., и часть его трости. В Покровском мон-ре в 1661 г. во имя преподобных Д. и Амфилохия Глушицких был построен деревянный шатровый храм (разобран в 1840). В 1900 г. во имя этих святых был переосвящен построенный в 1841 г. деревянный храм в честь Рождества Христова. Храм был закрыт в 1937 г., в 1992 г. возобновлен как приходский, в 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня муж. мон-рю .

http://pravenc.ru/text/178323.html

2. “Собор” новгородско-псковских святых: Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Евфросин Псковский. 3. Преподобный Сергий, его ученики и “собеседники”: Никон Радонежский, Федор Симоновский, Савва Сторожевский, Андроник Московский, Стефан Махрищский, Афанасий Высоцкий, Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский. 4. Святые Белозерья, Спасо-Каменного острова и Комельского леса (“Северная Фиваида”): Кирилл и Ферапонт Белозерские, Корнилий Комельский, Геннадий Костромской, Сергий Нуромский, Григорий Пельшемский, Григорий и Кассиан Авнежские, Евфимий и Харитон Сянжемские, Дионисий и Амфилохий Глушицкие (в одном ряду с которыми упомянут также Антоний Сийский). 5. Святые средней полосы России: Авраамий Ростовский (во 2-й ред. добавлен также Авраамий Смоленский), Никита Переяславский, Макарий Калязинский, Макарий Унженский. 6. Соловецкие святые: Герман, Савватий и Зосима . 7. Другие преподобные: Александр Свирский, Евфимий Суздальский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. 8. Лик святителей: — Петр, Алексей и Иона — митрополиты московские, — Никита, Иоанн и Евфимий — святители новгородские, — Исаия Ростовский, Иоанн Черниговский, Антоний Юрьевский и Лука Белгородский (епископы, упомянутые в Киево-Печерском патерике), — Леонтий Ростовский, Стефан Пермский и Гурий Казанский — “просветители” языческих народов, — Геннадий Новгородский — борец за чистоту православной веры, — митрополит Филипп и патриарх Гермоген, — Марк Ефесский и Григорий Солунский (вселенские защитники Православия). Ниже прилагается Похвальное слово русским преподобным соловецкого инока Сергия (Шелонина) по списку РГИА, ф. 834, оп. 2, 1319 (список С) с восполнением утраченных фрагментов по дефектному списку РНБ, собр. Русского археологического общества, 15 (список А), которые передаются курсивом. Список сокращений РГИА Российский государственный исторический архив. Российская национальная библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы. ФИРИ РАН Архив СПб. филиала Института русской истории Российской Академии наук.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Житие состоит из 5 частей. 3 первые части основаны на Житии преподобных Зосимы и Савватия, «Слове о сотворении Жития Зосимы и Савватия» мон. Досифея и рассказе соловецкого мон. Тихона о смерти и погребении Г., 4-я часть - Похвала святому, 5-я содержит рассказ о 6 чудесах, совершившихся в Ст. Тотьме по молитвам к преподобному. Г. прославляется в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585). Как «соловецкого началника» упоминает Г. без дня памяти в Месяцеслове келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 333 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1690 г. соловецкая братия во главе с архим. Фирсом (Шараповым) обратилась к Холмогорскому архиеп. Афанасию (Любимову) с просьбой о канонизации Г. Архиерей благословил соловецким монахам «пустынножителя старца преподобного Германа за его многолетные постнические труды иметь и почитать яко угодника Божия... обаче... праздновать и песнопения творить со всенощным пением по уставу ему - старцу Герману - мы не указали» впредь до распоряжения царей и патриарха. В 1692 г. грамотой Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в Соловецкой обители было установлено местное празднование памяти Г. под 30 июля (в воспоминание обретения мощей) ( Досифей [Немчинов]. Географическое, историческое и статистическое описание. С. 66). Известны 2 службы на память обретения мощей Г. 1-я служба, содержащая алфавитный акростих , была создана Сергием (Шелониным), ее окончательная редакция находится в рукописном сборнике, вложенном Сергием в Соловецкий мон-рь не позднее 1658 г. («Месяца июля в 30 день обретение мощей преподобнаго отца нашего Германа, началника Соловецкия обители, новаго чюдотворца»//ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 101-115 об.; л. 116-125 об.- Житие Г.). 2-я служба напечатана в С.-Петербурге в 1898 г., она же воспроизведена в Минее (МП) (Июль. Ч. 3. С. 331-347). В 1928 г. сщмч. Петр (Зверев) , архиеп. Воронежский, будучи в штрафной командировке на о-ве Анзер (СЛОН), составил акафист Г. (опубл.: Русский паломник. 1995. 11/12. С. 25-35). tab Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору было подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Сазонова 1990 – Сазонова Л. И. Евфимий Чудовский – новое имя в русской поэзии//ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 44. С. 300 – 324. Сазонова 1998 – Сазонова Л. И. Сильвестр Медведев И Исторический лексикон: XVII век/Под ред. В. Н. Кудрявцева и др. М., 1998. С. 608 – 615. Сазонова 1998а – Сазонова Л. И. Симеон Полоцкий //Исторический лексикон: XVII век/Под ред. В. Н. Кудрявцева н др. М., 1998. С. 615 – 623. Сазонова 2000 – Сазонова Л. Символическая аллегоризация образа Алексея человека Божьего в драматургии восточнославянского барокко//Страницы. 2000. Т. 5. Вып. 1. С. 77 – 83. Сазонова 2003 – Сазонова Л. И. Русская культура XVII века перед выбором пути//Человек между Царством и Импе- рией. Материалы международной конференции «Человек между Царством и Империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив». Москва. 14 – 15 ноября 2002 г. М., 2003. С. 184 – 200. Сапмина 1987 – Салмина М. А. Житие Евстафия Плакиды//Словарь книжников 1. С. 146 – 147. Салмина 1993 – Салмина М. А. Никанор//Словарь книжников 3/2. С. 379 – 380. Самойлова 2004 – Самойлова Т. Е. Кто из византийских императоров изображен на фреске Архангельского собора?//Россия и Христианский Восток 2004. С. 128 – 135. Сапожникова 1998 – Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина//Русь и славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894 – 1987). СПб., 1998. С. 346 – 350. Сапожникова 2001 – Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия Шелонина//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 350 – 357. Сапожникова 2004 – Сапожникова О. С. Иоанн Златоуст и митрополит Филипп (к вопросу об образах, прообразах и моделях)//Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб., 2004. С. 183 – 213. Сапожникова 2005 – Сапожникова О. С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 546 – 600. Сапунов 1957 – Сапунов Б. В. К вопросу о культурных связях России с другими странами в XVI и XVII веках (по материалам печатных книг)//ТОДРЛ. М., 1957. Т. 13. С. 235 – 246.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1355 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, с. 552–564; ПСРЛ. Т. 4. М., 2000, с. 552–564; Памятники литературы Древней Руси. Сер. XVI века. М., 1985, с. 18–47; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000, с. 20–47. 1356 Морозов С. А. Повесть о смерти Василия III и русские летописи//История и практика источниковедения и археография отечественной истории. М., 1978, с. 61–77; Он же. Опыт литературоведческого анализа «Повести о болезни и смерти Василия III»//Вопросы источниковедения и историографии истории досоветского периода. М., 1979, с. 88–98; Лурье Я. С. Повесть о смерти Василия III//СКиКДР. Вып. 2: (вторая пол. XIV–XVI в.). Ч. 2; Д-Я. Л., 1989, с. 277–279. 1357 Из Повести можно заключить, что болезнь князя продолжалась примерно три с половиной месяца. В Повести подробно описывается течение болезни – созревание фурункула, начавшееся гноеотделение, наконец, видимо, развитие обширного некроза, о чем свидетельствует появление зловонного запаха («дух от нее тяжек»). Попытки традиционного местного лечения (прикладывание печеного лука, мазей) давали временный и неполный эффект. Довольно быстро появились признаки общей интоксикации организма: нарастающая слабость, отсутствие аппетита, боли в груди (как возможное проявление заболевания сердца). Незадолго до смерти у князя отмечался паралич правой руки («рука правая не начала подниматься»), что могло быть следствием нарушения мозгового кровообращения. – Благодарю за консультацию по данному вопросу доктора медицинских наук, профессора А. В. Недоступа. 1358 Игумен Макарий. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков, с. 69. 1361 Подобная Повесть свидетельствует о личном почитании того, кому она посвящена. Можно привести пример, согласно которому почитание князя имеет более выраженный церковный характер. Духовный писатель XVII века, соловецкий инок Сергий (Шелонин) в каноне всем русским святым говорит о князе Василии: «Иже мужеству тезоименитый – свет в мире, царствию же тезоименитый, терпением и незлобием якоже Давыд, звезда явися вселеннеи, князь Василий, преименованный же Варлам». – Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 2(32), с. 174. Издатель канона высказывает такое предположение: «Возможно, в «Каноне» инока Сергия (Шелонина), человека весьма близкого к Патриарху Иосифу, была выражена некоторая «канонизаторская программа», связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей». – Панченко О. «Канон всем русским святым» соловецкого писателя XVII в. (Из археографических разысканий) Там же с. 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

9 Из Повести можно заключить, что болезнь князя продолжалась примерно три с половиной месяца. В Повести подробно описывается течение болезни — созревание фурункула, начавшееся гноеотделение, наконец, видимо, развитие обширного некроза, о чем свидетельствует появление зловонного запаха (“дух от нее тяжек”). Попытки традиционного местного лечения (прикладывание печеного лука, мазей) давали временный и неполный эффект. Довольно быстро появились признаки общей интоксикации организма: нарастающая слабость, отсутствие аппетита, боли в груди (как возможное проявление заболевания сердца). Незадолго до смерти у князя отмечался паралич правой руки (“рука правая не начала подниматься”), что могло быть следствием нарушения мозгового кровообращения. — Благодарю за консультацию по данному вопросу доктора медицинских наук, профессора А. В. Недоступа. 10 Игумен Макарий. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков. С. 69. 13 Подобная Повесть свидетельствует о личном почитании того, кому она посвящена. Можно привести пример, согласно которому почитание князя имеет более выраженный церковный характер. Духовный писатель XVII века, соловецкий инок Сергий (Шелонин) в каноне всем русским святым говорит о князе Василии: “Иже мужеству тезоименитый — свет в мире, царствию же тезоименитый, терпением и незлобием якоже Давыд, звезда явися вселеннеи, князь Василий, преименованный же Варлам” (Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 174). Издатель канона высказывает такое предположение: «Возможно, в “Каноне” инока Сергия (Шелонина), человека весьма близкого к Патриарху Иосифу, была выражена некоторая “канонизаторская программа”, связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей» (Панченко О. “Канон всем русским святым” соловецкого писателя XVII в. (Из археографических разысканий)//Там же. С. 163). 14 Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 467.

http://pravmir.ru/starets-misail-sukin/

Первая рукопись сборника из Архива Синода (л. 1–45) является “беловым” 12 списком Похвального слова Сергия (Шелони­на), дошедшим до нас с небольшими утратами. От первоначального объема этого списка (составлявшего 49 листов) в нем сохранилось 45 листов 13 . Среди 4-х утраченных листов находился и первый лист этой рукописи, вместе с которым были утеряны заглавие Похвального слова и имя его автора 14 . Время создания “белового” списка Похвального слова русским преподобным относится к 40 м гг. XVII в. 15 . В его написании принимали участие два писца, одним из которых был сам Сергий (Шелонин), а вторым — его неизвестный помощник 16 . Одновременно с созданием этого списка Сергий (Шелонин) про­ставил на его полях множество разнообразных помет (ука­заний дней памяти святых, ссылок на литературные источники его Слова и т. д.), которые были сделаны им теми же чернилами, что и основной текст 17 . Итак, как показывает палеографический анализ обоих дошедших до нас списков Похвального слова русским преподобным (“черновика” и его “беловой” рукописи), оба они были написаны в 40 е гг. XVII в. 18 . По-видимому, и время работы Сергия (Шелонина) над этим произведением следует датировать 40-ми гг. XVII в. Однако замысел написать Похвалу преподобным отцам, просиявшим в его родной земле, по-видимому, возник у Сергия (Шелонина) еще раньше — в конце 1630-х гг., когда он занимался редактированием древних патериков (Египетского, Скитского, Синайского и др.) 19 и собственноручно переписал слова волоколамского писателя XVI в. Досифея Топоркова о том, что и в русской земле есть немало преподобных отцов, “иже не хуждьше зд å писанных” 20 . Впоследствии эта мысль (о равном достоинстве русских святых с великими подвижниками древности) нашла воплощение в созданном Сергием (Шелониным) Похвальном слове русским преподобным. Согласно замыслу его создателя, это сочинение должно было стать одним из уставных чтений в субботу “сыр­ную” (когда Церковь празднует память всех преподобных отцов), и тем самым дополнить ряд похвальных слов, посвященных древним преподобным отцам 21 , новым торжественным словом, написанным в честь русских преподобных.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010