Прошла дискуссия о святом митрополите Вениамине августа 2022 В Культурно-просветительском центре " Покровский остров " 12 августа прошла дискуссия о судебном процессе над митрополитом Вениамином Петроградским . Беседа велась при поддержке Свято-Филаретовского института. Разговор начала Ольга Ходаковская, хранитель архива и музея истории Санкт-Петербургской епархии . По ее словам, митрополит Вениамин брал всю вину на себя, пытался уберечь архимандрита Сергия. Владыка считал себя архиереем народным, понимал, что людей нужно повести за собой, нужно с ними говорить. Только после этого им было принято тяжелое решение передать церковные ценности государственной власти. Никита Гольцов, выпускник Института истории СПбГУ, автор книги о мученике Юрии Новицком, согласился с мыслью о том, что митрополит был духовным лидером. Владыка положил жизнь ради веры. К сожалению, часто " не звучат имена тех, кто пошел с митрополитом " - архимандрита Сергия (Шеина), профессора Юрия Новицкого и адвоката Ивана Ковшарова. Они не отреклись ни от Церкви, ни от митрополита, а Юрий Новицкий всеми силами старался изменить ход судебного дела. Научный сотрудник Института истории РАН Павел Рогозный отметил, что часто забывают исторический контекст события. Так, многие поступки митрополита во время Гражданской войны можно назвать компромиссными: он отстоял мощи святого Александра Невского, заявив правительству, что будет отлучать от Церкви всех белых, которых поддерживала большая часть священнослужителей. Митрополит искал решение конфликта с красными, разговаривал с советской властью, отстаивая интересы церковного сообщества. Анастасия Наконечная, сотрудница газеты " Кифа " , акцентировала внимание на том, что и кто окружал митрополита в годы революции и Гражданской войны: " Отсутствие административной сущности в митрополите было даром Божиим для епархии. Именно отсутствие этого умения привело к тому, что возникали братства, которые брали ответственность за митрополию. В них формировалось так много доверия и свободы, что и выстраивало любовь народа, крепкую его веру, которая хранилась все двадцатое столетие " , - сказала она.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

14 мая комиссия представила в Политбюро свое заключение. Вынесенный Московским трибуналом приговор к высшей мере наказания был признан «справедливым по отношению ко всем 11-ти [осужденным]». В отношении 5 из них, согласно заключению комиссии, не оказалось «данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора», а по отношению к оставшимся 6 осужденным комиссия считала возможным «пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». 18 мая Политбюро утвердило список имен 5 осужденных на смерть по Московскому делу. Однако Президиум ВЦИК во главе с М. И. Калининым некоторое время медлил с официальным утверждением приговора Московского трибунала. В связи с этим 26 мая Политбюро приняло постановление: «Указать тт. Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты, проявленной ими в проведении в жизнь решения Политбюро от 18.V. с. г. ...и предложить им выполнить его в течение сегодняшнего дня». В тот же день священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров были расстреляны. В отношении протоиереев Александра Добролюбова, Василия Вишнякова, Анатолия Орлова, Сергия Фрязинова, мирян М. Роханова и В. Брусиловой смертный приговор, вынесенный Московским трибуналом, постановлением Президиума ВЦИК был заменен на 5 лет тюремного заключения. Подготовка процесса над патриархом и его окружением задерживалась, т. к. занятые в антицерковных мероприятиях следственные органы, а также курировавшее их деятельность руководство РКП(б) в это время основное внимание уделяли подготовке и проведению Петроградского процесса, к-рый завершился казнью 13 авг. 1922 г. Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , прмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова . Также задерживались следственные мероприятия по делу большой группы духовенства и мирян Москвы, привлеченных к суду за противодействие изъятию церковных ценностей в марте-апр. 1922 г., но не попавших в число обвиняемых на 1-м Московском процессе.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Единство и благополучие этого мира были беззаконно нарушены событиями революции: в 1917 году монастырь был закрыт, а двое его насельников: иеромонах Сергий, до пострига – Иван Гальковский, ииеродиакон Андроник, до пострига - Александр Барсуков - были злодейски убиты. В 2000 году они были канонизированы Русской Православной Церковью.Оба новомученика были валаамцами. Первым в 1911 г. из Валаамского монастыря в Носовский перевели о. Сергия, уроженца Витебской губернии. В 1908 г., в год открытия Носовского монастыря, он только был зачислен послушником в Валаамский монастырь и проходил рыболовное послушание. В 1910 г. его постригли в монашество и на следующий год перевели в Носовский монастырь, где он бы рукоположен воиеромонаха и являлся одним из трёх священноиноков новой обители. Иеродиакон Андроник, уроженец Олонецкой губернии, поступил в Валаамский монастырь в 1895 г. Был зачислен послушником в 1900 г. Пострижен в монашество в 1907 г. Он нес послушание помощника благочинного, затем находился в Тихвинском скиту, был канонархом. В Носовский монастырь о. Андроника перевели в 1916 г. и в 1917 рукоположили во иеродиакона. Он исполнял ответственное послушание эконома обители, и в том же 1917 г. защищая больного игумена и суммы монастырские, был злодейски убит хулиганами, напавшими на монастырь. Иеромонах Сергий погиб вместе с иеродиаконом Андроником (Барсуковым). Двое названных валаамца были первомучениками революции. В обстановке растущего беспредела и беззаконий они пали жертвами первой волны красного террора. В 2000 г. из пострадавших за веру в революционный 1917 год Русской Церковью были канонизированы трое новомучеников: прот. Николай Кочуров и двое вышеупомянутых валаамских пострижеников. Их имена были упомянуты 7 (20) сентября 1918 г. на последнем заседании Священного Собора Русской Православной Церкви в докладе секретаря Собора В.П. Шеина «О гонениях на Церковь и новых мучениках»: «Почти по всей России совершается осквернение и поругание святынь… Нет ни одной епархии в пределах Советской республики, где бы ни было захвачено имущество почти всех монастырей. Одни из таких захватов носили характер чисто разбойничьих нападений… как, например… нападение на Носовский монастырь Тамбовской епархии, сопровождавшееся убийствомдвух человек из братии – иеромонаха Сергия и иеродиакона Андроника и ранением двух послушников». В настоящее время это всё, что нам известно о святых подвижниках Носовского монастыря, препмчч. Сергии и Андронике. Мы знаем очень мало.

http://sobory.ru/article/?object=55496

Для захвата церковного управления на местах ВЦУ направило по епархиям пятьдесят шесть уполномоченных, вменив им в обязанность «изгнание монахов, то есть архиереев из архиерейских домов» и захват православных храмов. Обвиняя архиереев в контрреволюционности, уполномоченные подыгрывали властям, и те высылали их из епархий. От управления своими епархиями были устранены видные архипастыри, и среди них митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) , Казанский священномученик Кирилл (Смирнов), Ярославский святитель Агафангел, архиепископы Крутицкий Никандр, Харьковский Нафанаил. Трагические события произошли в Петрограде. Вернувшись из Москвы в Петроград, протоиерей А. Введенский пытался вовлечь в обновленческую авантюру приблизившего его прежде к себе митрополита Вениамина. 25 мая он предъявил митрополиту «удостоверение» с подписью епископа Верненского Леонида в том, что, согласно резолюции патриарха Тихона, он является членом Высшего церковного управления и командируется в Петроград по делам церковного управления. Митрополит обратил внимание на отсутствие на этой бумаге подписи патриарха и отказался признать «удостоверение». А через день, за воскресной литургией в петроградских церквах зачитано было послание митрополита Вениамина к пастве, в котором священники Введенский и Белков, без воли своего епископа отправившиеся в Москву и принявшие там на себя высшее управление Церковью, отлучались от церковного общения впредь до принесения покаяния. В понедельник в покои митрополита явились представители власти вместе с Введенским: один для ареста архиерея, другой для принятия канцелярии. Введенский подошел к святителю под благословение, но святитель благословения не дал, сказав: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду». В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил первый викарий митрополита епископ Ямбургский Алексий (Симанский). 10 июня в Петрограде открылся процесс по делу о церковных ценностях. На скамью подсудимых посадили восемьдесят шесть обвиняемых, и среди них митрополита Вениамина, епископа Венедикта (Плотникова), настоятеля Казанского собора протоиерея Н. К. Чукова (впоследствии митрополит Григорий), настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Л. К. Богоявленского, архимандрита Сергия (Шеина), председателя правления Совета петроградских приходов профессора Ю. П. Новицкого, членов правления и юрисконсульта Александро-Невской лавры И. М. Ковшарова, профессора В. Н. Бенешевича . Подсудимые обвинялись в причастности к волнениям, которые были учинены при изъятии ценностей из петроградских церквей. Главным свидетелем обвинения выступил протоиерей В. Красницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Постановили: Одобрить представленный Комиссией порядок канонизации святых к неукоснительному выполнению такового во всех епархиях Русской Православной Церкви. Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века (доклад Священному Синоду, представленный председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 26 декабря 1995 г.) 3 Память священномучеников, мучеников и исповедников, подвизавшихся и пострадавших в годы гонений в XX веке, свято чтится Православной Церковью . Собор новомучеников и исповедников Российских, канонизованных Архиерейскими Соборами 1989, 1992 и 1994 годов, включает ныне имена десяти угодников Божиих: святителя Тихона, Патриарха Московского, священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова. Кроме того, еще несколько мучеников и исповедников прославлены как местночтимые святые в отдельных епархиях Русской Церкви. Почитание канонизованных и неканонизованных новомучеников является живой чертой благочестия православного народа нашего времени. По поручению Священноначалия Синодальная комиссия по канонизации святых, отвечая стремлению народа Божия к прославлению новомучеников, продолжает тщательное исследование житий и обстоятельств кончины пострадавших за Христа архипастырей, пастырей, монашествующих и благочестивых мирян. Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории, когда Церковь возрастала из семени, каким явилась для нее кровь, пролитая мучениками за Христа. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в Распятого и Воскресшего Спасителя. Но необходимым условием почитания было исповедание ими правой веры. Из этой общей нормы возможным исключением является, пожалуй, лишь один случай – с Лукианом Антиохийским, учеником которого считал себя Арий и которого святой Александр Александрийский называл последователем ересиарха Павла Самосатского. И все-таки твердых оснований считать воззрения святого мученика Лукиана еретическими нет; такой глубокий исследователь богословской мысли Древней Церкви, как В. В. Болотов писал: «В догматических воззрениях Лукиана разобраться трудно. Во всяком случае, в Символе, ему приписываемом, нет ничего благоприятствующего для арианских идей» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Все это говорит о том, что даже сломанные инструменты правосудия тормозят беззаконие. В уста одного из героев я вложила слова: Уголовный кодекс, который не соответствует каким-то критериям правового мышления, все равно лучше, чем никакого уголовного кодекса. Настоящий юрист всегда сражается за правду Господь Иисус Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь » (Ин 11:25). А юрист призван служить правде, земной,не небесной. Но земная правда есть часть Истины, ее преломление в нашей повседневности. Способствовать победе правды и поражению лжи — в этом и состоит высший, духовный смысл служения юриста. Вдохновитель проекта книги — известный томский юрист Дмитрий Лизунов. Именно ему принадлежит инициатива создать книгу-памятник к столетию Петербургского процесса. Дмитрий много и напряженно размышлял о том, в чем духовный смысл его профессии и как помочь юристам справиться с той колоссальной ответственностью, которая на них лежит. Ведь иногда от работы адвоката зависит судьба человека. Перед смертью рыдать не стыдно Яркий эпизод как нельзя лучше характеризует Юрия Новицкого: на суде он попытался отвести обвинение от протоиерея Николая Чукова — будущего митрополита Петроградского Григория, своего близкого друга. Тот был многодетным отцом. Юрий Петрович сказал: «Если кого-то надо осудить, судите меня. И приговорите меня. Потому что протоиерей Николай — многодетный, а у меня только одна дочь. Мне очень больно ее оставлять, но, если нужно, — лучше возьмите меня». Думаю, это был шаг отчаявшегося человека. Ведь обвинителям было все равно, что он там говорит. Место казни митрополита Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Ковалевский лес, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи Остались воспоминания, что он рыдал перед казнью. И не только о судьбе дочери — обо всем. Но перед смертью рыдать не стыдно. Святость — состояние, к которому призваны все христиане Есть обывательское представление о святых как о людях не от мира сего. Будто они уже родились такими — Бог их такими создал. А на самом деле святой — это «посвященный Богу». Тот человек, который пришел в Церковь и посвятил себя Богу.

http://blog.predanie.ru/article/oni-eshh...

Далее преосвященный Митрофан зачитал «отдельное мнение», поданное членами Отдела, не согласными с вынесением «формулы» на обсуждение на Соборе. В «особом мнении» говорилось, что согласно Уставу Собора Отдел должен выносить на Собор по каждому делу письменный доклад и текст предполагаемого постановления Собора, а не «неопределенное пожелание» по столь важным и спорным вопросам. «Ни один Член Собора не может ни принять, ни отвергнуть предлагаемой формулы о патриархе и Соборе…, прежде чем не будут ясно определены как права и обязанности патриарха, так и организация проектируемого Собора» , – говорилось в «особом мнении», подписанном 32-мя членами Отдела, среди которых значатся имена не только выдающихся профессоров (А. Бриллиантова, В. Бенешевича и других), но и будущих священномучеников – протоиерея Николая Добронравова и В.П. Шеина (впоследствии архимандрита Сергия, †1922). Председателем также было зачитано заявление 32-х членов Собора, в котором содержалось предложение не обсуждать на пленарных заседаниях доклад Отдела о «формуле перехода», вернув его в Отдел для дальнейшей разработки. В заявлении, в частности, говорилось: «В состав формулы доклада входят такие понятия, которые в Отделе частью совсем не разрабатывались (понятие об органах управления, вместе с которыми действует патриарх), частью не закончены разработкой (понятие о Соборах, коим патриарх подотчетен). Равным образом и само понятие о патриархе в Отделе еще не выяснено, и во всяком случае смысл формулы " первый между равными " не уяснялся в Отделе» . В соответствии с соборным Уставом было предоставлено слово нескольким членам Собора – за и против внесенного предложения. Профессор П.П. Кудрявцев, первым подписавший и «особое мнение», и «предложение» от 32-х членов Собора, в своем выступлении подчеркнул, что к «особому мнению» присоединились не только противники, но и защитники идеи патриаршества – В.П. Шеин и С.П. Руднев. Взявший слово граф Д.А. Олсуфьев, сторонник патриаршества, также подписавший «особое мнение» за отклонение формулы перехода, высказался так: «Я за патриаршество, но в моем смысле, т.е. когда соборность в церковном управлении будет правильно поставлена и последовательно проведена» . Выступавшими за отклонение «формулы» было отмечено, что на момент ее обсуждения в Отделе еще не был решен наиважнейший вопрос о составе Собора: о том из кого он должен состоять – из одних ли епископов, или из епископов, клира и мирян, – не был решен вопрос о сроках созыва Собора, указывалось также на неясность в вопросе о том, о каких именно «органах церковного управления» говорится в «формуле». В целях экономии времени, а также в соответствии с Уставом было предложено вернуться к обсуждению вопроса о патриаршестве на пленарных заседаниях Собора после более обстоятельной проработки данного вопроса в Отделе.

http://bogoslov.ru/article/2271021

С началом кампании по изъятию церковных ценностей 19 марта 1922 г. прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом организовать сбор пожертвований и личных драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора. 21 марта был вызван для допроса в ГПУ, но отпущен с предупреждением не препятствовать работе комиссии по изъятию. С арестом в кон. апр. большинства членов Об-ва правосл. приходов организовал помощь заключенным. 9 мая в качестве представителя митр. Вениамина присутствовал на заседании комиссии Петроградского Помгола. В сер. мая при поддержке АХ и АН безуспешно пытался предотвратить разрушение соборных иконостасов, представлявших историческую и художественную ценность. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 10 июня начался судебный процесс (см. ст. Петроградский процесс 1922 г. ), на к-ром о. Николай и митр. Вениамин сидели рядом на скамье подсудимых. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово; так же как и др. обвиняемые, прот. Н. Чуков виновным себя не признал, подчеркнув, что, «если нужно, я встречу смерть спокойно» («Дело» митр. Вениамина. С. 82). 5 июля Петроградским губ. революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 др. обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП(б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) , проф. Новицкого и И. М. Ковшарова (см. Иоанн Ковшаров, нмч.). 3 авг. постановлением Президиума ВЦИК прот. Н. Чукову расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в петроградской тюрьме. 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным. 30 нояб. выпущен на свободу. Ввиду захвата Казанского собора обновленцами (см. ст. Обновленчество ) и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), контроль над к-рым стремилось установить обновленческое Петроградское ЕУ, прот. Н. Чуков обратился к 1-му вик. Петроградской епархии Лужскому еп. Мануилу (Лемешевскому) с просьбой о причислении сверх штата в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге . 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в С.-Петербурге с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апр. того же года заведовал Богословскими курсами Центрального городского р-на, преподавал апологетику и патристику. Одновременно разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах , после регистрации к-рых 25 сент. 1925 г. избран их ректором. 25 нояб. 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за соч. «Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова».

http://pravenc.ru/text/166689.html

Красиков: Вы считаете, что уровень понятий XX столетия тот же, что и в IV веке? Митрополит Вениамин: Христианство всегда было, христианство вечно. Что было при Христе и что было при апостолах, то осталось для верующих и в настоящее время. Красиков: Так что вы и руководствуетесь пониманием IV века? Митрополит Вениамин: Я руководствуюсь Евангельским пониманием и заявляю об этом как епископ Православной Церкви. Красиков: Как епископ Православной Церкви вы говорите: все можно отдать голодающим, когда они нуждаются? Митрополит Вениамин:“Я прошу разрешить нам отдать голодающим и принять в этом участие, потому что по-христиански мы должны и впредь отдавать и творить эту милостыню. Красиков: В чем вы понимаете христианство? Митрополит Вениамин: “В деятельности. В жизни”». Не нужно и говорить, насколько эти ответы разрушали ложь красиковских обвинений. На процессе нашелся свой Иуда – священник Владимир Красницкий, принадлежавший к обновленцам (группе 12) и вошедший в Высшее церковное управление. Вот его описание: «Высокий, худой, лысый, с бледным лицом, с тонкими губами, еще не старый человек (лет 40–45) в священнической рясе решительными шагами, с вызывающим видом подошел к своему месту и начал свое “показание”. И с каждым словом, с каждым звуком этого мерного, спокойного, резко-металлического голоса над головами подсудимых все более сгущалась смертная тьма. Роль свидетеля была ясна. Это был очевидный “судебный убийца”. Фигуры членов трибунала и самих обвинителей померкли на время перед Красницким. Так далеко даже их превосходил он в своем стремлении погубить подсудимых. Какое-то перевоплощение Иуды… Как-то жутко и душно становилось в зале… Все – до трибунала и обвинителей включительно – опустили головы… Всем было не по себе». Всю «вину» по предъявленному обвинению митрополит Вениамин взял на себя, стараясь защитить всех проходивших по этому «делу» Всю «вину» по предъявленному обвинению митрополит Вениамин взял на себя, стараясь защитить всех проходивших по этому «делу». С большим достоинством и мужеством держались и другие подсудимые. Вот один из примеров – допрос в суде архимандрита Сергия (Шеина). В миру Василий Иванович Шеин в 1893 году окончил Училище правоведения. В 1913 году был членом IV Государственной думы, состоял во фракции националистов. В 1907 – член и секретарь Поместного Собора Российской Православной Церкви. С 1920 года – монах, настоятель Троицкого подворья в Петрограде.

http://pravoslavie.ru/147712.html

Ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский поделился опытом сохранения памяти о новомучениках на приходах. Клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице иерей Сергий Чекоданов посвятил свое выступление письму-завещанию владыки Вениамина. В исполнении хора СПбДА под управлением Раисы Гундяевой прозвучали пять фрагментов оратории «Страдалец до Голгофы» Михаила Малевича, посвященной митрополиту Вениамину. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин был арестован 1 июня 1922 года по сфабрикованному делу «об изъятии церковных ценностей». Вместе с ним перед трибуналом предстали 86 человек. Петроградский процесс проходил в здании бывшего Дворянского собрания (ныне Санкт-Петербургская филармония). Ревтрибунал приговорил к расстрелу 10 человек, в том числе владыку. Позднее шестерым смертную казнь заменили лишением свободы. Митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), юриста Ивана Ковшарова, профессора Юрия Новицкого тайно расстреляли 13 августа 1922 года. В 1992 году Архиерейский Собор причислил митрополита Вениамина и иже с ним пострадавших к лику святых. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Жестоко избил невесту и обнимал после труп: что будет с убийцей? Часть Внуково эвакуирована из-за высокой угрозы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/eg...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010