Испрашивая вашего архипастырского благословения, имею честь быть, вашего преосвященства, милостивого архипастыря и отца нижайшими послушником Московской дух. академии ректор архим. Савва». Преосвященнейший не замедлил мне ответит; он писал от 26-го числа: «Сердечно благодарю вас за скорое сообщение чрезвычайно интересного для меня известия о водворении вашем во второй раз под кровом пр. Сергия. Есть во мне уверенность, что искренность ваших отношении ко всем окружающими вас людям и обстоятельствам, благочестивая преданность к пр. Сергию, при мудром руководстве владыки, при всегда готовой для нас помощи благодати, удобно выведут вас из трудностей, которых так много вы опасались, конечно, не для того, чтобы прийти в уныние, а для того, чтобы приготовиться действовать верно. Исполняя поручение преосв. Сергия 556 , я говорил о Заиконо-спасском монастыре и владыка согласился, что не должно оставлять его надолго без настоятеля; но не надеюсь, чтобы скоро последовало назначение, так как владыку подавляет множество дел – не трудностью для его ума и опытности, но численностью, для одоления которой не достает времени. Желаю, чтобы как можно скорее вы стати, хоть по монастырю, москвичом, а пока надеюсь, что пространство, не дающее мне видеть ваше лицо, не воспрепятствует мне видеть любовь вашу, за которую я и благодарю, как та что-то полученное, потому что хочу продолжать пользоваться ее дарами. Если минуты свободы внушать вам когда-нибудь написать ко мне письмо с тем же характером журнала какой есть в полученном мною первом письме, я буду очень благодарен внушениям этих минут. Меня не покидает простуда и потому я не покидаю кельи и если выезжаю, то единственно на Троицкое подворье, да нет и желания к выездам. Простите. Помяните молитвою у мощей преподобного и добрым желанием душевно вам преданного». 27-го ч. писала мне из Москвы княгиня Лидия Григорьевна Дадиан (урожденная баронесса Розен – родная сестра известной игуменьи Митрофании): «Позвольте и мне принесть вам искреннюю мою и мужа моего признательность за все ваше доброе расположение к нам. Мы были истинно тронуты до глубины души 19-го ч. сего месяца 557 , когда вы не отказали в нашей просьбе, утешили нас, приехали к нам накануне вашего отъезда из Москвы; теперь же, желала бы выразить всю мою вам благодарность, но нет достаточно слов, которыми молят благодарить за чувство расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Теперь, когда страсти улеглись, а жизнь жестоко потрепала его, он все больше и больше начал понимать своего прежнего руководителя и с другим чувством вспоминал былые столкновения. — Произошла у нас какая-то очередная стычка, — с веселой улыбкой рассказывал отец Димитрий, явно наслаждаясь этим воспоминанием, — я разгорячился, говорю: нельзя же все требовать да требовать, все строгость да строгость. Нужно помягче, с любовью. А отец Сергий отвечает: «Мягкость не всегда полезна, иногда нужно и „емь — давляше!”» Опять отец Сергий ночи не спал. Сколько ни говорили они с Мишей, сколько ни искали выхода, они ничего не могли придумать, кроме того, чтобы Мише вернуться в Острую Луку. Только там, где его знали, где еще пока много было людей, доброжелательно относившихся и к отцу Сергию, и к самому Мише, и можно было попытаться найти хоть какую-нибудь работу. Если очень повезет, проработав там год-другой и получив справку о трудовом стаже, можно, пожалуй, устроиться и еще куда-нибудь, но начинать нужно только там. И притом отправляться туда немедленно, не доводя до осени, когда потребность в рабочих руках уменьшится. А если сейчас, то нужно восемьдесят верст идти пешком — в горячую летнюю пору подводу ни за какие деньги не достанешь. Можно, конечно, мимоходом зайти на элеватор, но найдутся ли там попутчики, привозившие в город зерно? Но если и найдутся, то только до соседней волости, в лучшем случае за пятнадцать — двадцать верст от села, — из Острой Луки и ближайших к ней сел хлеб возили не в Пугачев, а в Духовницкое. Багажа пешком много не захватишь, только самое необходимое. Зимние вещи, постель, кое-какие книги и Мишину скрипку должны были переправить после, когда приедут за Анной Филюшиной, которая уже вторую неделю жила у батюшки, ходила на процедуры в больницу. Таким образом, трудности вставали с самого начала. Правда, несмотря ни на что, сунул-таки он в карман книжечку стихотворений Надсона, а с тяжелым томом своего любимца Некрасова пришлось расстаться до осени. Что бы ни чувствовали отец Сергий и Миша, другие члены семьи оставались почти спокойными: сказывалось то, что они не принимали участия в обсуждении вопроса и потому не чувствовали всей важности совершавшегося. Даже то, что Миша не ехал, а шел пешком, вместо того чтобы вызвать беспокойство и заботу о нем, придавало в их глазах делу отпечаток легковесности. Казалось, пойдет он, повидается с друзьями, поживет немного и вернется. Даже в школу, Спасское и Ершово, его провожали с большим волнением. Только когда, простившись со всеми, Миша вышел со двора, а Анна, всхлипнув, сказала: «Что это вы его как провожаете? Кто знает, когда теперь увидитесь?» Только тогда у Сони кольнуло сердце.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

А. А. Спасский, соединивший дарования богослова, патролога и историка, стоит у истоков русской историческо-догматической школы. Глубоко вникая в догматические движения III-IV вв., он дает ярчайшую панораму, раскрывает «генетическую и логическую связь идей и событий» 38 . Пространный труд Спасского «Эллинизм и христианство. (История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период истории христианской религии)» 39  так и остался незавершенным ввиду болезни автора. Много материалов журнал публиковал о современной жизни славянских Православных Церквей, 40 о русской миссии в Японии 41 , а также по современным отношениям с инославием (католичеством, англиканством и разными деноминациями протестантизма) 42 . Наиболее прославленным автором в области русской церковной истории явился Е. Е. Голубинский, чье известное исследование «История канонизации святых в Русской Церкви»  впервые было напечатано в «Богословском вестнике» 43 . Также Голубинский стал одним из первых обличителей русского раскола на страницах журнала 44 . Несмотря на присущую ему склонность к гиперкритике сочинения его продолжают сохранять свое значение, благодаря обилию привлеченного им материала. Изучением отношения раскола с главенствовавшей Церковью занимался Н. Ф. Каптерев, публиковавший в течение 1908-1911 гг свой обширный труд «Патриарх Никон и Алексей Михайлович» . Благодаря трудам С. С. Глаголева публикации по основному богословию в «Богословском вестнике» вместо доминировавшего прежде философско-богословского подхода приобрели более естественнонаучную апологетическую направленность 45 . В те же годы, что и вышеуказанный автор, проф. прот. П. Я. Светлов, преподававший богословие в Киевском Университете, публиковал свой труд «Идея Царствия Божия в ее значении для христианского миросозерцания. (Богословско-апологетическое исследование)» 46 . Проф. С. С. Глаголев и В. А. Кожевников опубликовали ряд обстоятельных очерков, посвященных истории нехристианских религий. Первые публикации по нравственному богословию принадлежали архим. Леонтию (Лебединскому) (будущему митрополиту Московскому и Коломенскому), Н. Г. Городенскому и архим. Сергию (Страгородскому, впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси) 47 . С 1902 г. в журнале публиковались статьи уже упоминавшегося М. М. Тареева, не столь откровенные, как в 1917-1918 гг., но уже проникнутые «новым», весьма либеральным взглядом на христианскую нравственность 48 . Так, например, в достаточно показательной статье Тареева «Дух и плоть» 49 с позиций модной тогда в Германии «философии жизни» давалась критика христианской догматики и утверждалось, что апостольско-патристическое догматическое учение заслоняет от нас простоту евангельской истины, которая не только не запрещает, но даже поощряет страстность плотской жизни (sic!) 50 .

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

Отец Сергий зашел в залу, осторожно зажег лампу, надел епитрахиль и встал перед иконами. Лежавшая на маленьком столике в переднем углу книжечка сама открылась на акафисте Покрову Божией Матери, который читали перед Родниковской иконой. Да эта книжечка почти и не нужна была отцу Сергию. Он знал акафист наизусть. «Радуйся, премилосердная утешительница всех скорбящих и обремененных… Радуйся, сирот безматерних незримая воспитательница… Радуйся, матерей детородящих скорое и безболезненное разрешение… Радуйся, печальных утешение…» — горячо шептал он. В это время Наташа проснулась и позвала сестру: — Соня, это кто пищит? Котенок? — Да, котенок. — Соня, которая проснулась на минуту раньше, прикрыла сестренку одеялом, чтобы заглушить посторонние звуки, и, как маленькую, тихонько похлопала ее по спинке: — Спи, утром посмотрим! Соня сидела лицом к окну в кухне за столом, загроможденным акварельными красками и цветными карандашами, и рисовала виньетки на недавно подаренных ей конвертиках и листочках почтовой бумаги. Вернее, она сводила контуры рисунка через копировальную бумагу, а потом оттушевывала и раскрашивала его. Вот уже лежат готовые крошечные веточки незабудки, розовый бутон, мальчик в красочном средневековом костюме… Она работает над очередным рисунком, но не может сосредоточиться, ее глаза то и дело отрываются от рисунка и устремляются через окно на дорогу, пересекающую площадь и теряющуюся за поворотом улички на севере. Девочка потому и устроилась у кухонного стола, что только здесь видна эта дорога. Она ведет в Спасское, на пристань. Сегодня отец Сергий выехал туда встречать жену, а недавно оба мальчика, прихватив с собой и Наташу, отправились по той же дороге в луга, к броду через Чагру, ожидать их возвращения. Соня тоже с удовольствием пошла бы туда, если бы было на кого оставить Сережу. Можно бы попросить кухарку Таню посидеть с ним, но она тоже воспользовалась случаем, что сегодня не будет работы ни на гумне, ни в поле, и пошла навестить своих родных. Да, положение старшей в семье, безусловно, обязывает.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Впечатление отрешенности от всех мирских забот было настолько сильным, что Ферронский даже упустил из вида, что отец Сергий был протоиерей, а не иеромонах. У него создалось впечатление, которое легко могло создаться и у любого другого малознакомого с причтом Нового собора, что отец Сергий человек свободный, не обремененный заботами о семье и житейские земные интересы ему чужды. Зато знавшие его ближе отлично видели, что мысль о детях всегда была с ним и что бы ни делал, о чем бы ни говорил, все напоминало ему о них. Впоследствии мать Евдокия, алтарница, вспомнила, что отцу Сергию нельзя было сделать большего удовольствия, как спросив о детях. Несомненно, выполнение пастырских обязанностей стояло у него на первом плане, но в глубине души его никогда не оставляла и эта мысль — забота о том, как воспитать детей. И не только воспитать по-христиански, но как-то устроить их жизнь. Весной 1927 года особенно остро, прямо ребром, встал вопрос о школе. Собственно, он вставал уже давно, так как в Острой Луке и окружающих ее селах были только школы первой ступени, но до сих пор удавалось ограничиться полумерами. В прошлом году отец Сергий устроил мальчиков в школу-семилетку в чужом районе, в селе Спасском (Приволжье), отстоявшем от Острой Луки километров на тридцать, а от Пугачева и на все сто двадцать. Костя окончил там последнюю, седьмую группу, значит, его нужно было устраивать в восьмую, а Миша хоть и перешел только в седьмую — не было никакого смысла везти его одного в такую даль. Наташа же вообще училась только дома. Отец Сергий сознательно заботился о том, чтобы младшая девочка, как перед тем и мальчики, подольше не встречались с чужими и чуждыми идеями и влияниями, чтобы ее внутренний мир формировался и креп полностью в его руках. Но ограничиваться дальше домашним обучением стало невозможно, наступило время знакомить и ее со школой, систематизировать те знания, которые она имела, и увязать их со школьной программой. Соня тоже беспокоила отца, может быть гораздо больше, чем она сама подозревала.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Освящен Иннокентиевский придел Спасского кафедрального собора Пензенской епархии 8 августа 2022 г. 17:10 7 августа 2022 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, в день Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил великое освящение левого придела Спасского кафедрального собора города Пензы в честь святителя Иннокентия Пензенского, возглавил крестный ход вокруг храма и Божественную литургию в нем. Его Высокопреосвященству сослужили: и.о. секретаря Пензенской епархии протоиерей Павел Матюшечкин, настоятель Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьева-Польского ( Александровская епархия ) игумен Афанасий (Селичев), протоиерей Владимир Ольхов, благочинный Шемышейского районного округа иеромонах Августин (Зайцев), ключарь собора иерей Сергий Червяков, диаконы Ростислав Горшенев, Богдан Яворский и Георгий Насонов. Богослужебные песнопения исполнил хор Спасского кафедрального собора под управлением регента Ольги Горшеневой. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Ольхов. По окончании Литургии правящий архиерей и духовенство совершили славление преподобному Сергию Радонежскому перед его честными мощами, которые накануне были принесены в Пензу. Затем владыка Серафим поздравил верующих с освящением одного из престолов кафедрального собора епархии. «Наши предки в конце XIX – начале XX веков задумывали освятить боковой придел Спасского кафедрального собора в честь святителя Иннокентия Пензенского. Но в то время он еще не был канонизирован, хотя соответствующие обращения направлялись в Святейший Синод. Ряд обстоятельств не позволил этого сделать до революции, и святитель Иннокентий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году, — сказал архипастырь. — Сегодня мы освятили боковой придел в честь святителя Иннокентия, как и задумывали наши предки. И в этом есть большая историческая справедливость. Поздравляю вас с этим великим событием и желаю всем помощи Божией». Пензенская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Кузмичю Безобразову, да дьяку Ивану Калитину. И каковы челобитныя на архимарита и архимарит на тех старцов и роспись поданы, и те челобитныя и росписи под сим наказом 917 . 50 . Распоряжения относительно поездки архимандрита Сергия в Соловецкий монастырь 918 а). Памятная записка 8 августа 1666 г. 919 174 года, августа в 8 день, преосвященный Павел митрополит Сарский и Подонский приказал сказать Спасского монастыря, из Ярославля, архимариту Сергию, чтоб готовился ехать в Соловецкой монастырь немотчав. На подъем ему дать ис патриарши дворцовое казны 50 рублев. Да с ним же, Сергием, сказать ехать в Соловецкой монастырь болшаго Успенскаго собору попу Василью Федорову, да Богоявленскаго монастыря из-за ветошнаго ряду черному священнику Иоасафу, да черному дьякону Андреяну. На подъем им дать из домовые казны по 20 рублев человеку. О подводах справитца с архимаритом Сергием, будут ли у него подводы тем священником и дьякону; а будет у него подвод не достанет, послать память в Ямской Приказ, чтоб ему дали ямские подводы до Ярославля; а из Ярославля быть подводам Спасскаго монастыря до Вологды, а в прибавку и ямских дать для того, что по указу великого государя велено ему, архимариту Сергию, с товарыщи ехать наспех, наскоро. Архимариту жь Сергию сказать, чтоб здесь собирался наскоро и в Ярославль в монастырь бы отписал, велел бы готовить подводы и обиходы всякие немотчав. А запасы имать по Вологду Спасского монастыря, а с Вологды запас будет Соловецкого монастыря, до Соловков; и послать о том соловецкому архимариту грамота, чтобы отписал на Вологду к промышленником своим о запасе. На Вологду к воеводе послать грамоту о судне, в чем архимариту Сергию с товарыщи ехать до Колмагор, и кормещиков бы и гребцов велел добрых дать и провожатых стрелцов, чтоб нигде не было задержания. На Колмагоры к воеводе послать грамота о лодье до Соловецкого монастыря и о кормщике жь, и о гребцах и о стрельцах; а будет в лодье зачем отпустить немочно, и их бы отпустить в карбасах, или в каких судах лутче и бережнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. ( Яблонский. 1908. С. 205). Как выяснила С. Елесиевич, канон заимствован из Октоиха ( Елесиевич. 2004. С. 126). Служба прп. Сергию, написанная П. Л., известна в неск. сотнях списков, ок. 20 относятся к XV в. (см.: Яблонский. 1908. Примеч. 1. С. 158-161). В сочетании с допахомиевскими песнопениями Служба вошла в печатные Минеи (о певч. традиции Службы см.: Серёгина. 1994. С. 209-223; Кручинина. 2014). Пахомиевская Служба прп. Сергию на 25 сент. стала основой для составления в кон. XVI - нач. XVII в. 2 Служб на обретение мощей (5 июля) и на переложение мощей в новую серебряную раку (14 авг.) (см.: Кручинина, Егорова, Швец). Служба прп. Сергию оказала значительное влияние на последующую рус. гимнографию. Целый ряд песнопений был перенесен из Службы прп. Сергию в Общие службы преподобному/двум и многим преподобным Общей минеи расширенной редакции, в первом издании 1600 г. ( Елесиевич С. К исследованию Общих служб в слав. кириллической письменности//ДРВМ. 2008. 4 (34). С. 9-10). Служба прп. Никону Радонежскому Служба прп. Никону Радонежскому была написана П. Л. в период его пребывания в Троицком мон-ре, в 1440-1459 гг. Служба полиелейная, с одним каноном, содержащим в надписании имя П. Л. и указание на акростих («канон, творение Пахомиа еръмонаха, иже от Святыя горы, емуже краегранесие: Похвалу блаженному Никону съдеваю» (РНБ. Соф. 410. Л. 36 обл.- 37; цит. по: Яблонский. 1908. С. 162), при этом буквенный акростих читается в каноне лишь частично (в 1-й, 3-й песнях): «Похвалу б…» ( Спасский. 2008. С. 105). Поскольку в ее песнях разное число тропарей, по мнению Спасского, это говорит о переработке первоначального текста в XVIII в., однако именно в таком виде канон представлен в более ранних списках. В др. частях Службы указания на авторство не отмечены, однако общность содержания с Житием прп. Никона и стилистическое единство стихирной части и канона позволяют уверенно атрибутировать всю Службу П. Л. ( Яблонский. 1908. С. 162; Спасский. 2008. С. 105). В Службе прп. Никону имеется ряд заимствований из Службы прп.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в Соловецкой монастырь келарю старцу Саватею Обрютину, да казначею старцу Варсонофию з братьею. В нынешнем в 174-м году, августа в... день, по нашему, великого государя, указу и от освященнаго собора посланы на Соловки для великих церковных дел и нашего, великого государя, сыскного дела из Ярославля Спаского монастыря архимарит Сергий, да болшаго Успенскаго собора non Василей Федоров, да Богоявленского монастыря, что на Москве за ветошным рядом, черной non Иоасаф, да черной дьякон Андреян, да патриарш сын боярской Григорий Черновской, да подъячей Володимер Гурьев: и как к вам ся наша, великого государя, грамота придет, а из Ярославля Спасского монастыря архимарит Сергий с товарыщи к вам в Соловецкой монастырь приедут, и вы б ево, архимарита Сергия, в церковных делах и в сыскном деле, для чего он, архимарит Сергий, с товарищи, по нашему, великого государя, указу и по повелению богомолцов наших преосвященнаго собора, послан, во всем ему были послушны без всякаго прекословия. И будет ему, архимариту Сергию, для церковных дел и сыскного для дела понадобятца в послуги Соловецкого монастыря служки и служебники и стрельцы: и вам бы им давать монастырьских слуг и служебников и стрелцов, сколко им понадобитца, чтоб ни за чем мотчанья не было. А как ему, архимариту Сергию, с товарыщи время будет ехать из Соловецкого монастыря к нам, великому государю, к Москве: и вам бы ево, архимарита Сергия, с товарыщи отпустити из Соловецкого монастыря с честию, каким путем пригодитца, чтоб их из Соловецкого монастыря на берег допроводить бережно, и на путь из Соловецкого монастыря ему, архимариту Сергию, с товарыщи до Вологды запасов и всяких обиходов и для правожанья людей дати, сколко им понадобитца, чтоб ни в чем скудости им не было. А будет кто Соловецкого монастыря черных попов, или и в соборной и рядской братье, и слуг и служебников и всяких чинов людей, которые в Соловецком монастыре будут против сего нашего, великого государя, указу и освященного собора повеления объявитца кто ему, архимариту Сергию, с товарыщи в чем непослушен, и тем людем от нас, великого государя, быть в жестоком наказанье и в далних ссылках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1871 году помещик Владимир Петрович Телепнев пожертвовал 3 полных священнических облачения стоимостью 350 рублей, подпоручик Петр Никитич Телепнев - 300 рублей на помин его матери и родственников с тем, чтобы проценты с капитала пользовался причт. В 1875 году Церковному старосте Никольской церкви мировому посреднику Владимиру Телепневу преподано благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты. В 1881 году землевладелец села Берёзова подпоручик Владимир Телепнев 24 июля 1881 года Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени за заслуги и пожертвования по духовному ведомству. В 1888 году при Никольской церкви села Берёзово была открыта церковно-приходская школа. В причте по штату 1885 года состоят: священник, диакон и псаломщик. К 1891 году, по данным И. В. Добролюбова, в состав прихода Никольской церкви села Берёзово, помимо самого села в 182 двора, входила деревня Никитина (ныне Ванчур) в 68 дворов, в коих всего числилось 845 душ мужского и 917 душ женского пола, в том числе грамотных 180 мужчин и 60 женщин. В 1896 году в поощрение заслуг, оказанных в деле благоустроения церковно-приходской школы, преподано Архипастырское благословение диакону села Берёзово Сергию Синайскому. В 1899 году священнику села Берёзово, Спасского уезда, Михаилу Левицкому разрешено употребить два небольших разбитых колокола на отлитие нового большого колокола в ознаменование восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая II. 1900 год. Разрешено причту и церковному старосте села Березово Спасского уезда приобрести для церкви новый колокол в 145 пудов на пожертвованные церковным старостой мещанином Иваном Диаконовым и прихожанами средства. Разрешено причту и церковному старосте села Березово, окрасить внутри стены храма и исправить церковную крышу на жертвуемые средства, с добавлением к оным 80 руб. из церковных сумм. 1902 год. Государь Император, согласно с заключением Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах Всемилостивейше соизволил 14 апреля 1902 года, ко дню святой Пасхи, пожаловать за заслуги по духовному ведомству серебряной медалью с надписью «за усердие», для ношения на груди, на Аннинской ленте, старосту церкви села Берёзово Спасского уезда мещанина Ивана Дьяконова. Каменная церковь с колокольней была тёплая, кровля покрыта железом. С разрешения Преосвященного Аркадия (Карпинского) церковь была расширена: каменная арка, отделяющая настоящую церковь от трапезной, была сломана, а престол и придел в трапезной части в честь Покрова Пресвятой Богородицы был упразднен 7 мая 1905 года. По благословению Преосвященнейшего Никодима (Бокова) новоустроенный престол во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского был освящён местным благочинным 4 июня 1907 года, а старый ветхий престол был предан сожжению местным священником. Престол в храме был один.

http://sobory.ru/article/?object=18291

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010