Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Ювеналия (Половцева) Игумен Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился 21 октября 1824 г. в семье дворян. В 1847 г. в чине подпоручика оставил военную службу и поступил в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество с именем Ювеналий. 8 ноября 1856 г. рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 г. – во иеромонаха. Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная благочестивый образ жизни иеромонаха Ювеналия в Оптиной пустыни, в октябре 1861 г. просил Святейший Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Возведенный в сан игумена, отец Ювеналий был тепло встречен в Глинской пустыни. Однако уже 8 мая 1862 г. он был назначен настоятелем Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. В Коренной пустыни отец Ювеналий не только закончил начатые его предшественниками постройки, но и обновил обитель в смысле духовном. 15 августа 1862 г. игумен Ювеналий был возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий назначается наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставляет управление Лаврой и возвращается в Оптину пустынь, где занимается переводом богословских книг. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. – епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 3 января 1893 г. переведен на Курскую кафедру. Будучи управляющим Курской епархией, Преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, ее богомудрых старцев, беседовал с ними. 7 мая 1898 г. владыка Ювеналий был назначен архиепископом Литовским и Виленским и настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. Он ревностно заботился об охранении Православия во вверенной ему епархии. Скончался архиепископ Ювеналий 12 апреля 1904 г. Письма к митрополиту Сергию (Ляпидевскому) 2 М.С.О.н.Г.И.Х.Б.н.п.н. 3 Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благосклонное писание Ваше от 20-го февраля я имел честь получить. Приказание Ваше относительно покупки книг и доведения оной до сведения Преосвященнаго Исидора будет исполнено немедленно. Книги составят большой тюк; не в силах будучи взять его с собою, думаю отправить эту посылку с транспортом, через контору компании «Надежда», прямо в Курск, на имя Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мытищи. Церковь Троицы Живоначальной в Перловке. Троицкая церковь Донского прихода Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Троицкая церковь освящена в 2004 году и входит в приход Донской церкви. Историю храма см. на его официальном сайте Донская церковь в Перловке была построена в 1894—1896 гг. по проекту архитектора П.П. Зыкова усердием дворян Перловых. В 1938 г. храм закрыли и приспособили под жилой дом, в 1981 г. окончательно разрушили. 11 октября 1994 г. был зарегистрирован вновь созданный приход Донской церкви в Перловке. Первое богослужение прошло 4 декабря 1995 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в частном доме. Потом богослужения совершались на первом этаже двухэтажного дома по улице Николая Селезнева, 32; а также в полевой военной палатке. 21 апреля 1999 г. приходу выделили землю под бывшим Донским храмом. На месте подожженного злоумышленниками храма на ул. Селезнева решили построить Православный культурно-просветительский центр с домовой церковью во имя Святой Живоначальной Троицы. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=431 В 1894 году, 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. …Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского». Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 году он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой». 6 мая 1897 года в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери».

http://sobory.ru/article/?object=02381

Викарий Варшавской епархии еп. Люблинский Евлогий (Георгиевский) , посещавший Тулу, называл Л. «хорошим старичком, любителем благодушной шутки, приятным, мягким в обхождении». 15 февр. 1908 г. Л. был уволен на покой «вследствие преклонности лет» с назначением настоятелем белёвского в честь Преображения Господня монастыря Тульской епархии. Возможной причиной его увольнения современник считал «то обстоятельство, что он решительно отклонил настойчивое предложение местного ректора,- молодого, властного инока с сильной поддержкой наверху, закрыть семинарию по случаю какого-то происшедшего в ней беспорядка» ( Покровский. 1908. С. 798). Видимо, имеется в виду ректор Тульской ДС архим. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). 7 марта 1908 г. по собственному прошению Л. был назначен настоятелем Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, монастыря . 18 марта 1908 г. прибыл в Москву уже больным, врачи диагностировали воспаление легких. Скончался после принятия Св. Таин. 30 марта того же года при большом стечении прихожан Л. был похоронен у алтаря соборного храма на кладбище московского Покровского мон-ря. Заупокойную литургию отслужил викарий Московской епархии Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) , отпевание совершили митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) , епископы Серпуховской Анастасий (Грибановский) , Волоколамский Евдоким (Мещерский) и др. Сохранился портрет Л. неизвестного художника (1908; ЦАК). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 657: Донесения ректора МДА архим. Лаврентия митр. Сергию о положении дел в Академии и мат-лы по ее ревизии: Объяснение ревизора и Совета Академии, проекты определений Синода, сост. митр. Сергием, 1895-1897 гг.; ГА Воронежской обл. Ф. И-29. Оп. 135. Д. 22. Соч.: По поводу приемных экзаменов: Что делать со многолюдством учеников в семинарии?//ПО. 1864. Т. 13. Янв. Заметки. С. 19-28; Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский и Задонский (1773-1846). Воронеж, 1890; Жизнь иже во святых отца нашего Митрофана, 1-го Воронежского епископа и чудотворца. Воронеж, 1892; Добрый пастырь: Кр. описание жизни о. Иоанна Борисовича, священника Преображенской церкви г. Ельца (1750-1824). Воронеж, 1893; Слово при гробе Сергия [Ляпидевского], митр. Московского//БВ. 1898. Т. 1. 2. С. 157-162 (3-я паг.); Жизнь Божией Матери: Поучения. М., 1901; Первая седмица Великого поста. Курск, 1901; Светлая седмица. Курск, 1901; Страстная седмица. М., 1901; Великий пост. Курск, 1903; Слова и поучения на праздники Господни, Богородичные и дни святых. Курск, 1904; Слова, поучения и речи на разные случаи. Тула, 1905; Дневник священнослужителя. М., 1906. Ч. 1-2; Не советуйся с плотью и кровью//Рус. инок. 1911. 10. С. 13.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

http://www.donsloboda.ru/about/hramy/ В 1894 г., 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. … Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского». Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 г. он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 г. сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой». 6 мая 1897 г. в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери». Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма. Храм перестал существовать в начале 1980-х г.г. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=41858

Заботясь об уставной жизни пустыни, И. призывал братию к ежедневному исповеданию помыслов, послушанию старцам. Считая, что «настоятель отвечает за всех», И. стремился «умом побывать в келлии каждого, помолится за него, оградить его крестом» (Краткий очерк. 1906. С. 11). Имел дар врачевания болезней, об исцелениях по его молитвам сохранились многочисленные рассказы братии и богомольцев. Иеродиак. Иоанникий свидетельствовал: «При о. Иннокентии мы мало болели. Как только увидит, сейчас же узнает болезнь». Головные боли исцелял «прикосновением или сжатием руками головы» (Там же. С. 14). Во время его настоятельства еп. Сергий (Ляпидевский) доносил в Синод: «Лучшей обителью продолжает быть в епархии Глинская: ее старцы служат украшением монашества и умножают неприметно для своего смирения число своих почитателей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 100. Л. 10). Скорая кончина И. была предсказана в авг. 1888 г. схим. прп. Архиппом (Шестаковым) . В погребении настоятеля 20 сент. участвовали Путивльский архим. Иоасаф, множество иноков, священников, мирян. Присутствовавший на погребении свящ. А. Силин писал, что при отпевании «плакал архимандрит Иоасаф, плакал весь многочисленный сонм священнослужителей. Так был дорог на земле этот святой человек для всех людей». При расширении Успенского храма под ним была устроена усыпальница, куда по разрешению епархиального начальства перенесли гроб И. При устройстве усыпальницы в 1891 г. этот гроб был извлечен, останки были найдены нетленными. И. причислен к лику святых, чин прославления в Глинской пуст. состоялся 16 авг. 2008 г. Мощи преподобного находятся в Никольском соборе пустыни. Арх.: Глинский мон-рь. Об устройстве принятого от него в казну имения. 1866 г.//РГИА. Ф. 385. Оп. 18. Д. 207; О разрешении принять от Глинской Богородицкой пуст. 4% непрерывно доходные билеты в уплату за купленные с торгов Сеймские казенные мельницы в Путивльском у. Курской губ. 1869 г.//Там же. Ф. 583. Оп. 4. Д. 277; Письма митр. Сергию Ляпидевскому Ювеналия архимандрита по делам Курского епархиального управления//Там же.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Явление прп. Сергия Радонежского св. прав. Василию Грязнову Явление прп. Сергия Радонежского св. прав. Василию Грязнову В 60-х гг. по благословению свт. Филарета В. организовал в Павловском Посаде муж. иноческую общину, для к-рой Московский святитель составил устав. Неподалеку от мануфактуры В. построил 2-этажный дом для 11 иноков, рядом устроил отдельную келью, в к-рой молился и принимал приходивших к нему людей (келья была разрушена в 70-х гг. XX в.). В святом сочетались духовные дарования благотворителя и старца, его называли «фабричным духовником». В 1868 и 1869 гг. В. и Лабзин подавали прошения в Синод о преобразовании общины в общежительный мон-рь, но получили отказы. Незадолго до кончины, находясь на лечении в Москве, В. написал письмо братии основанной им общины - свое духовное завещание (опубл.: «Возлюбленная моя о Господе братия!» Павловский Посад, б. г.). Святой скончался сразу после принятия Св. Таин, погребен на кладбище Павловского Посада при стечении множества людей. Сразу после кончины старца было установлено его панихидное поминовение. Васильевский павлопасадский мон-рь. Фотография. 2002 г. Васильевский павлопасадский мон-рь. Фотография. 2002 г. В 1874 г. Лабзин, Н. И. и И. И. Грязновы (брат и племянник В.) построили на кладбище Павловского Посада 2-этажный Покровский храм, нижний придел к-рого 16 июля 1874 г. был освящен во имя св. Василия Декаполита, небесного покровителя В. В этот придел перенесли останки подвижника, оказавшиеся нетленными. При перезахоронении от останков В. были отделены и положены в серебряный ковчежец 2 перста. В 80-х гг. XIX в. при Покровском храме возникла жен. община, впосл. преобразованная в павловопосадский Покрова Богородицы Васильевский мон-рь , одним из попечителей к-рого был племянник В. фабрикант В. Н. Грязнов. Лабзин, насельницы и прихожане Покровской обители готовили материалы к канонизации старца. О. Я. Лабзина составила подробное жизнеописание В., к-рое в 1896 г. направила Московскому митр. Сергию (Ляпидевскому) . Краткое житие В. написал прот. С. Цветков (оригинал в фондах ГМИР). Игум. Покровского мон-ря Алевтина (Овчинникова) часто посылала болящих насельниц на могилу праведника, в летописи обители зафиксировано множество случаев чудотворений от его мощей.

http://pravenc.ru/text/150665.html

К сим кто доволен? Сам мой небесный игумен преподобный Сергий смиренно отклонил от себя сие звание, мне ли нести сей тяжелый крест?.. О, если бы мог я сказать: «Господи, избери иного, паче мене могуща?..» Но воля Божия сказалась ясно и бесповоротно в воле Святейшего Синода, в соизволении Божия Помазанника. Я ношу имя преподобного ученика Сергиева Никона, послушания добраго рачителя. Я плачу о немощах моих, исповедую их пред вами, богомудрые святители Божии, и склоняю благоговейно свою выю под иго нового великого послушания. Воля Господня да будет на мне. Благодарю, аще и недостоин, приемлю, аще и зле немощен, ничтоже вопреки глаголю, ибо кто есмь противо вещаяй Богови?.. И смиренно умоляю Ваше Святейшество вознести свои многодейственные святительские молитвы, да благодать Божия, немощныя врачующая и оскудевающая восполняющая, восполнит и мое недостаточество и укрепит мои немощи. Сице верую, сице исповедую!   Владимир (Богоявленский В.Н., 1848–1918), священномученик, память 25 января/7 февраля, 3-я Неделя по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и воскресенье после 25 января в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Митрополит Киевский и Галицкий. В 1898–1912 гг. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Архиепископ Никон относился с большим уважением к своему правящему архиерею. Иеромонах Никон, с самого начала возглавивший редакцию, умело повел дело и через некоторое время сумел накопить денег на строительство типографии и переплетной мастерской. В марте 1894 г. он обратился с письмом к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Ляпидевскому), в котором обосновал необходимость устройства при лавре собственной типографии. В сентябре 1894 г. было получено разрешение от московского губернатора, и летом 1895 г. две скоропечатные машины уже были готовы приступить к работе. Купить эту книгу можно будет скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/3160.html

Мы видим, что Н.И. Ильминский действовал так же, как, согласно реконструкции А. Шоберга, работали Солунские братья, и являлся живущим в XIX в. носителем средневековой переводческой идеологии. Опыты миссионерских переводов безусловно повлияли на отношение Н.И. Ильминского к проблеме церковнославянского языка. Основным принципом таких переводов, по его мнению, является «ясность и складность». И кирилло-мефодиевский перевод воспринимается Н.И. Ильминским как образцовый, потому что он был создан с миссионерскими целями, и следовательно, прост и понятен. В его известной работе «Размышления о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковнославянского перевода Псалтири и Евангелия», кроме примеров, демонстрирующих преимущество дониконовской редакции церковнославянских текстов, есть весьма любопытные теоретические построения, отражающие его взгляды на церковнославянский язык (Ильминский 1882, Ильминский 1886). 47 В письме к К.П. Победоносцеву (1883 г.) Н.И. Ильминский указывает на причины, побудившие его написать эту работу: " " Размышления» я написал по случайному, но очень возбудительному для меня обстоятельству. В июле 1881 года Преосвященный Сергий ((Ляпидевский)), тогда архиепископ Казанский, сообщил мне под великим секретом, что учреждена под его председательством Комиссия по вопросу об исправлении церковно-богослужебных книг, которая начнет свои занятия с пересмотра Псалтири и Евангелия. Преосвященный просил сообщить ему мои соображения» (Савва VII, с. 92). Н.И. Ильминский не сразу откликнулся на эту просьбу. Лишь когда он узнал, что «комиссия направляет дело к поновлению церковных текстов», он прежде всего из полемических соображений, «метя в комиссию поновителей и исказителей церковных текстов», пишет свои «Размышления», печатает небольшим тиражом и отправляет К.П. Победоносцеву и архиеп. Сергию (Ляпидевскому) (Савва VII, с. 93). Н.И. Ильминский пишет, что архиеп. Сергий прислал ему письмо, в котором одобрил эту работу, сказав, что «статья может охладить излишний жар ревнителей поновления церковного языка» (Савва VII, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

19 декабря 1861. Глинская пустынь. Многогрешный игумен Ювеналий» 490 . Отец Ювеналий был тепло встречен в Глинской пустыни, как сам он писал в Оптину: " Глинские собратья весьма полюбили меня недостойного» 491 Однако игумен Ювеналий пробыл в Глинской пустыни недолго. В феврале 1862 г. по делам Курского епархиального управления он был направлен в Петербург. В Петербурге о. Ювеналий был знаком со многими влиятельными лицами. Стремясь улучшить материальное благосостояние Глинской пустыни, он рассчитывал собрать здесь пожертвования в пользу монастыря. Игумен Ювеналий писал преосвященному Сергию (Ляпидевскому) : «...хотя мне и крайне не по сердцу жить теперь в мире, но нахожусь вынужденным просить благословения Вашего, Преосвященный Владыко, пробыть в Петербурге до окончания дела... Вчера... у графа Александра Николаевича Толстого было много разговоров о Глинской пустыни... Граф обещал нам дать немного земли или леса и приглашал меня приехать к нему летом для подробной беседы об этом деле. По милости Божией, многие заинтересованы, по-видимому, бедственным положением нашей обители...» 492 Отец Ювеналий вернулся в Глинскую пустынь лишь в апреле 1862 г., а 8 мая 186  г. указом Святейшего Синода по представлению епископа Сергия он был назначен настоятелем Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии 493 . В Коренной пустыни о. Ювеналий не только закончил начатые его предшественниками постройки (при нем также были полностью построены двухэтажный каменный корпус на правой стороне монастыря, двухэтажная гостиница) 494 , но, главное, «обновил обитель в смысле духовном через поддержание общежительных порядков» 495 . Преосвященный Сергий докладывал в Святейший Синод, что «игумен Ювеналий приобрел весьма доброе к себе отношение, как человек духовно-просвещенный, в слове назидательный и как ревнитель иноческих добродетелей, своим примером и братию поучающий не менее, как и словом» 496 . По указу Святейшего Синода 15 августа 1862 г. о. Ювеналий был возведен в сан архимандрита в соборном храме Курского Знаменского монастыря преосвященным Сергием епископом Курским и Белоградским 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Арсений (Митрофанов, Алексей), игумен и архимандрит Святогорского Успенского монастыря Изюмского уезда Харьковской губернии (1844–1859). Письма к Моисею (Путилову). 1846, 1854, 1858 гг.//РГБ, ф. 213, к. 90, ед. хр. 16. Арсений, архимандрит Святогорского монастыря. Портрет. Литография//РГБ, ф. 213, к. 111, ед. хр. 11. Формулярные списки настоятелей и настоятельниц монастырей в 1848 г.//РГИА, ф. 796, оп. 180, д. 1638. Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1849 г.//РГИА, ф. 796, оп. 131, д. 2009. Об увольнении в Иерусалим монаха Глинской пустыни Израиля. 1849–1850 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157. Об увольнении в Иерусалим проживающего в Глинской Богородицкой пустыни Курской епархии архимандрита Иоанникия. 1849–1850 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1158. Об увольнении послушника Глинской пустыни Тарабана за границу для поклонения Св. местам. 1852.//РГИА, ф. 796, оп. 133, д. 1700. Иерархических каталогов Российских древних епархий поверка с летописями. 1853 г./Священник Михаил Диев //РГИА, ф. 834, оп. 2, д. 1768. Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727. Ведение церковных и монастырских приходорасходных книг и современное положение по ним денежного хозяйства//РГИА, ф. 834, оп. 4, д. 783. Об увеличении числа монашествующих и об учреждении больницы для больных иноков Глинской Богородицкой общежительной пустыни. 1854 г.//РГИА, ф. 796, оп. 135, д. 115. Документы (свидетельства о послушании, пострижении в монашество), выданные разными монастырями лицам разных сословий//РГБ, ф. 213, к. 109, ед. хр. 30. Сведения, кем были управляемы монастыри в 1860 г.//РГИА, ф. 796, оп. 142, д. 1826. По представлению Сергия, епископа Курского об увольнении на покой настоятеля Глинской пустыни игумена Иоасафа и о назначении на его место иеромонаха Ювеналия. 16 окт. 1861 г.//РГИА, ф. 796, оп. 142, д. 1804. Письма митрополиту Сергию Ляпидевскому Ювеналия, архимандрита по делам Курского епархиального управления. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 639.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010