Именно это в сочетании с потребностями колонизации приводило к расширению на все новые и новые территории сети обителей. 74 Бесспорно, что в этом процессе уникальную роль довелось сыграть Сергию Радонежскому и его ученикам. Для усилившейся Москвы особенно важно было то, что уже в 60-е гг. 14 в. Сергий входит в число доверенных лиц митрополита Алексия (свидетельством тому может быть и нижегородская «история», о которой речь шла чуть выше). Но главным для Радонежского игумена было, конечно, проведение монастырской реформы, а вовсе не ликвидация политических распрей. 75 (Хотя, разумеется, полностью отказаться от участия в политической жизни он не мог. Б.М. Клосс, проследив ареал распространения новых общежитийных монастырей, пришел к выводу, что все они появлялись, как правило, на территориях, для которых архиереем являлся сам митрополит. А потому справедливо именно его считать инициатором проведения реформы. Но все же роль алексия в этом мероприятии, как это не парадоксально на первый взгляд, вторична. Действительно, трудно не согласиться с мнением, что в древнерусской религиозности какая-то система значила много меньше, чем личный, живой пример. А потому, скорее всего, именно деятельность Сергия Радонежского и его учеников в первую очередь подготовила аскетическое и монастырское возрождение Руси. 76 Помимо духовных выгод, новый уклад монастырского бытия приносил и политический эффект: многочисленные, сами обеспечивающие себя и связанные строгой дисциплиной обители более походили для условий, в которых начинался процесс консолидации земель. А потому и в это, казалось бы, сугубо церковной области алексий не мог обойтись без того, чтобы приспособить идею преобразования монашеской жизни к нуждам московской политики. Впрочем, здесь иначе он действовать, скорее всего, просто не мог6 ведь в своих новшествах он должен был опираться именно на тех, кому доверял, и, разумеется, таковые люди находились, прежде всего, на подотчетной ему территории. Сторонники проводимой Алексием реформы, в свою, очередь, выступая на стороне митрополита, объективно оказывались на стороне Москвы в борьбе за верховенство Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Пройдя еще немного (до конца скал и берега небольшой, впадающей в П. Тунгуску, речушки), вдруг, подняв головы вверх, увидели крошечный срубик из бруса, без дверей и окон, но с “буржуйкой”. Но ночевать в нем не стали, а устроились под ним на берегу: безопасней. Разложили костерок из прибрежных сухих веток, вскипятили воду, попили чай, расстелили на камнях спальники. Если бы не “Дэта” вперемешку с дегтем — комарье бы нас сожрало. Звенят тучами над головами, сесть же боятся. Тишина, писк комаров, потрескивание сучьев, серебристая гладь реки. До Суломая километров 37. Никаких лодок не слыхать. Ничего не слышно. Что-то приготовит нам день завтрашний? 18.07. 2:40.  Не спится. Отец Сергий за ночь вздремнул минут на 20 и тоже больше не хочет спать. Лежим у костра, время от времени подкладываем ветки. То разговариваем, то молчим, то пытаемся уснуть. Сон бежит от нас. Наверное, переутомились. “И ночь светла, как день” (Пс.138,12). Восток не переставал быть розовым, а запад серым. И это при облачности 5-6 баллов. На Тунгуске очень белые ночи. 9:20.  Около 4 часов утра начался дождь и до сих пор не перестает, так что мы были вынуждены перебраться в избушку. Растопили печку, сварили пакет супа, поели. Намазавшись комарином, улеглись на полу в спальниках. Удалось немного поспать. В восьмом часу послышался шум мотора. Схватил штормовку и побежал на берег, размахивал ею, подавая сигнал. Следом выбежал о. Сергий и начал махать рукой. Бесполезно. Лодка, шедшая вниз рядом с противоположным берегом, не останавливалась. Как тут не вспомнить Робинзона Крузо? Будут ли еще сегодня лодки? Сидим, ждем, не идти же по дождю да еще в такой негодной обуви, какая оказалась на нас. Помолились “о путешествующих”, о доброй погоде. Немного разведал вокруг. Метрах в 50-ти, на взгорке, в зарослях травы, — избушка, лучше нашей: со стеклами в рамах, с дверью, с топчанами. Но в нее решили не идти пока, чтобы не прозевать лодку, если появится. Может, на ночь уйдем. Вокруг полно всяких железок, бревен, металлических бочек. Видимо, эти балки — пристанище каких-то рабочих какой-нибудь лесной бригады, работавшей здесь (лесосека?).

http://pravmir.ru/igumen-arsenij-sokolov...

п. В течение двух лет я был старшим в одном из студенческих номеров и, следовательно, раз в неделю обязательно являлся к ректору с докладом. Нужно заметить, что сам Александр Васильевич всегда обедал и ужинал в одно время с студентами; бил звонок студентам к обеду, за обед садился у себя и Алесандр Васильевич. Точно так же по студенческому звонку он и ужинал. Когда очередной, или, как его называли, дежурный старший, поужинав, являлся к ректору, Александр Васильевич охотно вступал в разговор с дежурным старшим, и иногда, если собеседники попадали на интересную тему, эти беседы продолжались довольно долго. Говорили решительно обо всем, так как самые доклады о положении или состоянии студенчества обыкновенно были стереотипны: все обстоит по-прежнему благополучно. Александр Васильевич расспрашивал своих собеседников и об их родине и родителях, в каком училище и семинарии они учились и как учились, каковы у них были преподаватели, какая библиотека, что читали, чем особенно занимаются и интересуются в Академии, какие книги по преимуществу теперь читают и т.п. Иногда разговаривали по поводу тех или других газетных известий и слухов, о тогдашних современных событиях. Однажды Александр Васильевич, обычно беседуя со мной во время моего дежурства, вдруг спросил меня: а знаю ли я нового учителя Вифанской семинарии (в которой я учился) Хр. Мих. Соколова, недавно поступившего в Вифанскую семинарию? Я ответил, что не знаком с ним, но в лицо его знаю. Тогда он, несколько волнуясь, говорил мне: «Почему ректор ваш, т.е. Вифанской семинарии (архимандрит Сергий, впоследствии епископ Костромской, автор книги «Восточный месяцеслов») нехорошо относится к Соколову, гонит его и притесняет?» Я ответил, что не знаю, хотя кое-что и слышал об этом. Тогда Александр Васильевич с горячностью стал говорить мне: «Не хорошо так поступает о. Сергий, не следует ему гнать и преследовать Соколова. Я вам скажу, что такое за человек этот Соколов. Он писал кандидатское сочинение на тему: «О вечности мучений».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Что Вы можете рассказать о взаимоотношениях Патриарха с Советом по делам религий? — Глаза, которые это лучше меня видели, к сожалению, уже ушли в Вечность – это келейник Патриарха епископ Сергий (Соколов), очень хороший человек, сын священника, в мою бытность ректора МДА он был инспектором семинарии. Вот он видел очень многое. Лично я в Совете никогда с Патриархом не был. Но я помню хорошо Куроедова, он бывал на приемах, которые устраивались в Патриархии и которые мы, как иподиаконы Патриарха, обслуживали. Он часто приезжал на такие узкие приемы. И я многократно слышал, как он за обедом тепло передавал поклон и теплые слова от Алексея Николаевича Косыгина . Косыгин как-то очень доброжелательно относился к Патриарху. Даже машину для Патриарха делали через Косыгина. Еще был случай, когда за обедом Куроедов заявил: «Ваше Святейшество, можно бы расширить количество поступающих в семинарию и академию, чтобы больше было священнослужителей». А Святейший сидит, молчит. Куроедов опять: «Ваше Святейшество, можно бы расширить количество поступающих в семинарию». И Святейший ему: «Ну, это вопрос к преосвященному владыке Алексию». В то время председателем Учебного комитета был владыка Алексий (Ридигер). Но это было уже в эпоху некоторого потепления отношений. Когда назначен был председателем Совета Христораднов, Патриарх был уже болен, тяжело передвигался. По протоколу нужно было познакомиться с новым уполномоченным, и стали договариваться с Христорадновым, приглашать его в Чистый переулок, но он заупрямился и сказал: нет, пусть Патриарх сам ко мне приедет. Ему тактично сказали, что, знаете, Патриарх уже в возрасте, ему трудно передвигаться. Но уполномоченный настоял на своем. Это мне рассказывал покойный владыка Сергий. И Патриарх поехал с постоянными членами Синода на эту встречу. Сели за стол, и Патриарх Пимен ни одного слова не произнес – говорили митрополиты, а Патриарх молчал. Это не значит, что он был в отключке – у него с ногами было плохо, а так он все прекрасно понимал, что происходило. Он намеренно это делал, давая понять, что он Патриарх, и с Патриархом так не поступают. Ведь мог бы чиновник со здоровыми ногами, со служебной машиной приехать в Патриархию, это было бы и для Патриарха удобно. Вот было и так. Что Вы думаете, Председатель Совета по делам религий хотел нас понять? У него, как у чиновника, просто была установка, которую он и выполнял.

http://pravmir.ru/patriarx-pimen-vospomi...

—129— занным требованиям, но обнаруживает такие авторские дарование и заслуги, что его работа о нравственном учении св. Тихона Задонского должна считаться стоящей на высоком научном уровне и заслуживающей очень большой похвалы. – Об этом дальше и будет речь. «Изучение о. Сергием исследуемого им материала, т. е. творений св. Тихона Задонского , таково, лучше которого едва ли и можно желать. Из восьми кандидатских сочинений, писанных мне на темы, подобные указанной, в нынешнем академическом году, ни одно не может соперничать с сочинением о. Сергия, хотя между ними были весьма удовлетворительные в этом отношении работы. Автором изучены творения святителя Тихона так полно и обстоятельно, что, когда он излагает систему нравоучения св. отца, то, видимо пред его умственным взором были на лицо все мысли нравоучителя: и крупные и мелкие. У о. Сергия нет ни одного положения в построяемой системе, которое бы не скреплялось ссылкой. Этого мало: если к ссылке есть параллели, то обычно приводятся и они и притом приводятся не две, не три, а все, сколько их есть в творениях святителя; если же какая либо мысль встречается у св. отца только однажды, то под строкой всегда у автора делается замечание, что эта-де мысль встречается только однажды. О. Сергий изучил не только то, что написал сам Святитель Тихон, но и то, что написано о самом Святителе и его писаниях. Вся существующая у нас литература о сём – была пред глазами трудолюбивого автора, хотя она и не очень маленькая. Автор знает в ней даже мелочи, прочтение которых ничего ему не даёт. И как он относится однако к этим мелочам? Есть, напр., статья какого-то г. И. И. (Ставроп. Епарх. Ведом., 1887, 6. 10. 11): Нравственная жизнь человека по изображению Святителя Тихона Задонского . Про неё о Сергий пишет: «эта статья впрочем не даёт читателю надлежащего представления о воззрениях св. Тихона. Автор её лишь буквально повторяет Преосв. Феофана (не цитируя последнего) и в соответствие высказанным положением подбирает цитаты из Творений св. Тихона Задонского (ср. Ставр. E. В. стрр. 216. 217. 218. 220. 223. 224. 392. 393. и Начерт. хр. нрав. стрр. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 64. 65)». И таких мелочей не одна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее состоялась плодотворная дискуссия. В своем выступлении протоиерей Сергий Звонарев говорил о важности сохранения отечественного духовного и культурного наследия за рубежом, а также преподавания русского языка среди соотечественников. В.Н. Истратов рассказал об истории создания Фонда «Русский мир», а также его деятельности. Одной из главных составляющих работы фонда является грантовая поддержка различных проектов, способствующих распространению русского языка и культуры. Он отметил позитивный опыт сотрудничества Церкви и фонда. Рассказывая о работе Министерства иностранных дел в деле распространения русского языка, А.А. Сафронов отметил важность участия представителей Русской Православной Церкви в решении обсуждаемого вопроса. Завершая свое выступление, представитель российского внешнеполитического ведомства рассказал о планах работы возглавляемого им Департамента по работе с соотечественниками в 2013 году. Представитель Россотрудничества Н.Г. Чередниченко сообщила о работе по преподаванию русского языка, которую проводит агентство. Она упомянула, что на сегодня разработана и действует федеральная целевая программа «Русский язык», которая рассчитана на 2011-2015 годы. Также упоминалось о создании проекта концепции «Русская школа за рубежом», в которой, в частности, предусмотрена поддержка приходских школ. Диакон Сергий Калашников поведал об опыте преподавания русского языка на зарубежных приходах, отметив уникальность и разнообразность обучающих методик. Он также привел конкретные примеры преподавательского опыта, существующего в загранучреждениях Русской Церкви. Представитель Отдела религиозного образования и катехизации Ю.Ю. Юренко затронул вопросы преподавания Основ православной культуры как в России, так и за рубежом. В частности, он упомянул о разработанной в Отделе программе преподавания ОПК в посольских школах. О ситуации с преподаванием русского языка за рубежом сообщил настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне (Португалия) игумен Арсений (Соколов), который затронул различные проблемы на этом пути. В частности, по его словам, сейчас встают вопросы преподавания русского языка среди иностранных граждан, проживающих в столице Португалии.

http://patriarchia.ru/db/text/2748311.ht...

А раз нам Бог сказал, что без Меня невозможно… Но здесь обвинитель прервал отца Макария: -Вы мне читаете лекцию, а я вам задаю вопрос: вы считаете монархизм врагом трудящихся? – Я вам говорю – у меня врагов нет. – Вы историю знаете, что у монархизма были и дурные стороны? – Да, известно. -Если бы власть такого дурного монархизма учинила бы кощунство… и изъятие святыни, вы бы промолчали? -Я все равно не промолчал бы, святыня выше всей власти. Такие чувства самые дорогие. В день окончания процесса в последнем своем слове, предавая свою жизнь в руки Божии, иеромонах Макарий сказал: «Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите». Одним из обвиняемых, абсолютно непричастным к сопротивлению изъятию церковных ценностей, был Сергей Федорович Тихомиров, прихожанин Богоявленской церкви в Дорогомилове. Мученик Сергий родился в 1865 году в Москве в семье купца второй гильдии Федора Дмитриевича Тихомирова; образование получил в церковноприходской школе, а затем по примеру отца стал купцом. Но дела практические, видимо, шли не очень успешно, и в 1910 году он вместе с супругой переехал с Арбата на Большую Дорогомиловскую улицу, где поселился напротив Богоявленского храма, став с этого времени его постоянным прихожанином. Лишь обремененность различными делами и тяжелая болезнь супруги не позволяли ему стать членом приходского совета. Во время изъятия ценностей из Богоявленского храма, когда перед ним собралась огромная толпа, Сергей Федорович не выходил на улицу и находился в лавке напротив храма, где был арестован и препровожден в тюрьму вместе с другими арестованными. На допросе следователь задал ему только один вопрос: – В каком месте вы принимали участие в избиении красноармейцев? -Никакого участия в избиении красноармейцев я не принимал, – ответил Сергей Федорович. На этом следствие было закончено, а когда дело стало разбираться в трибунале, то не нашлось ни одного красноармейца, который подтвердил бы обвинение, и сами судьи не решились публично допрашивать Тихомирова, зная, что он не виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пчелы, ульи, мед и в настоящее время сравнительно редки в деревнях; тогда же, лет четыреста назад мы вовсе не встречаем среди крестьян занятия пчеловодством. Правда есть два указания в Писцовой Книге на пчеловодство, но в том и в другом случае борти принадлежат великому князю; от него – значит – идет инициатива промысла; крестьяне же являются руками, силой, чрез которые в. князь эксплуатирует принадлежащие ему борти. В Вежытцком лесу да в Земтитцком лесу великого князя борть дана на оброк Петроку Васкову сыну, а ходити ему борть себе... Да в том же ухожае борти ему себе и иные делати и кузовы ставити в тот же оброк (III, 6). Оброку крестьянин должен был «давати с тое борти пуд меду, а не будет пуда меду, и ему давати за пуд меду полторы гривны Новгородские». Инициатива занятия пчеловодством идет со-вне; однако чувствуется невольно какая-то покровительственная система изоброчения бортей: в отведенном участке (ухожае) крестьянину дается право заводить новые борти, устанавливать для этого новые ульи. И все за тот же оброк, т. е. за пуд меду или за полторы гривны. – В другом случае упоминается борть опять великого князя, у деревни Осея. На этот раз «в медолаз ездит подлащык из Новагорода» (III, 5), т. е. во время, когда нужно лазить, ходить за медом – (в медолаз) приезжает на борти в Осею специалист по этой части (подлащык) из Новгорода. – Этим и исчерпываются все данные о пчеловодстве. Из других занятий древнего новгородца можно отметить охоту. Не может подлежать сомнению, что окруженный отовсюду лесами, крестьянин самой жизнью, обстоятельствами вызывался на борьбу со зверями. Болота же и мхи, изобилующие еще и теперь птицами, не могли не привлекать к себе и новгородца. Однако, мы застаем область в тот момент исторической ее жизни, когда вольное занятие крестьянина от него как-будто отнимается, за право охоты деньги взимаются. Даже писец нашел нужным отметить: «а наперед сего с тех мхов оброк не шел» (XI, 345). Для того, чтобы составить себе понятие о том, на каких условиях получалось право охоты, приводим из Писцовой Книги два места: «дан на оброк мох Вежитцкий весь меж Вежок и Замошъя и Земтиц – великого князя хрестьяном..., а на том мху ловити им соколы (чем? – соколами) себе, а за сокол им давати на год оброку пять гривен новогородская» (III, 5); «а давати ему с тех мхов Великого князя оброку с году на год (=ежегодно) сокол, а не будет сокола, и ему давити за сокол деньгами пол-третьи гривны» (XI, 345). В первом случае оброком облагается не количество добытой птицы, а сокол, как орудие охоты; предполагается, что большее количество охотников – соколов даст кростьянину и больше птицы. Во втором случае оброк взимается натурой, соколами, вероятно уже приученными к охоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

—415— определить хорошенько не можем, где находимся и как далеко до Неморо: туман и течение окончательно сбили нас с курса. Вот так море! В таком беспомощном положении простояли часов до 9, когда немного пояснело. Оказалось, что Неморо совсем не далеко и что мы прошли довольно порядочно на восток. Обернулись и с уверенностью пошли вперед; к 10 часам были уже в гавани, такой же туманной Первым нашим вопросом при входе в гостиницу было: когда уходит пароход в Хакодате? Нам ответили: по расписанию должен идти в четверг (сегодня только вторник), наверное, же выйдет в пятницу. Приходилось ждать без толку целых четыре дня. Времени терять жалко было, а о. Игнатий и раньше много говорил о разных местечках на морском берегу к северу от Неморо, где были у него слушатели, и где вообще была большая надежда на распространение веры. Интересно было и это осмотреть, чтобы потом на соборе, если зайдет речь о посылке туда катехизаторов, знать, о чем идет речь. Решили, поэтому, что преосвященный один остается в Неморо праздновать с христианами Преображение и потом в пятницу уедет в Тоокео (он и без того уже значительно опоздал); мы же с о. Игнатием отправимся вдвоем в упомянутые места. В Сибецу и Кумбецу (собственно говоря, Сибет и Кумбет, айносские слова), есть по одному человеку и верующих, недавно крещенных. До Сибецу около 17 ри (ри равняется четырем верстам бех трех десятых), потом оттуда до Кумбецу – 5 ри. Все это расстояние нужно проехать верхом на лошади. Кавалерист я вообще довольно плохой; в детстве однажды проехал несколько сажен на казацком седле, потом в Палестине ездил на ослике. Вот и вся практика. Впрочем, ездят же люди, отчего не попробовать и мне? тем более, что большого осла только истые зоологи могут сразу отличить от меленькой лошади. Подкрепившись этим силлогизмом, я решил на завтра не отставать от о. Игнатия. Архимандрит Сергий Соколов П.П. Философский скиталец: Памяти Н.Я. Грота//Богословский вестник 1899. Т. 2. 7. С. 416–440 (2-я пагин.). (Продолжение) 1825 —416—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального общественного фонда «Основы православной культуры», главный редактор издательства «Основы православной культуры», автор и разработчик курса «Основы православной культуры», член Союза писателей России. Кураторы : Носкова Любовь Яковлевна, директор средней общеобразовательной школы г. Москвы; Демкова Нелли Владимировна, генеральный директор издательства «Основы православной культуры». Время проведения : 3 февраля, 10.00. Место проведения : библиотека Русского зарубежья, ул. Н. Радищевская, 2. Проезд : м. «Таганская». Выставка учебно-методических пособий по курсу «Основы православной культуры» 1. Иерей Сергий Соколов, председатель Международного духовно-просветительского центра «Ортодоксия». «Симфония поколений как идея социокультурного проектирования». 2. Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального общественного фонда «Основы православной культуры», главный редактор издательства «Основы православной культуры», автор и разработчик курса «Основы православной культуры», член Союза писателей России. «Программа 500-летия празднования рода Достоевских как социокультурный проект». 3. Волгин Игорь Леонидович, профессор, генеральный директор Фонда Ф. М. Достоевского, д. филол. н. «500-летие рода Достоевских: связь поколений». 4. Захаров Владимир Николаевич, профессор, заместитель директора Российского научного гуманитарного фонда, вице-президент Международного общества Ф. М. Достоевского, д. филол. н. «Идеи воспитания в семейной традиции Достоевских». 5. Гачева Анастасия Георгиевна, профессор, директор музея им. Н. И. Федорова, д. филол. н. «О проблемах поколений». 6. Яковлев Александр Иванович, профессор, д. ист. н. «Историко-культурологическое образование как средство воспитания». 7. Мурашов Александр Юрьевич, председатель Московского областного регионального отделения МОФ «Основы православной культуры». «Роль отечественных традиций в системе воспитания». 8. Рязанцев Михаил Николаевич, председатель Межрегионального Русско-славянского центра. «О приоритетах ценностных установок в отечественной культуре».

http://pravoslavie.ru/423.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010