Патриарх Пимен буквально пронзил меня взглядом, словно говоря: «Откуду сие? Из Рязани может ли быть что доброе?» Все иподиаконы-студенты беззвучно охнули: «Во, дает о. Сергий, оказывается он запросто по-гречески может!» В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некото­рых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI , Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно понравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча была торжественнейшая. Второй паре иподиа­конов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии , т. е. лицевую сто­рону патриарха, а я — за «тыл». Перед службой меня проин­структировали, что палица в Александрии надевается не че­рез плечо, а подвязывается за специальную петельку, а осталь­ное все вроде как и у нас. Хор поет, читаются входные молитвы, Патриарх подни­мается на кафедру, начинается облачение. Все проходит чин чином, ошибок нет. И вот в самом конце, когда все сложные пуговицы омо­фора были уже застегнуты, я посмотрел и увидел, что омо­фор как-то странно, не по-русски лежит прямо на шее патри­арха, а не вертикально и торжественно возвышается, как у всех наших архиереев. Я решил, что это мой недосмотр, и тихонько, осторожно потянул его к себе и расположил на русский манер. Патриарх так же тихонько потянул его об­ратно к себе на выю. Моей рязанской сообразительности не хватило понять всю значимость обратного движения омо­фора александрийского святителя. И я снова возвратил омо­фор на прежнее место, потянув в свою сторону. Патриарх опять, уже сердито и решительно, повторил прежнее дви­жение. И в этот раз я не внял всей опасности грозного Судии Вселенной. Увидев приближающегося протоиерея с подносом в ру­ках и тремя панагиями , я подумал, что цепочки-то надо под омофор расположить, как у нас принято, а он мешает, лежит на шее. И когда я в третий раз потянул за омофор александ­рийского патриарха, он резко повернулся ко мне боком и по-гречески с гневом и раздражением, энергично и сердито высказал мне все свое возмущение. Я испугался, попросил прощения, и только когда увидел, что цепочки от панагий отец Сергий Соколов укладывает поверх омофора, а тот твер­до и незыблемо покоится на святительской вые, — сообра­зил, что такова древняя александрийская символика с глубо­чайшим смыслом, просто меня никто не предупредил.

http://pravmir.ru/aleksandrijskaya-ovca/

Сделанный нами краткий обзор вероучения англиканской церкви по сравнению с православным, кажется, с достаточной ясностью показывает, что существует между ними ещё немало разностей, совокупность которых служит существенным препятствием к церковному единению, как —521— бы ни были искренни и глубоки одушевляющие их последователей чувства взаимной симпатии и как бы ни было пламенно их желание единения. Великие трудности стоят ещё на пути осуществления святого дела и сам еп. Графтон вполне сознаёт это. „Мы должны ещё“, говорит он, „во многом, очень многом видоизмениться и приблизиться к вам и вашей церкви“ 583 . „Мы не обольщаемся мыслью о лёгкости этого великого дела; мы видим его трудность, сложность, и чувствуем, что нужно время и силы; от вас же (русских) мы желаем и ждём терпения. Мы не считаем соединения безнадёжным, и, сознавая себя больными, но никак не мёртвыми, надеемся постепенно восстановить здоровье. Будем же молиться и одушевлённо работать для осуществления начинаемого дела“ 584 . Ещё много лет и трудов, без сомнения, потребуется на эту работу; но, как говорит еп. Сергий, „будет время, возрастёт и окрепнет вселенский, кафолический дух в недрах американской церкви, победит все другие в ней течения, тогда и путь на восток будет для неё необходимым, а вместе с тем не будут лишними и те крупицы, песчинки труда, которые каждый из нас принесёт от себя теперь на приготовление этого пути“ 585 . В самом ближайшем будущем, от теперь начинающихся сношений и объяснений, еп. Графтон не считает возможным ожидать каких-либо особенно крупных результатов. „Было бы великим приобретением“, пишет он, „и для нас, и для христианства вообще, если бы бездна, разделяющая церкви, хотя бы в малой степени сократилась“ 586 . В таком святом деле и всякий малый шаг имеет великое значение и вот это-то сознание и побудило нас в настоящем случае принести свою крупицу труда. В. Соколов Киреев А.А. Ответ проф. В.А. Керенскому: [на ст.: Керенский В.А. Кто виноват//Христианское чтение. 1903. 12]//Богословский вестник 1904. T. 1. 3. С. 522–545 (2-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крещение в океане португальца Луиша и бразильца Моисея Шесть с половиной лет назад наш правящий архиерей, архиепископ Корсунский Иннокентий, совершил постриг Луиша Рибейру в иноки с наречением имени Филипп, в честь святого апостола Филиппа. А три года назад владыка благословил мне постричь инока Филиппа в монахи. Ему девятый десяток лет, но он еще крепок, старается не пропускать богослужений. У него есть редкий дар рассудительности, поэтому мы все часто обращаемся к нему за духовным советом. инок Филипп (Рибейру). Фото: иподиакон Сергей Царалунга По сравнению с соседней Испанией Португалия – маленькая страна. Меж тем, иммигрантов из Восточной Европы в Португалии столько же, сколько в Испании, если не больше. Таким образом, процентное отношение наших соотечественников (в широком смысле слова) к автохтонному населению в Португалии превосходит аналогичное в Испании в несколько раз. Что это значит? Очевидно: восточноевропейские диаспоры, а значит и Православие, являются и будут являться в будущем очень весомой составляющей португальского общества, с которой ему, этому обществу, нельзя будет не считаться. Если, впрочем, наши люди отсюда не уедут или не ассимилируются. Крещение младенца. Справа - игумен Арсений (Соколов). Фото: иподиакон Сергий Царалунга. Несомненно одно: каким бы ни было будущее Православия в Португалии, мы здесь – свидетели древней, забытой веры предков нынешних португальцев. Мы – свидетели Православия, которое жило и цвело здесь много, много веков тому назад. От нашей укоренённости в Православии, от верности ему зависит, сможем ли мы поделиться им с коренными жителями принявшей нас страны. Сможем ли разделить с ними нашу веру и нашу надежду так же щедро, как они разделили с нами, незванными пришельцами, блага своей земли? Этот вопрос ставит перед нами сегодняшний день. Игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне, Португалия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/portugaliya-pravoslavn...

Протоиерей А. Орлов – – – (за 1912г.) Корпорации Астраханской Дух. Семинарии: Д. К. Вышеславов А. П. Орлов Е. Г. Кириано А. А. Мигулин Корпорации Витебской Дух. Семинарии: Е. П. Белоусов П. В. Полозов А. П. Триодин Ф. В. Ланге В. К. Каширенинов И. В. Мацкевич Корпорации Вифанской Дух. Семинарии: Архимандрит Герман А. А. Сперанский Ив. Николин А. Соколов Свящ. А. Зверев В. Цветков С. Крылов С. Федченков М. Некрасов Корпорации Волынской Дух. Семинарии: Архимандрит Аверкий Иероманах Тихон А. Житов Корпорации Воронежской Дух. Семинарии: И. П. Романов Корпорации Екатеринославской Дух. Семинарии: Г. Старокадомский В. Зеленцов В. Тацентов В. Гресков Протоиерей А. Одинцов Корпорации Иркутской Дух. Семинарии: И. Арефьев К. Денисов Беляев Свящ. И. Часоводов А. Никольский Троицкий Корпорации Костромской Дух. Семинарии: Ректор Семинарии протоиерея В. Чекин В. Преображенский Л. Грандилевский Н. Остроумов Корпорации Московской Дух. Семинарии: пожертвования за 1912год: Ректор Семинарии Архим. Филипп П. Минин С. Световидов Д. Минервин А. Десницкий С. Голощапов С. Кедров Н. Розанов С. Никитский М. Струженцов В. Протопопов А. Петропавловский Д. Смирнов Н. Виноградский В. Цветков Е. Лебедева М. Ильинский Иеромонах Серафим И. Аристов пожертвования за 1913год: Архимандрт Сергий С. Световидов Иеромонах Серафим Д. Аллемапов С. Кедров С. Голощапов М. Струженцов Н. Розанов С. Никитский Н. Троицкий П. Минин В. Цветков А. Петропавловский Д. Смирнов Н. Виноградский М. Аристов Лебедева Семенов —53— 13. Корпорации Новгородской Дух. Семинарии: Ректор Семинарии Архим. Тихон Инспектор Семинарии М. Кедринский H. В. Громцев A. В. Гедевский Корпорации Олонецкой Дух. Семинарии: Инспектор Семинарии В. Лебедев М. Смирнов А. Бурцев С. Олесевич Корпорации Оренбургской Дух. Семинарии: на стип. 52 курса Ректор Семинарии протоиерей И. П. Кречетов Г. И. Филиппович Корпорации Орловской Дух. Семинарии: От бывших питомцев Моск. Дух. Акдемии Корпорации Пензенской Дух. Семинарии: К. Соколов Л. Рождественский Корпорации Подольской Дух. Семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

певческий – Лебедев, е). организационный (Елагин). Состав Правления – под моим председательством, 4 товарища – Чуков, архимандрит Сергий, выбывший в конце апреля,/неразборчиво/и Огнев. В Правление входили члены 1. Богоявленский, 2. Зинкевич, 3./неразборчиво/, 4. Дроздов, 5. Бычков (благочинный округа), 6. Петровский, 7. Чепурин, 8. Сперанский, 9./неразборчиво/, 10. Ладыгин, 11. Климентьев (благочинный округа), 12. Боярский – Колпинское благочиние, 13./неразборчиво/, 14. Епископ Николай (Янушевич), 15. Кремлевский, 16. Яцкевич, 17. Елагин (секретарь.), 18. Ковшаров, 19. Приселков, 20. Карабинов, 21. Максимов, 22./неразборчиво/, 23./неразборчиво/, 24. Соколов, 25./неразборчиво/, 26. Чиркин, 27. Орловский, 28. Волков, 29. Виленс, 30./неразборчиво/, 31. Егоров. Обществом были выработаны проекты, исключительно церковные: 1) об общей исповеди, 2) о причащении без исповеди, 3) об отмене поминовения на сугубой ектении на литургии, 4) об упорядочении 160 сборов на нужды храма, 5) о регистрации прихожан. И начато обсуждение вопроса о согласовании приходских уставов к действующему законодательству. Собрания правления происходили по понедельникам, а общее собрание в этом году было лишь один раз 3 января для выборов. Когда было официально объявлено о голоде, по моей инициативе была образована комиссия помощи голодающим при Правлении/неразборчиво/под председательством митрополита Вениамина: я, епископ Венедикт, епископ Алексий, Елагин, Ковшаров, Соколов, прот. Чуков, которая и действовала с конца июля до конца августа месяца, когда была/неразборчиво/недопустимо с точки зрения/неразборчиво/существование комиссии. На призыв комиссии многие приходы откликнулись... 161 впервые. Митрополит сообщил, что в самом близком будущем произойдет заседание комиссии в исполкоме, на которой он должен делегировать двух своих представителей. Первым митрополит назвал Аксенова. Что касается второго, то подумавши, назвал меня, сказав потом/неразборчиво/, что если мне будет затруднительно, то он назначит заместителя, каковым будет Егоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М. Высоцкий, окончивший курс в московской медико-хирургической Академии в 1803 г. и служивший в последнее время в Коломне. Он занимал место врача при лавре, Академии и вифании до 1854 года. В 1831 г. во время холеры митрополит писал о Высоцком наместнику лавры а. Антонию: «Не знаю я ваших врачебных дел, только признаюсь, мне казалось в лечении покойного наместника (арх. Афанасия), что Иван Михайлович был мнителен и нерешителен; если что такое он имеет в своем характере, что бывает в натуральном характере и знающих свое дело людей, то мог советом другого подкреплять свою решимость» 260 . Преемником И. М. Высоцкого был штаб-лекарь А. А. Брызгалов, окончивший курс в московской медико-хирургической Академии и приобретший репутацию весьма опытного врача. К общему сожалению он оставил службу при лавре и Академии в 1858 г. и перешел в другое ведомство. После него не долгое время были врачами при Академии Н. С. Соколов (с января 1859 до мая 1860 г.) и А. И. Соколов , за которыми последовал доктор медицины Η. П. Страхов скончавшийся в 1875 году. В этой местности, где находятся больница и баня, во времена м. Платона был сад семинарский с плодовым деревьями, устроенный в 1797 г. Все это со временем изменилось, и насаждение теперешней аллеи заднего академического сада относится уже к сороковым годам настоящего столетия. Другой сад на передней стороне пред чертогами первоначально насажден был еще при Петре I в одно время с постройкой чертогов, по распоряжению троицкого архимандрита Тихона Писарева, от чего сад назывался в прошедшем столетии Писаревским. Посреди этого сада при Тихоне же был выкопан пруд, который также носил название Писаревского. В этом саду во время существования троицкой Семинарии был и семинарский огород с грядами и росли плодовые деревья. О пруде, находившемся в саду, митрополит Филарет воспоминает следующее: «Когда я был еще в Семинарии лаврской, я заметил, что пруд (Писаревский) всегда держал воду, а она задыхалась только зимою подо льдом, а летом не портилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Закрыть Короткие рассказы из церковной жизни Протоиерей Сергий Правдолюбов   07:40 10.12.2012 310 Время на чтение 9 минут Александрийская овца В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некоторых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно нравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча в Патриаршем Богоявленском соборе была торжественнейшая. Второй паре иподиаконов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского Патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, то есть лицевую сторону Патриарха, а я - за «тыл». Перед службой меня проинструктировали, что палица в Александрии надевается не через плечо, а подвязывается за специальную петельку, а остальное все вроде как и у нас. Хор поет, читаются входные молитвы, Патриарх поднимается на кафедру, начинается облачение. Все проходит чин чином, ошибок нет. И вот в самом конце, когда все сложные пуговицы омофора были уже застегнуты, я посмотрел и увидел, что омофор как-то странно, не по-русски лежит прямо на шее Патриарха, а не вертикально и торжественно возвышается, как у всех наших архиереев. Я решил, что это мой недосмотр, и тихонько, осторожно потянул его к себе и расположил на русский манер. Патриарх так же тихонько потянул его обратно к себе на выю. Моей рязанской сообразительности не хватило понять всю значимость обратного движения омофора александрийского святителя. И я снова возвратил омофор на прежнее место, потянув в свою сторону. Патриарх опять, уже сердито и решительно, повторил прежнее движение. И в этот раз я не внял всей опасности грозного Судии Вселенной. Увидев приближающегося протоиерея с подносом в руках и тремя панагиями, я подумал, что цепочки-то надо под омофор расположить, как у нас принято, а он мешает, лежит на шее. И когда я в третий раз потянул за омофор Александрийского Патриарха, он резко повернулся ко мне боком и по-гречески с гневом и раздражением, энергично и сердито высказал мне все свое возмущение. Я испугался, попросил прощения, и только когда увидел, что цепочки от панагий отец Сергий Соколов укладывает поверх омофора, а тот твердо и незыблемо покоится на святительской вые,- сообразил, что такова древняя александрийская символика с глубочайшим смыслом, просто меня никто не предупредил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Показывает, что нести, Куда, кому за кем идти. Хранитель кукуля, мудрец, Российских «книжников» отец, Шишигин плавно выступает, Начало службы возвещает. Давно замолк уже трезвон. Второй пропели антифон. Блаженны хор вверху поет Созвучием благочестивых нот… Вот время наступило Входа, И, к изумлению народа, Разверзлась дверь. Народ затих. И наступает чудный миг, Когда парчой, как жар, горя, Все тридцать три богатыря, (– Они красавцы молодые, Всё великаны удалые), Идут на Вход. Их взгляд суров. И с ними Сергий Соколов. Потом все двинулись в алтарь. Певцы поют дневной тропарь. Поём и мы. – Хороший строй. Под Филаретовской рукой Чудесно голоса слились И в купол улетели, ввысь. А дальше? – Что там вспоминать!.. Отцы, возможно ль описать Моею грешною рукой, Как иподьяконы собой Богослуженье украшают, Молиться людям помогают! Отцы! Совсем я не о том Хотел сказать вам – о другом: Вот наступает Рождество, Повсюду будет торжество, Друг друга будут поздравлять, Здоровья, счастия желать. И я поздравить вас хотел, Писал, писал, но не успел Открытку каждому послать, – Решил всем вместе написать. – Отцы, приветствие примите, И, ради Бога, не судите. Пошли вам Бог, отцы мои, Благие лета, многи дни, Исполнены благословенья, Молитвы, кротости, смиренья В несеньи жизненных крестов, На рясу – новых орденов, И всем, что каждому подстать: Желаю в свое время стать Архимандритом, протыреем, Тому, кто хочет – архиреем, Кто как трудиться восхотел, Пусть Бог пошлет ему удел. А нас, прих о дских, вспоминайте, Уж потрудитесь, поминайте В молитвах выспренних своих, Ведь мы надеемся на них. Николо-Хамовнического храма г. Москвы, диакон Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, (ныне протоиерей). Святейший Патриарх Пимен со своими иподиаконами в 1975 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/ya-byil-ipodiakonom-ve...

Издавна и горячо принимая к сердцу святое дело церковного единения, мы поставляем для себя священным долгом посильно откликнуться на этот призыв, насколько в настоящем случае дают к тому возможность сообщаемыя нами сведения. Нас призывают к обсуждению. Чего? Конечно, прежде всего, того факта, который совершился на наших глазах, т. е. приезда в Россию епископа Графтона, а затем и того документа, который нам опубликован, т.е. его записки. Приезд в Россию одного из видных представителей епископальной церкви, «чтобы», как говорит Преосв. Сергий, «лично побыть среди православнаго народа и в православной стране, и чтобы лично осведомиться об устройстве и учении нашей церкви», само по себе, не представляется нам явлением небывалым и неслыханным. Мы знаем и ранее несколько подобных примеров, причем некоторые из них происходили и на наших глазах в очень недавнее время. Достаточно припомнить напр. страстную неделю и Пасху 1897 года, когда приезжал в Россию и присутствовал за всеми торжественными богослужениями в московских соборах примас Англии Уилльям Маклаган, архепископ 2 , который предпринимал свою поездку с той же целью, как и еп. Графтон, а именно: чтобы непосредственно ознакомиться с религиозной жизнью православной России и вступить в личные отношения с представителями нашей епархии. Между этими двумя посещениями есть, однако, повидимому, существенная разность. Архиеп. Маклаган при своей поездке руководствовался единственно лишь своим личным интересом и желанием, а об еп. Графтоне Преосв. Сергий говорит: «Тем более утешительно узнать, что наш почетный гость прибыл к нам не в качестве простого туриста и не только по своему личному почину: он явился как член особого комитета междуцерковных сношений, образованная в американской епископальной церкви, и явился с целью начать дело взаимного выяснения отношений нашей церкви к американской, с тем, чтобы потом, если Бог благословит, поставить вопрос о сближении, а можетъ быть, и о церковном единении». В виду такого сообщения, естественно, возникает целый ряд в высшей степени интересных вопросов, а именно: представителем кого или чего является еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

—202— янина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преп. Сергий. Напутствуемые благословением старца шли борцы: одни на юг за Оку на татар, другие на север за Волгу на борьбу с лесом и болотом. Время давно свеяло эти дела с народной памяти, как оно же глубоко заметало вековой пылью кости куликовских бойцов. Но память святого пустынножителя доселе парит в народном сознании, как гроб с нетлеющими останками невредимо стоит на поверхности земли. Чем дорога народу эта память, что она говорит ему, его уму и сердцу? Современным, засохшим в абстракциях и схемах, языком трудно изобразить живые, глубоко сокрытые движения верующей народной души. В эту душу глубоко запало какое-то сильное и светлое впечатление, произведенное когда-то одним человеком и произведенное неуловимыми, бесшумными нравственными средствами, про которые не знаешь, что и рассказать, как не находишь слов для передачи иного светлого и ободряющего, хотя молчаливого взгляда. Виновник впечатления давно ушел, исчезла и обстановка его деятельности, оставив скудные остатки в монастырской ризнице да источник, изведенный его молитвою, а впечатление все живет, переливаясь свежей струей из поколения в поколение, и ни народные бедствия, ни нравственные переломы в обществе доселе не могли сгладить его. Первое смутное ощущение нравственного мужества, первый проблеск духовного пробуждения – вот в чем состояло это впечатление. Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна Так думали тогда все на Руси, и это мнение разделял православный Восток, подобно тому цареградскому епископу, который, по рассказу Сергиева жизнеописателя, приехав в Москву и слыша всюду толки о великом русском подвижнике, с удивлением восклицал: како может в сих странах таков све-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010