Помню, я еще спросил: «Владыка! Многие по-разному произносят название Вашего титульного города. Как правильно произносить – С у рожский или Сур о жский?» Владыка сказал: «Город, по которому меня именуют, в древности назывался Сур о ж, поэтому правильнее произносить надо – Сур о жский». Я поблагодарил его за важное уточнение. «Ври» больше! А еще я сказал митрополиту Антонию: «Владыка, я уже так долго служу диаконом, а в священники меня не рукополагают. Как быть? Что делать? Почему я не могу быть священником?» А он мне ответил: «Ври» больше». «Ври!» – это замечательный термин, понятный посвященным. Это слово употреблял мой отец, мой дед в 20–30-х годах, когда его дочки пели трио в церкви. Он говорил: «Ой, как они там «врут», а у них было слияние голосов в трио, звучала яркая секунда (два тона рядом). «Ври» больше» – это такая старина! Что значит «ври» больше»? Не попадай в тон, ошибайся, возглашай не очень громким голосом – и тебя быстро рукоположат. Я говорю: «Я, владыка, десять лет хорошо служил, а как я сейчас буду служить плохо? Как я теперь буду «врать»? Так что не пришлось мне использовать его совет. Довольно скоро, правда, только через шесть лет, меня рукоположили в священники. Благодарность Вот и все, что я могу рассказать о наших встречах с митрополитом Антонием. Наверное, самое главное, самое сильное впечатление – это его проповеди, услышанные в 67–68 годах. Для настоящей встречи неважно – близко ты или далеко, часто ты общаешься или нет. Все, что он хотел донести, было в звуках его голоса, в его словах, а потом – в его книгах. И поэтому в этот юбилей надо сказать слова большой благодарности тем, кто сохранил его проповеди, тем, кто транслировал его проповеди, тем, кто переводил его проповеди! Слова благодарности всем тем, кто в свое время понял и осознал, какой он – митрополит Антоний! Потому что он – человек совершенно необычный. Бог посылает таких людей очень редко. Поэтому нам надо благодарить! Такие люди называются святыми Митрополит Антоний притягивал к себе людей, как мощнейший магнит. Отчего? От того, что у него было подлинное Богообщение. Он с Богом и общался, и молился, и размышлял о Нем, и созерцал Его. Он всегда был в присутствии Бога, он всегда был напряжен, сосредоточен. Его Богообщение совершалось всегда, без перепадов. А люди неизбежно стремятся туда, где больше этого Богообщения.

http://pravmir.ru/apostolskaya-sila-prop...

Автограф Аверинцева На следующее утро митрополит Антоний служил литургию. Перед началом службы я, как и полагается диакону, совершал каждение всего храма. Дошел до колокольни, смотрю: Сергей Сергеевич Аверинцев идет. Я так обрадовался! (А я был на его защите, и поддерживал молитвенно. Даже помню, подходил к нему, говорил, что весь наш храм поддерживает его). В тот момент он записку писал «О здравии». Он меня увидел, поздоровался. Я говорю: «Сергей Сергеевич, Вы записку написали, не надо ее в ящик отдавать, может, я возьму, прочитаю ее в алтаре». И взял «его автограф» для рабочего использования. Потом уже, после службы, я нашел его рукой написанную записку «О упокоении», ведь это – автограф Сергея Сергеевича! Сделал копию для молитвы в алтаре, а подлинники вложил в его книгу «Поэтика ранневизантийской литературы». Открываешь книгу, а там – записка «О здравии», а в конце открываешь – «За упокой». Как мы ему мешали… В тот день на литургию собралось очень много людей. Вот даже Сергей Сергеевич пришел молиться и причащаться. И вот приехал митрополит Антоний. Мы его торжественно встретили. Старались. Но было очень сильное ощущение, что… мы ему мешаем. Он сосредоточен, молится перед Богом, перед Престолом, а мы ему – то одно, то другое, то возглас громкий, то кадило… Владыка, видимо, так никогда не служил в Лондоне. Он служил просто, а мы – как полагается по русскому обычаю – и выкличка (это когда протодиакон громким голосом провозглашает имя служащего архиерея и перемещается при этом в алтарь, и потом обратно на амвон), и торжественность… Явно, что это все мешало ему, но ничего не поделаешь. Мешать-то мешало, но он терпел. Брат меня потом спросил: «Ну, как он служил? Расскажи!» И я ему говорил: сосредоточенно стоял у Престола, никаких лишних движений. Часто или там, где не положено, не крестился. Часто русские батюшки совершают крестное знамение после каждого возгласа, а владыка все делал спокойно. Я в тот момент созерцал старинную традицию прежнего времени, когда многие батюшки так служили. И нам было очень важно это видеть и слышать – все произносимые молитвы продуманы и прочувствованы, каждое слово наполнено смыслом. Я всеми силами старался не мешать, главное – внимать и молиться. Это было замечательно: казалось, владыка весь ушел в молитву.

http://pravmir.ru/apostolskaya-sila-prop...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Должно ли быть рассуждение в милостыне? Ответы пастырей Протодиакон Владимир Василик   Протоиерей Олег Стеняев   Протоиерей Максим Козлов   Протоиерей Сергий Правдолюбов   03:00 16.04.2024 114 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.ру Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, и творить милостыню заповедал нам Господь. Но как быть, если с протянутой рукой стоит явный пьяница, собирая деньги не на еду, а на бутылку «огненного зелья», и, следовательно, наша милостыня пойдет на дело греховное? И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42)? И вообще есть ли какие-то «правила», кому и как благотворить? Отвечают пастыри Русской Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/16/dolzhn...

«Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного». протоиерей Сергий Правдолюбов «Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит». священник Павел Гумеров «Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного. …Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю: Первое . Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью. Второе . Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия. Третье . Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил. Четвертое . Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

http://azbyka.ru/msheloimstvo

Священником Православной Церкви, поясняет  протоиерей Сергий Правдолюбов , «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый». О священниках и священстве на «Правмире»: Фильмы о священстве: Азы православия. Вопросы батюшке. Священство Таинство священства — Закон Божий Вера святых — часть 23. Таинство Священства Интервью митрополита Лонгина от 22 августа Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/svyashhenniki-svyashhe...

Наш отец, конечно, избегал рассказывать о страшном, он предпочитал рассказывать положительные вещи. Когда он рассказывал про Соловки, у нас возникала почти идиллическая картина. А потом я прочитал воспоминания его младшего современника, который в это же время сидел. Он рассказывал, как там люди самоубивались от отчаяния — так там было страшно и тяжело. У нас сохранились около двадцати писем отца и деда с Соловков. Они такие умиротворенные, спокойные. В одном письме отец Анатолий написал, что у него тут так хорошо, замечательно, прекрасно, что когда письмо получили, его младшая сестра Вера (она и сейчас жива) ответила: «Анатолий, что ты нам голову морочишь? Такого не бывает. Правдоподобней пиши, нечего нас успокаивать. Мы знаем, что ты там ноги обморозил, и то у тебя было плохо, и это». Она умная женщина, как была, так и осталась очень решительной. А заключенные жалели своих родных. Писали не ужасающие вещи, а смягчали все обстоятельства. Это тоже надо учитывать, когда мы читаем подлинные письма. Часто удивляются, почему у отца Павла Флоренского в письмах мало упоминаний о Боге? Так не пропустили бы письмо, если там будет упоминание о Боге! Мой отец, а они с отцом Павлом в одно время сидели, пишет домой: «Я вас поздравляю, у нас сегодня дедушка Спиридон нас всех очень радует!» О чем это? Это память Спиридона Тримифунтского . Как ты напишешь по-другому, если письма вскрывают? Рассказы дедов и прадедов для нас актуальны и сейчас и не только о мученичестве. Вы знаете, сто лет назад, в 1912 году, потонул « Титаник », а мы через наши семейные предания знаем, как наши родственники реагировали на это событие. Это была такая сенсация, все об этом говорили вслух. Отец рассказывал, что был какой-то атеистический пафос во всем этом. Корабль непотопляем, нам Бог не нужен, молиться нам не обязательно. Я сначала думал, что это просто среди духовенства как-то излишне подчеркивали этот момент. А оказывается мой дед и мой отец рассказывали чистую правду! В этом году весной, на Пасху, было столетие гибели «Титаника». Показывали фильм, и там процитировали слова капитана «Титаника», которые меня ужаснули и потрясли. Капитаны кораблей, как и водители за рулем, обычно достаточно суеверны. А он, седой и старый, настоящий моряк, вдруг сказал такие слова: «Наш корабль такой замечательный, он так построен, что даже если сам Господь Бог захочет его потопить, у Него это не получится».

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Священномученик Фаддей ночью лежал и плакал. По всей России было много архиереев, которые такое переносили. Но почему-то Богородица вступилась именно за него. Священномученик Фаддей Тверской Ночью с паханом случилось нечто страшное. Он вскочил со своей постели, вытащил архиерея, положил на свое место, а сам лег возле параши. И я до сих пор не могу объяснить: что Она показала этому пахану? Он даже ничего не сказал. Потом уже, на пересылке, он кому-то проговорился, что явилась ему Какая-то Женщина. Интересно, что Она ему сказала или показала? Как и чем Она его напугала? Те, кто чтут Пресвятую Богородицу, не могут равнодушными остаться к этой истории. Почему же Она именно его пожалела? Как поразительна эта связь небесного и земного, что Сама Богородица заступилась за оскорбленного владыку! Так что ничего мы для популяризации мучеников сделать не можем. Только любить. Если ты любишь – будешь чтить. А как не любить? Они же не посторонние. Это наши старшие современники. А отец Павел Флоренский? Его некоторые монахи и богословы ученые не очень любят. А я его очень люблю и почитаю. Не понимаю, почему его творения очень мало читают? Жизнь должна жить. Если ты живешь, то ты дышишь. Заткни рот – и ты умрешь.   Священник Павел Флоренский. Фото из личного дела Так и в Церкви. Надо просто не затыкать рот тем, кто хочет почитать. И если другие увидят, что существует такое искреннее почитание, они тоже потянутся, как к живому источнику припадут за благодатью. Жить и любить надо, больше ничего. Советское наследие тянет назад -Сейчас у молодежи снова популярными стали левые идеи: марксизм, социализм, свобода, равенство, братство, борьба с капитализмом. Люди остро переживают социальную несправедливость. В протестных настроениях появились откровенно «красные» тона. Что с этим делать? Как избежать повторения катастрофы? -Я могу на этот вопрос ответить просто. Надо быть честным по отношению к самому себе и быть правдивым. Если люди не хотят правды, истины, и от нее потихонечку уходят, они получают возвращение этих самых идей. Если бы люди искренно и честно признали до конца, что это было неправильно, такой проблемы не возникло бы.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Я не вижу проблемы. Мечта о государственном православии мне кажется совершенно несостоятельной. Нам бы о Царствии Небесном подумать. Зачем думать о царстве земном? Как написано в Священном Писании, а для нас это важнейший авторитет: придя, Господь найдет ли веру на земле Больше того, и мне очень это нравится: когда придет Сын Человеческий, тогда распрямитесь, поднимите головы ваши, потому что пришло освобождение ваше Получается, сколько мы ни будем трудиться, возделывать эту земную жизнь, мы постоянно будем что-то терпеть… А Господь пришел — распрямитесь! «А-а-а! Ну, наконец то, Господи, слава Тебе! Пришло освобождение наше, обещанное Богом». Чего вы хотите? Комфорта? Хотите, чтобы по всей России и по всему миру стояли храмы и без конца звонили колокола? Простите, но это нежизненно. Никто нам этого не обещал. Как в Соловецком лагере говорили воры моему отцу: «Ох уж эти фраера. Всё им не так. И власть им плохая, и хлеба дают мало. И это им плохо, и то. Чем недовольны-то?» Именно мы и похожи на фраеров. Все нам не так, это плохо, и это плохо. Ребята, я говорю, спасайтесь! Спасайтесь, вас никто не тормозит! Время сейчас далеко не самое плохое. Можно молиться, можно и храмы строить. Только делайте это спокойно и доброжелательно. Мы все эти двадцать два года здесь служим тихо, просто, спокойно, никого не задираем, не говорим, что мы лучше всех, не ездим на красивых громадных машинах. И живем так же, как жили студентами, — от получки до получки. И ничего. Храм стоит, мы молимся. И люди видят, что мы не враги, и что мы не хотим их всех заставить молиться, и не ждем, чтобы они все деньги нам отдавали. И они не протестуют. А в других местах начинают протестовать. Я понимаю, что против хороших батюшек тоже протестуют. Против любых протестуют. И многие поддаются враждебной агитации и пропаганде. Шел я как-то по Сергиеву Посаду, а позади меня школьник бежал и плевал в меня, крича: «Поп, поп, поп!» Это был как раз какой-то виток критики уже после 1991 года — момент такой — опять против Церкви. Я сразу вспомнил хрущевские годы. То есть, если наверху идет кампания, так и в народе начинается. Наверху если благоприятно, то и внизу спокойно.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Прощение Протопресвитер Александр Шмеман: Простить=не сердиться? (+АУДИО) Казалось бы, так ясно: простить — значит больше не сердиться, не желать отомстить, «ничего не иметь», как мы часто говорим, против другого. Но стоит опять немного подумать, и окажется, что можно всего этого достичь — не сердиться, не желать отомстить, не жить обидой и т. д. — и все же не простить, как призывает к этому Христос. О псевдопрощении Иногда мы легко произносим слова: «я тебя прощаю,» когда прощения на самом деле нет, а говорятся они, чтобы надменно манипулировать человеком: «я прощаю, но теперь ты должен делать то и слушаться меня в этом». Или используются слова: «я тебя прощаю» как орудие для оскорбления и отмщения, когда при этом детально перечисляются свои обиды в надежде, что этим мы причиним страдание обидчику. Скажи «стоп» первый Если мы не хотим простить кого-то — это значит, мы отделяем его от себя, противопоставляем себя этому человеку. Если вспомнить Евангелие, Христос отождествляет себя с другими людьми и призывает нас видеть в наших ближних — Его. Получается, что когда мы враждуем против человека, тем самым мы враждуем еще и против Христа. Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности Однажды, когда я в храме исповедовал, подошел человек и резко ударил меня по щеке. А у меня произошло некоторое торможение — я стал вспоминать, что надо делать в таких случаях. Он не заслуживает даже моей обиды, и потому я охотно прощаю его… (+АУДИО) Пост — время покаяния. Но покаяние в самом глубоком смысле и означает именно такую переоценку, способность увидеть себя по-новому, оглянуться на свою жизнь. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное — с этих слов, с этого призыва началась проповедь Христа. Расточительный сын Потерялся ребенок… и неважно, что он — великовозрастный балбес. Для своего отца он — потерявшийся сын. И Господь, повествуя о нем в притче, рассматривает его не самого по себе, а в связи с отцом, чьей смерти он все никак не мог дождаться, чтобы почувствовать себя хозяином своей жизни, ее собственником.

http://pravmir.ru/tag/proshhenie/page/12...

– Для людей думающих, интеллектуалов, заботящихся о состоянии своего сознания, о красоте своего ума, мышления, питающих его из разных источников, мне кажется, в Великом каноне тоже удивительные строки есть, но и не только для них, для каждого – о погубленной красоте ума… — Вот, три строки, лаконичные три строки: «Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми погубих ума красоту». Фрагмент книги профессора Евграфа Ловягина, Богослужебные каноны. Второе, исправленное издание. СПб, В Синодальной типографии, 1861. На что здесь обратить внимание? Воображение – это у нас слово истертое, здесь оно используется совсем не так, как у нас обычно. Греки очень ответственно обращались с такими словами. «Вообразив моих страстей безобразие…» Опять же, безобразие мы понимаем в нравственном или в эстетическом смысле. Есть такой смысл, но греки глубже копают. Бог зла, смерти не сотворил, нет какого-то существа, которое было бы источником зла, оправдывало бы зло. Для добра и света есть опора в Боге, а для зла опоры нет. Потому что злые существа первоначально были сотворены Богом добрыми, они на самом деле добрые существа, ангельские, светлые. И что же делаю я, придав образ тому, что не имеет образа? В нас есть образ Божий, а образа зла нет в нас. Я что делаю? Придаю образ тому, что не имеет никакого образа. Вот этими абсолютно несуществующими злыми образами я гублю ума красоту. Ум должен Бога отражать, он должен быть в соответствии с Творцом, в полном с Ним взаимодействии, он призван созерцать Творца, радоваться — так Бог и сотворил человека. Нет, я изображаю то, чего не существует, живу этим вымыслом и тем самым гублю красоту ума. Если грубее сказать и проще: происходит страшная-страшная спекуляция дьявола на божественном. Он берет любовь юноши к девушке, мужчины к женщине и ее огрубляет до страшного состояния, до плотской страсти, он спекулирует на том, чего нет, как такового. Так он изобрел стриптиз: идет постепенное раздевание, так давайте дальше продолжайте, кожу снимите всю, косточки разберите. Что это, морок? Это беда, это грубое издевательство над человеком и над его богосотворенными прекрасными стремлениями.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010