Протоиерей Сергий Правдолюбов: Космос Великого канона Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. 14 марта, 2016 Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. Член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов десять лет посвятил изучению Великого канона, защитил магистерскую диссертацию на эту тему, но, по его признанию, так и не раскрыл секрет творчества святителя Андрея Критского. Но снова и снова открывая Великий канон, мы погружаемся в море покаяния и учимся плавать, летать, дышать, жить с Богом. Личная покаянная исповедь святого Андрея –  Великий канон святителя Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, словно вводит человека и психологически, и литургически в особое пространство великопостных дней, настраивает на особую тональность мыслей и переживаний. Потом, на 5-й неделе Поста, ближе к концу, Церковь снова возвращается к чтению Великого канона. Как сложилось, что Великий канон занял такое место в богослужебной жизни? Как родился этот канон, расскажите о его создании? – Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления. Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его. Есть лишь отдаленные отголоски свидетельств. Почти пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, которая последовала в 740 году, этот канон нигде не употреблялся, а потом, в 790 году Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из земли, все было объято светом огня и пламени. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения. Маленький тропарь такой есть в Постной Триоди: «Господи, до вечера дожить не надеемся, помоги нам и спаси нас». До сих пор он исполняется на нашем богослужении в память об этом землетрясении. Как некоторые ученые думают, именно в те дни, во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем, не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Статистика Сергий Правдолюбов, сщисп. Священноисповедник протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям, священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов. Сергий получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В 1915 году он поступил на должность псаломщика в один из храмов Киева. 26 октября того же года епископом Вятским Никандром рукоположен в сан пресвитера и определен служащим священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. Чудом остался отец Сергий жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью каратели вышли с рейдом, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет " главный поп " . Сторож показал на дом прежнего настоятеля, который был уже в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и являлся тем самым " главным попом " . Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа и " положившем душу за други своя " . В том же году всех священников города арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все были уверены, что копают могилы для самих себя. И плакали, и молились, прося у Бога помощи и заступления. Затем подъехал состав из нескольких товарных вагонов, начальник которого прокричал: " Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони. Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша задача - разгрузить и закопать четыре вагона тухлой рыбы. После этого по моей команде можете быть свободны! "

http://lib.cerkov.ru/authors/135

прот. Сергий Правдолюбов (1950 г.р.) Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова , написанное им в сташные годы гонений, которое мы предлагаем вниманию наших читателей, являет собой образец богословия, вполне сравнимый со святоотеческими творениями. Публикацию предваряет портрет священноисповедника Сергия работы одного из его соузников по Соловкам. Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов. Сергей получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В 1915 году поступил на должность псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. Рукоположен был епископом Вятским Никандром 26 октября старого стиля. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и назначен благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. Чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью пошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал на дом старого настоятеля, который был в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и был «главным попом». Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения в наши дни, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Мученики Маккавеевские Протоиерей Александр Туберовский был уроженцем села Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии. Удивительно, что из этого села Маккавеево происходят семь новомучеников – столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской, священномученик Михаил Дмитрев , мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов , священномученик Николай Правдолюбов и священномученик Александр Туберовский … Отец Александра Туберовского , иерей Михаил, служил в сельском Покровском храме вторым священником. Как и большинство поповичей на Рязанщине, Александр окончил Касимовское Духовное училище (1896), а потом Рязанскую Духовную Семинарию (1902). В ходе обучения он обнаружил способности к богословским наукам. Был вольнослушателем, потом профессорским стипендиатом в Московской Духовной Академии. Потом стал преподавать. Четыре года (1907–11) преподавал богословские дисциплины в Калужской Духовной Семинарии, а в 1911-и был переведен в МДА, где стал доцентом по кафедре догматического богословия. Опыт идеологии догмата 11 октября 1917 года в стенах МДА состоялась защита диссертации Александра Михайловича «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Значение диссертации по-разному оценивается богословами, однако роль ее в истории русской церковной науки трудно переоценить. Фактически это была первая работа, написанная богословом новейшего времени, посвященная главному догмату Православной Церкви. Согласно Туберовскому, Воскресение Христово – это принципиально новое, аналогичное творению и Боговоплощению откровение Бога, «смысл которого – во всецелом духовно-телесном обожении». В результате Воскресения, писал Туберовский, «последний враг – смерть будет упразднен, Бог будет все во всем ( 1Кор 15, 28 ), то есть наполнит Собой все сущее не статически, так как Он пребывает во всем и без того, а динамически – силой, или, по смыслу нового Откровения – славой»…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. 27.03.2014 06:41:43 Кульков Сергей Андреевич - Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, слушатели радио «Радонеж». В начале этого часа вы услышите беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево  - Праздник входа Господа в Иерусалим- это такой большой праздник, такое торжество! Песнопения были особенные, молитвы, стихи. А еще я вспоминаю свое школьное отношение к празднику. Мне захотелось узнать поточнее, что происходило в Иерусалиме в этот день. Я предпринял свой маленький богословский труд. Переписал из Евангелия одного, из Евангелия другого, из Евангелия третьего. А потом стал сравнивать и совмещать. Эта работа проделана давным- давно множеством людей. Но для ребенка было полезно понять и прочувствовать, как происходило это событие. И когда я уже во взрослом состоянии посетил святой град Иерусалим, я увидел то, что в детстве себе только представлял. Это была очень большая радость, понимание и ощущение того, что написали евангелисты. И второе воспоминание праздника входа Господня в Иерусалим- проповедь моего отца. Мой отец Анатолий был такой проповедник, о котором трудно передать то, как он говорил проповеди. Это необъяснимое даже не искусство, а вдохновение и благодать. И когда настоящий проповедник говорит, то ты не можешь объяснить механизм воздействия его проповеди на тебя самого. А сам проповедник тоже не может понять и объяснить, почему он так говорит. Он сам удивляется тому, что он говорит и как. Эта проповедь моего отца никаких новых богословских мыслей не открывала. Никаких новых, нестандартных, оригинальных мыслей не приносила. Но он говорил так, как мог говорить только древний святитель. Криминал в проповеди был. Это были хрущевские годы. И отец сказал такие слова: вы запрещаете ходить детям в храм божий, вот они стоят здесь. И как Господь говорит, из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу. И если они замолчат, то камни возопиют. Вот это я помню. Это был криминал. Нельзя было разрешать детям ходить в церковь при Хрущеве.

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

Протоиерей Сергий Правдолюбов В 1814 году, на Покров Пресвятой Богородицы, в Троице-Сергиевой Лавре начала действовать Духовная школа, которую перевели туда из подмосковного Перервенского монастыря. Впоследствии Школа стала Московской Духовной Академией. Праздник Покрова здесь отмечается особо, так как ее сердцем является академический Покровский храм. Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ рассказал «НС» о времени, когда он сам был студентом и о своем самом ярком переживании во время учебы. Фото: МДАиС – Правда ли что учеба в Академии, это испытание на смирение? Учащихся ждут трудные бытовые условия? – Я учился в Московской Духовной Академии с 1974 по 1978 год. С тех пор прошло много времени, что можно вспомнить? Ничего особенно аскетичного я не помню. Трудности были, например кому-то надо спать ложиться, а кто-то должен книжку читать, но чего-то такого, что особенно мешает жить, я не помню. В те годы студенты жили в обычных армейских условиях, человек пять или шесть в одной комнате. Вся жизнь проходила на курсе, внутри Лавры. Удивительно то, как сильно влияла Москва на мир и тишину в душе. Я приезжал в субботу в Москву для службы в Патриаршем Богоявленском соборе, и, возвращаясь в понедельник в Лавру, только к вечеру среды я начинал ощущать, что в мою душу возвращается мир и тишина. Тихо горели лампады в алтаре Троицкого собора и, в наступившей темноте перед вечерней молитвой, когда обойдешь перед сном храмы Лавры, приходило умиротворение и покой. До следующей субботы. – Чем вам запомнились преподаватели? – Нам преподаватели, профессора передавали не только какое-то количество информации, но и свое личное, духовное воззрение на мир, на природу, на науку, на молитву. Эта непонятийная информация на нас воздействовала едва ли не больше чем та информация, которую они нам в лекциях излагали. И это главное, что мне запомнилось, и что я всегда очень ценил. Преемство поколений, преемство еще той, старой школы, дореволюционной, передавалось нам в полной мере, и мы ценили это, можно сказать, с полным сознанием. Я даже один год ездил в Академию каждый день на электричке из Москвы и был уверен, что это делаю не зря. Ибо окончить заочно – это одно, а услышать профессоров, поучиться у них, почувствовать преемство, это ничем не купишь, никаким средствами и способами. А нам это давалось в полной мере.

http://pravoslavie.ru/56675.html

Протоиерей Сергий Правдолюбов о конфликте на юбилее «Серебряного Дождя»: Нападки на Церковь сейчас в моде 16 июля, 2015. Протоиерей Сергий Правдолюбов Я от всей души негодую против такого поведения «Серебряного дождя». 16 июля. ПРАВМИР. После противоречивых мнений о конфликте с протоиереем Дмитрием Смирновым на концерте по поводу 20-летия радиостанции «Серебряный дождь», мы попросили прокомментировать ситуацию настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, доктора богословия, протоиерея Сергия Правдолюбова Сторона «Серебряного дождя» замалчивает уровень звучания своих колонок. Они обходят то обстоятельство, что невозможно было молиться и служить, верующие могли даже не знать, что там за праздник. Такие частоты, особенно низкие, пробивают очень большое расстояние. На радио утверждают, что до 22:00 они имели полное право так себя вести, но, если эти люди называют себя интеллигентами, они должны были интеллигентно выйти из этой проблемы, а не устраивать дешевый скандал. Выставить в таком свете достойного человека, заслуги которого все знают, у которого множество родных — священномученики, — это абсолютно недостойно. Надо откровенно, спокойно и смело говорить: не устраивайте скандал самого низкого уровня. Верующие пришли и ушли. Да, они пришли возмущенные. Среди них было много музыкантов, которым невозможно было слышать такую громкую музыку. Я там не был, но я знаю, что, когда машина, в которой играет музыка на полную громкость, подъезжает к твоему дому, от нее страдают все, и никто не считает, что это — нормально. Тут аналогичная ситуация. Это очень низкий уровень, дешевый вкус. Рядом с нашим храмом внизу есть площадка Гольфклуба, с которым мы поддерживаем добрососедские отношения. Когда идет служба, они приглушают музыку, а мы слышим их приглушенную музыку до 8 часов вечера. Когда служба заканчиваются, звонят наши колокола. Мы терпим их музыку, они идут навстречу нам. Однажды к ним приезжали на презентацию иностранные гости. Нам позвонили и попросили во внеурочное время позвонить в колокола. Мы и тогда пошли на компромисс, службы не было, и наш звонарь по их просьбе дал послушать иностранцам колокольный звон. Это было взаимопонимание и взаимодействие.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Православие еще не иссякло. Беседа о семейных традициях с протоиереем Сергием Правдолюбовым Источник: Портал Слово Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Магистр богословия Московской Духовной Академии, профессор. Наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. По линии отца Его прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец – протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов – был арестован и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия – как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек. – Отец Сергий, пример Вашего рода свидетельствует о том, что семейные традиции для Вас – не абстракция. Как сохранить преемственность в семье? И вообще, что такое традиция? – Известно, что человек, как основа будущей личности, формируется до пяти лет, потом уже начинается «шлифовка». Как правило, дети повторяют своих родителей. Реже случается и так, что ребенок движется в противоположном направлении, поступает наоборот. Видимо, такой протест возникает тогда, когда родители что-то упустили, не учли каких-то важных особенностей ребенка. Святитель Феофан Затворник говорил, что если дети не повторяют своих родителей в их лучших чертах и не хотят им следовать, то через два-три поколения наше православие иссякнет. Удивительно, но эти слова пока не сбылись. Православие еще не иссякло. Я это объясняю исключительно веком мученичества. Если бы его не случилось, то православия бы уже не существовало. Эпоха страшных гонений, попыток уничтожения Церкви – священников, архиереев, ученых, интеллигенции, крестьянства – не истребила веры. О чем это свидетельствует? С одной стороны – это кровавая страница нашей истории, а с другой – свидетельство особого благоволения Бога к России. Только Божиим покровительством и милостью можно объяснить тот факт, что Церковь еще живет.

http://pravoslavie.ru/37197.html

Когда я впервые услышал его, это была действительно встреча! Так, как говорил он, не говорил никто Когда я слушал владыку Антония, мне представлялось, как из космоса, с высоты птичьего полета видна вся Россия – заснеженная, засыпанная снегом, – и в разных домах люди включают радиоприемники и слушают проповедь Святителя. Бывая в Москве, митрополит Антоний Сур о жский с радостью принимал приглашения из разных храмов о служении всенощного бдения и литургии. Весть о том, что владыка будет служить в том или ином храме по «сарафанному радио» передавалась по приходам. На эти службы собирались тысячи людей. И, конечно, память об этих богослужениях, о встрече с этим замечательным пастырем хранится в сердце всю жизнь. Отцу Сергию Правдолюбову было 33 года, когда он имел счастье в качестве протодиакона сослужить митрополиту Антонию на всенощной и Литургии в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. О том, каков владыка Антоний у Престола, о тайне слова проповеди, о притягательности святых людей, пребывающих в Богообщении, – настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, доктор богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов . Голос с неба Первая встреча с владыкой Антонием у меня произошла в Москве в 1967–68 учебном году. Не личная встреча, а встреча через радио. Но встреча поразительная! Я, если раньше и слышал его беседы, то не обращал внимания, а, может быть, даже и не слышал. В Рязанской области, где я вырос, у нас был хороший приемник. Мы слушали «Би-Би-Си», иногда «Голос Америки», духовные и церковные передачи. Но я не очень прислушивался. И уже в Москве я услышал митрополита Антония! Каждую субботу пять минут он говорил о Христе. Всего пять минут! В 1967 году я уехал из Рязанской области и поступил в музыкальное училище имени Гнесиных в Москве. Две моих сестры тоже учились в этом училище и институте. Так мы, отстояв всенощную, каждую субботу спешили в общежитие, для того чтобы послушать эти пять минут владыку Антония. Когда я впервые услышал его, это была действительно встреча! Так, как говорил он, не говорил никто. За пять минут сказать о Господе Иисусе Христе очень трудно, а владыка даже в немногие слова умел вкладывать глубинный смысл отношений с Богом. Эти беседы мы записывали на катушечный магнитофон «Романтик», быть может, где-то у сестер есть эти записи…

http://pravmir.ru/apostolskaya-sila-prop...

Разделы портала «Азбука веры» Церковь считает блуд смертным грехом, а современное общество считает беспорядочные связи естественными и даже изысканными, на девственность же смотрит с насмешкой. Так было и в античной Александрии, из которой происходила Мария Египетская — блудница, ставшая образцом покаяния. Накануне дня ее памяти, 14 апреля, о страсти блуда рассказывает протоиерей Сергий Правдолюбов . Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества.  прп. Иоанн Лествичник Девственность — сегодня это слово звучит крайне неприлично, почти как ругательство. Трудно найти христианскую добродетель, которая была бы более осмеяна современным обществом, чем целомудренное хранение себя до брака. Почему Церковь продолжает стоять на своем, и утверждать, что супружеские отношения между двумя людьми не должны начинаться до брака. Почему блуд — это смертный грех? Как блуд действует на человека, что дает ему и чего лишает? Объясняет настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, магистр богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов : — Почему Церковь называет блуд тяжелым, смертным грехом? Человек ведь «никого не убил и не ограбил»? — Апостол Павел говорит: “Могу ли я отдать свои члены, которые являются и членами Христовыми, блуднице?” Когда я причащаюсь Тела и Крови Христовых, я становлюсь так же участником и членом тела Церковного и даже тела Христова. «Отдам ли блуднице? Да не будет!», — говорил апостол Павел. Это очень важные слова. Этот запрет подтверждается практикой. Когда видим перед собой блудницу, смотрим на нее, нам страшно становится, причем от возраста человека это не зависит. Человек может быть совсем молодой. Я видел одну такую, пришедшую к нам на службу на приходе, ей было всего лет 20. Она была вся как будто выжженная изнутри, как будто внутри у нее ничего нет, и это было очень-очень страшно. В юности лично я тоже задавался вопросом, а какой в этом грех? Как мне объяснили некоторые батюшки, человек, соединяющийся с противоположным полом, образует такое таинственное единство, которое пока нельзя объяснить рационально и научно. Человек соединяется с другим в полном смысле этого слова. Он срастается с ним какими-то такими нитями и такими физическими и духовными связями, что когда он уходит, то разрывает себя и разрушает эту связь. Я не говорю о душе, это очень высокая материя. Но даже на психофизиологическом уровне человек терзается, рушится, рассыпается изнутри так, что на человека после этого страшно смотреть.

http://azbyka.ru/pochemu-blud-jeto-greh

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010